Актуальность исследовательской работы - она дает толчок для дальнейшего исследования и осмысления нашей истории.
Новизна состоит в том, что роль школы, семьи, как реального противовеса давлению телевидения в формировании нравственных ценностей, моральных ориентиров незаменимы для воспитания психологической и духовно - здоровой гармоничной личности, способной разбираться в сложностях взаимоотношений, ситуаций и делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой.
Знание об общечеловеческих ценностях, нравственности, морали подтверждают их существование, и помогает молодому поколению выработать собственную морально - нравственную установку.
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennye_osnovy_obrazovaniya_1.docx | 406.21 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Мошенское»
Исследовательская работа
«Духовно-нравственные основы
образования: прошлое, настоящее, будущее»
в номинации «Культурное наследие»
туристско-краеведческого движения «Отечество»
Выполнил: Волков Дмитрий,
ученик 10 класса
Руководитель: Г.В.Тренченко,
учитель истории МАОУ СОШ с. Мошенское
2011 г
Содержание.
России».
Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием
российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самой уязвимой его части - детях.
Прежние устаревшие стереотипы проведения, нормативы и ценностные ориентации разрушены.
Молодое поколение оказалось под давлением всё усиливающегося социального стресса. В этой ситуации формирование человеческих ценностей, морали, нравственных устоев происходит стихийно, а жизненные навыки, позволяющие принять и сохранить свою индивидуальность, выработать здоровый и эффективный жизненный стиль, отсутствует у подавляющей массы молодого поколения.(1)
Современные подростки и юноши находятся в нравственном вакууме, многие из них затрудняются в выборе тех ценностей, которые необходимо сделать своими внутренними ориентирами.
Это тем более печально, так как школьный возраст - это период, когда формирование моральных, нравственных идеалов проходит весьма активно, являясь одним из новообразований данного периода.
Актуальность исследовательской работы состоит в том, что она дает толчок для дальнейшего исследования и осмысления нашей истории.
Цель исследовательской работы – усвоение знаний с целью духовного совершенства человека.
Новизна исследовательской работы состоит в том, что роль школы, семьи, как реального противовеса давлению телевидения в формировании нравственных ценностей, моральных ориентиров незаменимы для воспитания психологической и духовно - здоровой гармоничной личности, способной разбираться в сложностях взаимоотношений, ситуаций и делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой.(2)
Знание об общечеловеческих ценностях, нравственности, морали подтверждают их существование, и помогает молодому поколению выработать собственную морально - нравственную установку.
Задачи исследовательской работы:
1. Расширение культурного кругозора.
2. Формирование нравственных идеалов у молодого поколения.
3. Вовлечение школьников в активную краеведческую работу.
_________________________________________________________
1.Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Россия. Духовное возрождение.
М., Фонд содействия развитию социальных и политических наук,1999, с.217
2.А.И. Половинкин. «Православная духовная культура». М., Владос, 2003,
с. 103-106.
Объект исследования – известные духовные деятели России, земли Новгородской.
Методы проведения исследования.
1.Накопление научного материала (ознакомление с теорией истории
вопроса, литературными источниками
2. Осмысление собранного материала: сравнение, анализ.
3. Проверка и уточнение фактов: критика, консультации, выводы
Источники – письменные (газеты, журналы, литература), изобразительные
(фотографии), устные (беседа, интервью).
Московского и всея Руси Алексия II.
Алексий (в миру Алексей Михайлович Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Сын юриста, ставшего священником и эмигрировавшего в Эстонию. Родился в Таллинне, в «независимой» Эстонии. Учился в семинарии в Ленинграде (1949 г.). В 1950 году рукоположен в сан священника. Окончил Духовную академию в Ленинграде (1953 г.). Священник в Тарту (1957 г.). Протоиерей (1958 г.). В 1961 году в Троицко-Сергеевской лавре принял монашеский постриг с именем Алексий. Архиепископ (1964 г.). С 1964 по 1968 года – управляющий делами Московской патриархии. Председатель Комиссии христианского единства и межцерковных отношений (1963-1979 гг.). Митрополит Таллиннский и Эстонский (1968 г.). Член ЦК Всемирного совета Церквей (1961-1968 гг.). Тесно связан с Валаамским монастырем, главным центром иноческой жизни на Севере России. Митрополит Ленинградский и Новгородский (1986 г.). Сыграл главную роль в канонизации святой Ксении в Петербурге и возвращении мощей святого Александра Невского из музея на прежнее место в Александро-Невской лавре. После смерти Патриарха Пимена избран Патриархом Московским и всея Руси (с 7 июня 1990 г. по 2008 год). Совершил богослужения во многих известных русских соборах, которые были закрыты после революции 1917 г. (храм Василия Блаженного на Красной площади, Успенский собор в Кремле, церковь коронации русских царей, Исаакиевский собор в Петербурге). Сделал заявление, что Декларация Сергия (Старогородского) не может считаться выражением свободной воли Церкви.)
Международная деятельность Алексия II.
С 1964 года – постоянный член Священного синода;
с 1966 года - президент Всемирной конференции «церковь и общество»;
с 1971 года - вице-председатель Президиума и совещательного комитета (КЕЦ);
с 24 января 1990 года - член правления Советского фонда милосердия и
здоровья.
Ученые звания и почетное членство.
возрождения России.
Церковные награды.
- Орден святого равноапостольного князя Владимира II;
- Орден Поместных Православных церквей.
Государственные награды.
1988 год - орден Трудового красного знамени;
1997 год - орден «За заслуги перед Отечеством».
Почетные труды.
Исследование «Очерки по истории Православия в Эстонии», за которое в 1984 году удостоен степени доктора церковной истории.
Церковь прирастает новыми храмами и тысячами храмов восстановленных. Что особенно значимо не только для Церкви, но и для всей русской истории. При патриархе Алексии церковь возвращается и к социальному служению, помогает сиротам и убогим, создает приюты для детей. Православие освящено солнцем искренней молитвы за Россию и служением тем, кто нуждается в помощи и поддержке. Патриарха Алексия смело можно назвать Алексием - Строителем.
Выступая на празднике, в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне он сказал, обращаясь к молодому поколению: «Нужно ли через 60, 100 лет писать и говорить о войне? Очень даже нужно, потому что это имеет огромный воспитательный смысл, особенно для молодежи.
Старшие поколения, поколения которые выстояли, победили, показали образцы героизма и мужества, любви к Родине, не должны быть забыты никогда и никем. Молодежь должна внятно знать историю России, чувствовать героизм, которым полна наша история на протяжении веков» (4)
Надо воспитывать в себе нравственные устои, которые бы создавали духовный мир человека. Человек - это храм. Работать над собой - это задача земной жизни человека. Мне кажется, начинающие жить люди должны строить свой храм, помня о малых делах. Не надо ждать времени. Каких-то особых свершений.
_______________________________________________________
3.А.Ю. Низовский «Знаменитые люди».- М: Вече,2000. с.53-60.
4.А.Ю. Низовой «Знаменитые люди».- М: Вече, 2000. с.15-17
Улыбнись старому, протяни руку слабому. То же самое мы должны делать и в отношении наших ближних.
ПАТРИОТИЗМ: патриотизм - это источник нравственности, глубокое, благородное чувство, которое утверждалось в человеке веками. Патриотизм - это любовь к своему народу, к своей Отчизне. Каждый, даже самый малый народ гордится делами своей страны, города, села. У России достаточно достижений, которые возвышают наше Отечество и которыми гордятся не только соотечественники, но и все человечество. Я бы сказал, особенно обращаясь к юношам, любите свой народ, любите свою Родину, ближних и берегите свою честь.(5)
ИСКРЕННОСТЬ: Человек искренен изначально. Человек искренний - это человек более чистый, как мне кажется. Слушайте советы многих людей, особенно опытных, но для себя находите золотую середину, с которой вы согласитесь. С искренностью созвучна способность к дружескому общению, доверительность, достоинство. Находите возможности, чтобы реализоваться в этом мире. Помните, быть личностью - от этого зависит будущее России.(6)
В 1999 году издана книга Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. «Россия: духовное возрождение». Это уникальный труд, первый и единственный пока в новейшей истории России, проект по духовному возрождению России, неискаженный прессой, незамутненный сплетнями. Это книга - материал для самопознания, для раздумий и выбора нравственных путей.
Борюсь, чтоб то, что даровал мне Бог,
Мог людям я отдать все без остатка.
И смысл жизни вижу в этом,
Что жизни смысл
Я вижу - в стремлении отдачи постоянно
То истина, то свято для меня.
(Алексий II) (7)
___________________________________________________________________________________________________
5-6. Д.А. Кураев «Школьное богословие».- М; Норма, 2005.с.11-12
7.Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Россия, Духовное возрождения. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1999.-с.18
В наше время, время видимой социально - экономической и социально - политической нестабильности России, происходит её очищение от духовных и нравственных пороков, насаждавшихся в течение семидесятилетий господство тоталитарной системы.
Новгородская земля также переживает время исторического оправдания и духовно-нравственного возрождения нашего Отечества, когда народ обращается к Русской Православной церкви.
Русская Православная церковь постепенно возвращает себе историческое место на Новгородской земле. Большинство новгородцев и мошенчан считают Православие тем источником Духовности, социальной силы, которой способен помочь возродить униженную и оскорбленную страну, помочь выстоять ее гражданам тяжелых житейских заботах, о хлебе насущном.
Духовную жизнь на Новгородской земле с 20 июля 1990 г. возглавляет епископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий Николай Львович) 25 февраля 1995 г. возведен в сан архиепископа. |
Дата рождения: 13 апреля 1946 г.
Дата хиротонии: 1 ноября 1987 г.
Дата пострига: 28 марта 1971 г.
Биография:
г. Рабат (Марокко).
Образование:
Ленинградская духовная семинария.
1975 г. — Ленинградская духовная академия.
Епархия:
Новгородская и Старорусская епархия
Награды:
Церковные:
Светские:
Православие на Новгородской земле не знает границ: это и встречи в школах, крестные ходы, помощь детским домам, домам престарелым, инвалидам войны и труда. Все это способствует улучшению нравственного и патриотического воспитания населения, особенно молодежи.
Стоит мое село на тихой реке Уверь, берущей начало в живописном озере Карабожа. От Боровичей село отделяет 50 километров, столько же до станции Хвойная. Это выходы к железной дороге Москва – Петербург. До обеих русских столиц всего несколько часов езды.
Мой край этот связан с древнейшей историей. Задолго до нашей эры люди проложили здесь путь по реке Уверь, обходя опасные пороги на реке Мста и прокладывая дорогу к северным рекам. Здесь обитали славяне и близкие им народы: финно-угры и балты. По поводу происхождения названия села существует целый ряд версий. Среди них наиболее вероятна связь со словом «мошна» – кошелек, сума, казна. Корни многих мошенских названий есть в новгородских берестяных грамотах и в писцовых книгах.
В XVI – Х IX веках в Мошенском строились церкви, храмы. Одним из
старинных храмов в Мошенском является храм святителя Николы Чудотворца Мирлекийского. На Никольской стороне церковь каменная, с каменной
колокольней, построена в 1787 году.
________________________________________________________
8.http://www.patriarchia.ru/db/text/38914.html
Здание было попорчено разрушениями и переделками. В 1992 году здание передано Новгородской Епархии и снова используется как культовое. Церковь восстанавливали усилиями настоятеля храма и прихожан. Сейчас в храме святого Николая Чудотворца совершаются службы, обряды, возрождается приходская жизнь.
В 1722 году в Спасско-Мошенском погосте построена новая церковь “во имя Преображения Господня” (Спаса).
Внутреннее пространство Спаса-Преображенского храма разделяется 3-мя капитальными стенами на 4 отделения: главный алтарь, средняя часть главного храма, трапезу и притвор. Церковная трапеза покрыта железною крышею на два ската, а главный алтарь на пять. Под железною кровлею сохранилась прежняя деревянная крыша, покрытая в два ряда тесом. |
Между рядами теса положен ряд бересты. Удалось найти старую небольшую фотографию церкви, сделанную издалека, через реку Уверь с юго-запада. Мелких деталей постройки на ней, к сожалению, рассмотреть невозможно, но общие формы, формы ее частей прочитываются вполне определенно. Уцелела и часть (нижняя) самой церкви. Она приделана с юга к каменной церкви, стоящей поблизости с северной стороны, построенной также в XVIII веке. Эти три источника позволяют в общих чертах судить о первоначальных формах церкви и характере перестроек XIX века. Перед нами предстает солидный храм (почти собор) XVIII века, срубленный по типу "корабля", преобладавшему в это время. Но купол - продукт XIX века. Сегодня это здание принадлежит районной библиотеке.
В безлюдном местечке Платаново Мошенского района возрождена из руин церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1823 года постройки..
Последний раз колокола звучали в церкви Покрова в 1938 году. Затем, по воспоминаниям старожилов, церковь закрыли, чтобы затем использовать храм как склад для хранения зерна, батюшку расстреляли. Люди старшего поколения до сих пор помнят имя священника — Аркадия Михайловича Остреина. Говорят, добрейшей души был человек, крестил и венчал несколько поколений местных жителей, и больше всего любил маленьких прихожан, часто угощая их яблоками со своего большого сада. Сад не сохранился, но кисло-сладкий вкус тех батюшкиных яблок прихожане, средний возраст которым от 80 до 90 лет, помнят до сих пор.
Это был большой одноглавый храм с фасадами, украшенный с четырех сторон колоннами. Он был построен на средства генерал-лейтенанта Василия Ивановича Шенина.
После отставки меценат получил земли в Мошенском районе и построил здесь усадьбу. По словам старожилов, службы в храме проходили до 1938 года. Они же говорят, что это была самая богатая и красивая церковь в районе. В годы советской власти храм был закрыт и стал аварийным. (9)
___________________________________________________________
9. http://novgorod.allnw.ru/moshensky/adminmosh.html
Восстановление церкви началось в 2011 году. Инициатором проведения реставрационных работ стал Глава района Алексей Дмитриевич Кондратьев.
В 2010 году по приглашению губернатора Сергея Митина в Мошенском районе побывал известный режиссер Никита Михалков. Он пожертвовал на восстановление церкви 500 тысяч рублей. К возрождению храма подключились также представители бизнеса, органов власти, жители района. Общая сумма пожертвований составила около 5 млн. рублей.
В течение весны и лета 2011 года строители сделали новую кровлю,
площадь которой составляет более 600 квадратных метров, восстановили купола на церкви и колокольне, выполнили с внешней стороны штукатурные и малярные работы. Осенью на колокольне установили три новых колокола. Разрушение храму уже не грозит, как это было раньше. К церкви проложили грунтовую дорогу и туда ездят молодожены, реставрировано и место расположения семейного склепа мецената В.И.Шенина.
Теперь в храме Покрова пресвятой Богородицы всегда будут звонить колокола и проходить службы. Хоть местечко Платаново и безлюдное, не сохранилось здесь ни деревни, ни усадьбы первого мецената, но все же постепенно жизнь здесь возродится.
Возрождение, по-моему, невозможно без памяти. Изучая историю православной культуры, я подумал, что подрастающее поколение должно знать имена не только тех людей, которые погибли, совершив воинский подвиг, но имена тех, кто совершили подвиг духовный и тоже погиб. Вот имена этих священнослужителей:
Из Синодика
гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных
священно-церковнослужителей и мирян боровичского благочиния НОВОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ
ХХ столетие
1. Алексей Алексеевич Верещагин, священник церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Заозерицы, приговорен Судебной тройкой Полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе 20.02.1933 к 10 годам ИТЛ, 1884 - ? гг.
[1], с.332.
2. Михаил Алексеевич Верещагин, священник церкви святителя Николая в с. Мошенское, приговорен Судебной тройкой Полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе 27.02.1930 к 5 годам ИТЛ, 1889 - ? гг.
[1], с.332.
3.* Николай Викентьевич Викентьев, священник церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Красная Горка, приговорен Особой тройкой
управления НКВД Ленинградской обл. 15.11.1937 к расстрелу, 1882-1937гг.
[1], с.332.
4.* Михаил Константинович Константинов, священник, проживал в с. Моисеиха, приговорен Особой тройкой управления НКВД Ленинградской обл. 15.11.1937 к расстрелу, 1878-1937гг.
[1], с.345.
5.* Александр Евгеньевич Смирнов, священник, проживал в с. Заозерицы, приговорен Особой тройкой управления НКВД Ленинградской обл. 25.11.1937 к расстрелу, 1889-1937гг.
[1], с.364.
6. Алексей Иванович Смирнов, священник, проживал в с. Клирошанское, приговорен Особой тройкой управления НКВД Ленинградской обл. 20.11.1937 к расстрелу, 1876 – 1937гг.
[1], с.365.
7. игумения (монашеское имя не известно) (Наталья Тимофеевна Сорокина-Синявина), проживала в с. Лисичиха, приговорена спецколлегией Ленинградского областного суда 14.11.1936 к 10 годам ИТЛ, 1871 - 19?гг.
[1], с.366.
8. Сергий Васильевич Талызин, священник, проживал в д. Гришкино Мошенского района, приговорен Особой тройкой управления НКВД Ленинградской обл. 29.08.1937 к расстрелу, 1861 – 1937гг.
[1], с.367.
9.* Иоанн Тимофеевич Троицкий, священник церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в с. Устрека, приговорен Особой тройкой управления НКВД Ленинградской обл. 15.11.1937 к расстрелу, 1895-1937гг.
[1], с.369.
10.* Александр Осипович Фрегатов, священник церкви святителя Николая в с. Мошенское, приговорен Особой тройкой управления НКВД Ленинградской обл. 15.11.1937 к расстрелу, 1879-1937гг.
[1], с.372. (10)
«Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок» (11»
Поэтому сегодня, выражая тревогу ростом негативных явлений, бездуховностью и социальным расслоением части населения, снижением общей
___________________________________________________________
10. http://slanist.ru/publ/ 98-1-0-1107
11.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
М., 2011 г.
культуры, учитывая социальный запрос российского общества на духовно - нравственную, творческую, деятельную, патриотическую личность, опираясь на духовно - нравственные национальные ценности и традиции православной культуры, опыт школ по духовно - нравственному воспитанию молодежи, хотелось бы выразить надежду, что руководители органов власти Новгородской области, работники культуры, педагоги, родители и мы молодежь, объединят свои усилия в деле духовно-нравственного возрождения России и молодого поколения, которое столь необходимо нашему народу.
Как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Родной край, его история - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Костина Т.Я. Православная культура.- М.:Владос, 2003
4. Половинкин А.И. Православная духовная культура.- М.:
Владос, 2003.
5. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Россия Духовное
возрождение. М.: Фонд содействия развитию социальных и
политических наук, 1999.
6. http://www.patriarchia.ru/db/text/38914.html
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. М., 2011 г.
И тут появился изобретатель
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Белый лист
Как нарисовать зайчика
Цветущая сакура