В настоящий момент ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства. На мой взгляд, это актуальная проблема сегодняшнего общества: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, необходимость формирования высоких морально-этических принципов у молодёжи.
Я считаю, что решению этой проблемы может способствовать создание школьных музеев. Ведь цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, то есть чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа по музейному делу | 650 КБ |
Областной конкурс исследовательских работ
«ОТЕЧЕСТВО»
ШКОЛЬНОМУ МУЗЕЮ – БЫТЬ!
(номинация «Музейное дело»)
Выполнил учащийся 11 класса «А»
МБОУ Покровская СОШ №2
Жовмирук Эдуард
Руководитель: Пономаренко А.А.,
учитель русского языка и литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение……………….……………………………………2
Введение
В будущее мы входим,
Оглядываясь на прошлое
П. Валери
Можно бесконечно говорить о духовно – нравственном воспитании, о патриотизме, пробуждая их в душах наших сограждан, но если слова не подкрепляются конкретными делами, то все это будет выглядеть не более, чем сотрясением воздуха.
Для того чтобы сделать жизнь каждого из нас и всей страны лучше,
нужно начать с самого себя: перестать быть равнодушным к тому, что происходит вокруг нас; изменить свое отношение к окружающему миру…
В настоящий момент ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства. На мой взгляд, это актуальная проблема сегодняшнего общества: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, необходимость формирования высоких морально-этических принципов у молодёжи.
Я считаю, что решению этой проблемы может способствовать создание школьных музеев. Ведь цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, то есть чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Цель моей исследовательской работы – выяснить, возможно ли сегодня, в наши дни, создать школьный музей силами учащихся при поддержке родительской общественности.
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства.
В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.
В настоящее время, по данным Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ, в стране насчитывается порядка 4780 школьных музеев, работающих в учреждениях основного и дополнительного образования учащихся. Из них музеев исторического профиля- 2060, военно-исторических музеев-1390, краеведческих - 1060, музеев других профилей: литературных, художественных, технических и др. - 270.
Работа с материалами районной газеты «Приазовская степь» дала следующие результаты: неоднократно печатались материалы о школьных музеях, особенно в последние 5-8 лет. Рассказывалось об экспозициях, новых экспонатах, юных экскурсоводах… Правда, созданы эти школьные музеи были еще в советское время.
В редакционном архиве газеты нашлось много интересной информации.
Оказалось, что в 70- 80 годы XX века было гораздо легче, чем теперь, организовать школьный музей – были очень платежеспособные помощники – предприятия и заводы, рыболовецкие бригады, шефы … Да и сами экспонаты еще не успели кануть в Лету, не говоря уже о том, чтоб быть сданными в пункт приема цветного металла или выброшенными на свалку за ненабностью.
Работа в центральной районной библиотеке и в сети Интернет тоже дала много разнообразной информации: была замечательная возможность узнать не только о школьных музеях, существующих в крупных городах практически в каждой школе, но и познакомиться с различными статистическими данными на сегодняшний день.
Например, в Интернете по адресу http://museum.panor.ru нашлось много интересной информации о крупных музеях нашей страны, о меценатах, оказывающих финансовую поддержку .
Так же встретилась статья со странным на первый взгляд названием «Конопля в школьном музее», размещенной в «Российской газете» №4331 от 3 апреля 2007 г. В ней приводятся статистические данные по Москве. Она явилась подтверждением наблюдений: в советское время школьные музеи были практически в каждой крупной школе, было время «затишья», а теперь вновь возрождается музейное школьное движение, конечно, если есть средства.
Обзор литературы и средств массовой информации позволил сделать вывод: в настоящее время возобновляется музейное школьное движение, но только школы сами должны находить средства на содержание музеев или искать спонсоров.
В СМИ материалов о создании школьного музея в нашем районе в настоящее время не было.
2. КРУГ ВОПРОСОВ
Сначала я решил выявить проблемы, волнующие ребят моей школы.
Используя анкетирование, было выявлено следующее:
Ребята предлагали заняться решением экологической проблемы обмеления нашей реки Миус; попытаться решить проблему водоснабжения; озеленения нашего села; создания молодежного кафе, как досугового центра; создания молодежной телестудии, школьного историко – краеведческого музея.
№ | Проблема | Результаты голосования |
Количество голосов |
1 | Создание молодежной телестудии | 94 |
2 | Создание молодежного кафе в селе Покровское | 115 |
3 | Создание школьного музея | 97 |
4 | Проблема реки Миус | 29 |
5 | Водоснабжение села | 13 |
6 | Озеленение улиц | 52 |
Что же по силам школьникам?
Создание школьного музея оказалось нам ближе других по нескольким причинам:
процессу, расширяя круг знаний в области истории, географии, в искусстве.
8. а еще появится возможность ощутить, что мы, школьники, находимся на позиции созидания; являемся не сторонними наблюдателями, а заинтересованными исследователями; несем личную ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему; проявляя бережное и уважительное отношение к культурному наследию.
Для того, чтобы школьный музей имел право на существование, необходимо:
- благоустроить музейное помещение (кап. ремонт)
- собрать экспонаты для выставок
- привести в надлежащий вид имеющиеся экспонаты
- оформить помещение музея
Но это еще не все: а правомерно ли все это??
2.1 ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЙ БАЗЫ
Группа учащихся нашей школы исследовала законодательную и нормативную базу по интересующей проблеме, например:
В ходе изучения нормативно – правовой базы Российской Федерации и областных законов выяснилось, что, создание школьного историко – краеведческого музея обоснованно и непротивозаконно
Изучив законодательную базу местного самоуправления, ребята пришли к выводу, что школьный музей – является структурным подразделением образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующего на основании Закона Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. №12-ФЗ, а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ.
Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности, а также то, что Учредителем музея является общеобразовательное учреждение, в котором создается музей.
В создании нашего школьного музея может оказывать материальную помощь районный отдел образования.
Финансовую поддержку школе может оказать при наличии средств Администрация Неклиновского района.
2.2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
РАЗНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Был составлен ряд вопросов социологической анкеты для местных жителей. В анкету был включен
- блок социальных вопросов (пол, возраст, семейное положение, уровень дохода, род занятий);
- вопрос о том, важен ли вопрос создания школьного музея?
- готовы ли они, после того как узнали о музее, как-то поучаствовать в его создании (варианты ответов: личный труд, предоставление строительных материалов, пожертвование, распространение информации, перевод денег на специально открытый счет , сбор экспонатов, участие в мероприятии, свой вариант);
- оставит ли анкетируемый своё имя и номер телефона.
Социологический опрос проводился в северном микрорайоне нашего села, где проживает более 900 жителей. Всего по проблеме было опрошено 510 человек различных возрастов и социальных групп, из них 275 – школьники, 235 –взрослые.
Данные опроса :
Степень важности создания школьного музея ?
Готовы ли Вы участвовать в создании музея и каким способом?
Какую сумму Вы можете пожертвовать на создание музея?
Как видно из приведенных диаграмм, большинство опрашиваемых (особенно люди старшего возраста) не считают первостепенной проблему создания школьного музея, хотя, по признанию многих, в школьном возрасте очень хотелось организовать музей в нашей школе.
Немаловажным оказался результат, приведенный на второй диаграмме: достаточно высок процент жителей, готовых помочь материально ( в среднем от 10 до 50 рублей), а есть и жители, способные пожертвовать свыше 100 рублей.
Некоторые опрашиваемые (в основном родители детей, обучающихся на данный момент в нашей школе) согласны оказать помощь в форме личного труда. В процентном соотношении это составило 13% от всех опрашиваемых.
Наши сверстники – опрашиваемые (что составило 28% от общего количества опрошенных) согласны оказать помощь в сборе экспонатов путем распространения информации по территории всего нашего села и даже близлежащих поселений.
3. МУЗЕЮ БЫТЬ! НО КАКИМ?
Для осуществления нашей цели нам необходимо помещение в стенах родной школы.
Директор школы предложил создать так называемые историко – краеведческие секторы или зоны. Но для этого необходимо несколько больших и просторных кабинетов, в каждом из которых располагалась бы определенная экспозиция. Но это затруднило бы проведение экскурсионно – познавательные работы, да и самые большие кабинеты нашей школы специфичны- кабинет химии, биологии, физики, где совсем не место музейным экспонатам.
Завуч по воспитательной работе Забежайло Ирина Анатольевна предложила сделать эскпозиционную выставку под стеклом в холле школы, но сохранность витражей и экспонатов никто гарантировать не может.
Пономаренко Антонина Анатольевна, координатор проекта, предложила использовать под музей одну из комнат школы, предназначенную для подсобного помещения.
Последнее предложение нам понравилось больше всего, поэтому мы обратились с обращением к директору нашей школы Холодову Александру Александровичу. Ответом на наше обращение стал приказ по школе № 149
После осмотра выделенного помещения мы единогласно приняли решение о капитальном ремонте стен, потолка и пола.
Здесь наши мнения разделились:
1 группа считала возможным пригласить профессиональную бригаду строителей для выполнения ремонтных работ
2 группа – ремонт осуществить силами самих учеников и их родителей при спонсорской финансовой поддержке.
Чтобы определиться, по какому пути идти, мы решили
- сделать чертеж – схему выделенной комнаты
- составить смету на капитальный ремонт
Параллельно с этим понимая, что путь реализации проекта будет нелегким и долгим, мы наметили основные вехи в своей работе, чтобы осуществить задуманное и открыть музей в 2008-2009 учебном году.
Локальная смета текущего ремонта стен и полов помещения музея была выполнена по нашей просьбе в экономическом отделе РУО Ельшиной Е.Н. и Минка Г.Н. Сумма работ по данным сметам составила 174 420 рублей (включая строительные материалы) Стоимость необходимых материалов- 34 169 рублей.
Ремонтные работы решили сделать своими силами с привлечением родителей.
Провели в школе конкурс рисунков - эскизов музейной комнаты. Лучшими оказались работы Беликовой Кристины и
Петровой Юлии
Эти рисунки подсказали возможные будущие экспозиции.
В конкурсе на лучшую эмблему нашего музея победила работа Камышанской Стефании, тогда еще ученицы 9 «а» класса.
Активисты нашей школы выступили на классных часах в своих классах, в начальной школе с призывом включиться в работу над проектом, при этом ребята выступили на родительском собрании, где присутствовали представители Попечительского совета
Интернет. На сегодняшний день многие люди пользуются услугами сети Интернет. В связи с этим мы разместили информацию о нашей идее на школьном сайте по адресу: www.pokrov2@donpac.ru
Результаты работы не заставили себя долго ждать:
- отозвались предприниматели
- отозвались жители
Первоначально было собрано 52 380 рублей, что позволило приобрести необходимые материалы для подвесного потолка и бетонной стяжки на пол.
Но самое главное – это ремонт музейной комнаты
После обработки стен «Аквастопом» и шпаклевки можно приступать и к побелке стен! Девчонки – старшеклассницы с удовольствием взялись за работу:
Музейная комната постепенно стала преображаться: навесной потолок, побеленные стены, новое освещение сделали ее светлой и уютной. Сразу же мы позаботились о безопасности наших экспонатов: установили с помощью родителей изящную решетку на окно
Пока ведется ремонт в помещении, мы не сидели сложа руки. По нашей просьбе была составлена примерная смета расходов на музейную мебель индивидуальным предпринимателем Костиной Еленой Борисовной (св –во № 23 от 02.02.2001г)
Сумма стоимости мебели оказалась очень большой - 138 780 рублей. Выхода было два: искать спонсоров или мастерить ее своими руками…
Нам повезло – Калиниченко К.В. – тот человек, который в качестве спонсорской помощи предложил нам витрины витрины, их нужно было немного починить и привести в порядок:
Очень обрадовали нас отклики жителей нашего села – помогали не только в сборе денежных средств, но и в сборе экспонатов. Так настоятель Свято - Покровской церкви отец Геннадий подарил нашему будущему музею старинную икону «Воскресение Иисуса Христа» и лампадку, пообещав подобрать из библиотеки Воскресной школы подходящие книги («Библию», молитвословы)
Работы у нас сейчас много –ведь каждый экспонат необходимо не только пронумеровать, но и записать в реестровую книгу, привести их в надлежащий вид :
Летом 2009 года на могилу к отцу - танкисту, Герою Советского Союза Юдину М.В., приехала из Санкт –Петербурга его дочь, Гусева Людмила Михайловна, со своей семьей. Гости были очень тронуты той заботой о памятнике танкистам -юдинцами об отношении к исторической памяти нашими школьниками.
По нашей просьбе из Санкт –Петербурга семья Людмилы Михайловны выслала копии документов, писем, фотографии М.В. Юдина из семейного альбома.
В результате у нас появилась возможность сделать экспозицию, посвященную Герою Советского Союза Юдину М.В., чье имя присвоено нашей школе:
Появилась возможность оформить должным образом экспозиции, посвященные ВОв:
5. ИТОГИ
Теперь у нас есть возможность собрать вот такие экспозиции, посвященные быту нашего села:
И вот наступил долгожданный день – 3.11.2010 года наш школьный музей открылся!
Первые шаги, причем на наш взгляд, довольно успешные, сделаны. Есть надежда, что откликнутся еще люди, неравнодушные к истории родного края и готовые оказать помощь материально и в сборе экспонатов. А главное, школьники и все, кто им помогал, смогли убедиться сами и убедить других – школьный музей даже в наше сложное время создать МОЖНО!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
ГАЗЕТЫ:
газета Дона «Родник»
газета «Заря» (архив Терещенко Н.Г.)
газета Неклиновского района «Приазовская степь»
газета Дона «Молот»
Журналы :
«Музей»
«Мир музея»
Книги:
Садкович Н.П. Практические рекомендации по созданию текста истории школы. – М. 1999
Строев К.Ф. Краеведение - М. Просвещение 1974
Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого пространства – М. 1994
Интернет – ресурсы
Фотоматериалы из личных архивов
Обработка данных соц.опроса
Безопасность обеспечена!
Побеленные стены и новый потолок,
яркое новое освещение
Стены готовы к побелке
Уборка - дело нетрудное,
но пыльное
Первоначальный вид комнаты
Первых посетителей встречают юные экскурсоводы
В умелых руках оживает история
ФОТОГРАФИИ ЮДИНА М.В. ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА
Копии документов, писем Героя Советского Союза Юдина М.В.
Будьте как солнце!
Северное сияние
Просто так
Госпожа Метелица
Сказки пластилинового ослика