Мой дедушка всегда любил наблюдать за природой: поведением животных, развитием растений и погодой. Он часто мне рассказывал о народных приметах, которыми пользовались его родители. Иногда мы вместе вели наблюдения за погодой, пытаясь по приметам построить свой прогноз. Это занятие мне всегда очень нравилось. А когда я пошла в школу, то решила повести на эту тему исследование.
Итак, объект моего исследования: погода.
Предмет исследования: народные приметы
Цель своего исследования я выбрала следующую:
Проверить точность народной приметы.
Задачи, которые я поставила перед собой:
1.Изучить научную литературу по данной теме.
2.Провести исследование
3.Описать полученные результаты.
Гипотезу я выдвинула следующую: Возможно, народные приметы предсказывают предстоящую погоду.
Метод моего исследования: наблюдение
Вложение | Размер |
---|---|
issl.rab_.doc | 100 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХУДОЕЛАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Верны ли народные приметы»
научно-исследовательская работа
Выполнил: ученица 2 класса
Абрамова Софья
Николаевна
Научный руководитель:
Басацкая Светлана
Леонидовна
ХУДОЕЛАНСКОЕ 2011
Содержание
Введение……...……………………………………………………….3
Из истории……………..……………………………………………...4
Описание исследования........………………………........................5-6
Заключение…………………………………………………….……...7
Литература…………………………………………………………….8
Приложения………………………………………………………...9-12
Введение
Мой дедушка всегда любил наблюдать за природой: поведением животных, развитием растений и погодой. Он часто мне рассказывал о народных приметах, которыми пользовались его родители. Иногда мы вместе вели наблюдения за погодой, пытаясь по приметам построить свой прогноз. Это занятие мне всегда очень нравилось. А когда я пошла в школу, то решила повести на эту тему исследование.
Итак, объект моего исследования: погода.
Предмет исследования: народные приметы
Цель своего исследования я выбрала следующую:
Проверить точность народной приметы.
Задачи, которые я поставила перед собой:
1.Изучить научную литературу по данной теме.
2.Провести исследование
3.Описать полученные результаты.
Гипотезу я выдвинула следующую: Возможно, народные приметы предсказывают предстоящую погоду.
Метод моего исследования: наблюдение
Из истории
В прошлом столетии для основной массы людей, а тем боле для простых сельских жителей, причины смены времен года многие природные явления были окружены тайной.
Полная зависимость от природы заставляла земледельца быть тонким наблюдателем, замечать мельчайшие подробности в изменениях природы, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими: «Без примет ходу нет». В стихотворении «Приметы» А. С. Пушкин так передал присущую русскому народу наблюдательность:
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветер, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду...
Даже сейчас найдется мало людей которые полностью не верят в приметы. У большинства же есть свои приметы в которые они верят полностью. Ведь приметы основываются на личных наблюдениях.
Ноябрь - Листовей. Листогной. Листочный. Грудень. Ледень. Ледостав. Полузимник. Запевка зима. Ворота зимы.
Последний месяц осени.
С 1 по 26 ноября - Предзимье.
С 27 по 30 ноября - Первозимье
19 ноября. Павел Исповедник Мороз и вьюга обнялись, в любви вечной поклялись. На многих речках появляется лед. Снег в этот день - к снежной зиме, хорошей для озимых. "Если лед на реке становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко - так и хлеба будет гладко".
Описание исследования
В домашней библиотеке я нашла книгу о народных приметах, которая называется «Секреты бабушкиного сундучка» автора Тамары Гаязовой.
Мне очень нравится зима, поэтому и примету я выбрала зимнюю.
19 ноября – по народному календарю называется Павловым.
В старину считалось: На Павла снег - вся зима снежная.
Так как на дворе стоял ноябрь, я решила проверить насколько снежной будет зима.
С этой целью я расчертила таблицу, где в течении трёх месяцев (декабря, января, февраля) отмечала каждый день осадки и уровень выпавшего снега.
Эту работу я проводила две зимы.
Вот что у меня получилось*:
В прошлом году 19 ноября 2009 года в 8 часов утра пошёл снег. Вечером я замерила линейкой снежную шапку на столбе в огороде. Она была 50 миллиметров. Следуя примете, я предположила, что зима будет снежной.
С этого дня я начала измерять уровень снега на столбе, и записывать данные в таблицу наблюдений.
А 28 февраля 2010 года я подвила итоги.
Итог**: 38 дней из 102 наблюдаемых шёл снег: 6 дней уровень снега*** был 10 мм.
- 8 дней по 20 мм.
- 6 дней по 30 мм.
-13 дней по 40 мм.
-1 день - 50 мм.
-1 день - 70 мм.
- 1 день - 80 мм.
- 1 день -10 мм.
В этом году 19 ноября 2010 года осадков не выпадало. И из 102 зимних дней только 22 дня шёл снег:
- 6 дней по 10 мм.
- 7 дней по 20 мм.
- 6 дней по 30 мм.
- 1 день – 50 мм.
____________________________________________________________
* Приложение 1
** Приложение 2
*** Приложение 3
Заключение
Давным-давно, еще до того, как был изобретен барометр, земледельцы и моряки, охотники и рыбаки внимательно присматривались к небу, к облакам, солнцу, луне, звездам, подмечали, как ведут себя птицы и звери, и старались, используя такие наблюдения, построить, прогноз погоды. Не всегда народные приметы погоды позволяют точно предсказать ту или иную погоду вперед на длительный срок, но предвидеть с помощью таких примет ближайшие изменения погоды можно.
И часто опыт, накопленный народом, оказывает нам услугу и сейчас. Так что не гнушайтесь народного опыта, прислушайтесь внимательно к каждому совету.
Часть из этих советов может оказаться очень полезной для нас, а другие приметы придется забыть, как не подтвердившиеся. Но всякий раз, прежде чем отказаться от народной приметы, стоит проверить ее, ведь многие приметы создавались очень наблюдательными людьми.
Вывод
Выполнив данную работу, я не только больше узнала о народных приметах, но научилась самостоятельно наблюдать за явлениями природы, вести дневник фенологичических наблюдений, анализировать полученные знания.
Мое исследование подтвердило верность народной приметы:
«На Павла снег - вся зима снежная».
В будущем я планирую проверить верность также весенних, летних и осенних примет.
Литература
Гаязова Т. «Секреты из бабушкиного сундучка». - Иркутск, 2004.-204с.
Пигулевская И. С. «Чёрный кот с пустым ведром» -М.:
Центрполиграф, 2007 г. 543с.
3.Надеждина Н. А. «Каждой былинке брат» -М.: Дет. Лит., 1986.-
479 с.
Приложение 1
месяц | ноябрь |
год | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
2009- 2010 | 5 мм | 10 мм | 7 мм | 12 мм | 8 мм | 4 мм | 4 мм | 4 мм |
2010- 2011 | 1 мм | 2 мм | 2 мм | 1 мм |
месяц | декабрь |
год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
2009- 2010 | 40 мм | 20 мм | 40 мм | 40 мм | 20 мм | 40 мм | 40 мм | 40 мм | 40 мм | 40 мм | 40 мм |
2010- 2011 | 10 мм | 10 мм | 10 мм | 20 мм | 3 0мм | 30 мм | 30 мм | 30 мм |
месяц | январь |
год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
2009- 2010 | 30 мм | 20 мм | 20 мм | 20 мм | 20 мм | 30 мм | 20 мм | 30мм | 30 мм | 30 мм | 40 мм | 30 мм | 10 мм |
2010- 2011 | 10 мм | 2 0мм | 20 мм | 20 мм | 20 мм |
месяц | февраль |
год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
2009- 2010 | 10 см | 10 см | 10 см | 10 см | 20 см | 10 см |
2010- 2011 | 50 мм | 20 мм | 20 мм | 30 мм | 30 мм |
Приложение 2
Количество «снежных» дней
Приложение 3
Количество выпавших осадков
Спасибо тебе, дедушка!
Рисуем подснежники гуашью
Музыка космоса
Почему Уран и Нептун разного цвета
Снежная книга