"Нет будущего без прошлого", поэтому современному человеку нужно знать историю развития вычислений для расширения своего кругозора.
Слайд 1
Авторы проекта: учащиеся 5 и6 классов Карева Маша, Лоева Лена, Спирина Света, Горюшина Диана, Закомолдин Дима, Субочев Алёша Метрическая система мерСлайд 2
« Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука не мыслима без меры»
Слайд 3
Актуальность проблемы Измерения – одно из важнейших дел в современной жизни. Без измерений нельзя ни сшить платье, ни выточить на токарном станке деталь, ни узнать который час. . Но так было не всегда. В древности длины измеряли локтями, длиной ступни, длинами зерен, а массу- массами зерен, воды определённого объёма и т.д. Говорят: « Нет будущего без прошлого», поэтому современному человеку нужно знать историю развития вычислений для расширения своего кругозора.
Слайд 4
Гипотеза: Метрическая система мер не нужна
Слайд 5
Задачи: Изучить историю возникновения единиц измерения. Подобрать задачи, содержащие старинные меры измерения. Подобрать пословицы, поговорки о мерах. Ц ель: Выяснить необходимость применения единой метрической ситемы мер
Слайд 6
Ход исследования
Слайд 7
Этапы реализации проекта Применение на практике различ-ных единиц измерения Подбор задач на применение старинных мер измерения
Слайд 8
Результаты исследований «Историков» Ещё в глубокой древности люди испытывали потребность в измерениях разного рода. Необходимо было измерять время, расстояния, размеры тел, ёмкости сосудов, площади участков земли, массы различных предметов. Для измерения величин нужны были определённые меры: л адонь, локоть, сажень, верста, дюйм, фут, ярд, четверть, чарка, фунд , пуд, золотник , миля и другие. Такие единицы измерения являлись различными для разных людей. В 17-18 веках в одной лишь только Германии насчитывалось 40 различных футов и локтей , 30 различных центнеров, 24 различных мили. Тогда и возникла необходимость в создании определённых общегосударственных единиц измерения, для чего были изготовлены образцы единиц измерения- эталоны. Для измерения различных величин( очень маленьких и очень больших) необходима не одна единица измерения, а целая система мер. В 1790 году Национальное собрание Франции приняло декрет о реформе системы мер. Была создана метрическая система мер.
Слайд 9
Результаты исследования «литературоведов» Ничто на земле не проходит бесследно. Язык, как и жизнь не стоит на месте. Ушли давно из нашей речи версты, сажени, аршины, фунты, пуды. Появились новые меры веса и длины с новыми названиями. Но остались они в крупицах народной мудрости, в пословицах и поговорках: « Мерит на свой аршин». «Семи пядей во лбу». « Косая сажень в плечах». « От горшка два вершка, а уже указчик» « Сам с ноготок, а борода с локоток». « Мал золотник, да дорог». « На версту отстанешь- на десять догоняешь» и другие Мы – частица нашей великой России, и нам помнить язык наших дедов и прадедов, беречь его , украшать.
Слайд 10
Результаты исследования «математиков» Складывать и вычитать можно только однородные именованные числа, т.е .результаты измерения одинаковых величин. Например , можно найти сумму и разность 4 м и 8 дм , но нельзя найти сумму или разность 4 м и 8 кг. Не все именованные числа можно умножать и делить. Бессмысленно, умножать гектары на часы или делить литры на метры. Но при делении (км) на (ч) получим именованное число (км/ч), в таких единицах измеряется скорость. Представьте, что каждый бы измерял время по- своему, в своих собственных единицах измерения времени , тогда люди не смогли бы понять друг друга. Например, Саша Мудрецов в качестве единицы измерения расстояния выбрал длину своего указательного пальца. И вот его встречает на улице человек и спрашивает: Скажи , далеко ли отсюда до вашей школы? Да, порядочно, больше миллиона… Чего миллиона? Миллиона единиц длины. Не может быть, ведь вот, кажется, виднеется ваша школа… Очевидно, что прохожий не смог понять Сашу.
Слайд 11
Задачи на применение старинных мер 1 . Задача Магницкого Л.Ф. (из «Арифметики») Некий торговец купил 113 баранов старых и молодых, дал 49 рублей 20 алтын, за старого платил по 15 алтын и по 2 деньги, а за молодого по 10 алтын, и ведательно есть, колико старых и молодых баранов купил он. 2. Задача «Собака и заяц» Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака- за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца? 3. Задача. Длина колоды 6 аршин. За 1 минуту от этой колоды отпиливают 1 аршин. За сколько минут распилят колоду?
Слайд 12
Практические задания Измерить длину веревки: в локтях, в метрах. Измерить длину классной комнаты: в ступнях, в метрах. Измерить вес портфеля в килограммах и выразить в футах.
Слайд 13
Может ли каждый человек сам выбирать единицы измерения?
Слайд 14
Выводы: В результате исследования и обработки анкетных данных п ришли к выводу: Что если бы каждый человек измерял по своему, в своих собственных единицах измерения, то люди не смогли бы понять друг друга. Поэтому единицы измерения не должны быть случайными, произвольными, а должны быть всеобщими, принятыми всеми людьми, и притом такими, которые можно всегда восстановить в случае потери , т. е. необходима единая метрическая система мер.
Слайд 15
Информационные ресурсы Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М. , 1981г. Каменская Е.Н. , Устюгов Н.В. Русская метрология. М., 1975г. «Пословицы и поговорки русского народа» сборник В . Даля М., 1984г. « Словарь русских пословиц и поговорок» Жуков В.П., М., 2004. http://goldkey.lpgzt.ru/aticle/3389.htm
Девочка-Снегурочка
В поисках капитана Гранта
Извержение вулкана
Четыре художника. Осень
Музыка космоса