Исследовательские работы учеников 3 "Д" класса , посвящённые изучению русского языка, социальному проектированию.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 359 КБ |
Заимствованные английские слова в русском языке | 1.37 МБ |
Социальный проект "Профессии всякие нужны...", 3 класс | 112 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
«Заимствованные английские слова в русском языке»
Основы наук
Автор: Ильченко Александра Сергеевна
Класс 3 «Д»
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение « Средняя общеобразовательная
школа №2-многопрофильная»
Руководитель: Запрягаева Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение « Средняя общеобразовательная
школа №2-многопрофильная»
2012
План исследования
Вопрос, подлежащий исследованию.
Работа посвящена исследованию заимствованных английских слов в русском языке.
В теоретической части рассматриваются вопросы причин заимствования английских слов в русском языке, времени их появления в русской речи, этапы попадания слов из одного языка в другой.
В практической части описывается эксперимент, проводимый на базе СОШ №2 «Многопрофильная» с участием учеников 3 – х классов по выявлению уровня узнаваемости английских слов в русской речи и умению подбирать заимствованные слова к длинно – выстроенной фразе, выстроенной с использованием слов русского языка.
Обращение к обозначаемой теме актуально не только для каждого ученика младших классов, но и более взрослый контингент( старшеклассники, родители),так как это обогащает словарный запас, формирует внимание к родному языку, воспитывает культуру собственной речи.
Целью моего исследования было: узнать, как используются английские слова в современном русском языке. Оправданно ли это? Можно ли заменить слова привычные нам, но английского происхождения, словами русскими?
Объектом исследования стали: учащиеся 3 –их классов.
Предметом исследования: современные слова русского языка, заимствованные из английского.
Для достижения данной цели я определила для себя задачи, которые должна была решить в ходе исследования:
1. Изучить специальную литературу, раскрывающую данную тему;
2. Выявить причины появления английских слов в русском языке;
3. Раскрыть этапы вхождения английских слов в русский язык;
4. Рассмотреть необходимость использования английских слов в современном мире.
5.Подобрать, соответствующий возрасту и уровню подготовленности материал для лингвистического эксперимента;
6. Произвести обработку полученных данных, проанализировать и интерпретировать результаты;
7. Сделать выводы об оправданности использования английских слов в русском языке.
О Г Л А В Л Е Н И Е
1. Причины заимствования английских слов в русском языке…….6
2. Когда начали появляться английские слова в русской речи?........7
3. Этапы попадания слов из одного языка в другой………….. ……8.
4. Результаты школьного исследования………………………...........9
Список литературы……………………………………………….11
Приложение………………………………………………………..12
I. Введение.
Богатство любого языка – это его лексический, словарный состав. С течением времени, с ходом истории он меняется и увеличивается. Поэтому язык часто сравнивают с живым растущим организмом. Может ли живой организм оставаться без движения? Ответ очевиден: нет. На разных этапах своего существования он вбирает в себя новые слова, отбрасывает ненужные, переделывает сложные слова в более простые и точные. Вряд ли нащ сверстник из ХIХ века с легкостью понял бы нашу речь. Мы работаем на компьютере, распечатываем на принтере, в кинотеатре едим попкорн, боимся фастфуда, вечером смотрим ток-шоу.
Язык всегда должен отвечать своей главной функции – быть удобным в употреблении для людей, которые им пользуются. То есть, быть точным, ёмким, выразительным.
Все знают выражение «богатство русского языка». Это язык Пушкина, Толстого, Тургенева, Крылова. Мне стало интересно: все ли слова, которые мы считаем исконно русскими, таковыми и являются? На уроках русского языка ,часто работая с различными словарями, мы узнали, что в русском языке много слов греческого или латинского происхождения. Я решила узнать: нет ли среди них заимствованных из других языков, например, из английского?
Целью моего исследования было: узнать, как используются английские слова в современном русском языке. Оправданно ли это? Можно ли заменить слова привычные нам, но английского происхождения, словами русскими?
Объектом исследования стали: учащиеся 3 –их классов.
Предметом исследования: современные слова русского языка, заимствованные из английского.
Для достижения данной цели я определила для себя задачи, которые должна была решить в ходе исследования:
1. Изучить специальную литературу, раскрывающую данную тему;
2. Выявить причины появления английских слов в русском языке;
3. Раскрыть этапы вхождения английских слов в русский язык;
4. Рассмотреть необходимость использования английских слов в современном мире.
5.Подобрать,соответствующий возрасту и уровню подготовленности материал для лингвистического эксперимента;
6. Произвести обработку полученных данных, проанализировать и интерпретировать результаты;
7. Сделать выводы об оправданности использования английских слов в русском языке.
Степень изученности и разработанности выбранной темы
Проблеме современного русского языка посвящено немало научных работ известных русских и зарубежных учёных – лингвистов.
Ломоносов считал, что русский язык утратил устойчивость и языковую норму вследствие «засорения» живого разговорного языка заимствованиями из самых разных языков. Это побудило его создать «Предисловие о пользе книг церковных», в котором ему удалось заложить основы русского языка, соответствующего тому времени(18-18 вв.)
Леонид Петрович Крысин в своей работе «О русском языке наших дней» анализировал поток иноязычной лексики на стыке 20-21 веков. По его мнению, распад Советского Союза, активизация деловых, научных, торговых, культурных связей, расцвет зарубежного туризма, всё это вызвало усиление общения с носителями иностранных языков.
Для меня, конечно, ещё тяжело было изучать такие серьёзные научные труды, поэтому моя мама (она по профессии учитель английского языка) посоветовала сначала обратиться к доступной для меня литературе: словарю англицизмов Семеновой М. Ю., словарю иностранных слов, книге Лотте Д. С. «Вопросы заимствования и упорядочения иноязычных терминов и терминоэлементов». Моя учительница рекомендовала поработать с учебником русского языка «Перспективная начальная школа», в котором достаточно много научных статей, посвящённых происхождению слов и словарей, в которых можно найти нужную информацию.
Изучив литературу, я предположила: русский язык можно сравнить с «живым организмом». Значит, он растёт, развивается. То есть впитывает в себя новые слова, которые потом становятся «родными» («заимствованными).
Для подтверждения моей гипотезы я использовала методы исследования:
М.Ломоносов Р.Якобсон
Заимствования иностранных слов — один из способов развития современного языка. Язык всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества. Это можно продемонстрировать на примере появления и вхождения в нашу повседневную жизнь компьютера. Само слово «компьютер» имеет английские корни. Вся компьютерная терминология построена на английском языке. Например, слово «интернет». Вы его произнесете – и человек из любой страны мира поймет, о чем идет речь. Значит, первая причина заимствований иностранных слов – это появление нового предмета, понятия, явления, названия которому нет в родном языке. Раньше не было на телевидении ток-шоу, реалити-шоу и т. Д. С появлением такого рода программ, в нашу жизнь вошли и слова, их обозначающие. В качестве примера можно привести слова: плеер, стикер, монитор, степлер, спикер,дисплей, компьютер, коктейль, бренд.
Давайте посмотрим на современный мир. Страны, их границы… Но существуют ли границы в так называемом виртуальном мире – мире Интернета? Их нет. Можно переписываться с друзьями из разных стран мира, можно читать различные сайты, пользоваться электронной почтой(e-mail). Всё это проще делать, если знаешь английский язык. Ведь 60% информации в Интернете – на английском. Поэтому не удивительно, что с наступлением эпохи Интернета мы стали пользоваться новым пластом англоязычных слов и терминов, вошедших в наш язык. И это ещё одна причина заимствования слов (сайт, Интернет, драйвер, е-mail, …)
Для чего использовать громоздкие определения, их можно заменить одним словом? Этими заимствованными словами мы пользуемся ежедневно. Причина этому – удобство в употреблении: одно слово заменяет целое словосочетание или предложение. По этому же принципу когда-то образовались русские слова. Например, самостоятельно передвигающийся летательный аппарат-самолет, машина, которая может ехать по бездорожью – вездеход. Еще – вертолёт, паровоз, электровоз, теплоход и т.д. Коротко и понятно. Отличие в том, что в этом случае мы не употребляли иностранную лексику.
II.2. Когда начали появляться английские слова в русской речи?
Заимствования становятся результатом контактов, взаимоотношений народов, государств. Наблюдение за переходом слов и фраз из какого-либо иностранного языка в русский язык помогает понять историю русского языка.
Английские слова начали попадать в русский язык очень давно. В ХVI веке установились дипломатические отношения между Россией и Англией. И вот тогда началась переписка между английскими королями и русскими царями. Некоторые английские слова постепенно входили в русский язык. Развивались культурные связи, экономические отношения. Во времена Петра I к нам приезжали инженеры и мастера из Германии, Англии, Голландии. Конечно, это отразилось на русском языке и его лексике. Переводились книги по сельскому хозяйству, кораблестроению, промышленности. Многие термины так и вошли в нашу лексику (мичман,бот, бриг). Если открыть толковый словарь русского языка, то возле слов в скобках можно увидеть примечание – английского, немецкого, латинского происхождения.
Великие русские поэты и писатели А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.С.Грибоедов знали английский язык и читали в подлиннике Фенимора Купера, Вальтера Скотта. Это не мешало им создавать гениальные произведения, воспевающие красоту русского языка.
Но значительно больше слов, связанных с развитием общественной жизни, техники, спорта и т.д. вошло в XX в., например: лидер, митинг; тоннель, троллейбус, баскетбол, футбол, спорт, хоккей, финиш; бифштекс, кекс,пудинг и др. Особенно распространились английские слова (часто в американском варианте) в 90-е годы XX в. Заимствования конца XXв. Коснулись разных сфер жизни: технической (компьютер, дисплей, файл, байт), коммерческой (бартер,брокер, дилер, дистрибьютер), искусства (ремейк, ток-шоу, блокбастер, триллер) и др.
II. 3. Этапы попадания слов из одного языка в другой.
Под освоением иноязычных слов понимается приспособление иностранных слов к русским графическим и языковым нормам. А как же это «приспособление» происходит?
Первый этап – это этап проникновения нового слова. Например, слово «Интернет». Интернет появился в 1990-х годах. Но тогда мало кто им пользовался или знал его значение. Затем всё большее количество людей стало им пользоваться. Пришло понимание, что обозначает данное слово, оно встречается в средствах массовой информации. То есть наступает следующий этап – этап укоренения: понятно значение слова, оно везде используется.
Как же понять, что иностранное слово стало «своим»? Заимствования адаптируются в русском языке, проходят необходимое изменение. Мы их произносим как слова русского языка, мы их используем наравне с другими словами. Например:
Подчинение законам русского языка является основным признаком, отличающим заимствования от иностранных слов. Иностранные слова сохраняют следы своего иноязычного происхождения. Например, слово “weekend” – выходные. Мы иногда говорим «викэнд», «уикэнд». Это просто английское слово, оно не заимствованное и не вошло в русский язык.
Под заимствованным словом в языкознании понимается всякое слово, пришедшее в русский язык извне.
Мною было проведено небольшое исследование среди учащихся 3-х классов (второй год обучения английскому языку).
Ребятам было предложено два задания (Приложение 1, стр.11).
Задание№1: отметить в тексте слова английского происхождения.
Задание№2: заменить определения, данные на русском языке, словами – заимствованиями.
В первом задании мы предложили текст, содержащий 106 слов, 27 из которых – слова общеупотребимой лексики, заимствованные из английского языка.
Цель эксперимента – определение процента узнаваемости заимствованных слов.
Нам было интересно узнать, могут ли учащиеся отличить заимствованные английские слова среди слов родного языка? (Приложение 2)
3-В(25уч.) 3-Д (17уч.)3-Е(26уч.)
Максимальный процент узнаваемости: ~90 ~100 ~90
Минимальный процент узнаваемости: 4 0 7
Средний процент узнаваемости: 25 30 35
Вывод:
Как видим, показатели не высоки. Ребята ответили очень по-разному. По таблице видно, что некоторые увидели почти все слова. Некоторые подчеркнули 1-2 слова
Проведенный нами эксперимент показывает, что часть заимствованных слов настолько вжились в русскую языковую систему, что остаются неузнаваемыми и ничем «не выдают себя». Ребята без труда увидели только очевидные «англицизмы»: менеджер, футбол, форвард, хобби.
Во втором задании - мы предложили заменить длинные определения одним словом или словосочетанием (определение №1).
Цель эксперимента – определить, сколько ребят в сложных, длинных определениях смогут увидеть простые слова, используемые каждый день. Ответами должны стать слова-заимствования.
Все ребята без особого труда справились с заданием. Сложно подсчитать точный процент, так как слова – разные по своей сложности.
Есть вопросы, по которым – почти 100% правильных ответов (Приложение 2)
3-В вопросы №1, 3,4,7, 3-Д вопросы №4, 7, 8, 3-Е вопросы №1,4,7.
Вывод: почти все учащиеся легко заменили длинные определения словами – заимствованиями. Они давали ответы, используя свою лексику. Значит, ребята относились к ним, как к словам родного языка.
III. Заключение.
Почему же русский язык с такой лёгкостью впитывает новые слова из английского языка? К сожалению или к счастью, это можно сказать не только о русском. И в речи китайца, и в речи немца и поляка можно услышать слова: компьютер, фитнес, бизнес, плеер, таймер, футбол…
Заимствование слов из других языков происходило, происходит и будет происходить во все времена и в языках всех народов. Занимаясь подсчетом заимствованных слов, ученые смогли получить интересные данные. Так, в немецком языке заимствования исчисляются десятками тысяч, а в словарном материале английского языка они составляют более половины. Какое положение с заимствованными словами (в количественном отношении) в русском языке? Всего 10%. Поэтому, по мнению учёных, нельзя говорить о засилье иностранной лексики.
Мир сейчас меняется очень быстро, можно путешествовать в разные страны. Проникновение иностранных слов происходит так же быстро. Ученые-лингвисты спорят, не «засоряют» ли они родной язык? Конечно, такие американизмы, как «Вау» «Окей» и т. Д., красоты русскому языку не добавляют.
Проводя данное исследование, я узнала, что многие русские слова пришли к нам из других языков. Мы ими пользуемся каждый день и не задумываемся, что это заимствованные слова.
Я узнала, почему в русском языке появляются иностранные слова и как они входят в нашу речь. Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась и русский язык действительно «живой»: он меняется, принимает всё новые слова, часто ,к сожалению, теряя свою самобытность.
Поэтому, для себя я сделала вывод: при необходимости лучше лишний раз заглянуть в толковый словарь и уточнить значение слова и его происхождение.
А.С.Пушкин в своём произведении «Евгений Онегин» написал:
«Но панталоны, фрак, жилет
Всех этих слов на русском нет»(глава 1, XXVI).
Конечно, он имел в виду слова французского происхождения.
Используя современную лексику и слова, пришедшие к нам из английского языка, он мог бы написать:
«Ток-шоу, джинсы, Интернет
Всех этих слов на русском нет»
Информационные ресурсы
1. Лотте Д. С. Вопросы заимствования и упорядочения иноязычных терминов и терминоэлементов. — М., 1982.
2. Семенова М. Ю. Словарь англицизмов. — Ростов н/Д, 2003.
3. Словарь иностранных слов – 16-е изд., испр. – М.: «Русский язык». 1988
4.Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия, Астрель, 2005,
5. Учебник русского языка для 3 класса, части 2,3 «Перспективная начальная школа»
Приложение 1
Задание№1.
Подчеркните в тексте слова английского происхождения, если вы такие обнаружите.
Меня зовут Маша. Мне 10 лет. Я учусь в 4 классе.
У нас большая семья. Мама работает менеджером в клиринговой сервис-компании. Её офис находится на улице Ленина. Мой папа- бизнесмен. Он- владелец мини-завода по производству пластиковых контейнеров. С нами живет бабушка. Она на пенсии и часто нас балует выпечкой: она печет торты, кексы, пиццу.
Мой старший брат Максим- спортсмен. Он играет в футбол в спортивном клубе. Его команда называется «Дрим-Тим». Он-лучший форвард и достиг большого прогресса в игре. В холле спортклуба на стенде «Лучшие игроки» есть и его фото.
Я активно участвую в жизни класса и школы. Каждую неделю делаю репортажи о школьной жизни. Моё хобби- музыка. По дороге в школу я люблю слушать хиты на своём плеере.
Задание №2.
Догадайтесь, что это? Назовите следующие предметы и понятия:
Приложение 2
Результаты эксперимента при выполнении 1 задания
Процент узнаваемости | 3 «В» 25 уч. | 3 «Д»17 уч. | 3 «Е» 26уч. |
Максимальный | 90 | 100 | 90 |
Минимальный | 40 | 0 | 7 |
Средний | 25 | 30 | 35 |
Вывод:
Как видим, показатели не высоки. Ребята ответили очень по-разному. По таблице видно, что некоторые увидели почти все слова. Некоторые подчеркнули 1-2 слова.
Проведенный нами эксперимент показывает, что часть заимствованных слов настолько вжились в русскую языковую систему, что остаются неузнаваемыми и ничем «не выдают себя». Ребята без труда увидели только очевидные «англицизмы»: менеджер, футбол, форвард, хобби.
Результаты эксперимента при выполнении 2 задания
классы | №1 | №3 | №4 | №7 | №8 |
3 «В» |
3 «Д» |
3 «Е» |
Вывод: почти все учащиеся легко заменили длинные определения словами – заимствованиями. Они давали ответы, используя свою лексику. Значит, ребята относились к ним, как к словам родного языка.
Приложение 3
Список заимствованных слов из английского языка,
используемых в современном русском языке:
1. Компьютер
2. Принтер
3.Фастфуд
4. Попкорн
5. Ток – шоу
6. Реалити – шоу
7. Плеер
8., Стикер
9., Монитор
10. Степлер
11.Спикер
12. Дисплей
13. Коктейль
14. Бренд
15. Сайт
16. Интернет
17. Драйвер
18. е-mail
19. Лидер
20. Митинг
21.Тоннель
22.Троллейбус
23.Баскетбол
24.Футбол
25.Спорт
26. Хоккей
27. Финиш
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 - МНОГОПРОФИЛЬНАЯ»
Социальный проект
тема: «Профессии всякие важны -
- профессии всякие нужны…»
Авторы работы:
3 «В», 3 «Д» классы
МОСШ № 2
«Многопрофильная»
Руководители:
Запрягаева Татьяна
Васильевна,
Салангина Жанна
Николаевна,
учителя начальных
классов
г. Нижневартовск, 2012
Оглавление
Введение ………………………………………………………….3
Введение
Актуальность
Наш город в этом году будет отмечать свой 40 летний юбилей.
Мы знаем, что город строила вся страна. Сюда приезжали люди разных национальностей, разных профессий. И даже наши родители успели родиться уже в Нижневартовске. Наша школа в городе первое каменное здание. Сейчас она называется многопрофильной, уже в 9 классе ребята нашей школы начинают думать, какую профессию получат в будущем.
Нам ещё далеко до 9 класса. Но нам стало интересно, а что знают наши сверстники о том, что такое профессия и какие профессии популярны в нашем городе?
Цель проекта
Познакомить сверстников с разнообразием профессий, которые можно будет выбрать в будущем.
Задачи
1. Провести социологический опрос среди учеников 3 –их, 4 – ых и 8 – ых классов по теме проекта;
2. Узнать, что означает термин профессия, специальность, должность;
3. Рассказать ученикам 3 –их, 4 –ых классов об интересующих их профессиях;
4. Попробовать создать презентацию о профессиях, популярных и нужных для нашего города;
5. Научиться работать с различными источниками информации и уметь их обрабатывать
Для начала мы вместе с нашими учителями составили анкету
Дорогой друг, ответь, пожалуйста, на вопросы анкеты, этим ты поможешь расширить свои знания о профессиях, которые может быть станут твоим будущем!
1. Что такое профессия?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Какие профессии ты знаешь? (перечисли хотя бы 5)-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Какие профессии ты считаешь самыми важными и почему?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Какие профессии больше пользуются успехом в нашем городе и почему?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Какие профессии у твоих родителей? Мама----------------------------------------------------------------------------------------- папа-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
6.Какую профессию ты хотел бы приобрести в будущем? Почему?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7. Знания, каких школьных наук тебе пригодятся для будущей профессии?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
8.Какие человеческие качества необходимо вырабатывать уже в твоём возрасте, чтобы быть успешным в выбранной профессии?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9. Что бы ты хотел узнать о своей профессии и от кого?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Спасибо за участие в опросе
Провели анкетирование среди третьеклассников, и получили следующие результаты.
Приложение 1
Проанализировав результаты анкеты, мы пришли к выводу:
1. Что дети 3 –их классов не могут дать точное определение понятия профессия;
2. Знают достаточно много профессий, но путают понятие должность (директор) с понятием профессия;
3. Считают самыми важными профессиями - врач, учитель, пожарный, полицейский
4. Считают, что в городе самые популярные профессии: нефтяник, врач, продавец, пожарный;
5. Не все дети знают точно, как называются профессии родителей;
6. Почти большинство детей знают, кем хотят стать;
7. Большинство учеников решили, что математика, русский язык и знания по окружающему миру пригодятся им для будущей профессии;
8. Выбирая человеческие качества для подготовки к будущей профессии, ребята назвали такие, как интеллект, аккуратность, ответственность, усидчивость, но есть дети, которые не смогли ответить на некоторые вопросы.
После проведённого опроса мы подумали, а будут ли отличаться ответы учащихся 4 –ых классов, от наших ответов, ведь они на год нас старше и ответы почти уже выпускников школы, 8 –ых классов? Мы решили это проверить.
Приложение 2
Проанализировав ответы ребят четвёртого класс мы пришли к выводу:
1.Что профессией считают работу, которую выбрал человек и, за которую будет получать хорошую зарплату, чтобы прокормить свою семью.
2.Знают также много названий профессий, но также путают с другими понятиями (директор магазина, предприниматель, чиновник).
3.Самыми важными назвали так же как и третьеклассник – врач, учитель, полицейский, пожарный.
4.Самыми популярными в городе считают: нефтяник, строитель, врач.
5.Так же как и в третьих классах не все дети правильно смогли назвать профессии своих родителей. Хотя в этом возрасте должны хорошо в этом разбираться.
6.Больше всех захотели выбрать в будущем профессию полицейский и врача и есть ребята, которые не определили для себя свой выбор.
7.Лидирующими предмета для подготовки к будущей профессии остались прежними: математика, русский язык, окружающий мир и физика.
8. Решили, что для будущей подготовки им понадобятся больше всего – вежливость, внимание, сдержанность, терпение.
9.Захотели задать свои вопросы по будущей профессии у профессионалов своего дела, а так же у родителей, которые то - же являются таковыми.
Приложение 3
Проанализировав ответы ребят восьмого класса мы пришли к выводу:
1. Восьмиклассники знают, что профессия - это вид трудовой деятельности человека. Они считают что это «призвание человека». Это работа, которую выполняет человек с определенными знаниями.
2.Названий профессий называют меньше, не путают с другими понятиями (директор магазина, чиновник).
3.Самыми важными назвали, как и третьеклассники и четвероклассники профессии врача, учителя, полицейский.
4.Самыми популярными в городе считают: нефтяник, медицинские работники, многие затруднились с ответом.
5. Так же как и в младших классах не все восьмиклассники правильно смогли назвать профессии своих родителей. Многие либо не знают профессии, либо отказались отвечать.
6.Старшелассники пока не все определились с выбором. Мир профессий у них разнообразен, чаще повторялись - дизайнер и врач. Любопытно то, что пока нет в этом списке профессии учителя. Наверно ребята не хотят трудностей. Ведь о ней они знают практически все.
7.Лидирующими предметами для подготовки к будущей профессии стали: математика, английский язык, русский язык, химия, физика, биология.
8. Решили, что для будущей подготовки им понадобятся больше всего усидчивость, трудолюбие, аккуратность, упорство, собранность, коммуникабельность.
9.Захотели задать свои вопросы по будущей профессии у профессионалов своего дела, а так же у родителей, которые то - же являются таковыми и хотят узнать у них о «подводных камнях» своей профессии
Изучив все данные, мы выяснили:
1.Нам, детям 9-10 лет необходимо получить более точную информацию о таком понятии, как профессия и должность;
2. Ребятам нашего возраста интересно более подробно узнать об интересующих нас профессиях от родителей и других специалистов своего дела.
3. Мы ещё плохо разбираемся в качествах, необходимых для будущей профессии, поэтому нам нужны специалисты, которые помогут нам в этом разобраться.
Выводы
Проведя сравнительный анализ мы пришли к тому, что: самыми популярными профессиями считают профессии врача – так как каждый житель и взрослый и ребёнок хоть раз обращался за помощью к людям этой профессии, пожарного (наверное, из – за того, что была организована экскурсия в пожарную часть Нижневартовска, где многие ребята смогли увидеть, как работают пожарные, на какой технике, да и просто часто по местному телевидению можно увидеть репортажи о работе пожарных), учителя – ведь ещё никто не смог обойтись без школы, чтобы в дальнейшем получить образование (специальное или высшее), полицейского – ведь мы живём в мире, где нужно охранять порядок, пресекать преступность, ну и конечно же мы живём в нефтяном крае, поэтому в нашем городе всегда будет популярна профессия – нефтяник.
Перспектива
Наш проект не завершен. Следующим этапом проекта, исходя из выводов по проделанной работе, будет знакомство с менее популярными профессиями – менеджер, дизайнер, программист, архитектор и др. Помогут нам специально организованные:
• экскурсии в гости к этим специальностям;
• приглашения разных профессионалов с беседами о том, какие качества личности необходимо развивать для будущей профессии;
• классные часы в 3- их, 4 –ых классах, где мы попытаемся объяснить, что качественное изучение всех школьных предметов необходимо для получения многих специальностей;
Приложение 1
Это - работа, в которую можно поступить, выучившись в институте.-16
Это - знания и умения по выполнению отдельных видов работы
Это - работа, где получают деньги, отработав месяц- 2
Это - определённая деятельность - 2
То, чем будет заниматься человек после окончания школы или института-2
Это - специальность, по которой человек работает 4
Это система знаний, умений и навыков, присущая определённому человеку
Не знаю – 4
Инженер- 9
Врач -30
Стоматолог -2
Медсестра - 2
Дворник - 3
Водитель-5
Водолаз
Изобретатель
Пожарный -17
Полицейский -12
Следователь
Учитель- 25
Библиотекарь
Бухгалтер -2
Программист
Учёный
художник
Воспитатель-3
Продавец-10
Парикмахер-7
Косметолог
Визажист
Телеведущий
консультант
Актриса
Певица
агент
кассир
Охранник -4
Лаборант-2
Маляр
Директор-5
Спортсмен
Тренер
Нефтяник-9
Строитель-6
Сварщик-2
Повар-5
Ветеринар-3
Менеджер -2
Электрик-2
Плотник
Лётчик-2
Машинист -2
Сантехник – 2
Грузчик – 5
Водопроводчик – 2
Спасатель -2
Психолог -3
Секретарь -2
Кондитер
Банкир
Таксист – 4
Администратор
Проводник
Лесник
Слесарь
Геолог
все профессии важны и нужны-3, потому что все они трудны-
не знаю
Космонавт
Врач-25, лечит людей
ветеринар
Милиционер-14
спортсмен
пожарный-19
Учитель-15, учит детей, потому что без учителя мы бы не развивались
Телохранитель - 2
Инженер-4, много денег зарабатывают, потому что даже не закрутить один болтик, то всё будет насмарку
Нефтяник -5
Дворник - чтобы улицы были чистыми
Строитель -2
Газовщики -2
Спасатель -2
4.Какие профессии больше пользуются успехом в нашем городе и почему?
Продавец – 4
бухгалтер
Строитель
Водитель-2
Повар
пекарь,
Врач-8
Учитель-6
Изобретатель
Милиционер
адвокат
Нефтяник-5 потому что наш край нефтедобывающей отрасли
Оператор по добыче газа и нефти, потому что наш город нефтяников
Электрик, потому что люди часто делают ремонты
Не знаю
Все профессии-2
Инженер-2
Пожарный -10
Строитель
Директор города
Мама
Преподаватель-6
Не знаю
Врач-2
Инженер-2
Инженер - химик
Дежурный пульта
Менеджер-3
Продавец
Художник – конструктор
Контролер
Инструктор по физической культуре в детском саду
Бухгалтер -2
Технолог
Экономист
Библиотекарь -2
Домохозяйка -2
Эколог
Медсестра
Парикмахер
Секретарь - 2
Провизор
массажистка
психолог
директор ресторана
санитарка
Папа
Водитель-2
Инженер-электрик
Не знаю-2
Инженер-7
Инженер – механик - 4
Нефтяник – водитель -3
Бурильщик -8
Электрик -2
Начальник
Строитель -2
Директор буровых
Пожарный
Геолог
Менеджер
Моторист
6. Какую профессию ты бы хотел приобрести в будущем?
Не знаю -2
Травматолог – хочу лечить разные травмы, ушибы. Переломы
Ветеринар – 2,лечить животных, потому что я очень люблю животных
Учитель танцев, - потому что я люблю танцевать
Косметолог, - он всё знает про красоту и косметику
Парикмахер
Изобретатель
Биолог
Инженер-2
Учитель начальных классов,- потому что я хочу учить чему - то новому -2
Дизайнер
Лётчик -2
Аптекарь, - продавать лекарства нуждающимся
Певица
Мед. Сестра
Полицейский
Продавец
Хоккеистом -9
Пожарный -2
Нефтяник -2
Тренером по хоккею
Врач
Кондитер
Архитектором
Экономистом
Контролером
7. Знания, каких школьных наук тебе пригодятся для будущей профессии?
Физика - 9
Математика-32
География-6
История
Информатика-2
Русский-22
Литература-12
Английский язык-7
Все – я же хочу быть учителем начальных классов!
Рисование -4
Черчение
Химия-8
Музыка
Физическая культура
Технология
8. Какие человеческие качества необходимо вырабатывать уже в твоём возрасте, чтобы быть успешным в выбранной профессии?
Добрым -5
Умным
Внимательным - 3
Аккуратным-4
Ответственность-2
Сообразительность-4
Умение общаться в коллективе
Не пользоваться косметикой
Не боятся крови
Не знаю-5
Любить беречь природу, животных
Усидчивость-2
Целеустремлённость -4
Интеллект-5
Терпимость -8
Спокойствие
Силу воли -3
Скорость
Трудолюбие
Умение быстро шевелить руками
Экспериментировать больше
Культурным
Вежливым
Выносливость
9. Что бы ты хотел узнать о своей профессии и от кого?
Не знаю-7
Как лечить зверей
От учителя танцев как лучше танцевать
В каком возрасте можно начинать пользоваться косметикой
Как работают ветеринары
Как можно больше от тех. Кто знает что-то об этой профессии
От самого пилота
От учителя -4
От мамы-6
От папы -7
Из книг или словарей
От самого лучшего врача
От всех -3
От тренера -5
Из журналов и газет
От пожарника
Ничего, уже знаю.
Приложение 2
Ответы учащихся 4 –ых классов:
1.Что такое профессия?
Не знает -2
Работу, которую выбрал человек -6
Определённые навыки по той или иной работе
Род трудовой деятельности
Это, где люди работают и получают за это деньги -6
Это, то чему учатся. А потом деньги зарабатывают
Это вид деятельности, с помощью которой выполняется определённая работа
Это хобби, вид работы
Это специальность
2.Какие профессии ты знаешь?
Учитель-6
Врач-14
Хирург
Стоматолог
Музыкант
Пекарь
Слесарь-2
Водитель-8
Компьютерщик
Юрист
Строитель-6
Крановщик-2
Инженер-4
Машинист
Механик
Милиционер-5
Омоновец
Следователь
Адвокат
Космонавт
Парикмахер-3
Продавец-11
Бизнесмен-3
Пожарник-4
Электрик-3
Нефтяник-3
Менеджер
Директор
Модельер
Художник
Уборщица-3
Повар-5
Ветеринар
Бухгалтер-2
Шахтёр
Чиновник
Дворник
3.Какие профессии ты считаешь самыми важными и почему?
Каждая профессия по – своему важна -2
Врач – 15, потому что лечит людей, спасает жизни людей и животных
Хирург – спасает жизнь человека
Учитель – 8 обучает людей грамоте
Повар – готовит для клиентов еду
Пекарь – хлеб нужен всем. Все его едят
Строитель – строит дома для людей
Нефтяник – 2 добывает нефть для страны, потому что наш край богат нефтью и газом
Продавец – продаёт товары, нужные всем
Бухгалтер – ведёт денежный учёт
Полицейский –8, обеспечивает безопасность людей, следит за порядком в городе
Пожарный – 6, тушит пожары, спасает жизни людей при пожаре
Спасатель – спасает жизни людей в чрезвычайных ситуациях
Инженер
4.Какие профессии больше пользуются успехом в нашем городе и почему?
Не знаю
Все профессии пользуются успехом- 3
Нефтяник – 8, мы живём в нефтяном крае
Профессии, связанные с нефтедобывающей отраслью( бурильщик, геолог, технолог, водитель)
Строитель – в городе много строек - 4
Водитель – потому что без техники ни как нельзя людям жить
Таксист
Дворник
Сантехник
Врач – потому что люди начали часто болеть - 5
Хирург
Стоматолог
Продавец –
Учитель-3
Повар
Полицейский – потому что они сторожат покой города - 2
Юрист – защищает права горожан
Пожарник – тушит частые пожары в городе -2
Модельер – много платят за заказы индивидуального пошива
Мама
Не знаю -2
Медсестра
Старший кладовщик
Воспитатель-3
Ведущий специалист
Руководитель зала
Бухгалтер
Повар-3
Уборщица-2
Учитель начальных классов
Продавец-3
Папа
Не знаю-6
Водитель-4
Механик-3
Полицейский
Нефтяник-2
Технолог производства полиэтиленовых пакетов
Электрик
Инженер – экономист
Слесарь – ремонтник
6. Какую профессию ты бы хотел приобрести в будущем?
Врач – хочу лечить людей. Помогать им. Мне очень приятно будет спасать жизни людей-4
Следователь – защищать законы
Юрист –
Дипломат
Директор в магазине – нравится продавать машины
Музыкант – в музыке я отражаю свои чувства и мысли. Музыка мне кажется самым интересным занятием.
Полицейским-3, - там большая зарплата
Модельер – потому что за каждый костюм тебе дают много денег и потому, что я люблю шить.
Повар – люблю кормить людей, придумывать новые рецепты.
Компьютерщик
Парикмахер - просто люблю
Ещё не решил
Нефтяник
Коллекционер – интересно собирать древние вещи
Инженер
Экономист
7. Знания, каких школьных наук тебе пригодятся для будущей профессии?
Биология-3
Анатомия
Физиология
Математика-10
информатика
Русский язык-5
Технология-3
Изо-2
черчение
Литература-3
Химия-2
Физика-4
ОБЖ
Окружающий мир-4
История-3
Английский язык-3
Не знаю-2
Музыка
Не знаю
Трудолюбие
Терпение-3
Сила воли-2
ответственность
Выносливость
Сдержанность-3
Справедливость
Вежливость-4
Нежность
Любознательность
честность
Коммуникабельность
Внимание-3
Хорошее зрение
Доброта-2
Ум
Ловкость
мастерство
Фантазия
Прочные знания-2
Не знаю-2
Об учениях
От папы-2
От родителей-3
От докторов – профессионалов
Как делают торты, кексы, пироги – от тёти, мамы
Как готовить суши, закуски. Бутерброды – от профессионалов
Как правильно шить вещи
Как создавать программы и карты
О древней истории музыки. Поговорить с легендарным исполнителем Майклом Джексоном о развитии музыки
О строении машин – от папы
Как остановить преступность от законопослушных граждан
Как врачи проводят операции. Какие инструменты нужны, как поступают в критических ситуациях
Я всё знаю о своей профессии
Приложение 3
Ответы 8 –ых классов
Это вид трудовой деятельности человека -6
Это «призвание человека», то кем человек работает.
Это работа, которую выполняет человек с определенными знаниями.
Род деятельности.
Дело, которым мы будем заниматься всю жизнь.
Это работа, обязанность и специальность человека -2
Это способ зарабатывания денег.
Я не знаю -2
Это профессиональная принадлежность человека
Это специальность, вид трудовой деятельности личности, требующий определенного образования, подготовки, навыков, опыта 2
Это должность в работе, которая есть у каждого человека
Это вид рабочей деятельности, соответствующие человеку, удовлетворяющее его потребности, и соответствующее его знаниям и умениям
Когда чинит сантехнику сантехник
Это то, что надо
Учитель-10
Врач-12
Хирург -2
Стоматолог
Слесарь-1
сантехник
Водитель-5
компьютерщик
Юрист
Инженер-6
Милиционер-5
Омоновец -2
Продавец-7
Бизнесмен-3
Электрик-1
Нефтяник-2
Менеджер 1
Художник
Уборщица-2
Повар-3
Бухгалтер-1
дворник -2
дизайнер - 4
автомобилист
методист
охранник -3
сантехник
летчик -3
маньяк
почтальон
биолог
химик
библиотекарь
актер -2
агент
физик - 1
биоинженер
телеведущий
психолог
администратор
таксист
хореограф
сварщик -2
тренер
предприниматель
программист
Учитель - они дают важные знания -7
Водители - водят машины, транспортируют грузы - 2
Медики и врачи – лечат от недугов - 9
Пожарный – эти люди обеспечивают нашу безопасность
Полицейские – сохраняют порядок – 4
Строитель
Летчик
Юрист
Ученые – придумывают нанотехнологии
Важны профессии с разными новыми разработками
Все профессии важны
Самая важная это ОМОН, так как очень сложная и нужная профессия
Уборщики – без них везде будет грязно, неопрятно - 2
Электрики
Сантехники
Повар
Нефтяники
Уборщица
Дворник -3
Нефтяник -9
Повар -2
Медицинские работники -5
Полицейский -2
Учитель -2
Инженер
Водитель
Экологи
Юристы
Прибыльные, распространенные, куда не придется долго учиться
Без понятия -2
Не ответили – 4
Мама
Не знаю -9
Зам. Директора
Оператор
Ведущий специалист
Продавец – консультант -3
Учитель -3
Администратор
Работник ж/д или что-то типа того
Лаборант
Психолог
Бухгалтер
Предприниматель
Тренер – преподаватель
Начальник отдела по обучению и подбору персонала
Папа
Не знаю -9
Ведущий программист отдела
Водитель
Директор строительной фирмы
Менеджер по продажам
Мастер
Зам директора
Оператор по добыче нефти
Нефтяник - 2
Врач
Машинист
Механик
Преподаватель
Тренер – охранник
Геофизик
Еще не знаю - 7
Миллионер
Переводчик – влечение к иностранным языкам
Эколог – хочу защищать окружающую природу
Программист – люблю работать с компьютером
Дизайнер -2
Врач -2
Хочу иметь две профессии: хореограф и врач
Актриса
Летчик гражданской авиации
ОМОН
Инженер – это престижная работа
Хирург – хочу помогать людям
повар – мне нравится готовить разные блюда людям
Не знаю – 3
Труды - 2
Рисование -2
Русский язык -9
Английский язык - 10
Химия -9
Математика - 12
Биология -6
Общество -3
Информатика -2
Физика -7
История
Литература - 2
Физическая культура -2
ОБЖ
Музыка
Не знаю, еще не выбрал профессию
Они в основном мало пригождаются
Не знаю – 10
Усидчивость -2
Внимательность
Способность быстро обучаться и правильно относиться к критике
Терпеливость - 3
Аккуратность
Хорошая фантазия
Доброта -2
Понимание
Трудолюбие -2
Упорство 2
Старательность
Самостоятельность
Ответственность -3
Чувство юмора
Собранность
Выдержанность
Коммуникабельность
Умение быстро реагировать в критической ситуации
Физические и умственные способности
Все равно врачи без морали и сожаления должны относиться к пациентам
Никакие
Всякие
Ничего -7
Не знаю -1
От учителей более подробно -2
От родителей- 3
Знакомых
Интернет
От людей
Все возможное от человека, который много лет работает в этой сфере -7
Как поступить, какие предметы нужны, прибыльность от работы
«Подводные камни» профессии - 2
Все, все знаю о своей классной профессии повара
Сказка "Морозко"
Повезло! Стихи о счастливой семье
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Извержение вулкана
Соленая снежинка