Последние десятилетия мы живём в условиях нестабильности, жесточайшего расслоения масс (сегодня в Российской Федерации жизненный уровень бедных в 27 раз ниже, чем у богатых) Столь резкая дифференцированность общества ведёт к социальной незащищённости людей, понижению духовно-нравственного уровня. усилению социальной и межнациональной напряжённости в Федеративном государстве, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на детей и молодёжь, способствуя формированию у них низменных, антипатриотических личностных качеств. Заглядывая в глубину отечественной истории, можно отметить, что Россия в разные времена обладала или не обладала материальной мощью, но бесспорной оставалась её духовная сила. Причём сам смысл духовности в России- прежде всего нравственный. Что значить « положить душу за други своя»? Это значит иметь такую любовь к другому человеку ради которого русский человек может отдать свою жизнь. Разве это не высшая позиция нравственности. Без высшей идеи не может развиваться ни человек ни нация. Владыка Иоанн сказал: создание образа, возведение личности на достойный духовно-нравственный уровень – главная задача в воспитательном процессе. Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Доброта, милосердие, трудолюбие, семейное и соборное братство формировались в православном быту и, потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без изучения основ православной культуры, которая сейчас изучается в школе
Вложение | Размер |
---|---|
hram_doklad.doc | 220 КБ |
Филиал МБОУ СОШ с.Наровчат в с. Потодеево
Наровчатского района Пензенской области
Исследовательская
краеведческая работа
по теме
Работу выполнила:
Богданова Яна, ученица 6 класса
Руководитель:
Белоглазова Татьяна Алексеевна
учитель истории.
с. Потодеево 2012 год.
Содержание
1.Актуальность темы
2.Утраченный храм Архистратига Михаила
3.Выводы
4.Источник информации
Тезисы к исследовательской работе
«Исчезнувшая Святыня»
Автор :
Богданова Яна, ученица 6 класса с. Потодеево Наровчатского района Пензенскойобласти;
Научный руководитель:
Белоглазова Татьяна Алексеевна, учитель истории и обществознания МОУ ООШ с. Потодеево.
Наша история начинается со старой иконы «Почаевской Божьей Матери». Эта икона была обнаружена в нашем доме при разборке потолка и ремонта крыши. В наследство от папиного деда Белоглазова Алексея Игнатьевича нам достался дом, который мы отремонтировали и перешли в него жить. Когда мы ремонтировали потолок, то обнаружили двойной слой досок и, разобрав его, папа нашёл икону. Мы стали выяснять, каким образом она туда попала. Раньше, вместе с дедом и бабушкой проживала старушка Белоглазова Матрёна (отчество не известно). Она была прислужницей в храме и, вероятно, когда церковное имущество было приказано уничтожить, она вынесла маленькую иконку и под страхом смерти спрятала её.
Мы с мамой Белоглазовой Татьяной Алексеевной решили выяснить об исчезновении храма, который когда-то был в нашем селе.
Последние десятилетия мы живём в условиях нестабильности, жесточайшего расслоения масс (сегодня в Российской Федерации жизненный уровень бедных в 27 раз ниже, чем у богатых) Столь резкая дифференцированность общества ведёт к социальной незащищённости людей, понижению духовно-нравственного уровня. усилению социальной и межнациональной напряжённости в Федеративном государстве, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на детей и молодёжь, способствуя формированию у них низменных, антипатриотических личностных качеств. Заглядывая в глубину отечественной истории, можно отметить, что Россия в разные времена обладала или не обладала материальной мощью, но бесспорной оставалась её духовная сила. Причём сам смысл духовности в России- прежде всего нравственный. Что значить « положить душу за други своя»? Это значит иметь такую любовь к другому человеку ради которого русский человек может отдать свою жизнь. Разве это не высшая позиция нравственности. Без высшей идеи не может развиваться ни человек ни нация. Владыка Иоанн сказал: создание образа, возведение личности на достойный духовно-нравственный уровень – главная задача в воспитательном процессе. Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Доброта, милосердие, трудолюбие, семейное и соборное братство формировались в православном быту и, потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без изучения основ православной культуры, которая сейчас изучается в школе
История нашей страны богата и многообразна, это ни для кого не является секретом. Эта страна-соединение таких разных и непохожих друг на друга частей, их самобытность, в свою очередь не менее богата: исторические, политические, культурные, события могут составить честь любому историческому летописанию. В этом вопросе главное сохранить память об этих событиях, а вот с сохранением исторической памяти сегодня очень большая проблема. Мы описываем и изучаем масштабные явления, которые в разное время затрагивали огромную Россию, а у себя под носом мы не интересуемся тем, что лежит на поверхности.
Издавна Наровчат- наш районный центр, как и многие города России, окружали многочисленные деревни и села. Однако история далеко не всех изучена, и это большое упущение.
Много знаний и интересных находок мы узнаём на уроках краеведения . Мне нравится этот предмет и я с большим интересом знакомлюсь с духовной культурой России и в частности нашего края. Любопытно было узнать, что в нашем селе Потодеево был когда-то храм. Об этом рассказывала нам учитель истории Белоглазова Татьяна Алексеевна, а также моя бабушка. Какова же история исчезновения Потодеевского храма? Об этом мне захотелось узнать прошлое, настоящее и будущее села мне не безразлично. Существование храма в нашем селе и его бессмысленное разрушение меня взволновало до глубины души. Пополнить свои знания об этом храме мне помогли материалы, собранные в школьном музее, а также рассказы старожилов, в памяти которых ещё остался звон колокола исчезнувшего храма.
Актуальность нашей работы мы видим в том, что сегодня на карте края с ужасающей скоростью исчезают многие села и деревни, память о них стирается навсегда, и мало кому приходит в голову, что в ней может быть много интересного и важного для нас сегодняшних. Что говорить о тех, которые находятся в сотни километрах от краевого центра, если село, почти в черте города, с редчайшим архитектурным памятником, почти никому не известно. Сами жители села мало интересуются историей своих предков.
Исчезнет церковь - никто и не вспомнит о том, что когда-то здесь творилась бурная и интересная жизнь. По мнению Е. В. Гевель, архитектора - реставратора, члена Союза архитекторов России, любой архитектурный памятник только выигрывает, если реконструирована историческая обстановка, в которой, он был создан.
Если учесть, что архивные материалы первой половины 19-го века по истории села Потодеево практически утрачены, такая реконструкция представляет значительную трудность. Поэтому, работая с источниками второй половины 19-го века, мы восстанавливаем хотя бы, приблизительно, быт наших предков, чьими стараниями возникали архитектурные шедевры, подобные Потодеевской церкви, и одновременно погружаемся в реалии того времени. Сейчас интерес к церкви велик, есть публикации, но они не слишком обширны.
Новизна нашей работы заключается в том, что мы попытались более или менее систематизировать подход к истории исчезновения храма. Кроме того, проблема рассматривалась нами комплексно: кроме истории села и храма, мы интересовались историей и художественными достоинствами храма Архистратига Михаила.
А так же нас интересовала судьба людей, которые были сторожилами, прислужниками, прихожанами храма.
Мы надеемся, что наше исследование будет являться серьезной поддержкой всем, кому небезразлична история родного края.
Целью нашей работы является: описание истории села Потодеево и потодеевского храма конца 19 - го века. К сожалению, когда мы стали больше интересоваться историей храма оказалось, что нет никого, кто мог бы ответить на простейшие вопросы, связанные с историей храма, села, и его жителей. Это означает, что из памяти людей сведенья о храме, практически стерлись.
Для достижения цели, мы поставили задачи:
Исследовать историю храма во имя Архистратига Михаила.
Найти старые фотографии и документы о храме и его служителях.
Расспросить долгожителей , сторожилов села о православных традициях села.
Сбор материала о внешнем и внутреннем виде храма, о церковном имуществе.
Методами исследования стали:
- Работа с источниками
- Интервьюирование
Итогом нашей работы является общая историческая реконструкция жизни села и история исчезнувшего храма. Ряд вопросов требует дальнейшего изучения: происхождения названия села, каким образом появилось уникальное сооружение церкви. Большой интерес вызывает вопрос о социальной структуре населения села, т.к. судя по документам, оно было чрезвычайно пестрым.
Наша работа позволяет использовать её содержание на уроках по истории и культуры Наровчатского края, для углубления знаний сегодняшних учащихся.
УТРАЧЕННЫЙ ХРАМ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА.
Небольшое, в 600 дворов,
И приветливо хлебосольное,
Прямо враз не находишь слов.
Русское село, центр сельсовета, в 5 км к югу от Наровчата, на левом берегу Мокши. На 1.1.2004 – 258 хозяйств, 517 жителей. Основано в первой половине XVII века (до 1651 года) конными казаками, набранными в 1647–1648 годах. В 1710 году в селе числилось 52 двора, к 1714 году осталось 48 (РГАДА, ф.350, оп.1, е.хр. 269, лл.104-107). Близ села мордовское селище «Полынный бугор» VIII–XIII веков. Название восходит к мордовскому личному имени Потодей. В 1795 году – селение однодворцев, церковь во имя Михаила Архангела, площадь 73 десятины, 102 двора.
Да, действительно, село наше небольшое, утопающее в зелени верб, где весной так чудесно поют соловьи, с извилистой речкой Мокшей, с тихими заводями, с шелестящими на ветру камышами, с меловыми холмами…
Но речь пойдет не о красотах природы, а об архитектурном произведении, храме села Потодеево, который безрассудно был разрушен в 40-е годы XX в. Сведения о нём мы собирали по крупицам.
Деревянный. Построен в 1784 г., исправлен в 1859 г., а в 1863 г. к нему пристроена деревянная колокольня. 28/29 мая 1887 г. в строительном отделении был утвержден проект, составленный епархиальным архитектором Эренбергом, на распространение церкви, по которому в том же году к ней были пристроены приделы с южной и северной сторон. 30 января 1901 г. состоялось освящение обновленного храма. В декабре 1913 г. образовался церковно-приходской совет на предмет предполагаемой постройки каменного храма, который принял от сельского общества в свое ведение кирпичный сарай для подготовки кирпича. Сарай был отремонтирован за счет прихожан, пожертвовавших на это 500 р. В 1914 г. началась выделка кирпича и было изготовлено 50000 шт.
Доподлинно известно, что храм в селе Потодеево построен в честь православного праздника Михайлов день. По церковному календарю 21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Всего ангельских чинов девять и над всеми чинами главным поставлен Богом Архистратиг Михаил. Это имя, в переводе с еврейского, обозначает «кто как Бог».Он верный служитель Божий, совершивший множество подвигов во славу Господа. С древних времён Михаил известен своими чудесами. Это особо чтимый на Руси святой. В его честь построено много монастырей, соборных и дворцовых храмов, а также посадских храмов. По народному поверью Архангел Михаил перевозит души праведных в райские селения через огненную реку, которая отделяет жизнь земную – преходящую от загробной – вековечной. В старину говорили: «Сойдёт Михаил – архангел- батюшка, вострубит в трубоньку золотую и пойдут гласы по всей земле, разбудят мёртвых и вызовут их из гроба».
День празднования Михайлова дня стал престольным праздником для наших односельчан.
Этот Престольный праздник своими корнями уходит в глубокую старину. А где престол, там и стол богатый. Вот как праздновали его раньше наши предки. Это было всенародное гуляние.
К празднику готовились заранее: варили и охлаждали студень, варили мясо, пекли блины, лепёшки, пироги, делали квас, варили кисель. И гостей на праздник собиралось со всей округи. Это был отдых для души. Раньше жили большими семьями и старшим хозяином в семье, главой семьи считался дедушка. По традиции, дедушка, разгладив усы и бороду, перекрестясь на образа вместе с хозяйкой дома рассаживали гостей за столом. При этом учитывалась степень родства и требование почёта. Каждому гостю ставилась чарка. До позднего вечера продолжалось веселье. Все пели песни, плясали, под гармошку и балалайку пели частушки.
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут.
Полотенце вышивала
Петухами, утками.
Я гостёчков поджидала
Часами и минутками.
Наши предки примечали:
«Если на Михайлов день «закуёт», то на Миколу зимнего «раскуёт».
Если на Михайлов день иней, ожидай больших снегов, а коли, день начнётся туманом, ростепели быть.
Со дня Архангела Михаила зима морозы куёт.
С Архистратига Михаила скот загоняют на зимний корм.»
Чтут в народе память Архистратига Михаила и поныне.
В настоящее время 21 ноября празднуется «День села». Проводится народное гуляние с песнями, играми, плясками. А вечером ходят, друг к другу в гости. К этому празднику готовят разные современные блюда. Но из старинных блюд до сих пор остался холодец, а также блины. Песни сейчас поют под караоке.
Михайлов день – весёлый, сытный праздник для православных. Со своими обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение.
По воспоминаниям Зубковой Евдокии Ивановны (1928 года рождения) так готовились к этому празднику (воспоминания приведены с сохранением диалекта): «…Мамка и бабушка готовились к Михайлову дню: мыли окна, белили стены, доливку смазывали коровьим навозом, трусили песком, скребли стол и лавки, вынимали вышитые рушники.
В святом углу засвечивали лампадку перед иконами, вынимали самый красивый рушник - «набожник». Пеклы пироги с картошкой, капустой, яблоками. Варили холодец, капусту, закваску - козью сметану. На стол ставили солёные огурцы, боклажаны (помидоры), квашеные листы капусты.
Раненько убирались по хозяйству. Потом наряжались в сарафан широкий в складку и юбку – кофту приталенную с рукавами. На голову женщины надевали белые платки, а девчата – венки и косынки. Сверху – кашимировый платок, под платок - круги из плотной бумаги. На ногах у богатых были хромовые чоботы. Старые и пожилые женщины надевали фартук.
Мужикы носили хлощовые штаны и вышитые рубахи. На голову надевали картуз, капелюх. Шли все до церкви».
В храме имелся Придел святого Михаила. Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор осудил еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Праздник совершается в ноябре, так как ноябрь - девятый по счету месяц от марта, с которого в древности начинался год, а девять - число Ангельских чинов.
Ангельские чины разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. В высшую входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Считается, что ближе всех к Господу стоят "шестокрылые Серафимы" - "пламенеющие" любовью к Богу. За ними следуют Херувимы, чье имя значит "излияние премудрости". За Херувимами - Престолы, таинственно и непостижимо носящие Бога. Среднюю Ангельскую иерархию составляют чины Господства, Силы и Власти. В низшую иерархию входят также три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Все Небесные Силы по сути своего служения носят общее название Ангелов.
Над всеми девятью чинами поставлен Архистратиг Михаил. Имя его в переводе с еврейского означает "кто как Бог". Михаил низринул с Неба возгордившегося Люцифера с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воззвал: "Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!"
Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Так, во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, которые преследовали израильтян.
С древних времен Архангел Михаил прославлен своими чудесами и на Руси. В Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Не было города, где не существовало бы храма или предела Архистратига Михаила. Ему посвящен и один из главных соборов Москвы - храм-усыпальница в Кремле.
Из воспоминаний Тарасовой Александры Семёновны:
«Церковь в нашем селе была большая, деревянная. По красоте не уступала Покровскому храму в с. Наровчате, только поменьше. Венчал церковь большой купол с крестом и колокольня с колоколом. Вход в нее был со стороны главной дороги Нагольное – Клименково, то есть с юго – запада, а алтарная часть и выход – на восток. Вокруг церкви – деревянная ограда. В церкви икон было много, висели на стенах, была и роспись стен. Главные иконы: Архангела Михаила, Христа Спасителя, Божьей Матери».Нес службу в храме священник Иван Степанов: отпевал покойников, крестил детей, венчал молодых, соборовал и т. д. В 1864 году он предложил местным жителям отдавать детей для обучения грамоте при церкви. В тот год в церковной караулке обучалось 13 мальчиков. Их учили читать, писать, считать в основном по церковным книгам. На следующий год школу закрыли.
Вспоминает Зубкова Евдокия Ивановна:
Жила семья батюшки в метрах 50-ти от церкви (на месте дома Буковой Нины Михайловны). Дом был кирпичный. Один из местных жителей, дед Касьян, был в работниках у него. Семья жила сначала в основном на пожертвования прихожан, а затем им выделили пахотную землю.
и людей, которые ее обрабатывали, а урожай свозили в дом священника.
По воспоминаниям старожилов, батюшка делал подворный обход для сбора пожертвований на церковь и лично для себя. Ему даровали деньги по 3-5 копеек, зажиточные - большую булку хлеба, коробку зерна и т. д. Все это свозилось ему домой.
Наиболее активные прихожане были частыми гостями в доме священника. Иван Тихонович Трофименко был «цесарём», отливал свечки. Тётка Мавра (его жена) и дочь Татьяна сучили нитки для свечей. Помощником в церковных делах был и Захар Ряднов, дедушка Стефана Дмитриевича Ряднова.
Из воспоминаний Зоткиной Анны Михайловны:
«Последнего священника нашего храма звали Мантор, не то по имени, не то по фамилии его все так называли. Жил он в селе Виляйки, а у нас нес службу в нашем храме. Когда в 30 годы началась политики отделения церквей от государства и церковное имущество продавалось, растаскивалось, пряталось отца Мантора посадили в тюрьму за то, что не отрекался от веры. Долгое время он сидел в тюрьме. Когда вернулся церковь была разрушена, церковное имущество разграблено. Но свою миссию он продолжал выполнять на дому: крестил детей, венчал, отпевал покойников, соборовал.
Отца Мантора помнят многие жители нашего села. По их воспоминаниям отец Мантор был частым гостем в их домах, который совершал церковные таинства.
Умер священник в Виляйках и там же похоронен.
Особенно оживленно было возле церкви на Пасху.
Вспоминает Зубкова Евдокия Ивановна:
«Старались выстоять всенощную в церкви. Там стоял закрытый сундук как гроб Иисуса Христа. После служения сундук оставался открытым (воскрешение Христа). С ночи до утра звонили в колокола. Звон слышен был даже в соседнем селе. После полуночи в церкви освящали пасхи (куличи) и крашеные яйца».
Когда были неурожаи, мор скота и другие несчастия, то выносили иконы и служили молебен прямо в поле. Например, когда долго не было дождя, с иконами шли к колодцу, который был в поле или к речке на выселках, святили воду, парни обливали девчат водой.
В конце XIX в. возобновилась деятельность церковно-приходской школы, которая действовала параллельно с земской.
В годы гражданской войны церковь была закрыта, священника выгнали, и он уехал в Воронеж. На территории церкви создали складской пункт. С колокольни, с самого высокого места села, велись наблюдения за округой.
В годы коллективизации все церковные ценности были разграблены теми, кто раскулачивал и жителями села. Многие под страхом смерти шли на риск и прятали церковное имущество в домах, сеновалах, подвалах, погребах, колодцах.
В 30 – е годы церковь была частично разрушена. Из кирпича, подготовленного для строительства церкви были построены: фундаменты сельского совета и старой школы.
Из воспоминаний Живодровой Нины Алексеевны: С храма заставляли местных жителей сбросить крест, все под страхом божьего гнева отказывались. Согласился сбросить крест подвыпивший житель Живодров Иван Семёнович (свекор Нины Алексеевны), а на утро, когда проснулся Иван Семёнович – его парализовало.
Из оставшегося кирпича после Великой Отечественной войны, когда были образованы колхозы, красный кирпич развозился колхозникам для строительства фундаментов финских домов. Бытует поверие, как говорит жительница нашего села – Софьянова Валентина Ивановна: «Нет в таких семьях счастья и хорошей жизни. Судьба таких людей складывается плохо, и у многих год за годом умирают родственники».
Вспоминает Тарасова Александра Семёновна: « Уже после войны, когда прошло несколько лет, решили на месте церкви построить детский сад и нужно было рыть ямы под фундамент. Когда уже копали, один человек проваливался ногами в глубокую яму, выложенную кирпичом и камнем. Оказалось, это был склеп священнослужителя, двухметрового роста с длинными волосами. Все ринулись смотреть, но старики запретили обследовать яму и забросали ее землёй».
В настоящее время на месте храма находится Памятный крест, который был установлен на пожертвование жителей нашего села и благодаря инициативе предпринимательницы Штурминой Татьяны Васильевны. Место предполагаемого склепа – в районе магазина Штурминой Т.В. а церковная караулка находилась в районе магазина «Каштан» Гущаровой Т.А.Когда в нашем селе тянули линию газопровода к Дому Культуры, в траншее нашли остатки захоронения (кости, волосы, туфель, осколок блюда). Эта находка подтвердила подлинность мест захоронений священнослужителей около церкви.
Что касается церковного имущества, нам удалось выяснить что многие иконы хранились долгое время у жительниц села. У Зоткиной Анны Михайловны хранится Икона Божьей матери «Всех скорбящих радости с грошиками» в серебряной оправе. Две иконы «Божья Мать», «Спаситель» (размером с большой холодильник) долгое время хранились у Лариной Татьяны Михайловны. Икону «Божью Мать» Татьяна Михайловна отдала в женский Троице –Сканов монастырь, а икону «Спасителя» она распилила пополам и продала.
Это все, что нам известно о разрушенном храме Архистратига Михаила. Данный материал основывается на воспоминаниях старожилов с. Потодеево, большую помощь оказали воспоминания старейших жительниц нашего села.
Очень жаль, что, подчиняясь веяниям времен, наши предки не смогли сохранить храм. Но, разрушив храм, не смогли разрушить Веру в душе человека. Может быть, потому, что Православная вера в русских людях заложена уже на генном уровне. Есть мудрое изречение: «Речки, большие и малые, обязательно впадают в море. Точно так же и душа каждого человека неизбежно должна прийти к Богу». Человек всегда думает о смысле жизни, о законах мироздания, ищет ответы на вечные вопросы. Нас, юное поколение, эти вопросы волнуют пока не так сильно. Но в мыслях взрослых людей вопросы о смысле жизни занимают большое место. Поэтому есть в нашем селе люди, которые мечтают о том, чтобы вновь колокольный звон плыл над полями, лугами, меловыми холмами, чтобы тревожил душу каждого человека. Мы верим, что в одно прекрасное утро вся округа словно замрет, внимая церковному перезвону, плывущему над родными просторами…
Храм
Воздвигнут был во славу Бога,
И не найти, пожалуй, слога,
Чтоб описать мне как тогда,
Сияли златом купола.
Как по холмам в тиши печальной,
Распространял повсюду он,
Колоколов призыв кристальный,
Хрустально - чистый, добрый звон.
Пред ним персты втройне слагали,
Крестились вдоль и поперек,
Порой с печалью провожали
Обитый тканью мрачный гроб.
Весной, над строгими крестами,
Кружили черные грачи,
На пасху, шумными рядами,
К нему сходились куличи.
Попы здесь ладаны курили,
Кадилом разгоняя дым,
Молитвы к небу возносили,
Желали счастья молодым.
Бежали годы за годами,
И не заметили когда,
На землю эту, как цунами,
Влетела красная беда.
За ней служители закона,
Снесли алтарь, сожгли иконы,
Подняли вековую пыль...
Прекрасная арфа
Зимовье зверей
Акварельные гвоздики
Четыре художника. Осень
Большое - маленькое