Исследовательская работа написана на основе материалов школьного музея и посвящена землякам, отдавшим свои жизни в борьбе с врагами. Автор сам принимал участие в сборе материала.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_vechno_yunye.doc | 118.5 КБ |
Ежегодный Всероссийский конкурс исторических
исследовательских работ старшеклассников
«Человек в истории. Россия – XX век»
Тема: «Вечно юные»
Автор:
Громов Олег Юрьевич,
9 класс,
Муниципальное образовательное учреждение
Макеевская средняя общеобразовательная школа,
Зарайский район, Московская область,
140633,
Московская область, Зарайский район,
д. Печерники, ул. Хряева, д. 23-«А»
паспорт 46 11 № 382060,
выдан ОУФМС России по Московской области
по Зарайскому муниципальному району
03.06.2011 г.
Руководители:
Приходько Галина Анатольевна
Громова Нина Ивановна,
директор школы
учитель истории
МОУ Макеевской СОШ,
Зарайского района, Московской области,
контактный телефон: (496) 66 63 139 (раб.)
8-905 504 13 89 (моб.)
e-mail: nina.gromova150662@yandex.ru
2011 год
Оглавление
Введение стр. 2-3
Методика исследования стр. 3
Основная часть стр. 3-10
Результаты исследований стр. 10-11
Выводы стр. 11
Заключение стр. 11-12
Список использованной литературы стр. 13
Введение
Выбранная мною тема для исследования актуальна потому, что в истории России не было такого поколения, которому не пришлось бы воевать. Наше время – не исключение. Старшее поколение защищало Родину в грозные сороковые годы прошлого века. Среднее поколение опалено огнём Афганистана и Карабаха. Младшие – участники локальных войн в Приднестровье и Чечне. Нам, сегодняшним мальчишкам и девчонкам, возможно, тоже придётся встать в строй защитников России.
Сможем ли мы защищать её так, как когда-то защищали наши предки? Во многом это зависит от того, на кого будет равняться подрастающее поколение. Среди наших земляков тоже есть люди жизнь которых - пример любви к соотечественникам, к Родине. Поэтому мы не должны забывать о них. А молодёжь - на них равняться, по ним сверять свою жизнь, стремясь дотянуться до той высоты, которой достигли наши земляки. Именно поэтому своей работой мне хочется привлечь внимание общественности к нашим землякам, для которых служение Родине было главным смыслом жизни. Они в разное время шагнули в бессмертие, положив на алтарь «Отечество» самое дорогое, что у них было – свои жизни.
Екатеринский Лев Александрович погиб в Великую Отечественную войну. Бирюков Сергей Валентинович – в Афганской войне.
Цель работы
Проведение исследования военно-патриотического характера с целью привлечения социума к проблеме «Помни наших земляков»
Задачи работы
Практическая значимость работы.
1. Пополнить собранным материалом экспозиции школьной музейной комнаты.
2. Интеграция в образовательный процесс: использование материала исследовательской работы в урочной деятельности и при подготовке мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и на селе.
3. Опубликовать обобщённый материал в районной газете.
Методика исследования
При проведении исследования был применён комплекс методов, соответствующих исследовательским задачам:
1. Изучение и анализ литературы
2. Опрос местных жителей с целью сбора необходимого материала.
3. Теоретический анализ и синтез
4. Обобщение результатов
Основная часть
Свою работу я начал с исследования отношения социума к проблеме «Помни наших земляков». Вместе с учителем Громовой Ниной Ивановной мы составили вопросы для односельчан, а одноклассники помогли провести анкетирование среди взрослого населения и школьников. Нам удалось опросить 134 человека. Результаты опроса я оформил в таблицу.
(да, нет, не знаю).
1. Рассказать о своих предках и предоставить материалы о них.
2. Написать статьи в газету о своих предках.
3. Провести мероприятие патриотической направленности.
4. Другое
Опрос проводили среди жителей с. Макеево и д. Печерники .
Вопрос | Варианты ответов | Кол-во человек | Кол-во чел, в % |
1 вопрос | Да | 121 | 90,3 |
Нет | 3 | 2,3 | |
Не знаю | 10 | 7,4 | |
2 вопрос | Да | 134 | 100 |
Нет | - | - | |
Все равно | - | - | |
3 вопрос | Для павших | 7 | 5,2 |
Для нас | 5 | 3,7 | |
Для будущего поколения | 8 | 6 | |
Для всех | 114 | 85,1 | |
4 вопрос | 1. Рассказать о своих предках и предоставить материалы о них. | 119 | 88,8 |
2. Написать статьи в газету о своих предках. | 4 | 3 | |
3. Провести мероприятие патриотической направленности. | 5 | 0,7 | |
4. Другое | 6 | 4,6 |
Из таблицы видно:
Во всех семьях были родственники, которые отдали жизни защищая Родину.
Все опрошенные считают, что необходимо хранить память о наших геройских земляках.
Большинство опрошенных считают, что это необходимо всем: павшим, для нас и для будущего поколения.
Подавляющее большинство готовы рассказать о своих предках и предоставить материалы о них.
Работники школы, детского сада, сельского дома культуры, сельской библиотеки готовы проводить мероприятия по данному направлению.
Анализ анкетирования убедил меня в полезности задуманной мною работы. В нашей школьной музейной комнате есть извещения о гибели наших земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Среди них встречаются записи о том, что пали смертью храбрых в бою защищая Родину. Одно из таких извещений – на Екатеринского Льва Александровича.
Мне удалось найти сестру Льва Александровича, Маргариту Александровну. Маргарита Александровна не только рассказала о брате, но и дала богатый материал из семейного архива. Это письма брата с фронта, вырезки из газет разных лет, где напечатан материал о членах семьи, награды и документы к ним, и многое другое.
О Сергее Валентиновиче Бирюкове я использовал материал, записанный мною во время церемонии открытия мемориальной доски в честь Сергея Валентиновича и воспоминания его одноклассников и учителей.
Используя этот материал я постараюсь найти ответы на вопросы
Лев Александрович Екатеринский.
В воспоминаниях сестры Льва Александровича, Маргариты Александровны брат остался молодым, сильным и весёлым. Говоря о нём, она рассказала, что не было дела, которое было бы брату не по плечу: увлекался спортом, неплохо фотографировал, любил играть на гитаре, хорошо рисовал. Любимыми книгами были книги о героях нашей Родины: полководцах, первопроходцах, тружениках, о тех, кто жил не столько для себя, сколько для других и даже мог умереть за Родину.
Конечно, в мирное время наверняка Лев Александрович проявил бы свои таланты во благо России. Но судьба распорядилась иначе. Чтобы защитить и Родину и горячо любимых близких людей, и родительский дом, утопавший в сирени, и родную деревню, так ароматно пахнувшую черёмухой в начале лета, он шагнул в огонь войны, навсегда оставшись в памяти народной молодым.
Лев Александрович уходит на войну в первые дни войны. Уже двадцать седьмого июня 1941 года он пишет в письме к матери, что находится в Валуйках и готовится к отправке на фронт. Старается успокоить мать тем, что не один он едет на фронт, что много таких же, как он молодых ребят уходят на фронт защищать Родину.
Забота о матери слышится в каждом письме. Сын переживает за её здоровье. Советует поменьше беспокоиться о нём и об отце, который тоже воевал на фронте с немецкими захватчиками, и просит поберечь себя для младших детей, которые пока не смогут выжить без неё. Из писем видно, что всё своё жалование Лев Александрович отправлял матери, понимая как трудно ей растить детей одной. Почта в военное время работала с перебоями и Лев Александрович очень переживал, когда по долгу не получал писем из дома. В письмах часто спрашивает о младшей сестрёнке Тосеньке и брате Диме. Во всех словах забота о родных и любовь к ним. А о своей военной жизни пишет с юмором: «Как я живу? Всё также. Слушаю концерты - симфонии снарядов. Музыка эта очень разнообразная, но с ощущениями. Привык уже.
Купил себе … гитару … слушаем и играем во время антрактов….»(1)
И только однажды в письме проскользнула усталость. Но уже в следующем письме спешит успокоить маму, уверяя, что живёт хорошо, а на предыдущее письмо просит не обращать внимание.
В октябре 1941 года Лев Александрович был ранен. В письме из госпиталя он просит мать не приезжать к нему, так как переживает за младших брата и сестрёнку. Но материнское сердце не выдержало, и Анна Петровна поехала в госпиталь, расположенный в городе Лебедянь, что в Липецкой области. О многом говорили мать и сын при встрече. Но встреча коротка. Мать уезжает домой. А фронт стремительно продвигался к Лебедяни. Госпиталь эвакуируют на восток. Стучат по рельсам колеса санитарного вагона. Поезд увозит раненных солдат подальше от фронта. Вот проскрипев по стальным рельсам, эшелон останавливается. В окно вагона Лев увидел знакомые места. Поезд остановился в 20 километрах от дома. Сердце сжалось… вспомнилось тепло отчего дома… до боли захотелось побывать там, хоть один час, увидеть родных, обнять и успокоить маму. Но поезд тронулся дальше.
Трижды был ранен капитан Екатеринский. Но, быстро подлечившись, вновь вставал в строй.
После третьего ранения его отправили на курсы преподавателей тактики. Во время учёбы Лев Александрович был в отпуске дома. Это была его последняя встреча с родными.
После курсов, вероятно как лучшему ученику, ему предложили остаться в военном училище, обучать молодых курсантов. Но капитан Екатеринский сделал свой выбор: его место рядом с друзьями. Не мог он оставить своих друзей, с которыми воевал плечом к плечу, тех, с кем вспоминал средь огненной вьюги родительский дом, делился сокровенными тайнами, с кем укрывался одной шинелью. Он принимает решение и едет на фронт.
Из письма Екатеринского:
«Мама, очень жалею, что мне не пришлось тебя увидеть. Завтра, 23 января, то есть в день моего рождения, я еду на фронт. Это для меня самый «дорогой подарок».(2)
Лев Александрович был не только заботливым сыном, но и преданным другом. В письме к матери он сообщает, что у его друга погибла вся семья, и поэтому он пригласил его к себе жить после войны.
Шёл третий год войны. Фронт откатывался на запад. И это давало надежду дожить до победы. Но надеждам нашего земляка не пришлось сбыться.
Так 18 декабря 1943 года начальник штаба полка, Екатеринский Лев Александрович, погиб.
В извещении о гибели Льва Александровича говорится о том, что верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, он пал смертью храбрых в бою за Родину. (3)
После боя однополчане похоронили своего командира и друга на берегу реки и рассказали жителям о нём, попросив ухаживать за его могилой.
Вот одно из последних писем Льва Александровича к матери:
«Мамочка, дорогая моя!
Разве могу я забыть тебя!
Разве может быть, что - то роднее и дороже тебя? Нет. Вся твоя забота обо мне так понятна и близка, что было бы неразумным не видеть этого. Меня пугает твоя болезнь. Даже страшно подумать, что эта болезнь тебя преследует.
Мой совет тебе такой: поменьше думай о нас. Не жалей ничего и себе ни в чём не отказывай. Тебе я всегда помогу и сейчас, и если буду жив, то и после войны моя забота о тебе будет ещё совершеннее, ещё реальнее. … Ведь ты у меня одна!
… Мама, … как мне хочется увидеть тебя, поговорить с тобой обо всём. Успокоить. Ведь ты у меня такая беспокойная?!»(4)
А вот ещё из письма Льва Александровича:
«Мама, помнишь, как прошлый год встречали Новый Год? Тогда мы были все дома, даже и я. Будем ли мы опять все вместе? Я думаю, что будем. Встреча будет ещё лучше, чем когда - либо…
До свидания, дорогая мамочка!
Лёва. То есть твой сын, который любит тебя больше всех»…(5)
Можно ли назвать встречей матери с сыном посещение могилы сына матерью? Не знаем. Но для матери этот клочок земли, который стал последним местом её сына, несомненно, был самым дорогим уголком на Земле.
Жители села Цыбли сдержали обещание. Они заботливо ухаживали за могилой нашего геройского земляка и писали письма Анне Петровне, рассказав о подвиге её сына. Благодаря их заботе Анна Петровна узнала о месте захоронения сына и побывала на его могиле.
Бирюков Сергей Валентинович.
В годы перестройки появилось понятие «горячие точки». Первой «горячей точкой был Афганистан. Эта война незаслуженно забыта.
А ведь солдаты выполняли свой долг. Среди нас нет многих из них. Это те, кто погиб в Афганистане. Нет с нами и нашего земляка, Бирюкова Сергея Валентиновича, но память о нём живет в сердцах многих людей.
Сергей Валентинович родился в д. Латыгори Зарайского района Московской области. Учился в Печерниковской восьмилетней школе. Мой папа, Громов Юрий Михайлович, рассказал нам, каким был Сергей Валентинович в школьные годы.
Он был высоким, сильным и красивым. Он выделялся из всех серьёзным отношением к жизни. Что бы добраться в школу Сергею приходилось преодолевать ежедневно несколько километров по бездорожью. Он или приезжал на лошади, или приходил пешком. Но это не мешало его учёбе в школе. Мечтал стать офицером.
А ещё он был очень добрым. Нередко младшие ребята забирались ему на спину, и Сергей с удовольствием выступал в роли рикши.
Сергей был очень хорошим собеседником. Он много знал, и поэтому, с ним интересно было говорить на любую тему.
Вот что рассказала первая учительница Сергея Валентиновича, Соломатина Алевтина Петровна:
«Сергей учился у меня с первого по четвёртый класс. Он был очень старательным учеником и активным участником всех школьных мероприятий. Ко всякому порученному делу относился очень ответственно. Был победителем игры «Зарница». Дружил он со всеми ребятами школы. Конечно, я запомнила его живым и весёлым. До сих пор мне не верится, что мой ученик пожил так мало, всего 24 года».
Окончив восемь классов, он продолжил учёбу в Летуновской средней школе. Одноклассник Бирюкова Сергея Валентиновича – Кузнецов Михаил Алексеевич, рассказал, что в юности у многих его сверстников были любимые уроки в школе или другие интересные дела. Для Сергея любимыми были уроки Начальной военной подготовки (НВП), и всё, что связано с армией. Со школьной скамьи он твёрдо решил стать офицером и посвятить свою жизнь делу защиты Родины. На выпускном вечере он говорил об этом так увлечённо, что стало ясно, что Сергей станет настоящим офицером.
Из воспоминаний учительницы Сергея, Гуровой Татьяны Александровны:
«Сергей для меня запомнился дисциплинированным и способным учеником. Его отличительными чертами была организованность и ответственность. Ему можно было доверить любое дело. Так же он был очень целеустремлённым: не просто мечтал стать офицером, а всю свою короткую жизнь шёл к этому. Он рождён был для подвига, для того, что бы быть примером служения Родине».
В 1975 году поступил в Московское ВОКУ имени Верховного Совета РСФСР. После успешного окончания военного училища, с 1979 года служил в вооружённых силах СССР. Получил звание лейтенанта.
В 1981 году был направлен для выполнения интернационального долга в республику Афганистан в должности командира десантно – штурмового взвода. Участвовал в боевых рейдах. 22 марта 1981 года при выполнении боевого задания у г. Кандагар взвод попал под сильный огонь противника, укрывшегося в крепости. Сергей Валентинович подполз к крепости и стал забрасывать противника гранатами, что привело к их замешательству. Воспользовавшись этим моментом, советские бойцы ворвались в крепость. Враг был разгромлен. Но и Бирюков был смертельно ранен. Ценой своей жизни он спас жизни многих своих однополчан и обеспечил победу над врагом.
За мужество и отвагу, проявленную в бою, Бирюков Сергей Валентинович был награждён орденом Красного Знамени (посмертно). Похоронен Сергей Валентинович в д. Макеево.
Вместе с взрослыми, учащиеся нашей школы участвовали в благоустройстве кладбища, где покоится прах Сергея Валентиновича и строительстве часовни рядом с кладбищем. Часовня была построена на средства сестры Сергея, Волковой Нины Валентиновны.
22 марта 2008года в Печерниковской школе состоялась Церемония открытия мемориальной доски в память о Сергее Валентиновиче Бирюкове.
Из речи сестры Сергея, Нины Валентиновны на церемонии открытия:
«Для меня в моей памяти мой брат навсегда остался молодым и красивым. Это единственное его преимущество. Сергей с детства мечтал стать офицером. Он не видел для себя другого жизненного пути. Слова «Родина», «Честь» - для него с детства были смыслом его жизни».
Сестра рассказала, что окончив военное училище, Сергей мог не попасть в Афганистан. Его дядя служил при штабе и мог «похлопотать» за племянника. Но Сергей не захотел. Он сказал: «Куда меня моя Родина направит, там я и буду ей служить!» Для него это было делом чести, чести человека и офицера. Ведь его прадед воевал в Первую мировую войну. Офицером сражался на фронте дед Сергея во время Великой Отечественной войны.
Постановлением Администрации Зарайского муниципального района Московской области от 25 мая 2007 года одной из улиц с. Макеево присвоено имя лейтенанта Сергея Валентиновича Бирюкова. В школьном музее ему посвящена одна из экспозиций.
Главные человеческие и гражданские качества наших земляков.
Данный материал позволяет выделить главные человеческие, гражданские качества Льва Александровича и Сергея Валентиновича?
Каждый из моих земляков, о которых я рассказал в своей работе, мог остаться в живых. Льву Александровичу предлагали остаться в тылу и преподавать в военном училище, Сергей Валентинович мог вообще не идти на войну. Но они поступили иначе. Поступили так, как требовал долг.
Я думаю, что главным их качеством является самопожертвование. Для них Родина была дороже жизни. Они не ждали приказа. Они смело шли под пули. И отдали свои жизни ради спасения Отечества, чтоб жила Россия, наша необъятная, любимая Родина.
Факторы воспитания наших земляков.
Что влияло на их воспитание? Что формировало из простых, обычных людей самоотверженных воинов?
Я думаю, что оба мои земляка любили жизнь, людей их окружавших.. Для них были дороги их родные и близкие. В обеих семьях чувствуется тесная связь между поколениями. Думаю, что это способствовало формированию чувства ответственности перед своими предками, перед своим родом.
На их воспитание влияли те ценности, которые были ориентирами семьи. Не случайно любимыми героями Льва Александровича были выдающиеся личности, патриоты Родины. Отец Льва Александровича воевал так же на фронтах Великой Отечественной войны. А мирный труд его родителей удостоен высоких наград Родины. Не случайным было увлечение Сергея Валентиновича военным делом. Его прадед воевал на фронтах первой мировой войны, дед – Великой Отечественной войны.
Школа (военно-спортивные игры, уроки военной подготовки…) так же способствовали воспитанию патриотических чувств наших земляков.
Поэтому для каждого из них характерно высокое чувство долга, выразившаяся в безграничную любовь к Родине, родным, близким.
Пусть их жизнь и их подвиг будет призывом не предавать память предков, призывом помнить о прошлом ради будущего России.
Нынешнее молодое поколение должно помнить, что мы живём на земле наших предков, что мы ответственны не только перед потомками, но и перед теми, кто на крутых поворотах русской истории являл миру высокую силу Духа. Мы должны знать, что главным достоянием России является её народ, который творит историю, но не как материальная сила, а как духовное существо. Именно Дух русского народа является фактором независимости и силы нашей Родины.
Результаты исследований
В результате исследования
1. Проведёно анкетирование 134 человека. Из них все считают важным и необходимым хранить память о наших героических предках и готовы к сотрудничеству.
2. Опрошено 43 человека, из них все хотят видеть будущее поколение любящим свою Родину, родных и близких.
3. Анализ собранного материала помог выявить главное качество защитника Отечества: способность к самопожертвованию.
Выводы
Заключение
Целью моей работы было проведение исследования военно-патриотического характера с целью привлечения социума к проблеме «Помни наших земляков».
Проведённая работа позволяет утверждать о необходимости проведения работы по военно-патриотическому воспитанию молодёжи в социуме с целью формирования гражданских качеств патриота необходимо совместными усилиями всех структур социокультурного комплекса.
Спланированы следующие перспективы дальнейшего решения проблемы:
.Список использованной литературы
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Крутильный маятник своими руками
Прекрасная арфа
По морям вокруг Земли
Рисуем ананас акварелью