Знакомство с художником В. Д. Поленовым и с его творчеством;
точное употребление слов в устной и письменной речи;
осознание неразрывного единства мира природы и человека, формирование начала
прекрасного;
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.99 МБ |
![]() | 16.37 КБ |
Виртуальное путешествие по государственному музею усадьбе В. Д. Поленова
СЛАЙД 1-8
Поленовский музей был основан в 1892 г. народным художником России В.Д.Поленовым и является первым народным музеем в русской деревне. В экспозиции музея находятся многочисленные коллекции, в том числе художественные произведения В.Д.Поленова, И.Е.Репина, К.Коровина и др., уникальная мебель и предметы старины, коллекция ДПИ от конца XIx в. до нынешних дней, личные вещи Поленова и членов его семьи, уникальная мемориальная библиотека. Большой Дом, где находятся основные коллекции, является центром усадьбы и всего заповедника. Усадебный комплекс включает в себя 17 мемориальных построек и парк.
Более 100 лет на высоком холме над Окой стоит трехэтажный белый дом. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Этот дом был построен в 1892 г. по проекту Василия Дмитриевича Поленова, знаменитого русского живописца. Еще в 1887 г. Поленов писал: «Мечтаю о домике на берегу Оки об том; как мы его устроим; как мы там заживем; сделаем большую комнату; где будет музей; картинная галерея; библиотека: Рядом будет столярная мастерская; адмиралтейство, рыболовство и терраса; а над этим будет моя живописна мастерская. Чудесные мечты, может быть, и сбудутся». Все мечты были претворены в жизнь. В 1890 г. совершилась желанная покупка земли в деревне Бёхово. Но Поленову больше всего нравился высокий холм над Окой, носивший красивое название «Борок». В то время, когда русские усадьбы приходят в упадок, художник создает грандиозный проект усадебного комплекса. 16 августа 1891 г. был заложен дом, а 30 сентября начали возводить стены. И уже 2 октября 1892 г. семья переселилась в новый дом, именно эту дату и принято считать днем создания музея. Со свойственной ему энергией Поленов занимался проблемами народного образования. Он построил две школы в окрестных деревнях. Последние его работы были тоже посвящены детям: в 20-е годы он создал Диораму – кругосветное путешествие в картинках. Волшебные световые картины стали праздником для крестьянских ребятишек.
Поленов мечтал о том ,что его дом будет не только жилым домом, но и мастерской для его друзей-художников и многочисленных учеников, а главное-это будет первый в России художественный музей в провинции, доступный самому широкому кругу посетителей. С этого времени и началась жизнь усадьбы.
Музей Поленова – один из первых музеев в стране, взятых под охрану государством как не подлежащий национализации и конфискации. В экспозиции музея находятся многочисленные коллекции, в том числе древнегреческого и древнеегипетского искусства, художественные произведения Поленова, Репина, Васнецова и других известных русских художников, уникальная мебель и предметы старины.
В 1924 году в день восьмидесятилетия В. Д. Поленова первый народный комиссар просвещения А. В. Луначарский писал: "Имя Василия Дмитриевича Поленова дорого новой России не только как имя одного из крупнейших представителей русской художественной культуры, но и как имя человека, весьма рано поставившего перед собой задачи распространения этой культуры в массах и разрешившего их с блеском, подобного которому мы в истории нашей экстенсивной художественной культуры не имеем. В программу нашей партии поставлено требование сделать искусство, служившее до сих пор только высшим классам, достоянием широких масс, и в этом деле - мы никогда не забудем этого - мы всегда являемся продолжателями того пути, на который первым столь уверенной стопой вступил именно Василий Дмитриевич".
"Искусство должно давать счастье и радость" - эти слова В. Д. Поленова могут служить эпиграфом к его многогранному творчеству, пронизанному светом высокого гуманизма. Страстную любовь к живописи, музыке, архитектуре, театру, увлечение историей, археологией, античной, классической и новейшей литературой Поленов сочетал с непрерывной просветительской деятельностью. В музее его имени бережно хранятся коллекции, собранные несколькими поколениями семьи Поленовых - просветителей, ученых, дипломатов, художников.
СЛАЙД 9-10
В 1878 году, отправляя на очередную выставку передвижников свою картину "Московский дворик", Поленов писал Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи — мне хотелось выступить на Передвижную с чем-нибудь порядочным. Надеюсь, в будущем заработать потерянное для искусства время». Между тем поленовский пейзаж стал классическим произведением русской пейзажной живописи и одной из самых популярных и любимых картин в русской живописи XIX века. Вспомним хотя фанатичную любовь к этой картине Ивана Тургенева, для которого Поленов даже выполнил авторское повторение.
СЛАЙД 11-14
Не меньшей любовью русской публики стали пользоваться и другие жанровые пейзажи Поленова - "Заросший пруд", "Бабушкин сад", "Старая мельница", "Деревня Тургенево", "Золотая осень", "Ранний снег".
СЛАЙД 15-16
На фоне этих исконно русских, до глубины души русских картин несколько странно видеть картины на восточные и евангельские темы. Но такова была необъятная душа великого человека и художника, что Поленов не мог удержать в рамках какого-либо одного стиля или жанра.
СЛАЙД 17
Поленов был признанным мастером этюда в русском искусстве. Оставленный им этюдный материал имеет огромную художественную ценность. Но Поленов никогда не ограничивался этюдом и в конечном итоге всегда стремился к созданию законченной картины, обобщающей в типическом образе его впечатления от натуры.
Сочные помидорки
Заяц, косач, медведь и весна
Акварельные гвоздики
Военная хитрость
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")