Исследовательская работа по географии
Вложение | Размер |
---|---|
mat.kapital-vvedenie.doc | 57.5 КБ |
mat.kapital-teoriya.doc | 266 КБ |
mat.kapital-zaklyuchenie.doc | 56.5 КБ |
materinskiy_kapital_kak_forma_dopolnitelnoy_podderzhki_semi.ppt | 2.51 МБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
«МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ РОЖДАЕМОСТИ В СЕГЕЖСКОМ РАЙОНЕ»
Выполнила: ученица 9 «б» класса
Ском Карина
Руководитель: Вальберг О.А.
г. Сегежа
2012 г
Содержание
Введение ……………………………………………….. стр.2
2. Теоретико-методические основы защиты материнства и детства, основные понятия ………………………………………... стр.4
2.1 Понятие семьи, её роль в обществе ……… стр.4
2.2 Сбережение населения как важнейшая функция государства …………………………………………………… стр.6
2. 3 Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи ………………………………. стр.8
3. Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи ………………………………………….. стр.11
3.1 Опыт зарубежных стран по семейной
политике ………………………………………………………. стр.12
3.2 Мнение населения о «материнском
капитале» ……………………………………………………… стр.14
4. Влияние материнского капитала на уровень рождаемости в Сегежском районе.
4.1 Анализ рождаемости в Сегежском районе ..стр.16
4.2. Прогнозирование демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале ……………….. стр.17
5. Заключение ……………………………………………….. стр.19
6. Список литературы ………………………………………. стр.20
7. Приложения ……………………………………………….. стр.21
Введение
Население – основное богатство любой страны, без него жизнь государства невозможна. Но в последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашей стране, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, выразившемуся в естественной убыли населения в подавляющем большинстве регионов страны и в России в целом. Россия столкнулась с ужасающим по своим масштабам и приближающимся последствиям глобальным кризисом.
По прогнозам Госкомстата Российской Федерации численность населения России в 2015 году составит 130 млн. чел, то есть снизится на 8,5% по сравнению с 2006 годом. Есть опасность, что к 2050 году численность населения России достигнет отметки в 100 млн. В условиях бескомпромиссной борьбы за природные ресурсы (до 42% которых от всех мировых запасов сосредоточено в Российской Федерации), долговременное существование гигантской территории с быстро уменьшающимся населением не представляется возможным.
Цель – изучить влияние материнского капитала на уровень рождаемости в Сегежском районе, а также дать свою оценку дополнительным мерам поддержки граждан, имеющих детей.
Методы исследования: анализ научно-методической базы, нормативно-правовых документов, анкетный опрос, анализ статистических данных, использование интернет-ресурсов.
Для достижения цели в ходе исследования надо было решить несколько задач, которые являются поступательными шагами для достижения цели.
Задачи:
ознакомиться с научно-методической базой по проблемам семей и семейной политики;
проанализировать нормативно-правовую базу Российской Федерации по семейной политике (в фокусе внимания федеральные законы, подзаконные акты, международным рамочным документам и законам субъектов Федерации внимание уделено не было, так как в рамках данного исследования они не имеют большого значения), особое место, уделив закону «О материнском капитале»;
провести социологический блиц-опрос, с целью узнать мнение граждан о материнском капитале и государственной семейной политике в целом.
выявить недостатки и положительные стороны российской нормативно-правовой базы по социальной поддержке семьи;
изучить и проанализировать зарубежный (на примере трех стран) опыт семейной политики;
сформулировать выводы и рекомендации.
Проработанность проблемы. В качестве научно-методической базы послужили работы российских ученых-демографов А.И. Антонова, А.Г. Вишневского, В.А. Борисова, В.Н. Архангельского и др.
Актуальность темы исследования. Проблема социальной поддержки семьи сейчас является, на мой взгляд, основной проблемой социальной политики в России.
Здесь стоит выделить три аспекта.
Во-первых, это демографическая катастрофа, которая наблюдается в России уже достаточно долгий период. Только по официальным данным, Россия ежегодно теряет около 800000 человек.
Во-вторых, что особо важно в рамках данного исследования, в России достаточно низкий уровень жизни населения. И хотя практика показывает, что в странах с низким уровнем жизни рождаемость выше, но Россия в этом отношении является исключением. Возможно причина в том, что, несмотря на невысокие доходы, уровень образования в России выше, чем в странах Африки, Азии, Латинской Америки.
В-третьих, важно, чтобы ребенок воспитывался в полной семье. Это в меньшей степени касается данного исследования, но этот вопрос тоже будет затронут в научно-теоретической части исследования.
Объектом исследования является семья и семейная политика, их взаимодействия.
Предмет исследования – материнский капитал как новая форма социальной поддержки семьи.
2. Теоретико-методические основы защиты материнства и детства, основные понятия.
2.1 Понятие семьи, её роль в обществе
Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Роль семьи в обществе огромна. Семейные традиции, культурные ценности – основа воспитания новых поколений.
Семья как социальный институт имеет две особенности. Семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.
Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции: биологическое воспроизводство общества (репродуктивная), воспитание и социализация молодого поколения, воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи, сексуальный контроль, забота о нетрудоспособных членах семьи, эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).
Как уже выше отмечалось, семья в социологии рассматривается не только как социальный институт, но и как малая социальная группа. Каковы же отличительные признаки ее в последнем качестве? Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями. Во-вторых, в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности. В-третьих, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп (они, как мы уже отмечали в теме по социальной структуре общества, разновидность малых групп) достаточно наличия общих интересов.
Итак, под семьей понимаются межличностные интересы между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Социальные функции семьи:
Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:
- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);
- воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;
- хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;
- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
- социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
- эмоциональная – получение психлогической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
В современных условиях все заметнее становится кризис семьи как социального института общества, пути выхода из которого пока неясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Причины такого кризиса имеют общий характер для всех индустриальных государств, есть порождением индустриальной цивилизации.
2.2 Сбережение населения как важнейшая функция государства
Демографическая политика – целенаправленное формирование желательного (оптимального) в долгосрочной перспективе типа воспроизводства населения или закрепление существующего типа, если он оптимален, путем осуществления комплекса взаимосвязанных мер.
Новый этап демографической политики начался с разработки Концепции демографического развития России на период до 2015 года, разработанной на основе указа Президента РФ от 10 января 2000 г. и одобренной Правительством РФ.
Концепция имеет в своем составе следующие функциональные разделы:
1. Современная демографическая ситуация в РФ
2. Цели и задачи демографического развития
3. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения
4. Приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи
5. Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения
6. Информационное обеспечение реализации Концепции
7. Механизм реализации концепции.
Концепция констатирует, что сформировавшиеся тенденции естественного и миграционного движения населения предопределяют как его дальнейшее сокращение, так и общее старение. Как уже было отмечено, при расчетном сокращении населения России к 2016 году примерно до 134 млн. чел. прогнозируется почти двукратный перевес нетрудоспособного населения над молодежью, не достигшей 16 лет.
Поэтому приоритетными целевыми задачами демографического развития РФ, решение которых, согласно Концепции должно обеспечивать стабилизацию численности населения страны и создание предпосылок его роста, являются:
- укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
- стимулирование рождаемости и укрепление семьи
- регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения
В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:
· укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга;
· улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
· улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
· сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.
Стимулирование рождаемости намечается проводить за счет формирования системы общественных и личных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более, что в свою очередь потребует повышения материального благосостояния и качества жизни семьи, создания благоприятных социально-экономических условий для рождения и воспитания сразу нескольких детей, самореализации молодежи при получении образования и занятий достойным трудом с точки зрения материального вознаграждения.
Реализация Концепции предполагает формирование механизма, основанного на:1) объединении усилий государства и общества в выработке единых подходов к сохранению демографического потенциала России, 2) координации действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на улучшение демографической ситуации в стране; 3) разработке целевых федеральных и региональных программ, направленных на решение основных социальных и демографических задач.
В случае успешной реализации главной цели Концепции – по обеспечению стабилизации численности населения России, наша страна выполнит программу-минимум и сохранит, хотя и с потерями, большую часть своего демографического потенциала, что очень важно для ее благоприятного геополитического будущего. За счет чего она будет развивать демографический потенциал в дальнейшем – сложный вопрос, решение которого не поддается однозначному определению. С большей вероятностью России придется приготовиться к приему мощных миграционных волн на свою территорию, и от управляемости процессом адаптации иммигрантов будут зависеть состав и толерантность будущего российского общества и его нацеленность на мирное компромиссное разрешение межэтнических конфликтов, в какой-то мере неизбежных в условиях многонационального государства.
2. 3 Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
Материнский капитал — форма государственной поддержки российских семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 года при рождении (усыновлении) второго, (третьего или последующего — только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года, имеющего российское гражданство
В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют:
- женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) второго или последующих детей начиная с 1 января 2007 года;
- мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
- отец (усыновитель) ребёнка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребёнка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребёнка (детей) умышленного преступления;
- несовершеннолетний ребёнок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребёнок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем).
ЦЕЛИ РАСХОДОВАНИЯ КАПИТАЛА
получение образования ребёнком;
улучшение жилищных условий;
формирование накопительной части трудовой пенсии.
В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдаётся сертификат государственного образца
Цели расходования материнского капитала
Материнский капитал может быть потрачен только на следующие цели:
получение образования ребёнком;
улучшение жилищных условий (Улучшение жилищных условий за материнский капитал);
формирование накопительной части трудовой пенсии (посредством инвестирования через негосударственный пенсионный фонд, Внешэкономбанк, управляющую компанию).
Распоряжаться средствами материнского капитала возможно только по истечении 3 лет со дня рождения (усыновления) ребёнка. Таким образом, реальные выплаты начались с 2010 года. На эти цели в федеральном бюджете на 2010 год заложили 132 млрд руб.
2 августа 2010 года в законодательство внесены изменения, касающиеся использования средств материнского капитала. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счёт средств материнского (семейного) капитала» вносит изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», в соответствии с которыми в случае, если ребёнок умер на первой неделе жизни, вместо справки о рождении по форме № 26 будет выдаваться свидетельство о рождении. С этой целью признается утратившим силу абз. 3 п. 2 ст. 20 ФЗ «Об актах гражданского состояния». Изменения закона будут распространяться на ситуации, которые возникли после 15 ноября 1997 года. Возможность получения свидетельства о рождении позволяет матерям, потерявшим ребёнка на первой неделе жизни, получить сертификат на материнский капитал.
По оценке, к концу 2010 года сертификат на материнский капитал получили около 2,5 млн российских семей.
По законодательству после перевода средств (части средств) материнского капитала на финансирования накопительной части трудовой пенсии, у владельца материнского капитала остаётся право вернуть средства с начисленным ранее инвестиционным доходом и распорядиться ими в иных целях.
Дополнительная информация о материнском капитале
право на получение материнского капитала предоставляется только один раз;
изменение размера материнского капитала не влечет замену сертификата;
срок, когда можно обратиться в ПФР с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал после рождения второго (третьего или последующего ребёнка), не ограничен;
заявление о распоряжение средствами (частью средств) материнского капитала может быть подано в любое время по истечении 3 лет. Кроме этого, в случае необходимости погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным, на приобретение (строительство) жилья средствами материнского капитала можно воспользоваться, не дожидаясь достижения трехлетнего возраста второго ребёнка. Это правило распространяется на все кредиты и займы на приобретение или строительство жилья, заключённые до 31 декабря 2010 года;
однако в связи с внесенными в закон поправками, материнский капитал можно направить на погашение кредитов на покупку жилья, взятых по 31 декабря 2010 года включительно, независимо от срока, истекшего со дня рождения второго или последующих детей;
материнский капитал освобождается от налога на доходы физических лиц;
материнский капитал предоставляется не конкретному ребёнку, а родителям, семье;
сертификат действителен только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Действие сертификата прекращается в случае смерти владельца либо прекращения у него права на дополнительные меры государственной поддержки. В случае утраты сертификата в территориальном органе ПФР можно получить его дубликат;
обратиться за получением сертификата можно в территориальный орган ПФР по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания;
заявление о выдаче сертификата и документы в территориальный орган ПФР можно подать через доверенное лицо либо направить их по почте.
Требования к объекту недвижимости
Требования к использованию материнского капитала в целях улучшения жилищных условий описаны в Постановлении Правительства РФ от 12.12.2007 N 862. В настоящий момент законодательство РФ содержит только одно требование к объекту недвижимости, приобретаемому с целью улучшения жилищных условий — объект должен находиться на территории России.
Реализация
Учёт получателей и выдачу соответствующих сертификатов осуществляет Пенсионный фонд России. Сумма капитала ежегодно пересматривается с учётом инфляции и не облагается налогом на доходы физических лиц.
РАЗМЕР МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА
Год | Сумма средств материнского капитала | Источник | Примечание |
2007 | 250 000 |
|
|
2008 | 276 250 | ч. 1 ст. 11 198-ФЗ от 24.07.2007 г. | +10,5 %; инфляция за 2007 г. 11,9 % |
2009 | 312 162,5 | ч. 1 ст. 11 204-ФЗ от 24.11.2008 г. | +13 %; инфляция за 2008 г. 13,3 % |
2010 | 343 378,8 | ч. 1 ст. 10 308-ФЗ от 02.12.2009 г. | +10 %; инфляция за 2009 г. 8,8 % |
2011 | 365 698,4 | 241-ФЗ от 28.07.2010 г. | +6,5 %; инфляция за 2010 г. 8,8 % |
2012 | более 387 000 | СМИ | +6 %; планируемая инфляция в 2011 г. 6-7 % |
2014 | 420 000 | Прогноз на 2014 г. | +14,8 % к значению 2011 г. |
3. Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи
Говоря о создании государством необходимых условий для развития семьи, важно определить главные функции и обязанности государства по отношению к семье: охрана семьи, защита от необоснованного вмешательства в ее дела.
В современных условиях охрана семьи возводится в ранг государственной политики через гарантированное право на труд каждого человека, каждой семьи. Эффективное использование трудового потенциала молодых семей один из важнейших путей современного этапа социальной политики государства. Именно подрастающее поколение практически единственный источник в государстве пополнения рабочей силы.
Не менее важным направлением укрепления семьи есть государственные меры, непосредственно направленные на стимулирование рождаемости, охраны материнства и детства, на сохранение здоровой семьи. Цель и целесообразность демографической политики состоит в том, чтобы пропорционально сочетать в семье воспроизводство, рождение детей и собственную жизнь родителей, учитывая социальные качества и гармоничное развитие личностей родителей и детей.
Укрепление здоровья людей, увеличение продолжительности активной жизни должны быть в центре демографической политики государства.
3. 1 Опыт зарубежных стран по семейной политике
В странах Западной Европы демографическая политика проводится с неодинаковой интенсивностью в разных странах. Наиболее активно во Франции, Швеции.
В США демографическая политика фактически не проводится, за исключением некоторых льгот семьям.
Большинство стран второго типа воспроизводства в последние десятилетия осуществляют демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста. В зарубежной Азии программы планирования семьи воплощаются в жизнь в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Первой на этот путь вступила Индия, но самых значительных успехов в регуляции темпов прироста населения добился Китай. Основными мерами, обеспечивающими снижение рождаемости стали повышение возраста вступления в брак (в Индии 21 год для мужчин и 18 лет для женщин, в Китае — 22 и 20 лет соответственно), стимуляция создания семей с одним или двумя детьми.
В странах арабско-мусульманского региона, охватывающего Юго-Западную Азию и Северную Африку, активность демографической политики невелика в связи с национальными и региональными традициями (мусульманство поощряет ранние и обязательные браки, многодетность, многоженство и отрицательно относится к демографической политике).
Африка, в целом (за исключением Нигерии), почти не включена в политику планирования семьи, что вызвано традициями многодетности и другими национальными и социально-экономическими причинами.
В экономически развитых странах — повышение уровня рождаемости и естественного прироста (особенно активно демполитика проводилась в Восточной Европе до конца 80-ых) благодаря ссудам молодожёнам, пособиям на рождение каждого ребёнка, льготам на жильё, длительного отпуска для беременных. По оценкам сейчас усилилась политика такого рода во Франции и Швеции.
Страны по населению на 2010 г.
Меры демографической политики в зарубежных государствах.
1. экономические
· оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества;
· возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале;
· ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости;
· преимущества для малодетных семей — для понижения рождаемости;
2. административно-правовые .
· законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин.
3. воспитательные, пропагандистские
· формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения;
· определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям;
· политика планирования семьи;
· половое образование молодёжи
3.2 Мнение населения о «материнском капитале»
В связи с необходимостью узнать мнение населения о законе «о материнском капитале», нами был проведен опрос.
Опрос проводился среди жителей Сегежского района.
Целью исследования было выявление мнения людей о роли государственной социальной помощи в поддержке семьи.
Задачи исследования:
выявить мнение людей о существующей системе социальной поддержки молодой семьи;
узнать их мнение о существующих проблемах молодых семей;
определить степень информированности о «материнском капитале».
Нами были опрошены х женщин и х мужчины.
Особых требований к выборке не было. Но нас больше интересовало мнение молодых людей, которые еще либо не имеют детей, либо не имеют более 1 ребенка, то есть те, кто еще не может воспользоваться «материнским капиталом».
Принципы, на которых построена анкета:
доступность и понятность;
разделение на смысловые блоки;
анонимность.
Сколько детей вы бы хотели иметь?
2) Может ли материальная поддержка государства оказать влияние на Ваше желание иметь больше детей?
3) Считаете ли Вы материнский капитал серьёзной поддержкой семьи?
4) С какими проблемами, на Ваш взгляд, сталкиваются молодые семьи в нашей стране?
5) Какой размер материнского капитала, на Ваш взгляд, будет оптимальным?
Минимальный 300000 рублей
Максимальный 2500000 рублей
4. Влияние материнского капитала на уровень рождаемости в Сегежском районе.
4.1 Мы провели исследование рождаемости в Сегежском районе и по респубике Карелия в целом и пришли к следующим выводам:
Действительно уровень рождаемости как в районе так и в республике постоянно повышается, что говорит о грамотной демографической политике в нашем регионе;
Повышение рождаемости начинается именнос 2006 года (год принятия закона о материнском капитале). А это свидетельствует о том, что в Сегежском районе материнский капитал влияет на рождаемость.
4.2. Прогнозирование социально-демографических процессов в связи с принятием закона о материнском капитале
Прогнозирование – это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета исследования.[1] Социальное прогнозирование представляет собой прогнозирование всего общественного, связанного с обществом, в центре которого лежит человек.
Прогноз – многовариантная гипотеза, научное предвидение о возможных результатах и путях развития исследуемого предмета. Целью прогноза является стремление дать ответ на круг вопросов о выбранной проблеме и путях ее решения.
В современных условиях социальное прогнозирование необходимо как способ проследить тенденции, ход, динамику изменений в рамках интересующего нас социального процесса.
Некоторые исследователи определяют социальное прогнозирование и как определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя из их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию.[2]
В широком смысле, социальное прогнозирование – это разработка прогнозов в общественных науках и включает в себя социально-медицинские (здравоохранения, включая физическую культуру и спорт), экономические (перспективы развития народного хозяйства, экономических отношений), демографические (рост населения, половозрастной структуры, миграции населения), психологические (развития личности, ее поведения, деятельности), социально-экологические (перспективы сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества) и др.[3] прогнозы.
Какие факторы влияют на демографическую ситуацию в России?
Разделим их на несколько групп:
социально-экономические (безработица, низкие доходы населения, рост цен на наиболее необходимые товары);
правовые (несовершенство нормативно-правовой базы по социальному обеспечению, неэффективность принимаемых государственной властью решений по социальной политике);
нравственно-этические (нежелание молодых людей тратить свои силы, время и средства на семью и детей).
Чтобы добиться максимально положительного сценария развития социально-демографических процессов, необходимо устранить препятствующие факторы.
В связи с этим необходимо решить проблемы прямо или косвенно влияющие на процессы брачности и рождаемости в России – стимулировать малый и средний бизнес, создающий в свою очередь, новые рабочие места, создавать бюджетные дошкольные образовательные учреждения, в которых дети из молодых семей смогут находиться под присмотром квалифицированных специалистов.
Размер социальных трансфертов, которые полагаются за рождения детей, о чем речь шла во второй главе, слишком мал, хотя материнский капитал частично ликвидирует этот недостаток. Нередки нарушения трудового законодательства в отношении женщин, которые хотят иметь детей, то есть женщина рискует быть потерять свое рабочее место.
Понятно, что переход к рыночной экономике в нашей стране сопровождался тем, что в просторечье назвали «диким капитализмом». Это серьезно повлияло на морально-нравственное состояние населения, их ценностные установки.
Во многих опросах общественного мнения семья среди ценностей жизни поставлена на третье – четвертое место.
Естественно, что в подобной ситуации трудно рассчитывать на серьезное улучшение ситуации.
Самое сложное то, что методов, способных повлиять на сознание и ценностные установки россиян не так много. Это делает демографическую проблему еще более тяжелой.
5. Заключение
Социальная поддержка семьи, на сегодняшний момент, является основным направлением в молодой, еще формирующейся социальной политике нашей страны.
И именно молодая семья нуждается в особой заботе как государства, но и общества.
Именно поэтому президент и правительство Российской Федерации пришли к выводу, что необходимы новые формы поддержки семьи. Итогом этого стал «материнский капитал».
Проделав данную исследовательскую работу мы пришли к следующим выводам:
1. демографическая ситуация в России критическая и требует принятия новых мер для стимулирования рождаемости;
2. особую значимость играет поддержка семьи, так как помимо непосредственного воспроизводства населения, семья обеспечивает ребенку необходимое воспитание и уход;
3. экономическая поддержка семьи (материнский капитал) является одним из способов стимулирования рождаемости;
4. в нашем регионе мы воочию убедились, что материальная поддержка семьи играет огромную роль в воспроизводстве населения.
Данная тема является объектом дальнейших исследования, направленных на выработку государственной семейной политики, формулирование практических рекомендаций социальным службам и другим компетентным органам.
В завершении хочется выразить благодарность сотрудникам Сегежской ЦРБ и людям нашего города, принявшим участие в анкетировании.
6. Список использованной литературы
Дилигентский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.
Каган В.Е. Психотерапия и реальность (вместо послесло- вия) // В кн. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993.
Демоскоп Weekly // http://demoscope.ru/
http://www.livestream.ru
7. Приложения
Анкета
1) Сколько детей вы бы хотели иметь или скольких детей вы имеете?
а) 1 б) 2 в) 3 г) более 3
2) Может ли материальная поддержка государства оказать влияние на Ваше желание иметь больше детей?
а) да б) нет
3) Считаете ли Вы материнский капитал серьёзной поддержкой семьи?
а) да б) нет
4) С какими проблемами, на Ваш взгляд, сталкиваются молодые семьи в нашей стране?
а) «жилищный вопрос» б) малообеспеченность
в) слабая социальная поддержка г) все перечисленные варианты
д) другое___________________________
5) Какой размер материнского капитала, на Ваш взгляд, будет оптимальным?
_______________________________
Слайд 1
«МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ РОЖДАЕМОСТИ В СЕГЕЖСКОМ РАЙОНЕ»Слайд 2
Демографическая тема как никогда актуальна для России. К сожалению, в нашей стране наблюдается демографический кризис, который обуславливается высокой смертностью, низкой рождаемостью и отрицательным естественным приростом. Материнский капитал – одна из социальных программ помощи семьям с маленькими детьми.
Слайд 3
Цель – изучить влияние материнского капитала на уровень рождаемости в Сегежском районе, а также дать свою оценку дополнительным мерам поддержки граждан, имеющих детей. Задачи: ознакомиться с научно-методической базой по проблемам семей и семейной политики; проанализировать нормативно-правовую базу Российской Федерации по семейной политике; провести социологический блиц-опрос, с целью узнать мнение граждан о материнском капитале; выявить недостатки и положительные стороны российской нормативно-правовой базы по социальной поддержке семьи; изучить и проанализировать зарубежный опыт семейной политики; сформулировать выводы и рекомендации.
Слайд 4
ПОНЯТИЕ СЕМЬИ, ЕЁ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Слайд 5
МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ
Слайд 6
ЦЕЛИ РАСХОДОВАНИЯ КАПИТАЛА получение образования ребёнком; улучшение жилищных условий; формирование накопительной части трудовой пенсии. Распоряжаться средствами материнского капитала возможно только по истечении 3 лет со дня рождения (усыновления) ребёнка. Таким образом, реальные выплаты начались с 2010 года. На эти цели в федеральном бюджете на 2010 год заложили 132 млрд руб.
Слайд 7
В странах Западной Европы демографическая политика проводится с неодинаковой интенсивностью в разных странах. Наиболее активно демографическая политика ведется во Франции, Швеции. В этих странах существует ряд мер, существенно повышающие рождаемость (льготы, компенсации)
Слайд 8
В США нет чётко выраженной демографической политики, населению предоставлен свободный выбор( демографическая политика фактически не проводится, за исключением некоторых льгот семьям)
Слайд 9
Основными мерами, обеспечивающими снижение рождаемости стали повышение возраста вступления в брак (в Индии 21 год для мужчин и 18 лет для женщин, в Китае — 22 и 20 лет соответственно), стимуляция создания семей с одним или двумя детьми.
Слайд 10
В странах арабско-мусульманского региона, охватывающего Юго-Западную Азию и Северную Африку, активность демографической политики невелика в связи с национальными и региональными традициями (мусульманство поощряет ранние и обязательные браки, многодетность, многоженство и отрицательно относится к демографической политике).
Слайд 11
МНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ О «МАТЕРИНСКОМ КАПИТАЛЕ» 1. Сколько детей вы бы хотели иметь? 2) Может ли материальная поддержка государства оказать влияние на Ваше желание иметь больше детей?
Слайд 12
3) Считаете ли Вы материнский капитал серьёзной поддержкой семьи? 4) С какими проблемами, на Ваш взгляд, сталкиваются молодые семьи в нашей стране? 5) Какой размер материнского капитала, на Ваш взгляд, будет оптимальным? Минимальный 300000 рублей Максимальный 2500000 рублей
Слайд 13
ВЛИЯНИЕ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА НА УРОВЕНЬ РОЖДАЕМОСТИ В СЕГЕЖСКОМ РАЙОНЕ .
Слайд 14
1. демографическая ситуация в России критическая и требует принятия новых мер для стимулирования рождаемости; 2. особую значимость играет поддержка семьи, так как помимо непосредственного воспроизводства населения, семья обеспечивает ребенку необходимое воспитание и уход; 3. экономическая поддержка семьи (материнский капитал) является одним из способов стимулирования рождаемости; 4. в нашем регионе как мы убедились, материальная поддержка семьи играет огромную роль в воспроизводстве населения.
Слайд 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Никто меня не любит
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Пятёрки
Акварель + трафарет = ?
Сказка "12 месяцев". История и современность