Рыночная экономика, финансовый кризис, безработица, сокращение персонала на предприятиях.
Эти слова в прямом смысле заполонили сегодня все теле – радио и печатные издания. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Перед каждым выпускником школы стоит проблема выбора будущей профессии. В формирование представлений школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
В своей исследовательской работе я пытался определить, где работают жители с. Золотое и выяснить, какие профессии распространены и актуальны в настоящее время в нашем селе.
Цель моей работы - это определение уровня занятости жителей и выявление наиболее актуальных профессий в селе.
Перед собой я поставил следующие задачи:
1. Собрать статистическую информацию о занятости жителей села.
2. Проанализировать статистические материалы, выяснить уровень занятости и безработицы.
3. Обобщить результаты и сделать вывод о том, какие профессии наиболее актуальны в селе и с чем это связано.
Объектом моего исследования стали, обучающиеся и население села Золотое.
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_professii_zhiteley_moego_sela.doc | 134.5 КБ |
prilozhenie_k_rabote.doc | 71.5 КБ |
Оглавление
Основные мотивы при выборе профессии.
Самые распространённые ошибки при выборе профессии.
Занятость жителей села Золотое.
Профессия - учитель. Мой выбор. 19
Приложение……………………………………………………………………...26
Актуальность темы
… Рыночная экономика, финансовый кризис, безработица, сокращение персонала на предприятиях.
Эти слова в прямом смысле заполонили сегодня все теле – радио и печатные издания. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед школьниками стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации школьника. Таким образом, формирование представлений школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
В своей исследовательской работе я пытался определить, как в современных условиях выживает население села Золотое, где работают его жители и выяснить, какие профессии наиболее распространены и актуальны в настоящее время.
Цель работы:
Определение уровня занятости жителей и выявление наиболее актуальных профессий в селе Золотое на основе проведения собственного исследования.
Задачи:
Собрать статистическую информацию о занятости жителей села.
Проанализировать статистические материалы, выяснить уровень занятости и безработицы.
Обобщить результаты и сделать вывод о том, какие профессии наиболее актуальны в селе и с чем это связано.
Методы исследования.
− социологический опрос
− анкетирование
− интервьюирование
Объект исследования: обучающиеся и население села Золотое.
Ежедневно миллионы людей спозаранку куда-то идут из дома. Куда они спешат? Оказывается на работу. Работа занимает большое место в жизни взрослых. Благодаря труду людей богатеет страна. Наши родители работают,
а поэтому у нас есть возможность одеваться, обновлять квартиру, отдыхать, путешествовать.
«Все профессии важны, все профессии нужны!» Врач, учитель, юрист, актер, ученый… «А кем стану Я?» Наверное, каждый задавался этим вопросом. Выбор профессии, по-моему мнению, один из важнейших выборов, который приходится сделать человеку. Ведь чаще всего люди после окончания учебного заведения идут работать по специальности. Да и, как известно, работа занимает большую часть суток. И очень важно насколько она будет правильно выбрана. Важно будет ли работа любимой, сможет ли человек получать удовольствие от выполнения своей работы.
Выбор профессии был и остается непростым делом, что вполне понятно: выбирая будущую деятельность, молодой человек выбирает и место в обществе, и свою судьбу. Предусмотреть за десятилетия вперед все невозможно. Меняются время, человеческие ценности, и вместе с этим обновляется список престижных, высокооплачиваемых профессий. В последние 15-20 лет стало не престижно работать на земле в основном из-за отсутствия четкой государственной политики, направленной на повышение привлекательности жизни в селе.
"Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?", - пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать совсем маленьким детям.
Но вот благополучно миновали девять или одиннадцать лет школьной жизни, неумолимо надвигается выпускной бал, а сакраментальное "Что делать дальше? Кем быть?" все сильнее тревожит душу и разум подросшего ребенка и его родителей. Вот тогда-то и возникает вопрос, какую профессию выбрать для себя так, чтобы ещё не ошибиться с выбором.
Так что же, нужно учесть при выборе профессии? Прежде всего, необходимо обдумать:
что человек хочет получить от профессии;
в какой сфере деятельности было бы интересно работать;
какой образ жизни планируется вести;
насколько важна высокая заработная плата и многое, многое другое.
И, конечно же, обязательно важно учитывать индивидуальные способности. Не стоит мечтать о карьере программиста, имея тройку по алгебре.
Еще одна полезная вещь - тесты на профориентацию. Что это такое? Как правило, это разнообразные утверждения, с которыми соглашаешься, или не соглашаешься. В таких тестах есть вопросы по множеству предметов - физике, химии, астрономии, литературе и другим; кроме того, они помогут оценить интересы и черты характера личности, а иногда и уровень интеллекта. Тесты на профориентацию есть практически в любых популярных сборниках психологических тестов, так что вполне можно пройти их дома самостоятельно, но все же лучше сделать это во время консультации с психологом. Он поможет сделать наиболее верные выводы по полученным результатам теста и, в конечном итоге, определиться с выбором профессии.
Кроме того, неплохо бы проанализировать, какие профессии сейчас пользуются особенным спросом у работодателей в нашей местности, а на какие спрос вырастет лет через пять, к концу обучения. В первом случае лучший помощник - газеты и сайты по трудоустройству, а во втором - прогнозы социологов, которые можно найти в Интернете, и собственный здравый смысл.
В данном деле нельзя быть легкомысленным, потому что мы все хотим, чтобы работа радовала нас, соответственно нашим интересам, достойно оплачивалась. Ненужных профессий в нашей жизни нет. В настоящее время в России существует около 6 тысяч профессий, и многим сориентироваться в таком разнообразии очень непросто. Лично я хочу выбрать профессию сам.
Основные мотивы при выборе профессии.
Конечно, факт выбора профессии встает перед человеком относительно рано - в 14-18 лет. В таком возрасте достаточно сложно осознать в полной мере всю важность этого шага. Но последствия неправильного выбора могут быть очень печальными. Если выбранная вами профессия не подходит под ваш темперамент или склад ума? Например, вы получаете профессию бухгалтера, а оказалось, что работа с цифрами вам кажется нудной, да и усидчивость - это совсем не ваша черта характера?
Выбор профессии должен быть планомерным, детально обдуманным. Согласитесь, что, выбирая дело, на ближайшее будущее, а может быть и на всю жизнь, не стоит торопиться.
В процессе выбора профессии необходимо учитывать многие факторы.
Во-первых, ваши общие представления о карьере и вашем будущем. Определите, кем бы вы себя хотели видеть через 10 лет. Когда вы ответите на этот вопрос, то часть профессий, которые к вашему представлению о будущем не имеют никакого отношения, можно смело исключить.
Во-вторых, необходимо учитывать свои склонности к определенным видам деятельности, свои пожелания. Например, вам нравиться часами сидеть за компьютером.
Третий немаловажный фактор - это ваши способности, о которых вы знаете или вам еще предстоит о них узнать. Например, вы прекрасно рисуете, окончили художественную школу, или у вас выдающиеся математические способности.
Важным фактором при выборе дела жизни должен быть социальный спрос на профессию. Необходимо изучить положение на существующем рынке труда, прочитать прогнозы аналитиков.
Идеальный вариант, когда все факторы совпадаю, тогда выбор профессии очевиден. А если нет? Если вы, например, не представляете, какой вид деятельности предпочитаете, и какие у вас способности? В такой ситуации лучше не торопиться и обратиться к специалистам.
Главное: профессия в первую очередь должна быть интересна. Занимаясь любимым делом, ты будешь двигаться в правильном направлении, не противореча себе. Выбирай то, что любишь!
Должны у тебя присутствовать и личные качества, необходимые профессионалу.
Важно иметь способности! Вот несколько советов. Сначала
составь список подходящих тебе профессий. Потом составь таблицу. Под каждой выбранной профессией поставь баллы в списке (по 5-ти балльной шкале).
Например, главное в моей будущей профессии:
- Карьера (смогу ли я легко идти на повышение)
- Деньги (много ли денег принесет мне это занятие?)
- Престиж
- Занятость (допустима ли свободная занятость или придется седеть от «звонка до звонка»)
- Интерес (насколько интересует меня лично данная профессия?)
- Способности (есть ли у меня реальные способности к этой профессии?)
- Реальное трудоустройство (легко ли будет найти работу)
- Продолжительность (смогу ли я заниматься эти всю мою жизнь?)
- Жертвы (некоторая работа подразумевает практически круглогодичную занятость – готов лия жертвовать своим отпуском, отдыхом с друзьями.)
Прежде всего, важно выделить причины, побуждающие выбрать ту или иную профессию. Эти причины можно разделить на внешние и внутренние. Внешние причины связаны с влиянием окружающей среды: мнением родителей, друзей, сверстников, желанием добиться внешнего успеха или страхом осуждения. За внутренние причины человек отвечает сам - их определяют способности, склонности, привычки и характер.
Что же чаще всего заставляет сегодняшних молодых людей выбрать ту или иную профессию? Лидер списка мотивов - престиж профессии. Мотив, в принципе, неплохой, однако в нём самом кроется ловушка. В наши времена популярны разного рода экономические и юридические специальности. Однако уже сейчас на рынке труда начинает ощущаться переизбыток некоторых профессий, к примеру, тех же бухгалтеров, особенно не имеющих высшего образования. И что будет со спросом на юристов и экономистов в будущем - можно только предполагать. Вывод прост: при выборе профессии её престиж не должен застить глаза; о нем нужно помнить, но опираться только на него - вряд ли разумно. Почётное второе место при выборе профессии занимает высокий заработок: кем бы ни работать, лишь бы хорошо получать. Условия труда тоже играют свою роль в выборе той или иной профессии. Впрочем, переменив место работы, иногда можно существенно изменить и условия труда, - некоторые профессии это позволяют. Например, геолог в разведывательной экспедиции (палатки, тайга, постоянные командировки) и геолог на должности инженера-геолога на нефтедобывающем предприятии (город, офис, никаких командировок) - выпускники одного и того же геологического факультета. Еще одна причина - доступность обучения. Одно дело - получать высшее образование в родном городе, где живёшь, другое - ездить за тридевять земель. А если живёшь в маленьком городке, где из всех учебных заведений - одно ПТУ, переименованное в колледж? Нетрудно понять, что, ставя во главу угла доступность обучения, ты существенно ограничиваешь список возможных профессий. К сожалению, если говорить о доступности обучения с материальной точки зрения, то большое значение имеет уровень оплаты за учёбу. Конечно, и тут можно найти выход: взять кредит в банке, подрабатывать по вечерам, пойти на заочное отделение, где плата ниже, - но все-таки получить желанную специальность. Но не у каждого есть такие возможности. Таким образом, подводя итог рассуждению о мотивации, важно заметить, что многие мотивы выбора той или иной профессии, в конце концов, оборачиваются ошибками.
Классификация профессий
Посещая элективные курсы в этом учебном году «Дорога профессионального выбора» и «Компас в мире профессий», я узнал, что в нашей стране наиболее распространенной является классификация профессий, автором которой является академик Е. А. Климов[1]. Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.):
ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Специалист данной сферы должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения и принимать меры. Что касается необходимых личностных качеств, то человек должен быть спокойным, уравновешенным, обладать терпением, способностью к кропотливому труду. Современные профессии данного типа: ветеринар, фитодизайнер, ландшафтный дизайнер, фармацевт.
ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА. Обладатели профессий данного типа имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Среди современных профессий данного типа наиболее востребованы автослесарь, монтажник информационных (компьютерных) сетей, строительные специальности, технолог, инженер.
ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК. Предметом интереса специалистов данного типа профессий являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Возможные действия, которые может совершать специалист, работающий с людьми: обучение, воспитание, управление, обслуживание, исследование. Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» – взаимодействие между людьми. Современные профессии: продавец-консультант, менеджер (администратор, офис-менеджер, по персоналу, по продажам, по рекламе и т. д.), официант, психолог, секретарь-ресепшионист.
ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА. Представителей профессий данного типа занимают различные языки, условные знаки, схемы, символы, цифры, формулы, информация (текстовая, числовая, компьютерная). Примеры профессий данного типа: программист, системный администратор, редактор, специалист по защите информации, переводчик, лингвист, экономист, аудитор.
ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. Данные специалисты работают с явлениями, фактами художественного отображения действительности или сами создают эти факты, новые образы. Это может быть изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерско-сценическая деятельность. Речь идет о том, что мы в обычной жизни называем талантом. Кроме этого важны творческое воображение, образное мышление, трудолюбие. Профессии данного типа: дизайнер (WEB-дизайнер, рекламный дизайнер, дизайнер по интерьеру, дизайнер-модельер), стилист, актер, режиссер, ди-джей.
Самые распространённые ошибки при выборе профессии.
Одной из распространённых ошибок при выборе профессии является следование моде и предрассудкам. Во все времена одни профессии считались престижными, а к другим же большинство обывателей относилось недостойно. Есть, к примеру, такая профессия - агроном. Кто хочет быть агрономом? А между тем, обществу необходимы и экономисты, и сантехники, и медсестры, и адвокаты. Так что, на первое место важно ставить свои интересы и способности, и только потом - престижность профессии. Иначе выучишься, допустим, на бухгалтера, а удовлетворения работа по специальности приносить не будет. Кроме того, уважение в равной степени вызывают и простой рабочий, и специалист с высшим образованием, если они оба - профессионалы в своем деле. У Михаила Веллера есть рассказ о человеке, который в детстве мечтал быть дворником. И что дальше? Окончил школу, поступил, как настаивали родители, в ВУЗ, всю жизнь тянул лямку на ничуть не интересующей его работе, и, лишь выйдя на пенсию, стал дворником - и обрел, наконец, счастье. Не стоит выбирать профессию под нажимом родителей или влиянием товарищей. Можно лишь прислушаться к их мнению, ведь выбор профессии - личное дело каждого, никто не проживет за другого его собственную жизнь. Представим ситуацию, что по желанию матери сын пошёл на экономический факультет. Прошел год, два или, что ещё хуже, пять лет - и он понял, как страстно ненавидит все эти формулы и графики, а работа в офисе кажется ему унылой. Понятно, что при таком отношении к учебе диплом тоже не блещет хорошими оценками, и о том, чтобы более-менее прилично устроиться по специальности не приходится даже мечтать. Не станет, ли тогда жаль потраченных впустую лет? Точно так же, если кто-то вслед за подругой мечтает поступить в медицинскую академию, необходимо задуматься, стоит ли грезить о карьере хирурга или стоматолога, если при виде малейшей царапины у тебя кружится голова. Ещё одной из ошибок при выборе профессии можно отнести увлечение только внешней или частной стороной профессии, непонимание того, что ещё предстоит на той или иной работе.
Незнание или недооценка некоторых своих физических особенностей и недостатков - одно из ложных направляющих при выборе профессии. С больным сердцем путь в летчики закрыт. Аллергикам противопоказаны профессии химика или парикмахера. Неразумно мечтать о работе, способной ухудшить состояние здоровья. Еще хуже, когда просто не знаешь заранее и даже не подозреваешь, что через какое-то время дадут о себе знать проблемы со здоровьем. В отдельных случаях здоровье становится непреодолимой преградой для получения той или иной работы. В любом случае, не стоит относиться к выбору профессии, как к чему-то неизменному, что раз и навсегда определит твою судьбу. Впереди долгая жизнь, в которой наверняка найдется место и повышению квалификации, и освоению смежных специальностей, а то и радикальной перемене рода деятельности.
Актуальные профессии.
Труд работников должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.
Профессия[2] – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования.
Выбирая специальность, с которой вы намерены связать свою жизнь, стоит ознакомиться со списком, в который включены самые востребованные профессии. Юристы, экономисты – рынок труда перенасыщен этими специальностями. На них огромный конкурс, высокие цены на обучение…. И абсолютное отсутствие спроса. 80% выпускников юридических академий, экономических факультетов и т. п. не работают по специальности. Они не востребованы.
Нужно выбирать профессию, только ту, которая тебе подходит. И это можно определить с помощью теории Е.А. Климова. Теория гласит: все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль, то есть, к какому типу она относится. А потом составить для себя «идеальную формулу профессии», предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия вам подходит, а какая нет.
Многие молодые люди при решении кем они хотят стать, выбирают совсем другую профессию, не ту какой они хотели бы научиться. Но что, же влияет на выбор профессии таких людей? Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии?
На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. По методике Е.А.Климова можно выделить 8 факторов выбора.
1. Позиция старших членов семьи.
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг.
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живёшь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы.
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. Способности.
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учёбе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание.
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искажёнными, неполными, односторонними.
8. Склонности.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкреплённые определёнными способностями.
Существует еще одна проблема, многие не знают, как выбрать для себя подходящую профессию.
Всё работающее население села я условно поделил на 2 категории.
1.Трудоустроенные в селе.
2.Работающие в городе.
Наиболее актуальные профессии в селе:
1.Педагогические работники (учителя и воспитатели)
2.Техперсонал
3.Продавцы
4.Сторожа
5.Водители
6.Кочегары
7.Соцработники
8.Трактористы
Особенность трудоустройства жителей в том, что 42 % имеют работу не по специальности. Выбор профессии зависит от наличия вакансий, размеров зарплаты и режима работы, а не от специальности по диплому. Бывшие колхозницы работают в керамике и продавцами, бывшие механизаторы и животноводы работают сторожами, кочегарами, строителями.
Наиболее актуальные профессии среди сельских жителей, работающих в городе:
1.Водители
2.Продавцы
3.Строители
4.Сторожа ,охранники
5.Трактористы
6.Грузчики
Поэтому жители села имеют реальную возможность устроиться на работу в городе.
Занятость жителей села Золотое.
Золотовский край – один из немногих районов Саратовской области, который по праву может гордиться своей многовековой историей и богатой культурой.
Я поставил для себя цель, рассмотреть не только актуальные профессии моего села, но и какие организации в данный момент предоставляют рабочие места. Так как сейчас 21 век, время, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки.
Наше село Золотое находится в 40 километрах от районного центра
г. Красноармейска. Село с городом связывает шоссейная дорога, налажено регулярное автобусное сообщение. Свое исследование я начал с сельской администрации. Побеседовав со специалистом, я выяснил, что на 1 декабря 2011 года в нашем селе проживает 2502 жителя, из них:
15,7 % (392 человека) составляют дети до 18 лет.
28,8 % (721 человека) - пенсионеры по возрасту и инвалиды.
55,5 % (1389 человека) - трудоспособное население, из них 30 человек, а это 2,1 % официально состоят в центре занятости населения.
Передо мной встал вопрос о том, чем же все-таки занимается наше трудоспособное население. Для этого я обратился к главе Золотовского муниципального образования Рогову Алексею Анатольевичу. Задавая вопросы, я надеялся получить ответы на интересующие меня вопросы.
Так уж случилось, что рынок кадров не стоит на месте. На смену одним специальностям приходят другие, более современные и приспособленные к последним новинкам технического прогресса, некоторые специальности и профессии вообще остаются в прошлом, потому, что никому не придет в голову нынче плести лапти или организовать производство самоваров. Но есть профессии, которые со временем не только не теряют своей актуальности, но приобретают все больший и больший спрос. В современных условиях рациональное использование трудовых ресурсов является не столько существенным, сколько необходимым фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности.
Проводя исследование я узнал, что в советские времена в селе Золотое существовали 40 крупных (по сельским меркам) предприятий (организаций) – это колхоз имени Чапаева, рыбколхоз им. Калинина, рыбпункт, Золотовская нефтебаза, лесхоз, школа, Дом детского творчества, 3 детских садика, ясли, больница, детская консультация, почта, сберкасса, сельпо (10 магазинов, столовая, пекарня), МТС, электро- подстанция, Волголесосплав, маслозавод, метеостанция, заготзерно, заготконтора, коммунальный, пристань, кинотеатр, РПК (райпромкомбинат), филиал им. К.Цеткин, МПМК-1 (межрайонная передвижная механизированная колонна), КБО (комбинат бытового обслуживания), ЛТУ (линейно-технический участок), ветлечебница, аптека, пожарная часть, 2 библиотеки, дом культуры, кирпичный завод, милиция, связь, сельсовет, узел связи и радионавигации, баня.
Популярными профессиями в селе были учителя, воспитатели, врачи, животноводы (скотники, доярки, телятницы), механизаторы, водители, речники, строители, продавцы, швеи.
В настоящее время в нашем селе остались следующие учреждения: школа, Дом детского творчества, 1 детский садик, больница, почта, сберкасса, ветлечебница, аптека, пожарная часть, 2 библиотеки, дом культуры, связь, администрация, узел связи и радионавигации, частные магазины, ЖКХ, электроподстанция.
Появились новые организации: керамика, социальная служба, газовый участок.
Самыми актуальными профессиями были, стали и остались профессии: учитель, воспитатель, врач, рабочий, сторож, водитель, продавец, почтальон, библиотекарь, предприниматель, социальные работники, электрики. (Приложение 1)
Для того чтобы узнать сколько человек работает за пределами нашего села, я обратился к председателям избирательных комиссий Кадыковой Т.А. и Ляховой Е.В., которые работали со списками избирателей и к членам комиссий Федоровой Н.И., Канунниковой В.М., Сафоновой Е.В., которые непосредственно работали с избирателями до выборов 4 декабря 2011 года и выяснил, что приблизительно 320 жителей (23 % от трудоспособного населения) вынуждены искать работу в различных городах: в Москве, Саратове, Волгограде и других регионах России.
В процессе работы над проектом, у меня зародилась проектная идея – провести цикл мероприятий, направленных на знакомство с актуальными профессиями сегодняшнего дня. В проекте участвуют обучающиеся с 8 по 11 класс.
Ожидаемые результаты проектной идеи
В результате проведённых мероприятий будут достигнуты следующие результаты:
1. У участников проекта появится представление о востребованных в обществе профессиях.
2. Обучающиеся будут мотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий.
3. Родители будут активными помощниками в воспитании и профориентационном сопровождении детей.
Механизм реализации проекта (Приложение 2 )
Для каждого человека в жизни очень важно правильно выбрать профессию. Тогда человек работает с удовольствием и доставляет радость себе и окружающим людям. Нам ещё придётся много учиться, прежде чем мы окончательно решим выбрать профессию. Но главное мы должны помнить, что всегда надо оставаться хорошими и добрыми людьми.
В анкетировании проектной идеи приняли участие обучающиеся с 5 по 11 класс – 89 человек. (Приложение 3) Анализируя результаты вопроса «Кем работают твои родители?», выявил, что из 89 обучающихся – 14 обучающихся не смогли назвать профессию своей мамы, а 18 обучающихся не знают как называется профессия папы. На вопрос «Кем мечтаешь стать?» получился вот такой результат: 5 человек ответили – учителем, 10 человек – врачом, 5 человек полицейским, 5 человек - поваром, 3 человека – кондитером, 10 человек – парикмахером, 5 человек – дизайнером, 6 человек – олигархом. 15 человек – начальником, 8 человек – предпринимателем, модельером – 2 человека, косметологом – 2 человека, психологом – 2 человека, инженером – 3 человека, ветеринаром -2 человека, священником – 1 человек, юристом - 3 человека, стилистом – 2 человека.
В поисках ответа на вопрос о готовности выпускников к выбору профессии, я провел анкетирование среди обучающихся 9 и 11 класса. В анкетировании приняли участие 18 человек. Результаты анкетирование получились следующие: (Приложение 4)
Исходя из детских ответов, стало очевидно, что ребята очень мало знают о том множестве профессий, которое существует в современном мире.
Раньше рынок развивался на условиях, когда одни профессии считались престижными и стояли на высшей ступеньке карьерной лестницы, в то время, как другие были лишь первой «ступенькой» к вершине или началом карьеры в тех или иных сферах деятельности.
Профессия- учитель. Мой выбор.
Когда-то давно, когда разделения труда не существовало, учителями становились все старшие, наиболее опытные представители племени-общины. При переходе к разделению труда, учителями становились люди, практиковавшие то или иное ремесло и передававшие тот или иной навык-знание. И лишь в 18 — 19 веках, преподавание как официально признанная профессия стало массовым явлением в Европе и во всём мире.…
Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Согласно словарю Ожегова, учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Если раньше это понятие вызывало лишь одну ассоциацию: школа, то сегодня рамки профессии расширены. Учителя передают нам знания в вузах, курсах английского языка, учат различным бизнес наукам как бизнес-тренеры, коучи, работают над нашей пластикой на занятиях по йоге и танцам
Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека.
В последние годы в России наблюдается массовый отток учителей, вызванный такими факторами, как сокращение бюджета работников государственной службы, отсутствие нормальных условий работы, предстоящий выход на пенсию пожилых учителей, стресс, истощение физических и духовных сил.
Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87 процентов всех педагогов - представительницы слабого пола. Примерно шестая часть из педагогов - 213 тысяч - пенсионного возраста. Молодежи - тех, кто не проработал в школе и 10 лет, - чуть больше, около 250 тысяч человек.
Нехватка преподавательских кадров - общемировая головная боль. По данным ЮНЕСКО, чтобы достичь всеобщего доступа к начальному образованию к 2015 году, понадобится дополнительно 18 млн. учителей.
По мнению экспертов, основная причина нехватки учителей в России - низкая зарплата.
Учитель... кто бы мог подумать, что 20-30 лет назад это была одна из самых престижных профессий. Бешеные конкурсы в педагогические училища и институты (по 2-3 человека на место), многочисленные экзамены, сложнейшая проверка качеств личности на проф. пригодность. К учителям относились с благоговением. Это был очень уважаемый человек. Сколько бы лет не было учителю 45 или 18 (и он только вошел в учительский коллектив), к нему всегда обращались на Вы, относились с пониманием, у него спрашивали совета в вопросах обучения и воспитания детей.
Учитель всегда находил место работы. Он знал, что куда бы он не приехал, всегда может рассчитывать на помощь и понимание, как со стороны коллег, так и со стороны родителей. Потому что учитель - это человек, который несёт свет знаний, который прививает ребятам правила поведения, который помогает им стать достойными людьми и жить в обществе. И не зря девиз всех учителей «Сердце отдаю детям».
Но прошло время, поменялся окружающий мир и быть учителем становиться менее престижно: профессия теряет былую привлекательность. Как часто учить идут люди, у которых просто способности и определяемому предмету, но нет подхода к детям. А прирожденные учителя стараются найти более оплачиваемую и менее «нервную» работу. Но ведь все прекрасно знают, что невозможно научить ребенка, если он не чувствует в учителе друга, соратника. Молодым учителям становится все труднее пробиваться в профессии. И это не потому, что коллектив не помогает (нет, он, коллектив, всегда и поможет, и поддержит, и подскажет), не потому что работы нет. А в большинстве случаев потому, что родители учащихся предвзято относятся к тем, кто первый год идет работать в школу.
Почему-то родители забывают, что все мы когда-то учились, и все с чего-то начинали.
Привлекательно то, что в последние 2-3 года об учителях стало заботиться государство. Скоро правительством будет утверждена стратегия развития российского образования. Разрабатываются новые стандарты педагогического образования. Ежегодно 10 тысяч учителей отмечают президентским грантом в 100 тысяч рублей, каждый год один из миллионной армии педагогов становится "Учителем года России" - символом педагогического мастерства. Все это, конечно, стимулирует работу, творчество педагогов, заставляет их бесконечно самосовершенствоваться, идти в ногу со временем расти профессионально.
Однако профессия педагога остается по-прежнему "в хвосте" потенциально возможных жизненных профессий для современных россиян. Хотя есть все возможности, чтобы сохранить в школах лучших учителей и пополнить классы новым поколением педагогов.
Хотелось, чтобы желание омолодить педагогические кадры не оставалось только желанием. Чтобы для молодых специалистов тоже был стимул идти в профессию, а не бросать диплом на полку и не искать других способов себя проявить. Чтобы в ближайшем будущем (скажем лет через 5-10) профессия учителя смогла конкурировать с такими профессиями как юрист, менеджер и другими, а ведь чтобы стать юристом, менеджером, тоже нужно учиться, и учить будут их, конечно же, учителя.
Вот и я сделал свой выбор. Я тоже, как и мои мама, бабушка, дедушка, хочу продолжить учительскую династию – стать учителем. Для меня это профессия была и остается почетной.
Заключение.
В ходе исследовательской работы я выяснил, что наше село Золотое, даже после банкротства колхоза и других крупных организаций, имеет реальный шанс на выживание. Жители села активно используют возможность работать в городе при недостатке рабочих мест в Золотом. Наиболее актуальными профессиями села были и остаются учителя, воспитатели, водители, продавцы, врачи, медсёстры, строители и предприниматели.
Участвуя в проекте, обучающиеся многое узнали о профессиях: читали, выполняли доклады о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек.
До работы над проектом, я и мои одноклассники и не подозревали, что существует так много новых профессий. И что все они очень важные, ответственные, а что самое главное – интересные!
Мне удалось лично познакомиться с представителями разных профессий, расспросить об особенностях их работы. Разобраться в чём она заключается и какие навыки и качества в них необходимы. Оказалось, что для большинства должностей необходимо высшее образование, которое они получали в различных институтах. А вот качества, которыми должны обладать представители разных профессий, оказались одинаковыми. Например, архивному работнику и главному бухгалтеру необходимы точность и скрупулезность. Инженеру и заместителю директора – необходимы знания технологии и бдительность. Агенту по продаже авиабилетов и социальному работнику – вежливость и терпение.
Разговаривая с людьми, я понял, что все они очень любят свои профессии. Но с представителями, какой бы профессии я бы не встретился – я понял одно – свою профессию нужно любить и тогда все будет хорошо!
Трудно выбрать самую нужную и важную, потому что если не будет библиотекарей, мы не сможем брать книги в библиотеке. Без повара нас не накормят в школьной столовой. Охранник охраняет нас от нехороших людей. А бухгалтера начисляют людям зарплату за их нелёгкий труд.
Надеюсь, что моя работа будет полезна тем, кто в настоящий момент стоит перед выбором профессии, и интересна тем, кто задумывается о перемене места жительства.
В наше непростое время, когда рушатся все идеалы, необходимо помочь ребятам определиться в этом мире, помочь подрастающему поколению стать социально активной личностью, гражданами своей страны, своего села.
Каждый обучающийся должен знать историческое прошлое своего села.
Все события, происходившие на долгом пути становления села, нам далеко не безразличны. А сколько еще непонятного, сколько захватывающих загадок таит в себе история села. Разгадка их дело будущих поколений исследователей.
Общеизвестно, что без понимания прошлого нельзя понять настоящее и предугадать будущее. Изучая историю родного края, учащиеся познают закономерности жизнедеятельности села, узнают о знаменитых людях села (биографию знаменитых людей), а их очень, очень много в нашем селе. Одним словом, история села – это беспредельно богатый объект для наших интересов.
Поэтому ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ – ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ!
Список литературы
Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст.классов сред.шк.- 2.-е изд.доп.и дораб. – М.:Просвещение, 1990
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы), М.:ВАКО, 2006.(Педагогика. Психология. Управление).
Сайты интернета.
Человек и профессия/Под общей редакцией члена-корреспондента АПН СССР проф. Е.А. Климова; Лениздат, 1994.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. / Авт. В.В. Волина; Худож. Е.В. Гальдяева, А.В. Кардашук; Под общ. ред. О.Г. Хинн – М., 1997
[1] Е.А. Климов - доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, заведующий лабораторией психологии профессий
[2] Профессия -от лат. – официально указанное занятие, специальность
Приложение
Приложение 2
Этап | Действия | Результат | Участники |
Подготовительный | 1.Классный час по теме: «Все профессии важны!» 2.Анкетирование ребят в классе. (приложения 3,4) | Сегодня ребята владеют минимумом информации о названиях профессий. Потребность в знакомстве с различными профессиями | обучающиеся 9-11 классов Обучающиеся 5-11 классов |
Основной | 1.Доклады, сочинения обучающихся на тему: «Кем работают мои родители» 2. Классный час на тему: « 5 типов профессий » 3. Интервью с представителями разных профессий» | Включённость школьников в процесс добывания информации. Включённость школьников в процесс самоопределения. Включённость школьников в процесс самовыражения. | обучающиеся 8- 9 класса обучающиеся 9 -11 классов Представители разных профессий |
Заключительный | 1.Защита проекта на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны» | Обучающиеся 9 класса |
Приложение 3
Анкета по профориентации
1. Выбрал(а) ли ты профессию, если да, то какую __________________________________________________________________
2. Что ты знаешь о своей будущей профессии
а) условия труда;
б) профессиональные качества;
в) где можно получить эту профессию;
г) востребованность на рынке труда.
3. Если не выбрал(а), то почему
а) плохо знаю мир профессии;
б) плохо знаю свои возможности;
в) не могу выбрать из нескольких вариантов;
г) не знаю, как выбирать профессию.
4. Что повлияло на твой выбор
а) самостоятельное решение;
б) посоветовали родители;
в) посоветовали друзья;
г) влияние оказали профориентационные беседы.
5. Что тебя в ней привлекает
а) социальная престижность;
б) возможность хорошо заработать;
в) возможность сделать карьеру;
г) возможность развить свои способности:
- танцевать;
- петь;
- играть на сцене;
- рисовать;
- играть на музыкальных инструментах.
6. Как ты готовишься к поступлению в учебное заведение
а) изучаю индивидуальные особенности своей личности;
б) интересуюсь требованиями к выбранной профессии;
в) знакомлюсь с учебными заведениями и правилами приема;
г) самостоятельно изучаю предметы необходимые для поступления.
7. Из каких источников ты получаешь информацию о выбранной профессии
а) родители;
б) родственники;
г) СМИ;
д) педагоги;
е) знакомые;
Твой вариант ответа __________________________________________
8. Что о твоем выборе говорят родители _________________________________________________________________
9. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с желанием, интересом
__________________________________________________________________
10. Хочешь ли ты больше узнать о творческих профессиях в колледже культуры
а) да;
б) нет;
в) особенно о ___________________________________________________________
Немного информации о тебе:
Твой пол:
- жен.
- муж.
Возраст:_______________(число полных лет)
Приложение 3
Анкета 1
Назовите 10 наиболее привлекательных для Вас профессий
( расположите их по степени значимости).
Назовите преимущества вашей будущей профессии.
Назовите минусы вашей будущей профессии.
Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в профессии.
Назовите ваши качества характера, которые могут вам помешать, приобрести любимую профессию.
Что или кто повлияло на выбор вашей будущей профессии?
родители
родственники
педагоги
друзья
знакомые
книги и фильмы
жизненные обстоятельства
способности.
Анкета 2
Выберите из списка профессии, которые нужно распределить на две группы:
Профессия, которая нравиться мне | Профессия, которую советуют родители |
экономист, воспитатель, банкир,
юрист, спортсмен, бизнесмен,
врач, пожарный, искусствовед,
учитель, переводчик,
психолог, повар, работник сферы обслуживания,
водитель, официант, сельскохозяйственный рабочий,
инженер, экскурсовод, лесничий,
программист, машинист,
артист, танкист,
строитель, администратор, ветеринар,
шахтер, социальный работник, библиотекарь.
Приложение 4
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ О ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ |
№ | Знаешь ли ты: | ответ |
Да | Нет |
1 | Как называются профессии твоих родителей? | 18 | - |
2 | Какие учебные заведения они заканчивали? | 13 | 5 |
3 | Кем собираются стать твои друзья? | 10 | 8 |
4 | Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием? | 8 | 10 |
5 | Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом? | 15 | 3 |
6 | Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе? | 16 | 2 |
7 | Читаешь ли ты книги о профессиях? | 5 | 13 |
8 | Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях? | 18 | - |
9 | Помогаешь ли ты родителям в их работе? | 7 | 11 |
10 | Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий? | 18 | - |
11 | Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию? | 18 | - |
12 | Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию? | 18 | - |
13 | Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»? | 16 | 2 |
14 | Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии? | - | 18 |
15 | Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет? | 4 | 14 |
16 | Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности? | 12 | 6 |
17 | Готов ли ты сделать профессиональный выбор? | 16 | 2 |
18 | Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии? | 18 | - |
19 | Занимался ли ты по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь? | 2 | 16 |
20 | Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда? | 12 | 6 |
21 | Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы? | 18 | - |
22 | Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности? | 16 | 2 |
23 | Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда? | 16 | 2 |
24 | Работал ли ты когда-либо в свободное время? | 3 | 15 |
25 | Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора? | 10 | 8 |
26 | Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами? | 17 | 1 |
27 | Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет? | - | 18 |
28 | Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе? | 18 | - |
29 | Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства? | 18 | - |
30 | Зависит ли материальное благополучие от опыта работы? | 18 | - |
Белый лист
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Никто меня не любит
Иван Васильевич меняет профессию
Лавовая лампа