Математика и искусство.
Сегодня эти две великие сферы культуры многими воспринимаются как два полюса или даже как две противоборствующие духовные силы.
Физики и лирики. Внешне очень далекие друг от друга, они тесно переплетены крепкими незримыми узами.
В данной работе представлены примеры использования математической симметрии в литературных произведениях
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_poezii.docx | 37.89 КБ |
matematika_v_poezii.ppt | 944 КБ |
Содержание.
I.Вступление:
а) о возникновении геометрии.
б) цель проекта:
- изучение математических и литературоведческих аспектов по проблеме исследования;
- выявление видов и примеров симметрии в литературных произведениях;
-доказательство симметрии в поэзии с помощью средств выразительности (палиндром, анафора, эпифора, эпанастрофа, эпаналепсис).
II.Основная часть:
1.виды симметрии:
а) осевая;
б) центральная;
в) зеркальная.
2. Симметрия в литературе.
III.Заключение.
Вступление.
Первые геометрические понятия возникли в доисторические времена. Разные формы материальных тел наблюдал человек в природе: формы растений и животных, гор и извилин рек, круга и серпа Луны и т. п. Однако человек не только пассивно наблюдал природу, но практически осваивал и использовал ее богатства. В процессе практической деятельности он накапливал геометрические сведения. Материальные потребности побуждали людей изготовлять орудия труда, обтесывать камни и строить жилища, лепить глиняную посуду и натягивать тетиву на лук. Конечно, десятки и сотни тысяч раз натягивали люди свои луки изготовляли разные предметы с прямыми ребрами и т. п., пока постепенно дошли до отвлеченного понятия прямой линии. Примерно то же можно сказать о других основных геометрических понятиях. Практическая деятельность человека служила основой длительного процесса выработки отвлеченных понятий, открытия простейших геометрических зависимостей и соотношений.
Начало геометрии было положено в древности при решении чисто практических задач. Со временем, когда накопилось большое количество геометрических фактов, у людей появилось потребность обобщения, уяснения зависимости одних элементов от других, установления логических связей и доказательств. Постепенно создавалась геометрическая наука. Примерно в VI - V вв. до н. э. в Древней Греции в геометрии начался новый этап развития, что объясняется высоким уровнем, которого достигла общественно-политическая и культурная жизнь в греческих государствах. Произведения, содержащие систематическое изложение геометрии, появились в Греции еще в V до н.э., но они были вытеснены “Началами” Евклида.
Геометрические знания примерно в объеме современного курса средней школы были изложены еще 2200 лет назад в “Началах” Евклида. Конечно, изложенная в “Началах” наука геометрия не могла быть создана одним ученым. Известно, что Евклид в своей работе опирался на труды десятков предшественников, среди которых были Фалес и Пифагор, Демокрит и Гиппократ, Архит, Теэтет, Евдокс и др. Ценой больших усилий, исходя из отдельных геометрических сведений, накопленных тысячелетиями в практической деятельности людей, эти великие ученые сумели на протяжении 3 - 4 столетий привести геометрическую науку к высокой ступени совершенства. Историческая заслуга Евклида состоит в том, что он, создавая свои “Начала”, объединил результаты своих предшественников, упорядочил и привел в одну систему основные геометрические знания того времени. На протяжении двух тысячелетий геометрия изучалась в том объеме, порядке и стиле, как она была изложена в “Началах” Евклида. Многие учебники элементарной геометрии во всем мире представляли (а многие и поныне представляют) собой лишь переработку книги Евклида. “Начала” на протяжении веков были настольной книгой величайших ученых.
Коренной перелом в геометрии впервые произвел в первой половине ХIХ в. великий русский математик Николай Иванович Лобачевский, который создал новую, неевклидову геометрию, называемую ныне геометрией Лобачевского.
Открытие Лобачевского было началом нового периода в развитии геометрии. За ним последовали новые открытия немецкого математика Б. Римана и др.
В настоящее время геометрия тесно переплетается со многими другими разделами математики. Одним из источников развития и образования новых понятий в геометрии, как и в других областях математики, являются современные задачи естествознания, физики и техники.
Основная часть.
Первоначальный смысл симметрии – это соразмерность, сходство, подобие, порядок, ритм, согласование частей в целостной структуре. Симметрия и структура неразрывно связаны. Если некоторая система имеет структуру, то она обязательно имеет и некоторую симметрию. Идея симметрии имеет исключительное значение и как ведущее начало в осмыслении структуры естественнонаучного знания. Едва ли можно оспаривать эвристическую ценность и методологическое значение принципа симметрии. Известно, что при решении конкретных научных проблем этот принцип играет роль критерия истинности.
Симметрия является одной из наиболее фундаментальных и одной из наиболее общих закономерностей мироздания: неживой, живой природы и общества. С симметрией мы встречаемся всюду. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки.
Можно выделить следующие операции симметрии:
■ отражение в плоскости симметрии (отражение в зеркале);
■ поворот вокруг оси симметрии (поворотная симметрия);
■ отражение в центре симметрии (инверсия);
■ перенос (трансляция) фигуры на расстояние;
■ винтовые повороты.
Термин «симметрия» используется для обозначения ряда конкретных видов движений, которые можно объединить тем, что они обратны сами себе и производные от них.
Симметриями фигуры называют движения, которые переводят ее в себя; другое название – самосовмещения. Симметрии фигуры образуют группу – группу симметрий фигуры. Например, группа симметрий правильного треугольника состоит из 6 элементов: поворотов вокруг его центра на углы, кратные 120o и осевые симметрии относительно биссектрис.
Понятие осевой симметрии представлено следующим образом: «Фигура называется симметричной относительно прямой а, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой а также принадлежит этой фигуре. Прямая a называется осью симметрии фигуры». Тогда говорят, что фигура обладает осевой симметрией.
Приведу примеры фигур, обладающих осевой симметрией. У неразвернутого угла одна ось симметрии — прямая, на которой расположена биссектриса угла. Равнобедренный (но не равносторонний) треугольник имеет также одну ось симметрии, а равносторонний треугольник— три оси симметрии. Прямоугольник и ромб, не являющиеся квадратами, имеют по две оси симметрии, а квадрат— четыре оси симметрии. У окружности их бесконечно много — любая прямая, проходящая через её центр, является осью симметрии.
Осевая симметрия является движением и играет в теории движений важнейшую роль: любое движение плоскости можно представить как композицию не более чем трех осевых симметрий.
Осевая симметрия в пространстве определяется аналогично. В этом случае она является поворотом вокруг оси на 180o. Любое собственное движение пространства можно представить композицией не более чем двух осевых симметрий.
Понятие центральной симметрии следующее: «Фигура называется симметричной относительно точки О, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки О также принадлежит этой фигуре. Точка О называется центром симметрии фигуры». Поэтому говорят, что фигура обладает центральной симметрией.
Примерами фигур, обладающих центральной симметрией, являются окружность и параллелограмм. Центром симметрии окружности является центр окружности, а центром симметрии параллелограмма – точка пересечения его диагоналей. Любая прямая также обладает центральной симметрией . Однако, в отличие от окружности и параллелограмма, которые имеют только один центр симметрии, у прямой их бесконечно много – любая точка прямой является её центром симметрии. Примером фигуры, не имеющей центра симметрии, является произвольный треугольник.
(Центральная) симметрия относительно центра O – это поворот вокруг точки O на 180°. Отрезок, соединяющий любую точку, отличную от O, с ее образом, при этом движении делится пополам в точке O.
Движение пространства, при котором все точки некоторой плоскости неподвижны, а любая точка X вне этой плоскости переходит в такую точку X', что отрезок XX' перпендикулярен плоскости и делится ей пополам. Любое движение пространства можно представить композицией не более чем 4 симметрий относительно плоскостей.
Зеркальная симметрия хорошо знакома каждому человеку из повседневного наблюдения. Как показывает само название, зеркальная симметрия связывает любой предмет и его отражение в плоском зеркале. Говорят, что одна фигура (или тело) зеркально симметрично другой, если вместе они образуют зеркально симметричную фигуру (или тело). Важно отметить, что два симметричных друг другу тела не могут быть вложены или наложены друг на друга. Так перчатку правой руки нельзя надеть на левую руку.
Художественная литература делится на два типа- поэзия и проза.
Поэзия – тип речи, сложенный по определенным правилам.
Проза – тип речи, сложенный свободно текущей речью.
Существует две стиховые системы:
Стопа- означает сочетание долгих и кратких слогов, закономерно повторяющееся в стихе. Стопа является ритмической единицей античного стиха, т. е. наименьшей ритмической группой, подчиненной одному главному ритмическому ударению.
Мора— в античном стихосложении нормальная продолжительность произнесения краткого слога, самая малая единица счёта времени в стихе.
Ямб - это трехдольная стопа о двух слогах, из которых первый слог краткий, а второй долгий. Семантика наименования стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана; а по другой – от имени мифической царской служанки Ямби, которая поднимала настроение богине Деметре веселыми песенками, которые и были построены на динамичном, ямбической размере.
Хоре́й- двухсложный стихотворный размер (метр), стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий (в квантитативном стихосложении) или ударный и следующий за ним безударный (в силлабо-тоническом, в том числе классическом русском, стихосложении) слоги.
Ана́пест - трёхсложный стихотворный размер, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога.
Да́ктиль- трёхдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; ей соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.
Амфибра́хий- стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.
Анафора - стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда.
а) Королева
Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползет туман,
У плетня на косогоре
Забелел твой сарафан.
В чарах звездного напева
Обомлели тополя.
Знаю, ждешь ты, королева,
Молодого короля.
Коромыслом серп двурогий
Плавно по небу скользит.
Там, за рощей, по дороге
Раздается звон копыт.
Скачет всадник загорелый,
Крепко держит повода.
Увезет тебя он смело
В чужедальни города.
Пряный вечер. Гаснут зори.
Слышен четкий храп коня.
Ах, постой на косогоре
Королевой у плетня.
С.А. Есенин
б)Я в этот мир пришел, чтоб увидеть Солнце,
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море,
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
в) Зимняя ночь
Мело, мело по всей земле
Во Все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе
Свеча горела.
Б. Л. Пастернак
Эпифора - риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце окончаний строф.
г)Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.
Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит
Я хожу в цилиндре не для женщин-
В глупой страсти сердце жить не в силе, -
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.
Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.
И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
С. А. Есенин
Эпанастрофа - стилистический оборот, когда слово, заканчивающее одно предложение, ставится в начале следующего.
д)Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В блогосвете ветра хмельна весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Троицыно утро, утренний канон.
В роще по березкам белый перезвон.
С. А. Есенин
Эпаналепсис - фигура речи, в которой повторяется слово или выражение в начале или в конце последовательных сочетаний или предложений.
е) Сказка
Сомкнуты веки.
Выси. Облака.
Воды. Броды. Реки.
Годы и века.
Конный в шлеме сбитом,
Сшиблена в бою.
Верный конь, копытом
Топчущий змею.
Конь и труп дракона
Рядом на песке.
В обмороке конный,
Дева в столбняке.
Светел свод полдневный,
Синева нежна.
Кто она? Царевна?
Дочь земли? Княжна?
То в избытке счастья
Слезы в три ручья,
То душа во власти
Сна и забытья.
То возврат здоровья,
То недвижность жил
От потери крови
И упадка сил.
Но сердца их бьются.
То она, то он
Силятся очнуться
И впадают в сон.
Сомкнуты веки.
Выси. Облака.
Воды. Броды. Реки.
Годы и века.
Б. Л. Пастернак
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве, науке. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своём многообразии картиной явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии.
Существует множество видов симметрии как в растительном, так и в животном мире, но при всем многообразии живых организмов, принцип симметрии действует всегда, и этот факт еще раз подчеркивает гармоничность нашего мира.
Еще одним интересным проявлением симметрии жизненных процессов являются биологические ритмы (биоритмы), циклические колебания биологических процессов и их характеристик (сокращения сердца, дыхание, колебания интенсивности деления клеток, обмена веществ, двигательной активности, численности растений и животных), зачастую связанные с приспособлением организмов к геофизическим циклам. Исследованием биоритмов занимается особая наука - хронобиология.
Помимо симметрии существует также понятие ассиметрии:
Симметрия лежит в основе вещей и явлений, выражая нечто общее, свойственное разным объектам, тогда как асимметрия связана с индивидуальным воплощением этого общего в конкретном объекте.
Информационные ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/
http://literus.net/
http://www.gramma.ru/
http://www.rusword.org/
http://ruslit.ioso.ru
http://www.ucheba.ru/
Слайд 1
Выполнила Кузнецова Кира ученица 10 класса. Номинация: математика и искусство ПроектСлайд 2
Математика и искусство Сегодня эти две великие сферы культуры многими воспринимаются как два полюса или даже как две противоборствующие духовные силы. Физики и лирики. Внешне очень далекие друг от друга, они тесно переплетены крепкими незримыми узами. В своей работе я представляю примеры использования математической симметрии в литературных произведениях
Слайд 3
Цель проекта: - изучение математических и литературоведческих аспектов по проблеме исследования; - выявление видов и примеров симметрии в литературных произведениях; -доказательство симметрии в поэзии с помощью средств выразительности (палиндром, анафора, эпифора, эпанастрофа, эпаналепсис) Методы и приемы : анализ научной и художественной литературы, систематизация данных по терминологии, литературоведческий анализ стихотворений, качественный анализ результатов
Слайд 4
Что такое симметрия и где она встречается Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается у истоков человеческого знания. Его широко используют все без исключения направления современной науки.
Слайд 5
Пристальное внимание уделяли симметрии Пифагор и его ученики. Исходя из учения о числе пифагорейцы дали первую математическую трактовку гармонии, симметрии, которая не потеряла своего значения и в наши дни. Взгляды Пифагора получили дальнейшее развитие в платоновском учении о познании. Особый интерес представляют взгляды Платона на строение мира, который, по его утверждению, состоит из правильных многоугольников, обладающих идеальной симметрией. Для Платона характерно соединение учения об идеях с пифагорейским учением о числе. Среди более поздних естествоиспытателей и философов, занимавшихся разработкой категории симметрии, следует назвать Р. Декарта и Г.Спенсера. Так, по Декарту, бог, создав асимметричные тела, придал им "естественное" круговое движение, в результате которого они совершенствовались в тела симметричные Историческая справка
Слайд 6
Что же такое симметрия? Почему она буквально пронизывает весь окружающий нас мир? Существуют две группы симметрий . К первой группе относится симметрия положений, форм, структур. Это та симметрия, которую можно непосредственно видеть. Она может быть названа геометрической симметрией. Вторая группа характеризует симметрию физических явлений и законов природы. Эта симметрия лежит в самой основе естественно научной картины мира: ее можно назвать физической симметрией
Слайд 7
Симметрия . От греч. symmetria – соразмерность. Неизменность структуры, свойств, формы материального объекта относительно его преобразований (т.е. изменений ряда физических условий) симметрия – это свойство геометрических фигур к отображению. Виды симметрии Всего существует 32 вида симметрии. Я хочу привести примеры нескольких из них: а) билатеральная (двусторонняя) осевая симметрия; б) лучевая симметрия; в) центральная симметрия; г) зеркальная симметрия.
Слайд 8
Виды симметрии Билатеральная (двусторонняя) осевая симметрия (лат. би - дву, двух, латералис - боковой). Расположение частей тела, позволяющее разделить его на 2 равные, зеркально отражающие друг друга половины лишь одной плоскостью. Эта плоскость носит название оси симметрии. Как правило, билатеральная симметрия используется в биологии Лучевая симметрия — форма симметрии, сохраняющаяся при вращении объекта вокруг определённой точки или прямой. Часто эта точка совпадает с центром тяжести объекта, то есть той точкой, в которой пересекается бесконечное количество осей симметрии. Подобными объектами могут быть круг, шар, цилиндр или конус
Слайд 9
Центральная симметрия с центром в точке S - это такое отображение плоскости, при котором любой точке A сопоставляется такая точка A ', что точка S является серединой отрезка AA '. Зеркальная симметрия – это симметрия правой и левой, верхней и нижней частей предмета.
Слайд 10
Художественная литература делится на два типа- поэзия и проза. Примеры симметрии можно найти не только в математике, но и в искусстве. Целью данной работы является попытка увидеть симметрию в литературе. Поэзия – тип речи, сложенный по определенным правилам. Проза – тип речи, сложенный свободно текущей речью
Слайд 11
Существует две стиховые системы: метрическая , основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе; тоническая , основанная на упорядоченности повторения ударных слогов в стихе. Исторически первой сложилась метрическая, или античная, система стихосложения. Она появилась в Древней Греции и затем перекочевала в Древний Рим. Единицей измерения в метрической системе являются мора и стопа
Слайд 12
Длительность краткого слога в латинском стихе называлась “ мора ” (это латинское слово, которому в древнегреческом соответствует hronos, а в русском доля). Две моры составляли длительность долгого слога. Все длительности были условными и зависели от скорости произношения поэтического текста. В стихотворной речи долгие и краткие слоги все время повторялись в определенной закономерности. Такой повторяющийся небольшой отрезок стиха, и сегодня называется стопой (само слово “стопа” в древности обозначало след ноги, и как одинаковые следы на земле все время повторяются, так повторяются и стопы в стихе)
Слайд 13
Мора — в античном стихосложении нормальная продолжительность произнесения краткого слога, самая малая единица счёта времени в стихе. Используя н е что иное , как математические комбинации, мы получаем двух-, трех- и четырехсложные стопы. Стопа — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определенном порядке
Слайд 14
Ямб - U—́ Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит. А. Пушкин Хорей - —́ U На бумаге синей, Грубо, грубо синей, Но в тончайшей сетке, Разметались ветки, Ветки-паутинки. А по веткам иней, Самоцветный иней, Точно сахаринки… И. Анненский Дактиль - —́ UU Близился сизый закат. Воздух был нежен и хмелен, И отуманненый сад Как-то особенно зелен Амфибрахий - U —́ U В глубокой теснине Дарьяла, Где роется Терек во мгле, Старинная башня стояла, Чернея на черной скале. М. Лермонтов Анапест - U U—́ Ни страны, ни погоста Не хочу выбирать. На Васильевском остров Я приду умирать И. Бродский
Слайд 15
Также существуют композиционные законы симметрии в поэзии, такие, как: анафора, эпифора, эпаналепсис, эпанастроф . Именно эти средства выразительности мы предлагаем вашему вниманию. Примеры эпифоры и анафоры можно найти во многих стихотворениях. Но мы остановим Ваше внимание на нескольких из них. Анафора - стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда.
Слайд 16
Королева Пряный вечер. Гаснут зори. По траве ползет туман, У плетня на косогоре Забелел твой сарафан. В чарах звездного напева Обомлели тополя. Знаю, ждешь ты, королева, Молодого короля. Коромыслом серп двурогий Плавно по небу скользит. Там, за рощей, по дороге Раздается звон копыт. Скачет всадник загорелый, Крепко держит повода. Увезет тебя он смело В чужедальни города. Пряный вечер. Гаснут зори. Слышен четкий храп коня. Ах, постой на косогоре Королевой у плетня. С.А. Есенин
Слайд 17
Я в этот мир пришел, чтоб увидеть Солнце, И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море, И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин. Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас, Я буду петь… Я буду петь о Солнце В предсмертный час!
Слайд 18
Мело, мело по всей земле Во Все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. Зимняя ночь И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле, Седой и белой. Свеча горела на столе Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе Свеча горела. Б. Л. Пастернак
Слайд 19
Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом? Не злодей я и не грабил лесом, Не расстреливал несчастных по темницам. Я всего лишь уличный повеса, Улыбающийся встречным лицам. Я московский озорной гуляка. По всему тверскому околотку В переулках каждая собака Знает мою легкую походку. Каждая задрипанная лошадь Головой кивает мне навстречу. Для зверей приятель я хороший, Каждый стих мой душу зверя лечит . Я хожу в цилиндре не для женщин- В глупой страсти сердце жить не в силе, - В нем удобней, грусть свою уменьшив, Золото овса давать кобыле. Средь людей я дружбы не имею, Я иному покорился царству. Каждому здесь кобелю на шею Я готов отдать мой лучший галстук. И теперь уж я болеть не стану. Прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом. С. А. Есенин Эпифора - риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце окончаний строф
Слайд 20
Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам белый перезвон. Тянется деревня с праздничного сна, В блогосвете ветра хмельна весна. На резных окошках ленты и кусты. Я пойду к обедне плакать на цветы. Пойте в чаще, птахи, я вам подпою, Похороним вместе молодость мою. Троицыно утро, утренний канон. В роще по березкам белый перезвон. С. А. Есенин Эпанастрофа - стилистический оборот, когда слово, заканчивающее одно предложение, ставится в начале следующего. Эпаналепсис - фигура речи, в которой повторяется слово или выражение в начале или в конце последовательных сочетаний или предложений.
Слайд 21
Сказка Сомкнуты веки. Выси. Облака. Воды. Броды. Реки. Годы и века. Конный в шлеме сбитом, Сшиблена в бою. Верный конь, копытом Топчущий змею. Конь и труп дракона Рядом на песке. В обмороке конный, Дева в столбняке. Светел свод полдневный, Синева нежна. Кто она? Царевна? Дочь земли? Княжна? То в избытке счастья Слезы в три ручья, То душа во власти Сна и забытья. То возврат здоровья, То недвижность жил От потери крови И упадка сил. Но сердца их бьются. То она, то он Силятся очнуться И впадают в сон. Сомкнуты веки. Выси. Облака. Воды. Броды. Реки. Годы и века. Б. Л. Пастернак
Слайд 22
анафора эпифора Таким образом сделаем вывод: анафора и эпифора - это не что иное, как переносная симметрия
Слайд 23
Примерами зеркальной симметрии выступают такие средства выразительности, как эпаналепсис и эпанастрофа. В этом мы убедились на приведенных выше примерах эпанастрофа эпаналепсис
Слайд 24
Так же примером зеркальной симметрии является всеми известный палиндром, или перевертень. Палиндром-это фраза, читающаяся одинаково во всех направлениях. Классическим примером можно считать всем известную фразу А. Фета: А роза упала на лапу Азора . В каждом палиндроме существует центр. В данной фразе центром симметрии является буква н: АРОЗАУПАЛА Н АЛУПУАЗОРА. По каждую сторону от центра лежит одинаковый набор букв. Это и называется палиндромом.
Слайд 25
Таким образом мы видим, что симметрия – сверхпринцип формообразования, что формы ее так же многогранны, не только в математике, но и в литературе, и противостояние математики и искусства, о котором говорилось во вступлении к работе, можно считать несостоятельным
Слайд 26
Информационные ресурсы http://ru.wikipedia.org/ http://literus.net/ http://www.gramma.ru/ http://www.rusword.org/ http://ruslit.ioso.ru http://www.krossw.ru/ http://www.ucheba.ru/ и др.
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Свадьба в Малиновке
Рисуем крокусы акварелью
Заповеди детства и юности
Музыка космоса