Аннотация
Цель исследования: собрать и систематизировать материал о разных народах, проживающих в нашей станице.
Задачи: обозначить круг людей, которые могли бы помочь в поиске семей различных народов в нашей станице Петропавловской; обнаружить письменные источники, которые могут достоверно рассказать об истории переселения этих народов в станицу; развивать умение собирать и анализировать информацию, научиться работать с различными источниками; систематизировать рабочие материалы к выступлению; делать достоянием общественности полученные сведения через издание буклета о народах станицы Петропавловской. В заключение нашей исследовательской работы мы пришли к выводам: толерантность – а активное отношение, формируемое на основе признания прав и свобод человека; самым важным источником формирования толерантности является школа; живя бок о бок, представители различных народов привносят в общество свою культуру, обычаи, взгляды на жизненные идеалы, обогащая тем самым, друг друга, формируя общечеловеческие ценности. Заключение: Мы глубоко убеждены, что, безусловно, традиции, культура каждого народа уникальна и по-своему неповторима, но вместе с тем существуют ценности, которые мы называем общечеловеческими: любовь, милосердие, дружба и т.д. Они прочно связывают различные национальные культуры между собой, укрепляют связь поколений. Мы продолжим начатую работу и исследуем представителей других народов нашей станицы. Наш буклет будет расширяться. Мы постараемся ознакомить с ним всех детей нашей школы.
Вложение | Размер |
---|---|
petropavlovskaya_-_nash_obshchiy_dom_etnograficheskiy_putevoditel.doc | 154 КБ |
Учебно-исследовательский проект (естественнонаучное направление)
Станица Петропавловская – наш общий дом (этнографический путеводитель)
Авторы: Лихошерстов Павел Евгеньевич, Костарнов Дмитрий Евгеньевич,
Дементьева Екатерина Александровна, 3 Б класс
Краснодарский край
Муниципальное образование Курганинский район
станица Петропавловская
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
Цель: собрать и систематизировать материал о разных народах, проживающих в нашей станице.
Задачи:
1.Обозначить круг людей, которые могли бы помочь в поиске семей различных народов в нашей станице Петропавловской;
2.Обнаружить письменные источники, которые могут достоверно рассказать об истории переселения этих народов в станицу;
3. Развивать умение собирать и анализировать информацию, научиться работать с различными источниками;
4.Систематизировать рабочие материалы к выступлению;
5.Сделать достоянием общественности полученные сведения через издание буклета о народах станицы Петропавловской.
Проблема
Налицо отсутствие в обществе терпимости к другим народам или толерантности. Это ведёт к возникновению жестокости и ненависти среди людей. Следствиями являются в школе драки, а в мире кровопролитные войны, погромы, террористические акты.
Гипотеза
Культура – есть единственный способ объединения всех народов. Если мы изучим культуру народов нашей станицы и сделаем её достоянием всех учеников школы (через издание буклета), то сможем сформировать терпимое отношение друг к другу сейчас и в будущем, когда сегодняшние школьники станут взрослыми.
Методы исследования
Экскурсия в семьи народов станицы Петропавловской, администрацию сельского поселения, администрацию школы. Интервьюирование жителей станицы. Методы исторических исследований: работа с историческими источниками с их описанием, анализом и сравнением (работа в архивах, музеях), обработка статистических данных. Наблюдение, анкетирование. Методы обработки и представления полученных данных, работа с литературными источниками, интернет источниками.
Объект исследования: семьи народов станицы Петропавловской.
Предмет исследования: культура народов станицы Петропавловской.
План проведения исследования:
Этапы | Формы и методы работы | Срок исполнения |
Выбор темы | Формулировка проблемы, темы | ноябрь 2010 |
Постановка задач | Формулировка объекта, предмета исследования, гипотезы, целей и задач исследования, планирование деятельности. | ноябрь 2010 |
Фиксация и предварительная обработка данных | 1. Изучить литературу, Интернет - ресурсы | 2011 январь - май |
| 2. Работа с литературой по теме исследования | 2011 сентябрь- декабрь |
| 3.Работа с архивными материалами | 2011 сентябрь- декабрь |
4. Встречи с людьми разных национальностей | 2012 январь - май |
Обработка результатов исследований и проверка гипотезы | Обработка текстовой, иллюстративной, виде, аудио-информации. Структурирование материала. Формулировка умозаключения. | 2012 Май - сентябрь |
Оформление результатов работы | Текстовое оформление в соответствии с требованиями творческой работы. Подготовка приложений. | 2012 сентябрь-октябрь |
Представление исследовательской работы |
| 2012 октябрь |
Содержание работы:
Введение
Актуальность изучаемой проблемы
Люди – живые свидетели истории нашей станицы
История возникновения станицы Петропавловской
Русские – основатели нашей станицы
Украинцы – носители традиций казачества
Армяне как увеличивающаяся часть населения станицы
Марийцы. Народ Севера.
Евреи. Страницы истории Второй мировой войны.
Изготовление буклета станица Петропавловская – наш общий дом (этнографический путеводитель).
Вывод исследования
Введение
Когда мы изучали тему «Общество» на уроке окружающий мир, мы усвоили, что все мы живем в обществе. А общество состоит из народов. Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что нет абсолютно одинаковых народов. Каждый из них выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все они имеют что-то свое, особенное, неповторимое. К сожалению, далеко не каждый человек это может понять и принять.
Ну, разве вы бы стали выкорчевывать из своего сада красивые желтые тюльпаны, лишь только потому, что большинство цветков в саду красные?! Нет… так и в мире нельзя стремиться к уничтожению чего-либо.
Сегодня, чтоб жить в обществе, нам просто необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция. Мы должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки.
Все это - есть проявление терпимости к другим народам. Или говоря научным языком толерантности. В "Словаре иностранных слов и выражений" понятие толерантности определяется как "терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо"1. Характеристика определения "толерантность" есть и в Уставе ООН: "... проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи" 2
Разговаривая со своими бабушками и дедушками, мы узнали, что ещё совсем недавно наша страна была ещё больше, ещё больше жило в ней и народов. Народы, жившие 70 лет в мире и согласии, сейчас стали непримиримыми врагами. Что произошло с жителями нашей страны?
Сейчас очень часто можно услышать от жителей нашей станицы «понаехали тут», когда они говорят это о приехавших совсем недавно в нашу станицу. Оскорбления или шутки на расовую тему – конкретные примеры выражения нетерпимости, которые ежедневно имеют место в жизни населения. Налицо неприятие «коренными» жителями «понаехавших», их обычаев, культур.
А слышали ли вы о скинхедах, которые расправляются ни с чем не повинными людьми только потому, что им не понравился цвет кожи или разрез глаз. Не такой, как у них. Это называется ксенофобия.
Ксенофобия (от греческих слов Xenos (чужой) и Phobos (страх)) – навязчивый страх
перед другими людьми, а также ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-
либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного,
непостижимого, а поэтому опасного и враждебного.3
Пока таких движений в нашей станице нет. Но кто знает, что может произойти через 5 лет, 10 лет?
Актуальность исследуемой проблемы
Наша школа – муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 станицы Петропавловской образовалась в 1905 году. На протяжении этого времени в школе учились представители различных национальностей, по опросу учителей старшего поколения в школе никогда не наблюдались конфликты на национальной почве. В нашей школе на сегодняшний день обучаются 563 учащихся.
русские | украинцы | Армяне | Мари | Евреи | Лизгин | Чеченцы | Грузины | Езды |
517 | 7 | 27 | 2 | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Мы решили изучить состояние толерантности среди 2-4 классов в нашей школе. Ребятам предложили следующую анкету:
Анкета № 1
№ п/п | Вопросы | да | нет |
1. | Наша страна не должна помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы | 50% | 50% |
2. | Было бы правильнее содержать приезжих из остальных стран в специально отведённых районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми | 78% | 22% |
3. | Внешний вид представителей небелой расы является не приемлемым | 63% | 37% |
4. | Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре | 70% | 30% |
5. | Есть нации, народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились | 65% | 35% |
6. | Люди другой расы или национальности могут и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочёл их не брать | 63% | 37% |
7. | Есть ли в вашем классе дети других национальностей? | 53% | 47% |
8. | Если ты увидишь нападение на сверстника другой национальности, поможешь ли ты? | 93% | 7% |
Вывод: не все ученики знают, есть ли в их классе дети другой национальности; и в целом, по полученным ответам можно сделать вывод о недостаточном уровне развития межнациональной толерантности (например, 78% считают, что было бы правильно содержать приезжих из других стран в специально отведенных районах, обучать в специальных школах; 65% детей считают, что есть нации, народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились). Тем не менее, большинство ребят заступилось бы при нападении на сверстника другой национальности.
Полученные результаты говорят о недостаточном уровне развития терпимости (толерантности) к другим народам у учеников начальной школы. Что указывает на необходимость её формирования у младших школьников, так как переходя в старшее звено те проблемы, которые возникают на национальной почве усилятся.
Главное в нашей работе должно быть знакомство с традициями и культурами других народов, к тому же 74% опрошенных детей хотелось бы больше узнавать о других национальностях.
Люди – живые свидетели истории нашей
Чтобы определить маршрут нашей работы мы сначала отправились в администрацию сельского поселения станицы Петропавловской. Там мы выяснили национальный состав нашей станицы. По современным данным на 01.10.2012 в станице проживает 6685 человек. Из них русских 6340, армян 148 , украинцы 34, мари 34, грузин 18, остальные ( в порядке уменьшения) – белорусы, греки, осетины, латыши, татары, немцы, мордва, чуваши, евреи, узбеки, башкиры, удмурды, адыги, молдаване, эвены.
Мы задались целью: «Как же найти нам представителей этих народов?» И решили отправиться в музей в станице Петропаловской. Заведующая музеем Епремидзе Валентина Яковлевна оказала нам встречи с семьями этих народов. Предварительно созвонившись, мы встретились с ними. Практически все представители исследуемых народов с трудом могли нам рассказать о своих традициях, языке. Статистика свидетельствует, что в 83 % семей не поддерживают народные традиции. Это актуально и для тех, кто считает себя русскими. Поэтому, чтобы восполнить недостающие сведения и сделать наш путеводитель более подробным, нам пришлось воспользоваться печатными изданиями по данной проблеме и сетью Интернет.
История возникновения станицы Петропавловской
Станица Петропавловская – одно из старейших казачьих поселений в Курганинском районе, и на Кубани. Год основания 1845. Петропавловцы отличаются трудолюбием, гостеприимством, милосердием. Станица перешагнула полуторавековой рубеж. Многое сохранилось из добрых казачьих традиций.
С лёгкой руки Екатерины Второй, давшей добро на заселение благодатных земель, на Кубань потянулись из волостей и губерний России, а также Украины. На дворе полыхало бабье лето. Ранним утром группа всадников держала путь со стороны нынешнего Лабинского района и двигалась по направлению к кубанской станице. За ними тянулись десятка полтора кибиток. Уставшие от муштры и походов солдаты обрели новый причал на левом берегу реки Чамлык. Место было удобное: лес далеко, ровные степи, незаметно подобраться к казачьим казармам было невозможно. Удобно протекала река, она могла защитить от набегов адыгов и черкесов. Сюда, на степной простор, казаки прибыли по указу Екатерины Второй из бывшей четвёртой бригады Лабинского войска. Была создана так называемая Лабинская линия защиты от набегов адыгов и черкесов. Она базировалась на большой территории Кубани и охраняла рубежи южных границ. Сначала это был воинский стан. Позже стал называться станицей.
Кругом сады и виноградники. Весной и летом по берегам Чамлыка и Синюхи плакучие ивы купают свои ветви в водной глади. А за околицей - неоглядный простор полей, огородов, сказочно красивые места!4
Русские – основатели нашей станицы
Со слов одной из старейших жительниц станицы Токмаковой Ульяны Евсеевны (сведения хранятся в музее), родившейся в 1861 году в Воронежской области и переехавшей жить вместе со своими родителями в станицу в 1875 году, записано, что в станицу кроме казаков, защищавших рубежи, могли жить и гражданские лица. В станицу переселялись в основном из Орловской, Воронежской, Рязанской губерний. Ульяна Евсеевна прожила 105 лет и умерла в 1966 году.
Мы посетили семью Уваровой Веры Петровны 08.04.1926 г.р. Её родители (отец- Лобода Петр Ильич 1896 г.р., мать Лобода Евдокия Стефановна 1896 г.р.) переселились на Кубань примерно около 1900 года из Воронежской губернии. Переселился дед Веры Петровны Лобода Илья Кондратьевич со своими детьми. Получили земельный надел, где работали всей семьей. Когда Петр Ильич женился на Евдокии Стефановне, то от отца получили часть того земельного надела, которым были наделены во время переселения, во время коллективизации перешли в колхоз.
История русских, их взаимоотношения с другими нациями на практике
УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО НИКАКАЯ НАЦИЯ НЕ ЛУЧШЕ И НЕ ХУЖЕ. ВО МНОГОМ У НИХ НАДО УЧИТЬСЯ ПОНИМАНИЮ ДРУГ ДРУГА, ТРУДНОМУ И ДЕЛИКАТНОМУ ИСКУССТВУ ЖИТЬ ВМЕСТЕ, ОСТАВАЯСЬ ЛЮДЬМИ ВСЕГДА И СО ВСЕМИ.16
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, на территории Краснодарского края проживают 4436272 русских.
И если хорошо всмотреться в его быт, труд, духовные искания, то они мало изменились
до наших дней и так же твердо коренятся в русском народе. Добро спокойной жизни, добро труда, добро света и истины, добро здоровья и продолжения рода — эти ценности исповедует русский народ тысячелетиями. Огромное значение в развитии культуры русского народа имело принятие христианства в 988 году.
Традиционное жилище русских на Кубани саманный или турлучный дом.
Традиционная одежда русских была разнообразна и во многом зависела от места проживания. В качестве верхней одежды были известны разнообразные кафтаны с клиньями по бокам, запахивающиеся глубоко на левую сторону (сермяги, зипуны). Шапки преобладали валянные из шерсти, зимой ходили в овчинных шапках разных фасонов (треухи, малахаи). В конце XIX века повсеместно распространились матерчатые картузы с козырьком. Наиболее распространенным видом обуви были лыковые лапти и в меньшей степени — примитивные поршни (или морши) из 1—2 кусков сыромятной кожи. Эта обувь считается специфически крестьянской, казачьи районы лаптей не знали. Праздничной обувью у крестьян служили сапоги. Женщины надевали так называемые коты в виде тяжелых кожаных галош.
Русские пословицы и поговорки:
Старый друг лучше новых двух.
Коси коса, пока роса.
Терпенье и труд все перетрут.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Встречают гостя по платью, а провожают по уму.
Пришла беда - открывай ворота.
Слово - серебро, а молчанье - золото.
Русская кухня складывалась на протяжении веков на основе своей самобытной сельской кулинарии и под влиянием своих ближайших соседей. Для нее характерно преимущественное использование различных видов темной муки — ржаной, ячменной, овсяной, гречневой, гороховой, причем для приготовления хлеба используется чаще всего ржаная мука. Популярны также говядина, телятина, птица, дичь. В почете у русских всевозможные яичные блюда, молочные каши, мучные изделия.
Широко использует русская кухня ягоды. Из яблок, груш, слив, вишен, земляники, клубники, брусники варят самые разнообразные кисели и компоты. Приправы и специи в русской кухне употребляются умеренно, поэтому блюда не острые.
Украинцы – носители традиций казачества
Мы посетили семью Геннадия Филипповича Солодовникова 1938 г.р. и Веры Ильиничны 1939 г.р. Переселились на Кубань в 1966 году из села Чернорудка Житомирской области для работы в колхозе.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, на территории Краснодарского края проживают 131774 украинцев.
Да и в составе четвёртой бригады Лабинского войска основавшей станицу Петропавловскую было много украинцев.
Традиционно украинцы занимались земледелием и ремеслом. Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес и лен. Разводили крупный рогатый скот, преимущественно серой степной породы, овец, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Пчеловодство и рыболовство играли в хозяйстве подсобную роль. Колоритной была фигура чумака - перевозчика грузов на большие расстояния, особенно соли и рыбы, на больших возах — мажарах, запряженных волами. значительное место в хозяйстве занимали разнообразные промыслы - поташный, гутный (стекло), гончарный, кожевенный и другие.
Традиционное украинское жилище - хаты, глинобитные или срубленные, побеленные изнутри и снаружи.
Традиционная одежда. Основу традиционного украинского костюма составляла длинная рубаха (сорочка) из домотканого полотна. Женскую рубаху шили с длинными рукавами,
с прямоугольными вставками на плечах (по- ликами), пришитыми по утку или по основе.
Манишку, полики, рукава, подол рубахи украшали вышитым орнаментом. Поверх рубахи надевали безрукавную удлиненную и приталенную керсетку. Ярким дополнением к женскому костюму были съемные украшения — браслеты, серьги, кольца, шейные и нагрудные ожерелья из драгоценных камней, сплавов, стекла и особенно бусы или подвески с монетами — «монисто», «дукач». Традиционный головной убор — длинный белый плат («намгтка»), повязываемый поверх шапкоподобного «очшка». повсюду преобладали платки, разнообразные по цвету, фактуре и способу повязывания.
Мужская одежда трансформировалась быстрее под влиянием городской и местной одежды. Сравнительно долго сохранялись полотняные, позднее — ситцевые туникообразные сорочки с разрезом ворота посредине груди, украшенные орнаментальной вышивкой, их заправляли в штаны или носили навыпуск. Добродушный юмор, склонность к поэзии, музыке и пению, уважение и стремление к образованности являются одними из национальных черт украинцев. Многие традиционные украинские обряды и обычаи приурочены к датам христианского календаря. святки сопровождались вечерними беседами с ритуальными кушаниями, магическими действиями с хлебом, зерном, гаданиями, карнавальным весельем с ряжениями, драматическими действиями — пели колядки под
Рождество, щедривки — под Новый год, ходили «со звездой», дети «зазывали» зерна в домах соседей и т. д. На Троицу украшали хату, ворота, хлевы зелеными ветками, травами и цветами, девушки иногда «завивали березу». На Кубани украинцы «строили садки» — срубленные деревца белой акации вкапывали двумя кругами, внутри них устраивали скамьи — здесь гуляла молодежь. На Ивана Купалу устанавливали на высоком берегу реки срубленное обрядовое дерево, украшенное венками, цветами («марена», «купала»), жгли костры, девушки гадали на венках, бросая их в воду, собирали лекарственные травы, обливались водой и т. д.
Богато и разнообразно украинское народное творчество: изобразительное искусство (художественная роспись жилища, вышивка с ее традиционными видами - занизувание, заволакивание и настилувание и др.), песенно-музыкальное, хореографическое, словесный фольклор, в том числе думы и исторические песни, слагавшиеся кобзарями и лирниками.
Украинские пословицы и поговорки:
В артели работать — как с горы бежать.
Май холодный - не будешь голодный.
В лес дрова не везут, а в колодец воды не льют.
Молодость и мудрость не сидят на одном стуле.
Мельник никогда не моется, а все белый.
Традиционные украинские блюда — хлебные, мучные и крупяные кушанья, существенную роль играли продукты овощеводства, животноводства, а на Кубани — рыболовства. Хлеб и хлебные изделия были и ритуальной едой, играли важную роль в семейных и календарных обрядах («коровай» — круглый большой хлеб, украшенный фигурками из теста, ветками, цветами, «лежень» — продолговатый хлеб, «шишки» — булочки, по форме напоминающие сосновые шишки, — на свадьбу, «крачун», «калач» — на Рождество и Новый год, «хрести» — на Великий пост, «жайворонки» — на встречу весны, «паска» — в пасхальную неделю и др.). Хлеб символизировал хлебосольство, гостеприимство, благополучие, он всегда стоял на столе в переднем углу, крошки хлеба бережно собирали. Из муки готовили старинные блюда путем запаривания, заваривания и заквашивания ржаной, пшеничной, гречневой, овсяной муки с добавлением солода — «квашу», «лемшшу», «соломаху». Большой любовью пользовались кушанья из теста, сваренного в кипящей воде: галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней, лапша («локшина»), «затирка» (круто замешанное пресное тесто, растертое на мелкие кусочки, заваренное в кипящей воде или молоке).
Повсюду популярным был типично украинский борщ из свеклы, капусты, с добавлением других овощей и круп, заправленный салом или растительным маслом. Летом готовили борщ из свежей зелени, а также супы из капусты, картофеля, круп («капусняк», «юшка» и др.).
В повседневном рационе употребляли свежее, топленое, замороженное и кислое молоко («варенец»), заготовленный в бочках подсоленный творог («сир»).
Марийцы. Народ Севера
Мы посетили семью Метляевой (Михайлова) Валентины Александровны 27.11.1947 г.р.
В 1965 году приехала вместе с дядей, который до этого уже здесь работал, работать на ферму. В это время (1950-1960 годы) своих местных людей не хватало, и приглашали на работу людей из других регионов, здесь познакомилась со своим будущим мужем, вышла замуж и осталась жить навсегда.
Марий эл значит Марийский край. Живет в этом краю народ радушный и веселый, гордый и свободолюбивый. Имя ему - мари. По своему этническому происхождению мари относятся к финно-угорской группе, в которую также входят мордва, удмурты, коми, карелы, вепсы, финны, эстонцы, венгры и другие.
Мари, как один из этих народов, чья история уходит в глубокую древность, прошел суровый и сложный жизненный путь. Но, несмотря ни на какие трудности, он сумел сохранить и довести до наших дней свою самобытную национальную культуру. Именно в песнях и сказках, танцах и легендах марийский народ выразил свои думы и чаяния Марийский костюм, как мужской, так и женский, состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесками, головного убора, обуви. Женский костюм дополнялся украшениями. Традиционный костюм производился преимущественно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще из конопляного, реже - льняного, домашнего сукна (штраш) и полусукна, выделанных шкур животных, шерсти, лыка. Одежда марийцев функционально подразделялась на повседневную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, по форме и покрою во многом повторял будничный, однако выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Народный костюм был тесно связан с обрядовой стороной жизни крестьянства. Наиболее красочна марийская свадебная одежда. Белый цвет - специфическая особенность марийского костюма. Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная), кожаную (праздничная) и валяную (зимняя). Самой распространенной обувью марийцев были лапти. Повседневные лапти плелись из семи лык, а праздничные - из девяти. Праздничные лапти иногда в носовой части украшались красной лентой, вплетавшейся вместе с лыком. В весенне-осенний период к ним пришивали деревянную подошву (кöтöрма) высотой 3-4 см, чтобы в обувь не проникала вода. Кожаная обувь очень ценилась, ее старались надевать только в праздничные дни. Валенки - зимний вид обуви.
У марийского народа богатая и разнообразная кухня.
Несмотря на то, что она не отличается особой сложностью приготовления, все же технология ее и состав изготовляемых блюд, изделий имеют определенную специфику, отличающую ее от национальной кухни других народов.
Обилие лесов, рек, озер, лугов на территории размещения марийского народа помогли ему создать много своеобразных и вкусных блюд из даров леса, очень богатых витаминами и минеральными веществами (холодные блюда, напитки, квасы из клюквы, брусники, рябины, блюда из грибов и т. д.), рыбных блюд (салаты из стерляди, уха двойная, супы из соленой сушеной рыбы, жаркое, запеченная рыба и другие), блюд из зелени (супы из зелени, борщевика, щи зеленые).
Во многих марийских блюдах большое применение находит мед, придавая блюдам приятный вкус и лечебные свойства. Это, прежде всего, медовый напиток (муй пуро), напитки из меда, уяча, караваец, колбаски из творога и меда, брусника в меду, муян печенье.
В связи с тем, что картофель считается «вторым хлебом», в марийской кухне имеется значительная часть блюд, где основой служит картофель (картофельные пельмени, картофельные оладьи, каша с картофелем, пироги с картофелем, тушеный картофель, со свининой).
Молочные продукты также находят широкое применение при изготовлении блюд (шорвал, туара, молочные супы, творожные шарики в молоке, напитки из творога).
Обширные леса с богатым разнообразием диких животных и дичи всегда пополняли пищу марийца, занятого длительное время на охоте, разнообразили его стол (медвежатина тушеная, зайчатина запеченная, лосятина тушеная, шашлык из лосятины).
Другой существенной чертой марийской национальной кухни является приготовление значительного количества блюд из муки и крупы овсяной, реже ячневой, гречневой, перловой, гороховой. Таковы, например, блюда салмагинде, эгерче, овсяной кисель, коман мелна, пучымыш, супы. Богата марийская кухня мучными изделиями — это пироги и ватрушки с различными начинками.
Имеется несколько блюд с применением конопляного или льняного семени (ношмо кинде, катлама, ношмо перемеч), что является отражением того бедственного положения, в котором находился сельский труженик при царизме, оставленный на вымирание, нищету, голод. Характерной особенностью марийской кухни является наличие во многих блюдах ярко выраженного кислого или соленого вкуса (лашка, огурцы в рассоле, пура, туара, коштымо кол шур). Пассеровка овощей (лук, морковь) для первых блюд, как правило, не производится, они вводятся в блюда в сыром виде. Но в последнее время в отдельные блюда для улучшения их качества стали вводить пассерованные овощи.
Пряности и приправы употребляются в блюдах умеренно, поэтому пища не острая.
В результате тесных связей со своими соседями (русскими, татарами, чувашами) в марийской кухне имеется часть блюд, схожих с их национальными блюдами, но обладающими рядом особенностей в технологии и рецептуре (салаты, супы, ӱяча, студень с крупой, подкогыльо, пироги).
Праздники и коллективные обряды
Большие праздники у марийцев связаны с земледельческим циклом работ. Содержание их во многом определялось религией. Самым массовым, наиболее значимым был весенний праздник агавайрем, или агапайрем. Первоначально он проводился перед пахотой. Под влиянием обычаев соседних народов его сроки передвинулись к лету и были приурочены к концу сева. Он призван был обеспечить хороший урожай. Собравшиеся в священном месте, разложив принесенное угощение, обращались к богу с просьбой дать урожай, благоприятствовать в приплоде скота, в разведении пчел. Кусочки еды бросали в костер. Моление заканчивалось совместной трапезой и игрищами. В местах проживания марийцев с башкирами и татарами агапайрем слился с сабантуем, переняв его увеселительную часть с состязаниями, конными скачками, играми. Перед сенокосом проходило двухнедельное моление в роще с жертвоприношениями овцы, коровы, коня и птицы. В первый день перед молением проводили обряд су рем - изгнание духа-шайтана. Молодые мужчины обходили дворы под звуки тре-щеток и барабанов, ударяя по заборам и стенам домов прутьями и плетками. Им выносили угощение. Своеобразный праздник урожая (угин-де пайрем) проводили после уборки ржи. В каждом доме готовили кашу, блины, пекли пироги и хлеб из зерна нового урожая, ожидали в гости родственников и соседей. Ставя перед ними на стол кашу из нового зерна, смолотого на ручных жерновах, произносили благопожелания в адрес духов-предков. Благодарственную молитву приносили "хозяину овина", угощаясь блинами после коллективной (в виде "помочей") молотьбы. Осенний забой скота заканчивался праздничным вечером (шыл кас). Близкие люди собирались на угощение после отела коровы. В отдельных деревнях, где население прошло через обряд крещения, справляли христианские праздники: Пасху, Троицу и др. На Масленицу (Уйарня) - в основе языческий праздник - устраивали коллективные катания на санях с близлежащих холмов. Языческие верования оказались глубокими, древние обряды были приурочены к христианским праздникам. В годы советской власти в марийской деревне внедрялись новые праздники. Кроме общепринятых революционных праздников, разрабатывались сценарии торжественных церемоний посвящения в колхозники, проводов в армию или встречи воинов после службы. В школах устраиваются вечера для выпускников. В учебных заведениях и в семьях встречают Новый год. Торжественно и празднично проводят День урожая. Некоторые яркие моменты традиционных обрядов, лишенные религиозной окраски, включаются в новый быт.
Армяне как увеличивающаяся часть населения станицы
После распада СССР число армян, теперь уже в Российской Федерации, значительно выросло, за счет беженцев из Азербайджана, Абхазии, Нагорного Карабаха, так же армяне, наряду с русскими, покидали республики Средней Азии. Из самой бывшей Армянской ССР, около 600—700 тысяч армян вынуждены были переехать в Россию, в связи с Спитакским землетрясением, войной с Азербайджаном и экономическим кризисом, вызванным блокадой Армении со стороны Турции и Азербайджана.
По данным Википедии — свободной энциклопедии в Краснодарском крае проживает 274 566 армян. В настоящее время число представителей этой нации в нашей станице возрастает.
Культурные особенности народа:
На территории Армении издавна сложился хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев и скотоводов засушливой и высокогорной зон. Еще со времен государства Урарту ведут начало террасное земледелие и техника устройства ирригационных каналов. Важнейшими отраслями в предгорных районах были поливное садоводство и виноградарство, изготовление вина. Повсеместное распространение имело отгонное животноводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот. К традиционным занятиям армян отно¬сились пчеловодство, шелководство, рыболовство, домашние промыслы тка- чество, гончарство, кружевоплетение, изготовление ковров, медных, ювелирных и других изделий. У восточных армян жилые и хозяйственные помещения строились на некотором удалении друг от друга. У западных дома тесно примыкали друг к другу.
Традиционное крестьянское жилище в Армении представляло собой квадратную каменную постройку со ступенчато-пирамидальным деревянным перекрытием. Единственным источником света был дымоход в крыше.
Традиционная армянская одежда красочна и разнообразна. Основу мужского костюма составляла сшитая из хлопка или щелка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой и широкие шаровары из темной шерсти или хлопка. Нижние края шаровар поднимали и оборачивали широкой обмоткой. Поверх рубахи восточные армяне
надевали архалук. Поверх архалука - шерстяную чуху типа черкески. Западные армяне поверх расшитой рубашки носили жилет, а на него надевали куртку до пояса с цельными рукавами и без застежек.
Женская одежда восточных и западных армян была более однородной. Верхняя одежда - это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезями ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев, а позднее - серебряным или позолоченным поясом. Непременной частью костюма западных армянок были расшитый передник и много украшений. Зимой женщины надевали приталенные, отороченные мехом шубы.
Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов. Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок, - своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающими часть лица. Западные армянки носили разного рода головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.
В деревнях носили обувь из сыромятной кожи на войлочной подошве с вязанным из шерсти верхом, в городах - сапоги или туфли на невысоких каблуках с загнутыми вверх носками.
Армянские пословицы и поговорки:
Бедняк нуждается в хлебе, а богач - во всем.
Муж - наружная стена, жена - внутренняя
Мясо и рыбу в одной кастрюле не варят.
Гостеприимство понимают даже камни.
Град бьет и поле праведника, и поле грешника.
Груша, поспевшая летом, не увидит осени.
Горшок упал - не разбился, а звон все услышали.
Блюда армянской кухни отличаются своеобразным пикантным вкусом и остротой. Для приготовления кушаний армянские кулинары используют около 3000 видов дикорастущих трав и цветов, которые употребляют в качестве приправ или даже основного блюда. Как в русской кухне хлеб - всему головa, так в армянской - лаваш. Настоящий лаваш выпекается только в глиняном д очаге - тонире, на огне из виноградной лозы. Лаваш может храниться до полу - года. Одна из особенностей армянской кухни - много соли. Армянские закуски отличаются остротой. Большую роль играют продукты молочной переработки. Армяне очень любят печенье. Самое популярное - гата - круглая сладкая лепешка с мучной начинкой, а также пахлава - с ореховой начинкой.
В 301 году государство Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной и единственной религии Армянского царства. Таким образом, Великая Армения стала первым в истории Христианским государством. Большинство верующих — христиане, относящиеся к Армянской Апостольской Церкви. Есть также армяне-католики и армяне-евангелисты. В России значительная часть верующих армян — прихожане РПЦ, в силу недостаточного количества армянских приходов.
Рождество в Армении
6 января армяне празднуют Рождество и Крещение. Накануне, во время вечери, в доме перед каждым членом семьи зажигают свечи, принесенные из церкви. У людей приподнятое настроение, ведь с рождением Иисуса в жизнь вошли чудеса. И тут в вечерний час раздается стук в дверь, приходят друзья, которых одаривают подарками за песни благовещения. Весть о рождении Иисуса объявляется в песнях, и все мелкое, недостойное отступает на задний план, задумываются великие дела, ибо каждый чувствует: благодаря могуществу веры каждому достанется доля чуда. Очень древний обычай, связанный с Рождеством, – бросать предмет в воду, задумав одновременно что-то важное. Благословенна вода, которая в своем потоке уносит всякое зло и грязь, очищая землю и людей. Этот обряд вспоминают люди, когда 6 января осуществляется Джурорнек – церемония благословения воды. Есть ли что-либо более заветное, чем крест? В этот день в воду бросают крест. Эта церемония напоминает людям, что их крестил Григор Лусаворич (Григорий Просветитель). И также вновь утверждается, что вода в стране дорога и священна.
Евреи. Страницы истории Второй мировой войны.
Точную дату появления евреев на Кубани установить трудно. Но по архивным данным на Кубани в 1878 году насчитывалось 1485 евреев, представлявших уже несколько поколений. Все они считались иногородними, то есть лицами невойскового сословия, не приписанные к казачеству. Казаки их охотно принимали в войско, если находили их подходящими «товарищами» для службы и совместной жизни.14
В нашей станице были несколько улиц полностью заселены евреями с самого дня основания. Мы побывали в семье Стручалина Якова Самуиловича.
Неотъемлемой частью культуры евреев является народный костюм. Мужской еврейский костюм состоит из шерстяных черно-белых или бело-голубых молитвенных шалей с кистями, длинных халатов, кафтанов и плащей. Голова покрывается специальной шапочкой. Мужчины отращивали бороды и пряди волос на висках. Замужние женщины покрывали голову париком.
Женщины старого ишува носили традиционные длинные платья с прилегающим корсажем, который при умелой кройке подчеркивал грудь и талию. Корсаж был очень замысловатым, со множеством сборок, складок, кружев, пуговок, лент и сложной ручной вышивкой. Платья шились с длинными рукавами, присобранными у плеча, сужавшимися к запястью и заканчивавшимися отворотом с пуговками. Такой рукав назывался жиго (фр. «баранья нога»). Стоячий воротник плотно облегал шею и отделывался кружевами. Поверх платья обычно надевали передник, который, помимо своего прямого назначения, считался и защитой от дурного глаза. По субботам и праздникам белый вышитый передник был накрахмален и отутюжен, чтобы подчеркнуть опрятность его владелицы. Ботинки носили высокие, до щиколоток, доверху зашнурованные, обычно черные. Чулки были черные или цветные, ручной вязки, они держались на круглых подвязках выше колен, скрытых под длинной юбкой.
В традиционной израильской кухне есть определенный свод правил, которому евреи строго следуют: в пищу можно употреблять только мясо парнокопытных животных или жвачных .Что касается свинины, ее ни в коем случае иудею употреблять в пищу нельзя. Согласно законам кашрута, не употребляют в пищу евреи зайчатину, а также мясо кролика. Можно употреблять в пищу рыбу с плавниками, которая покрыта чешуей, а также рыбью икру. Зато практически все растения можно употреблять в пищу. И еще один запрет в национальной кухне Израиля – нельзя употреблять молочные и мясные продукты одновременно, а, кроме того, запрещается есть кровь животных и кулинарные изделия из к Еврейскую Пасху празднуют на восьмой день весны, день освобождения евреев от египетского рабства и становления их как народа. Первый вечер Пасхи называется «седер» (тайная вечеря). В кругу семьи старшие рассказывают молодым историю исхода евреев из Египта. При этом подают ритуальные блюда. Детям отведена важная роль во время седера. Они задают вопросы о значении и истории подаваемых символических блюд.
Еврейская Пасха объединяет два древних сельскохозяйственных праздника: семейное празднество, называемое Песах, берущее начало во времена Моисеевых скитаний по пустыне и ставшее впоследствии седером, и праздник Маца, который возник позже, когда евреи освоили земледельчество. В этот праздник евреи открывают двери своим друзьям и членам общины.Во время Исхода иудеи в спешке бежали и не могли ждать, когда дрожжевое тесто поднимется. Поэтому они выпекали пресный хлеб у себя на спинах во время бегства от фараона. Маца, пресный хлеб, символически напоминает им об этом бегстве и борьбе. В течение пасхальной недели не подают ни блюд из дрожжевого теста, ни бобовых, ни риса. Продукты, сделанные из мацы, заменяют все зерновые блюда. Дрожжевые продукты не только не подают, но и выносят из дома. В сефардийских домах соблюдают те же традиции, но готовят другие блюда, учитывая их средиземноморское происхождение. Традиционно седер — это два первых пасхальных вечера. На второй вечер седер может проходить в синагоге, чтобы собралась вся община. Женский седер становится все более распространенным, давая возможность женщинам собираться и пересказывать их уникальную роль в спасении иудеев, рови.
Еврейские пословицы
Всерьез говорят только шуты (идиш)
Всяк человек родню находит, ей рад бывает и не рад,
кто беден - тот далекий родич, а кто богат - родней, чем брат
Выбирая из двух зол, пессимист выберет оба
Выпустив птичку, ты сможешь ее поймать,
но не поймаешь слово, покинувшее твои губы
Стручалин Яков Самуилович рассказал нам о тяжёлой судьбе евреев в нашей станице в годы немецкой оккупации в сентябре1943 году. В станицу Петропавловскую было доставлено местных евреев и из ближайших станиц около 3 тысяч человек. Всем было объявлено об эвакуации в малозаселённые области. По распоряжению военного коменданта станицы офицера Германа Сандлера их сначала ограбили, потом расстреляли в 3 километрах от станицы. Всех сбросили в яму для обжига кирпича и закопали. (Приложение 1)
В 1945 г. закончилась Вторая мировая война. Мировая – потому что несчастья и
последствия этой войны повлияли на судьбу очень многих стран мира. Чтобы
предотвратить даже возможность подобной трагедии, правительства ряда стран
объединили свои усилия. Теперь уже вопрос о правах человека ставит не отдельная
страна, а объединившиеся правительства. Всеобщая декларация прав человека признала естественный характер прав человека и провозгласила, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». В Преамбуле Всеобщей Декларации есть такие слова: «принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей.»
После Второй мировой войны в немецком городе Нюрнберге состоялся судебный
процесс над главными военными нацистскими преступниками. Впервые в истории человечества военные преступления против человека были названы преступлениями против человечности. Процесс продолжался почти год, с 20 ноября 1945 года по 1 октября
1946-го. В качестве обвиняемых предстали высшие руководители фашистской
Германии, бывшие государственные и военные деятели. Их обвиняли в развязывании Второй мировой войны, истреблении миллионов невинных людей,
убийстве военнопленных и гражданского населения, в создании концлагерей и
жестоком обращении с военнопленными и многих других преступлениях. Их
обвиняли в геноциде, особенно против еврейского населения и славянского. Почти
все подсудимые были признаны виновными и приговорены к различным видам
наказания. По мнению Нюрнбергского трибунала, “преступления, нарушающие
нормы международного права, совершаются людьми, а не абстрактными
существами, и только путем наказания лиц, совершающих такие преступления,
можно исполнить положения международного права”.
Почему был выбран именно этот город? Нюрнберг был выбран не случайно. В нем национал-социалисты помпезно проводили свои партийные съезды Вскоре после получения власти в 1933 году Гитлер постановил, что Нюрнберг должен "навсегда" стать местом проведения партсъездов нацистской партии. В 1935 году выездное заседание германского рейхстага приняло здесь "Нюренбергские законы", юридически оформившие лишение евреев Германии всех гражданских и политических прав. Первый из них, касавшийся гражданства в рейхе, вводил различие между "гражданами рейха" и "принадлежащими к государству". Граждане рейха должны были документально подтвердить, что в их жилах течет немецкая кровь, ибо только они могли пользоваться политическими правами в том объеме, в котором эти права существовали в Третьем рейхе Второй закон об "охране немецкой крови и немецкой чести" запрещал браки между евреями и немцами.
Изготовление буклета станица Петропавловская – наш общий дом (этнографический путеводитель)
Итогом нашей работы является изготовление буклета. (Приложение 2).
Совместно с учителем мы изготовили его:
1.Разделились на группы. Каждая группа собирала (встречи с людьми и сеть Интернет) и оформляла сведения о какой- либо национальности
2.Учитель помогла нам набрать материал на компьютере и оформить для каждого народа свой.
4.Изготовленные фотографии дополнили буклет .
5.Сделали надписи на компьютере под каждой фотографией.
6. Родители помогли в брошюровке буклета.
Выводы
В заключение нашей исследовательской работы мы пришли к выводам:
1.Толерантность – это не уступка, а активное отношение, формируемое на основе признания прав и свобод человека.
2. Самым важным источником формирования толерантности является школа. Воспитание в духе толерантности является главной её задачей.
3. Живя бок о бок, представители различных народов привносят в общество свою культуру, обычаи, взгляды на жизненные идеалы, обогащая тем самым, друг друга, формируя общечеловеческие ценности. То же самое можно сказать о школе. В нашей школе учатся дети разных национальностей: это русские, украинцы, армяне, марийцы, евреи дети от смешанных браков, которые впитали культуру нескольких народов.
Заключение
Мы глубоко убеждены, что, безусловно, традиции, культура каждого народа уникальна и по-своему неповторима, но вместе с тем существуют ценности, которые мы называем
общечеловеческими: любовь, милосердие, дружба и т.д. Они прочно связывают различные национальные культуры между собой, укрепляют связь поколений.
Поэтому мы считаем, что надо проводить такие мероприятия в школе, чтобы дети разных национальностей рассказывали о своей родине, о красоте и богатстве родного
края; читали стихи местных поэтов, проявляли интерес к искусству, культуре, обычаям,
традициям своего народа. С подобной инициативой мы выйдем на администрацию школы.
С другой стороны мы продолжим начатую работу и исследуем представителей других народов нашей станицы. Наш буклет будет расширяться. Мы постараемся ознакомить с ним всех детей нашей школы.
Список литературы
Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. 477 с. 5
Кеннет Уэйн Образование и толерантность // Высшее образование в Европе. 1997. №2. Т. ХХI. С.16
http://www.gazeta.ru/social/kseno/776924.shtml
Михаил Александрович Сакке. Хроникально-художественные сборник. Станичный храм истории. 1998 год.
http://eleset.ru/?razdel=default&menu=zagadki
http://artprojekt.ru/referats/humanities/ku_5_a3.htm
http://stihi-zagadki.narod.ru/business28.html
http://www.ref.by/refs/31/5381/1.html
http://acher.ru/culture/770-zagadki.html
http://xn--p1af1b.xn--p1ai/%D0%98%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%8C
Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времён до октября 1917 года. Краснодар 1997 с 550
Бондарь Н.И. Фольклор и этнография кубанского казачества: учебное пособие.- Краснодар: издательство Традиция, 2009, с. 16
Макарова Т. Толерантность и правовая культура дошкольников. Издательство: Сфера. 2008. Серия: Программа развития
Почему Уран и Нептун разного цвета
Заяц-хваста
Цветущая сакура
Рисуем кактусы акварелью
Разлука