Исследование особенностей изображения природы в произведениях Н.В. Гоголя
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_po_gogolyu..doc | 70.5 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1
Г. ПОКРОВ ПЕТУШИНСКОГО РАЙОНА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Какую погоду любил Гоголь
Окутиной Татьяны,
ученицы 10 класса
МБОУ СОШ №1 г. Покров
учитель : Снеткова И.А.
2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вступление ……………………………………………………………………………………….3
Какую погоду любил Гоголь………………………………………………………………4
2.1. Время суток в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»………..4
2.2. Своеобразие погоды в «Миргороде»………………………………………..…7
2.3. «Петербургские повести»……………………………………………………….….10
2.4. Русь в «Мертвых душах»…………………………………………………….………12
Заключение ………………………………………………………………………………….….14
Литература ……………………………………………………………………………………...15
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузиться в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко отсветиться в водах…» («Страшная месть»)[1]
«Дождь лил ливмя на жида, сидевшего на козлах и накрывшегося рогожкой. Сырость меня проняла насквозь. Печальная застава с будкой, в которой инвалид чинил серые доспехи свои, медленно пронеслась мимо. Опять то же поле, местами изрытое, местами зеленеющее, мокрые галки и вороны, однообразный дождь, слезливое без просвету небо…» («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)[2]
Два отрывка из произведений одного автора – Н.В.Гоголя. Но почему такая разная погода изображается писателем? Читая произведения Николая Васильевича , особое внимание обращаешь на детали, которые чаще всего пропускает читатель, увлекшись интересным сюжетом. Пейзажные зарисовки, описание погоды, природные явления – все это ведь не случайно включал Гоголь в повествование. Это не просто фон, где развертываются сюжеты.
Цель нашей работы - выяснить: как и почему меняется погода в книгах Гоголя. Мы выдвинули гипотезу : за погодой, временем суток и года встаёт глубокий образ, настроение, мысль
II. Какую погоду любил Гоголь.
2.1. Время суток в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»
«У нас есть поверья в некоторых наших хуторах, разные повести, рассказываемые простолюдинами, милость, участвуют дух и нечистые. Сделайте милость, удружите меня которую-нибудь из них», - просит Гоголь в письме мать, Марию Ивановну. «А сказки, песни, происшествия можете посылать в письмах или небольших посылках», - это уже из письма сестре.
Письма относятся к тому времени, когда задумывалась и создавалась первая знаменитая гоголевская книга – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Здесь «гоголевская» погода тесно связана с украинскими легендами, сказками, поверьями – тем, что стало основой книги.
…Ну а когда в сказках и легендах наступает время главных событий? Конечно, ночью.
И хотя в «Сорочинской ярмарке» всё начинается днём, но гоголевский украинский день – лишь прелюдия к гоголевской украинской ночи. Днём – шум, суета, смех, словом, ярмарка. День проходит чередой ярких и несколько бессвязных впечатлений, жаркий, дурманящийся, весёлый день. И среди этих впечатлений главные – те, что ведут нас к царству гоголевской ночи.
День у Гоголя задает загадки. Ночь их разгадывает.
«Гоголь – поэт ночи. «Ночь перед рождеством», «Майская ночь, или утопленница». На ночь падают фантастические события «Сорочинской ярмарки», ночью совершаются убийства в «Вечере накануне Ивана Купала», месть в «Страшной мести». По ночам морочат черти героев в «Пропавшей грамоте» и «Заколдованном месте» - так написал о «Вечерах на хуторе близ Диканьки» биограф Гоголя Игорь Золотусский.[3]
Но это – не просто ночь. Ночь молодая, праздничная, волнующая. Ночь, полная чудес и приключений. И, конечно, это украинская ночь: летняя, теплая, роскошная. Или – морозная, сияющая, полная звёзд. В ней, в ночи, всё прекрасно.
Прекрасна не только природа. Прекрасны и люди. Красивые, молодые. Сильные. Настоящие богатыри.
Богатырский дух витает над страницами первых повестей Гоголя. Богатрырское время притягивает его взор.
Гоголевское собрание «ночных» сказок, то грустных, то смешных, то чудесных, то страшных, где колдуны пьют кровь людскую, а черти летают до самых звёзд,- это ещё и картина мира, которую нарисовал нам юный Гоголь. Прекрасные люди побеждают злую силу. Все уродливое, тёмное умирает, съеживается, улетучивается, проваливается сквозь землю перед лицом доброго, весёлого, человеческого.
Да, человеческое для Гоголя – это и весёлое. Люди веселы по природе своей. Они любят шутить и смеяться. Хохот рекой льётся со страниц «диканьковских» повестей и рассказов. Веселье, доброта, сила, храбрость побеждают у Гоголя всегда.
Гоголь, выросший на Украине, писательскую свою работу начал уже в России, в Петербурге. Он ехал из своей малороссийской провинции в Петербург, полный честолюбивых планов. Как и всякий юноша, мечтал завоевать весь мир. Но одного желания мало. Мало одного честолюбия. И одного таланта – тоже.
Что взял он с собой в дорогу? Чем хотел удивить столицу? Что собрал в свой дорожный саквояж?
Теперь мы знаем. В саквояже оказалось украинская ночь, украинский фольклор и украинский юмор, сказки, легенды, песни, присказки, шутки.
Холодному петербургскому небу Гоголь противопоставил свой мир – мир украинской роскошной ночи и пестрого, солнечного украинского дня. «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!» (60)
И Петербург был поражён. Был завоёван. Произошло настоящее литературное чудо…
В литературном чуде первой книги Гоголя заключена великая мысль: корни личности человека, ключ к этой личности – в истории его народа, в его культуре.
2.2. Своебразие погоды в «Миргороде»
В «Миргороде», второй книге Гоголя, - всё та же любимая Украина, украинская природа. Пёстрый, жаркий, солнечный день. Таинственная ночь… Она по-прежнему манит, пугает, чарует в миргородских повестях. Ночью пробирается Андрий, сын Тараса Бульбы, в осаждённый казаками город. Ночью читает у смертного одра ведьмы церковную книгу герой «Вия».
Но эта ночь – уже не такая весёлая и добрая, как раньше. Скорее она трагична. В ней больше по-настоящему (а не по-сказочному) страшного, тёмного, недоброго.
Впрочем, если мы внимательно пролистаем сборник «Миргород», то увидим – ночных эпизодов в нём не так много. Гораздо больше дня. Солнечного света. Жары. Духоты. Разморенной скуки « Перед домом охарашивалось крылечко с навесом на двух дубовых столбах, - ненадежная защита от солнца, которое в это время в Малороссии не любит шутить и обливает пешехода с ног до головы жарким потом…» [4]
Удушающий зной, сон до и после обеда, обжорство, лень, пустые разговоры. Вместо пёстрого, радостного мелькания дневных впечатлений – мёртвенный покой. Другая, совсем другая погода – и совсем другой мир. Другие люди. И юмор Гоголя – тоже другой…
Светлое, «свежее» (Гоголь очень любил это слово, определяя им не только природные явления, но и время человеческой жизни) мироощущение сменяется более трезвым, порою горьким взглядом на мир.
О героях «Миргорода» - старосветских помещиках, сварливых соседях Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче – мы уже никак не можем сказать: «прекрасные люди». Они, кажется, только и делают, что постоянно жуют, сморкаются, кашляют, чихают, хвастаются, ссорятся по пустякам. Жизнь их вместо поступков наполнена одними лишь привычками. Привычка – главное слово для этих гоголевских персонажей. И ещё – скука.
Вглядываясь в картину, нарисованную писателем, мы замечаем: а ведь в живых, смешных этих портретах, в по-прежнему живой и прекрасной природе писатель находит новую краску. А значит, и новую мысль.
Жаркий гоголевский день, день «Старосветских помещиков» и «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», наводящий скуку, лень, истому, - день мёртвенный, застывший. Такой же застывший и неподвижный, как и жизнь гоголевских украинских помещиков.
Гибель Тараса Бульбы кажется нам жестокой и бессмысленной. Но это героическая гибель! Гоголевские помещики умирают медленно, словно бы застывают на наших глазах, превращаясь в восковые фигуры. Жутко смотреть, как лица превращаются в гримасы, а смешные привычки и словечки – в нелепую кукольную позу.
Духовное умирание человека. Столкновение живого, человеческого и бездушного, механического – вот тема миргородских повестей.
И вот разгадка иссушающего гоголевского дня…
В повести об Иване Ивановиче и его соседе на самой последней странице читаем: «Сырость меня проняла насквозь. Печальная застава с будкою, в которой инвалид чинил серые доспехи свои, медленно пронеслась мимо. Опять то же поле, местами изрытое, чёрное, местами зеленеющее, мокрые галки и вороны, однообразный дождь, слезливое без просвету небо».[5]
Что-то опять происходит с гоголевской погодой. Это уже не роскошная летняя ночь или жаркий летний день, не определённые яркие краски, а неизвестно что: слякоть, где всё перемешано, всё слилось в дождливом мареве.
Петербург наложил свою печать на страницы «Миргорода» - словно холодный ветер подул сквозь яркость красок и теплоту гоголевского слова. Петербургская погода начала проникать на его солнечные страницы.
…Эпилог украинской повести Гоголя оказался прологом к петербургским его повестям.
2.3. «Петербургские повести»
В «Петербургских повестях» перед нами уже совсем иной Гоголь. Не просто большой писатель, философ, мастер литературы. Но ещё и человек, ощутивший отчаяние и одиночество. И полный недобрых, страшных предчувствий.
В «Миргороде» мы смеемся над старосветскими помещиками… Да что там смеемся – покатываемся… Но и жалеем их. Порою остро жалеем, почти до слёз. Потому что они – живые люди… В «Петербургских повестях» мы то и дело встречаем людей, не имеющих человеческого лица. Навсегда его потерявших вместе со способностью самостоятельно думать, совершать поступки, говорить.
Лихо отплясывает на балу поручик Пирогов. Отплясывает через несколько часов после того, как его выпороли немецкие сапожники. Поразительный человек! Кажется, ему вовсе не знакомо чувство стыда, боли, отчаяния. Пожалуй, не «кажется», а так и есть…
Пирогов – человек-кукла. Удивительно похож на него и майор Ковалёв, владелец пропавшего носа. Носа, который неизвестным образом бесследно исчез, а затем объявился… важным чиновником, разъезжающим в карете, одётым в роскошный мундир.
В начале «Невского проспекта» есть знаменитое место: рассказчик вглядывается в лица людей и видит вместо лиц – усы, носы, бакенбарды, шляпки. Человек, лишенный характера и индивидуальности, человек, лишенный человеческого, словно бы распадается по частям.
Почему же у такого «распадающегося» человека не может отделиться… ну, скажем, нос и зажить самостоятельной жизнью?
Они, эти люди без лица, не миражи, не плод разгоряченной писательской фантазии, не «шаржи». Они типичны. Они нормальны для петербургского уклада жизни – казённого, лицемерного, бездушного.
«Фантазия Гоголя в «Петербургских повестях» - фантазия прежде всего философская. И ещё – остросоциальная. Писатель показывает нам суть петербургской жизни. А суть эта в обезличивании человека, в распадении его личности на части, на внешнее, на службу и привычки, на помыслы о деньгах и карьере, на отношения рабства и зависимости.
Даже природа в «Петербургских повестях» враждебна человеку. Она олицетворяет собой ту бездушную, нечеловеческую силу, которая губит и унижает людей.»[6]
Поэтому так важны петербургский пейзаж, погода, время дня. Холод, поземка, вьюга, лютая стужа, сковывающая Акакия Акакиевича, слякотный петербургский туман, дождливые сумерки, в которых бежит по Невскому проспекту художник Пискарёв. «Деловое» петербургское утро – ясное, но остекленевшее, в котором спешат на службу люди, не замечая один другого.
Таким увидел Петербург Гоголь. Таким он описал его.
2.4. Русь в «Мертвых душах»
Гоголь пишет «Ревизора». Пишет великий пролог к «Мёртвым душам». Хлестаков въезжает в уездный город на дорожной коляске. И уезжает на ней же. Этот городишко – лишь случайная остановка на его пути. Что это за путь, мы можем лишь предполагать. А предполагая, так и видим перед собой бесконечные дорожные описания «Мёртвых душ», поездки и возвращения Чичикова, его Петрушку и Селифана. Гоголь не брезгует обществом Хлестакова и Чичикова. Он садится рядом, в ту самую дорожную коляску. Садится, чтобы наблюдать.
Это следующий этап его пути. Позади остались украинские повести и повести петербургские. Гоголь пишет «обо всей России».
Как изменилась гоголевская погода в «Мёртвых душах»? И что означает это изменение?
Прежде всего – изменился сам угол зрения.
Гоголевская украинская ночь. Гоголевский иссушающий, мертвенный полдень. Гоголевские петербургские сумерки – дождливые, туманные, вьюжные. При всей разнице – есть что-то общее во всём этом. Но что?
Домашний, уютный мир «Вечеров» - так и видишь перед собой украинскую мазанку, где хитрый пасечник рассказывает детишкам бесконечные свои истории. Затхлый, замкнутый мир маленькой усадебки «Старосветских помещиков». Теснота Невского проспекта, где так легко задеть кого-то локтем, а обернувшись, увидеть до того страшное лицо, что захочется скорей убежать, но бежать некуда.
И вдруг – простор!.. Тот простор, который открывается только из дорожной коляски. Российская дорога с редкими деревеньками на холмах, верстовыми столбами, перелесками.
До «Мёртвых душ» такое ощущение простора, размаха, необъятного пространства читатель испытал лишь однажды – в повести «Тарас Бульба». Собрав своих сыновей в Запорожскую сечь, Тарас ехал с ними по безбрежной степи навстречу подвигам и гибели. И эта степь слилась воедино в нашем сознании с богатырским духом Тараса, с героическим прошлым Украины.
Ну а здесь, в «Мёртвых душах»?
Разве Чичиков богатырь? Смешно и думать…
Тогда откуда же это ощущение чистоты и свежести? Почему так богата природа в «Мёртвых душах»? Тут и проливной, очищающий ливень, и свежий ветерок, и солнце, но главное – воздух. Простор. Ширь. Даль. Российская природа гоголевской поэмы словно бы вобрала в себя всё, что было накоплено в прежних его книгах, - и сказочную прелесть ночь, и жаркую тяжесть дня, и тревожные звуки сумерек, и дождь, и снег…
«Мёртвые души» - приговор царской России. Гоглевский смех здесь страшен и беспощаден. Он с невиданной силой обличает бездуховность, пустоту.
Но с не меньшей силой Гоголь воспевает российскую ширь, российский простор. Он надеется на богатство русской души, способной исторгнуть из себя всё тёмное и злое. «Расколдоваться», сбросить тяжёлые путы невежества и тоски. Поэтому люди в «Мёртвых душах» - Собакевич, Плюшкин, Манилов, Коробочка – страшно неподвижны, тяжелы на подъём, накрепко прикованы к своим помещичьим «гнёздам». А «птица-тройка» летит…
Таков был итог гоголевской жизни. Итог его многолетних раздумий о судьбе России. Гоголь не нашёл в тогдашней России человека, способного жизнью доказать его великую мысль об «очищение души», героя, способного на славный, «богатырский» поступок…
III. Заключение.
В заключение нашего исследования можно с уверенностью сказать: природа – это еще один герой произведений Гоголя. Именно через ее состояние , погоду, автор передает собственное настроение и душевные переживания героев. Переход от жизнерадостного восприятия мира, наполненного загадками и мистикой к реалистичному взгляду на окружающую действительность заметен именно в описаниях погоды.
Ну а для чего всё же нам понимать, что такое «гоголевская погода?» Для чего нам знать, как она менялась? Для чего уметь различать «гоголевскую ночь», «гоголевский день», «гоголевские сумерки»?
Не любя, не понимая гоголевское яркое, выпуклое, живое СЛОВО, не поймёшь и не полюбишь его книги. Читая Гоголя, нельзя пропускать описаний природы, пролистывать страницы (как это часто делает неопытный читатель, споткнувшись о «длинную» фразу). Иначе…
Иначе никогда не бродить вам под гоголевскими звёздами.
Не кутаться от гоголевского дождливого тумана, замирая от недобрых предчувствий.
Не смотреть, прищурившись, в гоголевскую даль.
IV. Литература
1. И. Золотусский. Гоголь.М., «Молодая гвардия».2007
2. Н.В.Гоголь. Миргород.М., «Советская Россия» 1985
3. Н.В.Гоголь Избранное М., «Просвещение» 1986
4. Б. Минаев Произведения Гоголя . М., «Детская литература» 1985
[1] Н.В.Гоголь Избранное М., «Просвещение» 1986 – с.60
[2] Н.В.Гоголь. Миргород.М., «Советская Россия» 1985 – с.180
[3] И. Золотусский. Гоголь.М., «Молодая гвардия».2007 – с.87
[4] Н.В.Гоголь. Миргород.М., «Советская Россия» 1985 – с.180
[5] Н.В.Гоголь. Миргород.М., «Советская Россия» 1985 – с.218
[6] Б. Минаев Произведения Гоголя . М., «Детская литература» 1985
Смородинка
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Щелкунчик
Сказки пластилинового ослика
Интересные факты о мультфильме "Моана"