Проблема лжи является достаточно актуальной в современном обществе. Практика показывает, что многие из нас уже привыкли лгать чуть ли не каждый день, ложь для нас стала обычным явлением.
Наиболее значимой эта проблема становится в подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью для школьника становится общение со сверстниками, его социализация. Подросток начинает осознавать плюсы и минусы лжи, использовать ее в качестве инструмента достижения целей и т.д. Частота использования лжи – показатель уровня нравственного развития человека. Проблема его повышения актуальна для современной педагогики. Достаточно часто, используя ложь для достижения целей, человек допускает это и не испытывает чувства вины. Однако, становясь жертвой лжи, объектом чьих-либо манипуляций, человек испытывает самые негативные переживания. То есть мы сталкиваемся с так называемой «двойной моралью», что также является показателем нравственного развития.
Целью нашей работы стало выявление соответствия показателей лжи с уровнем нравственного развития, различий в позициях субъекта и объекта лжи.
Вложение | Размер |
---|---|
suhorukov_rabota.docx | 51.34 КБ |
VII открытая региональная научно-практическая конференция школьников Сибирского федерального округа «Эврика»
Секция ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Особенности лжи в поведении школьников
Автор: Сухоруков Василий,
ученик 9а класса МБОУ «Лицей №17»
Секция: Психология
Руководитель: Левина Оксана Евгеньевна,
учитель обществознания
Контактный телефон руководителя: 89236170847
Новосибирск
2012
Содержание
Введение………………………………………………………………………………… | 3 |
Что такое ложь?................................................................................................................ | 4 |
Исследование особенностей лжи в поведении школьников………………………... | 7 |
Заключение……………………………………………………………………………... | 12 |
Литература……………………………………………………………………………… | 13 |
Приложения……………………………………………………………………………... | 14 |
Введение
Проблема лжи является достаточно актуальной в современном обществе. Практика показывает, что многие из нас уже привыкли лгать чуть ли не каждый день, ложь для нас стала обычным явлением.
Наиболее значимой эта проблема становится в подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью для школьника становится общение со сверстниками, его социализация. Подросток начинает осознавать плюсы и минусы лжи, использовать ее в качестве инструмента достижения целей и т.д. Частота использования лжи – показатель уровня нравственного развития человека. Проблема его повышения актуальна для современной педагогики. Достаточно часто, используя ложь для достижения целей, человек допускает это и не испытывает чувства вины. Однако, становясь жертвой лжи, объектом чьих-либо манипуляций, человек испытывает самые негативные переживания. То есть мы сталкиваемся с так называемой «двойной моралью», что также является показателем нравственного развития.
Целью нашей работы стало выявление соответствия показателей лжи с уровнем нравственного развития, различий в позициях субъекта и объекта лжи.
В ходе исследования была проверена гипотеза о том, что особенности использования лжи соотносятся с характером межличностных взаимоотношений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определен ряд задач:
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
В исследовании принимали участие 96 обучающихся 6, 9-11 классов МОУ «Лицей №17».
Исследование проводилось в сентябре 2011 – январе 2012 гг.
Что такое ложь?
Термин «ложь» определяется по-разному. Рассмотрим несколько примеров:
Мы же рассматриваем термин «ложь» в психологии. Существует несколько определений.
Ж. Мазип предлагает сложное интегративное определение феномена. Обман (или ложь) — намеренная попытка (успешная или нет), скрыть и/или сфабриковать (манипулировать) фактическую или/и эмоциональную информацию, устными или/и невербальными средствами, чтобы создать или поддержать вдругом или в других веру, которую сам коммуникатор считает ложной.
О. Фрай: Ложь — это успешная или безуспешная намеренная попытка, совершаемая без предупреждения, сформировать у другого человека убеждение, которое коммуникатор считает неверным.
Д. ДеПауло доказала, что ложь очень распространенный в повсеместной жизни коммуникативный феномен, который включает в себя разнообразие ситуаций и тактик лжи. Автор предлагает трехфакторную модель лжи, в которую включены компоненты: содержание, тип и референт. Содержанием лжи может выступать эмоция, действие, оправдание, достижение и факт. По типу ложь бывает: прямая ложь (неправда в чистом виде), преувеличение и тонкая ложь (опускание важных деталей). Референт лжи — это тот о ком (или чем) говорится ложь (самоориентированная и ориентированная на других).
П. Экман определяет ложь как «намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это».
В нашей исследовательской работе мы не рассматриваем патологическую лживость, т.е. это тот случай, при котором человек не может контролировать свою ложь.
Обратимся к книге П. Экмана «Психология лжи», к первой главе, где он описывает формы лжи.
Экман пишет: «Существуют две основные формы лжи: умолчание и искажение.
При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложной. При искажении же лжец предпринимает некие дополнительные действия - он не только скрывает правду, но и предоставляет взамен ложную информацию, выдавая ее за истинную. Зачастую только сочетание умолчания и искажения приводит к обману, но в некоторых случаях лжец может достичь успеха и просто не говоря всей правды».
Также Экман рассматривает другие формы лжи:
П.Экман выделяет два признака обмана:
Социальные последствия лжи крайне неблагоприятны как для лгущего, так и для того, кому лгут.
Одним из последствий лжи являются муки совести. П. Экман пишет:
«Муки совести имеют непосредственное отношение лишь к чувствам обманщика, а не к юридическому определению виновности или невиновности. Они могут быть весьма слабыми или же, наоборот, настолько сильными, что обман не удастся, потому что чувство вины спровоцирует утечку информации или даст какие-либо другие признаки обмана. Чрезмерное чувство вины приводит к мучительным переживаниям, подрывающим у страдальца наиболее фундаментальное чувство, чувство собственного достоинства. Одно лишь желание избавиться от таких жестоких чувств может подтолкнуть к признанию вне зависимости от последующего наказания. Порой даже наказание может быть именно тем, что человеку кажется необходимым для освобождения от мучительного чувства вины. Принимая решение солгать впервые, люди часто и не предполагают, как сильно будут страдать потом от угрызений совести. Они могут не предугадать, как повлияет на них чувство благодарности жертвы за кажущуюся помощь. Или не предвидеть своих чувств при виде обвинения в их проступке кого-либо другого. Обычно подобные сцены и вызывают угрызения совести, хотя для некоторых это всего лишь приправа, делающая похлебку лжи по-настоящему вкусной. Другая причина, по которой лжецы недооценивают значение угрызений совести, заключается в том, что недостаточность однократного обмана становится очевидной только по прошествии некоторого времени, когда вдруг становится явным, что теперь ложь должна повторяться снова и снова, обрастать все новыми и новыми подробностями, хотя бы для того, чтобы не раскрылся первоначальный обман».
Также тесно смыкается с виной и чувство стыда, но есть для него и одно ключевое качественное отличие. Для угрызений совести не нужна публика, в этом случае человек сам себе судья. Не так обстоит дело со стыдом. Для чувства стыда требуется неодобрение или осмеяние со стороны других. Если нет никого, кто знал бы о злодеянии, то не будет и стыда. А угрызения совести все равно могут возникнуть. Конечно же, могут присутствовать и оба эти чувства. Но различие между стыдом и угрызениями совести очень важно, поскольку эти две эмоции могут разорвать человека. Желание облегчить вину побуждает к признанию, а желание избежать унизительного чувства стыда препятствует этому. Некоторые люди в случае лжи особенно подвержены чувству стыда и угрызениям совести. И в первую очередь те, кто с детства привык считать ложь одним из наиболее ужасных грехов. Те же, кого воспитывали, не осуждая саму по себе ложь, а просто внушая чувство вины за все, впоследствии только и ищут возможности усилить это свое чувство вины и бесстыдно выставляют его на всеобщее обозрение. К сожалению, личности, склонные к такого рода ощущениям, исследованы слишком мало. Однако не многим больше известно и об их прямой противоположности – о людях, вообще не чувствующих вины за ложь. Отсутствие чувства вины или стыда считается признаком психопатии лишь в том случае, если распространяется на все или почти все области жизни. Существуют также разногласия между специалистами и в том, следствием чего является отсутствие вины или стыда – следствием воспитания или каких-либо факторов биологического порядка. Однако все придерживаются единого мнения в том, что если что-либо и способно выдать психопата, то только не чувство вины и не боязнь разоблачения.
Кроме того, особых угрызений совести не будет и в том случае, если обманщик не разделяет социальных ценностей своей жертвы. Люди чувствуют себя менее виноватыми перед тем, кто, по их мнению, живет не так, как следовало бы.
Таким образом, мы видим, что ложь – это очень распространенная, но от этого не менее вредная модель поведения. Лгущий наносит вред себе, даже если и не осознает этого. Он наносит вред партнеру, так как прибегает к откровенной манипуляции. Также он вредит взаимоотношениям, так как из них уходит главное – доверие. Достигая каких-то сиюминутных выгод, лжец проигрывает в главном – в истинных ценностях общения.
Исследование особенностей лжи в поведении школьников
Для изучения особенностей лжи мы использовали анкетный опрос. Вопросы анкеты «Ты лжешь. Тебе лгут» (Приложение 1) были составлены нами таким образом, чтобы выявить частоту использования лжи, мотивацию лгущего, основных адресатов, а также чувства, испытываемые при этом. Вопросы о ситуациях, в которых респондент выступает жертвой лжи, ориентированы на получение аналогичной информации: чувства, частота, основные субъекты.
Результаты опроса приведены в Таблице 1.
Таблица 1
Проявления лжи в поведении обучающихся 6, 9-11 классов
Классы | 6а | 9а | 10а | 11а | 11б | Всего |
Количество опрошенных | 21 | 21 | 14 | 21 | 16 | 93 |
Что испытываешь, когда лжешь? | ||||||
| 11 | 9 | 10 | 16 | 10 | 56 |
| 1 | - | - | - | - | 1 |
| 1 | 6 | 1 | 1 | 3 | 12 |
| 8 | 6 | - | 4 | 3 | 21 |
| - | - | 3 | - | - | 3 |
Как часто ты лжешь? | ||||||
| 13 | 1 | 7 | 11 | 8 | 40 |
| 5 | 13 | 2 | 5 | 1 | 26 |
| 3 | 7 | 5 | 5 | 7 | 27 |
Кому чаще лжешь? | ||||||
| 17 | 6 | 1 | 4 | 2 | 30 |
| 2 | 10 | 1 | 8 | 3 | 24 |
| 1 | 1 | - | 1 | 2 | 5 |
| 1 | 1 | - | 4 | 4 | 10 |
| - | 3 | 7 | 2 | 3 | 15 |
| - | - | 5 | 2 | 2 | 9 |
Чего хочешь добиться, когда лжешь? | ||||||
| 3 | 4 | 3 | 5 | 5 | 20 |
| 3 | 5 | 8 | 14 | 8 | 38 |
| 9 | 2 | 2 | - | - | 13 |
| 6 | 9 | 1 | 2 | 3 | 21 |
Где чаще лжешь? | ||||||
| 9 | 5 | 1 | 7 | 1 | 23 |
| 1 | - | 3 | 3 | 2 | 9 |
| 4 | 6 | 3 | 1 | 6 | 20 |
| 3 | 8 | - | 5 | 2 | 18 |
| 1 | 1 | 3 | 2 | 3 | 10 |
| 3 | 1 | 4 | 3 | 2 | 13 |
Что испытываешь, когда узнаешь, что тебе лгут? | ||||||
| 19 | 16 | 8 | 14 | 8 | 65 |
| - | 5 | 4 | 3 | 5 | 17 |
| 2 | - | 2 | 4 | 3 | 11 |
Кто чаще тебе лжет? | ||||||
| 18 | 14 | 6 | 9 | 6 | 53 |
| 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 13 |
| 1 | 4 | 4 | 10 | 8 | 27 |
Где чаще тебе лгут? | ||||||
| 3 | 2 | 2 | 10 | 2 | 19 |
| 8 | 3 | 5 | 3 | 5 | 24 |
| 9 | 12 | 2 | 4 | 3 | 30 |
| - | 1 | 1 | - | - | 2 |
| 1 | 3 | 4 | 4 | 6 | 18 |
Если анализировать данные в целом по выборке, то можно заключить следующее.
Если анализировать данные по классам, мы приходим к выводу о том, что проявления лжи не зависят от возраста. Так, показатели в 11а и 11б классах существенно различаются. В таблице отмечены красным цветом преобладающие варианты ответов на отдельные вопросы в отдельных классах. Как видно, по некоторым вопросам разброс цифр значительный.
Мы предположили, что проявления лжи зависят не только от возраста, но и от иных факторов. Поэтому была разработана анкета, позволяющая получить информацию о характере межличностных взаимоотношений в семье и группе друзей, а также о силе групповых норм (Приложение 2). Данные опроса приведены в Таблице 2.
Таблица 2
Выявление характера межличностных отношений
обучающихся 6, 9-11 классов
Классы | 6а | 9а | 10а | 11а | 11б | Всего |
Количество опрошенных | 25 | 16 | 21 | 18 | 16 | 96 |
Определение характера отношений в семье | ||||||
У тебя близкие отношения с родителями? | ||||||
| 22 | 14 | 19 | 13 | 13 | 81 |
| 3 | 2 | 2 | 5 | 3 | 15 |
Семейные конфликты – это твоя реальность? | ||||||
| 17 | 6 | 10 | 6 | 6 | 45 |
| 3 | 7 | 7 | 12 | 9 | 38 |
| 5 | 3 | 4 | - | 1 | 13 |
Тебе часто попадает за то, что ты считаешь мелочью? | ||||||
| 12 | 6 | 5 | 12 | 9 | 44 |
| 10 | 7 | 11 | 5 | 6 | 39 |
| 3 | 3 | 5 | 1 | 1 | 13 |
Определение нравственных установок личности | ||||||
Можешь ли ты пожертвовать для друга тем, что дорого для тебя? | ||||||
| 12 | 14 | 19 | 12 | 10 | 67 |
| 7 | 2 | - | 6 | 6 | 21 |
| 6 | - | 2 | - | - | 8 |
Придешь ли на помощь к незнакомому, когда реально можешь помочь? | ||||||
| 14 | 11 | 13 | 18 | 12 | 68 |
| 8 | 4 | 2 | - | 3 | 17 |
| 3 | 1 | 6 | - | 1 | 11 |
Когда делаешь выбор, можешь поступить как хочется, а не как правильно? | ||||||
| 3 | 2 | 14 | 5 | 6 | 30 |
| 20 | 9 | 6 | 12 | 9 | 56 |
| 2 | 5 | 1 | 1 | 1 | 10 |
Определение отношения к групповым нормам | ||||||
Твои друзья – по-настоящему близкие тебе люди? | ||||||
| 22 | 15 | 17 | 14 | 13 | 82 |
| 3 | 1 | 4 | 4 | 3 | 14 |
Твои родители доверяют твоим друзьям? | ||||||
| 9 | 13 | 12 | 17 | 8 | 58 |
| 6 | 3 | 4 | 1 | 6 | 20 |
| 10 | - | 5 | - | 2 | 17 |
Вы с друзьями часто делаете то, что лично ты считаешь неправильным? | ||||||
| 16 | 8 | 10 | 7 | 10 | 51 |
| 9 | 7 | 7 | 11 | 6 | 40 |
| - | 1 | 4 | - | - | 5 |
Отметим те моменты, которые являются общими по всем классам:
Теперь отметим те моменты, которые существенно отличают один класс от другого.
Таким образом, мы можем говорить о специфических проявлениях лжи в различных ученических группах.
Заключение
Исследовав особенности лжи в разных возрастных группах учащихся, мы пришли к следующим выводам.
Ложь – сложный механизм поведения, к которому прибегают для избегания неприятностей или стремясь достичь каких-либо целей. Используя ложь, человек обрекает себя на нравственные страдания и социальную изоляцию.
Учащиеся разных возрастов прибегают ко лжи с разной частотой. Существенно различаются мотивы лжи. Так, шестиклассники лгут, не задумываясь о целях, ничего не стремясь извлечь из сокрытия истины. Старшеклассники стремятся в большей степени добиться собственных целей, чем избежать неприятностей.
В разных группах выявлено преобладание различных адресатов. Так, в 6а классе чаще лгут сверстникам, в 9а – родителям, в 10а – всем, в 11б – учителям.
Мы предположили, что различия обусловлены не столько возрастом, сколько характером межличностных отношений.
Было установлено, что в 6а классе выявляется сильное давление групповых норм, со стороны родителей можно предположить скорее меры запрета, нежели конструктивный диалог. Этот вывод можно обсуждать с родителями и учителями, а самим шестиклассникам рекомендовать тренинг развития коммуникативных навыков.
В 10а классе преобладают ответы «лгу всем» и «лгу неблизким людям». При этом как характеристика поведения большинства десятиклассников выявлена импульсивность, конфликтность семейных отношений, конформность по отношению к групповым нормам. Видится целесообразным разговор с десятиклассниками о проблемах личностного роста и личностного выбора.
Особенности лжи в 9а классе не соотносятся с данными обследования характера межличностных отношений.
Таким образом, не претендуя на глубину исследования, мы обозначили несколько важных проблем поведения школьников, связанного с использованием лжи.
Перспективой исследования может стать более детальный анализ проблем поведения, а также разработка психологических спецкурсов для учащихся разного возраста.
Литературы
Приложение 1
Анкета «Ты лжешь. Тебе лгут»
Приложение 2
Анкета «Ты и твои близкие»
Император Акбар и Бирбал
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Лягушка-путешественница
Воздух - музыкант
Загадка старого пирата или водолазный колокол