Мы, участники группы «Поиск», работаем по теме «Школа в годы Великой Отечественной войны». Работая по этой теме, мы нашли в музее богатый материал. За много лет в школьном музее собран ценный исторический материал о школе военных лет. Это воспоминания выпускников, учащихся военных лет, ведомость оценок за 1941 год, фотографии, письма, анкеты выпускников, материалы встречи с выпускниками военных лет, сочинения учащихся школы о выпускниках военных лет.
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.doc | 105.5 КБ |
Конкурс историко-информационных проектов учащихся и педагогических работников школ города Казани «Служу Отечеству»
Проект «Помнить сердце велит»
(по работе школьных музеев)
Тема: «Школа в годы Великой Отечественной войны.
Воспоминания ветеранов»
Проект выполнили:
группа «Поиск»
при школьном музее
Руководитель: Алеева Э.Г.
Муниципальное образовательное учреждение «Высокогорская общеобразовательная школа №1»
Школа в годы Великой Отечественной войны.
Мы, участники группы «Поиск», работаем по теме «Школа в годы Великой Отечественной войны». Работая по этой теме, мы нашли в музее богатый материал. За много лет в школьном музее собран ценный исторический материал о школе военных лет. Это воспоминания выпускников, учащихся военных лет, ведомость оценок за 1941 год, фотографии, письма, анкеты выпускников, материалы встречи с выпускниками военных лет, сочинения учащихся школы о выпускниках военных лет.
Цель проекта
Изучить историю школы в годы Великой Отечественной войны по воспоминаниям ветеранов, выпускников школы военной поры, учителей школы.
Задачи
1..Провести поисково-исследовательскую работу по теме «Школа в годы Великой Отечественной войны»;
5. Организовать экспозицию «Школа в годы Великой Отечественной войны» по материалам поисковой работы;
6. Вести аудио и видеозапись воспоминаний ветеранов, воспоминаний об истории школы в годы Великой Отечественной войны
Принципы:
- принцип научности, исторической достоверности;
- принцип системности, последовательности;
- принцип документальности;
- принцип хронологичности;
- принцип творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя.
Используемые методы:
- метод беседы;
- метод записи (графический, видео);
- поисковый метод (по материалам музея)
В ходе работы над темой мы встретились с Дорониной Ольгой Матвеевной. Она в 1943 году окончила 7 классов в Высокогорской средней школе. В 1946 году поступила учиться в Казанский медицинский техникум. После его окончания работала в Высокогорской центральной больнице. За добросовестный труд награждена значком «Ударник девятой пятилетки», «За доблестный труд». Из ее рассказа мы узнали, что учились ученики в нескольких деревянных зданиях. Сейчас этих домов уже нет. Она принесла нам фотографии, которые показывают, как выглядели ученики в то время, какой была школа.
Ольга Матвеевна рассказала, как старательно учились в школе, хотя не хватало книг, тетрадей. Писали на старых книгах, газетах, грели ручонками чернила, чтобы они не застывали зимой. Не было света, и каждый с собой приносил свечу. Старшие ребята сами заготавливали дрова. В школе топили печку и все грелись около нее. Осенью, весной и летом работали в поле, регулярно чистили железную дорогу. В школе даже в трудное военное время работали кружки. Ребята были дружные. В 6 классе в 1944 году Ольгу Матвеевну и дочку Ванюшиной Марии Ивановны, учительницы начальных классов направили в Тетюши на учебу санинструкторов на 2 месяца. Закончив 7 классов, Ольга Матвеевна поступила в медицинский техникум. Помнит, что в школе работали Татьяна Александровна - учитель русского языка и литературы, Григорий Павлович учитель - истории, Михаил Николаевич - учитель математики, Татьяна Николаевна - учитель немецкого языка, Елизовета Корниловна- учитель географии, Мухачев Александр, фронтовик, работал в школе некоторое время после войны учителем рисования. Ольга Матвеевна помнит ребят погибших на фронте. Доронин Николай, Бикмухаметов Азат, Юнусов Николай, Рязанов Сергей, Виноградов Юрий, Ванюшин Евгений, Елкин Анатолий, Драгулин Михаил. Все они были обычными мальчишками, веселыми, озорными, сильными. Хорошие были ребята.
Вспоминая детские годы, Ольга Матвеевна рассказала и о том, как постоянно хотелось кушать, хлеба было мало, в основном готовили похлебку из лебеды, крапивы, ботвы свеклы, кожуры от картошки и немного муки. (имеется видеозапись встречи)
По заданию школьного музея учащиеся 9т класса встретились с Ульяновой Валентиной Павловной. Вот что они пишут: «В нашем классе есть группа «Забота». Мы поддерживаем связь, помогаем Ульяновой Валентине Павловне. Она работала учительницей в нашей школе. В течение нескольких лет мы помогаем Валентине Павловне по хозяйству, зимой мы организовали «Снежный десант», помогали убирать снег во дворе, девочки убирались дома. Валентина Павловна угостила нас вкусным чаем и рассказала, как учились ребята в годы войны.
Тетради были редкостью, писали на старых книгах, газетах. Писали чернилами, а когда не было чернил, делали чернила из сажи и свекольного сока. Летом, осенью и весной работали в поле. У них даже песенка была такая: Огороды мы пахали,
Загорали у реки,
И в большом колхозном поле,
Собирали колоски.
В школе давали лепешку – грубый хлеб. Валентина Павловна несла этот хлеб домой, маленькой сестренке. Мама так велела. Всегда хотелось есть, и до сих пор ей кажется, что вкуснее той лепешки ничего на свете не было».
По материалам школьного музея мы узнали, что в 1986 году в нашей школе проходила встреча выпускников 41-45 военных годов. Организатором встречи была группа «Поиск» под руководством Закиевой Мансуры Нургалиевны.
Приехали на встречу выпускники школы, люди разных профессий, и трудно было представить, что когда-то они, маленькие девчонки и мальчишки, пережили голод, холод, старательно учились, писали на старых газетах и книгах между строк, ручонками отогревали чернила, а порой сами делали чернила из сажи и свекольного сока, помогали фронту, работали в поле, поступали в военные училища и на военные курсы, уходили на фронт. Делали все, что помогло бы приблизить победу.
Весна 43 года. Гитлеровцев теснили от Волги. Десятиклассники сердцем были там, рядом с отцами и старшими братьями. «Все для фронта, все для победы». Девочки шили бойцам кисеты, собирали теплые вещи. Руки ребят загрубели от тяжелой мужской работы, все лето трудились в колхозе, зимой многие работали на лесозаготовках, на строительстве оборонных сооружений.
И вот после голодной зимы снова наступила весна, последняя школьная весна. В конце марта шестерых десятиклассников вызвали в военкомат. Вручили повестки: «Вы направляетесь на учебу в танковое училище. Аттестаты зрелости получите досрочно». Так Дьячков Сергей, Рязанов Сергей, Виноградов Юрий, Архипов Василий, Леонтьев Рэм стали на защиту Родины. Из них в живых остался только Архипов Сергей.
Из воспоминаний Юнусовой Марии Александровны, матери Юнусова Николая, погибшего на фронте. Юнусов Николай родился и рос в деревне Чепчуги. Учиться приезжал на неделю и жил на квартире. Николай хотел после 7 класса поступать в Казанское училище ВВС. Мама уговорила окончить 10 классов. В школе он был дисциплинированным и трудолюбивым. Вдвоем со своим товарищем за несколько суток они обмолотили целое поле. За это им дали 10 кг. муки. Николай окончил 9 классов, а в 10 в ноябре 1942г его забрали на фронт. Мама не получила ни одного письма, только извещение о гибели сына. Юнусов Николай умер от ран в деревне Дроздовка в 1943 году. Похоронен в братской могиле в селе Дроздовка Черниговской области.
Из воспоминаний Бикмухаметовой Марьям, мамы Бикмухаметова Азата. «Бикмухаметов Азат Шагиахметович родился 4 октября 1925 года. Окончил 8 классов, ушел на фронт 6 октября 1943 года. Погиб Азат в феврале 1944 года. Место гибели неизвестно. Было одно письмо от него. Он сообщал, что его переводят в другое место, обещал написать, как только приедет на новое место, но писем больше не пришло. Знаю, что он проходил обучение в Ярославском военном училище, воевал на Калининском направлении».
Из воспоминаний Куприянова Михаила Николаевича. Учился в с. Высокая Гора в 5,6,7 классах. С 8 по 10 класс учился в нашей школе, ушел за месяц до выпуска. В 1941 году кончил 8 класс, учился хорошо, с желанием. Как и многие ребята, сентябрь работал в поле, на сенокосе, на молотьбе. Затем послали рыть окопы, 10 марта 1943 года послали на лесорубку. После этого больше в школе не пришлось учиться. 5 мая 1943 года начал работать на заводе №37. Освоил специальность. Работали много, по нескольку дней не выходили из цеха. Когда кончилась война, работать стали с выходными. В 1947 году кончил вечернюю школу, поступил в пединститут. В 1951 году закончил, работал в Балтасях завучем. После этого работал в Каймарах директором школы, а потом в Константиновке завучем.
В военные годы в школе учились Поля Круглова, Аня Кузнецова, Евдокия Евлампиевна, Петр Новожилов, Клара Крупина, Вася Архипов, Дьячков Сережа, Павлов, Леонтьев Рэм, Пономарева, Юнусов, Павлов, Евсеев, русаков, Ефимов Сережа (ушел после 8 класса в ремесленное училище)…
Из ребят ушедших на фронт помню Юнусова Николая. Он приезжал из Чепчугов, Леонтьев Рэм был из эвакуированных. Они погибли на фронте. Архипов воевал, был ранен, затем был отправлен в Казанский госпиталь. Работал в ветеринарной лечебнице в Чепчугах. Все были боевые, взрослые ребята.
Очень любил историю. Преподавал историю Николаев Григорий Павлович. Директором школы была Мурзина. По литературе преподавала Руфима Кирилловна. Математику вел Иван Меркурьевич.»
Из воспоминаний Сидоровой Н.Т. « В сентябре 1941 года мы начали свой последний учебный год, но через несколько дней занятия прекратились, так как все ученики поехали в колхозы помогать в уборке урожая. После перерыва мы начали учиться, но из 25 человек вернулось только 6 девочек. Вот мы и учились в таком составе. Со мной учились Егорова Ольга Григорьевна, Старостина Аня и Туракалина Валя из села Усады, Добросова из деревни Хохлово, Воронина Тамара».
Из воспоминаний Архипова Василия Алексеевича. «Отвечает Вам на ваше письмо бывший выпускник Высокогорской средней школы №1 Архипов Василий Алексеевич, 1925 года рождения, русский, из с Чепчуги. Школу мне пришлось заканчивать в 1942 году, а надо было в 1943 году. Но дело в том, что все ребята нашего класса по призыву комсомола добровольно ушли в Житомерское военно-пехотное училище. Это училище находилось тогда в городе Казани. Таким образом, в 10 классе мы учились всего три месяца. В военном училище мы проучились четыре месяца, а потом наиболее подготовленные курсанты добровольно ушли на фронт, они были отправлены на 3- ий белорусский фронт. Воевал я в 26-ой стрелковой дивизии в качестве разведчика. На фронте был дважды награжден. В июне 1944 года был тяжело ранен. До мая 1945 года находился в госпитале в городе Казани. С 1945 по 1950 годы учился в Казанском ветинституте. С 1950 по 1955 год работал преподавателем ветеринарного техникума. В настоящее время работаю главным ветврачом г. Североуральска. 1980 год».
Из воспоминаний Емелиной Евдокии Евлапьевны. «Училась в Высокогорской средней школе №1 в 8-10 классах, окончила школу в 1943 году. Учились многие очень хорошо. Шла война, было трудно. Шили теплые вещи, собирали пожертвования. У нас был кружок художественной самодеятельности, и мы ездили по деревням, давали концерты в пользу фронта. Любимая учительница была Дудина Галина Сергеевна по литературе. В нашем классе учились Ляготина Лида, Пономарева Валя, Лебедева лена, Крупина Клара, Уколова Ольга, Мельникова Вера, Павлов Миша. Юнусов Николай, Виноградов Юрий, Леонтьев Рэм, Архипов Василий ушли на фронт. Ребят вызвали в военкомат и там сказали, что аттестаты зрелости им выдадут досрочно, а сейчас они направляются на трехмесячные курсы. Месяца через три я встретилась случайно в Казани с Рэмом. Он был оживлен и улыбался. «Завтра на фронт»,- радостно сообщил он мне. Таким я его и запомнила. А буквально через месяц-полтора, одна за другой стали приходить похоронки. В живых остался из них Василий Архипов, он пришел домой без ноги».
Из воспоминаний Параниной( Казаковой) Ольги Павловны. « Я училась в ВСШ №1 в 9-10 классах 41,42 годах. Я была членом комсомола, вела общественную работу. В 1942 году окончила школу и пошла работать в райком комсомола. В то время вся молодежь была на фронте, и весь штат райкома комсомола состоял из меня - зав. учетом и Феклина Николая-секретаря комсомольской организации. Мне было 18 лет, когда пришла повестка на фронт. Я стала сандружинницей в санитарном поезде. 2 года и 10 месяцев мы мотались по фронтам, забирали с передовой раненых и отвозили в глубокий тыл».
Крупин Анатолий пошел в школу с восьми лет, в 1941 году. Окончил школу в 1948 году. Живет в Ленинграде. Служил военным редактором в Германии.
Из воспоминаний Шулеповой Татьяны Александроавны. Она работала учителем русского языка и литературы, в годы войны была завучем. «В годы Великой Отечественной войны школа была десятилетней. Пионервожатой была Воеводина Нина. В годы войны мы собирали теплые вещи и отсылали их на фронт. Были на заготовке дров: пилили, кололи, грузили. Собирали лекарственные травы, помогали колхозам в уборке картофеля, особенно отличились на уборке пшеницы, собирали все до единого колоска».
Из воспоминаний Ларионовой Лизаветы Михайловны. «Училась в ВСШ №1 в 1942-1944 годах. В 1942 году вступила в комсомол. Со мной учились Соня Крупина, Галя Трофимова, Люда Горчакова, Валя Макарова. Несмотря на то, что комсомольцев было считанные единицы, в комсомольско-молодежных бригадах работали все старшие школьники. На них во время войны держалось все колхозное хозяйство. Они пахали, сеяли, пололи, убирали. В этих бригадах работали ребята 13-16 лет. Школьники сами заготавливали дрова для школы. Помогали семьям без кормильцев».
Из воспоминаний Ворониной Анны Михайловны. «Я училась в школе в райцентре в 1941-1943 годах 8-10 классы. Большинство ребят вступило в комсомол в 1941 году, остальные в 10 классе перед отправкой на фронт. Со мной учились Емелина Евдокия, Крупина Клара, Тюрина Мария, Чирина Вера, Уколова Ольга, Ляготина Лида, Иовлева Мария, Гарчакова Ляля. После 10 класса все мальчики нашего выпуска кроме Павлова Михаила и Куприянова Михаила поступили в танковое училище. Это было в июне 1942 года, а в феврале 1943 года они ушли на фронт. Погибли на фронте: Юнусов Николай, Леонтьев Рэм, Рязанов Сергей, Дьячков Сергей, Казакова Ольга ушла добровольцем на санитарный поезд.
Из воспоминаний Дорониной (Лапаевой) Ольги Матвеевны. Родилась 7 октября 1928 года. В 1943 году окончила 7 классов в Высокогорской средней школе. Ольга Матвеевна рассказала, как старательно учились в школе, хотя не хватало книг, тетрадей. Писали на старых книгах, газетах, грели ручонками чернила, чтобы они не застывали зимой. Старшие ребята сами заготавливали дрова. В школе топили печку и все грелись около нее. Осенью, весной и летом работали в поле, регулярно чистили железную дорогу. В школе даже в трудное военное время работали кружки. Ребята были дружные. В 1946 году поступила учиться в Казанский медицинский техникум. После его окончания работала в Высокогорской центральной больнице. За добросовестный труд награждена значком «Ударник девятой пятилетки», «За доблестный труд».
Из воспоминаний Кузнецовой Анны Михайловны. «Окончила школу в 1943 году, после окончания школы директор предложила остаться работать в школе учительницей начальных классов. Стала учить детей. Мы были очень активными. Выезжали с концертами по деревням. Помогали располагаться эвакуированным по домам. По железной дороге часто проходили поезда с фронта и на фронт. Целыми вагонами привозили в район шинели, ватные штаны, которые за короткое время надо было привести в порядок: постирать, высушить, заштопать, пришить пуговицы. Некоторые шинели были в крови».
Крупина Клара Семеновна вспоминает, что после окончания школы стала работать старшей пионерской вожатой. Пионерская организация носила имя Павлика Морозова. Секретарем комсомольской организации был Рязанов Сергей, а когда он ушел на фронт, секретарем комсомольской организации стала Клара Семеновна. Комсомольская и пионерская организации работали дружно и активно.
Антохина Раиса Петровна вспоминает, что ели они хлеб из лебеды, крапивы и муки. Когда Раиса Петровна пошла в школу сдавать экзамен, мама приготовила суп из нечищеной картошки. Это было самое изысканное блюдо, которое готовилось на праздники.
Из воспоминаний Крупиной Софии Семеновны. «Запомнилась сама школа, ее только построили в 1940 году, и она бала самым большим и светлым зданием в райцентре. С огромными окнами, сосновыми желтыми стенами. А по вечерам окна загорались манящими огнями ламп «Молния», и мы шли, бежали заниматься во всевозможные кружки: физкультурный, струнный, драматический, хоровой, военно-стрелковый. Я ходила сразу в три кружка: драматический, хор, физкультурный, где строили пирамиды в несколько ярусов. Я, Оля Лапаева, Аня Акберова, как самые маленькие и легкие, были завершающими, под потолком.
Помню, как однажды на перемене упала лампа «Молния» и вспыхнул керосин на деревянном полу, а я, схватив недавно купленное пальто (пальто у нас висели на гвоздиках, на стене в классе), накрыла им огонь и лампу. Перед классом мне объявили благодарность, а мама, штопая пальто, потихоньку ворчала, что я не придумала другого, чем можно потушить.
Помню ребят, с которыми училась в 6-7 классах. Это братья Бикмухаметовы. Азат погиб на фронте и Вакиль. Братья Елкины. Толя погиб на фронте. Коля перед войной был на западе, попал в оккупацию, вернулся совсем больным, вскоре умер. Доронин Коля, с голубыми родинками на щеке, тоже погиб на фронте. Ребят было много: Мамочкин, Антонов, Кузнецов Миша, Иванов Коля, мой брат Крупин Володя.
А в 8 классе нас осталось только 8 девочек и один мальчик из эвакуированных Саша Зубарев. После 8 класса он поступил в Казанское летное.
10 класс (1944-45) кончали в Пановке. Из Высокой Горы нас было двое, я и Валя Макарова.
Помню лыжные соревнования. Наша школа всегда занимала первое место.
Перед школой и на поляне около райсполкома всегда играли в лапту и волейбол. Инициативу проявлял райком комсомола. Их сотрудники выносили мяч, натягивали сетку, и любой желающий включался в игру».
В 2005 году мы также подготовили и организовали встречу ветеранов, собрали дополнительные материалы по истории школы. Работали по дополнению списка учащихся и учителей участников Великой Отечественной войны.
Учителя - участники Великой Отечественной войны
Директор школы 1935-1941,учитель русского языка и литературы
В 1941 году работал в ВСШ№1 учителем математики
в 1942 году был призван на фронт, погиб в бою
Награжден медалями
Директор школы, учитель истории
Награжден Орденом Красной Звезды, медалями
Директор школы, учитель истории
Награжден Орденом Красной Звезды, медалями
Директор школы, учитель истории
Награждена медалями, учитель истории
Награжден медалями, учитель НВП, физкультуры
Награжден орденом Славы 3 степени, медалями. Учитель географии
10.Пеньков Николай Федорович. Участник Великой Отечественной войны
Командир танкового взвода, награжден Орденом Красного Знамени, медалями
Учитель автодела
11.Иванов Аркадий Никифорович. Участник Великой Отечественной войны
Награжден медалями, учитель труда
12.Козлов Николай Васильевич. Участник Великой Отечественной войны, учитель русского языка, литературы
13.Родионов Кирилл Александрович. Участник Великой Отечественной войны, учитель географии
14.Сикерин Николай Иванович. Участник Великой Отечественной войны, учитель начальных классов
Информация о педагогических работниках – тружениках тыла
Высокогорский р-н, пос. ж.д. ст. Высокая Гора
№ п/п | Ф.И.О. | Дата рождения | Домашний адрес, конт/телефон | Краткая биография |
1 | Каткова Людмила Александровна | 17.07.1917 | ул. Школьная, д.1 | Окончила Казанский педагогический институт, филологический факультет, в годы войны работала в средней школе №3 г.Зеленодольск, в Юдинской школе №41. С 1958 года до 1972 года работала в Высокогорской средней школе №1 учителем русского языка и литературы. Общий педагогический стаж 40 лет. |
2 | Латыпова Галина Ивановна | 21.01.1917 | Казань | Окончила Педагогический институт, работала в Высокогорской средней школе до пенсии учителем географии. |
3 | Броднева Анна Тимофеевна | 10.11.1923 | ул. Комсомольская, д. 5, кв. 3 | Родилась в Горьковской области, д. Каменище. Окончила Казанский учительский институт, в 1941 году была направлена в Высокогорский район в д. Новоселки. Преподавала математику, работала завучем. В 1955 году начала преподавать в Высокогорской семилетней школе №1, работала в интернате при ВСШ №1. Педагогический стаж 40 лет.
|
4 | Белянина Елизавета Федоровна | 20.06.27 | ул. Комсомольская, д.4, кв. 1 | Родилась в Аксубаевском районе. Окончила Казанский педагогический институт в 1948 году. В годы войны работала учителем начальных классов. После войны переехали в Высокогорский район. Работала в Усадской семилетней школе, с 1952 года в Высокогорской средней школе №1 учителем математики. Общий педагогический стаж 38 лет. Награждена медалью «За доблестный труд». |
Воспитанники школы,
павшие в боях за свободу и независимость нашей Родины.
Бикмухаметов Азат
Ванюшин Евгений
Виноградов Юрий
Доронин Николай
Драгулин Михаил
Дъячков Сергей
Елкин Анатолий
Каткова Анна
Леонтьев Рэм
Рязанов Сергей
Юнусов Николай
В музее хранятся бесценные документы: свидетельство об окончании 7 класса Ванюшина Евгения и Бикмухаметова Азата, ведомость итоговых оценок за 1941-42 учебный год, фронтовые письма - солдатские треугольники. Это письма Ванюшина Евгения своей матери Марии Ивановне, учительнице нашей школы.
В солдатских письмах есть скупые строчки о своей жизни на фронте, теплые заботливые слова к матери и к сестре, интерес к домашним делам, к новостям школы, к жизни соседей. Единственное письмо Драгулина Михаила о том, что Ванюшин Евгений, с которым они служили вместе, ранен, и что их фронтовые дороги расходятся.
В воспоминаниях одноклассников ребята были самыми обычными: хорошо учились, были активными и самостоятельными, умели дружить. Высокогорская школа была единственной в округе. Многие ребята добирались до школы из разных деревень, жили на квартирах. Юнусов Николай приезжал из Чепчугов, Каткова Анна из Калинино, Рязанов Сергей из Ивановки. Зимой ходил из деревни в школу на лыжах. Он был секретарем комсомольской организации.
На фронт уходили добровольцами, в разное время. И вот наступила весна, последняя школьная весна. В конце марта шестерых десятиклассников вызвали в военкомат. Вручили повестки: «Вы направляетесь на учебу в танковое училище. Аттестаты зрелости получите досрочно». Так Дьячков Сергей, Рязанов Сергей, Виноградов Юрий, Архипов Василий, Леонтьев Рэм стали на защиту Родины. Из них в живых остался только Архипов Сергей.
В марте 1943 года из 10 класса ушли Леонтьев Рэм, Виноградов Юрий, Юнусов Николай. Вскоре было получено извещение о героической гибели Юнусова Николая. Он умер от ран в деревне Дроздовка Черниговской области в 1943 году, похоронен в братской могиле.
Доронин Николай, автоматчик 13 отдельного гвардейского полка прорыва, погиб 26 июля 1944 года. Похоронен западнее хутора Гребежи Латвийской ССР.
Драгулин Михаил погиб 29 декабря 1942 года Похоронен в деревне Чашниково, Зубцевского района, Калининской области.
Елкин Анатолий погиб в 1945 году в Германии близ г. Франкфурта.
Рязанов Сергей погиб в феврале 1942 года в районе села Островка Воронежской области.
Бикмухаметов Азат 1925 года рождения в феврале 1943 года поступил в военное училище после 8 класса. Он был физически сильно развитым, имел значок «Ворошиловский стрелок», охотничий билет и личное охотничье ружье. С фронта пришло только одно письмо. В 1944 году мама Азата получила извещение, что ее сын пропал без вести.
Каткова Анна после 10 класса окончила курсы радисток при ЦК ВКП (б) и в составе партизанского отряда была заброшена в тыл врага в районе Суджи Курской области. Отряд был окружен превосходящими силами противника и разбит. Это было в ночь с 8 на 9 мая 1942 года. Анне было всего 19 лет.
В далекий год, простясь с учителями,
Длину дорог, измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен,
И в танковых боях и в штыковых.
Ушли сурово, без оглядки,
Не нарушая плотный строй,
Шагая твердо, по-солдатски,
От школьной двери прямо в бой.
Веселые, отважные, простые,
В свой звездный час не дрогнули они,
И в памяти о них по всей России,
Горят сегодня вечные огни.
И удержать их не пытались,
В сердца стучала им война,
Сюда, где их следы остались,
Вернулись только имена.
Сочинение Алениной Евгении, ученицы Высокогорской средней школы.(1985 год)
Война не проходит бесследно. Великая Отечественная останется в сердцах людей навеки. Еще не иссякли слезы матерей, чьи сыновья погибли на войне, погибли, защищая наше счастье. Горюют женщины, тоскуют матери и вместе с ними скорбит народ, вся наша великая страна, скорбит Земля об ушедших навеки. Люди не забудут солдат. Люди преклоняют перед ними колени.
Сколько их было? Некоторым едва ли больше семнадцати. Веселые, юные, они отправлялись навстречу грозе, навстречу неминуемой гибели. Никто из них не вздрогнул, предчувствуя свой смертный час. Умирая, они видели небо, умирая, они вспоминали своих матерей, умирая, они прижимали к груди комсомольский билет!
Сегодня, когда над нашей головой мирное небо, не хочется думать о войне, но вспомнить тех, кто дал нам счастье спокойно жить и учится, мы обязаны.
В каждом городе, поселке, селе есть люди, судьбы которых тесно переплетены с воспоминаниями о войне, люди, прошедшие боевой путь до победного конца, или же те, чьи родственники погибли в этой чудовищной схватке добра и зла.
В нашей школе образован кружок Красные следопыты, члены которого занимаются поиском героев-комсомольцев, выпускников нашей школы. Благодаря именно этой поисковой работе, я узнала, что неподалеку от моего дома, на соседней улице, живут родители Юнусова Николая, который погиб на фронте. Следопыты поручили мне навестить их, расспросить о сыне. Я долго собиралась, сильно волновалась. Вернее сказать боялась. Ведь мой приход, возможно, взбередит рану, быть может, уже начавшую заживать. И вот я пришла к ним. Тихонько открыла калитку, прошла через чистый, аккуратный двор и прямо из синей попала в дом. Навстречу мне поднялись двое: женщина с добрыми, материнскими, именно материнскими глазами и мужчина с белыми, как лунь, волосами. И опять мне вдруг стало страшно. По спине пробежал предательский холодок, и руки едва уловимо вздрогнули. Слова, которые я приготовила, моментально вылетели из головы. Натянуто улыбнувшись, взглянула на Юнусовых, а они сразу пригласили меня присесть. Мы быстро познакомились, разговорились. Но прошло время, прежде чем они начали свой рассказ.
Родился Николай в Чепчугах. В детстве очень любил босиком бегать по лужам и горячему песку. Случалось и шалил, как и все мальчики, то на дерево залезет, то с крыши спрыгнет. И поцарапается, бывало, даже и нос разобьет, а ничего, не плачет, терпит. Быстро пролетали годы. Настало время приниматься за учебу. Тут в жизни Николая многое изменилось, переехали Юнусовы на станцию Высокая Гора. Стал мальчуган осваиваться на новом месте, пошел в школу, подружился с одноклассниками. Николай рос, мужал. В школе был активистом, хорошо учился. Все шло благополучно, но когда пришел он в восьмой класс, громом прогрохотала над Родиной война! Твердо тогда решил Николай уйти на фронт, как окончит школу. Была и такая шальная мысль: сбежать на передовую, но понимал Николай, что мало от него пока толку, и еще твердо решил он стать комсомольцем. Все, что задумал, выполнил. В десятом классе вступил в комсомол, а после окончания школы добровольцем ушел на фронт. Военную подготовку прошел в Казани, оттуда прямо на передовую. С тех пор как ушел Николай на фронт, не получили его родители ни одного письма. Очень скоро пришло извещение, что Юнусов Николай геройски погиб в бою.
Кончился рассказ. Я боялась пошевельнуться. Юнусовы сидел, задумавшись. Мне мысленно представилось все, о чем только что услышала. «Коля, Николай, я очень хочу быть похожей на тебя», - думала про себя. Вдруг Юнусовы встрепенулись и взглянули мне в глаза, поняла ли я, почувствовала ли то, что чувствовали они. Я чуть заметно им кивнула. И сразу пришло неудержимое желание взглянуть на фотографию Николая, и я попросила у них ее. Просьбу исполнили. Из деревянного окованного железом сундука бережно, как святыню, вынули пожелтевший снимок. Также бережно смахнули с него пыль и протянули мне. С фотографии, улыбаясь чему-то, смотрел паренек 17 лет. У него были большие глаза, чуть вьющиеся волосы. Он стоял у березы и улыбался. Я внимательно рассмотрела снимок, и, возвратив хозяевам, стала прощаться. Юнусовы проводили меня до порога и на прощанье пригласили еще.
Я шла по улице, залитой весенним солнечным светом, слушала птичьи трели и думала, что как это прекрасно, когда нет войны, что можно вот так спокойно гулять и улыбаться, и смеяться, и делать все, что захочется. Этим миром, этим спокойствием мы обязаны солдатам, сложившим свои головы на полях сражений. Тебе, Юнусов Николай, тебе храбрый комсомолец. Комсомолец, которого, как и сотни тысяч таких же, как он, звал на подвиг комсомольский билет.
Склоним же головы. Склоним головы мы, кто обязан им своей жизнью!
Заключение
В ходе выполнения проекта учащиеся нашей школы познакомились с событиями Великой Отечественной войны в истории нашего района, села, школы. Провели поисковую работу по вкладу школы поселка Высокая Гора в дело Победы, встретились с ветеранами и записали воспоминания, познакомились с патриотическими песнями, поэзией, прозой. Дети, родители и педагоги принимали активное участие в изготовлении, оформлении и открытии экспозиции по собранным материалам и открытии Стены Памяти.
Запись воспоминаний, видеозаписи встреч с ветеранами имеют исключительную ценность как исторический материал, рассказывающий о прошлом, показывают связь с настоящим, сохраняют реалии современной жизни. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по фиксированию истории через видеозапись. Реализация проекта способствует формированию патриотических качеств подрастающего поколения, формированию уважительного отношения к старшему поколению, к истории своей страны.
Источники информации:
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
"Морская болезнь" у космонавтов
Разноцветное дерево
Мастер-класс "Корзиночка"
Цветение вишни в лунную ночь