Я являюсь активным участником проекта "Школа цифрового века". Замечательный проект! Среди множества образовательных услуг Проект предлагает пройти Модульные курсы по теме "Навыки личной эффективности" Я закончила все 10 курсов и имею Сертификаты от каждого модуля. Артем помогает мне создавать различные презентации, видеоролики слайд-шоу. Так и по курсу "Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и "не сгореть" на работе он предложил мне создать презентацию,которая необходима для проведения занятий с педагогами школы.
Ученик самостоятельно прочитал брошюру, выделил главное, создал таблицы и схемы, и получилась вполне приличная презентация.Данный вид деятельности способствует формированию таких УУД как анализ, обобщение и систематизация материала; таких компетенций как ИКТ-компетентностьи и учебно-познавательой.
В полном соответствии с содержанием брошюры составлены слайды презентации. Сначала представлен современный взгляд на проблему: Профессиональное выгорание специалистов "помогающих профессий".
Раскрыты предпосылки и основные стадии выгорания; даны советы что делать, если вы заметили первые признаки выгорания; выявлены внутренние ресурсы устойчивости педагога к профессиональному выгоранию и даны рекомендации: от помощи к самокоррекции и самопомощи.
В стандарте образования появились новые формы проверочных работ - комплексные проверочные работы на базе источника. Работа Артема показала, что он способен применять свои знания и умения в практической деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и "не сгореть" на работе | 990.5 КБ |
Слайд 1
(презентация составлена по учебно-методическому пособию Натальи Георгиевны Осуховой, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета (МПГУ) г. Кировград Прфессиональное выгорание или как сохранить здоровье и не "сгореть" на работе. Федеральное казённое общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 г. Кировград Свердловской области" Исполнитель: Пирогов Артем ученик 11 «Б» класса Руководитель: Конькова Л.Ю. заместитель директора по УВРСлайд 2
Социологические профессии связанные с 1) Медицинским обслуживанием (врач, медсестра); 2) обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернёр, тренер, учитель); 3) бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант); 4) правовой защитой (юрист, участковый инспектор).
Слайд 3
Исследования по проблеме профессионального выгорания были начаты в связи с многочисленными жалобами клиентов социально-исполнительных служб на отношение и поведение сотрудников.
Слайд 4
Х.Дж. Фрейденбург ввёл в научный обиход термин «выгорание» ( « burnout »)
Слайд 5
Симптомы, указывающие на профессиональное выгорание Психосоматический уровень: усталость; утомление; истощение; бессонница; пищевые нарушения. Проявление личностных особенностей: Негативное отношение к клиентам; Злоупотребление табаком, кофе, пристрастие к алкоголю, наркотикам; Скудность репертуара рабочих действий; Агрессивные чувства по отношению к клиентам (раздражительность и гнев); Негативная «Я - концепция»; Упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, апатия, чувство бессмысленности); Переживание зависимости от людей и обстоятельств.
Слайд 6
1 Сотрудники, которые по роду службы вынуждены длительное время интенсивно общаться с множеством различных людей (знакомых и не знакомых), а именно: руководители; учителя и преподаватели вузов; врачи и медсёстры; социальные работники; практические психологи и психотерапевты; администраторы и чиновники всех уровней; Менеджеры, продавцы, официанты. 2 Специалисты, чьи индивидуально – психологические особенности не слишком согласуются с необходимостью постоянно взаимодействовать с людьми. Особенно быстро «выгорают» застенчивые, склонные к замкнутости и концентрации на своём внутреннем мире «интроверты». 3 Люди, испытывающие постоянные межличностные и внутриличностные конфликты, связанные с работой. 4 Женщины, которые: Переживают внутреннее противоречие между работой и семьёй («или семья, или работа»); Работают в условиях жёсткой конкуренции с мужчинами и вынуждены постоянно доказывать свою профпригодность. 5 Профессионалы, работающие в условиях острой нестабильности, таких, как: Хроническая угроза «сокращений», продуцирующая страх потери рабочего места; Работа в позиции «фрилайнера», т.е. самостоятельное обеспечение себя работой (частная психологическая практика; консультативные услуги; внештатные сотрудники газет и журналов; выполнение исследований по грантам различных фондов); Представители «публичных профессий ( политики, дипломаты, артисты, комментаторы). 6 Профессионалы ( спасатели, психологи, социальные работники и др.), в течение длительного времени оказывающие помощь жертвам чрезвычайных ситуаций и людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.
Слайд 7
Американский социальный психолог Кристина Маслач рассматривает выгорание как профессиональный синдром, который больше говорит не о самом профессионале, а о состоянии его работы, его профессиональном взаимодействии с людьми. В странах Евросоюза Сохранение психического здоровья работника и профилактика профессионального выгорания является одной из основных обязанностей работодателя. Эта норма закреплена законодательно и неукоснительно соблюдается.
Слайд 8
3 основных фактора выгорания Организационные Ролевые Личностные Организация предметного пространства ( жара, холод, отсутствие удобного рабочего места, условий для отдыха в перерывах); Отсутствие позитивной оценки деятельности со стороны руководителя и коллег; Многочасовая работа (ненормированный рабочий день); Низкий социальный статус профессии; Авторитарный стиль руководства, при котором руководитель жёстко требует и контролирует, не позволяя проявлять инициативу. Конфликт ролей («или семья, или работа»); Ролевая неопределённость; Несогласованность совместных действий сотрудников на фоне напряжённых конкурентных отношений между ними; Психологическая несовместимость сотрудника с деятельностью и коллегами. Мотивы деятельности и оценка её значимости (если работа выглядит в собственных глазах специалиста не значимой, то выгорание развивается быстро); Излишняя эмоциональность в сочетании с зависимостью от мнения окружающих; Перфекционизм («синдром отличника»).
Слайд 9
3 основных компонента профессионального выгорания ( модель Кристины Маслач) Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция (оценивание)
Слайд 10
Выгорание как процесс Этап 1. ПРЕДУПРЕЖДАЮЩАЯ СТАДИЯ Один из наиболее важных «пусковых механизмов» выгорания – сужение жизненного пространства личности лишь до профессиональной деятельности. Если работа становится главной ценностью и смыслом всей жизни человека, она обедняет личность. Излишний «рабочий энтузиазм» становится особенно разрушительным, если не вознаграждается материально или хотя бы морально. Этап 2. ПЕРВАЯ СТАДИЯ ВЫГОРАНИЯ Прежде всего, исчезает радость от работы. Все эмоции «притупляются». Появляется некоторая отстранённость в отношениях с людьми. А. По отношению к сотрудникам и пациентам: утрата положительного восприятия коллег; переход от помощи клиентам к надзору и контролю; приписывание вины за собственные неудачи другим людям; доминирование стереотипного поведения; проявление негуманного отношения к людям, с которыми работаешь (пациентам, клиентам, ученикам, подчинённым). Б. По отношению к остальным окружающим: отсутствие эмпатии; безразличие; циничные оценки; стремление уклониться от контактов. В. По отношению к профессиональной деятельности: нежелание идти на работу; стремление искусственно продлить перерывы в работе, опоздания, уход с работы раньше времени; появление неудовлетворённости работой и перенос акцента на материальный аспект; появление чувства «люди меня используют»; зависть к успешным коллегам и друзьям. Предпосылка выгорания- излишняя зависимость от работы М. Буриш
Слайд 11
Этап 3. ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ ЛЮДЕЙ Эмоциональные реакции: Депрессия: Агрессия: 1.Постоянное чувство вины, снижение самооценки; 1.Защитные установки, обвинение других, игно- рирование своего «вклада» в неудачи; 2.Безосновательные страхи, апатия, частая 2.Нетерпимость к другим и утрата способности смена настроения. к компромиссу; 3.Подозрительность и конфликты с окружением.
Слайд 12
Особенности деструктивного поведения В интеллектуальной сфере наблюдается снижение концентрации внимания, ригидность мышления и отсутствие воображения. В сфере взаимодействия всё отчётливее проявляются признаки отчуждения: преобладает безразличие.
Слайд 13
Этап 4. ТРЕТЬЯ СТАДИЯ («ИСТОЩЕНИЕ») Глубокое выгорание, затрагивающее личность в целом От безразличия, депрессия, обида на весь мир. До – головная боль, апатия, бессонница, снижение иммунитета. Развиваются различные виды зависимостей.
Слайд 14
Этап 5. ЗАВЕРШАЮЩАЯ СТАДИЯ («РАЗОЧАРОВАНИЕ И ОТЧАЯНИЕ») Ощущение пустоты, беспомощности и бессмысленности не только работы, но и жизни
Слайд 15
Помоги себе сам Вовремя заметить первые признаки выгорания и и признать, что они – эти признаки – есть. Блокирование своих чувств и чрезмерная активность во внешнем мире нередко становятся «убеганием от проблемы» и могут замедлить процесс вашего восстановления . Что нужно и чего не нужно делать при выгорании Не скрывайте свои чувства. Не избегайте говорить о неприятных для вас ситуациях. Не стесняйтесь попросить о помощи и принять её. Не позволяйте чувствам стеснения, неловкости или почти подростковому «Я сам!» останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. Не ожидайте, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок жизни, насколько это возможно.
Слайд 16
« Ресурсы устойчивости к выгоранию.» Устойчивость = жизнестойкость Вовлечённость основана на убеждении, что жить полной жизнью и справляться с трудностями возможно, если ты активен и включён в отношения с другими людьми ( чувства, противоположные вовлечённости. – невовлечённость и отчуждение). Влияние или контроль – убеждённость в том, что человек достаточно силён, чтобы влиять на события своей жизни, отвечать за себя и свои действия и преодолевать трудности ( противоположность – бессилие, беспомощность и пассивность). Принятие жизненного вызова – это мудрое отношение к трудным жизненным ситуациям как к испытанию ( противоположность этому – стремление к простому комфорту и безопасности, под влиянием которого человек воспринимает трудности как катастрофу и избегает нового, требующего усилий).
Слайд 17
ТАБЛИЦА 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫГОРАЮЩИХ И УСТОЙЧИВЫХ К ВЫГОРАНИЮ ПЕДАГОГОВ Профилактика выгорания Характеристики Выгорающие Устойчивые к выгоранию Отношение к жизни Пессимизм, страх будущего, ожидание неприятностей Оптимизм, принятие жизни во всех её проявлениях Отношение к работе Восприятие работы или как способа самоутверждения или вынуждённости. Важен престиж и поощрения руководства Любовь к своей работе, умение постоянно вносить в неё элементы новизны. Отсутствие стремления у высокому статусу и почестям Способность к самостоянию (опора на себя) Недостаток самостояния, преобладание т.н. «внешнего локуса контроля» Развитая способность к самостоянию: высокий уровень субъективного контроля, т.н. «внутренний локус контроля» Вера в себя Некоторая неуверенность в себе и своём профессионализме; тревожность; ранимость к реакциям коллег и учеников Уверенность в себе и своём профессионализме даёт ощущение «спокойной силы»
Слайд 18
самооценка Неустойчивая и неадекватная Устойчивая и адекватная Притязание на признание Зависимость от оценок окружающих проявляется как амбициозность Самодостаточность и относительная независимость от мнений и оценок окружающих Стиль, стратегия поведения Подавляющая или избегающая Соучастная стратегия Саморегуляция недостаток хорошая Отношение к помощи Либо запрет, либо поиск «спасителей» и «ответчиков» Обращаются за помощью при необходимости
Слайд 19
Профилактика выгорания Я «в порядке» (хороший) – Ты «в порядке» (хороший). Осмысление педагогом той профессионально-ролевой позиции, которую он привычно занимает по отношению к себе, другим людям и своей работе. Я « в порядке» – Ты « не в порядке» ( я лучше – ты хуже) Педагог принимает и высоко оценивает себя, но других – не очень.
Слайд 20
Я «не в порядке» – Ты « в порядке» (ты лучше меня) Кто занял эту позицию, смотрят на мир снизу вверх. Не уверены в себе. Завидуют успешным коллегам. Я «не в порядке» (плохой) – Ты « не в порядке» (хороший) Самая трагичная позиция.Низкая оценка себя и других.
Слайд 21
Схема 1. Драматический треугольник С. Карпмена Преследователь Спаситель Жертва
Слайд 22
Выход из драматического треугольника Шаг 1 Примите на себя ответственность за всё, что происходит с вами, за свои роли, свои отношения с людьми и, конечно, за выражение своих эмоций. Шаг 2 Честно проанализируйте те ролевые позиции, которые вы занимаете во взаимодействии. Особое внимание уделите наиболее привычным, «любимым» ролям, которые вы чаще всего исполняете. Шаг 3 Осознайте, для чего вам нужна эта «любимая» ролевая позиция. Шаг 4 Вспомните, в каких ситуациях и с какими людьми вы чаще всего попадаете в эти роли. Шаг 5 Уделите внимание «отслеживанию» тех внутренних состояний, которые «провоцируют» вас на «исполнение» неконструктивных ролей. Шаг 6 Представьте, что вы вышли из треугольника и смотрите на «бегающих по нему себя и другого» со стороны. Хотите ли вы вернуться и продолжать этот бег? Шаг 7 Если решение принято, то пора осваивать приёмы саморегуляции и способы эффективного взаимодействия, которые основаны на осознанном использовании идентификации - обособления.
Слайд 23
Помоги себе сам Сгореть на работе – это не очень профессионально Саморегуляця – это управление своими психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. К эффектам саморегуляции относятся: Эффект успокоения ( устранение эмоциональной напряжённости); Эффект восстановления ( ослабление проявлений утомления); Эффект активизации ( повышение психофизиологической активности).
Слайд 24
Саморегуляция Естественная Искусственная
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Сказка про Серого Зайку
Какая бывает зима
Хитрость Дидоны