С введением в действие нового федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования актуальной и новой задачей является оценка общих и профессиональных компетенций обучающихся и их развитие, которые обеспечивают обучающемуся «умение учиться», формируют способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Одним из способов оценивания обучающихся является учебный портфель (портфолио). Портфолио позволяет обучающемуся показать то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, а также дает прекрасную возможность не столько для оценки его достижений, сколько для самооценки. Портфолио также позволяет взглянуть на обучающегося с разных сторон и способствует активной внеклассной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-prakticheskaya_rabota_elektronnoe_portfolio_obuchayushchegosya.doc | 107.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 64»
Научно-практическая работа
«Электронное портфолио обучающегося»
Выполнил: обучающийся 3 курса
Финашко Дмитрий Валерьевич
Руководитель:
Калиниченко Алена Федоровна,
преподаватель
Р.п. Полтавка
2012 г.
Введение
С введением в действие нового федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) начального профессионального образования актуальной и новой задачей является оценка общих и профессиональных компетенций обучающихся и их развитие, которые обеспечивают обучающемуся «умение учиться», формируют способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков.
В условиях современной, интенсивно развивающейся и меняющейся системы образования преподаватели ведут активный поиск новых альтернативных форм контроля и оценки учебных достижений.
В рамках новой образовательной парадигмы ведется разработка и внедрение инновационных технологий обучения и воспитания, направленных на развитие общих и профессиональных компетенций. Одним из способов оценивания обучающихся является учебный портфель (портфолио). Данная технология – основа для индивидуального маршрута обучения.
Высокое качество обучения, прочность и систематичность знаний, развитие профессиональных умений и навыков, воспитание необходимых свойств и качеств характера – все это вмещает в себя понятие «развитие профессиональной компетентности будущего специалиста». Выпускники нашего училища должны отличаться широким кругозором, высоким уровнем профессиональной грамотности, способностью к самообучению и самоанализу. Но существующая система оценивания не позволяет показать весь диапазон и глубину развития обучающегося.
Портфолио – это и коллекция работ обучающегося, и выставка учебных достижений обучающегося по определенному предмету за конкретный период обучения (семестр, год); и форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов обучающегося; и антология работ обучающегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
Таким образом, портфолио позволяет обучающемуся показать то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, а также дает прекрасную возможность не столько для оценки его достижений, сколько для самооценки. Портфолио также позволяет взглянуть на обучающегося с разных сторон и способствует активной внеклассной деятельности.
На наш взгляд, основная цель введения портфолио - это формирование ключевых компетенций личности через рефлексию и анализ своей деятельности.
Являясь эффективной формой оценивания, система портфолио позволяет также решать важные педагогические задачи:
Портфолио предоставляет реальную возможность обучающемуся самому решать следующие задачи:
Цели нашей работы:
Задачи:
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретический материал по разработке электронного портфолио могут использовать преподаватели и обучающиеся разных профессий.
Практическая значимость заключается в разработке модели электронного портфолио обучающегося, помогающего в поисках работы после окончания учебного заведения.
Глава I. Возможности портфолио в оценивании достижений обучающихся
1.1. Понятие портфолио в образовании
Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, каждому знакомы понятия « министерский портфель», «портфель инвестиций».
Существует огромное разнообразие определений портфолио. «Портфолио – это коллекция определённой области». Некоторые исследователи рассматривают портфолио как «рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся». [3]
К. Варвус описывает портфолио как «систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых». [4]
Ещё одно определение предложено Д.Майером: «Портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося». [2]
Фрай определял портфолио как «своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста». Аналогична точка зрения Э. Стаффа, который рассматривает портфолио как коллекцию работ обучающихся, которая раскрывает его аффективное и когнитивное развитие». [5]
Ещё одно определение, широко принятое сегодня в зарубежной педагогике: «Портфолио – отчёт по процессу обучения ребёнка: что ребёнок узнал и как проходил процесс обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создаёт; и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими».
Недостаток традиционной оценочной системы, основанных на отметках как стимуляторах учения, обнаружился уже в середине 19 века. Появилась необходимость усовершенствования оценочной сферы. В связи с этим возникла огромная и неразрешимая, на первый взгляд, проблема оценивания, возникла необходимость изменить сам подход к оцениванию ученика, а это предполагает изменение философии оценки. В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода – обучение учащегося самоорганизации своей деятельности, что в свою очередь порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценки учащихся. Вот почему в последнее время появился портфолио, ведь он являлся альтернативным способом оценки. Основной смысл портфолио «показать всё, на что ты способен».
1.2. Виды образовательных портфолио
Выделяют следующие виды портфолио:
1. Документационное портфолио – портфель документированных индивидуальных достижений. Здесь предполагается возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Документы или их копии должны быть помещены в портфолио.
Портфолио этого типа дает представление о результатах, показывает процесс индивидуального развития профессиональной деятельности обучающегося, но не описывает его творческой активности, его творческого стиля, интересов.
2. Портфолио «работ» представляет собой собрание различных творческих и проектных работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений.
В данном разделе портфолио дается качественная оценка: например, по размерам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ.
Портфолио этого типа дает представление об учебной и творческой активности обучающегося, направленности его интересов.
3. Выставочное портфолио демонстрирует способности обучающегося в лучшем свете. В него включаются все материалы, свидетельствующие о процессе обучения. Эта форма портфолио дает возможность самооценки обучающегося, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением. В данный вид портфолио обучающимся предлагается собирать отзывы на творческие работы и на практики, фотографии изделий выполненных собственными руками, чтобы показать потенциальному работодателю.
Важной составляющей является самооценка обучающегося, его рефлексия на собственную деятельность. Бывает, что обучающийся представляет неплохие результаты по каким-нибудь работам, а выполняет при этом работу с большим нежеланием, о чем часто не подозревает. В результате обучающийся может получить рекомендации заниматься тем, где он будет успешен, т.е. помочь обучающемуся «найти себя».
4. Портфолио отзывов — оно включает оценку обучающимся своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, а также отзывы, представленные преподавателями и работниками системы дополнительного образования (возможна характеристика со стороны родителей). [1]
Глава II. Электронное портфолио как средство оценки сформированности компетенций обучающегося
2.1. Электронный портфолио как средство подготовки к профессиональной деятельности
Когда молодой специалист устраивается на работу или ищет возможность продолжить свое образование, то на руках он имеет лишь диплом и вкладыш с оценками. Для того чтобы сегодня быть востребованным на рынке труда этого уже не достаточно. Работодатель вынужден проводить разного рода испытания и собеседования, чтобы понять: кто перед ним и каков же его творческий потенциал?
В этой связи, на наш взгляд, актуальным может быть сегодня создание электронного портфолио молодого специалиста - своего рода коллекции творческих и практических работ, которая дает возможность работодателю увидеть результаты интеллектуального труда претендента на работу, его достижения в различных областях, а также дает возможность оценить и его творческий потенциал.
Обучающийся, создающий портфолио, фиксирует, систематически собирает, накапливает, и демонстрирует приобретенный опыт и достижения. Портфолио создается в электронном виде и носит именной характер. Создавая электронное портфолио, мы учли его основные характерные черты: целеполагание, обновляемость, полнота, индивидуальность, творчество, научность .
2.2. Структура портфолио обучающегося БОУ НПО ПУ № 64
Портфолио заполняется обучающимся с первого курса. Обучающиеся определяют цели, планируют свою деятельность на ближайшее время и работают над портфолио в соответствии с личным планом до выпуска.
Ведение портфолио осуществляется самим обучающимся в печатном (папка-накопитель с файлами) или электронном виде. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио за время обучения в образовательном учреждении, датируется. Фиксация образовательных результатов осуществляется систематически.
Четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в электронное портфолио, нет. Это полностью зависит от конкретного обучающегося, его инициативности, профессиональных притязаний. Мы предлагаем включить в модель портфолио обучающегося следующие структурные элементы:
Титульный лист.
Он оформляется на отдельном листе и содержит следующую информацию: наименование учебного заведения, год начала работы с портфолио.
Содержание: перечень основных разделов
Раздел 1. Общие сведения:
Раздел 2. Портфолио социальных документов (копия аттестата, свидетельства о рождении, паспорта, страхового пенсионного свидетельства, ИНН, справка о составе семьи, документ, удостоверяющий статус обучающегося: опекаемый, сирота)
Раздел 3 . Рабочее портфолио.
3.1. Официальные документы
В этом разделе помещаются все имеющиеся у обучающегося сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: копии документов (свидетельств), подтверждающих обучение по программам дополнительного образования; информация о наградах, грамотах, благодарственных письмах; копии документов (свидетельств), подтверждающих участие обучающегося в различных конкурсах (соревнованиях и т.д.) и другие документы по усмотрению автора.
3.2. Уровень профессиональных знаний.
Данный раздел портфолио ориентирован на отражение уровня профессиональных знаний обучающегося, реализуемого в различных направлениях деятельности, таких как ведение научно-исследовательской работы, написание курсовых и дипломных работ, индивидуальная программа по самообразованию, которая включает в себя написание рефератов, контрольных работ, разработка междисциплинарных проектов (заданий), презентаций.
3.3. Уровень профессиональных умений.
В данном разделе фиксируются материалы, отражающие деятельность автора портфолио по обобщению и распространению профессиональных знаний в виде участия в научных конференциях, семинарах, разработки методических и дидактических материалов, творческих отчетов, рефератов, докладов, а также наличие собственных дидактических разработок.
Раздел 3.4. Уровень профессиональных навыков.
В данном разделе студентом фиксируются показатели качественной результативности реализации профессиональных знаний и умений в процессе прохождения учебной практики на производстве. Критериями качества являются: дневник по практике, самоотчет о прохождении практики, характеристика с места прохождения практики, отзыв и рекомендации руководителя практики.
3.5. Участие во внеучебной деятельности.
Помимо реализации основной учебной деятельности активного, творческого специалиста, зачастую характеризует участие во внеучебной воспитательной и культурно-досуговой деятельности, к которой относятся следующие формы: подготовка и участие в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, выставках с указанием результатов; разработка сценариев досуговых и развлекательных мероприятий (возможно предоставление текстов, фото и видеоматериалов по проведенным мероприятиям); творческие работы, выполненные автором.
3.6. Дополнительное образование будущего специалиста.
Творческая активность будущего специалиста может быть реализована не только в рамках учебной и внеучебной деятельности, но и при получении дополнительного образования. В этом разделе фиксируется участие обучающегося в работе кружков, секций, студий, секций, получение дополнительной специализации и т.д.
Раздел 4. Показательное портфолио
4.1. Сведения о награждениях и поощрениях (дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты, благодарственные письма)
4.2. Сведения СМИ (вырезки, копии из средств массовой информации о личных достижениях)
Раздел 5. Портфолио отзывов и рекомендаций.
В данном разделе могут быть представлены отзывы педагогов, руководителей разных уровней, коллег, рецензии на разработки обучающегося, письменные рекомендации научных руководителей, отзывы о качестве реализации деятельности обучающегося и ее результатах.
Раздел 6. Портфолио самоотчета и самооценки (самоанализ результатов по итогам семестров, самооценка, планы на будущее).
Для оформления портфолио в электронном виде мы предлагаем придерживаться следующих правил:
1. Текстовые документы представлять в формате Word 2003 или Word 2007.
2. Параметры текстового редактора: поля – верхнее, нижнее – 2.0 см, левое – 3.0 см, правое – 1.5 см, шрифт Times New Roman, высота 14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, красная строка 1.25;
3. Документы, содержащие подписи и печати, сканируются в формате JPG или PDF. Отсканированный текст, подписи и печати должны читаться без затруднений в масштабе 1:1;
4. В текстах не допускается сокращение названий и наименований;
5. Все страницы нумеруются в нижнем правом углу (нумерация начинается с титульного листа, номер на первой странице не ставится).
Заключение
Создание электронного портфолио способствует развитию мультимедиа-компетентностей обучающегося. Работа над материалами портфолио развивает общую грамотность, коммуникативную компетентность и навыков решения проблем.
Таким образом, формирование портфолио является творческой работой, позволяющей на основе всестороннего системного осмысления проанализировать и обобщить результаты своей профессиональной деятельности, что, несомненно, является способом определения направлений и стимулом дальнейшего профессионального развития.
Электронное портфолио молодого специалиста дает возможность работодателю увидеть результаты интеллектуального труда претендента на работу, его достижения в различных областях, а также дает возможность оценить и его творческий потенциал, наметить перспективные линии развития специалиста.
Рекомендации
1. Мы предлагаем администрации училища ввести форму аттестационного испытания – презентация портфолио, в ходе которого обучающийся представляет экспертной комиссии свидетельства своего профессионализма и результаты проделанной работы за определенный период времени. Качество презентации при защите портфолио рекомендуется оценивать по следующим показателям:
Библиографический список
Нора Аргунова. Щенята
Мастер-класс "Корзиночка"
Рисуем тыкву
Как нарисовать небо акварелью
Весёлая кукушка