В настоящее время крайне важна грамотная интерпретация экологических событий современности. Прежде чем принимать какое-либо решение, необходимо выяснить причины, их вызвавшие. Многие люди неграмотно трактуют понятие "экология", подменяя его "окружающей средой". Чтобы выяснить возможности грамотного подхода к экологическому воспитагию и образованию, было принято решение о выяснении уровня экологической культуры учащихся гимназии. Используя методы интервьюирования и анкетирования. была установлена истинная картина правового аспекта отношения учащихся к экологическим проблемам.Вопросы, рассматриваемые в работе, помогли спланировать реальные мероприятия для улучшения обстановки в гимназии, районе, городе и области.
Вложение | Размер |
---|---|
ekologo-pravovaya_kultura_rabota.doc | 473.5 КБ |
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
гимназия №3 Центрального района
г.Волгограда
Эколого-Правовая культура
МОУ гимназии №3
Работу выполнил:
Ермияев Яков Русланович - ученик 11 класса
Т.Г. Штефанова – учитель биологии
высшей квалификационной категории
Волгоград 2011
Оглавление
Понятия и виды экологических прав.
Политическое и юридическое значение признания экологических прав
«Экологические» Права человека.
Гарантии и защита экологических прав.
Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека
Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам
Преподавание экологического права
Классификация видов ответственности за экологические правонарушения.
Цитаты из анкет учащихся.
Анкета для 9-10 классов и учителей.
«Не бывает плохой «экологии», бывает неграмотное отношение к экологическим проблемам».
Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
Махатма Ганди
В современный период во взаимодействии природы и общества возникла совершенно новая ситуация, когда равновесие биосферы не может регулироваться естественным образом и зависит от характера деятельности людей, от того, насколько она отвечает экологическим требованиям. Поэтому знание экологических (в том числе эколого-правовых) норм и их соблюдение является важнейшим гносеологическим условием предотвращения экологического кризиса. Только деятельность, основанная на разумном учете объективных требований экологических законов, может обеспечить сохранение благоприятной природной среды для жизни общества.
Эколого-правовая культура включает не только знание норм природоохранного законодательства, но и осознание их, личную убежденность в необходимости их соблюдения, степень веры в право, уважение к праву, готовность исполнять его требования.
Cоветское природоохранительное законодательство было обоснованно и соответствовало современному уровню развития общества. В нем концентрировался опыт правового регулирования социалистического природопользования. Оно из года в год шлифовалось, совершенствовалось, вырабатывая наиболее оптимальные методы, способы регулирования экологических отношений, рациональные правила поведения человека по отношению к природе. В наше время, с изменением взглядов человека на окружающую действительность, потребительское отношение к природе, должно измениться и правовое сознание и культура. Следовательно, устаревшие правовые нормы не могут регулировать настоящие отношения человека с природой в должной мере.
Необходимо строжайшее соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, производственными коллективами требований природоохранительного законодательства, ибо соблюдение законности является одним из важнейших проявлений культуры общества, и одним из важнейших критериев для предотвращения экологического кризиса. Важно также обратить внимание на то обстоятельство, что в экологическом праве не только должны закрепляться права граждан, но и предусматриваться правовой механизм их защиты, который будет рассмотрен в рамках данной темы.
И конечно же, для полного осознания необходимости изучения и исследования в области экологического права, стоит добавить, что серьезным аспектом является понимание того факта, что важно не только осознание фактов, но и желание и понимание необходимости охранять и способствовать регенерации окружающей среды, но и делать это без нанесения среде еще большего вреда. Чем в свою очередь и занимается экологическое право.
Актуальность темы: средства массовой информации ежедневно приводят примеры нерационального природопользования, хищнического разграбления ресурсов, безграмотного отношения руководителей предприятий к окружающей среде. При этом практически ничего не говорится о юридической ответственности лиц, совершивших экологические преступления. С экранов телевизоров нам нагнетается информация о грядущей глобальной экологической катастрофе, но нигде и никогда не проводится разъяснительная работа с населением. В редких школах ведется учебная дисциплина «экология», поведение и общая экологическая культура нашего общества низки, ни дети, ни взрослые не могут объяснить юридическую ответственность своих поступков по отношению к природе. Более того, с 2015 года экология вводится как обязательный предмет в школах с 5 по 9 класс.
В связи, с чем Мы в своей работе выдвигаем следущую гипотезу:
Гипотеза: уровень эколого-правовой культуры в современном обществе находится на крайне низком уровне.
База для доказательства гипотезы: Социум Гимназии №3
Цель работы: Выявление уровня эколого-правовой культуры учащихся МОУ гимназии №3
Задачи методической разработки:
Проанализировать имеющуюся литературу по данной теме.
Выявить основное понятие «экологическое право», его юридические и политические подтексты.
Познакомиться с существующими гарантами и возможностями защиты экологических прав.
Проанализировать существующие возможности преподавания экологического права в Центральном районе г.Волгограда.
Выявить основные виды ответственности за правонарушения.
Провести анкетирование обучающихся гимназии по вопросам эколого-правовой культуры с целью выяснения уровня культуры.
Составить выводы и рекомендации для возможного изменения уровня эколого-правовой культуры учащихся .
Проведение мероприятий направленных на повышение уровня эколого-правовой культуры учащихся и их родителей.
Пропаганда полученных результатов среды учащихся Центрального района через систему экологических чтений, СМИ и других акций.
Повторное анкетирование учащихся, с целью выявления результатов экологической пропаганды.
Экологическое право.
Экологическое право является одним из разделов права, регулирующих отношение общества и природы. Основной целью экологического права является сохранение, оздоровление и улучшение окружающей среды. Основным законом, регламентирующим экологическое право, является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды».
Экологическое право, как отрасль, регулирует общественные отношения в сферах охраны здоровья, улучшения окружающей природной среды, предупреждения негативных последствий и отрицательных воздействий на природную среду промышленной, сельскохозяйственной или иной деятельностью человека.
История развития экологического права включает в себя три этапа:
1. Консервационный этап развития включает в себя конец XIX – начало XX века. За этот период охрана окружающей среды сводилась лишь к охране редких видов растений и животных. Для этих целей создавалось многочисленное количество заповедников и национальных парков.
2. Вторым этапом, который можно назвать природоресурсовым, является период с середины XX века до последнего десятилетия прошлого века. Наука переходит от охраны отдельных видов к охране всех природных ресурсов.
3. Третьим этапом является время с конца XX века и до наших дней. Его характеризует всеохватывающее понимание охраны окружающей среды, как среды обитания человека, а не только исключительно ресурсов.
Понятия и виды экологических прав.
Можно утверждать, что вопрос об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружающей среды России. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраны окружающей среды, основанные на идее решения экологических задач в интересах человека, а собственно право каждого на благоприятную окружающую среду, реализация которого будет отвечать не только экологическим интересам человека, но и, что самое важное, сохранению и восстановлению благоприятного состояния окружающей среды. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции России).
Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.
Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).
С учетом важности экологических интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности прав.
Состояние правового регулирования экологических прав человека
Признание и регулирование экологических прав граждан - одна из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства. Поэтому особенно важно то, что эта разновидность прав признана Конституцией России, в соответствии с которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст. 36), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к данной разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), и на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).
Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» не только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право:
а) создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды;
б) принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей природной среды, требовать их рассмотрения;
в) требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;
г) требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, а также возмещения экологического вреда;
д) ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями (ст. 12).
Положения Всеобщей декларации прав человека получили развитие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. Согласно ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жизнь является неотъемлемым правом человека. Оно охраняется законом. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах устанавливает право каждого на достойный жизненный уровень и на непосредственное улучшение условий жизни (ст. 11).
На Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде в 1972 г. впервые на международном уровне была обсуждена как самостоятельная проблема права человека на благоприятную окружающую среду. Принцип 1 Стокгольмской декларации гласит: Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.
Политическое и юридическое значение признания экологических прав
Признав экологические права граждан, российское государство сделало шаг в направлении создания правового государства, подтвердило намерение построить его. Достаточно широкое регулирование субъективных экологических прав в формируемом законодательстве является свидетельством демократизации права. Признание прав стимулирует рост самосознания граждан, экологическое сознание и культуру. Оно будет способствовать вовлечению граждан в охрану окружающей среды, стимулирует деятельность государства. В то же время регулирование экологических прав способствует укреплению авторитета государства, его выходу на международную арену, вхождению в европейское и мировое правовое пространство.
Юридическое значение признания этого рода прав предопределено их содержанием и возможностями гражданина как обладателя права.
Признание и правовое регулирование экологических прав человека и гражданина важно не только для самого индивида, но и для общества и государства. Так, социально ответственное государство, устанавливая те или другие права, может рассчитывать на то, что граждане, реализуя эти права, будут способствовать повышению эффективности природоохранительной деятельности самого государства.
При последовательной реализации экологические права имеют существенное правовое значение как основа для постепенного восстановления благоприятного состояния окружающей среды в стране, призваны обеспечить нормальную жизнедеятельность человека.
«Экологические» Права человека.
Право на благоприятную окружающую среду одно из естественных основных прав человека. Оно, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, - право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые закреплены в России в Конституции 1993 г. Как отмечалось выше, на международном уровне право на жизнь было закреплено во Всеобщей декларации прав человека, а позже и в Международном пакте о гражданских и политических правах.
Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с качеством окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований[1]. По имеющимся данным, состояние здоровья человека на 20-30% определяется условиями среды его обитания. Как сообщает Госкомстат, средняя продолжительность жизни мужчин в России в 1997 г. составляла 57 лет. Есть основания предположить, что продолжительность жизни укорочена, наряду с другими причинами, деградацией окружающей среды.
В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду.
Субъектами права на благоприятную окружающую среду являются граждане России и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.
Российское законодательство не определяет понятие «благоприятная окружающая среда», хотя в данном контексте в нем имеются юридически значимые критерии. Прежде всего они выражены системой нормативов охраны окружающей среды и лимитов природопользования. Система таких нормативов и лимитов, а также общие требования к их разработке определены Законом «Об охране окружающей природной среды». В систему нормативов качества окружающей природной среды входят нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ст. 26), нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий (ст. 28), нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия (ст. 29), предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ст. 33), нормативы санитарных и защитных зон (ст. 34). Перечисленные нормативы выражают качественные характеристики состояния природной среды и направлены преимущественно на обеспечение ее чистоты, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.
Благоприятная окружающая среда означает также способность удовлетворять эстетические и другие потребности человека, сохранять видовое разнообразие. Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью удовлетворения этих потребностей и сохранения способностей природы обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий.
Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в законодательстве об окружающей среде критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.
Другие экологические права граждан - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу, служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.
Экологические объединения.
Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастают при объединении усилий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.
Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в ст. 13 Закона «Об охране окружающей природной среды».
Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:
а) разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;
б) за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;
в) рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;
г) требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны;
д) организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;
е) требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;
ж) ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.
В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.
Гарантии и защита экологических прав.
В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Однако ни в Конституции, ни в других законодательных актах не определяются формы, в которых глава государства реализует соответствующие полномочия.
Содействовать реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в России согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г.
Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека
С момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.
Обращение направляется заявителем лично либо через адвоката в Европейскую комиссию по правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к рассмотрению, или непосредственно в суд. В обращении указывается заявитель, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, им должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты. Такими документами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и др. При этом обращение в Европейскую комиссию должно быть направлено в течение шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстанции.
Европейская комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о его рассмотрении по существу, если удостоверится, что исчерпаны все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавливает юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений Конвенции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязывает соответствующее государство принять в течение определенного времени предписанные ему решением Комитета меры. По истечении этого периода в случае невыполнения государством вынесенных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были переданы в Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам человека.
Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам
В ст. 58 Конституции России установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Важно обратить внимание на субъекта этой обязанности. Каждый человек и гражданин соприкасается с природой (окружающей средой) в процессе своей жизнедеятельности будучи в разных качествах - как житель города и другого населенного пункта и как работник, в том числе должностное лицо. Соответственно, как житель, в быту и на отдыхе каждый должен исполнять данную конституционную обязанность. Одновременно и прежде всего обязанность сохранять природу и окружающую среду возлагается Конституцией также на каждого, чья трудовая деятельность сопряжена с природопользованием и воздействием на окружающую среду. Именно от этой категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния окружающей среды в процессе принятия экологически значимых решений, выполнения обычных трудовых обязанностей, связанных с охраной окружающей среды.
Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как правовую и как моральную. Каждый человек и гражданин, если его жизнедеятельность связана с вредным воздействием нa окружающую среду и использованием природных богатств, обязан соблюдать соответствующие, адресованные им требования законодательства, нарушение которых влечет правовые последствия. Юридическая ответственность выполняет функцию гарантии исполнения гражданами возложенных на них обязанностей. В то же время в цивилизованном обществе забота о природе, охрана окружающей среды является проявлением культуры общества и нравственным долгом его членов. Забота о природе - моральный долг каждого и по отношению к экологическим интересам последующих поколений.
Юридическим критерием соблюдения обязанностей сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам служит осуществление человеком деятельности, связанной с вредным воздействием на окружающую природную среду и природопользованием, в соответствии с требованиями экологического законодательства.
Конституционные обязанности сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам конкретизируются в действующем законодательстве РФ. Статья 12 Закона «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Преподавание экологического права
Обеспечить конституционные права волгоградцам по своей профессиональной принадлежности призваны муниципальные экологические службы. Информация населения об экологической ситуации в городе, освещение проблем охраны окружающей среды, возможные пути их решения – это одно из направлений деятельности администрации Волгограда.
Основой формирования экологической культуры, экологического мировоззрения населения, как одного из звеньев гражданской позиции, является получение исчерпывающей информации о состоянии окружающей природной среды.
С 2001 года на муниципальном телевидении Волгограда создается ежемесячная передача “Экологический вестник Волгограда”. Жители нашего города получают информацию о самых актуальных вопросах окружающей природной среды и сохранения здоровья волгоградцев. Руководители и специалисты городских экологических служб информируют жителей о качественном состоянии природной среды: атмосферного воздуха, воды, почвы. Целый цикл передач был посвящен результатам мониторинга городских земель - загрязненности почвы тяжелыми металлами и радиационному загрязнению, контролю и ликвидации выявленных участков загрязнения. Загрязнение атмосферного воздуха промышленными выбросами и выбросами от автотранспорта является одной из актуальнейших проблем в вопросе охраны окружающей среды, благодаря “Экологическому Вестнику”, население города более подробно узнало о промышленных гигантах, выбросы которых вносят основной вклад в загрязнение воздуха и соответственно наносят вред здоровью волгоградцев. В выпусках “Экологического Вестника” не только освещались проблемы загрязнения от выбросов автомобильного транспорта, но и давались практические рекомендации жителям по снижению вредного воздействия выхлопов автотранспорта на организм человека. Состояние городских парков, скверов, особо охраняемых природных территорий, защита зеленых насаждений, их сохранение и преумножение также подробно освещена в выпускаемых передачах “Экологический Вестник”.
Разработанная администрацией Волгограда муниципальная программа “Чистая питьевая вода”, основной задачей которой является развитие производства доочищенной физиологически полноценной воды гарантированного качества и по доступной цене на базе созданного центра “Питьевая вода”.Данная проблема послужила темой для подготовки передачи “Экологического Вестника”, благодаря которому жители нашего города получили квалифицированную и грамотную информацию о необходимости использования доочищенной питьевой воды для профилактики и укрепления здоровья.
На протяжении нескольких лет, руководитель Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов как представитель администрации города, принимает участие в прямых эфирах на радио, брифингах по проблемам охраны окружающей среды , телевизионных передачах на экологическую тему – “Колесо”, “Подробно”, “Чай на двоих”.
Нельзя забывать, что экологическое благополучие тесно связано с экологическим сознанием человека и с его правом на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды. На протяжении ряда последних лет экология рассматривается не только как социальная наука, изучающая воздействие общества на природу, но и как научная основа стратегии выживания человечества. Налажены тесные контакты с ведущими СМИ Волгограда и области. Целью этих контактов является построение грамотной системы информирования населения обо всех аспектах рационального природопользования и охраны окружающей среды. Кроме того, с помощью средств массовой информации нередко удается достичь и другой немаловажной цели – просвещения и воспитания горожан в вопросах охраны окружающей природной среды.
В 2003 году продолжен еженедельный выпуск пресс-релизов для пресс службы администрации города. Сделанная в виде оперативных отчетов о проделанной работе, информация пресс-релизов, как правило, регулярно размещается в средствах массовой информации: газетах, радио. Для большей доступности, открытости экологической информации, а также возможности оперативной обратной связи с населением, создан и функционирует Интернет-сайт департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда.
В условиях научно-технической революции оптимизация форм взаимодействия общества и природы, охрана окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов стали острыми и актуальными проблемами населения города. В решении этих проблем огромную роль призвано сыграть экологическое образование и воспитание людей.
Эффективное и качественное решение задач экологического образования и воспитания в значительной степени зависит от успешного сотрудничества представителей природоохранных органов исполнительной власти, школ, вузов, общественных организаций.
На основании сказанного, следует отметить большую просветительскую работу, проводимую в Центральном районе г.Волгограда. Решением главы Департамента было принято решение о внедрении в ряде школ района образовательных дисциплин, направленных на изучение и пропаганду экологических знаний. Так, в МОУ СОШ №19 ведётся предмет «экология», данное образовательное учреждение является центром по распространению экологических знаний, а в МОУ гимназии №3 с 2004 года существует и работает летний профильный лагерь по экологическому образованию старшеклассников.
С целью повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования. Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики.
В нашем городе накоплен определенный опыт и имеется достаточный интеллектуальный потенциал для формирования системы всеобщего непрерывного экологического образования населения. Во многих высших учебных заведениях города успешно проводится подготовка специалистов “экологической направленности” : Волгоградский государственный университет представлен кафедрой экономики природопользования; в состав Волгоградского архитектурно-строительного университета входит “Институт экологии”, факультет инженерно - строительной экологии, а “Международный образовательный экологический центр” по подготовке специалистов в области возобновимых источников энергии многие годы осуществлял свою работу при финансовой поддержке городского экологического фонда. В Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии проводится обучение на эколого-мелиоративном факультете, на агрономическом факультете осуществляется набор на кафедру охраны природы и плодоовощеводства. В Волгоградской академии государственной службы организовано обучение по курсу “Экология и природопользование”, а в Волгоградском государственном педагогическом университете на естественно-географическом факультете существует лаборатория “Экология человека”.
Экологические проблемы непосредственно связаны с процессом образования населения - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный выход из сложившейся ситуации. И именно экологическое воспитание детей играет важное социальное значение.
Силами преподавателей биологии Центрального района города ежегодно проводятся весенние экологические чтения. С актуальными вопросами охраны среды выступают не только педагоги и учащиеся, но и родители, представители общественных организаций. Тезисы выступлений печатаются на страницах школьной газеты (гимназия №3), неоднократно публиковались в газете «Волгоградская правда».
Большую роль в формировании экологического сознания и воспитании бережного отношения к природе играют различные конкурсы и смотры, направленные на активизацию данной работы.
Волгоградским отделением Экологического парламента и Северного Каспия, при финансовой поддержке экологического фонда Волгограда, на протяжении шести последних лет проводится работа по демонстрации Поволжской межрегиональной передвижной выставки учебных пособий и информизданий по экологии. Используя возможности Поволжской Выставки, создано два организационно-методических центра на базе которых проводятся общественные слушания, экологические конкурсы среди детских подростковых клубов, конкурсы детского рисунка, экологические олимпиады. В 2003 году общественным информационно-аналитическим центром “ЭКРАНД”, при поддержке экологического фонда Волгограда, были подготовлены и проведены экологические конкурсы учащихся средних и специальных образовательных учреждений Волгограда. Основной темой конкурсов, в связи с проводимым ООН Международным годом Пресной Воды, стала тема “Здоровье воды- здоровье человека”. Конкурсы были организованы во всех 8 районах города, для победителей районных конкурсов был организован общегородской конкурс. Завершающим мероприятием в этой большой работе была подготовка и проведение фестиваля победителей с демонстрацией лучших конкурсных работ. Всего в этом мероприятии приняло участие более 140 школ, лицеев, гимназий и более 40 учреждений дополнительного образования Волгограда.
Свой вклад в экологическое воспитание и образование, прежде всего подрастающего поколения нашего города, вносит –Центральный совет Всероссийского общества охраны природы, который является одним из лидеров общественного экологического движения Волгограда. В отчетном году, им был подготовлен и проведен смотр-конкурс образовательных учреждений Центрального района по экологическому образованию, информационно-экологическая акция для детей “Мы в ответе за жизнь на планете”. Данным центром с 2004 года проводится экологический праздник “День Земли”, в котором принимают участие все школы района.
Какие бы меры не принимали власти, как бы активно ни действовали экологические службы, город не станет здоровой средой обитания, если не произойдет радикальных изменений в сознании и поведении волгоградцев. И здесь, основная роль принадлежит экологизации нашего воспитания и образования. Необходимо, чтобы с детских лет каждый человек учился понимать и ощущать теснейшую, неразрывную связь людей и природы, экономики и экологии и чтобы эти знания стали приоритетом в его деятельности в любой сфере. Бережное, заботливое отношение к природе должно стать элементами нашей культуры и повседневной жизни.
Примером грамотного воплощения стратегии экологического воспитания и образования является систематическое проведение экологических акций среди учащихся школ Центрального района нашего города. Уборка Набережной имени 62-й Армии, озеленение сквера М.Агашиной, высадка цветов на пришкольных участках, участие в экологических акциях по уборке памятников природы и особо охраняемых территориях области.
Законодательные моменты
Вопрос о юридической ответственности за экологические правонарушения привлекает постоянное внимание специалистов и в Российской Федерации существует по нему обширная литература. В связи с отсутствием единого подхода к определению юридической ответственности нет и единого подхода к определению ответственности за экологические правонарушения. Сложившаяся ситуация порождает различные точки зрения на понятие этой ответственности.
В литературе отмечается, что ответственность за экологические правонарушения выражается в лишениях имущественного, организационного или личного характера.[2]
Другие ученые полагают, что это "система принудительных мер, применяемых к нарушителям законодательства в области природопользования и ООПС в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения такого рода правонарушений и восстановления нарушенных прав" [3]
Некоторые авторы считают, что эта ответственность "предусматривает возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия экологического правонарушения".[4]
В международном праве предусмотрено два вида ответственности государства: материальная и нематериальная (политическая). Материальная ответственность применяется посредством репарации, то есть материального, в основном денежного возмещения ущерба, или ресторации, то есть восстановления нарушенного состояния природной среды. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба. Нематериальная (политическая) ответственность применяется в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извинений, наказание государством виновных), применения экономических и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы .[5]
Таким образом, ответственность по международному экологическому праву, также как ответственность по российскому экологическому праву, складывается в рамках соответствующего правоотношения по применению мер принуждения за совершение экологического правонарушения. Обобщая изложенное, можно заключить, что ответственность по экологическому праву:
возникает за совершенное экологическое правонарушение;
реализуется в рамках правоотношения между субъектами права;
заключается в применении мер принуждения;
осуществляется в установленном порядке, то есть правомерно.
Исходя из перечисленных сущностных черт, ответственность за экологическое правонарушение можно, в самом общем виде, определить как правомерное отношение между субъектами права по применению мер принуждения за совершенное экологическое правонарушение. Это определение верно для любой отрасли права при замене названия правонарушения на употребляемое в соответствующей отрасли.
Классификация видов ответственности за экологические правонарушения.
Классификация видов ответственности за экологические правонарушения достаточно разнообразна. Наибольшее распространение получило деление на виды ответственности по ее отраслевой принадлежности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, международно-правовая. Любой вид юридической ответственности по этой классификации обладает такими элементами, как основания ответственности, субъекты, условия, меры ответственности, процедура и порядок применения ответственности.
Некоторые авторы, основываясь на известных в законодательной практике критериях, все виды ответственности в области охраны окружающей природной среды по основаниям возникновения разделяют на объективную и субъективную
К объективной относится гражданско-правовая ответственность, возникающая по факту причинения вреда при использовании источника повышенной опасности независимо от вины его владельца. Здесь факт причинения вреда деянием - объективное основание ответственности, а норма закона, ее предусматривающая - формальное основание. Субъективной будет ответственность, возникающая только при наличии у субъекта правонарушения вины как обязательного признака состава правонарушения. С этих позиций вину можно считать субъективным основанием ответственности.
По способам воздействия выделяют ответственность: компенсационную, направленную на возмещение вреда, и репрессивную, реализующуюся в применении наказания. К компенсационной относится, в частности, обязанность возместить причиненный вред, предусмотренная нормами гражданского и административного права. К репрессивным видам относится, например, административная, уголовная, дисциплинарная ответственность.
По сфере применения в литературе выделяются хозяйственно-правовая, государственно-правовая и другие виды ответственности .
Глава II.
Для выполнения практической части работы нами был разработан план и выбрана одна основная методика.
Первичное анкетирование учащихся. (4-11 марта 2010 год, 160 респондентов)
Проведение акций направленных на повышение эколого-правовой культуры.
Вторичное анкетирование учащихся и анализ результатов пропаганды. (1-21 марта 2011 год, 147 респондентов)
Анкетирование учащихся 5,6,9 и 10 классов по вопросам эколого-правовой культуры проводилось с целью выяснения уровня эколого-правовой культуры учащихся. К сожалению, провести анкетирование среди 11 классов было невозможно ввиду отсутствия выпускной параллели в 2010 году.
Помимо выяснения уровня, методика была направлена на выяснение отношения социума к проблеме экологического права и экологической культуры. [6] Данный метод исследования является наиболее доступным и оптимальным для достижения поставленных задач.
1 этап.
Мы провели анкетирование учащихся МОУ гимназии №3. Особое внимание следует обратить на вопрос №2 – касающихся терминов используемых в конституции относительно экологического права. И на вопрос №4 касающийся возраста наступления полной ответственности за экологические преступления.
5-6классы | 64(респондента) |
№вопроса | Ответило(правильно) |
1 | 73,53% |
2 | 32,35% |
3 | 32,35% |
4 | 100,00% |
5 | 41,18% |
6 | 97,06% |
9 классы | 59 (респондентов) |
№ вопроса | Ответило (правильно) |
1 | 34,69% |
2 | 2,04% |
3 | 34,69% |
4 | 61,22% |
5 | 57,14% |
6 | 18,37% |
10 классы | 37 (респондентов) |
№ вопроса | Ответило (правильно) |
1 | 40,54% |
2 | 10,81% |
3 | 48,65% |
4 | 48,65% |
5 | 64,86% |
6 | 27,03% |
Таким образом, в ходе первой части нами была доказана выдвинутая гипотеза.
Особое внимание привлекают результаты по вопросам №2 и №4 (см. выше). Как показало исследование, очень маленький процент учащихся смог правильно ответить на данные вопросы (среднее значение 2 вопрос - 15,07% 4 вопрос – 69,96%). Следует обратить особое внимание на то, что учащиеся 5-х и 6-х классов ответили на вопросы анкеты гораздо лучше. Это можно связать с несколькими аспектами: в гимназии ведется профильное обучение для учащихся 5-х классов, связанное с экологическим правом. С другой стороны, изучив школьную программу по биологии для 6-х классов, мы обратили внимание, что в этом году обучения обсуждается и поднимается ряд вопросов рассматриваемых в анкете.
Мы считаем, что низкий общий уровень эколого-правовой культуры гимназического социума обусловлен постепенной потерей интереса к проблемам окружающей среды учащимися. И в связи с этим Нами был предпринят ряд мер направленных на повышение уровня заинтересованности учащихся в вопросах Эколого-правовой культуры.
2 этап.
Нами были проведены тематические классные часы, родительские собрания и уроки. 5 мая в рамках проекта школьное самоуправление была проведена встреча с мэром г.Волгограда Р.Г. Гребенниковым на которой поднимались вопросы низкого уровня эколого-правовой культуры школьников. Итоги встречи и результаты работы были опубликованы в газете «It’s my Life». Также были организованны тематические занятия в летнем профильном лагере на базе ГОУ ПП Волго - Ахтубинская пойма с учениками и учителями гимназии. Более того, тема эколого-правовой культуры была вынесена на обсуждение на дискуссионном клубе гимназии, а затем и на городском дискуссионном клубе.
Уже в процессе второго этапа результаты работы вылились в организацию и участие гимназистов в большом числе проектов и экологических акций. Например, “Dancr for life” (Борьба против СПИДа), «Почувствуй нашу любовь»(благоустройству этажей гимназии и организации зеленых уголков на этажах), проект «Зеленый мир» (проект по озеленению территории гимназии и организации обмена семенами и растениями между учителями, учащимися и их родителями), сотрудничество с проектами «Зеленая волна» (изменение режима работы светофоров с целью уменьшения количества пробок на дорогах), проект «Ifaw.org» (Обращение к президенту в связи с ситуацией с амурским тигром) и т.д..
Была разработана программа «Золотой Росток» - система поощрения учащихся занимающихся исследовательской деятельностью в направлении экологической и эколого-правовой культуры, в рамках школьной церемонии «Успех года».
3 этап.
Мы провели анкетирование учащихся МОУ гимназии №3. Особое внимание следует обратить на вопрос №2 – касающихся терминов используемых в конституции относительно экологического права. И на вопрос №4 касающийся возраста наступления полной ответственности за экологические преступления. По сравнению с анкетой первичного анкетирования эта анкета отличается по наполнению, но одинакова по сложности.
5-6классы | 59(респондента) |
№вопроса | Ответило(правильно) |
1 | 77,53% |
2 | 45,35% |
3 | 47,35% |
4 | 97,00% |
5 | 49,18% |
6 | 97,06% |
9 классы | 48 (респондентов) |
№ вопроса | Ответило (правильно) |
1 | 54,69% |
2 | 18,04% |
3 | 54,69% |
4 | 71,22% |
5 | 67,14% |
6 | 38,37% |
10 классы | 40 (респондентов) |
№ вопроса | Ответило (правильно) |
1 | 50,54% |
2 | 20,81% |
3 | 58,65% |
4 | 54,65% |
5 | 73,86% |
6 | 39,03% |
Особое внимание привлекают результаты по вопросам №2 и №4 (см. выше). Как показало исследование, больший процент учащихся смог правильно ответить на данные вопросы (среднее значение вопрос 2 – 27,86% (было -15,07% ), вопрос 4 – 72,15%( было - 69,96%) ). Стоит обратить внимание что рост в среднем на 10% зафиксирован по каждому вопросу сравнительно с первичным анкетированием. Что доказывает эффективность пропаганды как средства борьбы с экологической безграмотностью населения.
Таким образом, Нами были сделаны следующие выводы и рекомендации.
Изучена литература по данной теме, выделены основные положения понятия «экологического права».
Выяснено политическое и юридическое значение данного термина
Рассмотрены вопросы экологического воспитания и образования, приведены примеры данного вида деятельности на базе учебных заведений Центрального района г.Волгограда.
Проведено анкетирование 160 человек и 157 человек (обучающиеся 5-10-х классов МОУ гимназии №3)
Выявлен низкий уровень эколого-правовой культуры учащихся: по вопросам терминологии, наступления ответственности за экологические правонарушения, и анализ фактов, свидетельствующих о совещенных преступлениях.
Результаты анкетирования показали, что у обучающихся 5-х и 6-х классов общий уровень эколого-правовой культуры находится на более высоком уровне, чем у старшеклассников. Данный факт объясняется тем, что на протяжении нескольких лет в школе ведется внепрограммное экологическое образование. С младшими школьниками работает группа старшеклассников, прошедшая предварительное обучение, активно участвующая в экологических акциях и семинарах.
Проведенная по результатам первого анкетирования пропогандисская часть показала свою эффективность приведя к росту эколого-правовой культуры.
Организована система поощрения учащихся.
Получено приглашение от мера города на организацию подобных исследований в других школах г. Волгограда.
Рекомендации.
Широко пропагандировать вопросы эколого-правого образования и воспитания не только через систему уроков, но и внеклассных мероприятий.
Активно привлекать к освящению данной проблемы родителей и представителей природоохранных организаций.
Использовать возможности СМИ для пропаганды высокого уровня эколого-правовой культуры.
Рекомендовать к поощрению руководителей организаций и учебных заведений, тесно сотрудничающих в разрешении данной проблемы.
Выявить уровень эколого-правовой культуры.
Электронный источники.
Цитаты из анкет учащихся.
5-6 из ответов на 1 вопрос
«Я считаю, что нужны ограничения на природные ресурсы для того чтобы правильно и ровно их разделить…»
«да. Так как нельзя вычерпать сразу все ресурсы. Нужно ставить какое-то количество «на черный день»,
«да существует. Я думаю то, что ресурсы природы ограниченны, и поэтому их надо использовать с умом, чтобы они не закончились.»
«существуют. На отходы – чтобы не загрязнять атмосферу и окружающую среду. Для природных ресурсов – чтобы не было стихийного расхищения»
«да! Америка (ну и весь запад) выкопали свои ресурсы и теперь покупают все. Мы так уничтожим свою планету!»
9 е классы
8 вопрос « я не знаю какова сумма штрафов за одну незаконно срубленную сосну. Но, я думаю она значительно ниже для высокопоставленных лиц»
« я не знаю. Когда срубал меня не поймали»
«знал человека… который нарубил сосен на 120000 руб…»
«штраф зависит от придирчивости и жадности инспектора»
3 вопрос «Нет, не закреплено. Т.к. государство само постоянно загрязняет природу»
«нет. Не закреплено. Т.К. в нашей стране всем на это наплевать»
«да. Закреплено. Но никакую пользу это не приносит. Т.к. культурный уровень граждан РФ очень низок!»
Анкета для 9-10 классов и учителей.
Анкета. 9-10 класс. Класс___________ Дата_______ Ф.и.о____________ Возраст__________ Всем известно, что существует уголовный кодекс, гражданский кодекс и др. А существуют ли подобные кодексы, связанные с охраной окружающей среды (например Воздушный кодекс)? Если да, то какие? Если нет, то почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Закончите определения: Экосистема - __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ПДК - ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Экологические права человека -__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ Закреплено ли конституцией право человека на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о её состоянии? Если да, то как вы считаете, приносит ли это пользу? Если нет, то почему такое право не закреплено? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Приведите примеры экологических объединений, действующих в России. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Относятся ли экологические преступления к общественно опасным деяниям? ___________ С какого возраста установлена ответственность за экологические преступления? ________ Считается ли охота в темное время суток экологическим преступлением? Если да, какое наказание предусмотрено? Если нет, то почему?___________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Бывший глава администрации Волгоградской области, Николай Максюта, подписал распоряжение о мерах по усилению охраны хвойных насаждений в предновогодний период. А какова сумма штрафов за одну незаконно срубленную сосну? Различна ли она для граждан, должностных лиц, юридических лиц? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ |
Анкета для 7-8 классов.
Анкета. 7-8 класс. Класс___________ Дата_______ Фио____________ Возраст__________ Всем известно, что существует уголовный кодекс, гражданский кодекс и др. А существуют ли подобные кодексы связанные с охраной окружающей среды (например Воздушный кодекс)? Если да, то какие? Если нет, то почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Напишите определения. Биосфера - ____________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Заповедник - _________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Загрязнение - _____________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Эколого-правовая норма - _______________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Предположите наиболее частые нарушения эколого-правовых норм в черте города? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какое бывает наказание за экологические преступления? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Относятся ли экологические преступления к общественно опасным деяниям? ___________ С какого возраста установлена ответственность за экологические преступления? ________ Является ли продажа крепких спиртных напитков бытовой выработки и спиртосодержащих жидкостей непромышленного производства нарушением экологической безопасности? Если да, то предположите наказание за данное нарушение? Если нет, почему? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Анкета 5-6 классов.
Анкета. 5-6 класс. Класс___________ Дата_______ Фио____________ Возраст__________ Существуют ли ограничения на сбор отходов или на добычу природных ресурсов? Если да, то зачем они, по вашему? Если нет, то нужны ли они? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Напишите определения. Экология - _______________________________________________ ______________________________________________________________________________ Биосфера - _________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Вымирающий вид - _____________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Какие по вашему мнению права человека связанные с окружающей средой должны быть прописаны в законах? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Относятся ли экологические преступления к общественно опасным деяниям?(да\нет) ___________ С какого возраста установлена ответственность за экологические преступления? ________ Может ли за браконьерство быть уголовное наказание? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ |
[1] Топорнин Б.Н. Вступительная статья // Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994. С. 17.
[2] См.: Жариков Ю.Г. Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений. М., 1985, с. 23
[3] См.: Ерофеев Б.В. Советское экологическое право. Общая часть. М., 1988, с. 73
[4] См.: Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России. М., 1993, с.172
[5] (Международное право: Учебник. М., 1994, с. 214).
[6] Приложение «Цитаты из анкет учащихся»
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Интересные факты о мультфильме "Моана"
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Ветер и Солнце
Девочка-Снегурочка