Эта работа была подготовленна к празднованию 65-ой годовщине ВОВ.
Никита провел исследования и узнал кто из членов их семьи был участником ВОВ войны. За помощью он обратился к своей маме и попросил помочь ему найти информацию. В своей работе он рассказал о том, что пришлось испытать его родственникам во время войны, рассказал о том, как воевали его прадед и прапрадед, как нелегко было жить их родным на оккупированной фашистами земле.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательска работа ученика Архипова Никиты | 1.53 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 4 город Асино Томская область
Исследовательская конференция школьников,
«65 – летие Великой Победы»
«История нашей семьи»
Автор: Архипов Никита, 2 В класс, МОУ - СОШ № 4
Руководитель: Маликова Светлана Владимировна,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ – СОШ № 4, г. Асино Томской обл.
Асино-2010г.
Оглавление: 2
Введение: 3-5
История нашей семьи: 6
До войны 6
Пришла война 6-9
В мирное послевоенное время 10
Заключение. 10-11
Приложение 12-13
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она,
Как силы нам нужна…
Юрий Воронов
Введение:
Наша страна готовится к 65-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.
Все дальше уходят в прошлое годы войны, все меньше и меньше остается в живых свидетелей тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь за то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами.
«Нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой», - поется в известной песне. И это действительно так. Прошло 69 лет с начала ВОВ и 65 после её окончания. Тот, кому к концу войны было 25, сейчас подошли к 90-летнему рубежу. Тем важнее сохранить воспоминания тех и о тех, кто прошел через ужасы той войны, испытал её, кто знает, как страшна война, как важно её не допустить и всё же быть готовым к ней, к защите своих границ, своих семей, жизней своих близких. Древние говорили: «Если войну забывают, начинается новая».
А что мы знаем о той далекой войне. Что такое война?
На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны Войска фашистской Германии вторглись на территорию Советского Союза, началась Великая Отечественная война.
В первый день войны им воинам пограничникам, солдатам, мальчикам, сыновьям было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.
Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.
Война… Она разбивала надежды, лишала дома, близких и друзей. Она убивала изнутри каждого, кому пришлось ее пережить. На фронтах этой страшной войны мужали, росли, учились по-настоящему дружить… и убивать. Во имя Родины, но – убивать. Какая страшная необходимость! Люди мечтали созидать, любить, строить будущее, с радостью смотреть за горизонт нового дня,
оставить на Земле свой светлый след. А здесь нужно было разрушать, губить, оставляя за собой только пепел и руины. Вместо
того, чтобы засевать плодородную почву зерном, её засевали пулями и мертвецами.
Эти страшные четыре года покалечили множество судеб. Даже если человек не погиб, дошел до Победы, со слезами счастья
радовался сводкам Советского Информбюро и майскому салюту, разве легко ему было привыкать к тишине по ночам, взять в руки
мирное орудие труда после пулемета? Легко ли после пережитого кошмара обрести радость жизни? Мы должны понять, что война
остается в душе человека навсегда, и ее нельзя извлечь, как осколок от снаряда. Её нельзя забыть, вычеркнуть. Даже самые страшные сны забываются, но война – это не сон. Это наша с вами история. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.
Цель: узнать о героическом прошлом своей семьи; узнать, кто из моих родственников был участником ВОВ.
Задачи: изучить семейный архив, фотографии;
записать рассказы о моих родственниках- участниках войны;
написать статью в книгу памяти.
Актуальность:
Готовясь, к празднованию дня Победы на классном часе мы говорили о том, что такое война, о том, сколько горя и страдании принесла она нашему народу, о тех, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, кто верил и ждал несмотря ни на что. Моя одноклассница, Алена Красноперова рассказала о своем прадедушке участнике войны и зачитала отрывок его биографии из книги «Наши земляки в годы войны». Тогда я решил узнать, кто из нашей семьи был участником той войны. За помощью я обратился к своей маме и попросил помочь мне найти информацию. Моя мама очень много рассказала мне о том, что пришлось испытать нашим родственникам во время войны, рассказывала о том, как воевали мои прадед и прапрадед, как нелегко было жить их родным на оккупированной фашистами земле. Я внимательно слушал ее рассказы, с волнением рассматривал сохранившиеся в семье фотографии военных лет.
Методы исследования:
Сбор информации
Интервьюирование
Обработка информации
История нашей семьи
1. До войны
Давным-давно в Брянской области, Клетнянского
района в селе Окуличи жили мои прапрабабушка Елизавета и прапрадедушка Дмитрий. Жили они дружно и счастливо, все трудности делили пополам, растили детей. Семья была большой и дружной, в семье было восемь детей: 4 сына и 4 дочери. По тем временам семья прапрадеда была зажиточной. Прапрадед имел свою ветряную мельницу. На селе его называли мастер золотых рук, его приглашали в другие районы строить мельницы. Он умел делать все и мастерить и обувь шить, и часы мог наладить и грамоте был обучен, много читал, и кузнечное дело знал. Никому в помощи не отказывал.
Он был большим любителем природы, понимал в травах, знал какая трава что лечит, варил лечебные отвары. В усадьбе у прапрадеда Дмитрия был большой сад-питомник, где прапрадед выводил новые сорта яблонь, их в саду было много. Мамина бабушка всегда вспоминала, как яблони стучали в окно, когда дул ветер. Из собранных яблок варили очень вкусное варенье рецепт, которого не разглашали и передавали по наследству из поколения в поколение. Воспитанием в семье занималась прапрабабушка Елизавета. Она учила дочерей вести хозяйство. Сыновья с малых лет помогали отцу, перенимая опыт и знания. В 1920 году прапрадед Дмитрий посадил дуб и до сегодняшнего дня, он растет на том же месте, вырос очень большим и имеет могучую силу. Этот дуб как символ, как память о прошлом.
2.Пришла беда:
До начала войны 1940 году в семье умирает младший сын Иван прапрадеда Дмитрия от неизлечимой в то время болезни тифа. Это горе тяжело переживала вся семья. Не утихла боль потери младшего сына, как в двери постучала новая беда. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Старшие сыновья прапрадеда: Дмитрий, Иосиф, Алексей вступили в ряды Советской Армии. Ушли на фронт добровольцами, ушли защищать свою Родину, свой дом, своих родных и любимых.
Провожая, прапрабабушка давала им наказ: «Бейте сынки эту нечисть, да храни вас бог!» Все мужское население ушло на фронт. В деревнях и селах остались женщины, дети и старики. Оставшись без мужей, сыновей и братьев, женщины взвали на себя всю мужскую работу. Они впрягались в плуги, чтобы пахать землю, таскали огромные тяжести, косили и стоговали сено. Труднее перечислить то, чего они не делали.
Дети не были в стороне от труда. Они помогали матерям чистить дворы, где стояла скотина, сгребали сено, прибирались в доме, следили за маленькими братьями и сёстрами, носили воду, пасли скот, работали на огороде, подбирали колоски в поле.
И вот в село ворвались немцы. Они захватили село. Свой военный штаб они расположили у прапрадедовской дочери Фроси, немцы издевались над её семьёй, жестоко избивали, дважды пытались расстрелять из-за того, что она не подчинялась им. Тётя Фрося долго не прожила от жестоких побоев: ей отбили лёгкие, в 26 лет она умерла, у нее осталось трое маленьких детей. А вскоре получили похоронку, в которой сообщалось, что муж тети Фроси героически погиб сражаясь в боях под Сталинградом. Детей забрала на воспитание её сестра, Мотя то есть мама моего деда. Немцы отбирали у сельчан все, что представляло ценность.
В селе только и слышны были крики «Матка, яйко!» Немцы бесцеремонно вели себя, забирали кур, резали свиней. Вскоре немецкие солдаты ушли из деревни, но на смену пришли эсэсовцы. С приходом «чернорубашечников» в селе начались расстрелы, появились виселицы. За любое неповиновение казнили. В деревне была повешена молодая женщина. Она была комсомолкой. На казнь согнали смотреть всю деревню от мала до велика. Страшно.
Уходя, фашисты сожгли все дома в селе. Людям негде было жить, они рыли землянки. Был страшный голод. «В мире есть царь. Этот царь беспощаден. Голод – названье ему!» Эти слова повторяла моя прапрабабушка своей младшей дочери. Этот «царь» заставлял всё время думать о еде, а её не было. Ждали весны, чтобы выйти в поле, где осенью во время уборки осталась картошка. За зиму она замерзла в земле, а весной её откапывали лопатами. Снимали кожуру без ножа, потом картошку промывали, толкли, смешивали с небольшим количеством муки и пекли «кавардашки». Хлеба по карточкам давали очень мало. Почти весь собранный на полях урожай отправляли на фронт «Все для фронта! Все для победы!» Хлеб делили на две части, большую отдавали на фронт, а меньшую детям, себе ничего.
Самыми счастливыми были походы по деревням. Прапрабабушка всегда брала с собой младшую дочь, потому что боялась оставить её одну дома. В деревнях помогала в работе, а в обеденный перерыв зачитывала в поле сводки Информбюро из газет, возвращение домой по деревенской улице для прабабушки было настоящим праздником, потому что кто ей выносил стакан молока, кто пирог с картошкой или свёклой, а чаще всего её угощали жмыхом. Жмых был подсолнечный, темный, и соевый, белый. Ей особенно нравился соевый.
Хорошо было, когда появлялись грибы. Возвращаясь из соседней деревни, прабабушка со своей мамой шли по обочинам лесной тропинки и набирали грибов. К вечеру была готова похлебка.
Самым счастливым праздником была Пасха. К этому дню прапрабабушке те, у кого была корова и куры, приносили кринки молока и яйца.
Военная беда объединила и сплотила людей. Все стремились помочь друг другу пережить это страшное бедствие. Делились последним, что было дома.
Но самым страшным были пришедшие в село похоронки. Их с великой болью в душе оплакивали не только родственники, но и все односельчане. А приходили похоронки в деревню очень часто. Люди боялись почтальона. Недалеко от школы стоял дом по дороге в Окуличи. В нем жили дед и бабка. До войны у них было четыре сына, и все до одного они полегли на полях сражений. Одна за другой приходили похоронки в этот дом. Оплакивать стариковское горе шла вся деревня. В углу сидел окаменевший дед, вдоль стен стояли все жители деревни с детьми и тихо плакали, а посреди комнаты выла бабка. Моя прабабушка говорила, что при воспоминаниях о войне в ушах стоит рёв фашистских бомбардировщиков и вой этой бабки.
Часто жаловалась прабабушка на свои болезни, на жизненные невзгоды, но почти всегда заканчивала словами: «Ладно, переживем всё, только б не было войны!»
Иосиф, как ушёл на войну, так и не вернулся, его жена постоянно, плакала и ждала и все военные годы с детьми прожили в землянке. Земляки Иосифа видели его на боевом поле с оторванной рукой. Но дальнейшая судьба его не известна. Его искали, но безуспешно – пропал безвести…
Алексея в 1942 году захватили в плен немцы, он смог сбежать и вернуться в свой посёлок, но поскольку село было захвачено немцами, его прабабушка отправила в соседнюю деревню к партизанам. Алексей дойти не успел, его расстреляли немцы.
Дмитрий прошел почти всю войну. В конце 1944 года он подорвался на мине, чудом остался жив, контуженный, лежал в госпитале. Домашние получили от него письмо, в котором он сообщил, что скоро вернется. Письмо было написано чужой рукой, и после долгое время от прадеда не было вестей. Его считали без вести пропавшим. В марте 1945 года он вернулся домой, комиссовали по ранению, он прожил после войны пол года, умер от тяжелого ранения.
Мама моего Мотя деда героически сражалась на трудовом фронте, всю войну она проработала на военном заводе, делали боевые снаряды по 20-22 часа в сутки,1-2часа спали прямо возле станков, баба Мотя не любила вспоминать военные годы, говорила сердцу тяжело вспоминать о том, что погибло много женщин. От усталости руки не держали снаряды, роняя снаряды, кто-то погибал сразу, у кого были оторваны руки или ноги.
3. В мирное время:
В 1955 году прапрабабушка Елизавета вместе со своей дочерью Матреной и с детьми погибшей тёти Фроси переехали жить в Асино. В 1963 году они получили первыми трёх комнатную квартиру, так как прапрабабушка Елизавета потеряла практически всех детей на фронте, а ровно через год она умерла - слишком тяжёлые годы она пережила.
Внуки моей прапрабабушки и сейчас живут в Томской области. Растят детей и внуков, работают на различных предприятиях, на руководящих постах и бережно хранят в памяти историю своей семьи.
Мой дедушка Громов Олег Владимирович Депутат Томской Областной Думы и руководитель Асиновского РАЙПО.
Моя мама руководитель предприятия общественного питания и депутат Городской думы.
Моя бабушка работает директором городского рынка.
Мой папа Архипов Дмитрий Владимирович кадровый военный, окончил военное училище, участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе, имеет награды « Медаль за отвагу», «Орден за заслуги перед Отечеством».
Я тоже хочу стать военным как мой папа, хочу защищать свою Родину, своих родных и близких, как это делали все мужчины в нашей семье, хочу быть достойным гражданином своей Родины.
Заключение:
К сожалению, ушли из жизни герои моего рассказа - мои родственники, участники и свидетели Великой Отечественной Войны. О них не написано в книгах, не снято фильмов, но для меня и моих близких они – герои и навсегда останутся в памяти. А сколько еще таких героев память, о которых храниться только в сердцах их родственников…
Готовясь к празднику Победы, мы с классным руководителем и ребятами нашего класса решили узнать о наших родственниках-участниках войны и написать о них. Наш проект мы назвали «Наши деды – Герои!».
Работая над этим проектом, мы собрали материал о наших родственниках- участниках войны, посетили несколько начальных классов в нашей школе,
пригласили всех желающих, кому интересна история семьи, жизнь предков, память о них присоединиться к нашей работе и написать о своих родственниках -участниках войны. По итогам этой работы мы решили издать «Книгу Памяти», куда войдут собранный материал: статьи, фотографии, рисунки о войне ….
В эту книгу войдёт и мой рассказ. В выполнении работы мне помогали мои близкие родственники: мама, дедушка, бабушка. В это момент мы стали еще ближе, стали лучше понимать друг друга.
Теперь я понимаю – такое никогда не забудется. Эта память священна и вечна, потому что мужество и героизм людей не имеют срока давности. Воспоминания ветеранов, как далёкое эхо горя и подвига ради жизни на земле, волнами бьются о людские сердца, напоминая и предупреждая: война была, но не дайте ей повториться!
Приложение:
Прабабушка Мотя
Дети прапрадедушки
Выставка работ уч.2 В кл. «Наши деды - Герои»
Сказка "Узнай-зеркала"
Аэродинамика и воздушный шарик
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Цветок или сорняк?