Управление образования администрации Канашского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тобурдановская средняя общеобразовательная школа имени Анатолия Ивановича Миттова»
Канашского района Чувашской Республики
Проект
по теме
«Эти удивительные растения»
Руководитель:
учитель начальных классов Антонова Лидия Алексеевна
Выполнил: ученик 2-го класса
Горбунов Карл
Тобурданово
2011
Паспорт проекта
Предмет: Естествознание
Тип проекта: исследовательский
Тема: «Эти удивительные растения»
Объект исследования: растения. Лук репчатый.
Проблема: Что нужно растениям для нормального роста и развития?
Цель: Выявить условия, влияющие на рост и развитие растений.
Задачи: 1. Изучить литературу о растениях.
2. Осуществить поиск информации в Интернете.
3. Провести эксперименты и обобщить полученные результаты
Гипотезы: Может, луку не хватило воды.
Методы: 1) беседа;
2) эксперимент;
3) анализ-синтез.
Сроки выполнения проекта: ноябрь 2011 г – декабрь 2012 г.
Оборудование: пакет с обогащённой питательными веществами почвой
4 банки
4 луковицы
лейка с водой
линейка или рулетка для выполнения измерений
фотоаппарат
блокнот для записи результатов измерений
ручка.
Данный проект направлен на детей 8 -1 0 лет для ознакомления с жизнью растений, с тем, что нужно растениям для нормального роста и развития. Его могут использовать учителя начальных классов в преподавании предмета «Окружающий мир» (раздел «Живая природа», тема «Жизнь растений»). Он может быть полезен и огородникам для выращивания овощей и правильного использования земельного участка.
Введение
Мне нравится предмет «Окружающий мир», особенно изучение живой природы. Люблю наблюдать за растениями. Можно увидеть много интересного и удивительного в их жизни. А прошлым летом, помогая родителям ухаживать за овощами, наблюдал очень удивительную вещь. Поэтому тему своей работы я назвал «Эти удивительные растения» А удивительным было вот что. Мы выращивали лук на двух соседних грядках. Ещё осенью мы землю под овощи хорошенько удобрили перегноем. Так что мы ждали хорошего урожая. Но эти растения повели себя удивительно: на первой грядке лук взошёл раньше. Рос хорошо. Листья у него были крепкие, упругие, тёмно – зелёные. На второй грядке он взошёл на 4 дня позже. Листья у него были слабые, бледно-зелёные. Потом начали вытягиваться и очень рано полегли. Я задумался: «В чём дело?» Поговорил с родителями. Предположил, что мы его недостаточно поливаем. Мама сказала, что лук получает достаточно воды. «А может, это другой лук?» - снова предположил я. Но это тоже не подтвердилось: мама сказала, что сорт лука одинаковый на обеих грядках. Она и сама удивлялась: рядом с луком была маленькая грядочка свёклы. Её рост и развитие также беспокоили нас. Перед нами встала проблема: « Что нужно растениям для нормального роста и развития?» Я решил найти ответ на свой проблемный вопрос. В этом учебном году мне купили компьютер, подключили к сети Интернет. Я научился искать нужную информацию во Всемирной Паутине и уже самостоятельно нахожу ответы на любые интересующие меня вопросы. В нашей семейной библиотеке есть разные энциклопедии и словари. Приступая к работе над проектом, я запасся ими тоже. И вот что узнал я из этих источников информации.
Основная часть.
Растения бывают разные. Есть растения культурные, возделываемые человеком. Их люди выращивают для своих потребностей. Но большинство растений – дикие. Дикорастущие растут, развиваются и расселяются без помощи человека. Он их не выращивает, а некоторые даже старается уничтожить, чтобы они не мешали культурным.
Дикорастущие и культурные растения – богатый источник различных продуктов питания и витаминов для человека, а также кормов для животных. Растения используются и как строительный материал. Есть лекарственные растения, их человек использует для лечения, для изготовления лекарств. Декоративные растения используют для украшения домой и территорий вокруг.
Культурные растения делятся на несколько групп. Одна из них – овощные культуры. Лук – овощная культура.
У всех растений много общих признаков. Прежде всего они относятся к живой природе. А если они живые, то значит, питаются, дышат, выделяют ненужные вещества, растут и развиваются, размножаются. Растения растут всю жизнь..
Что нужно растениям для роста? Мы обобщили то, что прочитано в энциклопедиях, и то, что нашли в Интернете. Сделали вывод: для нормального роста и развития растениям нужны: тепло, свет, вода, воздух, питание.
Питательные вещества нужны всем организмам. Они источники энергии. Без притока энергии не могут осуществляться жизненно важные процессы в организме. Питание – необходимое условие для существования растений. У растений существует почвенное и воздушное питание. С помощью корней растение добывают из почвы необходимые ему минеральные вещества. Минеральные вещества поглощаются из почвы в виде растворов вместе с водой. (Вот почему растение нужно поливать.) Такое питание называется почвенным или корневым. Нужны растению еще и органические вещества. Органические вещества и заключенную в них энергию растения получают в процессе фотосинтеза.
Фотосинтез – очень сложный процесс, в котором зеленые растения из углекислого газа и воды с использованием энергии солнечного света образует органические вещества – углеводы (глюкозу, фруктозу, крахмал)., а также кислород. Основным транспортером углекислого газа является воздух, поэтому это способ питания называется воздушным. Органические вещества растения используют для построения своего тела, роста и развития. В процессе фотосинтеза выделяется кислород. Он используется всеми живыми существами для дыхания.
Имеет значение и ветер. Он перемешивает воздух и приносит растениям новые потоки с кислородом и углекислым газом, охлаждает растения и почву, приносит дождевые облака. Если растения получает достаточно воды, тепла, света воздуха оно растет и развивается хорошо. При неблагоприятных условиях растение развивается медленно и плохо растет. Может даже погибнуть.
Проверим это с помощью несложных экспериментов.
Эксперимент 1. Возьмем 4 баночки с почвой. Посадим в них по 1-ой луковице одного и того же сорта. Польем. Три баночки поставим на подоконник, а одну – в прохладное место. Через 4 - 5 дней появились всходы у 2-го, 3-го, 4-го объектов. А у объекта №1, который стоял в прохладном месте, всходы появились спустя 12 дней.
Вывод: овощи прорастают дружно и быстрее при температуре 20 – 25 градусов. При низких температурах жизненные процессы в растениях протекают медленно.
Эксперимент 2. Проверим, как повлияет на растение недостаток или отсутствие в почве влаги. Для этого один из объектов эксперимента (№3) больше поливать не будем, баночку оставим на свету, в тепле. Через 7 дней мы заметили, что кончики перьев лука начали желтеть, перестали расти. А через 13 дней перья пожелтели совсем, засохли. (Объект № 3). В то время как, листья объектов №1, №2,№4 были зеленые, упругие, сочные, длиною от 10 до 25 см.
Вывод: Растениям для роста нужна вода. Без воды не может осуществляться ни корневое, ни воздушное питание. Растение гибнет.
Эксперимент 3.Проверим, как повлияет на растение отсутствие света и движения воздуха.
Объект №4 поставим в темное место – в шкаф. Полив ведём нормальный. Мы увидели, что растение сначала начало вытягиваться. Затем листья у него стали бледно-зелеными, желтыми, а потом начали отмирать. (Приложение № 5).
Вывод: Без солнечного света и воздуха (углекислого газа) растение гибнет, потому что нет воздушного питания.
Объект №1, находившийся в светлом, , но прохладное, почти холодном месте, в день контрольного замера имел длину листьев 26 см, почти вдвое меньше листьев луковицы, получавших достаточно воды, света и тепла. объект №2, находившийся в благоприятных условиях роста,, имея длину перьев более 40см.
Чего же не хватило нашему луку, выращенному на 2-ой грядке в огороде? Этот лук испытывал недостаток света. Участок находился между постройками большую часть суток эти растения находились в тени, а значит, недополучали солнечного света. Не были и движения воздуха из-за отсутствия ветра.
Заключение.
Растения – это живые организмы. Их жизнь зависит от многих условий. При неблагоприятных условиях растение развивается медленно и плохо растет. А при благоприятных – развивается и растет быстро.
В междурядьях плодовых деревьев или в несколько затенённых местах можно выращиватьтеневыносливые культуры: лук репчатый на перо, лук – порей, щавель, ревень, спаржу. Но большинство растений светолюбивые. Работая над данным проектом, я узнал много нового, того, о чем в школе не говорили. Немного научился ставить эксперименты, вести наблюдения и записывать результаты в дневник. Мы надеемся, что полученные знания помогут нам правильно выращивать не только лук, но и другие овощи
Список использованной литературы
1. Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия. М., «Россмен», 2008г.
2. Джаганхиров А. Г., Кузьминцев В. П. Энциклопедический словарь юного земледельца. М., «Педагогика», 1983г.
3. www.rasteniya.ru
Голубая лягушка
Эта весёлая планета
Лист Мёбиуса
«Течет река Волга»
Военная хитрость