В данной научной работе изложены теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье и этапы экспериментального исследования по выявлению детей, переживших жестокое обращение в семье и родителей, нарушающих права своих детей.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty.docx | 394.7 КБ |
ДУХНАЙ Анастасия Александровна
Краснодарский край, Крыловский район, станица Крыловская,
МБОУ СОШ № 3, 11 класс
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ
Научный руководитель: Иконникова Ирина Александровна, педагог-психолог,
МБОУ СОШ № 3
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье………….4
1.1 Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие……………..4
1.2 Причины и виды жестокого обращения с детьми…………………………………4
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению детей, переживших жестокое обращение в семье и родителей, нарушающих права своих детей……….6
2.1 Описание методик исследования……………………………………………………..6
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………………………..8
Список литературы………………………………………………………………………..10
Приложение I ………………………………………………………………………………11
Приложение II……………………………………………………………………………...12
Приложение III……………………………………………………………………………..15
Приложение IV……………………………………………………………………………..16
Приложение V……………………………………………………………………………....17
Приложение VI……………………………………………………………………………..18
Приложение VII…………………………………………………………………………….19
Введение.
Семейное насилие – явление достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения, охватывающее людей разных уровней образования и любой национальности. «Согласно информационным данным органов внутренних дел ежегодно 30 – 40% насильственных преступлений совершается в семьях, 70% жертв насильственных посягательств, совершенных в семье,- это женщины и дети».¹ Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, социально-экономических аспектов. Насилие может вызывать нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь.
Цель: выявить детей, подвергавшихся жестокому обращению в семье.
Задачи:1. Изучить проблему насилия в семье; 2. Выявить детей, подвергавшихся жестокому обращению в семье и родителей, нарушающих права своих детей. Объект исследования: насилие в семье. Предмет исследования: учащиеся и их родители. Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по
_________________________________________________________________
1.//Независимая информация и аналитика.- № 92 от 12.08.2006, с.14.
данной проблеме; экспертная оценка, опрос, анкетирование. База исследования: МБОУ СОШ № 3 станицы Крыловской , Краснодарского края.
Глава 1. Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье.
1.1 Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие.
Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей. В русском языке термин насилие обычно относится к конкретным действиям («бьют», «насилуют») и не учитывает все многообразие действий (либо бездействия) со стороны взрослых, наносящих вред ребенку. Дети, которые пережили насилие, ощущают себя не такими, как другие, недостойными любви, плохими, бесполезными, испытывают неуверенность в своих силах и способностях, бессилие и беспомощность (позиция жертвы). Дети – жертвы насилия, как правило, боятся других людей, особенно взрослых, считают их опасными, враждебными и отрицают саму возможность обращения к ним за помощью. У них происходит нарушение границ личностного пространства. Они становятся либо излишне жесткими, либо, наоборот, нечеткими, спутанными. Также отметим, что вся активность такого ребенка направлена на собственную защиту.
1.2 Причины и виды жестокого обращения с детьми.
Дети часто страдают в собственных семьях от жестокого обращения, под которым понимается умышленное нанесение физического или психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведения до самоубийства. В качестве причин жестокого поведения родителей называют: социально-экономические факторы (безработицу, плохие жилищные условия, материальную неустроенность, которые приводят к стрессу и далее - к жестокому обращению с домочадцами), психологические факторы (особенности личности родителей или ребенка, психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, отрицательный личный опыт родителей, пережитый в детстве, отсутствие педагогических знаний). Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные или гиперактивные дети. «Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоционально неуравновешенными людьми или находятся в состоянии эмоционального стресса»¹. Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми: 1)физическое насилие, 2)сексуальное насилие, 3)пренебрежение потребностями ребенка, 4)эмоциональное насилие. В свою очередь, каждая из этих категорий включает в себя ряд поведенческих проявлений. Физическое насилие – нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний. Сексуальное насилие - это вовлечение незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. О пренебрежении потребностями и нуждами ребенка или отсутствии заботы о нем идет речь, когда родители или замещающие их лица не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическому или физическому здоровью ребенка. Пренебрежение нуждами ребенка не всегда вызывается бедностью. Во многих неимущих семьях дети, испытывающие недостаток в хорошей одежде и еде, тем не менее чувствуют себя любимыми и защищенными. Эмоциональное, или психологическое, насилие
______________________________________________________
1. Психология подростка /Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003., с.248.
включает в себя постоянное отвержение, унижение, запирание ребенка в темной комнате, угрозы и запугивания. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности. В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. « Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального; сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение».¹
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению детей, переживших жестокое обращение в семье.
2.1 Описание методик исследования. Основной целью диагностического направления является выявление детей, подвергавшихся жестокому обращению в семье и родителей, нарушающих права своих детей. На основе изученной научно-методической литературы по данной проблеме, мы предположили, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, и т. д. На первом этапе диагностики основным методом является экспертная оценка. В роли экспертов выступали классные руководители 3-4 классов, которые в свободной форме отвечали на вопрос о том, у каких именно детей из их класса наблюдаются следующие проблемы в адаптации: трудности в обучении, неорганизованность, агрессия, неуравновешенность, частые смены настроения, неуверенность в себе, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и с взрослыми, воровство.
1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2005.,
с.21.
На втором этапе с помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности в адаптации, выделяются те, кто нарушает права своих детей. На этом этапе применяются анкетирование1 и опросник Басса-Дарки2. В анкету включены не только те методы воздействия, которые касаются нарушения прав ребенка, но также и те, которые нарушением прав ребенка не являются. Это сделано, прежде всего, для того, чтобы замаскировать вопрос об использовании физических наказаний среди более социально-приемлемых и даже желательных методов воздействия. Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно - выявления тех родителей, у которых выражена агрессия. Опросник используется в коротком варианте, включающем 4 шкалы, соответствующие диагностическим задачам этого этапа. Оригинальный вариант опросника включает 8 шкал, но для выявления родителей, нарушающих права своего ребенка, нужны не все из них. Поэтому из опросника Басса-Дарки были выбраны только те шкалы, с помощью которых можно оценить, насколько агрессивны родители. Это: Шкала 1. Физическая агрессия. Шкала 2. Косвенная агрессия Шкала 3. Раздражение. Шкала 7. Вербальная агрессия. И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи, систематически занимающимися воспитанием ребенка.
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов. На первом этапе экспериментального исследования участвовало 70 учащихся 3-4 классов МБОУ СОШ № 3 станицы Крыловской. Анализ экспертной оценки, выявил 10 учащихся, имеющих проблемы адаптации3. Выявив детей с проблемами адаптации, мы перешли ко 2 этапу эксперимента: было опрошено 15 родителей, выявленных детей (5 семей - полные, 5 семей – неполные (воспитывает одна мама). Анализ анкет показал, что для родителей типичными способами воспитательного
____________________________________________
1. Приложение І.
2. Приложение ІІ.
3. Приложение ІІІ.
воздействия на ребенка являются: приказ, команда- 53 %,угрозы - 47 %, нотации, поучения - 45,3 %, физическое наказание - 32%, наказание - 30,7 %, обида на ребенка- 20,5 %, критика - 12 % и только малая часть отведена похвале -18 % ,утешению-15 %,советам -7 %,уговорам- 6,3 %,анализу поведения - 3% . Таким образом, результаты анкетирования свидетельствуют о том , что 12 из 15 родителей детей, имеющих трудности в адаптации, используют в воспитании методы воздействия, нарушающие права детей 1. Анализ данных опросника Басса-Дарки выявил 12 родителей с высокими баллами по следующим шкалам: вербальная агрессия - 3 родителя; физическая агрессия – 2 родителя; раздражение – 4 родителя; косвенная агрессия – 4 родителя. У остальных 3 родителей показатели тестовых баллов в норме. Таким образом, диагностика выявила 12 родителей, (из них 3 мамы, воспитывающие детей самостоятельно) нарушающих права ребенка2. Экспериментальное исследование позволило выявить детей, у которых трудности адаптации стали следствием использования родителями методов воспитания, нарушающих права ребенка. Полученные данные будут использованы социально-психологической службой данного образовательного учреждения для разработки мероприятий по реабилитации и дальнейшему предотвращению жестокого обращения в семьях. В целом материалы данного исследования свидетельствуют о важности своевременного выявления учащихся, переживших жестокое обращение в семье.
Заключение.
Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме жестокого обращения с детьми и результаты данного экспериментального исследования показали, что своевременное выявление учащихся, переживших жестокое обращение в семье,
_____________________________________________________
1. Приложение ІV.
2. Приложение V-VІІ.
является одной из актуальных проблем детской психологии. Негативный опыт жестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи этим детям и их семьям. Данная работа имела своей целью понять, описать и попытаться выявить факты насилия в семье как процесс, происходящий внутри семейной системы и оказывающий на неё влияние, затрагивающий всех членов семьи. Экспериментальное исследование подтвердило теоретическое предположение о том, что дети, права которых нарушаются в семье, имеют те или иные трудности адаптации. Становится очевидным тот факт, что проблема семейного неблагополучия в целом и насилия в частности требует решения комплекса задач психологического, педагогического, юридического, социального характера, направленных на разработку практических мер по предотвращению семейного насилия и реабилитации пострадавших от него. Для осуществления этих мероприятий необходима междисциплинарная команда специалистов, придерживающаяся единого подхода в работе. Она может работать в организациях разного профиля и ведомственной принадлежности, но должна включать в себя представителей следующих специальностей: педиатра, психиатра, психологов, социальных работников, педагогов и юриста. Первостепенными задачами такой команды специалистов являются обеспечение безопасности ребенка, поддержка или создание нормального для развития ребенка окружения, нормализация внутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения.
Список литературы
1.//Независимая информация и аналитика.- № 92 от 12.08.2006, с.14.
2. Психология подростка /Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК»,2003.
3. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2005.
4. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов. - М.: ВЛАДОС, 1997.
5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.
6. Догадина М.А., Пережогин Л.О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. - М.: Сам себе адвокат, 2002.
7. Микиртумов Б.Е., Кошавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия детского возраста. - СПб.: Питер, 2001.
8. Осухова Н. Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие. – М.: Чистые пруды, 2005.
Приложение I
Анкета
для родителей на выявление типичных способов
воспитательного воздействия на ребенка.
Инструкция:
Оцените, насколько часто Вы используете следующие методы воздействия на ребенка. Для оценки используйте следующую шкалу: 5 баллов – всегда, 4 балла - достаточно часто, 3 балла – иногда, 2 балла - в исключительных случаях, 1 балл – никогда.
Приказ, команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Уговоры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Угрозы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Предупреждения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Советы, готовые решения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Нотации, поучения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Критика | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Похвала | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Анализ поведения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обращение в шутку | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Утешение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обзывание, насмешка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обида на ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Наказания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Физические наказания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Приложение II
Опросник Басса-Дарки
Инструкция:
Здесь приводится список утверждений, с которыми Вы можете согласиться или не согласиться. Прочитайте их внимательно и ответьте, пожалуйста, согласны Вы с ними или нет. Если вы согласны с утверждением, отметьте ответ «да» на отдельном бланке напротив номера этого утверждения. Если Вы не согласны с утверждением, отметьте на бланке ответ «нет». Здесь нет правильных или неправильных ответов, нам важно знать именно Ваше мнение.
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если я не одобряю поведения друзей, я даю им это почувствовать.
5. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
6. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
7. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
8. Я часто бываю не согласен с людьми.
9. Если кто-либо первым ударит меня, я не отвечу ему.
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
11. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
12. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
13. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
14. Я не способен на грубые шутки.
15. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
16. Я требую, чтобы люди уважали меня.
17 Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».
18. Я никогда не бываю мрачен от злости.
19. Если ко мне относятся хуже, чем я заслуживаю, я не расстраиваюсь.
20. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
21. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
22. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
23 . Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
24. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю. 25. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
26. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
27. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
28. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
29. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
30. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
31. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
32. Я ругаюсь только со злости.
33. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу я применяю ее.
34. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
35. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
36. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
37. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
38. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
39. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
40. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
41. В последнее время я стал занудой.
42. В споре я часто повышаю голос.
43. Обычно я стараюсь скрывать свое плохое отношение к людям.
44. Я лучше соглашусь с кем-нибудь, чем стану спорить.
Ключи к опроснику Басса-Дарки
Шкапа | Вопросы | Нормы |
1. Физическая агрессия | Да-1, нет-0: 1, 13. 16, 21.25,29,33,37. Нет-1, да-0: 5,9. | 5-7 |
2. Косвенная агрессия | Да 1, нет- 0:2, 6, 10, 18,22, 30, 34. Нет-1. да-0: 14, 26. | 4-7 |
3. Раздражение | Да-1, нет- 0:3, 11, 15, 23,27,31, 35,41. Нёт-1,да-0:7, 19, 38. | 5-8 |
7. Вербальная агрессия | Да-1, нет-0: 4, 8, 12,16, 24, 28, 32,40,42. | 6-10 |
| Нет-1, да-0: 17, 36,43,44. |
|
Обработка данных.
Вначале за ответы «да» и «нет» на каждый вопрос в соответствии с ключом начисляется 1 или- 0 баллов. Затем баллы за вопросы, относящиеся к одной шкале, суммируются. Таким образом, мы получаем баллы по всем 4-м шкалам по каждому испытуемому.
Затем полученные баллы сравниваются с тестовыми нормами. Если балл родителя по шкале равен пограничному значению нормы или выше этого значения, значит, у него в высокой степени выражено соответствующее качество.
Если балл испытуемого по шкале равен нижнему значению нормы или ниже его, то соответствующее качество выражено у него слабо.
При обработке ответов, полученных с помощью опросника Басса-Дарки, нам важно выявить тех испытуемых, у которых тестовый балл хотя бы по одной шкале опросника Басса-Дарки находится на верхней границе тестовой
нормы или выше ее. Сравнивая полученные по каждой шкале баллы с тестовыми нормами, выявляем этих родителей.
Приложение III
Приложение IV
Приложение V
Анализ опросника Басса-Дарки
Приложение VI
Приложение VII
Ласточка
Снегири и коты
Какая бывает зима
Извержение вулкана
Заколдованная буква