Исследовательская работа из области естественные науки, общество.
Вложение | Размер |
---|---|
naruschenie_jcfyrb.rar | 103.04 КБ |
Управление образования администрации г. Добрянка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Добрянская средняя общеобразовательная школа № 2"
Естественные науки. Общество
Нарушение осанки у младших школьников
Бовкун Маргарита,
4 класс,
МОУ «Висимская ООШ»
Руководитель:
Бовкун Марина Леонидовна,
учитель ИЗО и черчения
Добрянка,2010
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Осанка. Признаки нарушения осанки………………………..........4
Глава 2. Анализ медицинских карт учащихся 4 класса…………………. ..5
Глава 3. Факторы, влияющих на осанку учеников…………. ………….6 -7
Глава 4. Профилактика нарушения осанки………………………………. ..8
Заключение…………………………………………………………… ……...9
Список литературы и источников…………………………………………..10
Приложение
Введение
Еще в начале прошлого столетия известный американский педагог Джесс Банкрофт в книге «Осанка школьника» писал: «Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг школьной осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре, школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклоненной головой и другими деформациями, вызванными школьным обучением».
Правильная осанка – это красота, культура тела, а также чрезвычайно важная составная здоровья. При правильном строении тела создаются благоприятные условия для всестороннего развития организма, деятельности всех внутренних органов, обеспечивающих лучшее и более экономичное протекание двигательных процессов.
Гипотеза: интересно выяснить, правы ли американский ученый, врачи, учителя и родители, которые утверждают, что неравномерное распределение нагрузки на тело при сидении, переносе тяжестей и ненатренированности мышц влияют на нарушение нашей осанки.
Объект исследования: осанка учащихся 4 класса.
Предмет исследования: факторы, влияющие на осанку школьника.
Цель работы:
Изучение причин и признаков нарушения осанки у учащихся 4 класса.
Задачи:
1. Изучить признаки нарушения осанки.
2. Проанализировать состояние опорно-двигательной системы по медицинским картам учащихся 4 класса.
3. Выявить факторы, влияющие на осанку учеников.
4. Изучить меры предупреждения нарушения осанки.
При работе над темой исследование проводилось в 4 классе Висимской школы. Использовали медицинские карты учеников, нормы СанПина,
научно-популярную литературу, Интернет-источники.
Осанка – это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении.
По определению С.И. Ожегова осанка – внешность, манера держать себя (в положении корпуса, складе фигуры). В.И. Даль определил хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил пословицу: «Без осанки – конь – корова».
Позвоночник состоит из 33 позвонков и имеет 4 различных отдела: шейный, грудной, поясничный и крестцовый. У всех людей позвоночник не является идеально прямым, он имеет искривления. Если посмотреть на спину сбоку, то можно увидеть, что она имеет 4 искривления: в шейном, грудном, поясничном и крестцовом отделах. Однако если посмотреть на спину сзади, то эти искривления заметить трудно. Если позвоночник искривлен слева направо или наоборот, то говорят о сколиозе (боковое искривление позвоночника). Позвоночный столб при этом может напоминать буквы "С" или "S".
Многие признаки сколиоза заметны невооруженным глазом:
В положении стоя разница в высоте левого и правого плеча.
Выступание одной из частей грудной клетки.
Выступание в поясничном отделе спины с изгибом.
S-образное изменение линии позвоночника при виде сзади.
Почему ценна правильная осанка? По двум основным причинам: во первых, все внутренние органы находятся в наиболее удобных условиях; во вторых, движения человека наиболее естественны, экономичны. Человека с искривленным позвоночником мучают постоянные боли в спине.
Анализ медицинских карт учащихся 4 класса
При изучении нарушения осанки и проведении исследования были проанализированы результаты медицинских обследований учеников 4 класса нашей школы.
Просмотрели медицинские карты 17 учеников. По результатам осмотра при поступлении в 1 класс из 17 человек нормальную осанку имели 16 учеников. 1 ученик имел вялую осанку.
По результатам осмотра осенью 2009 года выявлено: нормальная осанка – 11 учеников, нарушения осанки – 6 учеников. Плоскостопие (приводящее к неправильному распределению механических нагрузок на позвоночник) – у 4 человек.
В результате изучения медицинских карт пришли к выводу, что за период учёбы в школе у учеников происходят значительные нарушения опорно-двигательной системы.
При наблюдении за осанкой учеников замечено, что медицинские данные по нарушению осанки занижены.
Факторы, влияющие на осанку учеников
Определены факторы, которые могут влиять на нарушение осанки: вес портфелей, высота парт, физические упражнения.
1. Было взвешено 14 ранцев и 3 портфеля с одной лямкой. Самый легкий портфель весит 2 кг., самый тяжелый – 4 кг. 500 г. Средняя масса одного портфеля - 3 килограмма.
2. Соотношение роста учащихся и высоты парт (приложение 1).
Парты:
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 | Группа роста (в мм) | Количество штук |
4 | 1450 - 1600 | 1 |
5 | 1600 - 1750 | 2 |
6 | Свыше 1750 | 6 |
Рост учащихся 4 класса: от 126 до 145 см.
Вывод: только одна парта соответствует росту учащихся!
Поэтому у двух ребят ноги не достают до пола; у четверых учеников ноги до пола достают в положении на носочках.
Наблюдение за тем, как сидят ученики за партами:
1) три ученика постоянно поджимают ногу под себя на стуле;
2) два ученика стараются сидеть за партами ровно, остальные (15) – сильно изогнувшись или лежа на парте.
3. В школе проводится 2 урока физкультуры в неделю, спортивные секции, физкультминутки во время уроков.
4. Составили и провели среди учащихся анкету:
Вопросы анкеты | Ответы | Кол-во ответов | Вывод |
1. Выполняя домашнее задание, вы сидите: | За столом на стуле | 15 | При выполнении уроков школьники сидят за столом. Предпочитают читать лежа на спине. Физкультминутки проводятся нерегулярно. Спортом занимаются. По мнению школьников, на осанку влияет поза за партой. |
За столом в кресле | 2 |
2. Читаете дома: | Сидя | 12 |
Лежа | 5 |
3. Проводятся ли у вас на уроке физкультминутки? | Да | 4 |
Иногда | 13 |
4. Удобная ли у вас парта? | Да | 11 |
Нет | 6 |
5. Каким видом спорта вы занимаетесь и где? | Уроки физкультуры | 10 |
Спортивная секция | 1 |
Лыжи | 5 |
Бег | 8 |
Велосипед | 6 |
6. Какие факторы влияют на вашу осанку? | Сижу криво | 7 |
Портфель (очень тяжелый) | 6 |
Пишу, уткнувшись в тетрадь «носом» | 4 |
Ничего | 4 |
Как я хожу | 2 |
Профилактика нарушения осанки
Возраст от 8 до 17 лет – самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшие отклонения в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей. Именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов. В этом же возрасте наиболее эффективны мероприятия по восстановлению осанки.
Чтобы не возникала опасность искривления позвоночника, школьнику сидя за партой, следует держать туловище прямо, а голову лишь немного наклонять вперед. Между туловищем и партой должно оставаться свободное пространство в 3-4 см, предплечье должно свободно лежать на столе, ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны опираться на пол или подножку парты. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтевого сгиба опущенных рук.
Рекомендации школьникам.
Во время уроков контролировать свою осанку.
Чередовать занятия с отдыхом (приложение 2).
Спать на ровной жесткой поверхности.
Чаще заниматься плаванием и ходьбой на лыжах.
Не поднимать тяжести, которые способны привести к смещению позвонков.
Правила эти просты, но их несоблюдение может привести к весьма печальным последствиям.
Профилактика заболеваний позвоночника заключается в сохранении правильной осанки с детства, исключении травм позвоночника, осторожности при подъеме тяжестей, прыжках, ношении грузов, выполнении физических упражнений (приложение 3).
Заключение
Большую часть времени учащийся проводит в школе, сидя за партой, взрослые должны внимательно следить за соответствием роста детей высоте парт, освещённостью класса.
Издавна установлено, что от состояния основы опорно-двигательной системы позвоночника зависит правильная осанка. Воспитывать правильную осанку можно физическими упражнениями и постоянным контролем за соблюдением правильной позы во время еды, сна, на уроках и дома – при выполнении домашнего задания, чтении книг, в трудовой деятельности, на прогулке.
Родителям, учителям в школе необходимо постоянно следить за осанкой детей. Но контроль не может быть бесконечным. С начальных классов надо приучаться к самоконтролю. Поэтому детям нужно знать о признаках правильной и неправильной осанки, о мерах предупреждения нарушений осанки.
При любых нарушениях осанки лучше всего обращаться к врачам- специалистам. Только они поставят точный диагноз и подберут индивидуальные методы лечения или профилактики. И нужно помнить: чем раньше поставлен диагноз и начато лечение, тем эффективнее оно будет.
Список литературы и источников
Гагишвили Э.Ш. 24 позвонка. Сколиоз. // Попурри для детей. 2003. №4
Мир детства. Подросток. М., 1989.
Медицинские карты учащихся 4 класса.
Транквиллитати А.Н. Если у вас болит спина. М., 1989.
Интернет.
Приложение 1
РАЗМЕРЫ МЕБЕЛИ И ЕЕ МАРКИРОВКА ПО ГОСТам
"СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ" И "СТУЛЬЯ УЧЕНИЧЕСКИЕ"
Номера | Группа роста | Высота над | Цвет маркиров- | Высота над |
1 | 1000 - 1150 | 460 | Оранжевый | 260 |
2 | 1150 - 1300 | 520 | Фиолетовый | 300 |
3 | 1300 - 1450 | 580 | Желтый | 340 |
4 | 1450 - 1600 | 640 | Красный | 380 |
5 | 1600 - 1750 | 700 | Зеленый | 420 |
6 | Свыше 1750 | 760 | Голубой | 460 |
Приложение 2
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для снятия утомления с туловища. 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
Приложение 3
Упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательной системы.
1. Исходное положение: стоя, руки на поясе. Поднять правое плечо. Опустить его вниз. То же выполнить левым плечом.
2. Исходное положение: стоя, руки на поясе. Выполнять круговые движения правым плечом, затем левым. Голову к плечу не наклонять. Все движения делать плавно.
3. Исходное положение: стоя, руки на поясе. Локти развернуть вперед. Спину округлить. Подбородок опустить на грудь. Ощутить легкое потягивание мышц спины.
4. Исходное положение: стоя на коленях и ладонях. Подбородок прижат к груди. Спину округлить: потянуться спиной вверх и прогнуться.
5. Исходное положение: лежа на спине. Поднять руками колени к груди. Нагнуть голову к коленям. Удерживать такое положение в течение нескольких секунд. Затем расслабиться. Повторить 10 раз.
6. Исходное положение: лежа на животе, руки сзади, пальцы соединены в замок. Поднять голову и оторвать плечи от пола, вытягивая руки к ступням. Удерживать такое положение несколько секунд. Расслабиться.
7. Исходное положение: лежа на животе, руки под бедрами, колени выпрямлены, ступни ног соединены. Оторвать ноги от пола, стараясь приподнять их как можно выше. Удержать такое положение на два счета и опустить ноги.
Белый лист
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Шелковая горка
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Самый главный и трудный вопрос