Научно-исследовательская работа учащихся
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 737 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 59 города Барнаула
Выявление симптомов астмы у учащихся
7,8 классов
Научно-исследовательская работа
Выполнили:
Агапова Дарья
Рублева Мария
ученицы 8 Б класса
Руководитель:
Рыжова О. Б.
Барнаул 2012
Содержание
Стр
Введение……………………………………………………………..3
бронхиальной астмы……………………………………………8
Вывод………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………. . 19
Рекомендации…………………………………………………………20
Литература…………………………………………………………….21
Приложение……………………………………………………………22
Введение
Патология дыхательной системы занимает ведущее место в структуре детской заболеваемости, при этом сохраняется неуклонный рост хронических неспецифических заболеваний органов дыхания у детей, среди которых аллергические болезни занимают ведущее место. Бронхиальная астма, как одно из наиболее распространенных аллергических заболеваний, представляет важную проблему современной педиатрии. Это заболевание, начавшись у детей, в большинстве случаев продолжается у взрослых, являясь причиной профессиональных ограничений, инвалидности, а в ряде случаев и смертельных исходов. Поэтому бронхиальная астма не только клиническая, но и социальная проблема. Этим заболеванием страдает от 4 до 10% населения планеты, среди детей - до 15%. По данным официальной статистики, в России от 5 до 10% детей болеют бронхиальной астмой, 2/3 из них заболевают в первые три года жизни. При этом темпы роста заболеваемости бронхиальной астмой у детей выше, чем у взрослых.
Своевременная диагностика данного заболевания увеличивает эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий, позволяет избежать развития тяжелых форм заболевания и тяжелых осложнений, приводящих к гибели больных.
Несмотря на очевидный прогресс в понимании патогенеза бронхиальной астмы остается еще много нерешенных проблем, среди которых наиболее актуальна проблема ее ранней диагностики у детей. Поздно поставленный диагноз, несвоевременно назначенное или неэффективное лечение ведут к падению легочных функций, прогрессированию болезни, снижению качества жизни, появлению осложнений и, в итоге, к ранней инвалидизации больных. Так, постановка правильного диагноза запаздывает на 5-6 лет
Клинические проявления бронхиальной астмы - приступы удушья, свистящее дыхание или кашель. Однако эпизодические свистящие хрипы и кашель могут быть частыми симптомами при многих других детских болезнях, особенно в возрасте до 3 лет, что создает особые трудности для диагностики легких форм бронхиальной астмы (например, кашлевой вариант), где данные клинические симптомы могут быть минимальным проявлением болезни.
Таким образом, в раннем возрасте клиническая диагностика бронхиальной астмы является сложной задачей, так как течение заболевания у детей часто носит нетипичный характер. Нередко у детей она остается нераспознанной и скрывается за другими диагнозами.
Для исследования проходимости дыхательных путей существует несколько методов: спирометрия, бронхофонография, бодиплетизмография, капнография, оксиметрия. Наиболее удобный метод исследования скоростных показателей является пикфлоуметрия , где по оценке отношения «поток - объем» регистрируют скоростные параметры.
При помощи пикфлоуметрии возможно выявить ранние симптомы болезни у детей. Данное мероприятие позволяет снизить вероятность «астматического» старта и предотвратить развитие тяжелых инвалидизирующих осложнений.
Объектом исследования является: дыхательная система.
Предметом исследования является: пиковая скорость выдоха.
Цель работы: выявление симптомов астмы у учащихся 7,8 классов
Задачи:
Гипотеза: «Если применить диагностику в домашних условиях, то можно выявить раннее развитие астмы»
Обзор литературы
Астма - это удушье разнообразной природы. При астме приступы удушья возникают внезапно, характеризуются выраженным затруднением и удлинением фазы выдоха. Приступы удушья и кашля появляются на фоне здорового состояния. Характерны для астмы повышенное содержание эозинофилов в крови, благоприятное действие адреналина. Астма - классическое инфекционно-аллергическое заболевание, т.е. аллергия возникает на инфекцию, которая находится в верхних и нижних дыхательных путях. Оба пола с одинаковой частотой болеют бронхиальной астмой. Диагностику и лечение астмы необходимо проводить под контролем лор-врача в специализированных клиниках. В отношении возраста, в котором начинают болеть бронхиальной астмой: чаще начало заболевания приходится на детский возраст до 10 лет - 34%, от 10 - 20 лет - 14%, от 20 - 40 лет - 17%, от 40 - 50 лет - 10%, от 50 - 60 лет - 6%, старше - 2%. Часто первые приступы заболевания начинаются на первом году жизни. Лечение бронхиальной астмы требует глубокого, постоянного лечебного действия под контролем специалистов. Бронхиальная астма у детей в раннем детстве протекает необычно, нередко принимается за коклюш, бронхопневмонию, бронхоаденит (первичный туберкулезный лимфаденит бронхов у детей). У стариков приступы не выражены, преобладают явления хронического астматического бронхита.
1.Факторы, влияющие на возникновение бронхиальной астмы.
Наследственность в происхождении бронхиальной астмы не является существенной - она не предопределяет время, специфичность условий проявления и форму страдания. Наследственность обуславливает лишь такие особенности организма, которые в условиях воздействия внешней среды - более или менее длительного контакта с аллергеном - могут стать основой для развития аллергического состояния. Климатический фактор. Климат, почва, высота над уровнем моря обуславливают частоту возникновения бронхиальной астмы. Так, например, низкая облачность, циклоны, перемещение фронтов больших воздушных масс учащают бронхиальную астму более, чем в два раза по сравнению с тихой погодой. Говоря о почве, следует заметить, что глинистая почва способствует развитию астмы в 93,8% случаев. В долинах и на равнинах с высоким стоянием грунтовых вод бронхиальная астма встречается чаще. Таким образом, трудно предсказать больному, где у него не будет приступов астмы. Приходится говорить об индивидуальном климате каждого больного.
2.Причины, вызывающие обострения бронхиальной астмы
Приступ астмы могут вызвать многие факторы. Существует несколько групп экзогенных (находящихся вне организма человека) аллергенов, к которым развивается повышенная чувствительность. Для того, чтобы информация об аллергенах имела практическую ценность, мы обсудим, как можно заподозрить или убедиться, что имеется реакция именно на эту группу аллергенов.
2.1.Аллергены домашней пыли
Пыль скапливается в мягкой мебели, коврах, портьерах, любимых мягких игрушках. Домашняя пыль – очень сложный комплекс аллергенов. В неё входит чешуйки кожи всех членов семьи и гостей, волосы, шерсть животных, высохшая слюна человека и домашних животных, кусочки бумаги и тканей, останки бактерий и споры грибов, ворсинки с меховых и шерстяных вещей, различные химические вещества, которыми мы пользуемся в быту. С улицы мы приносим пыльцу растений, с работы микроскопические частички того, с чем работаем. Но самым злостными аллергенами домашней пыли являются продукты жизнедеятельности обитающего в любой квартире микроскопического клеща. Это небольшое (до 0,3 мм) размера насекомое, невидимое невооружённым глазом, не является паразитом человека, но его экскременты обладают выраженными свойствами аллергенов. Клещи домашней пыли живут в постельных принадлежностях , мягкой мебели, ковровых покрытиях, мягких игрушках.
При реакции на аллергены домашней пыли люди хуже чувствуют себя в осенне-зимний период. Летом, при перемене места жительства их состояние улучшается. Приступы в основном возникают дома, чаще ночью или при повышении концентрации пыли в воздухе (уборка, ремонт, перестилание постельного белья и т.д.). Для бытовой аллергии характерна утренняя заложенность носа и чихание, увеличение аденоидов, «аллергические фонари» под глазами.
К бытовым аллергенам относят также аллергены домашних животных: кошек, собак, морских свинок и др. Распространено ошибочное мнение, что аллергики реагируют на шерсть животных. Гладкошерстные животные не менее опасны для предрасположенных к аллергии людей, чем длинношёрстные, поскольку основными аллергенами домашних животных являются не шерсть, а слюна, перхоть и выделения сальных желез. При эпизодическом контакте с непереносимым животным возникают острые аллергические реакции: чихание, зуд глаз, приступ удушья. Если контакт длительный, то внешне реакция менее демонстративна, но более опасна! Опасно, опять же, развитием хронического воспаления слизистой оболочки бронхов.
2.2.Пыльцевые аллергены
Не каждый вид пыльцы растений вызывает аллергию. Берёза, орешник, ольха, дуб, вяз часто являются причиной пыльцевой бронхиальной астмы. Обострения заболевания при повышенной чувствительности к пыльце перечисленных деревьев наступает в апреле-мае месяцах. В летний период(июнь-июль) цветут злаковые травы: тимофеевка, ежа, райграс, овсяница, лисохвост, мятлик, костра. Вторая половина лета (июль-август) – время опыления сорных трав: полынь, лебеда. Пыльцевая бронхиальная астма имеет отчётливую весенне-летнюю сезонность. Почти всегда астме, вызванной пыльцой растений, сопутствует аллергическое воспаление слизистой оболочки носа и глаз, которое проявляется в заложенности носа, чихании, водянистых выделениях из носа, покраснении и зуде глаз. Дети с пыльцевой аллергией лучше чувствуют себе дома, чем на улице, лучше в дождливую погоду и хуже в солнечный ветреный день, лучше в городе и хуже за городом.
2.3.Пищевые аллергены
Пищевые продукты редко являются единственной причиной астмы у детей, но чем младше ребёнок, тем большую роль в его заболевании играет реакция на пищу. Если ребёнок не переносит такие общеизвестные аллергены, как шоколад, яйца, мёд, орехи и т.д., то их легко и выявить и убрать из диеты. Обычно при употреблении их в пищу развивается бурная реакция с кашлем, свистящим дыханием. Сложнее найти «виновный» пищевой продукт, если ребёнок его ест практически ежедневно и острой реакции при этом не наступает (молоко или изделия из пшеницы, например). Для астмы, вызываемой пищевыми продуктами, характерно постепенное развитие приступа, длительное его течение, трудности лечения. Обычно у таких детей есть, помимо астмы, кожные появления аллергии, аллергические заболевания желудочно-кишечного тракта. Кроме аллергенов, которым чувствителен ребёнок, обострение астмы может вызвать физическая нагрузка. Чем тяжелее астма, тем чаще приступы удушья возникают при беге, подвижных играх. Реакция на физическую нагрузку своего рода индикатор состояния ребёнка. Если астма хорошо лечится (находится под контролем), то ребёнок начинает лучше переносить физическую нагрузку. Переносимость физической нагрузки у детей является одним из показателей улучшения или ухудшения качества его жизни.
2.4.Вирусные инфекции
Вирусные инфекции тоже являются триггером обострения астмы у детей. Почему? Вирусы повреждают эпителий (верхний слой клеток) слизистой оболочки бронхов и аллергены, на которые реагирует ребёнок, легче при вдыхании попадают во внутреннюю среду организма. Они вмешиваются в работу иммунной системы, ухудшают чувствительность организма ребёнка к противоастматическим препаратам.
3.Сезонные колебания заболеваемости и рецидивов бронхиальной астмы.
Наиболее благоприятное состояние больных отмечается в период февраль - август. Начиная с сентября приступы учащаются и больше всего проявляются в январе. Влияние сезонных колебаний температуры. Часть больных бронхиальной астмой страдает повышенной чувствительностью к холоду или теплу. Также играет роль учащение инфекционных болезней дыхательных путей. Значительное количество больных бронхиальной астмой имеет сопутствующие заболевания полостей носа, уха, горла: гайморит, аденоиды, полипы, тонзиллит, отиты, вазомоторный ринит, искривление носовой перегородки, что приводит к нарушению носового дыхания и перегрузке бронхов (вызывает хроническое воспаление бронхов). У 75% больных при диагностике бронхиальной астмы констатированы симптомы туберкулеза. Многие же больные бронхиальной астмой обладают повышенной неспецифической чувствительностью к туберкулезу. Астма - это результат раздражения у лиц, страдающих ваготонией легочных ветвей блуждающего нерва, давлением увеличенных туберкулезных медиастинальных и перибронхиальных лимфатических узлов у 80% больных. Роль нервной системы в течении бронхиальной астмы огромна, но не определяющая. Аллергическая теория бронхиальной астмы находит свое подтверждение и в клинике, и в исследованиях о роли наследственности в этиологии бронхиальной астмы. Роль инфекции имеет не только принципиальное, но и большое практическое значение. Хорошо известно, что первый приступ возникает на фоне или еще чаще после перенесенной пневмонии, гриппа, ангины или другой инфекции. Врачи подчеркивают необходимость поиска очагов инфекции в миндалинах, полостях носа, носоглотки, зубах, бронхах, кишечнике, желчном пузыре, предстательной железе, придатках матки и т.д. Инфекционно- аллергическая причина бронхиальной астмы связана с сенсибилизацией организма бактериями, поступающими из очага инфекции. Не всегда речь идет лишь о продуктах жизнедеятельности бактерий как об антигене, но и о пептидах как промежуточных продуктах распада белка микроорганизма человека в очаге и инфекции. Антиген возникает в процессе взаимодействия между макро- и микроорганизмом. Также на бронхиальную астму оказывают влияние такие эндокринные гормональные факторы, как щитовидная железа, гипофизарно-надпочечниковая система, половая система женщин и мужчин. В заключении об этиологии и патогенезе бронхиальной астмы нужно сказать, что главной и основной причиной заболевания является нарушение баланса энергетики организма. Легкие - это "печка" организма. Жиры, поступающие через кишечник с пищей либо из жировой ткани, сгорают в легочной ткани (окисляются) от воздействия кислорода. Кровь согревается в легких. При нарушении поставок жиров (заболевание ЖКТ), при избыточной трате энергии (воспаление инфекционной природы), при нарушении транспортных систем (сосудов, лимфоузлов) нарушается энергетика организма. При этом развивается дефицит энергии в организме, происходит сбой в иммунитете. Вследствие возникновения аллергии и иммунодефицита развивается бронхиальная астма.
4.Как защитить ребенка от аллергенов астмы? Если симптомы астмы вызваны попадание в дыхательные пути плесени и пыльцы, установите дома хороший кондиционер и старайтесь без необходимости не открывать окна (в том числе в машине). Чаще меняйте фильтр в системе домашнего кондиционирования. Чтобы предотвратит образование плесени, тщательно убирайте в ванной комнате, на кухне и в подвале. Помните, что уровень влажности не должен превышать 50% (для поддержания нормального уровня влажности воспользуйтесь кондиционером воздуха или влагопоглотитель). Люди, страдающие от аллергии на пыль, по сути, страдают от аллергии на частицы пыли. Чтобы предотвратить накопление пыли, каждую неделю стирайте постельное белье в горячей воде (выше 130°F). На матрацы и подушки следует надеть специальные воздухонепроницаемые чехлы, а ковры и покрывала лучше совсем убрать. Если же вы не можете убрать все ковры, не забывайте обрабатывать их специальными химикатами, предотвращающими образование пыли. Не храните дома чучела животных, искусственные или сухие цветы и другие предметы, на которых скапливается пыль. Домашние животные также могут вызывать аллергию, поэтому домашним любимцам нужно ограничить доступ в спальню. Не курите дома или в машине в присутствии ребенка и не позволяйте это делать другим. Табачный дым только усиливает астму. 5.Поддается ли астма у детей лечению? Да, существует два основных типа лекарственных средств, помогающих при лечении астмы. Лекарства первого типа принимают, чтобы прекратить приступ астмы. Такие лекарства помогают в том случае, если ребенок уже начал задыхаться, - они открывают дыхательные пути и уменьшают отек. Лекарства второго типа применяются для профилактики приступов астмы. Они предотвращают отек дыхательных путей. Такие лекарства следует принимать ежедневно. Выбрать подходящие лекарства поможет педиатр.
|
Методы исследования
1.Пикфлоуметрия - метод определения с какой скоростью может выдохнуть человек, другими словами это способ оценки степени сужения воздухоносных путей (бронхов). Данный метод обследования важен людям, страдающими затрудненным выдохом, в первую очередь астматикам, и позволяет оценивать эффективность проводимого лечения.
Проводение пикфлоуметрии
В сидячем положении, после нескольких спокойных вдохов и выдохов необходимо сделать глубоких вдох, плотно обхватить губами мундштук пикфлоуметра (приложение № 2), который следует держать параллельно поверхности пола, и сделать максимально быстрый выдох. Через 2-3 минуты следует повторить вышеописанные действия и записать максимальное из двух значений
Исследование проводится, как правило, утром и вечером, при начальном подборе терапии желательно проводить пикфлоуметрию и днем, т.е. три раза в день. Все показатели необходимо записывать в дневник астматика, удобнее всего отмечать показатели пикфлоуметрии на специальных графиках, которые часто прилагаются вместе с пикфлоуметрами в комплекте.
Оценка результатов пикфлоуметрии
Норма показателей выдоха рассчитывается индивидуально с учетом пола, возраста, роста (приложение № 3). При достижении самых лучших показателей скорости выдоха, приближающихся к нормальным и при отсутствие симптомов астмы, необходимо рассчитать три цветных зоны для удобство оценки данных пикфлоуметрии. Ваш самый лучший показатель пикфлоуметрии нужно умножить на 0,8. Например, если у Вас лучшее значение пикфлоуметрии = 500 л/мин, Вам необходимо 500 умножить на 0,8, результат 400 л/мин. Любое значение выше 400 л/мин будет относится к так называемой зеленой зоне, что означает - нормальный уровень проходимости бронхов. Для определения границ желтой зоны Вам необходимо умножить Ваш лучший показатель (например 500 л/мин) на 0,5, полученный результат (250 л/мин) будет нижней границей желтой зоны, а верхнюю границу мы уже знаем (ранее подсчитанное значение), т.е. желтая зона в нашем примере будет находится между 250 и 400 л/мин. Любой показатель пикфлоуметрии означает, что Вам необходимо срочно связаться с Вашим лечащим врачом для усиления проводимой терапии. Красная зона находится ниже уровня нижней границы желтой зоны, (т.е. в нашем случае ниже 250 л/мин), любой показатель пикфлоуметрии - должен требовать незамедлительных мер по улучшению проходимости бронхов, что это за мероприятия и какая их последовательность Вы должны заранее обговорить с Вашим лечащим врачом.
2.Анкетирование
Анкета (приложение № 1)включает шесть вопросов, которые учитывают все возможные варианты развития астмы. Необходимо принимать во внимание все положительные ответы на заданные вопросы.
Результаты исследования
Для выявление симптомов астмы у учащихся7,8 классов было проведено: 1.Анкетирование
2.Пикфлоуметрия
Всего исследовано 65 учащихся.
По медицинским показателям 4 учащихся из 65 исследуемых имеют диагноз –астма.
По показаниям пикфлоуметрии рассматривались отклонения от нормы (приложение № 3) свыше 13%. Если показания пиковой скорости выдоха выше нормы , то они рассматриваются как норма.
Все показатели рассматривались в совокупности.
7Б
№ | Список | Анкетные данные (кол-во положительных ответов) | Показатель пиковой скорости выдоха л/мин | Норма пиковой скорости выдоха л/мин | Отклонение от нормы (%) |
1. | Бертизян А. | 2 | 390 | 405 | 4 |
2. | Дука М. | 1 | 310 | 445 | 30 |
3. | Глиос Д. | - | 370 | 445 | 16 |
4. | Меркулова А. | 1 | 360 | 438 | 17 |
5. | Пронькина М. | - | 300 | 400 | 25 |
6. | Бургардт В. | - | 380 | 345 | |
7. | Иващенко И. | - | 350 | 390 | 10 |
8. | Колесникова В. | 2 | 300 | 390 | 23 |
9. | Манаев Д. | - | 490 | 480 | |
10. | Арехин Н. | - | 430 | 480 | 10 |
11. | Головченко Я. | - | 350 | 390 | 10 |
12. | Смирнова М. | - | 320 | 360 | 11 |
13. | Марков Д. | 4 | 290 | 445 | 34 |
14. | Пилёвин В. | - | 310 | 320 | 1 |
15. | Анисимов С. | 2 | 450 | 500 | 10 |
16. | Демченко М. | - | 350 | 425 | 17 |
17. | Меньшикова А. | 1 | 320 | 400 | 20 |
18. | Гагарина М. | - | 300 | 445 | 32 |
19. | Дорофеев А. | 1 | 440 | 400 |
Список | Анкетные данные (кол-во положительных ответов) | Показатель пиковой скорости выдоха л/мин | Норма пиковой скорости выдоха л/мин | Отклонение от нормы (%) | ||
1 | Ведёрников Д. | 1 | 450 | 440 | ||
2 | Третьякова В. | - | 350 | 400 | 12,5 | |
3 | Шитова К. | 3 | 360 | 368 | 2 | |
4 | Гундарина П. | 2 | 350 | 380 | 7 | |
5 | Журова Т. | - | 300 | 410 | 26 | |
6 | Нагайцева М. | 1 | 350 | 370 | 5 | |
7 | Фролов Д. | 1 | 410 | 450 | 8 | |
8 | Алексеев Е. | 1 | 350 | 400 | 12,5 | |
9 | ПетроваЯ. | 2 | 290 | 445 | 34 | |
10 | Русанова М. | 1 | 380 | 375 | ||
11 | Баженов А. | 1 | 350 | 420 | 16 | |
12 | Сяткин А. | 1 | 360 | 420 | 14 | |
13 | Волков С. | 2 | 430 | 445 | 3 | |
14 | Габидуллин Г. | - | 440 | 440 | ||
15 | Бедарев Д. | - | 340 | 425 | 20 |
7А
8А
№ | Список | Анкетные данные (кол-во положительных ответов) | Показатель пиковой скорости выдоха л/мин | Норма пиковой скорости выдоха л/мин | Отклонение от нормы (%) |
1. | Дианова В. | 1 | 350 | 410 | 15 |
2. | Брютова А. | - | 430 | 375 | 14 |
3. | Кириллова Т. | 3 | 380 | 380 | |
4. | Михайлов А. | - | 600 | 480 | 25 |
5. | Сенникова М. | 2 | 340 | 360 | 5 |
6. | Двилис Д. | 1 | 530 | 450 | |
7. | Артамонова М. | 3 | 520 | 450 | |
8. | Маркелова Л. | 3 | 310 | 390 | 20 |
9. | Денисюк Н. | - | 350 | 390 | 10 |
10. | Соколов В. | - | 450 | 480 | 6 |
11. | Землянов Ж. | - | 470 | 460 | |
12. | Шашенина А. | - | 380 | 375 | |
13. | Трегубкина К. | 2 | 460 | 425 | |
14 | Быков Р. | 1 | 580 | 435 | |
15. | Кузнецов Ж. | - | 550 | 545 |
8Б
Список | Анкетные данные (кол-во положительных ответов) | Показатели пиковой скорости выдоха (л/мин) | Норма пиковой скорости выдоха (л/мин) | Отклонение от нормы (%) | ||
1 | Артомонова М. | 5 | 380 | 435 | 12 | |
2 | Акимов С. | - | 400 | 420 | 4 | |
3 | Бабарыка Н. | 1 | 340 | 385 | 11 | |
4 | Байшев Р. | 1 | 480 | 445 | ||
5 | Дегтярёв А. | - | 370 | 400 | 7,5 | |
6 | Карпенко Р. | - | 580 | 480 | ||
7 | Корчуганова К. | 1 | 400 | 468 | 14 | |
8 | Пирязева О. | 3 | 420 | 380 | ||
9 | Рудай М. | 2 | 360 | 400 | 10 | |
10 | Скаженюк К. | 1 | 410 | 420 | 2 | |
11 | Тетенков Д. | - | 500 | 470 | ||
12 | Троицкая Ю. | 6 | 310 | 435 | 28 | |
13 | Панфёров А. | 2 | 590 | 480 | ||
14 | Агапова Д. | 2 | 520 | 440 | ||
15 | Рублева М. | 2 | 410 | 470 | 12 |
Выводы:
1.Выявлены учащиеся, входящие в группу риска.
2.Количество учащихся выявленных в группу риска намного больше по сравнению с астматиками по медицинским показателям.
3. Все результаты исследования должны рассматриваться в совокупности.
4. На основании анализа данных, подтверждена целесообразность и необходимость использования анкетирования и пикфлоуметрии для ранней этиологической диагностики бронхиальной астмы.
Заключение
В заключение хочется сказать, что развитие таких современных диагностических методов в основе которых лежит принцип “НЕ НАВРЕДИ”, должно стать ведущим принципом в формировании здорового поколения.
Рекомендации:
Литература:
1. Балаболкин И.И. Бронхиальная астма у детей // Школа здоровья,
2002, N 1. С. 4 - 6.
2. Макаревич А.Э. Заболевание органов дыхания М.:Просвещение,2000.182 с.
3. Иванова Н. А. Если у ребенка астма М.: ИМГРЭ, 1982.
4. Н. И. Щербаков Настольная книга астматика// С чего начинается аллергия, №1, 2006, с. 32-35.
5. А. Н. Окороков Диагностика болезней внутренних органов
6. Варвянская А. Астма и аллергия // С чего начинается аллергия, №1, 2007, с. 18-19..
7. Н. П. Княжеская «Легкий путь к легкому дыханию» // Труды ИМПГ. 1992. №48. с. 144- 149.
Приложение №1
Анкета
«Вопросы, позволяющие заподозрить диагноз бронхиальной астмы»
Приложение № 2
Пикфлоуметр
Приложение №3
СТАНДАРТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПИКОВОЙ
ОБЪЕМНОЙ СКОРОТИ ВЫДОХА (л/мин)
Показатели пикфлоуметрии для детей
рост | 100 | 105 | 110 | 115 | 120 | 125 | 130 | 135 | 140 |
Пик–флоу | 120 | 145 | 170 | 195 | 220 | 245 | 270 | 295 | 320 |
рост | 145 | 150 | 155 | 160 | 165 | 170 | 175 | 180 | 185 |
Пик–флоу | 345 | 370 | 395 | 420 | 445 | 470 | 495 | 520 | 545 |
Показатели пикфлоуметрии для мужчин
Возраст Рост | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 |
160 | 530 | 570 | 595 | 605 | 610 | 605 | 600 | 585 | 570 | 555 | 535 | 520 |
168 | 545 | 580 | 605 | 620 | 625 | 620 | 615 | 600 | 585 | 565 | 550 | 530 |
175 | 555 | 590 | 615 | 630 | 635 | 635 | 625 | 610 | 595 | 580 | 560 | 540 |
183 | 565 | 600 | 630 | 640 | 650 | 645 | 635 | 620 | 605 | 585 | 570 | 550 |
191 | 575 | 610 | 635 | 650 | 660 | 655 | 650 | 635 | 620 | 600 | 580 | 570 |
Показатели пикфлоуметрии для женщин
Возраст Рост | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 |
152 | 445 | 475 | 470 | 475 | 475 | 470 | 460 | 445 | 435 | 420 | 410 | 395 |
160 | 455 | 470 | 485 | 490 | 485 | 480 | 470 | 455 | 445 | 430 | 420 | 405 |
168 | 465 | 485 | 495 | 500 | 500 | 490 | 480 | 485 | 455 | 440 | 425 | 415 |
175 | 475 | 495 | 505 | 510 | 505 | 500 | 490 | 475 | 465 | 450 | 435 | 425 |
Зимняя сказка
Рисуют дети водопад
Вокруг света за 80 дней
Развешиваем детские рисунки дома
Ералаш