На уроке по окружающему миру УМК "А.А. Плешакова" по теме "Путешествие по Санкт-Петербургу" ученикам было предложено провести экскурсию по одному из исторических мест Санкт-Петербурга. Предлогаю вашему вниманию такую экскурсию.
Вложение | Размер |
---|---|
anichkov_most.pptx | 2.82 МБ |
Слайд 1
Аничков мост.Слайд 2
Аничков мост является одним из самых известных в Санкт-Петербурге. Аничков мост через реку Фонтанку входит в состав Невского проспекта. В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Безымянный Ерик, был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму. Он был лёгкой конструкции с узкой проезжей частью. Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. На его строительство потратили 50 рублей. Тогда он стал пограничным для города.
Слайд 3
Деревянный Аничков мост был со шлагбаумом, в ночное время шлагбаум опускался. Здесь находилась застава, через которую въезжали в Санкт-Петербург. На заставе проверяли паспорта, брали плату за въёзд. Причём такой платой могли быть не только деньги, но и камни, которые городу были нужны для мощения улиц. Для того чтобы по Фонтанке могли проплыть суда с высокими мачтами, в 1726 году мост был сделан разводным. По проекту М. Г. Земцова рядом с мостом был построен караульный дом, где солдаты укрывались от непогоды. Аничков мост разводили и по ночам, дабы в город из леса не забегали волки. В 1742 году под переправу были подведены новые сваи. В 1749 году по проекту архитектора Семёна Волкова Аничков мост был перестроен. Согласно сохранившемуся чертежу 1750 года «План и фасад Аничкову мосту» работы ван Болеса мост был простой балочной системы с подъёмным пролётом. Подъёмные устройства средней части были выполнены в виде «журавлей». Были сохранены восемнадцать арочных пролётов, обработанных под каменный руст. Ограда представляла ряд деревянных балясин, стоящими между тумбами, увенчанными вазами или шарами. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны - подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше длины современного.
Слайд 4
Спустя 60 лет Аничков мост для главной улицы Петербурга стал слишком узок. В 1841 году он перестраивался по проекту инженера И. Ф. Бутаца. Строительные работы были начаты 22 мая, завершены к осени того же года. Новый Аничков мост стал каменным, трёхпролётным. В начале ноября 1841 года на нём были установлены перила и гранитные пъедесталы для статуй. Ограда была создана по рисункам немецкого архитектора Карла Шинкеля. Точно такой же рисунок ранее был использован для сооружения перил Дворцового моста в Берлине. По отчётам Министерства финансов строительство переправы стоило 195294 рубля серебром. Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года. Движение по Аничкову мосту было открыто в январе 1842 года.
Слайд 5
В те годы петербургский скульптор-анималист Пётр Карлович Клодт работал над проектом художественного оформления пристани на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. Тогда её собирались украсить скульптурами коней, ведомых юношами. Но планы изменились. На пристани были установлены львы и вазы. Коней же, по предложению скульптора, установили на западной стороне перестроенного Аничкова моста. С восточной стороны установили их гипсовые копии, выкрашенные краской под бронзу.
Слайд 6
Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их «королю обеих Сицилий» за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. К этому времени Клодт отказывается от установки копий и решает создать две новые композиции, развить сюжет "Покорение коня человеком". В 1850 году этот замысел был завершён. Кони Клодта на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга. Прототипом скульптур лошадей на мосту стал арабский скакун Амалатбек. В работе с ними Клодту помогала его дочь. Она садилась на коня, поднимала его на дыбы, что и зарисовывал скульптор.
Слайд 7
В каждой группе – дикий конь и юноша, который пытается его обуздать(надеть уздечку и сделать послушным). Все скульптуры разные. Они рассказывают о том, как конь вначале яростно сопротивлялся, но затем стал другом и помощником человека.
Слайд 8
Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, в то время, как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Распространенная легенда объясняет это тем, что в 18 веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил свое название) и кузницы. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.
Слайд 9
Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда. Конные группы были закопаны во дворе Дворца пионеров. На гранитных постаментах были выставлены ящики с засеянной травой. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. Но ещё до окончания войны он был восстановлен, а конные статуи были возвращены на место накануне 1 мая 1945 года. Снятие скульптур Клодта с Аничкова моста. 1941 г.
Слайд 10
А. Блок писал о скульптурах Аничкова моста: …Лошадь влекли под уздцы на чугунный Мост. Под копытом чернела вода. Лошадь храпела, и воздух безлунный Храп сохранял на мосту навсегда… Все пребывало. Движенья, страданья — Не было. Лошадь храпела навек. И на узде в напряженьи молчанья Вечно застывший висел человек. В Петербурге множество мостов: больших и маленьких, величественных и практически неприметных, богато украшенных и более чем скромных. Однако каждый петербуржец, каждый турист, побывавший некогда в городе на Неве, скажет, что один из наиболее запоминающихся мостов Петербурга - Аничков мост.
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Лиса и волк
Ералаш
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")