Воспитание у молодежи
патриотизма и чувства национальной гордости, национального
достоинства было характерно для России на протяжении веков.
Это доказывает актуальность данной научно-исследовательской
работы, тема которой «Факторы, влияющие на воспитание патриотизма и
гражданственности у молодежи»
Новизна этой работы состоит в ее
актуальности, в использовании различных методов пропаганды
патриотических идей (книги, семья, школа, внешкольные тренинги
и ролевые игры, посвященные патриотизму), что позволяет
расширить диапазон знаний в этой области у молодежи.
Вложение | Размер |
---|---|
faktory._vliyayushchie_na_vospitanie_patriotizma.doc | 142 КБ |
Управление образования
администрации г. Ленинска-Кузнецкого
МОУ ДПО «Научно-методический центр»
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7»
«Факторы, влияющие на воспитание патриотизма и
гражданственности у молодежи»
Автор:
Макрушина Юлия, ученица 7 класса «А»
Руководитель:
Балакина Наталья Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Ленинск-Кузнецкий
2009
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3-6
Глава 1. Влияние общества на воспитание подрастающего поколения.................................................................................................. .7-9
Глава 2. Сотрудничество семьи и школы в вопросах патриотического воспитания……………………………………………………………. 10-13
Глава 3. Творчество поэтов земли Кузнецкой, их роль в формировании патриотизма и гражданской позиции у молодежи………………… 14-18
Заключение…………………………………………………………… 19-20
Список литературы………………...…………………………………..... 21
3
Введение
Сегодня для России нет более важной задачи, чем воспитание
патриотизма, так как он способен духовно возвысить человека,
укрепить его внутренний потенциал глубоким чувством любви и
уважения к родине. Быть патриотом значит не просто называть себя
им, а в определенной ситуации действовать на основе высоких
моральных принципов, составляющих чувство патриотизма,
любить свое Отечество, быть готовым сражаться за него до полной
победы [4, С. 4]. В России - государстве с многовековой историей и
традициями патриотизм имеет глубокие корни. У россиян, как у
евроазиатского народа, в сознании и менталитете общественное
всегда преобладало над личностным, положение и роль личности в
российской истории подчинялись той цели, которая на том или
ином этапе исторического развития служила сплочению нации.
Таким образом, патриотизм в России всегда понимался, как
готовность поступиться личностными интересами во благо
Отечества, выражался в безграничной вере в помощь российского
государства и власти, в самоотверженность. Воспитание у молодежи
патриотизма и чувства национальной гордости, национального
достоинства было характерно для России на протяжении веков.
Это доказывает актуальность данной научно-исследовательской
работы, тема которой «Факторы, влияющие на воспитание патриотизма и
гражданственности у молодежи»
Новизна этой работы состоит в ее
актуальности, в использовании различных методов пропаганды
патриотических идей (книги, семья, школа, внешкольные тренинги
и ролевые игры, посвященные патриотизму), что позволяет
расширить диапазон знаний в этой области у молодежи.
4
Цели исследования: выявить факторы, влияющие на воспитание патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения.
Объект исследования: процесс воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
Предмет исследования: факторы, влияющие на воспитание патриотизма у подрастающего поколения.
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание у подрастающего поколения будет проходить успешно, если:
- семья и школа будут сотрудничать в вопросах патриотического воспитания;
- в воспитании патриотизма и гражданственности будут учитываться возрастные особенности подростков;
-будут показаны на уроках литературы примеры истинного патриотизма через изучение таких мастеров слова как В. Д. Федоров,
В. М. Баянов, Е. С. Буравлев.
Задачи исследования:
1. Исследовать методы и приёмы формирования гражданской активности школьников, их стремление трудиться во благо ее будущего.
2. Рассмотреть творчество поэтов Кузбасса, как воплощение идей патриотизма у подрастающего поколения.
3.Изучить научно-популярную литературу о патриотическом воспитании в семье и школе.
5
Методы исследования: изучение научно-популярной литературы, наблюдение, эксперимент, анализ и обобщение результатов эксперимента, беседы со школьниками, их родителями и педагогами.
Работа состоит из трех глав:
Влияние общества на воспитание подрастающего поколения.
Сотрудничество семьи и школы в вопросах патриотического воспитания.
Творчество поэтов земли Кузнецкой, их роль в формировании патриотизма и гражданской позиции у молодежи.
В первой главе рассматривается влияние социума на воспитание патриотизма у молодежи. В этом есть особое назначение, заключающееся в необходимости показать, какова роль общества в воспитании ребенка как личности с активной гражданской позицией.
Во второй главе освещается патриотическое воспитание в школе и отношение школьников к патриотизму как глубокому нравственному чувству. Это необходимо, потому что патриотизм был и остается нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своей стране, в преданности ей, в гордости за её прошлое и настоящее, стремлении и готовности её защищать. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины [6, С. 2 - 3].
Третья глава посвящена влиянию творчества поэтов земли Кузнецкой на воспитание гражданской позиции у молодежи, так как они, не любопытствующие собиратели географических сведений, а люди, с детства
6
изведавшие суровую печаль родной земли и не забывшие, не разуверившиеся в ее красоте и правде.
Творчество поэтов земли Кузнецкой всегда сосредоточено на людях, их судьбах, страстях и заботах, они выступали и выступают с позиций добра, в них живет необыкновенное ощущение цельности и взаимосвязанности всего живого на земле. В произведениях таких мастеров слова, как Василий Дмитриевич Федоров, Виктор Михайлович Баянов, Евгений Сергеевич Буравлев, отражается весь смысл истинного патриотизма [9, С. 3 - 5].
Ведь каким бы ни был наш мир, это чувство всегда было, есть и будет занимать достойное место в идеологии каждого поколения российского
государства, несмотря ни на какие препятствия.
7
Глава 1. Влияние общества на воспитание подрастающего поколения
Как всем известно, семья — это ячейка общества, находясь в которой, ребенок действует и мыслит согласно её устоям. Основная цель семьи - создать все благоприятные для его развития условия и организовать воспитывающий социум вокруг ребенка. Но, к сожалению, в пашей стране далеко не каждый ребенок может похвастаться своей замечательной семьей. По статистике каждый седьмой ребенок недоволен своей семьей, а каждая десятая семья считается неблагополучной. Этому явлению есть разные причины: сильно пьющие родители, отсутствие денег в семейном бюджете непосредственно для растущего ребенка, отсутствие понимания, полное безразличие родителей к ребенку, жестокость или применение насилия по отношению к ребенку, отсутствие должного воспитании и вытекающая отсюда напряженная обстановка в семье [7, С. 202 - 203].
Вес эти факторы оказывают существенное влияние, как на бытовое воспитание ребенка, так и на воспитание патриотического характера. Ведь
если родители не понимают и не хотят понимать, что значит в повседневном мире патриотизм, как он отражается в самосознании ребенка и какие результаты последуют, если ребенок противится этому чувству, то ни о каком достойном патриотическом воспитании не может быть и речи. Ведь патриотизм - это часть человеческой психологии, часть его сознания, часть его души. Не зря говорят, что дети - это точные копии своих родителей, как в физиологическом, так и в психологическом плане [7, С. 204]. Этот факт подтверждают высказывания о растущем ребенке Р. Резонера [7, С. 206]:
- ребенок формируется под влиянием той обстановки, в которой растет;
- ребенок, растущий в обстановке критики, научится осуждать;
ребенок, растущий в обстановке враждебности, научится воевать;
ребенок, растущий в страхе, научится бояться;
ребенок, растущий в обстановке жалости, научится сочувствовать
8
самому себе;
ребенок, растущий в обстановке насмешек, научится быть робким;
ребенок, растущий в атмосфере зависти, научится завидовать;
ребенок, растущий в обстановке обвинений, научится чувствовать
себя виноватым;
- ребенок, растущий в обстановке поощрения, научится быть уверенным
в себе;
- ребенок, растущий в атмосфере терпимости, научится быть
терпеливым;
ребенок, растущий в атмосфере похвалы, научится ценить её;
ребенок, растущий в атмосфере любви, научится любить;
ребенок, растущий в обстановке одобрения, научится нравиться
самому себе;
- ребенок, растущий в атмосфере признания, научится быть
целеустремленным;
ребенок, растущий в атмосфере великодушия, научится быть щедрым;
ребенок, растущий в обстановке честности и справедливости, научится
быть правдивым и справедливым;
- ребенок, растущий в атмосфере безопасности, научится доверять себе
и другим.
Таким образом, семья как замкнутый социум или обстановка, в которой растет и формируется ребенок, должна выбрать то, каким будет ребенок в будущем, именно она в первую очередь должна обеспечить его всем необходимым и заложить в нем основные критерии мировосприятия и нравственной психологии. Ведь то, каким будет ребенок, решает семья, как никто другой. И если родители никогда не любили свою родину и не были патриотами своей страны, и как бы они не старались передать эти поверхностные для них чувства своим детям, их дети никогда не будут
9
истинными патриотами своего Отечества. Но, несмотря на все противоречия, большинство российских семей благодаря функционирующему семейному социуму, становятся мощным фактором на пути социального развития общества в целом [6, С. 3 - 4].
И все-таки разница между воспитанием в благополучной и неблагополучной семье была, есть и будет. Ведь если дома у ребенка нечего покушать, то о каком воспитательном процессе и о каком патриотизме может идти речь? Конечно же, для того, чтобы продуктивно шел процесс патриотического или любого другого воспитания, необходимо, чтобы для ребенка были созданы необходимые условия.
Но, к сожалению, в современной России [7, С. 207] основы воспитания юных граждан закладываются в семье, которая не имеет опыта жизни в гражданском обществе. Без его решения вся остальная система гражданского воспитания будет давать постоянные сбои еще много десятилетий.
10
Глава 2. Сотрудничество семьи и школы в вопросах патриотического воспитания
Школа - это островок безопасности, где ребенок должен чувствовать себя комфортно, и где может быть уверен, что именно там его подготовят к самостоятельной взрослой жизни и научат самостоятельно мыслить. Патриотические идеи должны быть неотъемлемыми аспектом в воспитании и обучении школьников любого возраста [4, С. 15].
Организация патриотического воспитания в школе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его [4, С. 16]. Организовать патриотическое воспитание в школе не так-то просто, так как в настоящее время у молодежи настолько много «свободы», что любые их проступки зачастую остаются безнаказанными.
Таким образом, необходимо тесное сотрудничество с родителями для плодотворной работы по воспитанию патриотизма у учеников и формированию у них гражданской позиции в обществе.
Ведь традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Современная молодежь уже не так часто задает себе такие философские вопросы, как: кто мы? Какова наша роль в этом мире? Для чего мы живем? К этому списку можно смело отнести и этот: что такое патриотизм и какова его роль в современном мире?
11
Но педагоги и родители должны открывать детям глаза па окружающий мир и помогать пробудить их духовный потенциал [4, С. 16 – 17]. Они не должны забывать о том, что патриотическое воспитание молодежи помимо направленности на формирование социально значимых качеств фокусируется на достижении других целей воспитательного процесса –
успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности [2, С. 4 - 5].
Учителя используют широкий спектр форм и методов патриотического воспитания: устное изложение и обсуждение патриотического знания, самостоятельная работа, практические упражнения, комплексное
планирование патриотического воспитания, лекция, рассказ, семинар, групповая дискуссия на патриотическую тему с участием родителей
[5, С. 7 -8].
В системе патриотического воспитания учителями рассматриваются такие вопросы:
- развитие любви к Родине у подростков средствами экологической
деятельности;
формирование патриотической позиции старшеклассников;
подготовка учащейся молодежи к защите Отечества и военной службе в условиях школы (оборонно-спортивного лагеря);
- патриотические инновации в формировании исторического сознания
старшеклассников;
опыт использования работы школьников в поисковых отрядах в целях формирования у них активной гражданской и патриотической позиции;
12
- развитие эмоционально-умственного восприятия малой родины на материале произведений кузбасских поэтов и писателей [5, С. 9 - 11]. Эти вопросы, по мнению учителей, позволяют лучше узнать и осознать цели патриотического воспитания.
С целью лучше узнать осведомленность обучающихся нашей школы по вопросам патриотизма, было поведено анкетирование и тестирование
среди 6 и 9 классов.
- респондентам были розданы бланки с пронумерованными вопросами;
ведущий зачитывал вопросы, а учащиеся выбирали нужный ответ.
После проведения данной анкеты началась обработка путем подсчета человек в классе, суммирования и определения результатов, постройки диаграммы. Нужно заметить, что результативность определялась путем разграничения классов, отсюда и разные показатели. Кроме того, вопросы в анкете и тестах разграничиваются на 3 категории: относящиеся к патриотизму в школе, в семье и на основе произведений русских и советских писателей.
После обработки полученных результатов выяснилось, что уровень
осведомленности подростков выше в 9 классе, нежели чем в 6. На это оказывают влияние многие факторы, окружающие подростков, но наиболее весомым является то, что у подрастающего поколения нередко отсутствует должное патриотическое воспитание.
13
Но, все-таки, благодаря сотрудничеству школы и семьи, существует надежда и возможность возродить в сердцах молодежи чувство любви и уважения к родине. И благодаря этой надежде более взрослое поколение стремится дать наставления подрастающему поколению. Это в очередной раз доказывает, что патриотизм был, есть и будет одним из основных качеств человека любого возраста.
14
Глава 3. Творчество поэтов земли Кузнецкой, их роль в формировании патриотизма и гражданской позиции у молодежи
Одним из наиболее действенных способов пропаганды патриотических идей являются книги. Именно в них человек может узнать о настоящем истинном человеческом чувстве [3, С. 5]. Книжный патриотизм показан как нечто особенное. Он не похож на тот, о котором мы привыкли «разговаривать за круглым столом». Он описан и показан более глубоко и живо, более естественно, в разные эпохи, в разных ситуациях, но всегда на основе чувств реальных героев, которых начинаешь лучше понимать и сопереживать им [10, С. 16].
Идеями патриотизма и гражданственности пронизано творчество поэтов Кузбасса. Такие мастера слова, как В. Д. Федоров, В. М. Баянов, Е. С. Буравлев, в своих произведениях показывают красоту родной земли, призывают к добру, гуманности, милосердию.
Время, переживаемое нашей планетой, невероятно сложно. С одной стороны, высокие достижения ума, с другой – падение в скотство, распад личности, тупая жестокость войн, убийств ни в чем не повинных людей, жаждущих только того, чтобы остаться самими собой.
Чем же спасается человечество? Красотой, – в своих произведениях отвечает Василий Федоров, – вполне в духе позднего Достоевского. Вполне христианским кажется его чувство смирения перед земным, перед жизнью. Испытание красотой – так можно обозначить сюжет большей части стихов Василия Федорова, всех его «книг любви» [10, С. 20 - 23].
Человек способен оценить чудо жизни по величине своей души, надо уметь соединить начало и конец жизни: «не удивляйся, что умрешь, дивись тому, что ты живешь». Эстетическая позиция Федорова – «соприродность». Она-то и видна в теме любви [10. С. 6 - 8].
15
Отличительные особенности поэзии Василия Фёдорова – цельность натуры, искренность чувств, романтика постоянства, любовь, делающая жизнь прекрасной, неприятие всего, что убивает и калечит душу.
«В любом искусстве все начинается с человека и кончается человеком. Человек меняется, и для меня новатор тот, кто наиболее точно и полно изобразит его душевный мир». Каждый герой Василия Фёдорова прост и мудр, как сама жизнь [10, С. 3 - 4]:
По главной сути
Жизнь проста!
Ее уста, его уста…
А кровь солдат?
А боль солдатки?
А стронций в гуще облаков?
То все ошибки,
Все накладки.
И заблуждения веков.
А жизни суть, она проста.
Ее уста… Его уста…
Поэт любил родную землю, любил жизнь. Он был велик в своей любви к России – трудовой, народной. Вместе с тем он всегда напоминал, что Земля – наш дом единый и все мы в ответе за нее [10, С. 5 - 7].
В. М. Баянов – поэт деревни, голос Сибири-глубинки.
Честные и чистые баяновские строки тревожны, как сама жизнь. « Иногда кажется, что я не сочинял свои стихи. Будто они скрытно жили рядом сами по себе и однажды сразу открылись мне, чтоб через мою душу какое-то время посветиться на земле простыми, незатейливыми цветками любви и памяти», – признался поэт… [8, С. 10 - 12].
16
Деревенская изба его детства, едва вмещавшая русскую печь, неказистая и изношенная до предела, стала для поэта осью мироздания, опорой нравственных представлений. Березняк и речка, черемушник и дикий хмель питали его душу [8, С. 12 -14] .
В мир Баянова входишь, как в праздничное село. Хотя оно похоже на другие сибирские села, но все в нем отборное. Песенный ключ – вот что предлагает сам автор для понимания сотворенного им мира: «Встречайте вы меня по песням», «Слагаю песню – нет завидней доли». Настоящий поэт узнается прежде всего по живому чувству малой родины. И рассказ о родословии поэта – в тоне протяжной русской песни [8, C. 9] .
Сибирь на песни не скупая,
И я в себе их не таю.
Я их втридорога скупаю,
Потом задаром продаю.
Стихи Виктора Баянова, обращенные к людям земли Кузнецкой, к родной природе воспринимаешь с чувством благодарности за напоминание о том, что мир создан для добра, для любви и есть в нем все, чтобы человек был счастлив. Никогда не терял он этой веры, хотя жизнь его была совсем не легкой [8, С. 13 -15].
Творчество Евгения Сергеевича Буравлёва, предельно сдержанного в проявлении эмоций, остро чувствующего любую фальшь, готового всегда прийти на помощь друзьям — пронизано любовью к природе, родному краю. Стихи поэта, которые перечитываются сегодня с особым настроением, открывают читателю большой и неповторимый мир Любви и Веры: большой любви к Родине, горячей веры в жизнь по законам Добра и Красоты
[1, С. 7 -11].
Евгений Буравлёв жил для людей. Писал для людей. Умел яростно дружить.
17
Если брался за дело, то обязательно доводил его до конца. Как бы трудно ни
приходилось.
Когда бы не были поэты (Своей лишь заняты судьбой) Душой, локатором планеты, Ее сигнальною трубой — На кой бы черт сдались, простите, Со всею музыкой они, В которой, как там не ищите, — Самоанализы одни?
Таких поэтов мало ныне. Их жизнь сама сведет на нет. Но судят “критики” иные Нас по законам прежних лет.
Находят в строчках, опаленных Огнем волнений вселюдских, Намек то на богов районных, То на всевышних городских, И так и эдак попримерят, И — убеждай не убеждай — Строке болящей не поверят:
Ты пободрее строчку дай!.. Откуда знать им, как ранима Любой бедою, ложью, злом Душа поэта-гражданина, Как негодует совесть в нем!
Откуда знать им, что немногим Дано пророков ремесло, — Чтоб протрубить сигнал тревоги, Едва затлеет где-то зло?
Изучение литературы родного края – одно их важных направлений в формировании патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения [1, С. 13 - 17]. Поэзия Кузбасса индивидуальна. По мнению В. Д. Федорова, сам жизненный материал – горняцкий край с гигантами металлургии и химии – сформировал особый взгляд на мир.
Любить малую родину также естественно для истинного патриота, человека с активной жизненной позицией, как любить свою мать. Это светлое чувство пронизывает творчество всех поэтов Кузбасса. Но раскрывают они ее по-разному: возвращение к истокам, своим корням у В. Федорова, необъятность родной земли, духовная красота человека у В. Баянова, искренняя красота
18
человека труда, преодолевающего жизненные трудности, раскрывается в произведениях Е. Буравлева.
Вклад творчества поэтов земли кузнецкой в воспитание патриотизма и
активной жизненной позиции у молодежи огромен, так как в каждом произведении можно увидеть решение определенной задачи: воспитания честности, храбрости, любви к родине, к близким людям, уважения к старшим [2, С. 5 - 6].
Поэты Кузбасса умеют очень точно «нащупать пульс времени», заставить биться с ними в такт сердца своих читателей. Патриотизм в их произведениях – это движение не против чего-либо, а за те ценности, которыми располагают общество и человек. Ведь патриотизм – это, прежде всего, состояние души, духа. Произведения о патриотизме – это наш воз-дух! «Воз» - как нечто возвышенное, как условие получения возможности дышать, непременного условия жизни. «Дух» – нечто, самоорганизующее эту жизнь в её красоте и величии, как сложный способ (форма) духовно-психологического существование человека [5, С. 6].
Поэты кузбасса - счастливый дня нашей литературы пример удивительной цельности характера, судьбы — всего человеческого облика.
19
Заключение
Изучив материал по вопросам патриотического воспитания в семье, в
школе, на материале произведений поэтов Кузбасса, следует отметить, что:
- основное воспитание ребенка идет в семье;
достойное патриотическое воспитание ребенок может получить лишь в условиях благополучной обстановки в семье;
плохие социальные условия не в состоянии сформировать продуктивное подрастающее поколение;
школьные педагоги несут большую ответственность за воспитание детей;
нигде ребенок не сможет получить такого полного объема информации о патриотизме, как в школе;
- чтение книг с патриотической направленностью благоприятно сказывается на самосознании школьников, позволяет «реально» взглянуть на окружающий мир и дать начало патриотизму в душе каждою подростка
[3, С. 6 - 7];
- творчество поэтов земли кузнецкой не может оставить равнодушными юных читателей.
Что же касается анкеты по патриотическому воспитанию, то можно сказать, что необходимо проводить подобные анкеты регулярно. Это позволит проследить за возрастными изменениями и отношением к патриотизму в определенные периоды времени. После исследований будет
видна реальная картина того, как происходит патриотическое воспитание в
семье, в школе и какие факторы влияют на становление подростка как
20
самостоятельной личности со своей гражданской активностью.
Таким образом, благодаря изучению научной литературы, тестированию, анкетированию, социальным опросам и другим методам исследования можно не только узнать отношение подрастающего поколения к патриотизму, но и проводить мероприятия, воспитывающие нравственность, активную жизненную позицию обучающихся, что является залогом для нормальной жизни в России.
21
Список литературы
Буравлев Е. Биография начиналась так. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1985.
Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе// Воспитание школьников. - 2006. - № 5. - С. 4 - 6.
Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе// Воспитание школьников. - 2006 - № 6. - С. 5 -10.
Вороненко И. Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи// Воспитание школьников. - 2008 - № 5 - С. 4 -17
Вырщиков А. Патриотизм на службе России// Воспитание школьников. - 2005. - № 3. - С. 7 - 13.
Кулемин Н. Создаем воспитывающий социум// Воспитание школьников. - 2006. - № 9. - С. 2 - 4.
Куликова Л. Классному руководителю о воспитании// Народное образование. - 2006. - № 9. - С. 202 - 207.
На родине моей повыпали снега…: Сборник стихов/ Ред.-сост.
В. М. Баянов. – Кемерово: Сибирский писатель, 1998.
Прутченков А. Парадоксы гражданского образования в современной
школе// Воспитание школьников. - 2006. - № 10.- С. 2-5.
Федоров В. И верою и правдою: Стихотворения. Поэмы. – Кемерово:
Кемеровское книжное издательство, 1988.
22
Приложение 1. Тест «Проверь себя»
1.Ребёнок – это человек…
А) который ходит в школу Б) не достигший 18 лет
В) достигший 18лет
2. Закон – это…
А) документ, который регулирует права людей
Б) правила поведения В) наказание за преступление
3.Защитой прав детства занимается:
А) комиссия по делам несовершеннолетних
Б) директор детского сада В) милиция
4. Заботиться о ребёнке должны:
А) родители Б) родители и государство
В) звери.
5. В РФ кто пользуется правами и свободами?
А) Все граждане РФ Б) Всё живое в нашей стране
В) Только пенсионеры
6. Все дети Земли равны …
А) в правах Б) по росту
В) по количеству игрушек
23
7. Какие дети имеют право на особый уход и защиту?
А) Дети – инвалиды и дети, лишённые семьи.
Б) Дети в возрасте с 15 до 18 лет. В) Все дети имеют такое право.
8. Защита Отечества – это…
А) долг и награда Б) обязанность
В) долг и обязанность
9. Ребёнок свободен…
А) выражать своё мнение по вопросам, касающимся его;
Б) свободен выбирать религию;
В) оба варианта.
10. Ребёнок имеет право на:
А) жизнь Б) общение с родителями
В) защиту от голода и болезней
24
Приложение 2.
Анкета «Что такое патриотизм?»
1. Что для вас значит быть патриотом?
2. Кого можно считать патриотом своего Отечества?
3. Какие мультфильмы о любви к Родине вы знаете?
4.Назовите произведения В. П. Астафьева, в которых перед героями возникал непростой выбор: обмануть и добиться своего или сказать правду, несмотря на последующее наказание.
5. Что влияет на формирование жизненной позиции у молодёжи?
6. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать патриот своей страны?
7. Как вы думаете, какую роль в наше время играют произведения о долге, чести, нравственности?
8. Назовите рассказ В. П. Астафьева, в основу которого легло школьное сочинение «Жив!».
9. Кого называет В. П. Астафьев ангелом-хранителем в одноименном рассказе? Почему?
10. Какие произведения В. П. Астафьева нужно изучать в школе, на ваш взгляд, кроме включенных в школьную программу? Почему?
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
6 класс
9 класс
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
В Китае испытали "автобус будущего"
Сказка об одной Тайне
Ребята и утята
Яблоко