Работа нацелена на установление исторической правды об известном на всю страну земляке, жителе станицы Петропавловской, Сорокине Иване Лукиче. Это должно помочь сформировать у всех жителей станицы Петропавловской чувство гордости за свою малую родину, любовь к ней и бережное отношение к культурному наследию.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательский проект | 99.5 КБ |
Министерство образования и науки Краснодарского края
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
Сорокин Иван Лукич.
Судьба казака в истории одной станицы.
Подготовил: Щербаков Сергей Александрович
Учащийся 8 Б класса
МАОУСОШ № 10
Краснодарский край, Курганинский район,
ст. Петропавловская, ул. Пролетарская, 69(индекс 352 402)
Домашний адрес: Краснодарский край, Курганинский район,
ст. Петропавловская, ул. Д. Бедного, 37 А (индекс 352 402)
Контактный телефон: 8-952-866-55-93
Руководитель: Щербакова Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУСОШ № 10
Краснодарский край, Курганинский район,
ст. Петропавловская, ул. Пролетарская, 69(индекс 352 402)
Домашний адрес: Краснодарский край, Курганинский район,
ст. Петропавловская, ул. Д. Бедного, 37 А (индекс 352 402)
Контактный телефон: 8-918-958-75-19
Консультант: заведующая Петропавловским музеем
Епремидзе Валентина Яковлевна
Станица Петропавловская
2012 год
Введение
Часто, в разговоре даже посторонних людей, можно услышать: «Ох, эти сорокинцы!»; «Ай, да сорокинцы!». Всё это говорят о моих земляках, жителях станицы Петропавловской. Некоторые это произносят с гордостью, другие, как будто ругаясь этим словом. Я долго не мог понять гордиться или стесняться этого слова, относящегося, в том числе и ко мне. Исследуя статьи о Сорокине И.Л. в интернете, я также встречал противоречивые данные. Отсюда и вытекают цель и задачи моего исследования
Цель: Выяснить правду о жителе станицы Петропавловской Сорокине Иване Лукиче.
Задачи:
Обнаружить письменные источники, которые могут достоверно рассказать о Сорокине И.Л;
Очертить круг людей, которые могли бы рассказать о нём;
Развивать умение собирать и анализировать информацию, научиться работать с различными источниками;
Систематизировать рабочие материалы к выступлению;
Сделать достоянием общественности биографию Ивана Лукича Сорокина через выступления на классных часах нашей школы.
Объект исследования: история станицы Петропавловской от момента возникновения до сегодняшних дней.
Предмет исследования: биография Сорокина Ивана Лукича в контексте истории родной станицы.
Проблема: Кто такой Сорокина Иван Лукич – герой или бандит? И как к нему относиться мне и всем его землякам.
Гипотеза: Установление исторической правды об известном на всю страну земляке, жителе станицы Петропавловской, Сорокине Иване Лукиче поможет сформировать не только у меня лично, но и у всех жителей станицы чувство гордости за свою малую родину, любовь к ней и бережное отношение к культурному наследию.
План проведения исследования:
Этапы | Формы и методы работы | Срок исполнения |
Выбор темы | Формулировка проблемы, темы | ноябрь 2009 |
Постановка задач | Формулировка объекта, предмета исследования, гипотезы, целей и задач исследования, планирование деятельности. | ноябрь 2009 |
Фиксация и предварительная обработка данных | 1. Изучить литературу, Интернет - ресурсы | 2010 январь - май |
| 2. Работа с литературой по теме исследования | 2010 сентябрь- декабрь |
| 3.Работа с архивными материалами | 2010 сентябрь- декабрь |
Обработка результатов исследований и проверка гипотезы | Обработка текстовой, иллюстративной, виде, аудио-информации. Структурирование материала. Формулировка умозаключения. | 2011 январь-май |
Оформление результатов работы | Текстовое оформление в соответствии с требованиями творческой работы. Подготовка приложений. | 2011 сентябрь-декабрь |
Представление исследовательской работы |
| 2012 январь |
Использовал следующие методы исследования: наблюдение, работа с литературными источниками, интернет источниками; интервью, опросы, обработка статистических данных, исследование исторических документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников (работа в архивах, музеях).
Общая характеристика станицы Петропавловской
Часто характер человека определяет место, где он родился и вырос. Поэтому, прежде чем обратиться к биографии Ивана Лукича, я решил познакомиться с историей родной станицы и для этого обратился в администрацию сельского поселения и краеведческий музей станицы Петропавловской.
Станица Петропавловская – одно из старейших казачьих поселений в Курганинском районе, и на Кубани. Год основания 1845. Петропавловцы отличаются трудолюбием, гостеприимством, милосердием. Станица перешагнула полутаровековой рубеж. Многое сохранилось из добрых казачьих традиций.
Кругом сады и виноградники. Весной и летом по берегам Чамлыка и Синюхи плакучие ивы купают свои ветви в водной глади. А за околицей- неоглядный простор полей, огородов, сказочно красивые места!
А как же всё начиналось? С лёгкой руки Екатерины Второй, давшей добро на заселение благодатных земель, на Кубань потянулись из волостей и губерний России, а также Украины. Ранним утром группа всадников держала путь со стороны нынешнего Лабинского района и двигалась по направлению к кубанской станице. За ними тянулись десятка полтора кибиток. Остановились у степной речки. (Приложение 1)
Её прозрачная, кристальная вода, чистый воздух, как бы заворожили утомившихся путников. Уставшие от муштры и походов солдаты обрели новый причал на левом берегу реки Чамлык. (Приложение 2 ) Место было удобное: лес далеко, ровные степи, незаметно подобраться к казачьим казармам было невозможно.
Сюда, на степной простор, казаки прибыли по указу Екатерины Второй из бывшей четвёртой бригады Лабинского войска. Была создана так называемая Лабинская линия защиты от набегов адыгов и черкесов. Она базировалась на большой территории Кубани и охраняла рубежи южных границ. Сначала это был воинский стан. Позже стал называться станицей.
Со слов одной из старейших жительниц станицы Токмаковой Ульяны Евсеевны, родившейся в 1861 году в Воронежской области и переехавшей жить вместе со своими родителями в станицу в 1875 году, записано, что в станице кроме казаков, защищавших рубежи, могли жить и гражданские лица. В станицу переселялись в основном из Орловской, Воронежской, Рязанской губерний. Ульяна Евсеевна прожила 105 лет и умерла в 1966 году.
Из архивной летописи, сохранившейся в музее, можно узнать, что в первые годы основания станицы в ней проживало около двух тысяч человек, а спустя десять лет население увеличилось более чем в три раза, а через четверть века ещё прибавилось свыше семи тысяч. Каждые пять лет, до 1917 года, наблюдался рост от двух до трёх тысяч. Разрастались семьи. Статистика подтверждает: начиная с 1880 года до 1917 года, в станице не было ни одного развода. Это ли не наглядный урок крепости семьи, любви, согласия?
К 1916 году в станице проживало более 17 тысяч человек. К их услугам – 16 водяных и ветряных мельниц, четыре молокозавода, два кустарных кожевенных завода, пять кузниц, девять мостов через реку Чамлык. На вооружении станичников – 40 паромолотлок и более 300 сноповязалок. В каждом дворе – живность: лошади, коровы, овцы, козы, птица. У местных жителей насчитывалось около 40 тысяч пернатых. Река Чамлык изобиловала рыбой. Было что подать к столу. Растут новостройки. До 1-й мировой Петропавловская – одна из самых богатых и грамотных станиц Кубани.
По современным же данным на 01.10.2011 в станице проживает 6685 человек.
Вера в Бога – самая главная черта любого казака
Изучая источники, я невольно обратил внимание, что все казаки были очень верующими, главным судьёй их поступков был Божий суд. И поэтому прежде чем обратиться к личности Сорокина И.Л., надо познакомиться с храмами станицы Петропавловской.
В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь. Ведь Петропавловская — посвящённая христианским апостолам Петру и Павлу или названная в их честь.
Первоначально в центре станицы в 1845 году казаками был построен храм, освещённый в честь Петра и Павла. (Приложение 3) Многие поселения казаков на Кубани своими названиями обязаны православным праздникам. Такие названия населенные пункты получают чаще всего по дню основания, когда они подвергаются освящению и имянаречению по канонам православия. Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной, а Павел - символом «свободного» христианства, живущего по духу, а не по букве канонов и правил. Но все же апостолы едины: «Петрово» и «Павлово» в Церкви дополняют друг друга. Оба апостола пострадали за веру Христову.
Как мы видим на полотне храм (Приложение 3), освящённый в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, располагался в центре станицы. Он был деревянный. Как красив был этот храм, звоном куполов оповещавший о воскресных днях, о православных праздниках всех жителей станицы. В 1937 году храм был разрушен. А из церковного строительного материала построили клуб, который просуществовал до 1982 года. Как выглядел этот храм, мы можем узнать, познакомившись с картиной-панорамой «Казачий круг». Длина полотна почти 4 метра, а ширина - два. Её оформил масляными красками местный художник А.В. Дмитриев. По старым фотокопиям, рассказам станичников он воспроизвёл казачий центр станицы с начала её образования до 1930 года.
И если бы сегодня всё, что изображено на панораме «оживить», право же, получился бы неповторимый музей под открытым небом!
Но сейчас на этом месте стараниями отца Николая, настоятеля Свято-Димитриевского храма станицы Петропавловской, установлен поклонный крест. Ежегодно в день памяти апостолов Петра и Павла 12 июля совершается крестный ход к памятному кресту, у которого отец Николай совершает молебен. (Приложение 4) Сколько православных приезжает в этот день, помолится о прощении у этого креста. Едут из соседних деревень: Михайловской, хутора Красное Знамя, села Николенского, города Курганинска. Господи, прости нас!
Казаки - последние «русские рыцари»
Во все времена ценилась казачья удаль. До последнего казаки во всей России хранили старый рыцарский принцип "служба за землю". Они по праву считались последними русскими рыцарями. Казаки принимали участие во всех войнах России. Они играли роль первой скрипки - были впереди армий, изучали местность, вели разведку, наводили панику в тылу противника, во время отступлений наших войск, казаки обеспечивали прикрытие. Они не боялись ничего и некого, кроме Бога. По признанию многих иностранцев, видевших их в мирное время,- казаки были единственной в мире, несравненной и неподражаемой конницей. Именно так себя и проявлял в боях Сорокин. (Приложение 5)
Иван Лукич Сорокин родился 4 (16) декабря 1884 года в ст. Петропавловской, Лабинского отдела, Кубанской области, Российской империи. Школу в станице Петропавловской окончил с отличием. После окончил войсковую фельдшерскую школу с отличием. Во время Первой мировой войны служил в 1-м Лабинском полку Кавказского фронта фельдшером. Полный Георгиевский кавалер. Во фронтовой газете того времени в статье «Георгиевские крестоносцы» писали: «На славу отличились тёзки Иваны – Сорокин, Лазаренко, Андрей Красников. Втроём они столько «натворили дел» там, на передовой, что турки вынуждены были спасаться бегством, но не тут-то было. Сначала троих обезоружили и приволокли в штаб полка, через день – ещё столько же. Они, наши земляки, настоящие рыцари-герои»[1].
В 1915 был командирован в Тифлисскую школу прапорщиков. В 1916—1917 служил в 3-м Линейном полку. В 1917 произведён в унтер-офицеры.
В начале 1918 организовал на Кубани первый красный казачий отряд. Иван Лукич Сорокин в годы гражданской войны сформировал отряд из 150 станичников и увёл его на фронт для спасения Екатеринодара от белых. Двинулся он на Тихорецк. По пути в каждой станице выступал на сходках и призывал идти с ним. Пока он дошёл до Тихорецка, у него уже была целая дивизия. В боях проявил решительность, личную храбрость, военный талант.
С февраля 1918 — помощник командующего Юго-Восточной красной армией. Во время Первого Кубанского похода Добровольческой армии (9 (22) февраля — 30 апреля (13 мая) 1918) фактически руководил всеми противостоящими ей советскими силами на Кубани. 1 (14) марта 1918, после оставления Екатеринодара без боя Кубанской армией генерала Покровского, войска Сорокина занимают город[1]. Принимал участие в обороне Екатеринодара во время неудачного штурма города Добровольческой армией 27 марта (9 апреля) — 31 марта (13 апреля) 1918. Армия Сорокина составляла 30-40 тыс. бойцов бывшего Кавказского фронта при 80-90 орудиях и 2 бронепоездах, располагалась в районе Кущевка-Сосыка и имела два фронта: на север против немцев; на северо-восток против Донской и Добровольческой армий[1].
Вот его послужной список.
Что же я читаю на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki Первого марта в город Екатеринодар вошли войска Сорокина, и начались неслыханные бесчинства, грабежи и расстрелы.
Что же я читаю в книге Михаила Александровича Сакке, члена Союза Журналистов России, «Казачий полководец. Правда о Сорокине»? Иван Лукич жил и воевал с казаками в мире и здравии, но его подвели раздоры с партийными верхами. Видя его неограниченную власть в контролируемых районах, огромную популярность среди местного населения (воевать у Сороки считалось честью), его обвиняют в «партизанщине». При неизвестных обстоятельствах гибнет командарм Таманской армии И. И. Матвеев 21 октября 1918 г. В его гибели обвиняют Сорокина И.Л. Кроме этого его обвиняют в расстреле в Пятигорске группы руководителей ЦИК Северо-Кавказской советской республики и крайкома РКП(б): председателя ЦИК А. А. Рубина, секретаря крайкома М. И. Крайнего, председателя фронтовой ЧК Б. Рожанского, уполномоченного ЦИК по продовольствию С. А. Дунаевского. На основании решения общественного органа – 2-го Чрезвычайного Съезда Советов Северного Кавказа его арестовал кавалерийский полк Таманской армии под командованием М. В. Смирнова17 (30) октября 1918, ловко приклеили ярлык «врага народа» и хотели осудить военным трибуналом. «Таманцы», разоружив штаб и личный конвой Сорокина, заключили их вместе с бывшим главнокомандующим в ставропольскую тюрьму. 19 октября (1 ноября) 1918 командир 3-го Таманского полка 1-й Таманской пехотной дивизии И. Т. Высланко застрелил И. Л. Сорокина во дворе тюрьмы [4]. Годы его жизни пришлись на период гражданской войны.
Гражданская война скорее относится к числу самых жестоких. Нет, не по количеству убитых и искалеченных, а по силе разрушительного воздействия на людские души. И красные, и белые были соотечественники, они лишь находились в противоположных окопах, но каждый, красный или белый, сражался за Отечество, только понимая это по-разному. В годы гражданской войны земляки-петропавловцы воевали и служили в частях и соединениях Сорокина, Будённого, Ворошилова, Пархоменко с одной стороны, у Колчака и Деникина с другой стороны. Участник гражданской войны, житель станицы В.И. Свиридов как-то в беседе рассказал: « В ту войну из нашей семьи ушли на фронт шесть братьев. Трое воевали за красных и столько же за белых. Судьба благосклонно отнеслась к ним: все возвратились домой.
Отец спрашивал каждого:
-За что воевал?
-За Отечество, -отвечал Василий.
-За Державу, - вторил Илья.
- За Россию,- чеканил Пётр.
-За то, чтобы лучше жилось на Руси, -рапортовал Павел.
- За землю-кормилицу, - говорил Денис.
- За свободную Кубанскую землю, - молвил Иван.[2]»
Судя по ответам, никто не хотел причинять зла, вреда Отечеству.
Иван Лукич воевал не за красных и не за белых, он воевал за свою родную землю, за свою станицу. И вот строки из его последней записки домой: « И мы, красные, и они, белые, присягаем на верность Отечеству. И мы, и они, соотечественники, сограждане, россияне. Многие - братья и сёстры». И беда наших историков и литераторов состояла в том, что они бесславно похоронили этого героя, для которых Отчизна – святая святых. И я согласен с С.М. Будённым, что он был настоящим «казачьим полководцем, который боролся за правду, но она не всегда идёт в согласие с реальной жизнью[4]». Но жизнь его оборвалась трагически. Тяжело было жить потомкам Ивана Сорокина. Прочно закрепилось за ними унизительное звание «враг народа». Долго пришлось его жене и сестре жить под другой фамилией и уехать из родного села. После 1992 года происшедшие в стране перемены позволили открыто говорить правду о Сорокине. Было отправлено обращение историка Николая Карпова в Главную военную прокуратуру о реабилитации Сорокина И.Л. Из ответа (Приложение 6) следует, что никаким судом И.Л. Сорокин не признавался преступником. Он был арестован на основании общественного органа ( Приложение7), затем над ним был совершён самосуд. А так как репрессии не было, невозможна и реабилитация. Только его земляки единогласно высказали внимание его памяти, о чём свидетельствует памятник-бюст, установленный 23 сентября 1995 года в центре станицы. Бюст изготовлен местным художником Александром Васильевичем Дмитриевым. (Приложение 8).Командующий Добровольческой армией ген. А. И. Деникин дал высокую оценку действиям Сорокина во время боев за Екатеринодар летом 1918: «… весь план свидетельствует о большой смелости и искусстве. Не знаю чьих — Сорокина или его штаба. Но если вообще идейное руководство в стратегии и тактике за время северокавказской войны принадлежало самому Сорокину, то в лице фельдшера-самородка Советская Россия потеряла крупного военачальника[3].» В стихах местного поэта Вячеслава Жидкова как раз об этом говорится.
Его судьба- судьба героя…
Сквозь жернова кровавых войн
Прошёл лихой казак, порою
В сраженьях жертвуя собой.
Он был неслыханно талантлив
И в сердце нёс свою мечту,
Душою мягок и податлив,
Но, как солдат, он на посту.
Он в битвах лихостью казачьей
В окопах вражьих сеял страх.
И вера в Бога и удачу
Была в георгиевских крестах.
Выводы
Двоякое отношение к личности Ивана Лукича Сорокина объясняется тем, что в литературных и интернет источниках так и остаются противоречивые сведения о нём. Это накладывается и на само употребление слова «сорокинцы». Проведённое мною исследование не только помогло мне понять характер настоящего казака, увидеть и отличить удаль казачью от варварства и бандитизма, но и заставляет меня сожалеть о том, что до сих пор публикуются отрицательные статьи о Сорокине. Мы не вправе судить своих предков ни красных, ни белых за их политические пристрастия.
Заключение
Как в источниках, так и в мнениях людей сложилось двоякое отношение к личности Сорокина И.Л. Поэтому перспективой моей работы является: 1)размещение на сайтах, содержащих неверные сведения достоверных сведений; 2) выступление в школах на классных часах, с целью формирования верных сведений о Сорокине И.Л. у учеников нашей школы, а через них и в их семьях. Всё это в будущем позволит воспитать у всех жителей станицы чувство гордости за свою малую родину, любовь к ней и бережное отношение к культурному наследию.
Перечень используемой литературы:
1. Михаил Александрович Сакке. Хроникальная повесть. Казачий полководец. Правда о Сорокине. 1995 год.
2. Михаил Александрович Сакке. Хроникально-художественные сборник. Станичный храм истории. 1998 год.
3. Деникин А. И. Очерки русской смуты — М.: Айрис-пресс, 2006. — Т. 3; гл. 3. — С. 77. — ISBN 5-8112-1890-7.
4. Николай Карпов. Мятеж главкома Сорокина: правда и вымысел.-М.: НП ИД «Русская панорама», 2006.
Красочные картины Джастина Геффри
Лист Мёбиуса
И тут появился изобретатель
Рисуют дети водопад
Рисуем "Осенний дождь"