Наш край, как и другие районы страны, - неразрывная часть России, и его история входит составным элементом во всероссийскую историю. Край богат выдающимися деятелями, которые внесли заметный вклад в развитие просвещения, науки, литературы не только губернии, но и страны в целом. 2012год объявлен годом отечественной истории и это событие вызвало большой резонанс в обществе.
Как в дореволюционной так и советской и современной историографии исследователями дано различное поле зрения на разные исторические события. Одним из таких событий является восстание декабристов. Меня заинтересовало не само разное освещение событий 25 декабря, или разная их идеологическая оценка. А разная трактовка понятия «гражданина», которое нашло отражение жизни простых и непростых людей – декабристов.
Четырнадцатого декабря 1825 года в России состоялось крупное историческое событие – восстание декабристов. В борьбу за реформирование России включались не только народные массы, но и лучшие представители дворян и русской интеллигенции. Первыми среди них стали декабристы, в их числе и наш земляк – Василий Ивашев. С одной стороны – это вызвало у меня восторг и гордость, что человеку не безразлична судьба российского народа и государства. Тем более мои впечатления были подпитаны тем, что Василий родился в селе Ундоры Симбирской губернии – моей малой Родине. Но с другой стороны меня одолевал вопрос: кто же он герой – гражданин или государственный преступник?
Вложение | Размер |
---|---|
poetom_mozhesh_ty_ne_byt.doc | 194 КБ |
rod_ivashevyh.doc | 50 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 30 города Ульяновска
Межрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских и творческих работ студентов и учащихся "Служение Отечеству: события и имена"
Номинация: историческая.
Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан…
Выполнил:
Вершинин Дмитрий,
Ученик 8А класса
МБОУ гимназии №30
Научный руководитель:
Черкесова Екатерина Владимировна,
учитель истории и обществознания
МБОУ гимназия № 30
Ульяновск, 2012 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Род Ивашевых в истории России.
Славный герой Отечественной войны 1812 г.
«Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан…»
Все начинается с любви…
Глава 2. Исторический калейдоскоп.
2.1. Понятие «Гражданин»: вчера, сегодня, завтра
2.2. 1825: за и против
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Наш край, как и другие районы страны, - неразрывная часть России, и его история входит составным элементом во всероссийскую историю. Край богат выдающимися деятелями, которые внесли заметный вклад в развитие просвещения, науки, литературы не только губернии, но и страны в целом. 2012год объявлен годом отечественной истории и это событие вызвало большой резонанс в обществе.
Как в дореволюционной так и советской и современной историографии исследователями дано различное поле зрения на разные исторические события. Одним из таких событий является восстание декабристов. Меня заинтересовало не само разное освещение событий 25 декабря, или разная их идеологическая оценка. А разная трактовка понятия «гражданина», которое нашло отражение жизни простых и непростых людей – декабристов.
Четырнадцатого декабря 1825 года в России состоялось крупное историческое событие – восстание декабристов. В борьбу за реформирование России включались не только народные массы, но и лучшие представители дворян и русской интеллигенции. Первыми среди них стали декабристы, в их числе и наш земляк – Василий Ивашев. С одной стороны – это вызвало у меня восторг и гордость, что человеку не безразлична судьба российского народа и государства. Тем более мои впечатления были подпитаны тем, что Василий родился в селе Ундоры Симбирской губернии – моей малой Родине. Но с другой стороны меня одолевал вопрос: кто же он герой – гражданин или государственный преступник?
Актуальность данной проблемы не теряет остроты и сегодня. Сейчас на политической арене снова ярко столкнулись две точки зрения на развитие нашего государства: западничества и славянофильства. Сегодня мы можем видеть как пестрят СМИ информацией о выступлениях и демонстрациях, о критике власти, и о реформах. Так было и в 1825 году, когда либерально – реформаторская часть общества выступила против консервативной.
Объект исследования – процесс развития гражданских качеств личности.
Предмет исследования – личность декабриста П.В. Ивашева.
Цель: определить свою жизненную позицию в отношении декабриста В.П. Ивашева.
Задачи:
В теоретическом плане:
Выявить историческое и современное содержание понятия «гражданин»;
Классифицировать причины, подтолкнувшие Василия Петровича Ивашева на участие в восстании декабристов;
Показать различные оценки на личность гражданина в зависимости от времени.
В практическом плане:
Создать образ гражданина декабриста-декабриста в лице Василия Ивашева.
Методическую основу для написания исследования составили краеведческие труды А.Н.Блохинцева «И жизни след оставили своей», публикации Ж.А. Трофимова, А.Ю Шабалкина, И.Э. Сивопляса, Е.К. Беспаловой и других историков-краеведов.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении причин, которые подталкивают к совершению государственного преступления на примере В.П. Ивашева.
Практическая значимость исследования заключается формировании образа «гражданина» и в применении данного материала на открытых уроках и во внеклассных занятиях по гражданско-патриотическому воспитанию.
Глава 1. Род дворян Ивашевых Симбирской губернии
Славный герой Отечественной войны 1812 г.
Будущий декабрист Василий родился в семье Пётра Никифоровича Ивашева – героя Отечественной войны 1812 г.
Петр Никифорович родился в 1767 году и будучи ещё мальчиком, был записан в лейб-гвардии Преображенский полк. Став юношей, он провел в этом полку два-три года на унтер-офицерских должностях. Военная служба и служение государству стала делом всей его жизни. Об этом свидетельствует его послужной список.
За отличие в штурме Очакова Пётр Ивашев был произведён в секунд-майоры, а за храбрость, оказанную при штурме Измаила, получил чин премьер-майора и был зачислен в Фанагорийский гренадерский полк. Вскоре после этого он был назначен начальником штаба армии Суворова. 1 января 1795 г. произведен в полковники с назначением командиром Таврического конноегерского полка. 7 марта 1798 г. был произведён в генерал-майоры и назначен шефом Таганрогского драгунского полка Его карьера была успешной: ротмистр в войсках В.В. Суворова, затем секунд-майор, а уже через несколько лет начальник штаба армии прославленного полководца А.В. Суворова. В 28 лет он был уже полковником, в 31 год – генерал-майором. Но совсем неожиданно он уходит в отставку. Причины до сих пор не известны, самое распространенное мнение, что он был уволен из-за болезни от ран, полученных при штурме Измаила и Праги. Истинные мотивы остались неизвестны, скорее всего, причиной стало приход к власти императора Павла I, который уволил из армии офицеров эпохи своей матери.
Но его кипучая натура нашла деятельность и в мирное время. Так в январе 1807 г. формировал земское войско в Вятской губернии, был назначен его начальником. 4 июня 1811 г. вновь поступил на службу в Корпус инженеров путей сообщения и водяных коммуникаций. Был назначен начальником 7-го округа Главного управления Путей Сообщения (Эстляндская, Курляндская, Лифляндская, Виленская, Минская, Могилёвская, Смоленская и Псковская Губернии — театр будущих военных действий). Руководил строительством водного пути от оз. Себеж, участвовал в реконструкции Рижской и сооружении Динабургской крепостей. И в 1810 г. снова возвращается в армию, причиной стало новая война, которая была очевидна.
Во время Отечественной войны 1812 г. был назначен начальником военных сообщений при штабе 1-й Западной армии. Участвовал в сооружении наплавных мостов и переправ на путях отступления армии и возведении полевых укреплений на позициях под Витебском, Смоленском, Лубиным, на Бородинском поле, под Тарутиным, Малоярославцем, в боях под Красным и на Березине.
В 1813 г. участвовал в строительстве мостов через Вислу и Одер и в сооружении укреплений на позициях под Люценом, Бауценом и Дрезденом. Затем находился при осаде Магдебурга, в 1814 г. — Гамбурга.
11 декабря 1815 г. снова поступил в Корпус инженеров путей сообщения, был назначен начальником III округа путей сообщения и водяных коммуникаций и занимался реконструкцией Вышневолоцких шлюзов. 28 февраля 1817 окончательно вышел в отставку. С этого момента он посвятил себя семейным заботам и благоустройству родового поместья своей жены В брак Петр Никифорович вступил в 1796 г. Его женой стала Вера Александровна Толстая, дочь симбирского губернатора.
Василий Ивашев не был типичным помещиком. Был либералом в душе. Узнав об особом свойстве местной воды он с помощью специалистов Казанского университета изучил целебные свойства местных минеральных вод, организовал водолечебницу. Эта вода сейчас выпускается в нашей области под известным торгово-экономическим брендом «Волжанка».
Построил школу для крестьянских детей, стекольный и мукомольный заводы, изобрел жатку. И даже был избран почетным членом Лейпцигского экономического общества.
Самым ярким моментом его меценатской деятельности остается увековечивание на Симбирской земле имени выдающегося земляка – Николай Михайловича Карамзина. Мысль о возможности сооружения памятника российскому историографу впервые была высказана в домах симбирских дворян. В 1838 году по ходатайству симбирского дворянства были получены Высочайшие разрешения и циркуляр министра внутренних дел на подписку пожертвований для сооружения в Симбирске памятника Н.М. Карамзину, инициатором этого выступил Василий Ивашев. Вторым памятником историографу России в Симбирске стала Карамзинская общественная библиотека, открытая в 1848 году при активном участии Петра Языкова и Василия Ивашева. Так как библиотека существовала на общественные средства, то библиотекари настаивали на том, чтобы дарители, сами или родственники, вместе с книгами дарили бы и портреты. В коридоре, названном «портретной», - копии живописных портретов П.М. и Н.А. Языковых, П.Н. Ивашева, Д.П.Ознобишина. Впоследствии вся обширная библиотека Ивашевых вошла в собрании Карамзинской библиотеки. В настоящее время библиотека сохраняет своё предназначение и служит делу просвещения ульяновцев.
Семья Петра Никифоровича Ивашева считала своим назначением деятельность во благо государства. в их домах бывали Тургенвы, Языковы, Тютчевы.
В семье Ивашевых было четыре дочери и сын — декабрист Василий Петрович Ивашев.
Более года — с января 1826 г. по февраль 1826 г., Пётр Никифорович безвыездно проживал в Петербурге пытаясь смягчить участь единственного сына, этому же были и посвящены последние годы его жизни.
21ноября1838 года Пётр Никифорович скончался в Ундорах в полном одиночестве, так как его сын Василий находился в сибирской ссылке, а дочери в заграничной поездке. Похоронен Пётр Ивашев на бывшем кладбище Покровского монастыря, рядом со своей женой, которая умерла в мае 1837 года[1].
Для многих не было секретом, что ссылка сына стало причиной его смерти. Возможно, что он не смог принять выбор сына.
«Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан…»
Долгожданный сын - Василий Петрович Ивашев родился 13 октября 1797 года и до 14 лет жил в Симбирске и в Ундорах. В 1812 году он был определён в Пажеский корпус, по выходе из которого в 1815 году зачислен корнетом Кавалергардский полк. Находясь в рядах этого полка, Ивашев в 1819 году был принят в члены «Союза благоденствия». Период его молодости приходиться на организацию подпольных кружков дворянства, которые возникают после войны 1812 года.
В 1821 году Василий Ивашев стал адъютантом командующего 2-й армией Витгенштейна в Тульчине, на Украине.
Как сообщает в своей книге А. Н. Блохинцев: «На новом месте службы он скоро подружился с Пестелем и близко познакомился с Сергеем Муравьёвым-Апостолом и другими членами декабристской организации. Одно время он жил на квартире у Пестеля и на его глазах рождался знаменитый документ декабризма «Русская правда» - разработанный Пестелем проект переустройства России. Ивашев вошел в руководящее ядро декабристской организации, был избран председателем одной из двух управ Южного общества и находился в курсе всех решений как об установлении республиканского правления, так и о необходимости цареубийства»[2].
Надо отметить, что в отличие от своего отца он не считал службу – главным делом своей жизни, он мог взять отпуск на год на лечение, и вновь возвратиться в часть много месяцев спустя. Таких примеров было много.
Все чаще от ротмистр Ивашева можно было услышать размышления о введение республиканского образа правления и о революции. При чем Петр был человек как крайних суждений, так и мер.
Сам Петр в восстании не участвовал, но входил в Южное общество. Парадокс в том, что 17 декабря 1825 г он дал присягу новому императору, а 27 декабря в Симбирск был направлен приказ о его аресте. Возможно Петр мог избежать ссылки, но в этом и заключается парадокс. Первый приказ был направлен по его месту службы, где его не застал, так как он в очередной раз от нее отлучился. Между тем приказ был направлен в Симбирск, а в это время Петр, узнав о событиях на Сенатской площади, отправился на место службы. И снова приказ пришел в никуда.
Начались томительные дни ожидания. Отец приехал в Москву, начал использовать свои связи, обходить кабинеты государственных чиновников, но все было тщетно. Его сын – выступил против государства, а это самое тяжелое преступление. Он государственный преступник, и заслуги отца ему не помогли. Петр был приговорен к двадцати годам тюрьмы. В приговоре было написано: «с умыслом на цареубийство».
В тайном письме отцу Ивашев писал: «И вот я, столь сострадательный и слабый, выставлен чудовищем. Но вы знаете меня, и с меня этого достаточно». Прощаясь с родными, он приписал: «Будьте уверены, что я перенесу все из любви к вам». В 1827 г. Ивашева повезли на каторгу. Сестра Лиза написала ему: «Ты всегда для всех нас главный предмет нашей любви и источник счастья для всех. Без тебя для нас нет счастья». Дабы облегчить участь сына, мать посылала ему теплую одежду, книги, газеты и деньги и оставалась в постоянной переписке с ним.
Надо сказать, что Василий не отказывался от своих убеждений. Это описано в работах исследователей: Нечкина М. «Движение декабристов», Гессен А. «Во глубине сибирских руд», и в самих материалах его показаний.
Десять лет каторги от отбыл в Чите и в Петровском заводе, а в 1836 г. был переведен на поселение в Западную Сибирь, в город Туринск.
В 1835 г. Симбирск посетил Николай I. По просьбе государыни, он осмотрел «Дом трудолюбия, опекаемый Верой Ивашевой, и спросил у местного губернатора: «Здесь есть семейство, причастное к 14 декабря? Живы ли оба Ивашевы-старики? Как переносят семейное несчастье?» Император виделся с Верой Ивашевой. Та представила ему членов Общества христианского милосердия, но, оставшись наедине с государем в саду «Дома трудолюбия», не стала просить о милости к сыну из страха услышать отказ. Николай I пожаловал ей фермуар, назвал ее «почтеннейшей женщиной», но в свидании с сыном вновь отказал. Здоровье её после пошатнулось, и восемь месяцев спустя она умерла. Не выдержав горя, Петр Ивашев вскоре скончался от грудной жабы в своем имении Ундоры [2,42].
Надо сказать, что сама ситуация не повредила семье, семья Ивашевых жила привольно, весело и гостеприимно. Достаточно сказать, что Петр Никифорович не побоялся предоставить кров и стол декабристам Н. Лореру, А. Одоевскому и М. Назимову, направлявшимся из сибирской ссылки служить на Кавказ.
Современные историки часто обращаются к этой тематике. Владимир Чивиль написал книгу «Память» о молодых декабристах, там есть и описанию Василия Ивашева.
Все начинается с любви…
В 2011 г. в свет вышла книга Екатерины Федоровой, которая не стала сенсацией, но стала дополнением к истории декабризма в России: «Как в капле дождя: общественная и частная жизнь России XIX--первой трети XX вв. в судьбах семьи декабриста Василия Ивашева (по эпистолярным, мемуарно-литературным и другим историческим документам)» Это книга – новелла, о любви, которая случается… Раньше всех о этой необычной любви написал великий русский поэт и дипломат, троюродный брат Василия Ивашева - Федор Иванович Тютчев.
Впервые они увиделись в родовом поместье Ивашевых Ундорах. Молодой офицер, умный, красивый, начитанный, блестяще играющий на фортепьяно, сочиняющий острые куплеты о симбирских знакомых, любимец светской публике понравился дочери гувернантки – француженки Камилле Ле-Дантю. Затем Камилла уехала в Санкт-Петербург. Именно там её и застала новость о ссылки Василия в Сибирь. Именно тогда у нее и родилась мысль поехать за ним в каторгу.
По её просьбе мать написала письмо Петру Никифоровичу Ивашеву, с просьбой разрешить заключить неравный брак. Возможно, что если бы эта просьба прозвучала ранее никакой надежды на согласие не было бы, так это невозможно было по законам общества. В этой ситуации родные приняли положительное решение, но главное решение оставалось за самим ссыльным декабристом.
Разрешение на поездку к жениху Камилла получила в сентябре 1830 года и в июне следующего года выехала в Сибирь.
Ближайший друг Василия Ивашева декабрист Николай Басаргин в своих «Записках» (Петроград, 1917 г.) описал приезд Камиллы Ле-Дантю в Сибирь: «Приехала невеста Ивашева, молодая, милая, образованная девушка, Он успел приготовить дом и все, что нужно для первоначального хозяйства. Она остановилась у княгини Волконской и прожила у нее до свадьбы своей, которая совершилась дней через пять по приезде ее... Им позволили прожить у себя дома около месяца, и, глядя на них, я невольно вспомнил былое. По прошествии этого месяца, она, по примеру других дам, перешла с мужем в его номер». Будучи несчастлив в личной жизни, Басаргин, по его же признанию, «имел большое утешение в семье Ивашевых, живя с ними, как с самыми близкими родными, как с братом и сестрой. Видались мы почти каждый день, вполне сочувствовали друг другу и делились между собой всем, что было на уме и на сердце» [1, 162].
Брак Ивашевых при всей его авантюрной подоплеке оказался на редкость удачным.
Петр Никифорович – отец декабриста – специально заказал в Париже им в подарок шкатулку, на крышке которой были изображены супруги.
После свадьбы и медового месяца Камилла перешла жить в каземат мужа (уже потом жены декабристов добились разрешения на прорубку окон в камерах заключенных. Камилла, конечно, тяготилась непривычно тяжелыми условиями новой жизни, но ее поддерживало присутствие мужа, который всячески ей помогал. Получив деньги от родителей Василия, они с помощью верных слуг, Якова и Марфы Ямщиковых, перестроили свой домик и даже разбили при нем сад и огород. Камилла ухаживала за больными декабристами, читала и музицировала в ожидании первенца. Радуясь сокращению срока заключения мужу до пятнадцати лет, она писала матери: «Мама, мы счастливы. Год нашего союза, матушка, прошел, как один день». Радость эта была омрачена смертью первенца, Александра, крестным отцом которого успел ненадолго стать Басаргин, крестной – Волконская, а декабрист Бестужев даже создал акварельный портрет малыша. Этот портрет Камилла отправила сестре, Сидонии Григорович в Петербург.
Жизнь, более или менее налаженная, продолжалась. Вот уже Камилла ждет второго ребенка. Василий занимается живописью (альбом его акварелей долго хранился у его внучки О. К. Булановой). Родившуюся в 1835 г. дочь Марию (Маню) все обожали. Ее крестным вновь стал Басаргин, а крестной – девятилетняя дочь Никиты Муравьева, Нонушка (Софья). В 1839 г. у Ивашевых родился сын Петр, позже – дочь Вера.
В Туринске Ивашевы поначалу жили в приготовленной для них Басаргиным квартире, но позже они затеяли постройку собственного дома. Марии Петровне Ле-Дантю удалось добиться разрешения поехать к детям, но с условием никогда более не возвращаться в Европейскую часть России. Приехав к дочери и зятю в 1839 г., Мария Петровна стала верным другом и незаменимым помощником в семье. Деятельная, энергичная старушка выращивала овощи и цветы, воспитывала и обучала внуков. Болезнь Камиллы расстроила налаженную жизнь. Простудившись после пешей прогулки, она раньше времени разрешилась девочкой. Маленькая Елизавета не прожила и 36 часов. Через пять дней за ней последовала и Камилла. Перед смертью она благословила детей, потом, соединив руки матери и мужа, промолвила: «Бедный Базиль». Василий сетовал: «Она заточила свою юность в тюрьму, чтобы разделить ее со мной, а потом делила горе всех потерь... Не стало Камиллы. Обожаемой, нежной, милой моей Камиллы...» [1, 162] .
О последних днях Камиллы Пущин писал: «Она умела достойно жить и умереть с необходимым спокойствием, утешая родных и друзей до последней минуты». «Брат» (так имела обыкновение называть Пущина Камилла) в эту трудную минуту взял на себя все заботы о сиротах Ивашевых, которые обожали «Ван Ваныча». В письме к декабристу Фонвизину, он писал: «Умненькая Машенька – премиленькая девочка... Верочка преуморительная пышка... Петруша больной мальчик. Вот уже три года ему, не может двигаться, в сильной степени английская болезнь. Жалко его, бедненького».В декабре 1840 г. Василий готовился к поминальной годовщине жены, а оказалось, приготовил все для себя. В ночь на Рождество он успел поиграть с детьми. Однако, пожаловавшись на боль в плече, поднялся в свою комнату и через несколько минут умер. На их могиле Пущин и Басаргин поставили памятник, который заказали в Екатеринбурге.
Неожиданная смерть зятя подорвала физически Марию Петровну. В январе 1841 г. Мария Петровна обратилась к Андрею Егоровичу Головинскому (внебрачному сыну Петра Ивашева) с просьбой походатайствовать за трех осиротевших внуков, дабы доставить их к сестрам Ивашевым в Симбирскую губернию. Весной пришло разрешение Бенкендорфа вернуть в Европейскую часть России только детей Ивашевых, но не иностранную подданную Ле-Дантю. Только после очередного прошения бабушке с внуками удалось выехать из Туринска 9 июля 1841 г.
После Октябрьской революции, в 1928 г., вышла в свет книга под названием «Три поколения». Ее автор — О. К. Буланова-Трубникова, внучка декабриста Василия Ивашева. Мало кто знает, что в истории XX века мы снова встречаем эту замечательную фамилию. Михаил Васильевич Ле-Дантю вошел в историю русской художественной культуры начала XX века как талантливый живописец, один из ведущих теоретиков и практиков литературно-художественного авангарда, первооткрыватель картин Нико Пиросмани и первый их собиратель.
Историю рода Ивашевых – Ле-дантю - можно продолжать, так как его потомки живут в России, но это не является темой моей работы, возможно – это станет её продолжением
Глава 2. Исторический калейдоскоп.
2.1. Понятие «Гражданин»: вчера, сегодня, завтра.
Проблемой моего исследования является определение позиции гражданина. Поэтому для меня необходимо решить вопрос: Ивашев – гражданин или государственный преступник? Для этого необходимо рассмотреть самое понятие «Гражданин» и посмотреть его историческую эволюцию.
До настоящего времени в учебной и специальной литературе нет полного единства в отношении содержания данного понятия. В узком смысле понятие "гражданин" тесно связано с понятием "гражданство" и означает принадлежность человека к определенному государству. Так, например, в словаре С.Ожегова (1987) сказано: гражданин - это "лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей" [].
Гражданство (в монархии - подданство) в юридическом смысле - это устойчивая связь человека с определенным государством, выражающаяся в их взаимных правах, обязанностях и ответственности друг перед другом. Есть два вида принадлежности человека к государству - подданство и гражданство. Подданство - это форма принадлежности к монархии. Гражданство возникло в республиках. Первыми гражданами были свободные жители Афин и Рима. В России понятие "гражданин" в юридическом смысле было узаконено после февральской революции 1917 года.
В общегуманитарном контексте гражданин - это человек, обладающий определенными ценностными ориентациями, активной нравственной позицией, готовый бескорыстно служить обществу.
Вместе с тем нельзя не отметить, что для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение того или иного термина, сколько духовно-нравственный смысл, контекст его восприятия. Так, в частности, в российской ментальности термин "гражданин" всегда трактовался в широком гражданско-патриотическом смысле как гражданин своей страны, гражданин Отечества.
Возвращаясь к понятию "гражданин России", поставим вопрос: кто он, гражданин России? Термин "гражданин" в широком смысле давно вошел в лексикон жителей нашей страны. Вспомним строки Н.Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан". Значительно позже, совсем в другую эпоху В.Маяковский писал:"Читайте, завидуйте, Я - гражданин Советского Союза"...
Современное понятие гражданин мы теперь чаще всего употребляем в правовом статусе - гражданин государства, который обладает набором определенных прав и свобод, то есть это понятие носит юридический статус
Для меня быть гражданином – значит не только иметь права и обязанности, но и осознавать их.
Что в первую очередь, кроме официального гражданства, дает основания считать человека гражданином своей страны?»
Живой интерес к судьбе страны;
Наличие своих жизненных принципов;
Активное отстаивание своих прав;
Польза, приносимая стране;
Участие в деятельности общественных организаций;
Публичная критика существующей власти.
Обратите внимание, что эти качества проявили декабристы, и В.Ивашев.
2.2. 1825 год: за и против.
События 1825 года сильно повлияли на дальнейшее развитие нашей страны, и многие историки по-разному оценивают действия декабристов. Особенность в том, что разные оценки появились еще в саму эпоху Николая I и этот процесс продолжается сегодня.
Дореволюционные историки характеризовали восстание декабристов как мятеж, военный заговор или оценивали его как попытку верхушечного переворота группы молодых офицеров, целью которого было установление конституционной монархии. Так для Николая I и его ближайшего окружения декабристы оказались людьми «гнусного вида во фраках». П. А. Вяземский в письме В. А. Жуковскому отмечал, что у декабристов «единомышленников много, а в перспективе десяти или пятнадцати лет валит целое поколение к ним на сикурс». Для А. С. Грибоедова они остались сотней прапорщиков, стремившихся изменить государственный строй России, а для историка В. О. Ключевского — «случайностью, обросшей исторической литературой». Пушкин в ранние годы своей жизни всецело разделял мировоззрение декабристов, общался со многими из них. Затем, после их ссылки в Сибирь, печалился об их участи и старался поддержать их нравственно, продолжая считать себя последователем их идей. Некоторые из своих стихов он посвятил декабристам, как например знаменитое «Послание в Сибирь».
А вот для А. И. Герцен идеализировал декабристов, создал вокруг них ореол «борцов и мучеников», именно этот образ стал интенсивно эксплуатироваться в советский период.
Позднее Н.Я. Эйдельман рассматривал восстание декабристов как революцию, направленную на модернизацию России.
Если говорить о советском периоде, то надо отметить, что история была подчинена государственной идеологии, а сам постулат: Декабристы разбудили Герцена, Герцен разбудил революцию – нашла прямое отражение в положительной оценке этого события. Однако при кажущейся идеологической монолитности советской историографии в ней уже в середине 1970_х гг. начали появляться работы, авторы которых, внешне поддерживая традиционную концепцию событий первой четверти XIX в., на деле пытались пересмотреть ее, — если не полностью, то хотя бы частично. Отличительной чертой этих работ стал интерес их создателей к малоизученным аспектам движения и к разногласиям внутри революционного лагеря, то есть разрушение представлений о декабризме как о чем-то раз и навсегда изученном и объясненном.
Современные историки рассматривают движение в неразрывной связи с той частью русского общества первой четверти XIX в., которая осознала необходимость модернизации страны. На него повлияли те либеральные идеи, которые исповедовал в начале царствования Александр I, но которые остались пустыми разговорами. Отмечается также, что определенную роль в движении декабристов сыграл их романтизм и честолюбивые устремления. А. Гордин очень удачно назвал их выступление «мятежом реформаторов»: действительно, далеко не все декабристы были убежденными революционерами. Сейчас разворачивается плодотворная работа историков и литераторов, старавшихся идти не от события к личности, а, наоборот, от взглядов и нравственных позиций общественных деятелей к их конкретному проявлению в программах, пропаганде, открытом выступлении против властей.
Совсем недавно в издательстве «АСТ-ПРЕСС» вышла книга Леонида Ляшенко «Декабристы. Новый взгляд». Автор убежден, что с движением декабристов до сих пор далеко не все ясно. Что это было — бунт, мятеж, восстание или попытка революции? Оставим этот вопрос пока открытым…
Заключение.
Если бы мы сейчас искали характеристику Василию Ивашеву, то, безусловно сказали бы, что он представитель «золотой молодежи». Он как и все тратил время на светские забавы и развлечения, тратил капитал, который не зарабатывал, а получал от родителей. Он не проводил время даже на службе, а занимался словесностью, мало кто знает но от любил писать стихи и музыку. Поэтому для меня остается дилеммой: как баловень, не знавший бед, пришел к революционным идеям? Что его подтолкнуло?
Когда я начал работать с термином «гражданин», я пришел к выводу, что это понятие имеет два смыла: нравственный и юридический. Если мы придерживаемся юридической трактовки, то безусловно – Василий Ивашев – преступник, он нарушил закон государства, выступил против власти, поэтому его наказание было заслуженным. И сама ситуация, когда от декабристов отвернулось общество, была нормой. Если посмотреть на эту же ситуацию с нравственных категорий, и определять гражданина как человека, который обладает набором определенных качеств, то безусловно справедливо сказать, что он достойный гражданин, так как боролся за права народа, выступал за реформирования государства. Его позиция была продиктована нравственными критериями.
Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие звало Василия Ивашева и других декабристов к борьбе. Часть представителей русского дворянства считала самодержавие и крепостное право губительными для развития страны.
Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:
Российская действительность с её бесчеловечным крепостничеством;
Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года;
Влияние работ западных просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескье;
Нежелание правительства Александра I проводить последовательные реформы.
Идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были продиктованы нравственными позывами.
Декабристы - люди высокой нравственности, которая и выделила их из остального дворянства, заставила подняться выше своих сословных привилегий, дававшихся им происхождением и положением в обществе, пожертвовать всем своим состоянием и даже самой жизнью во имя высоких и благородных идеалов.
Определение свой позиции гражданина, я строю тоже на нравственных качествах личности. Поэтому я считаю, что декабристы были достойными гражданами своей страны, так как имели активную жизненную позицию и были настоящими патриотами своей страны.
Список используемой литературы.
Буланова О. Роман декабриста – Москва, 1925 г., с.225
А. Н.Блохинцев «И жизни след оставили своей» – Ульяновск, 1997. – 262 с. С.38
Гессен А. «Во глубине Сибирских руд»
Обоймина Е, Татькова О. Этот пленительный образ. Музы русских художников. Москва «Эсмо» , 2006 - 448 с.
Приложение.
Паспорта недорослей
осьмнадцатого столетия
Паспорт, выданный герольдмейстерской конторой недорослю из дворян 9-летнему Никифору Семёновичу Ивашеву для обучения российской грамоте в доме отца своего с обязательной явкой на смотр в 1739 г.
(за неявку или неграмотность грозила вечная ссылка в матросы).
28 июня 1737 г.
По указу ея императорского
величества, самодержицы всероссийской,
и протчая, и протчая, и протчая
В нынешнем 1737 году, февраля 19 дня, по Ея Императорского величества указу, и по приговору Правительствующего Сената, недоросль Никифор Семёнов сын Ивашев, которого в Санкт-Петербурге, в Герольдмейстерской конторе объявил отец полковник Семён Ивашев декабря 10 дня 1736 году, к первому смотру, а в доношении показал, что ему от роду девять лет, грамоте российской читать и писать обучен, по обязательству оного отца ево для обучения исправно (?)[3] читать, писать с основанием, из Санкт-Петербурга из Герольдмейстерской конторы, отпущен в дом свой, в Синбирской уезд, и будучи ему в доме своём вышеписаным наукам обучатца со всяким прилежным радением, а когда он будет в двенатцать лет и ему ещё явиться на смотр в Москве или в Санкт-Петербурге у Герольдмейстераа, или в Казанской губернии,а именно в 739 году неотменно, а далее того году в доме ему не жить, но,конечно, на смотр приезжать, а ежели он в том году к смотру нигде не явится, да не обучится, и за то он Ивашев написан будет вечно в матросы без всякого произвождения. И сей пашпорт, по прибытии в дом свой, объявить ему в Синбирской провинциальной канцелярии.
Дан в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. Июня 28 дня, 1737 году.
/Подписи/
Подлинник. Типографский текст, рукописные вставки.
Ф. 732, Оп. 2, Д. 390, Л. 1.
Примечание.
Текст, вписанный в бланк паспорта, выделен жирным курсивом.
Паспорт, выданный Алатырской провинциальной канцелярией
недорослю из дворян 7-летнему Николаю Михайловичу Пересекину
для обучения российской грамоте и арифметике в доме отца своего
с обязательной явкой на смотр.
22 декабря 1760 г.
По Указу Ея Величества Государыни Императрицы
Елисавет Петровны Самодержицы Всероссийской
и протчая, и протчая, и протчая
Сего декабря 22 дня поданным в Алатырской провинциальной канцелярии порутчик Михайла Савин сын Пересекин челобитьем просит о даче сыну ево малолетному Николаю, которому от роду семь лет, до возраста указне двенатцати лет пашпорта, которой делает оного, малолетнего сына своего, для обучения российской грамоте, ирехметику, иметь при себе, а в имянном ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА указе /неразборчиво/ за подписанием ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА собственные руки прошлого 1742 году декабря 12 числа между протчим напечатано всем недорослям оседьми лет являться и записываться в Санкт-Петербурх у герольдмейстера в Москве, а в губерниях у губернаторов объявляя именно только кому от роду лет и /неразборчиво/ учился,и впредь которые придут в указные /неразборчиво/ лет потом же записываться в вышеписанных местах, того ради ПО ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА указу и по резолюции (?) Алатырской провинциальной канцелярии, велено в силу состоявшегося впрошлом 1742 году декабря 12 дня указу вышеписанного порутчика Пересекина сыну ево Николаю Пересекину для обучения российской грамоте и орехметика до возраста указанного двенатцати лет из Алатырской провинциальной канцелярии за скрепою и печатью со взятьем указных пошлин, дать пашпорт, и егда оному недорослю указные двенатцать лет минут, то явиться ему Правительствующего Сената у герольдмейстерской конторы (Сего ради сей пашпорт и дан) декабря 23 дня 1760 году.
/Подписи/
Подлинник. Рукопись.
Ф. 732, Оп. 2, Д. 403, Л. 1.
Копия и черновик письма генерал-майора П.Н. Ивашева
шефу жандармов графу А.Х. Бенкендорфу с просьбой ходатайствовать перед императором об утверждении завещания в пользу
ссыльного сына, декабриста В.П. Ивашева и его семьи.
Февраль, 11 июля 1837 г.
Пётр Никифорович Ивашев (1767-1838 гг.) прославился на военном поприще, он же был одним из инициаторов увековечения в Симбирске Н.М. Карамзина, преуспел в прогрессивном ведении хозяйственно-экономических дел в имениях и в устройстве быта своих крестьян. В личном фонде этого замечательного человека хранится документ, рассказ о котором уместно предварить цитатой из книги П.Л. Мартынова «Город Симбирск за 250 лет его существования»: «Одною из древних фамилий Симбирской губернии считалась фамилия Ивашевых, представителем которой был Пётр Никифорович Ивашев, Екатерининский генерал, сподвижник Суворова, герой Очакова и Измаила, женатый на дочери… Симбирского гражданского губернатора, Вере Александровне Толстой. …Ивашевы жили в Ундорах, куда съезжалось образованное общество не только местное, но часто из других губерний и столиц. Некоторые приезжали со специальною целью лечиться минеральным источником, открытым в Ундорах… Жизнь в Ундорах была роскошная до конца 1825 года, когда фамилию Ивашевых постигло большое несчастие: единственный сын Петра Никифоровича был замешан в заговоре 14 декабря 1825 года и сослан в каторжные работы». О судьбе симбирского декабриста Василия Петровича Ивашева (1797-1840 гг.) написано немало. Осуждённый, он был направлен в Читу, потом на Петровский завод. Широко известно, что за ним в Сибирь поехала невеста Камилла Ле-Дантю (1808-1839 гг.). В 1831 г. они обвенчались, симбирская родня, как могла, старалась оказывать помощь семье Василия Петровича.
В мае 1837 г. П.Н. Ивашев схоронил супругу. А в июле обратился с письмом к всесильному шефу жандармов, графу Александру Христофоровичу Бенкендорфу (1783-1844 гг.). Ещё в начале года старик составил завещание, но ему важно было заручиться уверенностью, что дети опального сына будут обеспечены после его смерти. П.Н. Ивашев писал: «…Предмет, на который всепокорнейше прошу обратить милостивое воззрение Вашего Сиятельства, есть желание моё относительно состояния обеспечить участь сына нашего и детей его – сына, виновного перед законом, но пред родительским сердцем омывшего вину свою претерпенными им несчастиями и искренним раскаянием. По лишению сына моего прав состояния, я желаю предоставить капитал… детям его… Если сие намерение моё будет удостоено Высочайшего Его Императорского Величества соизволения, я буду считать себя успокоенным при последних днях своих». Чтобы письмо генерала не осталось без ответа, хлопотала его дочь Елизавета Петровна, в замужестве Языкова. Она же в 1838 г. нелегально навестила брата в Туринске.
В ноябре 1838 г. Пётр Никифорович умер. Крестьяне на руках несли до Симбирска гроб с телом любимого барина. Он нашёл последний покой на кладбище Покровского монастыря. А вскоре беда за бедой постигли семью Василия Петровича. В декабре 1839 г. скончалась в Туринске после тяжёлых родов Камилла Петровна Ивашева, умерла и новорожденная дочь. Убитый горем декабрист пережил их меньше чем на год. Родственники взяли на себя заботу об осиротевших Марии, Петре и Вере. Старшей дочери шёл только пятый год. Летом 1841 г. дочерям и сыну было разрешено вернуться на родину предков – в Ундоры. Но дети государственного преступника были лишены семейной фамилии и значились Васильевыми. Только в 1856 г., уже после смерти императора Николая I, они получили право зваться Ивашевыми. Их потомки свято хранили память семьи и старались с честью нести по жизни свойственные Ивашевым честь и благородство.
Фонд 274 (Личный фонд П.Н. Ивашева),
опись 1, дело 5, листы 2-4 об.
Родословная Ивашевых
Степан
-------------
Василий (в Муроме испомещен)
-------------
(в 7107-7121(1599-1613)гг. во дворовых) Андрей
+Матрена (по писцов. кн. 1628-1630 – имение по Мурому)
Матвей Степан Дмитрий
--------------- ----------------------------------------------- -------------
Федор Терентий Василий Борис
(ум. в 1710)
( служили по Мурому )
+1 Матрена
(вдова Данилы Осоргина)
+2 Ирина
--------------- -------------- -----------
Авдотья Прасковья Афонасий
(ум. в 1755) (ум. до 1755) (в 1679 в
+Василий +Сидор городовых по
Тимофеевич Пензе)
Пильгин Репьев
(бездетны)
---------- ------------
Григорий Василий
-----------
Алексей
(в 1748 - недоросль)
2
М а т в е й
---------------------------------------------------------------------------------------
Тимофей Василий Исай Андрей
+Прасковья ( служили по Мурому )
Александрова
-------------------------- --------------------- --------------------- ----------------
Сергей Иван Андрей Иван Иван
(ум. в 1737) (ум. в 1745 ) +Стефанида
Федоровна
(втор. браком за Иваном Савел.
Чубаровым)
------------------------------- -------------- --------------
Прасковья Екатерина Иван Абрам
+1 Аристов +Алексей +Авдотья (служил в
+2 Чижевский Иванович Петровна регулярных полках)
+3 Бутович Бардин (втор. браком за +Ирина
Саввой Новиковым ) Андреевна
(втор. браком за
Иваном Фед.
Лукиным)
------------------------ ------------------
Афимия (?) Федор
+Иван (поручик в ?, муромск. помещ.)
Аникеев (?) +Александра
Матвеевна
Васикова
---------------
Петр
(гвард. сержант)
3
(ум. в 1707)
( Служил по Москве и Симбирску)
+Марья Ивановна Косливцова
---------------------------------------
Семен
(1682?-16.04.1756)
(подполковник)
Петр Никифор +Дарья Петровна
(1727-1795) Окоемова
(генерал-поручик) (секунд-майор) (ум. до 14.02.1786)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дарья П е т р Анна (Христина)
(р. 1766) (13.09?.1767-21.11.1838)
(генерал-майор)
+Иван Александрович +январь 1797 +Михаил Дмитриевич
Родионов Вера Александровна Лихарев
(ум. 1817) Толстая (полковник)
(ум. 24.05.1837)
Василий Елизавета Екатерина Александра Мария
(03.10.1797- (1805-1848) (1811-1855) (1817-1888) (1818-18??)
-28.12.40) +Петр Мих. + кн.Юрий Серг. +Александр Ив. +Л.В.
+Камилла Языков Хованский Ермолов Дроздовский
Ле-Дантю (1798-1851) (1806-1868) (1810-1892)
(1808-30.12.1839)
4
Василий
---------------------------------------------------------------------------------------
Александр Мария Петр Вера Елизавета
(Трубникова) (Черкесова) (1839-
(ум. 1г. 4мес.) (07.01.1835 - (1837- (1838-1918) -новорожденная)
- 28.04.1897) - 29.01.1896)
См. 2 лист
М а т в е й
Никифор
см. 3 лист
Никифор (Микифор) Матвеевич Ивашев
[3] Слово неразборчиво.
1
Родословная Ивашевых
Степан
-------------
Василий (в Муроме испомещен)
-------------
(в 7107-7121(1599-1613)гг. во дворовых) Андрей
+Матрена (по писцов. кн. 1628-1630 – имение по Мурому)
Матвей Степан Дмитрий
--------------- ----------------------------------------------- -------------
Федор Терентий Василий Борис
(ум. в 1710)
( служили по Мурому )
+1 Матрена
(вдова Данилы Осоргина)
+2 Ирина
--------------- -------------- -----------
Авдотья Прасковья Афонасий
(ум. в 1755) (ум. до 1755) (в 1679 в
+Василий +Сидор городовых по
Тимофеевич Пензе)
Пильгин Репьев
(бездетны)
---------- ------------
Григорий Василий
-----------
Алексей
(в 1748 - недоросль)
2
М а т в е й
---------------------------------------------------------------------------------------
Тимофей Василий Исай Андрей
+Прасковья ( служили по Мурому )
Александрова
-------------------------- --------------------- --------------------- ----------------
Сергей Иван Андрей Иван Иван
(ум. в 1737) (ум. в 1745 ) +Стефанида
Федоровна
(втор. браком за Иваном Савел.
Чубаровым)
------------------------------- -------------- --------------
Прасковья Екатерина Иван Абрам
+1 Аристов +Алексей +Авдотья (служил в
+2 Чижевский Иванович Петровна регулярных полках)
+3 Бутович Бардин (втор. браком за +Ирина
Саввой Новиковым ) Андреевна
(втор. браком за
Иваном Фед.
Лукиным)
------------------------ ------------------
Афимия (?) Федор
+Иван (поручик в ?, муромск. помещ.)
Аникеев (?) +Александра
Матвеевна
Васикова
---------------
Петр
(гвард. сержант)
3
(ум. в 1707)
( Служил по Москве и Симбирску)
+Марья Ивановна Косливцова
---------------------------------------
Семен
(1682?-16.04.1756)
(подполковник)
Петр Никифор +Дарья Петровна
(1727-1795) Окоемова
(генерал-поручик) (секунд-майор) (ум. до 14.02.1786)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дарья П е т р Анна (Христина)
(р. 1766) (13.09?.1767-21.11.1838)
(генерал-майор)
+Иван Александрович +январь 1797 +Михаил Дмитриевич
Родионов Вера Александровна Лихарев
(ум. 1817) Толстая (полковник)
(ум. 24.05.1837)
Василий Елизавета Екатерина Александра Мария
(03.10.1797- (1805-1848) (1811-1855) (1817-1888) (1818-18??)
-28.12.40) +Петр Мих. + кн.Юрий Серг. +Александр Ив. +Л.В.
+Камилла Языков Хованский Ермолов Дроздовский
Ле-Дантю (1798-1851) (1806-1868) (1810-1892)
(1808-30.12.1839)
4
Василий
---------------------------------------------------------------------------------------
Александр Мария Петр Вера Елизавета
(Трубникова) (Черкесова) (1839-
(ум. 1г. 4мес.) (07.01.1835 - (1837- (1838-1918) -новорожденная)
- 28.04.1897) - 29.01.1896)
См. 2 лист
М а т в е й
Никифор
см. 3 лист
Никифор (Микифор) Матвеевич Ивашев
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Вокруг света за 80 дней
Петушок из русских сказок
Филимоновская игрушка
Убунту: я существую, потому что мы существуем