Вложение | Размер |
---|---|
chelovek.ppt | 180.5 КБ |
Слайд 1
Выполнила Мацак Анна. Проверила Наталья Викторовна. Человек.Слайд 2
Человек. Человек. 1. (В широком смысле) высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, человечество в целом 2.(в узком смысле) индивид как совокупность биологического и социального планов. Индивид. Биологическая особь homo Sapiens , единичный представитель человеческого рода. Личность . 1. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2. устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида ка члена общества. Индивиду- альность. неповторимое своеобразие отдельного человеческого существа;
Слайд 3
Понятия « субъект» и «Объект» применительно к человеку. Объект. Субъект. То, на что направлена познавательная, трудовая или иная деятельность субъект. Носитель предметно –практической деятельности и познания. Субъектом деятельности может быть как индивид, так и группа людей. Субъект – это источник активности, направленной на нечто вовне субъекта или внутри него. Субъект деятельности можно иначе назвать деятелем. Объектом деятельности может выступать: 1. Человек ( в процессе обучения и воспитания, в процессе изучения); 2. Общество природа. Человек выступает как субъект деятельности. 1. в процессе научного познания; 2. в процессе воспитания и социализации, часто не замечая своего влияния; 3. в процессе трудовой деятельности, изготовляя предметы и орудия труда; 4. занимаясь различными формами искусства ( театр, живопись, музыка, архитектура и д. р. )
Слайд 4
Самонаблюдение. Известен такой метод научного познания, как самонаблюдения . Он применяется в основном в психологии и методике обучения. Однако он применялся и в медицине, когда врач сознательно заражал себя той или иной болезнью, чтобы наблюдать и правильно фиксировать все симптомы болезни, а также найти способы борьбы с нею. В рамках этого метода один и то же человек является и субъектом деятельности( как наблюдатель, анализирующий факты,) и объектом ( то есть тем что, наблюдают) деятельности.
Слайд 5
Человек как совокупность биологического и социального начал: Структура термина «человек» Индивид. Как совокупность биологических характеристик данного человека, включая анатомические, генетические и физиологические характеристики (общечеловеческие и индивидуальные) конкретного человека. Личность. Как совокупность устойчивая система социальных черт, характеризующих конкретного человека как члена общества. Личность испытывает на себе влияние биологического в человеке. Индивидуаль ность. как совокупность отличительных биологических и социальных качеств конкретного человека.
Слайд 6
Взаимоотношения биологического и социального в человеке. 1.Биологическая основа человека во многом определяет его социальную сущность и активность. К биологической стороне человека следует отнести его анатомические особенности, включая особенности строения ( а при наличии, дефекта) мозга, генетические и физические особенности, определяющие тип нервной системы и склад характера ( подвижность нервных процессов, право- или левополушарность, ведущий тип памяти, мышления и т. Д. ) биологическая основа во многом определяет стиль усвоения норм и правил поведения, овладения действиями с предметами, и т. Д. Отсюда вытекает влияние биологического на положения человека в референтной группе. Так, во многих группах физически здоровые личности пользуются преимуществами, попадают на высокие ступени социальной лестницы. Вспыльчивые, не умеющие себя держать в руках люди редко могут стать неформальными лидерами и удерживаться на этой позиции.
Слайд 7
2. Под влиянием усваиваемого социального опыта личность стремится изменить свое поведение, что может вести к некоторому изменению физиологических и анатомических ( но не генетических) особенностей организма. Так Арнольд Шварценеггер и Александр Суворов в детстве были тщедушными, болезненными мальчиками, но занятие спортом ( характерным для их среды и эпохи) сделало их сильными и выносливыми. Ученные отмечают, что доминанта правого полушария уменьшается в процессе обучения, может начать доминировать левое полушарие. Подвижность нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами м торможения (вспыльчивость, неуправляемость ) может быть преодолена при желании и тренировке.
Слайд 8
Личность человека формируется в динамическом развитии. Личность формируется под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека. Личность человека как формирующееся явления. Эпоха, в которую живет человек Зачастую оказывается доминирующим влиянием, которое определяет развитие личности. Эпоха определяет необходимость некоторого набора личностных качеств для осуществления нормального взаимодействия между обществом и его членом . Например , человек каменного века, видимо, ставил выше всего взаимовыручку, физическую выносливость, терпеливость поскольку без этих качеств малочисленные роды не могли бы выжить. Отдельные личности. Как современники, так и живые в предшествующие исторические эпохи. Часто такими «знаковыми» личностями для человека становятся родители, учителя, литературные герои, популярные личности (певцы, спортсмены и т. Д. ) Например , мужчины часто подсознательно выбирают спутницу жизни, отталкиваясь от образа матери: если они любят мать, то стараются выбрать себе спутницу, напоминающую мать; если мать не вызывает положительных эмоций у сына то он выбирает в спутницы противоположность матери . Специфические условия жизни В который происходит формирование личности. Так, в одном и том же обществе различные его члены живут в противоположных условиях. К условиям можно отнести: 1. жизнь в городе или деревне; 2. финансовое положение семьи; 3. состав и отношения в семье; 4. условия обучения в учебном заведении; 5. образование; 6. другие параметры . Например , жители городов имеют некоторые преимущества в овладении культурой- могут посещать музеи, театры, наслаждаться архитектурой и т. Д.
Слайд 9
Науки, которые изучают человека. Науки, изучающие биологическую составляющею человека: Анатомия Физиология Генетика медицина Науки, изучающие психологическую составляющую человека: Психология Дефектология Психология речи Педагогия Науки, изучающие социальную составляющую человека: 1. Социология ( изучает личность как социальную систему, воздействие общество на личность и личность как объект общественных отношений)
Слайд 10
Мировоззрения. Источники формирования мировоззрения. Ненаучное познание: при помощи религии, искусства, интуиции и др., бытовые познания. Научное познания: естественнонаучное, социальноисторическое, техническую Идеология как система ценностей (характерна для определенной группы людей). Поведение людей.
Слайд 11
Формы и виды мировоззрения. Жизненно-практический уровень мировоззрения: Здравый смысл Повседневный опыт Воспитание Традиции ( национальные, религиозные) предрассудки Мироощущение. Эмоциональное отношение Убеждения, верование, настроение, стремления. Теоретический (научно-филосовский)уровень мировоззрения: Философская система взглядов на мир. Миропонимание. Интеллектуальное отношение. Знание, умения и навыки, ценности, нормы, идеалы.
Слайд 12
Потребности человека. Биологические. Социальное. Идеальные. Потребности, удовлетворение которых, как правило, необходимо человеку в первую очередь. Потребности. свойственные человеку как социальному существу. Их удовлетворения необходимо человеку тогда, когда биологические потребности удовлетворенны. Специфически человеческие потребности, нужда в удовлетворении но которых обычно возникает, если потребности двух других групп ой (удовлетворенны. Потребности в поддержании жизнедеятельности организма; 1. еда. Вода, воздух 2. движение 3. Тепло (одежда- в холодном климате), жилище 4. Самосохранение 5.воспроизводство Потребности в связи с некоторой групп (группами) людей: 1. самореализация, общественное признание 2. принятость в социальные группы 3. общение ( с людьми и предметами искусства) 4. привязанность 5. забота 6. самоуважение Потребности в познании: Познание природы Самопознание Поиск смысла жизни Самовыражения
Слайд 13
Способности человека. Способности – индивидуальные особенности личности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления некоторой деятельности. Способности имеют биологическую основу в виде задатков ( например, скорость реакций, особенности мышления, предпосыки для развития физической силы) Степень развития способностей зависит от: 1. задатков 2. трудолюбия, настойчивости, целеустремленности, условий жизни (помощи семьи и государства) Уровни обладания способностями «способности», «талант», «гениальности». Способности могут быть развиты только в процессе тренировки, использования. Способности проявляются, как правило, в какой-либо области знаний или жизнедеятельности (наука, искусства, бизнес, ремесло, спорт и т. Д.) Способности определяют почти все аспекты жизнедеятельности конкретного человека- его образования, профессию, круг общения, образ жизни, физические и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой социальный статус, способствуют повышению самооценки и (часто) уровня жизни.
Слайд 14
Потребности человека определяют объем, цель и качества его деятельности. Структура протекания деятельности. Биологические потребности . Социальные потребности. Идеальные потребности.
Слайд 15
Деятельность человека направлена на объект деятельности. Материальный объект Материальный объект деятельности в процессе человеческой обработки становится продуктом деятельности; его свойства изменяются. Идеальный объект В процессе человеческой деятельности становится продуктом деятельности; его качества изменяются, модифицируются в зависимости от вида деятельности- наука искусства и т. Д. Социальный объект Человек или группа людей могут являться объектом деятельности других людей ( например, работа по обучению и воспитанию подрастающего поколения; внедрение в общество некоторой социальных норм).
Слайд 16
Деятельность. Структура деятельности. Субъект деятельности. Объект деятельности. Мотивы Деятельности.
Слайд 17
Цель деятельности. Процесс деятельности. Средства выполнения Образ предвосхищаемого результата, на достижении которого направлена деятельность может быть осознанной или неосознанной; лежит вне деятельности, в сфере идеалов и ценностей. Деятельность может протекать как вовне субъекта деятельности ( физическая деятельность), так и внутри субъекта деятельности ( идеальная - духовная или интеллектуальная деятельность) Средства выполнения деятельности могут быть духовными или материальными . Например, при построении дома используются как духовные ( планирование, знания о материалах), так и материальные ( физические действия) средства. Материальные средства деятельности делятся на природные материалы и инструменты .
Слайд 18
Деятельность. Разновидности деятельности. Материальная деятельность. Духовная деятельность. 1. Эстетическая деятельность 2. Научная деятельность 3. Социальная (воспитательная) деятельность 4. Религиозная деятельность. 5. Философская деятельность. 6. общенипе. Трудовая (производственная) деятельность
Слайд 19
Связь понятия «деятельность» и понятие «общение». Точки зрения на соотношения терминов «деятельность» и «общение». Общение является одним из видов деятельности. Это два самостоятельных и равноправных вида активности. Это два противоположных вида активности. Исходит из представления от деятельности как активности, приспособлении к природным и (ли) социальным условиям. В этом случае общение является из способов одним приспособления. Основывается на понимании деятельности как субъекто-объектной активности ( при которой влияющая и влияемая сторона разделены), а общения как субъекто-субъектной активности ( при которой обе стороны являются влияющими, т. е. имеет место взаимовлияния) Базируется на том, что деятельность есть преобразование природных и социальных условий, тогда как общение не влияет на материальное изменение мира.
Слайд 20
Способы человеческого общения и их особенности. Устное общение. Письменное общение. Протекание во времени. Продукция и рецепция одновременны. Продукция и рецепция разведены во времени. Направленность общения. Может быть однонаправленным ( слушание, монолог) или партнерским (диалог) Однонаправлено ( чтение, письмо) Использование мимики и жестов. Присутствуют Отсутствуют
Слайд 21
Равноправный диалог. Односторонний диалог. Предлагает осознание равенства партнеров вне зависимости от их физической силы и т. п. Для его ведения необходимы : Терпимости ( признания ценности позиций участников) Взаимоуважения Стремления к компромиссу. Стремление одной стороны диктовать свои условия другой стороне, подавления одной точки зрения. Ведет не к снятию, а к углублению конфликта. Как правило, когда подавляемая сторона набирает силу, она сама стремиться вести односторонний диалог.
Слайд 22
Виды человеческого общения. Между реальными субъектами. 1. Совместный труд. 2. игра. 3. духовное общение 4. обучение Реального субъекта и иллюзорного партнера. 1. Общение с животным. Реального субъекта и воображаемого партнера 1. С внутренним голосом 2. с автором произведения искусства 3. религиозное общение. Между воображаемыми партнерами . 1. Общение персонажей произведений искусства.
Слайд 23
Условие Выработка новой Информации информации. Цели общения. Обмен Передача Стимулирование Информацией. Информации. Деятельности. Цели общения.
Слайд 24
. Структура процесса труда. Структура процесса труда. Субъект труда. Объект труда. Мотивы труда. 1. человек, 2. группа людей 3. общество 1. Живая и неживая природа. 2. отдельные люди 3. общество в целом 1. Социальные мотивы 2. процессуальные мотивы. Цель труда. Процесс труда Средства труда Результат. Идеальный образ продукта труда ( всегда осознан) Может быть физическим или духовным; всегда включает в себя процесс планирования труда. Орудия и инструменты. Могут быть духовными или материальными . Воплощение идеального образа продукта труда в материальной или в материализованной форме.
Цветущая сакура
Одна беседа. Лев Кассиль
Ералаш
Два Мороза
3 загадки Солнечной системы