Как измерить свой рост
или
измерение голыми руками.
Информационно-исследовательский проект по математике
Вложение | Размер |
---|---|
Информационно-исследовательский проект по математике | 80.49 КБ |
Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение Подовинновская Средняя Общеобразовательная Школа
Как измерить свой рост
или
измерение голыми руками.
Информационно-исследовательский проект по математике
Выполнил ученик 6 класса:
Шевченко Ярослав
Руководитель: Глазырина С.Н.
Челябинская область
Октябрьский район
с. Подовинное
2012
Тезисы выступления
Один средневековый философ Марсилио Сичино сказал: «Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!» Конечно, измерить самого себя и стать настоящим Геометром, настоящим Садовником, настоящим Поэтом и вообще Настоящим очень трудно. Но если говорить о чем-то более простом, то с уверенностью можно сказать что каждому человеку, научившемуся считать и писать, неоднократно приходилось что-то измерять: высоту дерева, собственный вес, длину прыжка, время бега и многое другое.
Так что измерения – одно из важнейших дел в современной жизни.
Поэтому я считаю данную тему весьма актуальной.
Цель исследовательской работы:
- изучить методы измерения длины.
- найти закономерность между длиной стопы и ростом у одноклассников
- сравнить метрические величины (а именно: косую сажень, локоть, пядь, дюйм, фут) людей прошлых веков с размерами людей, живущих в 21веке.
Задачи:
- изучить исторический аспект.
- узнать единицы измерения длин в разных странах.
- рассмотреть практическое применение методов измерения длин.
- измерить рост и размеры стоп учащихся 6 класса
- проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: единицы измерения длины.
Предмет исследования: длина.
Гипотеза: люди не могут существовать без системы мер, которая в процессе развития человечества развивается и совершенствуется. Универсальной и общепринятой единицей измерения является метр.
И все же давайте подумаем над вопросом: «что значит – измерить какую-то величину?»
Фильм (видео)
За свою историю человечество придумало огромное количество всевозможных единиц, причем каждый народ имел свои. Герои этого мультфильма измеряли длину удава в попугаях. Для обитателей тропического леса, в котором живет попугай, эта единица ничуть не хуже других. Но длина в попугаях ничего не скажет жителям тайги.
Эта история из мультфильма не такая уж нелепая. Правители разных стран любили устанавливать свои меры, часто связанные с собственной персоной. Например, английский король Генрих I ввел в качестве единиц длины ЯРД – расстояние от кончика своего носа до большого пальца вытянутой руки.
Работая над проектом, я познакомился со многими старинными единицами длины, которые использовали не только на Руси, но и в других странах мира.
Писатели в своих произведениях часто используют старинные меры длины. Некоторые из них, которые встретились на страницах прочитанных мною книг, я внёс в специальную таблицу. Вот лишь некоторые из них:
Автор | Произведение | Мера длины | Преобразование |
Д. Мамин-Сибиряк | Сказка «Серая шейка» | «Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен». | 15 сажень= 31м 95см |
Г.Х.Андерсен | Сказка «Дюймовочка» | «…на зеленом пестике, сидела хорошая крошечная девочка ростом не больше дюйма». | 1дюйм =2,54см |
П.П.Ершов | «Конек Горбунок» | Да игрушечку-конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами» | 3 вершка =12,12см 1 аршин = 0,71м |
В своём проекте ( в приложении) я так же представил СТАРИННЫЕ МЕРЫ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ
Узнал, как толкует С.И. Ожегов старинные меры длины.
Мерить более или менее длинные расстояния, например, во время экскурсий, проще всего шагами. Для этого нужно знать длину своего шага и уметь считать шаги. Это мы умеем делать с пятого класса, когда изучали тему « Среднее арифметическое». Для этого достаточно измерить длину десяти своих шагов и найти среднюю длину шага.
Отметим следующее старое правило: длина среднего шага взрослого человека равна половине расстояния от его глаз до ступней.
Другое старинное практическое правило относится к скорости ходьбы: человек проходит в час столько километров, сколько шагов он делает в 3 секунды.
№ | Фамилия | Расстояние от глаз до ступней | Длина шага | Длина шага по измерениям |
1 | Базарбаев Жанат | 135 | 67,5 | 68 |
2 | Ванькова Алена | 148 | 74 | 74 |
3 | Велинская Таня | 143 | 71,5 | 72 |
4 | Вигелина Альбина | 157 | 78,5 | 79 |
5 | Габайдулина Лариса | 152 | 76 | 76 |
6 | Горскина Кристина | 150 | 75 | 75 |
7 | Дубровский Иван | 142 | 71 | 71 |
8 | Засько Юля | 149 | 74,5 | 75 |
9 | Мишин Миша | 141 | 70,5 | 71 |
10 | Орумбаев Артём | 141 | 70,5 | 71 |
11 | Шевченко Ярослав | 135 | 67,5 | 68 |
Хорошо бы каждому из нас обзавестись таким «живым метром», чтобы в случае нужды пользоваться им для измерения.
Полезно помнить, что у большинства людей расстояние между концами расставленных рук равно росту – правило, подмеченное гениальным художником и ученым Леонардо да Винчи. Оно позволяет пользоваться нашими «живыми метрами», ведь свой рост знают почти все.
Давайте измерим себя.
Пользуясь этим (своим) «живым масштабом», мы можем производить приблизительные измерения мелких предметов.
А так же в своей работе я описал, как можно выполнять измерения при помощи пальца, при помощи спичек, при помощи углов, а так же при помощи денежных купюр.
Вы видите, что при известной подготовке вы без мерной линейки можете производить годные для практики измерения.
Затем я измерил рост одноклассников и сравнил его со старинными мерами длины.
№ | Фамилии уч-ся | см | сажень | аршин | фут | ярд |
1 | Базарбаев Жанат | 141 | 0,66 | 1,98 | 4,63 | 1,54 |
2 | Ванькова Алена | 153 | 0,72 | 2,15 | 5,02 | 1,67 |
3 | Велинская Таня | 148 | 0,69 | 2,08 | 4,86 | 1,62 |
4 | Вигелина Альбина | 162 | 0,76 | 2,26 | 5,28 | 1,76 |
5 | Габайдулина Лариса | 159 | 0,75 | 2,24 | 5,22 | 1,74 |
6 | Горскина Кристина | 157 | 0,74 | 2,21 | 5,15 | 1,72 |
7 | Дубровский Иван | 148 | 0,69 | 2,08 | 4,86 | 1,62 |
8 | Засько Юля | 156 | 0,73 | 2,19 | 5,12 | 1,71 |
9 | Мишин Миша | 147 | 0,69 | 2,07 | 4,82 | 1,61 |
10 | Орумбаев Артём | 147 | 0,69 | 2,07 | 4,82 | 1,61 |
11 | Шевченко Ярослав | 140 | 0,66 | 1,97 | 4,59 | 1,53 |
Средний рост учащихся 6 класса
см | сажень | аршин | фут | ярд |
150,73 | 0,71 | 2,12 | 4,94 | 1,65 |
Затем я измерил размер стопы у мальчиков и девочек
№ | Фамилия | К | Рост | Стопа |
1 | Базарбаев Жанат | 6,24 | 141 | 22,6 |
2 | Ванькова Алена | 6,48 | 153 | 23,6 |
3 | Велинская Таня | 6,46 | 148 | 22,9 |
4 | Вигелина Альбина | 6,5 | 162 | 24,9 |
5 | Габайдулина Лариса | 6,48 | 159 | 24,5 |
6 | Горскина Кристина | 6,49 | 157 | 24,2 |
7 | Дубровский Иван | 6,27 | 148 | 23,6 |
8 | Засько Юля | 6,5 | 156 | 24 |
9 | Мишин Миша | 6,26 | 147 | 23,5 |
10 | Орумбаев Артём | 6,26 | 147 | 23,5 |
11 | Шевченко Ярослав | 6,22 | 140 | 22,5 |
Отношение роста к длине стопы: Среднее К = 6,38
Оказалось, что Средний размер стопы у девочек 24 см, а средний размер стопы у мальчиков 22, 9 см.
Формулы подсчета длины стопы
Практическое применение:
- Помощь маме при определении размера подошвы обуви ребенка зная его рост.
- При раскрытии особо опасных преступлений, если преступник оставил отпечаток следа.
Работая над проектом, я поставил перед собой цель: сравнить метрические величины (а именно: косую сажень, локоть, пядь, дюйм, фут) людей прошлых веков с размерами людей, живущих в 21веке; после чего я смогу узнать отличаются ли метрические данные современных людей от размеров наших предков.
Вот данные, которые я получил в результате проведения этого эксперимента. В нем участвовали 17 человек. Средние значения, полученные в ходе исследований:
косая сажень = 2,2076м, локоть = 0,4518м, дюйм = 0,0299м, фут = 0,2647м, пядь = 0,1641м
А вот меры, взятые из справочника: 1 косая сажень = 2,48м, 1 локоть = 0,54м, 1 дюйм = 0,0254м, 1 фут = 0,3048м, 1 пядь = 0,1778м
Используя полученные и табличные значения, построил диаграмму, а за тем сделал выводы. Размеры современных людей (по крайней мере исследуемых мною) меньше, чем у предшественников, а вот дюйм «подрос».
Заключение:
На протяжении всей истории человечества люд использовали различные способы для измерения длин.
С развитием общества возникла потребность в создании единой системы мер. Каждая мера должна была иметь определенную величину и эталон. Так появился эталон метра.
В процессе теоретического и практического исследования я пришел к выводу, что практические исследования старинных мер длины (локоть, аршин, дюйм, фут) подтвердили, что длина локтя или ступни у разных людей различны, а мера длины должна быть постоянной, поэтому я считаю, что постоянные образцы мер не случайно стали изготовлять как из деревянных линеек, так и металлических стержней.
При сравнении табличных значений с размерами современных людей, проживающих в нашем регионе, я выяснил, что размеры нынешнего поколения меньше, чем у наших предков. Возможно, это объясняется тем, что для исследований взята небольшая группа людей, особенностями нашей местности, или погрешностями в измерениях.
А значит моя гипотеза, о том, что люди не могут существовать без системы мер, которая в процессе эволюции человечества развивается и совершенствуется, подтвердилась.
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
"Портрет". Н.В. Гоголь
Рисуем ананас акварелью
Военная хитрость