Вложение | Размер |
---|---|
kopylova.doc | 30.5 КБ |
polubesova.doc | 24 КБ |
serezhkina.doc | 22.5 КБ |
devochki.ppt | 1.94 МБ |
Юсуповский дворец
В начале XVIII века на берегу Мойки, располагалась усадьба племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны. В 1726 году Прасковья Иоанновна подарила свою усадьбу Семёновскому полку, который был здесь расквартирован до 1742 года. В середине 1740-х годов эта территория вошла во владения графа Петра Шувалова. Для графа на берегу Мойки был выстроен дворец в стиле барокко, он занял участок современного дома №96. Здесь же располагались двухэтажный дом для прислуги и павильон с шатровой крышей.
Сын Петра Шувалова (граф Андрей Петрович) продал особняк своего отца. По своему вкусу он решил построить новое здание, немного выше по течению реки. Архитектором новой постройки на участке дома №94 стал Жан-Батист Мишель Валлен-Деламот, строительство шло в 1774 году. Здание в виде вытянутой буквы "П" располагалось в глубине участка, центральный объём имел три этажа, боковые ризалиты - по два. Со стороны реки Мойки находилась въездная арка, ведущая в парадный двор. Со стороны Офицерской улицы (ныне Декабристов) был организован въезд через триумфальные ворота-арку. Они сохранились до настоящего времени. Переехал Андрей Петрович Шувалов в этот дворец только в 1781 году, до того он проживал за границей. После смерти графа 24 апреля 1789 года наследники продали дворец в казну. В 1795 году этот Екатерина II подарила его своей фрейлине графине Александре Браницкой.
5 марта 1830 года за 250 000 рублей дворец купил Борис Николаевич Юсупов - племянник Браницкой. Для Юсуповых дворец перестраивался в 1830-1838 годах по проекту Андрея Алексеевича Михайлова. Центральную часть парадного фасада зодчий оставил без изменений, а боковые ризалиты достроил до трёх этажей. С восточной стороны был пристроен новый трёхэтажный корпус, здесь архитектор разместил самый большой зал - Банкетный. Дворцовые флигели были объединены, в них стали размещаться картинные галереи и домашний театр. На территории усадьбы был разбит сад, устроены оранжереи и садовый павильон.
Вместо въездной арки со стороны Мойки Михайловым была создана Парадная лестница, ведущая в парадные залы дворца. Самый большой из них - Банкетный, также названный Белоколонным, так как оформлен 24 колоннами. Кроме того, во дворце были устроены Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные, Большая ротонда. В восточной пристройке был создан театр. В анфиладе залов, ведущих к театру, размещалась художественная галерея Юсуповых. Интерьеры Юсуповского дворца создавались различными итальянскими мастерами, а также русским мастером А. И. Травиным.
В 1840-х годах архитектор Б. Симон во дворце обустроил Зимний сад и Гобеленовскую гостиную. В этой гостиной находились три гобелена, подаренные Николаю Борисовичу (сыну Бориса Николаевича) Наполеоном Бонапартом. После смерти Бориса Николаевича его вдова Зинаида Ивановна переехала на Литейный проспект, где начала строить для себя новый особняк. А сын, Николай Борисович Юсупов, решил перестроить дворец на Мойке. Для этого им был приглашён архитектор И. А. Монигетти. В результате его работы здесь была переоформлена Парадная лестница, созданы Белая и Музыкальная гостиные, Буфетная первого этажа и ряд других помещений.
В 1863 году архитектор Степанов установил мраморную лестницу ведущую в партер домашнего театра. Эту лестницу приобрёл во время путешествия по Европе Николай Борисович Юсупов. Сохранилась история о том, что Николай Борисович увидел её в одной из старинных итальянских вилл. На вопрос о продаже лестницы был получен ответ, что она продаётся только вместе с самой виллой. Так и было сделано, лестница в 1859 году оказалась в Санкт-Петербурге. Вилла же осталась в Италии.
В начале 1890-х здание дворца было модернизировано. По проекту Александра Степанова здесь появляется электричество, канализация, водопровод и водяное отопление. Степановым были перестроены и некоторые внутренние помещения, среди которых - домашний театр, ставший одной из самых ярких достопримечательностей Юсуповского дворца. Кроме театра, Степановым была создана Мавританская гостиная.
Очередные переделки интерьеров произошли после свадьбы князя Феликса Феликсовича Юсупова и племянницы Николая II великой княжны Ирины Александровны в 1914 году. Архитекторами А. П. Вайтенсом, А. Я. Белобородовым, С. В. Чехониным и В. М. Конашевичем здесь были созданы Большая гостиная, Большой зал, Столовая и другие помещения.
16 декабря 1916 года в стенах дворца Юсуповых был убит Григорий Распутин.
Декретом от 22 февраля 1919 года дворец был национализирован. 20 сентября 1919 года была открыта для посетителей картинная галерея. В 1924 году открылась выставка рассказывающая о убийстве Григория Распутина. В 1925 году музей "дворянского быта" был закрыт, так же как и другие подобные музеи в городе. Многие ценности из дворца были вывезены. В здании начал работать Дворец культуры работников просвещения.
Во время Великой Отечественной воины в залах Юсуповского дворца располагался эвакогоспиталь. Здание сильно пострадало от бомбёжек, в первый послевоенный год началась его реставрация. В 1960 году дворец получил статус памятника федерального значения.
В настоящее время в залах дворца располагается музей, посвящённый дворянскому быту семьи Юсуповых.
Дом Бажанова
Дом №72 на улице Марата известен как дом Бажанова. Филадельф Геннадьевич Бажанов являлся директором-распорядителем "Торгово-Промышленным товариществом Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной" - известную и богатую в начале XX века фирму. Для её нужд здесь было решено строить жилой дом, где бы разместились собственные квартиры членов товарищества.
Проект здания составил архитектор Павел Федотович Алёшин. Дом Бажанова - его единственная работа в Санкт-Петербурге. Впоследствии этот зодчий приобрёл известность благодаря многочисленным работам в Киеве. Кроме квартир здесь были предусмотрены зал заседаний, общежитие, кухни, столовые, кладовые, прачечные, конюшня. Во всех подвалах и под всем поддворовым пространством были устроены служебные помещения. В доме работало паровое отопление, не прекращалось горячее водоснабжение, работала система кондиционирования.
Строительство "Дома Бажанова" велось с 1907 по 1909 год. Бажанову здесь принадлежала квартира из 40.
До нашего времени сохранилось убранство парадных помещений квартиры Бажанова: лестницы, приёмной, кабинета, холла, гостиной, фойе, малой и большой столовых. В этих помещениях сохранились в том числе и камины. Самый знаменитый из них - майоликовый камин "Вольга и Микула", выполненный по эскизам Михаила Врубеля. Камин, как и всё майоликовое убранство приёмной, создан в мастерской Ваулина и Гельдвейна. Кстати, внук Ваулина - композитор Андрей Павлович Петров. Большую столовую украшал фриз, созданный на заказ специально для квартиры Бажанова Н. К. Рерихом. Этот фриз состоит из 7 больших и 12 малых полотен. В 1960-х годах он был перенесён в Русский музей.
В конце 1920-х годов здесь работало ленинградское бюро "Днепростроя". После Великой Отечественной войны в доме Бажанова работала библиотека Чехова. В настоящее время здесь размещается Детская библиотека истории и культуры Петербурга (филиал №2 ЦГДБ им. Пушкина). Библиотекой был проведён огромный комплекс реставрационных работ. Благодаря ей после реставрации дом Бажанова стал самым доступным архитектурным памятником Петербурга. Этот дом - единственное петербургское здание стиля "северный модерн", сохранившее свои подлинные интерьеры.
Особняк князей Абамелек-Лазаревых.
Дом номер 23 по набережной реки Мойки был построен в 1913–1914 годах выдающимся архитектором Иваном Александровичем Фоминым для миллионера князя Семена Семеновича Абамелек-Лазарева.
Князь был очень богатым человеком, его семья владела горнодобывающей промышленностью на Урале. Дом, построенный для Абамелек-Лазаревых, выходил одной стороной на набережную Мойки, другой на Миллионную улицу, напротив Зимнего Дворца.
Это одна из жемчужин петербургской архитектуры: строгий торжественный парапет над антаблементом, нарядные белые пилястры коринфского ордера.
Особняк является жемчужиной архитектуры города. В доме было 16 залов, в которых размещались многочисленные коллекции изобразительного и прикладного искусства. Помещения дворца были украшены лепниной, мраморными колоннами, расписными потолками. Часть интерьеров сохранилась до наших дней. Сохранился парадный вестибюль, Банкетный и Театральный залы. Во дворце хранились уникальные коллекции монет, фарфора, оружия, изделий из бронзы, произведений искусства. Часть всех этих коллекций находится в настоящее время в музеях: Русском музее, Государственном Эрмитаже. Большая их часть была утрачена в первые годы после революции.
После Октябрьской революции 1917 года дворец национализировали. Первое время в нем размещалось испанское посольство, после него здание заняло Управление уголовного розыска. С 1921 года часть особняка была отдана Институту русского языка (Пушкинскому дому), который находился здесь до 1927 года. Сейчас дворец занимают сразу несколько организаций, в том числе Дом мастеров спорта.
Слайд 1
Особняки Санкт-Петербурга.Слайд 3
Дом Бажанова
Слайд 4
Камин в Кабинете дома Ф. Г. Бажанова
Слайд 7
Юсуповский дворец
Слайд 13
Сокровище князей Абамелек-Лазаревых
Слайд 19
Спасибо за внимание! ☺
Шум и человек
Сторож
Повезло! Стихи о счастливой семье
На горке
Стеклянный Человечек