Вложение | Размер |
---|---|
Текст исследования | 51 КБ |
mir_sovremennogo_podrostka_novaya_okonchatelnaya_versiya.pptx | 2.86 МБ |
Мир современного подростка и его проблемы.
Вступление.
Переходный возраст – один из сложнейших возрастов в жизни, время, с которым нельзя никак справиться - его нужно просто пережить. Про него сказано очень много, и, скорее всего, будет сказано еще больше. Я выбрала эту тему, прежде всего, потому, что сейчас я сама – подросток и мне близки те же проблемы, потому, что именно от нашего поколения зависит то, какой будет наша планета через двадцать лет.
Моей целью было выявить основные проблемы именно современного подростка, то, что актуально в данный момент. Для этого я провела несколько опросов, результаты которых будут представлены в работе. А также попыталась найти ответ на вопрос:
- как же родители и сами подростки могут если не смягчить подростковый возраст, то хотя бы сделать так, что бы этот возраст потом не оставил тяжких последствий на протяжении всей жизни.
1. Основной проблемой, которая актуальна именно для нашего времени является изобилие информации.
Компьютеры и Интернет, обилие литературы, музыки – всё это дезориентирует человека, особенно подростка.
Перед ним сотни дорог, и он думает, что все знает о жизни. Юношеский максимализм проявляет себя, но давайте задумаемся, а что действительно знает подросток в этом море информации? Чаще всего его знания неглубоки.
С появлением современных технологий, Интернета и компьютера, проблемы углубились. Даже такое изобретение человечества, как Интернет часто приносит вред. ( слайд Влияние интернета на подростка)
Основная проблема сети Интернет в том, что он не имеет границ. Там можно делать, все что хочешь, и никто за это не накажет – появляется иллюзия вседозволенности. И ничто не ограждает подростков от информации, которую им знать совершенно незачем.
Где гарантия, что завтра двенадцатилетнее чадо не зайдет в клуб наркоманов и узнает о наркотиках именно с их слов, не войдет в секту?
Там можно представляться, кем хочешь, писать что хочешь, там очень много полезного, но много и негативного. А ведь обилие информации сыплется на нас не только из Интернета, но и из книг, из газет, из слов знакомых. Взрослым людям сложно воспринимать эту информацию, которую никто не фильтрует, а какого подросткам?
Ситуация усугубляется еще и тем, что у них нет четких планов на жизнь. В советское время для подростков-пионеров все было четко и понятно. Юноша или девушка, окончив школу, поступали в институт, а затем – на работу. Каждый знал, что будешь плохо учиться – пойдешь на завод, и целью каждого было получать хорошие отметки. Была четкая система ценностей, все понимали, «что такое хорошо и что такое плохо», и старались быть похожими на своих родителей. Пьянство и лень нигде не были в почете.
2. Сейчас происходит страшная вещь – изменение системы ценностей. Моральные ценности изменились даже у многих взрослых людей, сейчас все уверены, что можно любого добиться с помощью денег, а что говорить о подростках?
Они и так толком не разобрались в жизни, и вместо нормальных, здоровых ценностей – учеба, карьера, спорт, любовь – им предлагают «лёгкую» систему, которая не несет никакой пользы, а наоборот, вредна.
Когда малолетние подростки прыгают с крыши, пытаясь доказать друг другу, кто самый смелый, - это полбеды. Настоящий ужас начинается, когда у юноши или девушки становится нормальным прогуливать школу, не делать уроки, курить и пить – сначала пиво на лавочке, а потом, возможно, и кое-то покрепче. Ошибку свою они поймут потом, но тогда уже будет поздно, и они увлекут за собой еще много «наивных» подростков. А еще хуже – вот так постепенно привыкнут и уже не смогут заставить себя образумиться, принеся в жертву этой «легкой» системе ценностей здоровье и саму жизнь.
Подростки уверены, что в будущем смогут получить профессию и образование. Или..просто не задумываются о будущем? И не стоит думать, что подростки – такие плохие и напрочь тупые. Они – те же люди, но люди, которые «заблудились» в мире, подсознательно выбрав легкий и предпочитаемый путь, пошли на поводу у стада, сами заставили себя считать, что курить и прогуливать – круто.
И любой подросток, даже самый «запущенный», может мыслить здраво и логично, хочет, чтобы у него в будущем была своя семья и хорошо оплачиваемая работа. И каждый понимает, чем показная «крутость» вредна, и, наверное, очень мало кто из таких подростков захочет, чтобы его дети росли такими же, как и он.
Большинство подростков отличается повышенной конформностью – они очень сильно зависят от мнения окружающих людей, в частности, своих друзей. Слушают музыку «такую же, как все», даже носят одинаковую одежду – достаточно вспомнить про неформальные группы. И, когда «так называемые друзья» говорят «Попробуй, это круто!», не всякий может отказаться. Вступает страх прослыть трусом, отличиться от толпы или стать чужим в своей группе. Вот и пробуют сегодняшние подростки пить-курить, привыкают к этому очень быстро.
Я проводила опрос и среди 7 классов на вопрос «Почему ты любишь свой коллектив?»
на первом месте стоял ответ «С ними весело, интересно».
на втором - «Они всегда поддержат в трудную минуту, я могу им доверить свои секреты». И очень многие подростки, если в семье нет доверительной атмосферы, пойдут рассказывать секреты именно друзьям.
А вот всегда ли их друзья такие верные и надежные, как им кажется? В группе подросток чувствует себя своим, и к друзьям иногда прислушивается сильнее, чем к родителям, так как ему кажется, что родители его просто не понимают.
И родительские подозрения, что подросток попадет в плохую компанию, очень часто бывают обоснованны. Но как сделать так, чтобы ребенок не попал под плохое влияние, сохранил своё мнение и не поддался на провокации? Ведь это зависит, прежде всего, от родителей.
О доверительной атмосфере в семье сказано уже очень много, но, может быть, многие родители замечали, что в 12-14 лет ребенок становится отчужденней, реже рассказывает о событиях в школе, чаще молчит. И даже если в семье сохранена та самая хорошая атмосфера, он от семьи отдаляется.
Если в шесть лет ребенок был уверен, что родителей надо слушаться, в одиннадцать он видит, что вот, кто-то ослушался, ничего не произошло…и малышу закрадывается в голову вопрос – а почему, собственно, надо слушаться?
А чуть позже у подростков в группе появляются свои правила, согласно которым если боишься – трус, если плачешь и жалуешься – тоже. Почему подростки прыгают с гаражей, ходят по стройкам – ведь все понимают, что это опасно? Им важен риск – и не только, они создают для себя подобие критической ситуации для выявления собственного Я. Если Я могу умереть, разбиться – значит, Я есть. Тут же выявляются и характеристика самого себя – какой Я? Если преодолел страх, не испугался, не закричал, - Я смелый, если побоялся идти – трус. Ты сам оцениваешь себя, тебя оценивают другие. Понемногу становится постыдным и жаловаться родителям.
Опять же, как бы родители не пытались понять подростка, им это не всегда удается. И не всем подросткам нравится, когда их пытаются понять, но не понимают, они чувствуют фальшь и остерегаются ее. Родителям кажется, что им все понятно, но на самом деле для большинства родителей компания подростка и отношения в ней – темный лес.
Так, может быть, нужно занимать подростка как угодно, начинать его контролировать, от греха подальше?
В 12-14 лет дети уже считают себя взрослыми, и им не нравится, когда их кто-то контролирует. Взрослые тоже не любят, когда их активно принуждают, так почему это должно нравиться детям? Были случаи, когда дети убегали из дома, выражая, таким образом, свой протест.
Но еще хуже, когда родители мало занимаются ребенком и предоставляют ему полную свободу. Подростки сами это понимают и осознают.
Я проводила опрос среди седьмых классов. Одноклассникам был предложен вопрос, какие родители вам бы больше понравились:
А - те, которые предоставляют вам полную свободу и совсем не интересуются вашими делами,
Б - те, которые интересуются вами, внимательны к вам, но многого не позволяют, многого от вас требуют и пытаются постоянно занять ваш досуг.
Большинство выбрали вариант Б. Школьники сами это понимают, и им бы хотелось больше общаться с родителями. И именно от родителей они все-таки ожидают помощи.
С этим выводом согласна и я. Именно родители, окружающие его люди помогут ему справиться с подростковым возрастом. Универсальной системы здесь просто не существует, каждый подросток индивидуален.
И только сами подростки могут пережить этот возраст, набить свои шишки и постараться не наделать глупостей, за которые потом будет стыдно всю жизнь.
Но кто-то должен помочь юному человеку сориентироваться в этом огромном и непонятном для него мире, дать ему правильные целевые установки, чтобы он сам знал, чем чреват риск, и самое главное – быть рядом в этот трудный для него период. Это осознают и сами подростки. Поймите нас и помогите нам справиться со своими проблемами.
Слайд 3
План работы: Мир и подросток. Проблемы подростка: 1.Подросток и информация . 2.Система ценностей. 3. Подросток и родители.
Слайд 12
Отношение подростков к родительской опеке ( 10 класс)
Снегири и коты
Растрёпанный воробей
Почта
Всему свой срок
О чем поет Шотландская волынка?