Сегодня тема массовых репрессий в Советском союзе является популярной, так как к ней обращаются специалисты из разных областей знаний. Но чаще она звучит с трибун в политических целях, и по-прежнему, так же как и раньше политических деятелей не затрагивает судьба «маленького человека», который прошёл через систему ГУЛАГА, и депортацию, лишения гражданства, а также лишения жизни. Как бы сейчас не назвали это явление- угнетение народа; лишение этических прав; за всем этим стоит судьба отдельного конкретного человека, отдельной семьи и народа в целом. Никого уже не удивляет, что в 1920 г. Было репрессировано значительное количество белогвардейцев, 110.000 священнослужителей,100 тыс. монахов. В 1932 году "Союзом воинствующих безбожников" был разработан план, ставящий своей задачей цель, по которой через пять лет имя Бога в обществе не должно было даже упоминаться. Планом предусматривалось закрытие церквей, лишение священнослужителей и членов их семей гражданских прав, замена церковных праздников новыми светскими.
При выполнении этого дьявольского плана город лишился храмов, построенных на народные деньги и хранящих историю Симбирска. Сотни священников были сосланы, посажены в лагеря, расстреляны. История моей семьи – это служение народу нескольких колен священнослужителей церкви. Поэтому именно этот аспект и определил выбор области моего исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
chigireva_rabota2.doc | 371.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение гимназия № 30
И дрожит моя строка…
Выполнила: Чигирева Анна
Учащаяся 9 класса В
МБОУ гимназии № 30
Научный руководитель:
Черкесова Екатерина Владимировна,
учитель истории и обществознания.
Ульяновск, 2012
Содержание
Введение……………………………………………………………………3с.
Глава 1. . Арсений Андреевич Бахаревский -заштатный священник села Уренско-Карлинская Слобода………………………………5с.
Глава 2. Алексей Арсеньевич Бухаревский…………………………..10с.
Глава 3. Исследования и открытия…………………………………….12с.
Заключение…………………………………………………………………16с.
Список источников и литературы
Приложение 1. Генеалогическое древо рода Бахаревских.
Приложение 2. Семейная фотолетопись.
Введение
В истории нашего государства есть чёрная страница, которая называется политические репрессии. Репрессивный механизм активно заработал в 30х г. ХХ в., и этот процесс затронул каждую третью семью нашей страны. Моя семья не стала исключением.
Актуальность исследования. Сегодня тема массовых репрессий в Советском союзе является популярной, так как к ней обращаются специалисты из разных областей знаний. Но чаще она звучит с трибун в политических целях, и по-прежнему, так же как и раньше политических деятелей не затрагивает судьба «маленького человека», который прошёл через систему ГУЛАГА, и депортацию, лишения гражданства, а также лишения жизни. Как бы сейчас не назвали это явление- угнетение народа; лишение этических прав; за всем этим стоит судьба отдельного конкретного человека, отдельной семьи и народа в целом. Никого уже не удивляет, что в 1920 г. Было репрессировано значительное количество белогвардейцев, 110.000 священнослужителей,100 тыс. монахов. В 1932 году "Союзом воинствующих безбожников" был разработан план, ставящий своей задачей цель, по которой через пять лет имя Бога в обществе не должно было даже упоминаться. Планом предусматривалось закрытие церквей, лишение священнослужителей и членов их семей гражданских прав, замена церковных праздников новыми светскими.
При выполнении этого дьявольского плана город лишился храмов, построенных на народные деньги и хранящих историю Симбирска. Сотни священников были сосланы, посажены в лагеря, расстреляны. История моей семьи – это служение народу нескольких колен священнослужителей церкви. Поэтому именно этот аспект и определил выбор области моего исследования.
Объект исследования: репрессивные процессы над священнослужащими в нашем крае.
Предмет исследования: история семьи Бахаревских.
Цель исследования: познакомить с репрессиями священнослужителей в Симбирской губернии на примере своей семьи.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
В теоретическом плане
Выявить исторические документы связанные с религиозными репрессиями в 30 г. ХХ в. В нашем крае;
Найти сведения о деятельности моего прадедушки протоирее Алексее Арсентьевиче Бахаревском;
В практическом плане:
Найти родственников, которые остались в стране после расстрела ; Алексея Арсентьевича Бахаревского;
Составить семейную летопись.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы:
Работа с литературой по проблеме исследования.
Обобщение опыта по теме исследования.
Анализ исторических документов.
Синтез теоретико-экспериментальных данных.
Практические методы:
Опрос и беседа с родственниками.
Описание полученных данных.
Историографическая база исследования разработана недостаточно. Исследовательских работ, специально посвященных истории политических репрессий в Симбирске и Симбирской губернии, немного. Данная тема исследовалась историками в рамках изучения некоторых проблем истории советского общества. Прежде всего это - история гражданской войны, история органов государственной безопасности, коллективизация сельского хозяйства.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теоретические положения о религиозных репрессиях на территории нашего края.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы для написания книги о деятельности священнослужителей в период атеизма.
Глава 1. Арсений Андреевич Бахаревский - заштатный священник села Уренско-Карлинская Слобода.
5 ноября 1900 года в селе Уренско-Карлинской Слободе, Карсунского уезда, состоялось торжество по случаю совершившегося пятидесятилетия служения в священном сане заштатного священника села Уренско-Карлинской Слободы Арсения Андреевича Бахаревского.
Арсений Андреевич родился в селе Порецком, Алтырского уезда, в первых числах мая 1826 года. По окончании полного курса богословских наук в Симбирской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда, о. Бахаревский уволен в епархальное ведомство в 1850 году и в том же году 5-го ноября, Преосвященнийшим Феодотием, Епископом Симбирским, произведён в священники в село Валы, Сенгилеевского уезда, откуда уже 16 ноября, переведён в село Репьевку-Космынку, Симбирского уезда.19 декабря 1851 году был отправлен на службу в село Кезьмино, где и прожил тридцать два с половиной года.27 июня 1883 г., был переведён в село Уренско-Карлинскую Слободу, Карсунского уезда, где проживал у своего сына, приходского священника. На действительной службе в звании приходского священника Арсений Бахаревский состоял почти 46 лет и уволился заштат, согласно прошения, по состоянию здоровья.
В течение своей долголетней пастырской службы Арений Бахаревский немало потрудился на пользу св. Церкви и своих пасомых. Так, например, он обратил до двадцати душ в св.Церкви из различных раскольнических сек; просветил св. крещением две души магометанского вероисповедания. С 15 января 1859 года по октябрь 1874 года Арсений Бахаревский безвозмездно и в собственном доме обучал грамоте ежегодно не менее 25-ти человек поселянских детей, и только в 1870 году ему положено от прихожан вознаграждение за квартиру под училище и отопление.С октября 1874 года о.Бахаревский является ревностным законоучителем в земской школе, а с 1883 года до сентября 1896 года он состоял законоучителем в двух земских школах: Уренко-Карлинской и Уренко-Копышевской, Симбирского уезда. С 7 октября 1883 года он утверждён в должности окружного духовника. С июня 1887 года до 18-го сентября 1896 года состоял членом благочиннического совета. По засвидетельствованию епархального начальства о пожертвовании в пользу своего приходского храма, ему преподано благословение Св.Сунода с выдачею установленной грамоты, от 30 ноября 1898года Высочайше награждён орденом св. Анны 3-й степени. Имел он и бронзовый крест в память войны 1853-1856 годов на Владимирской ленте.
Что касается семейной жизни о. Бахаревсого, то следует заметить ,что она не лишена была различных невзгод и несчастий. Так, например, в течение своей жизни они три раза постигнуты были пожаром, и во время опустошительного пожара в 1883 году, спасая церковное имущество, он не только лишился всего своего имущества, но едва и сам не поплатился жизнью. В 1888 году он лишился старшего своего сына, служившего в Симбирском Отделении Государственного Банка, после которого осталось на попечение о. Бахаревского пятеро малолетних, совершенно беспомощных детей, которые и воспитывались в любви обильным дедом, как свои родные дети. Наконец, в 1900 году он потерял горячо любимую подругу жизни, с которою, в течение пятидесятилетней супружеской жизни, он всегда разделял и горе и радость.
По отношению же к своим пасомым о. Бахаревский всегда являлся добрым и попечительным отцом и никогда не оставлял их без совета и помощи во всех трудных обстоятельствах их жизни. Часто также обращались к нему прихожане и за медицинскими советами ,и он очень многим из них помогал самыми простыми народными средствами , за что и приобрёл себе любовь и уважение. Со стороны своих собратий о. Бахаревский также всегда пользовался должным расположением, доказательством чего и послужило то обстоятельство, что как всё окружное духовенство , так и местные прихожане, с благословения Его Преосвященства, почтили о. Бахаревского в достопамятный день пятидесятилетия священнического служения торжественным поднесением ему икон.
Торжество началось ещё с вечера 4-го ноября служением всенощного бдения. На следующий же день (5-го ноября) литургия была совершена самим юбиляром в служении священного села Белозерья о. Троицкого с причтом, местного окружного благочинного свящ. Орлова, приходского свящ. Бахаревского с причтом и села Белого Ключа свящ. О. Каменского, при пении местного хора певчих, под управлением учителя земской школы. Храм был переполнен молящимися, так как очень много собралось народа и из соседних сёл и деревень. К началу молебна явились священники соседних сёл: Вальдиватской Слободы о. Анаксагоров, села Устерени о. Никольской и села Кадышева о. Кассеньев. Все собравшиеся священники в блестящих праздничных облачениях вышли на молебен, перед началом которого окружной благочинный о. Орлов , разъяснив с церковного амвона причину настоящего собрания и прочитав во услышание всех указ из Симбирской духовной консистории о разрешении духовенству 2-го округа и местным прихожанам поднести заштатному священнику о. Арсению Бахаревскому иконы, по случаю исполнившегося пятидесятилетия служения его в священном сане, обратился к юбиляру с приветствием от окружного духовенства, а о. Троицкий в это время держал в руках подносимую от духовенства икону Христа Спасителя в серебряной позолоченной ризе. О. благочинный приветствовал юбиляра приблизительно так:
«Ваше высокоблагородие, глубокоуважаемый о. Арений Андреевич! Приветствую вас с знаменательным для вас днём пятидесятилетнего служения в священном сане. Приветствую вас от лица духовенства вверенного мне благочиннического округа, духовных чад ваших. Счастлив я, что мне, юному сравнительно с вами, маститый юбиляр, выпало на долю почтить вас от лица вверенного мне духовенства приветствием в этот дорогой для вас день. Называю сей день дорогим для вас потому, что не многим Господь приводит видеть этот день, а вас, прослужившего пятидесятилетие в сане священника, мы видим здравым и бодрым, в чём и усматриваем, что на вас почитает особое благословение Божье, как награда в здешней жизни за полувековое служение Церкви Божьей. Много, конечно, было в это время служения у вас и приятного в жизни, но много и горького. Нелегко простоять пятьдесят лет на страже стада Христова. Нелегко служение пастырское было для вас в молодых годах, но тяжелее ещё стало к последним годам. Последние годы служения вашего протекли здесь в селе Урень, где много пришлого народа, проездного люда со всех концов не только нашей губернии, но и соседних. Сколько ежегодно побывает здесь людей, заражённых разными современными сектам и занятых исключительно заботою как бы поглотить в свои пагубные сети православный народ; но вы зорко берегли вверенное вам стадо Христово от волков, притекающих в овечьей шкуре. Вы сумели удержать своих пасомых в строгом православии, радиво исполняющими христианский долг исповеди м св. Причастия. Ваши пастырские назидания прихожан настолько их уверили в правоте Церкви, что они не хотели и не хотят слушать другого учения о Вечном Царстве, кроме того, которое проповедуется в Церкви Христовой, а эта последняя, последняя, по слову Христа Спасителя, не одолеется вратами адовыми. Немало вами понесено трудов и по делу народного образования. Если мы обратимся к вашему далеко прошлому, то увидим, что ещё с 1858 года вы лично обучали крестьянских детей в своём доме, не пользуясь платой ни за учительские труды, ни за само помещение своё, обращённое в училище, где обучалось ежегодно до 25 человек, и только через 12 лет, а именно с 1817 года, мы видим, что вам была положена плата за пользование вашим помещением под квартиру училища. Что заставляло вас стеснять свою семью и себя, обращая свой дом в училище, как не любовь к народу и желание ему добра и света истины? Так прошла ваша первая половина служения народному образованию, а во второй мы видим вас законоучителем в двух земских школах, ревностно исполняющим законоучительские труды, что мы узнали опять из того же послужного списка, откуда видно, что вы неоднократно были поощряемы и награждаемы высшим начальством за труды по народному образованию. Непосредственное училищное начальство, ценя ваши труды и любовь к школе, нам вас ставило в пример. Наконец, по отношению к нам, вашим духовным чадам, вы всегда были добрым наставником, за что стяжали общую любовь духовенства округа, и видимым выражением любви к вам окружного духовенства да послужит сия св. икона Спасителя, которую и примите, досточтимый юбиляр, по благословению нашего милостивейшего Архипастыря, Преосвященнийшего Никандра ,-примите, как знак нашей любви к вам и глубокого почитания за ваше добросердечие и полезное служение. Эта икона пусть будет-Вам живым напоминанием, что мы, ваши духовные чада, стоя перед престолом Божьим, молимся Всевышнему Богу, да продлит Он, Милостивый, дни Вашего служения Церкви Божьей. Просим и Вас, как духовного отца, не забывать нас в своих молитвах, помолимся, чтобы и нас Господь привёл дожить до этого радостного дня и право править слово истины, как сподобил Господь вас».-По окончании приветствия юбиляру была передана икона, приложившись к которой, он положил её на приготовленный аналогии и сказал в ответ следующее:
«Благодарю Господа Бога, что Он, долготерпеливый и многомилостивый, не хотяй смерти грпшника, но еже обратитися и живу быти ему, продлил жизнь мою до столь знаменательного дня, как пятидесятилетие моей священнической службы. Сугубо благодарю Его, что Он, как чадолюбивый Отец, в течение всей моей жизни, часто посещал меня разными изнурительными болезнями, в которых жизнь моя находилась на волос от смерти, и взыскивал меня пожарами и разными лишениями. Благодарю также и всё окружное духовенство и считаю его дар гораздо выше моих заслуг, так как я считаю себя, по слову Господа, рабом неключимы, ибо при исполнении своих служебных обязанностей я делал только то, что должен был делать».
Глава 2. Алексей Арсеньевич Бахаревский.
Мой прадедушка также выбрал для себя служение Богу. Алексей Арсентьевич Бахаревский родился 10 марта 1886 года в с. Кезьмине Симбирского уезда (в наст. время — Сурского р-на). Он учился с Лениным в гимназии в одно и тоже время, закончил Симбирскую Духовную Семинарию. 31 октября 1892 г. и был рукоположен в диакона. 26 (4) ноября' 1895 г. рукоположен в священника и перемещен в другое село. С 18 сентября 1896 г. — священник с. Уренско-Карлинской слободы Карсунского уезда.
В 1923 г. возведён в сан Протоиерея. Награждён палицею, золотым наперстным крестом с драгоценными украшениями. Был женат, жена – Любовь Михайловна, 1874 года рождения, у них было шесть человек детей, три дочери: Нина, Мария, Надежда (моя прабабушка) и пять сыновей: Сергей, Николай, Серафим, Александр, Михаил. Они были образованными и очень воспитанными людьми, любили свой народ. Примером для Алексея Арсентьевича был его отец Арсений Андреевич, который в своём доме (в ущерб своей семье) организовал школу и обучал 25 крестьянских детей бесплатно. Алексей Арсентьевич вместе с Любовью Михайловной преподавали детям, помогали людям, не оставались безучастными к их бедам.
В 1933 году Алесей был осуждён на по ст. 121 ч. 1 УК РСФСР на 1 год и досрочно освобождён. В 1937 г. проживал в г. Ульяновске, переулок Амбулаторный, дом 6. До ареста был священником Неопалимовской церкви.
В 1937 году начались массовые гонения на священнослужителей. И в самом красивом православном городе Симбирске не осталось ни одного действующего храма. Одновременно репрессиям были подвержены все члены семьи. Наша семья не стала исключением. Старший сын Сергей был арестован и расстрелян в Москве, как сын священника. Остальные члены семьи, чтобы не попасть под красный террор, были вынуждены уехать в Узбекистан, Казахстан и все потеряли связь с родными людьми. И лишь спустя десятилетия, когда я начала поиски мне удалось найти моих родственников.
Когда началась война в 1941 году, 4 оставшихся в живых брата были отправлены на войну в штрафные роты, трое погибли, остался младший Александр, который в конце 1944 года после тяжёлого ранения был демобилизован. Он очень долго болел, был контужен, и после войны прожил недолго.
Когда арестовали самого прадедушку Алексея Арсентьевича, Любовь Михайловна много раз ходила с передачей, но неё не принимали. Она писала прошение в органы, чтобы приняли передачу, т.к. у мужа была язва желудка, и т.к. она инвалид (полностью потеряла слух) и часто ходить с прошением не может. Но её просьбы остались без внимания. Мало кто знал, что его сразу же расстреляли без суда и следствия 22 января 1938г. Вот выдержка из приказа, который хранится в фонде Государственного Архива Ульяновской области : «»
Посмертно прадедушку реабилитирован лишь 18 апреля 1989 г.
Глава 3. Исследования и открытия
Начиная работу над темой, первоначально я обратилась к сбору информации, обладая лишь небольшими сведениями: я знала, что мой прапрадедушка был священником, что он был расстрелян во времена репрессий 1930 гг..
На первом этапе я начала разбор материалов в Областной научной библиотеке, которые рассказывали о политических репрессиях Симбирской губернии. Затем обратилась к фондам в Государственного архива Ульяновской области, пообщавшись с ведущим специалистом Антоном Юрьевичем Шабалкиным я наткнулась на уникальный документ, где содержались сведения о моем прадедушке и материалы его дела.
Затем мы всей семьей решили посетить Спасо-Вознесенский собор, и зашли рядом в действующую церковь Всех святых, которая стоит рядом и в которой служит, протоиерей Алексий Скала, который и написал книгу «Церковь в узах»[7]. Нам эту книгу показали. Мы сфотографировали 3 страницы, посвященные интересующим нас событиям. В этой книге отец Алексий пишет о церкви, обо всех священниках Симбирской губернии, о репрессиях, и о семье Алексея Бахаревского в том числе, что у него было 4 (!) детей, когда и за что был арестован и расстрелян, а также о деле №П-1778, кого приговорили и за что к расстрелу, а кого- к заключению в концлагере. А.Бахаревский значится в списке первым.
На заинтересовали сведения, что семья А.Бахаревского проживала по адресу пер. Амбулаторный, 6. Но про такой переулок мы не слышали, и решили сначала посмотреть в Интернете. А между тем, мы поехали дальше, в Неаполимовский храм. Храмом его назвать трудно, деревянная церковь. Мы там купила и поставила свечку за упокой Митрофорного протоиерея Алексея. Интересно было туда попасть и окунуться в атмосферу, где он служил, чему жизнь посвятил, где царит его дух. В лавке мы поинтересовались, нет ли у них какой-либо литературы, посвященной жертвам репрессии. Но мне сказали, что нет, что, это нужно искать в Епархии, которая находится рядом, в соседнем переулке, и назвала адрес: пер. Амбулаторный, 8. Это было какое-то чудо! Так неожиданно нашелся переулок! Т.к. было воскресенье, Епархия не работала, а дом №6 рядом стоял кирпичный. Мы его сфотографировала, пообщалась с хозяином. Он принес документы, которые подтверждают, что с 1940-го года в этом доме проживало несколько владельцев, а он купил его год назад. А кто жил до этого-не знает. Когда мужчина купил этот дом, он был деревянным.
Вторым этапом стал поиск дополнительных сведений в интернете о расстрелах священниках, я наткнулась на сайт «МОЙ САЙТ СИМБИРСКУ» (http://simbirsk.vx0.ru/). Там я нашла свою дальнюю родственницу Елену, которая тоже, собирала информацию. Мы и не знали о существовании друг друга, но счастливый случай соединил нашу семью воедино.
Моя прабабушка Надежда и дедушка Елены Александр приходятся друг другу родными братом и сестрой, которых разлучила судьба, после репрессии их отца Бахаревского Алексея Арентьевича. Она внучка Бахаревского Александра, у которого было 3 детей: сын Владимир, и две дочери - Ольга и Нина. Ольга – её мама.
Вот, что пишет сама Елена: «Мои бабушка Бахаревская (Фуранова) Антонина Валерьевна и дедушка Бахаревский Александр после известных событий уехали в Узбекистан. Бабушка родом из Орска, ее отец - белый офицер, мама работала заведующей детдома. Они поженились очень молодыми, бабушка была их единственной дочерью. Надо ли объяснять, что дочери белого офицера и сыну священника невозможно было оставаться в России из-за постоянных преследований и гонений. Мы абсолютно не ожидали найти родственников в Ульяновске, надеялись только собрать как можно больше информации, чтобы понять, кого надо искать. Но надежда хоть маленькая, но была. Когда я наткнулась на статью на этом сайте о расстрелянных священниках, я сразу почувствовала, что Бахаревский Алексей Арсентьевич и есть мой прадед – так как все совпадало.
Я сделала запросы в архив Ульяновска, связалась с сайтом Классической Симбирской гимназии, с Симбирской Епархией, с научной областной библиотекой Ульяновска. Общими усилиями мне удалось установить кое-какие сведения о нашей семье. Я даже писала по адресу, где до расстрела жил Алексей Арсентьевич, в Ульяновск (этот адрес указан в статье здесь на сайте), и в Москву, где до расстрела жил Сергей, старший сын Алексея, но ответа не было. Кроме того в интернете я познакомилась с одним из писателей Ульяновска, который собирает сведения о бывшем Симбирском уезде. Он откликнулся и мы ведем с ним переписку. Мы думали, что Любовь Михайловна и все ее дети тоже уехали в Узбекистан. Как я понимаю, семья связь поначалу поддерживала, но потом все потерялись, так как постоянно переезжали с места на место – и там спокойно жить не давали: жили и в Узбекистане, и в Казахстане. Моя мама Ольга Александровна говорит, что в одном месте они жили полгода, в лучшем случае год, и опять переезд – и так до смерти Сталина.
Он умер 24 декабря 1959 года в Южном Казахстане в поселке Ильич Сырдарьинской области, где и похоронен. До войны, кроме Володи, у бабушки и дедушки было еще трое детей – девочка Валечка, и два сына Юрий и Юрий, но все они болели после рождения и умерли совсем маленькими, младенцами. После войны у бабушки с дедушкой родились моя мама Ольга и Нина.
Бабушка умерла 9 лет назад (6 ноября 2003 г.), и похоронена здесь в Беларуси. Моя мама и тетя родились в Узбекистане. Вот бабушка своей рукой записывала дату рождения своих детей. После смерти дедушки бабушка замуж больше не вышла, очень любила его и всегда говорила, что лучше его больше никого нет, у нее даже в мыслях не было, чтобы создать другую семью. Она нам рассказывала, что дедушка Александр был очень воспитанным и интеллигентным человеком, из очень хорошей семьи.
После того, как дедушки не стало, они так и жили в Казахстане. В 1964-1965 году моя мама Ольга приехала в Беларусь навестить свою родственницу – бабушкину тетю Клавдию, которая была замужем за военным и в то время жила в Беларуси в Брагине. Здесь мама познакомилась с моим отцом, потом вышла за него замуж. 28.02.1966 родилась я. 26.03.1972 родились двойняшки – мои брат и сестра, Ирина и Николай.»
Сейчас Елена, её муж Александр и дети живут в Белоруссии, в городе Мозыре. У них 3-е детей - дочери Виктория и Ольга и сын Владислав.
Начиная свою работу, как простое исследование, которое могло бы открыть для меня неизвестные страницы истории моей семьи, в итоге привело к тому, что я нашла своих родственников. Мы очень рады тому, что нашли друг друга. Теперь активно общаемся и делимся новой информацией. Спустя более чем полвека наконец-то наша семья воссоединилась.
Заключение
20-е – 30-е годы – страшные по своей жестокости страницы в истории СССР, которые невозможно восстановить, поскольку жертвы исчисляются миллионами, – талантливые люди, технические специалисты, руководители, ученые, писатели, интеллигенция. Террор охватывал без разбора все регионы, все республики. В расстрельных списках были фамилии русских, евреев, украинцев, грузин и других представителей больших и малых народов страны.
В феврале 1954 г. на имя Н. С. Хрущёва была подготовлена справка, подписанная Генеральным прокурором СССР Р. Руденко, министром внутренних дел СССР С. Кругловым и министром юстиции СССР К. Горшениным, в которой называлось число осужденных за контрреволюционные преступления за период с 1921 г. по 1 февраля 1954 г. Всего за этот период было осуждено Колегией ОГПУ, „тройками“ НКВД, Особым совещанием, Военной коллегией, судами и военными трибуналами 3 777 380 человек, в том числе к высшей мере наказания — 642 980, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже — 2 369 220, в ссылку и высылку — 765 180 человек [1;28]. Как не печально для меня, но мои родственники оказались в этом сухой статистике.
Вплоть до конца 80-х гг. в СССР эта информация являлась государственной тайной. Впервые подлинная статистика осужденных за контрреволюционные преступления была опубликована в сентябре 1989 г. в статье В.Ф. Некрасова в «Комсомольской правде». Затем более подробно эта информация излагалась в статьях А.Н. Дугина (газета «На боевом посту», декабрь 1989г.), С.Н. Земскова и Д.Н. Нохотович («Аргументы и факты, февраль 1990 г.), в других публикациях В.Н. Земскова и А.Н. Дугина (последнего не следует путать с его однофамильцем из газеты «День»). Число осужденных за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления впервые было обнародовано в 1990 г. в одной из статей члена Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлева в газете «Известия». Более подробно эту статистику, с динамикой по годам, опубликовал в 1992 г В.П. Попов в журнале «Отечественные архивы» [2].
2 августа 1992 г. в пресс-центре МБРФ состоялся брифинг, на котором начальник отдела регистрации и архивных фондов МБРФ генерал-майор А. Краюшкин заявил журналистам и другим приглашенным, что за все время коммунистической власти (1917-1990 гг.) в СССР по обвинению в государственных преступлениях и некоторым другим статьям уголовного законодательства аналогичного свойства осуждены 3 853 900 человек, 827995 из них приговорены к расстрелу. В терминологии, прозвучавшей на брифинге, это соответствует формулировке «за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления». Любопытна реакция средств массовой информации на это событие: большинство газет обошли его гробовым молчанием. Одним эти цифры показались слишком большими, другим – слишком маленькими, и в итоге редколлегии газет различных направлений предпочли не публиковать этот материал, утаив тем самым от своих читателей общественно значимую информацию (умолчание, как известно, одна из форм клеветы). Надо отдать должное редколлегии газеты «Известия», опубликовавшей подробный отчет о брифинге с указанием приводимой там статистик.[4]
В результате исследования литературы по данной проблематике, в результате общения на тематических форумах пришли к следующим выводам:
Человеческая жизнь бесценна. Убийство невинных людей нельзя оправдать – будь то один человек или миллионы. Но я- как исследователь не могу ограничиваться нравственной оценкой исторических событий и явлений. Мой долг – воскрешение подлинного облика нашего прошлого.
Вместо памятников жертвам политических репрессий, которые предполагалось воздвигнуть, в большинстве случаев по-прежнему стоят закладные камни, установленные еще на рубеже 1980–1990-х годов.
На мемориальных досках, установленных в честь тех наших выдающихся сограждан, которые были расстреляны или погибли в лагерях, отсутствуют любые упоминания об их трагической смерти.
Выявлена и отмечена памятными знаками лишь малая часть мест массовых захоронений казненных. А тысячи кладбищ возле лагерей и трудпоселков утрачены безвозвратно: они превратились в пустыри, распаханы, заросли лесом, на их месте выстроены новые жилые массивы или промышленные комплексы. До сих пор миллионы людей не знают, где зарыты их родители, деды и прадеды (в том числе я не знаю и могила моего прадедушки).
Перспективы исследования
Найти в ГАУО материалы о месте расстрела и захоронении прадедушки Алексеи Арсеньевиче Бухаревского
Посетить место, где раньше жила семья Бахаревских;
Съездить в Симбирскую епархию и ознакомиться с материалами, которые раскрывают неизвестные страницы истории моей семьи.
Список источников и использованной литературы
ГАРФ. Коллекция документов; Попов В.П. Государственный террор в советской России. 1923-1953 гг.: источники и их интерпретация / Отечественные архивы, 1992, № 2. С. 28.
Некрасов В.Ф. Десять «железных» наркомов / Комсомольская правда, 1989. 29 сент.; Дугин А.Н. Гулаг: открывая архив / На боевом посту, 1989. 27 дек.; Земсков В.Н., Нохотович Д.Н. Статистика осужденных за контрреволюционные преступления в 1921-1953 гг. / Аргументы и факты, 1990, № 5; Дугин А.Н. Гулаг: глазами историка / Союз, 1990, № 9; Дугин А.Н. Сталинизм: легенды и факты / Слово, 1990, № 7; Дугин А.Н. Говорят архивы: неизвестные страницы ГУЛАГа / Социально-политические науки, 1990, № 7; Дугин А.Н. и Малыгин А.Я. Солженицын, Рыбаков: технология лжи / Военно-исторический журнал, 1991, № 7; Земсков В.Н. Гулаг: историко-социологический аспект, 1991, №№ 6-7; Земсков В.Н. Заключенные, спецпоселенцы, ссыльнопоселенцы, ссыльные и высланные: статистико-географический аспект / История СССР, 1991, № 5; Попов В.П. Государственный террор в советской России. 1923-1953 гг.: источники и их интерпретация / Отечественные архивы, 1992, № 2
Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М.: Республика: Верховный Совет Рос. Федерации, 1993. - 223 с.
Руднев В. НКВД – расстреливал, МБРФ – реабилитирует / Известия. 1992. 3 августа
Биографические справки на репрессированных в 1920-50, опубликованные в 1-м томе книги "Книга памяти жертв политических репрессий. Ульяновск".
http://www.memo.ru/memory/simbirsk/index.htm
http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans - База данных по новомученикам и исповедникам Русской Православной Церкви 20 в.
«МОЙ САЙТ СИМБИРСКУ» (http://simbirsk.vx0.ru/).
Разноцветное дерево
Волшебная фортепианная музыка
Новый снимок Юпитера
Если хочется пить...
«Течет река Волга»