Работа посвящена экспериментально-исследовательскому изучению тайн электричества. Описаны опыты с наэлектризованными телами, объясняющие существование, взаимодействие и движение электрических зарядов. Автор проводит опыты с электрической цепью, объясняющие, как и где живёт электричество, почему горит электрическая лампочка. Экспериментально доказал, что вода-проводник электричества. Презентация наглядно знакомит учеников 3-7 классов с этим физическим явлением.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 213 КБ |
doklad.doc | 47 КБ |
Фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио»
Разделы : ФИЗИКА. Учебный проект.
Российская Федерация, Иркутская область
Усть - Удинский район, посёлок Усть-Уда
ТЕМА ПРОЕКТА:
«Тайны электричества»
Автор
Щукин Даниил Андреевич
обучающийся 3 класса
Муниципального общеобразовательного
учреждения средняя общеобразовательная
школа п.Усть-Уда
Руководитель:
Покрасенко Елена Николаевна,
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
Муниципального общеобразовательного
учреждения средняя общеобразовательная
школа п.Усть-Уда
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ………………………………………………… 3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 История изучения электричества……………………………………… 6
1.2 Что такое электричество? ………………………………………………… 7
1.3 Когда возникает электричество? ………………………………………… 8
1.4 Источники тока…………………………………………………………… 8
1.5 Где живёт электричество? …………………………………………………10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………… 10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ ТЕЛ
2.1 Методики и методы исследования ……………………………………… 11
2.2 Анализ результатов решения познавательных задач …………………... 11
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….… 12
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Этапы и содержание экспериментов………………………...………… 13
3.2. Результаты контрольного эксперимента………………………...
Выводы по 3 главе………………………………………………………………. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 14
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… …… 15
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………… 15
Краткая аннотация
В данном исследовательском проекте автор поставил цель: выяснить, что такое электричество, что такое электрический ток, что такое электрическое напряжение, когда оно возникает, как образуется электричество, как оно попадает в дома.
Использовались следующие методы: опыты, наблюдение, сравнение, обобщение.
Для рассмотрения данных вопросов автором использовалась информация, полученная:
Основная часть работы включает в себя теоретический анализ изучения электричества в современной литературе, практическую часть и обобщение полученных сведений Для доказательства теоретических знаний автор провёл такие эксперименты:
На основании полученных знаний автором составлено приложение «Понятия и термины». Автор проекта выступил с докладом и презентацией перед учениками 3 и 7-8 классов.
ВВЕДЕНИЕ
С детства меня интересуют вопросы необычных явлений в окружающем меня мире.
И, как выясняется, не одного меня.
Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса,
Он всего, всего боялся.
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто все узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он земли науку,
Кратко "физикой" назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал.
Я узнал, что "Физика" – это греческое слово и в переводе означает "природа".
Для меня физика – интереснейшая наука. Физика меня интересует и практическими опытами, и постоянными открытиями в познании окружающего мира. Знания по физика помогает понять современную технику, грамотно ею пользоваться и даже грамотно делать свои небольшие изобретения. Я понимаю, что ее надо изучать с большим вниманием, доходить до самой сути и не рассчитывать на легкий успех. Наука – не развлечение, не всё весело и занимательно. Она требует настойчивого труда.
Однажды я вычесывал, шерсть у кота Рыжика. Я делал это так усердно, что я слышал даже слабое потрескивание. А когда я свою пластмассовую расческу поднёс к мелким бумажкам, которые лежали на стуле, то они буквально прилипли к ней! Я, конечно, заинтересовался тем, что происходит.
И провёл ещё несколько «фокусов» с воздушным шариком.
Я надул воздушный шарик, потер его, но уже о волосы одноклассницы и … он «приклеился» к стене, ко мне, к волосам…
Мне стало очень интересно, что же все-таки происходит, и обратился к своему учителю. У нас возникли вопросы:
Работая над проектом, я побывал в роли физика-экспериментатора. Ведь только добытое опытным путем знание можно считать верным. Предметом нашего исследования стали необыкновенные явления.
В результате возникла тема исследования: «Тайны электричества» _
2.Цель исследования.
Определить цель исследования – значит выяснить, зачем мы его проводим.
Мы задали себе и взрослым вопрос: «Что такое электричество? Где оно живёт? Как оно возникает?». Поставили перед собой ЦЕЛЬ: - выяснить, что такое электричество, что такое электрический ток, что такое электрическое напряжение, когда оно возникает, как образуется электричество, как оно попадает в дома.
3. Задачи исследования.
№1: «…Только ли пластмассовые предметы при трении о шерсть приобретают свойство притягивать легкие тела?»
№2: «…Только ли о шерсть необходимо натирать тело, чтобы оно приобрело свойство притягивать легкие предметы?»
№3: «…При каких условиях тела приобретают свойство притягивать легкие предметы, является ли трение тел друг о друга необходимым условием для протекания явления?»
4. Методы исследования.
Нами использовались следующие методы: опыты, наблюдение, сравнение, обобщение.
5. План работы:
Этапы исследования:
Структура работы: проектная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Созданная презентация была использована на уроках окружающего мира в 3 классе по программе «Гармония». Автор учебника – Полякова О.Т. и на уроках физики в 7 – 8 классах, как первичное знакомство с понятием «электричество». В презентации представлена в обобщённом виде информация о том, что такое электричество, что такое электрический ток, что такое электрическое напряжение, когда оно возникает, как образуется электричество, как оно попадает в дома.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
История изучения электричества
Электричество было известно людям с самых давних времен. Правда, практически измерять электричество человек научился только в начале 19 века. Потом понадобилось еще 70 лет до того момента, когда в 1872 году русский ученый А.Н.Лодыгин изобрел первую в мире электрическую лампочку накаливания.
Но знания о таком явлении как электричество были у людей уже много тысяч лет назад. Ведь ещё древний человек заметил удивительное свойство натертой янтарём шерсти притягивать нитки, пыль и другие мелкие предметы.
Мы узнали, что древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря. Этот камень они называли за его цвет и блеск «ЭЛЕКТРОН», что значит «солнечный камень». О том, что янтарь мог электризоваться знали давно. Впервые ис-
следованием этого явления занялся знаменитый философ древности ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ. Об этом есть даже легенда.
«Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Как-то, уронив его в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли, она принялась вытирать его ещё сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В следующий раз он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натёрты шерстяной материей, притягивают лёгкие предметы, как магнит притягивает железо».
Гораздо позже данное свойство было замечено и за другими веществами, такими как сера, сургуч и стекло. И по причине того, что «янтарь» по-гречески звучал как «электрон», эти свойства начали называться электрическими.
Кто изобрел электричество
Что касается электричества, то любопытно, что оно изучается в течение многих тысяч лет, а мы до сих пор не знаем точно, что это такое! Сегодня считают, что оно состоит из крошечных заряженных частиц. Электричество, согласно этой теории, движущийся поток электронов или других заряженных частиц.
Большого прогресса в изучении электричества не было достигнуто до 1672 года. В этом году человек по имени Отто фон Геррик, подержав руку у вращающегося шарика из серы, получил более мощный заряд электричества. В 1729 году Стефан Грей обнаружил, что некоторые вещества, в частности металлы, могут проводить ток. Такие вещества стали называться «проводниками». Он обнаружил, что другие вещества, такие, как стекло, сера, янтарь и воск, не проводят ток. Они были названы «изоляторами».
Следующий важный шаг был сделан в 1733 году, когда француз по имени дю Фэй открыл положительные и отрицательные электрические заряды, хотя он думал, что это были два разных вида электричества. Бенджамин Франклин был первым, кто попытался объяснить, что такое электричество. По его мнению, все вещества в природе содержат «электрическую жидкость». Трение между некоторыми веществами забирает часть этой жидкости с одного вещества, добавляя ее к другому. Сегодня мы бы сказали, что эта жидкость состоит из отрицательно заряженных электронов.
Пожалуй, наука об электричестве начала бурно развиваться с того момента, как в 1800 году Алессандро Вольта изобрел батарею. Это изобретение дало людям первый постоянный и надежный источник энергии и повлекло за собой все важные открытия в этой области.
Что такое электричество?
Выяснилось, что электричество возникает, когда при трении веществ происходит разделение зарядов на два вида — положительные и отрицательные. Одноименные (одинаковые) заряды отталкиваются, разноимённые (противоположные) —притягиваются.
Двигаясь по металлической проволоке — проводнику — заряды создают электрический ток.
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Вывод: Учёные установили, что электричество – это поток мельчайших заряженных частиц – электронов.
Поток заряженных частиц в одном направлении учёные назвали электрическим током.
Майкл Фарадей доказал, что, электричество трения и электрический ток - одно и то же. Он также доказал, что электрическое поле не может существовать внутри металлической клетки (теперь называемой клеткой Фарадея).
Когда возникает электричество?
Всё вокруг состоит и малюсеньких частиц, которые не видны человеческому глазу, - атомов. Атом состоит из более мелких частиц: в центре - ядро, а вокруг него вращаются электроны. Ядро состоит из нейронов и протонов. Электроны, которые вращаются вокруг ядра, имеют отрицательный заряд (-), а протоны, которые находятся в ядре, - слетают со своих орбит, меняют траекторию движения. Движение электронов от одного атома к другому приводит к образованию энергии. Эта энергия и называется электричеством.
Вывод: Каждый электрон несёт небольшой заряд энергии. Когда таких электронов накапливается, заряд становится большим и возникает положительный (+). Обычно количество электронов в атоме совпадает с количеством протонов в ядре, поэтому атом не имеет заряда - он нейтрален.
Бывают такие атомы, у которых может не хватать одного электрона. Они имеют положительный заряд (+) и начинают притягивать электроны (-) из других атомов. И в этих, других атомах электроны электрическое напряжение.
Источники тока или откуда берётся электричество в наших домах?
Первый химический источник тока был создан итальянским ученым Алессандро Вольта приблизительно в 1800 году. Первая электрическая батарея (рисунок) Батарея Вольта, или Вольтов столб, была составлена из медных и цинковых кружков,
Они были сложены столбиком: медь-цинк, медь-цинк, медь-цинк, и переложены кружочками сукна, смоченного в соляном растворе.
Сейчас мы получаем электричество благодаря большим электростанциям. На электростанциях есть генераторы - большие машины, которые работают от источника энергии. Обычно источник - это тепловая энергия, которую получают при нагревании воды (пар). А для нагревания воды используют уголь, нефть, природный газ или ядерное топливо. Пар, который образуется при нагревании воды, приводит в действие огромные лопасти турбины, а те в свою очередь запускают генератор.
Энергию можно получить, используя силу воды, падающей с большой высоты: с плотин или водопадов (гидроэнергетика).
Как источник питания для генераторов можно использовать силу ветра или тепло Солнца, но к ним прибегают не часто.
Далее работающий генератор при помощи огромного магнита создаёт поток электрических зарядов (ток), который проходит по медным проводам. Чтобы передавать электричество на большие расстояния, необходимо увеличить напряжение. Для этого используют трансформатор - устройство, которое может повышать и понижать напряжение. Теперь электричество с большой мощностью (до 10000 вольт и более) по огромным кабелям, которые находятся глубоко под землёй или высоко в воздухе, движется к месту назначения. Перед тем, как попасть в квартиры и дома, электричество проходит через другой трансформатор, который понижает его напряжение. Теперь готовое к использованию электричество движется по проводам к необходимым объектам. Количество использованного электричества регулируется специальными счётчиками, которые прикрепляются к проводам, которые проложенные через стены и полы. подводят электричество в каждую комнату дома или квартиры. Благодаря электричеству работает освещение и телевидение, различные бытовые приборы.
Где живёт электричество?
Электрические явления были непонятны и опасны для жизни, они вселяли страх. Но постепенно опыт накапливался, и люди начали понимать некоторые из них, научились создавать и использовать электричество в своих нуждах.
Мы знаешь, где оно живет: в проводах, подвешенных на высоких мачтах, в комнатной электропроводке и еще в батарейке карманного фонаря. Но все это электричество домашнее, ручное. Человек его изловил и заставил работать. Оно потрескивает в никелированном теле электроутюга. Сияет в лампочке. Гудит в электродвигателях. Весело распевает в радиоприемниках. Да мало ли что еще может делать электричество.
Современная жизнь немыслима без радио и телевидения, телефонов и телеграфа, осветительных и нагревательных приборов, машин и устройств, в основе которых лежит возможность использования электрического тока.
Возможности электричества поражали: передача энергии и разнообразных электрических сигналов на большие расстояния, превращение электрической энергии в механическую, тепловую, световую …
Ну, а есть ли на свете электричество дикое, неприрученное? Такое, которое живет само но себе? Да, есть. Оно вспыхивает ослепительным зигзагом в грозовых тучах. Оно светится на мачтах кораблей в душные тропические ночи. Но оно есть не только в облаках, и не только под тропиками. Тихое, незаметное, оно живет всюду. Даже у тебя в комнате. Ты часто держишь его в руках и сам об этом не знаешь. Но его можно обнаружить.
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут
В любом атоме «живут».
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовется: «Электричество!»
Оно тихое, незаметное, живет всюду. Даже у нас в комнате, мы часто держим его в руках и сами об этом не знаем. Но его можно обнаружить.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ:
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ ТЕЛ
Методики и методы исследования
Цели: получить знания об электризации тел.
Без сомнения, все наше знание начинается с опыта.
Иммануил Кант
Нами использовались следующие методы: опыты, наблюдение, сравнение, обобщение.
Цель всей нашей исследовательской работы – не столько добиться собственных научных результатов, сколько получить основные знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования.
Опыт №1 мы провели с расчёской, волосами и шариком.
В результате можно услышать слабое потрескивание, а сами волосы встают дыбом, а шарик - прилипает.
Для опыта № 2 нам понадобились: эбонитовая палочка; кусочки меха, шелка; наборы тел из разных веществ (стекло, пластмасса, дерево) и легкие предметы (бумажные кусочки произвольной формы). Натерев палочку шерстяной тканью, подносим палочку к мелко нарезанным кусочкам бумаги. Кусочки бумаги притягиваются к палочке.
«Что же это за явление? Для ответа на этот вопрос сформулируем и последовательно решим следующие познавательные задачи».
ПЗ №1: «…Только ли эбонитовая палочка при трении о шерсть приобретает свойство притягивать легкие тела?»
ПЗ №2: «…Только ли о шерсть необходимо натирать тело, чтобы оно приобрело свойство притягивать легкие предметы?»
ПЗ №3: «…При каких условиях тела приобретают свойство притягивать легкие предметы, является ли трение тел друг о друга необходимым условием для протекания явления?»
Разработаем метод решения каждой познавательной задачи. Для решения первой познавательной задачи заменим телами эбонитовую палочку из других веществ: эбонита, стекла, стали и т.п., натрём их о шерсть и исследуем их способность притягивать легкие предметы дерева.
Для решения ПЗ №2 в качестве объекта исследования выбираем любое из исследуемых тел. Затем его натираем о тела из разных веществ: шелка, бумаги, оргстекла и т.п.
Для решения ПЗ №3 будем менять условия взаимодействия двух любых тел: приведем их в относительное движение без контакта, будем перемещать только одно тело и.т.д.
При проведении первой серии опытов были получены следующие результаты: при натирании о шерсть эбонита, стекла, дерева, стали, тела приобретают свойство притягивать легкие предметы.
При проведении второй серии опытов были получены следующие результаты: при натирании любого тела о шелк, бумагу, оргстекло, последнее приобретает свойство притягивать легкие предметы.
При проведении третьей серии опытов были получены следующие результаты: при отсутствии контакта или трения тел друг о друга явление не происходит.
Обобщенные знания по каждой серии экспериментов.
Ответ на ПЗ №1: любые вещества, кроме металла, который человек держит в руке, после трения о шерсть приобретают способность притягивать другие тела.
Ответ на ПЗ №2: тело приобретает способность притягивать легкие предметы, если его потереть другим телом.
Ответ на ПЗ №3: явление происходит при трении тел друг о друга.
Вывод: эбонитовая палочка стала похожа на магнит, ведь она притягивает бумажки.
Объяснение явления притяжения предметов после их контакта или натирания друг о друга требует знаний о строении вещества. С курса «Окружающий мир» 3 класса нам известно, что все тела состоят из веществ. Вещества состоят из молекул, молекулы – из атомов. Атомы, в свою очередь состоят из более мелких частиц.
Из дополнительной научной литературы я узнал, что любое вещество на свете содержит электроны – мельчайшие носители отрицательного электрического заряда. Ведь электрон – это часть атома. Когда мы трем эбонитовую палочку о мех, некоторые электроны с волосков меха перешли на палочку. Получилось, что палочка приобрела отрицательный заряд, а мех – положительный. При этом и палочка и мех приобрели способность притягивать мелкие предметы.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основная часть работы включает в себя теоретический анализ изучения электричества в современной литературе и практическую часть. Для проверки выдвинутых гипотез автор провёл такие эксперименты:
На основании полученных результатов автором сделаны выводы: что такое электричество, что такое электрический ток, что такое электрическое напряжение, когда оно возникает, как образуется электричество, как оно попадает в дома.
Выводы по главе № 3
Проделав опыты со «спрутом» и «трусишкой», изучив литературу, мы
поняли, что существует два вида электрических зарядов: положительные и отрицательные. Причем, если заряды имеют одноименные заряды, то они отталкиваются. Если разноименные заряды, то они соединяются.
В доказательство этого провели опыт с полиэтиленом и тетрадным листом.
В заключении хочется сделать вывод, что электричество является составной частью ПРИРОДЫ, окружающего МИРА. Электричество это особая форма энергии. В настоящее время человечество использует разные виды источника тока. В любом из них совершается работа по разделению положительных и отрицательных заряженных частиц. Разделённые частицы накапливаются на полюсах источника тока, - так называют места, к которым с помощью клемм или зажимов подсоединяют проводники (провода). Один полюс источника тока заряжается положительно, другой – отрицательно. Если полюсы соединить проводником, то под воздействием поля свободные заряженные частицы в проводнике будут двигаться, возникает электрический ток.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Электричество является составной частью ПРИРОДЫ, окружающего МИРА. Оно присутствует во всём: в каждой частичке нашей ПЛАНЕТЫ, в пространстве, в самом человеке.
Объединёнными усилиями всего человечества процесс познания электричества происходит стремительно.
Используя свойства электричества, человек создаёт приборы, приспособления и оборудования для улучшения условий жизни, труда, для познания окружающего мира.
Мне понравилось проводить опыты, искать ответы на вопросы.
Оказывается, рядом с нами столько неизвестных нам явлений!
Мы многое не знаем и не можем пока объяснить. Но думаем, что продолжим наши исследования по теме «Электричество».
Данный проект помог мне получить знания по теме «Электричество» и выступить в роли учителя перед одноклассниками и учениками 7-8 классов, защитить свою работу на районной научно-исследовательской конференции и стать её победителем.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Понятия и термины
Электрический ток - это направленное движение электрически заряженных частиц.
В зависимости от взаимодействия электрического тока с теми или иными веществами эти вещества делят на проводники, полупроводники и диэлектрики.
Проводники – материалы, хорошо проводящие электрический ток.
Диэлектрики - вещества, не проводящие электрический ток.
Полупроводники занимают промежуточное положение между проводниками и диэлектриками по своему сопротивлению прохождения электрического тока.
Постоянный ток – возникает в цепи, если напряжение не меняется с течением времени.
Переменный ток – возникает в цепи, если напряжение меняется во времени.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
В ходе работы нами проводились следующие опыты:
Опыт №1 - с расчёской, волосами и шариком.
Надо взять пластмассовую расческу и несколько раз провести по волосам, в результате можно услышать слабое потрескивание, а сами волосы встают дыбом, а шарик - прилипает.
Следующим объектом была у нас пластмассовая линейка. Поставить яйцо в рюмку и уравновесить на нём линейку. Снова хорошо расчесаться и поднести к концу линейки. Линейка будет поворачиваться за расческой.
Опыт № 2. «Электрический спрут».
Спрут сделается из полоски газеты. Отрезается от края газетного листа полоса шириной 8 см и нарезается из неё восемь «щупальцев». «Спрут» кладется на стул, протирается шерстяной тряпочкой. Наэлектризованный спрут поднимается. Его «щупальца» растопыриваются колоколом. Засовывается рука снизу внутрь этого колокола. Щупальца её схватывают, облепляют.
Опыт № 3. «Электротрусишка».
Изготовление «электротрусишки». Надо взять кукольную головку, насадить ее на авторучку. Ручку укрепить на подставке. Из фольги сделать трусишке шапочку и приклеить ее к голове. «Волосы» вырезаются из папирусной бумаги полосками по 2-3 мм шириной и 10 см длиной и тоже приклеиваются к шапочке. Эти волосы будут свисать в беспорядке.
Надо хорошенько расчесаться и поднести расческу к трусишке. Его волосы зашевелятся, а если коснуться шапочки, то волосы встанут дыбом!
Опыт № 4 с полиэтиленовыми листами.
Взять два полиэтиленовых листа. Натереть их тетрадным листом. Поднять их, взяв за один конец. Они должны разойтись в разные стороны, но стоит между ними вставить тетрадный лист, они должны прильнуть к нему.
Опыт №5. Электрическая цепь
Собрать электрическую цепь, которая состоит из батарейки, проводов и лампочки. При замыкании электрической цепи лампочка должна загораться.
Опыт №6. Вода – проводник электричества.
Электрический ток будет проходить через воду, которая находится в специальном стакане. При замыкании цепи лампочка не должна зажечься. Если добавить в воду обыкновенную пищевую соль, при замыкании цепи, лампочка должна гореть.
Опыт №7. Электричество – волшебник.
Собрать электрическую цепь, которая состоит из батарейки, проводов и железного гвоздя, обмотанного проволокой. Приготовить мелкие железные предметы (булавки, скрепки, кнопки).
При замыкании цепи мелкие предметы прилипают к гвоздю, как к магниту. При размыкании цепи – предметы падают на стол.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (презентация экспериментов).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (слайдовая презентация «Научные слова, которые я узнал»
ДОКЛАД. ЗДРАВСТВУЙТЕ! Меня зовут Щукин Даниил, я ученик 3 б класса МОУ СОШ п.Усть-Уда С детства меня интересуют вопросы необычных явлений в окружающем мире. Я узнал, что их изучением занимается "Физика" – в переводе с греческого "природа". Оказывается физика – интереснейшая наука. Однажды я вычесывал шерсть у кота Рыжика. Я делал это так усердно, что я слышал даже слабое потрескивание. А когда я свою пластмассовую расческу поднёс к мелким бумажкам, которые лежали на стуле, то они буквально прилипли к ней! Я, конечно, заинтересовался тем, что происходит. И провёл ещё несколько «фокусов» с воздушным шариком. Я надул воздушный шарик, потер его, но уже о волосы одноклассницы и … он «приклеился» к стене, ко мне, к волосам… Мне стало очень интересно, что же все-таки происходит, и обратился к своему учителю. У нас возникли вопросы: «Что происходит с волосами?», «Какое явление мы наблюдаем?», «Как оно называется?». В результате возникла тема исследования: «Что такое электричество и где оно живёт?» 2.Цель исследования. Определить цель исследования – значит выяснить, зачем мы его проводим. Мы задали себе и взрослым вопрос: «Что такое электричество? Где оно живёт? Как оно возникает?». Мы поставили перед собой ЦЕЛЬ: - выяснить, что такое электричество и где мы можем его встретить. 3. Задачи исследования. 1. Изучить литературу по данному вопросу; 2. Провести опыты, доказывающие существование электричества; 3. Сформулировать ответы на поставленные вначале вопросы. 4. Нами использовались следующие методы исследования: опыты, наблюдение, сравнение, обобщение. 5. План экспериментальной работы. Опыт №1 мы провели с расчёской, волосами и шариком. В результате можно услышать слабое потрескивание, а сами волосы встают дыбом, а шарик - прилипает. Вывод: Явления, которые мы наблюдали, называются электрическими явлениями. Впервые этими явлениями занялся знаменитый философ древности Фалес Милетский. Об этом существует легенда. Следующим объектом была у нас пластмассовая линейка. Поставим яйцо в рюмку и уравновесим на нём линейку. Снова хорошо расчешемся и поднесём к концу линейки. Линейка будет поворачиваться за расческой. Объяснение одно: расческа наэлектризована, приобрела способность притягивать легкие тела. Значит, притяжение вызвано электричеством. Опыт № 2. «Электрический спрут». Спрут сделаем из полоски газеты. Нарежем из неё восемь «щупальцев». Положим на стул, протрём шерстяной тряпочкой. Наэлектризованного спрута поднимем. Его «щупальца» растопырятся колоколом. Засунем руку снизу внутрь этого колокола. Щупальца её схватят, облепят. Мы поняли, почему щупальца облепили мою руку, ведь электричество притягивает. Но почему щупальца с самого начала колоколом растопыриваются? Они же должны были один к другому притянуться, слипнуться… Опыт № 3. «Электротрусишка». Изготавливаем «электротрусишку». Теперь хорошенько расчешемся и поднесём расческу к трусишке. Его волосы зашевелятся, а если коснёмся шапочки, то волосы встанут дыбом! Вывод: Оказывается, в природе существует два вида электрических зарядов: положительные и отрицательные. Щупальца спрута состоят из одного вещества. Полоски оттолкнулись потому, что они зарядились одинаково. Вывод: одноимённые заряды отталкиваются Разноимённые (противоположные) заряды – притягиваются (рука и газета) 4. Опыт № 4 помог нам проверить эти выводы Возьмём два полиэтиленовых листа. Натрём их тетрадным листом. Теперь поднимем их, взяв за один конец. Мы увидим, что они разошлись в разные стороны, но стоит между ними вставить тетрадный лист, они, как спрут, прильнут к нему. Сделаем вывод, что тетрадный лист и полиэтилен – разные материалы, поэтому они имеют разноименные заряды, а значит – слипаются друг с другом. Два полиэтиленовых листа – одноименные заряды, значит – отталкиваются. Выводы: Я узнал, что электричество было всегда и повсюду! Есть электричество «дикое, неприрученное». Оно живёт само по себе. А есть ли электричество «домашнее, ручное»? Есть. Человек его «изловил» и заставил работать. Как узнать, где живёт электрический ток? Как он существует? Почему горит электрическая лампочка? Я решил провести ещё один опыт. 8. Опыт №5. Электрическая цепь Соберём электрическую цепь, которая состоит из батарейки, проводов и лампочки. Вывод: При замыкании электрической цепи лампочка загорелась. 9. Опыт №6 доказал нам, что Вода – проводник электричества. Усложним нашу цепь. Теперь электрический ток будет проходить через воду, которая находится в специальном стакане. При замыкании цепи лампочка… НЕ ЗАЖГЛАСЬ! Попробуем по-другому. Добавим в воду обыкновенную пищевую соль. Тщательно размешаем. Теперь замкнём цепь. Лампочка ГОРИТ! 10. Опыт №7 Электричество – волшебник. Собрали новую электрическую цепь, которая состоит из батарейки, проводов и железного гвоздя, обмотанного проволокой. Приготовили мелкие железные предметы (булавки, скрепки, кнопки). Теперь цепь замкнём. И что мы видим? Мелкие предметы прилипают к гвоздю, как к магниту! Разомкнём цепь – предметы падают на стол! (хотя и не сразу) В заключении я сделал вывод, что электричество является составной частью ПРИРОДЫ, окружающего МИРА Оно присутствует во всём: в каждой частичке нашей ПЛАНЕТЫ, в пространстве, в самом человеке. Используя свойства электричества, человек создаёт приборы, приспособления и оборудования для улучшения условий жизни, труда, для познания окружающего мира. Мне понравилось проводить опыты, искать ответы на вопросы. Оказывается, рядом с нами столько неизвестных нам явлений! Мы многое не знаем и не можем пока объяснить. Но думаем, что продолжим наши исследования по теме «Электричество». Данный проект помог мне получить знания по теме «Электричество», с которыми я хочу вас познакомить (см. слайдовую презентацию «Научные слова, которые я узнал») Спасибо за внимание! |
Ребята и утята
Л. Нечаев. Яма
Три коробки с орехами
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Нора Аргунова. Щенята
Комментарии
Учебный проект "Тайны электричества"
Интересная работа.