Маша увидела на кожице мандарина несколько маленьких белых пятен. Она спросила у мамы, что это такое? Мама мне ответила, что это начала расти плесень, что всего в природе существует четыре царства - бактерии, грибы, растения и животные, и плесень относится к царству грибов.
В толковом словаре Д.Н. Ушакова Маша прочитала, что плесень – это мицелий гриба, появляющийся в сырых местах на различных предметах и органических телах и вызывающий их порчу. Она решила узнать, что такое плесень? Вредна ли плесень для человека? Как она образуется? Чтобы ответить на свои вопросы, девочка начала исследовательскую работу.
Цель исследовательской работы: выяснить, к какому царству относится плесень. Изучить особенность строения и жизнедеятельности плесени. Выяснить ее влияние на живой организм.
Моя гипотеза: плесень относится к царству грибов, она играет не только отрицательную роль в жизни человека.
Задачи:
- изучить строение плесени
- изучить особенности развития и размножения плесени
- выяснить и изучить влияние плесени на живой организм
-узнать какую роль играет плесень в жизни человека.
Работу Маша проводила по плану
1)Познакомиться с материалами о существовании плесени в справочной литературе.
2)Провести опыты, которые помогут определит к какому царству относится плесень.
3) Узнать строение плесени.
4) Провести опыты, помогающие определить условия образования и роста плесени.
5) Узнать из справочной литературы интересные факты о жизни плесени.
6)Сделать выводы по результатам исследовательской работы.
Маша представила свою работу на городском Дне науки в 20012 году.
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 670.24 КБ |
prezentaciya_plesen_aksenova_masha.pptx | 1.74 МБ |
Муниципальное образовательное учреждение
гимназия №15
г.о. Орехово-Зуево
Исследовательская работа
«Что такое плесень?»
Выполнила: Аксенова Мария,
ученица 3 класса «А» ,
МОУ гимназия №15. Научный руководитель:
Полякова А.В.,
учитель начальных классов.
г.о. Орехово-Зуево
2012
Оглавление
1.Введение.
2. Теоретическая часть.
3.Практическая часть (Проведение опытов).
4. Некоторые факты о жизни плесени.
5. Результаты исследовательской работы.
6.Выводы.
Описание работы
1. Введение
Однажды, за завтраком, я хотела съесть мандарин, который остался после новогодних праздников. Взяв его в руки, я обратила внимание, что на его кожице есть несколько маленьких белых пятен. Я спросила у мамы, что это такое? Мама мне ответила, что это начала расти плесень, что всего в природе существует четыре царства - бактерии, грибы, растения и животные, и плесень относится к царству грибов.
В толковом словаре Д.Н. Ушакова я вычитала, что плесень – это мицелий гриба, появляющийся в сырых местах на различных предметах и органических телах и вызывающий их порчу. Конечно, я многое не поняла из прочитанного материала, и решила узнать, что такое плесень? Вредна ли плесень для человека? Как она образуется? Чтобы ответить на свои вопросы, я решила провести исследовательскую работу.
Цель моей исследовательской работы: выяснить, к какому царству относится плесень. Изучить особенность строения и жизнедеятельности плесени. Выяснить ее влияние на живой организм.
Моя гипотеза: плесень относится к царству грибов, она играет не только отрицательную роль в жизни человека.
Задачи:
- изучить строение плесени
- изучить особенности развития и размножения плесени
- выяснить и изучить влияние плесени на живой организм
-узнать какую роль играет плесень в жизни человека.
План работы
1)Познакомиться с материалами о существовании плесени в справочной литературе.
2)Провести опыты, которые помогут определит к какому царству относится плесень.
3) Узнать строение плесени.
4) Провести опыты, помогающие определить условия образования и роста плесени.
5) Узнать из справочной литературы интересные факты о жизни плесени.
6)Сделать выводы по результатам исследовательской работы.
2.Теоретическая часть
Любые организмы в мире природы нельзя расценивать только как что-то плохое или хорошее. Взаимоотношения человека с живой природой намного сложнее и интереснее. Люди лучше представляют себе мир животных и растений, которые каждый день можно видеть, слышать, наслаждаться видом и общением. Нас не удивляет великое разнообразие форм окружающих растений и животных. Почему бы также не относиться к плесени?
Если оглядеться вокруг, то мы все постоянно контактируем с плесенью, только никогда об этом не задумываемся. Мы помним, что вокруг нас постоянно присутствуют бактерии и вирусы, но ровно, так же везде вокруг нас находятся и микроскопические грибы. Плесени есть везде — в поверхностных слоях пресной и морской воды, на поверхности растений, в воздухе. Больше всего их содержится в почвах. Содержание спор плесневых грибов в воздухе во внешней среде обычно составляет тысячи единиц в 1 м3. Внутри помещений, в зависимости от состояния и характера их использования (жилые, общественные, производственные), эти значения увеличиваются от десятков и сотен спор в 1 м3 до нескольких десятков тысяч. Любая заплесневелая стена — прекрасный источник поступления грибных спор в воздух помещений. Важно и что находится внутри помещения.
Изменение окружающей среды не может не сказаться на развитии плесеней. Это перенос спор воздушным путём и с транспортом, с продуктами питания, произведёнными в самых разных регионах мира.
3. Практическая часть
Опыт №1.
Цель опыта: выяснить, является ли плесень живым организмом?
Оборудование: кусочек варёной моркови, коробочка из-под конфет «монпансье».
Опыт начался 15.01.12г. в 19:00. Отварив кусочек моркови, я положила ее в коробочку, и закрыла непрозрачной крышкой.
15.01.12г.
На второй день я никаких изменений на кусочке моркови не увидела. На третий день, 17.01.12г., я увидела, что морковь покрылась белой слизью, снизу начал образовываться белый пушок, появился неприятный запах.
17.01.12г.
В течение следующих двух дней пушок подрос, распространился на большей поверхности кусочка моркови, запах усилился. 20.01.12г. пушок подрос и приобрел желтый цвет.
20.01.12г.
Вывод: плесень растет. Значит, это живой организм.
Предположим, плесень относится к царству растений, значит, питание должно происходить через процесс фотосинтеза, но она выросла в полной темноте, для ее питания не нужен солнечный свет.
Вывод: к царству растений плесень не относится.
Предположим, что плесень относится к царству животных, значит, она должна заглатывать частицы пищи, но плесень питалась за счет кусочка моркови, не заглатывая пищу, как животные, а всасывая всей своей поверхностью. Во-вторых, животные движутся, а плесень не может двигаться. В-третьих, у животных ограничен рост, а, наблюдая за плесенью, я убедилась, что она постоянно растёт.
Вывод: к царству животных плесень не относится.
Я узнала, что бактерии имеют различную форму - шаровидную, палочковидную, спирали и т.д. Некоторые бактерии имеют жгутики, с помощью которых они движутся. А наша плесень напоминает пушок, состоящий из маленьких ниточек.
Вывод: к царству бактерий плесень не относится.
В результате наблюдений выяснила, что плесень относится к царству грибов: питается готовыми органическими веществами, она неподвижна и растет.
Опыт №2 Наблюдение.
Цель: узнать строение плесени.
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, кусочек плесени.
Описание опыта: помещаю в микроскоп, на предметное стекло, кусочек плесени, которую я отщипнула от моркови.
Я увидела, что плесень состоит из тоненьких ниточек, все они переплетаются, образуя как бы паутину. Тело большинства грибов представляет собой переплетенные тонкие нити, которые называются гифами (от греч. «гиф» - «ткань», «паутина»).
Опыт №3.
Цель опыта: определить условия образования и роста плесени.
Оборудование: 3 кусочка хлеба «Столичный», 3 пластиковые коробочки, холодильник, вода.
Описание эксперимента: взяла три кусочка черного хлеба, два из них увлажнила водой, и поместила эти кусочки в разные коробочки, пронумерованные цифрами от «1» до «3»:
№1 - сухой кусочек хлеба поместила в теплое место (комнатной температуры +24*С).
№2 - влажный кусочек хлеба поместила в теплое место (комнатной температуры +24*С).
№3 - влажный кусочек хлеба поместила в холодильник (температура +12*С).
Свой эксперимент я начала 22 января в 17 часов дня. Каждый день, в одно и то же время я осматривала коробочки. Каждый день я капала на кусочек в коробочке №2 воду, так как он подсыхал, а в коробочку №3 добавляла несколько раз воду по мере высыхания хлеба.
Первые изменения я увидела 29 января. В коробочке №2, где был помещен влажный кусочек хлеба, образовался едва заметный белый пушок и появился неприятный запах. Другие две коробочки остались без изменений.
31 января я обнаружила, что поверхность пушка на кусочке хлеба в коробочке №2 покрылась черными точками, а на кусочке в коробочке №3 появился белый пушок.
1 февраля в коробочке №2 появилось зеленое пятно, пушок подрос, и в коробочке №3 пушок тоже подрос. Коробочка №1 осталась без изменений.
2 февраля в коробочках №2,3 пушок подрос, в коробочке №3 на поверхности пушка также появились черные точки.
3,4 февраля в коробочках №2 и №3 пушок подрос, в коробочке №3 появились два маленьких зеленых пятнышка, в коробочке №2 пушок стал серым, а зеленое пятно стало больше. Низ кусочка хлеба в коробочке №2 стал загнивать, запах усилился.
5 и 6 февраля в коробочке №2 запах усилился, цвет хлеба неестественный, зеленое пятно разрослось и распространилось на бок кусочка хлеба. Пушок еще немного подрос. В коробочке №3 на хлебе сбоку также появился белый пушок. 6 февраля он подрос, появилось еще несколько маленьких зеленых пятен. Цвет хлеба естественный. Коробочка №1 осталась без изменений.
7 февраля на хлебе в коробочке №2 зеленое пятнышко появилось на другом боку. Пушок в росте не прибавил. В коробочке №3 зеленые пятнышки увеличились.
8 февраля в коробочке №2 пушок подрос, появился еще в некоторых местах. Кусочек хлеба уменьшился в размерах. В коробочке №3 изменений не наблюдалось. Коробочка №1 осталась без изменений.
В течение 9,10 и 11 февраля в коробочке №2 пушок подрастал, зеленые пятна разрослись. В коробочке №3 пушок разросся по всей поверхности кусочка хлеба и появился неприятный запах. Коробочка №1 осталась без изменений.
Коробочка №2. Коробочка №3.
12 февраля я осмотрела все образцы и увидела, что в коробочке №1 образец остался без изменений, в коробочке №2 появились новые зеленые пятна, пушок подрос, в коробочке №3 зеленые пятна выросли, пушок покрыл почти всю поверхность кусочка хлеба и на нем появились черные точки.
Коробочка №2. Коробочка №3.
После начала опыта прошло более 20 дней и я решила прекратить опыт.
Вывод: главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен. Чем выше температура воздуха, тем появление и развитие плесени происходит быстрее.
4.Некоторые факты о жизни плесени
Плесень появилась на Земле 200 миллионов лет назад в числе самых первых живых организмов, но до сих пор она остаётся «тайной за семью печатями». Человек ещё в прошлом веке сумел полететь в космос, но пока не разгадал загадок «обыкновенной» плесени.
Я прочитала в книге, что в простонародье собирательным словом «плесень» называют колонии грибков, которые бывают самые разные. Всевозможные грибки могут быть окрашены в разные цвета и оттенки. Чаще всего встречаются плесени красные, жёлтые, зелёные, голубые, чёрные, бурые, серые, белые с розовым и сиреневым оттенком. Плесень при благоприятных условиях может образоваться практически везде - в почве, воде, на продуктах питания, даже на стенах домов и т.д. Это происходит из-за того, что в воздухе находится большое количество очень маленьких спор. Из них и вырастает плесень. Плесень бывает в виде слизи, корочек, пленок, рыхлого или порошкообразного налета, пушка или «ваты».
Из журнала « Вокруг света» я узнала некоторые исторические факты:
- причиной смерти лиц, вскрывавших гробницы египетских фараонов, была плесень, которая выделяла токсины.
- африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет.
- в Индии для развития плесени идеальные условия. Здесь обычен цирроз печени у детей, которых кормят желтым рисом. Он весь заражен плесенью.
- в старину избу, зараженную белым домовым грибком, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.
- в 1928 году шотландский микробиолог Александр Флеминг вывел пенициллин, способный лечить инфекционные заболевания.
В начале 40-х годов XX в. советским микробиологам тоже удалось получить пенициллин. В 1941г. в одном московском бомбоубежище ученые расставили чашечки с картофелем, смоченным старым раствором медного купороса. Это были ловушки для плесневых грибков. Как только в чашечках появился зеленый пушок, его немедленно отправляли в лабораторию, где профессор З. В. Ермольева и ее помощница Т. И. Березина подвергали посев всесторонним исследованиям. Экспериментаторы работали день и ночь, пока не удалось получить из зеленых наростов пенициллин.
Первым пациентом, исцеленным советским пенициллином, оказался боец, раненый в грудь осколком снаряда. В полевом госпитале осколок вынули из его груди, однако рваная рана долго не заживала. Микробы стафилококка свирепствовали в крови раненого. Бойца в бессознательном состоянии доставили в Центральный госпиталь, где ввели нужную дозу пенициллина. Рана быстро стала заживать. В первые два месяца, благодаря лечению пенициллином, в Центральном госпитале поправилось более тысячи фронтовиков.
- не так давно в Чернобыльской АЭС было обнаружено огромное количество плесени. Она росла, густея в местах усиленного радиационного излучения.
- плесень «пеницилл рокфориум» используется в технологии производства сыра «рокфор» из овечьего молока.
- некоторые разновидности плесени используются для производства лимонной кислоты.
5.Результаты исследовательской работы
В результате проведенного исследования я выяснила, что при низких температурах плесень распространяется медленно, и это надо учитывать при хранении продуктов, чтобы защитить их от плесени. Повышенная влажность воздуха, комнатная температура и нестерильность продуктов – идеальные условия для распространения плесени.
Для того, чтобы в домашних условиях продукты меньше подвергались воздействию плесневых грибков, необходимо соблюдать следующие условия:
1. Продукты не покупать впрок.
2. Хранить продукты в холодильнике, где температура воздуха намного ниже комнатной температуры.
3. Сушка продуктов при хранении.
4. Фрукты и овощи хорошо промыть, просушить, держать в холодильнике.
Хлеб черствеет уже через несколько часов после того, как его вынимают из печи .Однако при правильном хранении можно сохранить его свежим в течении нескольких дней. Хранить хлеб следует в закрытой посуде, в специальных хлебницах: металлических, пластмассовых, деревянных. Наилучший способ - хранить хлеб в деревянных хлебницах завёрнутым в льняную салфетку. Пакеты из полиэтилена для этой цели непригодны, хлеб в них плесневеет. Черствеет хлеб не так быстро, если в хлебницу положить кусочек сахара или дольку яблока, а также корки апельсина или луковицу. Предотвратит хлеб от плесени горсточка соли. Стараться не класть вместе ржаной и пшеничный хлеб - иначе они быстро заплесневеют.
Благодаря своей работе я узнала, что:
- плесень относится к царству грибов,
- плесень оказывает положительное и отрицательное влияние на организм человека:
а) отрицательное влияние: паразитируя на растениях и животных, а также развиваясь на пищевых продуктах, промышленных материалах и изделиях из кожи, дерева, бумаги, пластмассы, произведениях искусства, грибы вызывают их порчу и наносят большой ущерб народному хозяйству.
Плесень может вызывать диатез у детей, аллергию, переходящую в астму и даже онкологические заболевания, мигрень, насморк, бронхит и ещё много разных болезней.
б) положительное влияние: пенициллином эффективно лечат инфекционные заболевания, плесень «пеницилл рокфориум» используется в технологии производства сыра «рокфор» и «камамбер», некоторые разновидности плесени используются для производства лимонной кислоты. К грибам относятся известные всем дрожжи. Некоторые грибы образуют вещества, полезные человеку в его хозяйственной деятельности. Так, дрожжевые грибки, питаясь сахарами, выделяют винный спирт и углекислый газ. Их используют виноделы для получения спирта и хлебопеки для выпечки более воздушного хлеба. Без кефирного грибка нельзя приготовить кефир.
Назначение и применение результатов исследовательской работы.
В производственных и домашних помещениях необходимо бороться с плесенью.
Нужно регулярно делать влажную уборку в доме и проветривать комнаты, чтобы не образовалась плесень,
Нельзя принимать в пищу поврежденные плесенью продукты, так как можно заболеть серьезными заболеваниями.
Плесень многолика. Да, она может причинить вред, став причиной болезни, но она несёт и благо — формирует почву, даёт нам пенициллин, вино, сыр и хлеб.
Выводы.
В результате своей исследовательской работы я выяснила, что плесень относится к грибам. Изучила особенность строения и жизнедеятельности плесени. Выяснила ее положительное и отрицательное влияние на живой организм.
Я научилась находить нужный материал из различных источников, проводить опыты, делать выводы. Познакомила одноклассников с многоликой плесенью, ее влиянием на жизнь человека.
Источники и литература:
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. М.: БАЛАСС, 2010.
2. Бабьева И.П. Мир растений. М.: Просвещение, 1990.
3. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. М.: Ключ, 1994.
4. Википедия. Свободная энциклопедия.
5. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия. Том 1. М.: АСТ, 2005
6. Багрова Л.А., Хинн О.Г. Я познаю мир. Растения / / Энциклопедия для детей. - М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». - 1997г.
7. Я познаю мир. Экология// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.
8. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Медицина// Энциклопедия для детей. - Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997г.
Слайд 1
Муниципальное образовательное учреждение гимназия №15 г.о. Орехово-Зуево Исследовательская работа «Что такое плесень?» Выполнила: Аксенова Мария, ученица 3 класса «А» , МОУ гимназия №15. Научный руководитель: Полякова А.В., учитель начальных классов.Слайд 2
Плесень – это мицелий гриба, появляющийся в сырых местах на различных предметах и органических телах и вызывающий их порчу. (словарь Ушакова) Цель моей исследовательской работы : выяснить, что такое плесень. Задачи : изучить строение плесени изучить особенности развития и размножения плесени узнать какую роль играет плесень в жизни человека. Моя гипотеза : плесень относится к царству грибов, она играет не только отрицательную роль в жизни человека.
Слайд 3
Опыт №1. Цель опыта : выяснить, является ли плесень живым организмом? Оборудование : кусочек варёной моркови, коробочка из-под конфет.
Слайд 4
Выводы по опыту №1 Вывод: плесень растет. Значит, это живой организм. Она выросла в полной темноте, для ее питания не нужен солнечный свет. Вывод: к царству растений плесень не относится. Плесень питалась за счет кусочка моркови, не заглатывая пищу, как животные, а всасывая всей своей поверхностью. Плесень не может двигаться. Она постоянно растёт. Вывод: к царству животных плесень не относится. Я узнала, что бактерии имеют различную форму - шаровидную, палочковидную, спирали и т.д. Некоторые бактерии имеют жгутики, с помощью которых они движутся. А наша плесень напоминает пушок, состоящий из маленьких ниточек. Вывод: к царству бактерий плесень не относится. Плесень относится к царству грибов.
Слайд 5
Опыт №2. Цель опыта : определить условия образования и роста плесени. Оборудование : 3 кусочка хлеба «Столичный», 3 пластиковые коробочки, холодильник, вода.
Слайд 6
Прошло более 20 дней. Вывод : главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен. Чем выше температура воздуха, тем появление и развитие плесени происходит быстрее.
Слайд 7
Отрицательное влияние плесени Развивается на растениях , пищевых продуктах, промышленных материалах, изделиях из кожи, дерева, бумаги, пластмассы, произведениях искусства, вызывает их порчу. Плесень может вызывать диатез у детей, аллергию, переходящую в астму и даже онкологические заболевания, мигрень, насморк, бронхит и ещё много разных болезней.
Слайд 8
Положительное влияние плесени П енициллином эффективно лечат инфекционные заболевания, Плесень « пеницилл рокфориум » используется для производства сыра «рокфор» и « камамбер », Грибковая плесень - дрожжи . Их используют виноделы для получения спирта и хлебопеки для выпечки более воздушного хлеба. Без кефирного грибка нельзя приготовить кефир.
Слайд 9
Советы . Чтобы плесень не влияла на здоровье Нужно регулярно делать влажную уборку в доме и проветривать комнаты. Нельзя принимать в пищу поврежденные плесенью продукты. Фрукты и овощи, рыбу и мясо держать в холодильнике. Хранить хлеб в деревянных хлебницах
Слайд 10
Выводы Плесень многолика. Да, она может причинить вред, став причиной болезни, но она несёт и благо — формирует почву, даёт нам пенициллин, кефир, вино, сыр и хлеб.
Цветение вишни в лунную ночь
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Снежная книга
Цветущая сакура
Алые паруса