Работа выполнена ученицей 10-го класса в качестве домашнего задания к року по творчеству И.С. Тургенева.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Жизнь и творчество И.С. Тургенева" | 76.5 КБ |
МОУ «СОШ №4»
Русский писатель
И.С. Тургенев
(1818-1883)
жизнь и творчество
Исследовательская работа
ученицы 10 «А» класса
МОУ «СОШ №4»
Самкиной Ольги
с. Сотниковское, 2008 г.
Содержание.
С творчеством Ивана Сергеевича Тургенева, русского писателя, члена-корреспондента Петербургской АН (1860), знакомы все. Его произведения «Муму», «Бежин луг», «Первая любовь», «Ася», «Русский язык» известны каждому ученику средней школы. В этом учебном году мы знакомились с романом «Отцы и дети», который резко отличается от всех перечисленных произведений своей общественно-политической тематикой, социальной направленностью. Сквозь строки романа ясно просвечивает живое отношение автора к современной ему действительности, волнение за судьбу России, патриотизм, любовь к народу.
Из уроков литературы мы узнали, что И. С. Тургенев сыграл большую роль в развитии критического реализма. Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев пришел в литературу с новыми темами, с новыми героями: тема крепостного права, тема «лишних людей», а затем демократов-разночинцев, тема русской женщины. В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) он показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.
Его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. У многих писателей вы найдёте героинь, подобных Тургеневским. Его замечательные героини очень женственны, обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью и требовательностью к себе и другим, решительностью.
И.С. Тургенев ценен для нас прежде всего своим глубоким патриотизмом. Полный веры в русский народ, он в своем творчестве показал скрытые в народе силы, его одаренность, его душевную красоту. Тургенев дорог нам тем, что вслед за Пушкиным он обличал барство дикое в условиях крепостнического государства, прославил человека. Мы ценим Тургенева и как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтоб такой язык не был дан великому народу!»/Июнь, 1882/
Если внимательно посмотреть на лицо писателя, изображенное на портрете художника Бондаря, то нельзя не выделить большой открытый лоб, рождающий глубокие мысли, усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо, испещрённое морщинами, седую голову (в 35 лет Тургенев был уже седым). Все это говорит об остром уме, большом опыте жизни и нелёгкой борьбе писателя за истину.
Тургенев заинтересовал меня как мастер художественного слова, как талантливый психолог. Мне захотелось больше узнать о нем как о личности.
2. Обзор литературы и обоснование исследования
И всё-таки, кто же такой Тургенев? Что мы знаем о нём? В лучшем случае, кто-то внимательно прочитал биографию в учебнике, но ведь там только сухие факты. Читая и перечитывая произведения Тургенева, я осознала, что нельзя до конца понять творчество писателя, не изучив атмосферы, в которой он родился, вырос и жил, не изучив факторов, повлиявших на его внутренний мир. Поэтому я считаю эту тему важной. Ее раскрытие позволит лучше узнать творчество, личность великого человека, жившего в XIX веке – «золотом веке» русской литературы.
В своем исследовании я преследую следующие цели:
Поэтому я обратилась к дополнительным источникам информации: книгам «Жизнь и творчество И.С. Тургенева» (сост. Якушина, 1983 г.), «На Родине Тургенева» (автор Липеровская С.И.), к сети Интернет. Всё это помогло мне узнать много нового, полезного: увидеть портреты родителей и других близких людей Тургенева, природу, воспитавшую в писателе любовь к прекрасному и многое другое.
Собранный мной материал может использоваться на уроках литературы при изучении данной темы, во время проведения творческих вечеров, посвященных И.С. Тургеневу.
3. Материал и методика исследования
В качестве основной методики я использовала сопоставительный анализ статей вышеперечисленных изданий, сети Интернет и «Литературной газеты» №35 за 31 августа 1983 года.
4. Результаты исследования
ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич родился 28 октября (9 ноября) 1818, в Орле.
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица, имевшая более пяти тысяч душ крепостных. В ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь» (1860).
В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближение с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845) и прозе, близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).
Главное дело этого периода - «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии (детализированная конкретика разнородных пейзажей), враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью («Певцы»).
В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом, повестью «Два приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.
До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция «Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (обе 1856).
«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859; события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»); «железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне», 1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается от вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а захваченные страстью или идеей погибнут); зажатые меж «реакционной» и «революционной» пошлостью персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник Нежданов, еще более «новый» человек, но по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877); все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических типов героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср. программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).
Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской зимы 1856-57 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье») он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе (статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», 1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.
После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная статья М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым «расколом в нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д. И. Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести «Призраки» (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и «Фаусте» мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865), «Истории лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба 1877), «Песни торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883). Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе «Довольно!» (1865), воспринятом современниками как свидетельство (искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса Тургенева (ср. пародию Ф. М. Достоевского в романе «Бесы», 1871).
В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. Де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его последние приезды на родину.
Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин», 1874) и упомянутыми выше «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти, которая произошла 22 августа (3 сентября) 1883 в Буживаль, близ Парижа. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Незадолго до смерти писатель высказал пожелание быть похороненным в Петербурге, на Волковом кладбище. Рядом с Белинским.
Последняя воля писателя была исполнена.
Смерть Тургенева была воспринята как горе общее, всенародное. Поэтому похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию. Проводить великого писателя в последний путь собрались тысячи людей. Как писал один из участников похорон, «везде, на всем протяжении пройденного нами пространства, толпа облегала улицы сплошными шпалерами. Крыши, заборы, деревья, балконы, подъезды, фонарные столбы, рогатки, которыми были загорожены боковые улицы – все это было унизано народом».
5. Выводы.
Тургенев – это целый XIX век русской литературы и общественной мысли, век бурления, становления, расцвета. Иван Сергеевич застал Жуковского, Крылова, Пушкина, Кольцова, Лермонтова, а в конце жизни знал Репина, Верещагина, Третьякова, Кони, скульптора Антокольского. Доподлинно известно, что на протяжении жизни рядом с ним были Гоголь, Белинский, Плетнев, Некрасов, Грановский, Станкевич, Герцен, Огарев, Григорович, Бакунин, Аксаковы, Гончаров, Писарев, Панаев, Островский, Добролюбов, Фет, Успенский, Щепкин, Полонский, Боткин, Достоевский, Толстой… Весь XIX век. Тургенев был знаком, дружен, находился в тесных или сложных отношениях с этими людьми, и все они взаимодействовали духовно, умственно и просто по-житейски с Тургеневым.
Сам Тургенев был образованнейшим человеком. Легко говорил на нескольких языках, учился в Московском, Петербургском, Берлинском университетах. Его личными друзьями и собеседниками были Мопассан, Флобер, Эдмон Гонкур, Мериме, Доде, Золя… С Грановским и Белинским он часами вел темпераментные философские беседы о Гегеле и Канте. И вот – парадокс. Ни в одном произведении Тургенева, даже в «Записках охотника», считающихся его лучшим произведением, не прочитывается философия Гегеля или Канта, не проявляются те глубокие и разносторонние знания, которыми обладал этот незаурядный человек. Выходит, они не пригодились ему в литературном труде? Совсем нет! Такие знания нужны писателю, но не как средство достижения художественной цели. А как надежный и прочный потенциал. Они нужны для многогранности натуры, для внутренней раскованности.
Вот почему родная природа, великолепные пейзажи, замечательные типы русских людей, быт, нравы, фольклор, неизъяснимое очарование, разлитое, словно солнечный свет, - всего этого много в произведениях Тургенева, и все это написано легко, свободно, как будто все это даже незамысловато, а на самом деле глубоко и серьезно.
Специалисты подсчитали, что И.С. Тургенев в общей сложности за границей провел чуть ли не полжизни. Однако критик Владимир Солоухин писал об этом: «…смею утверждать, что Тургенев не уезжал от России ни на один день. Из России уезжал, а от России – нет. «Пребывание во Франции, - писал он Сергею Тимофеевичу Аксакову, - произвело на меня свое обычное действие. Все, что я вижу и слышу, как-то теснее и ближе прижимает меня к России, все родное становится вдвойне мне дорого».
6. Литература.
Аннотация.
Как руководитель исследования, считаю выбор темы удачным и своевременным, т.к. в настоящее время программа по литературе резко сокращена, и в ее рамках учащиеся не могут полноценно изучать биографии великих деятелей русской литературы. Заинтересованность учащейся в данной теме, проявленная инициатива свидетельствует о необходимости проведения подобных исследовательских работ. Материалы исследования значительно углубили знания учащейся и ее одноклассников, ознакомившихся с исследованием. Интересны выводы, сделанные ученицей. Они позволяют по-новому взглянуть на личность Тургенева. Несмотря на то, что тема достаточно разработана, ученица , на мой взгляд, нашла в ней нечто новое.
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Глупый мальчишка
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Рисуем акварельное мороженое