ТЕЗИСЫ
к работе « Живой музей уральской природы»
Янгирова Руслана Ильдаровича, ученика 7 «Б» класса МОУ «СОШ № 58 с углубленным изучением отдельных предметов» города Новоуральска
Руководитель: Янгирова Наталия Викторовна, воспитатель, I категория.
Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле Д.С.Лихачев |
Уральский край богат природными запасами, прославлен писателями и поэтами, и в нем таяться «живые памятники» национальной культуры народов Урала.
Цель: изучить историю родного края, через знакомство с «живыми памятниками» уральской земли.
Гипотеза: я предполагаю, что историческое наследие культуры, природы является «живыми памятниками» уральской земли.
Очень интересное сочетание «живые памятники» с одной стороны это процесс развития, изменения живого существа, а с другой стороны это сооружение, камень, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных.
Я по натуре «Почемучка», всегда задаю много вопросов и стараюсь сам найти на них интереснейшие ответы. Вот и сейчас передо мной новые вопросы: «Существуют ли «живые памятники? Как такое выражение могло появиться? Можно ли заинтересовать своих одноклассников изучением истории Урала?»
За последние пятнадцать лет Седой Урал из чисто промышленной территории превратился в кладовую культурно-исторических достопримечательностей. Это и своеобразные по архитектуре культовые памятники русского православия, и уникальные индустриального наследия, удивительные музеи, многие из которых считаются единственными в своем роде не только на Урале, но и в России.
Благодаря изучению своей Родины многие школьники и их родители повернулись лицом к своей родословной, к своим корням, чтят традиции семьи и бережно хранят реликвии. Данный вывод я смог сделать, проведя анкетирование 60 школьников в нашей школе, изложив результаты в практической части.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 128 КБ |
prilozhenie_1.doc | 885 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №58 с углубленным изучением отдельных предметов»
Исследовательская работа
«ЖИВОЙ»
музей уральской земли.
Записки путешественника
Автор: Янгиров Руслан, ученик 7«Б» класса,
МОУ «СОШ№58 с углубленным изучением отдельных предметов»
Руководитель: Янгирова Наталия Викторовна, воспитатель,
МОУ «СОШ№58 с углубленным изучением отдельных предметов»
Новоуральский городской округ - 2010
Содержание
Введение. I.Записки путешественника.
II. Заключение. Список литературы. Глоссарий. Приложение | 3 4 6 8 9 11 |
.
Введение.
Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле Д.С.Лихачев |
«Мы — уральцы», с гордостью говорим мы о себе. Уральцы не раз доказывали, чти они люди крепкого характе ра, твердого слова, патриоты своего края, своей любимой Родины. Доказывали это и в бою, и в труде.
Историческая память - сложнейший комплекс знаний, опыта, традиции, открытий нового во всех сферах жизни: истории народа, государства, отдельного человека, ремесел, искусств и самой природы.
Национальная культура – это национальная память народа, то, что главное для народа то, и хранит человек. И это позволяет ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору каждому человеку.
Мне повезло в жизни, мои родители и педагоги заботятся в первую очередь о моем духовном развитии, прививая традиции уральского народа, через поездки-экскурсии по музеям, историческим местностям и беседы-рассказы об Урале.
Уральский край богат природными запасами, прославлен писателями и поэтами, и в нем таяться «живые памятники» национальной культуры народов Урала.
Очень интересное сочетание «живые памятники» с одной стороны это процесс развития, изменения живого существа, а с другой стороны это сооружение, камень, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных.
Я по натуре «Почемучка», всегда задаю много вопросов и стараюсь сам найти на них интереснейшие ответы. Вот и сейчас передо мной новые вопросы: «Существуют ли «живые памятники? Как такое выражение могло появиться? Можно ли заинтересовать своих одноклассников изучением истории Урала?»
Цель: изучить историю родного края, через знакомство с «живыми памятниками» уральской земли.
Гипотеза: я предполагаю, что историческое наследие культуры, природы является «живыми памятниками» уральской земли.
Задачи:
Методы:
I. Записки путешественника.
Сейчас модно ездить за границу, а я считаю, что интереснее познавать свою Родину, узнавая ее особенности, прирастать к корням национальной культуры.
Хороша и красива уральская природа, воздух здесь прозрачен и не весом. Богата уральская земля природными запасами и необычными «памятниками».
Я выбрал интересный, но немного необычный маршрут изучения достояний уральской земли: скалы «Семь братьев» (станция Верх-Нейвинск), «Невьянская башня» (город Невьянск, Свердловская область), «Коптеловский музей истории земледелия и быта крестьян» (село Коптелово, г. Алапаевск), город Суксун, Пермская область». Все мои путешествия, словно элементы мозаики, которые сейчас складываются в необычайно красивую картину.
1.1Скалы «Семь братьев»
Моё путешествие начинается от станции Верх-Нейвинск, от моего города Новоуральска, недалеко отсюда (примерно 8 км) находятся скалы «Семь Братьев». Их еще называют «Семерики», «Семибратск».
Гид (мой дед) интересно рассказывал о горах, как о живых существах.
Грандиозные, похожие на столбы, каменные великаны-«братья» возвышаются над лесом. Не много в стороне от них восьмой столб — «сестра». Первый "брат" на некотором расстоянии от других; по своим очертаниям напоминает птицу, в связи с чем, некоторые и называют его Камень-Птица. Второй «брат» походит на каменный гриб. Третий «брат» напоминает башню. Высота этих скал около 25 метров.
Четвертый, «старший» великан, ростом в 42 м, представляет собой столб, сужающийся кверху. Он очень похож на крепостную башню. Три следующих «брата» расположены несколько ниже и стоят чуть в стороне от «старшего». Каждая башня-останец состоит из плоских плит, наложенных стопкой друг на друга. "Братья" в основании сближены друг с другом, в верхней части расчленены трещинами. Словно каменные великаны возвышаются они над лесом, венчая купол горы Семибратской.
С вершины скал открывается чудесный вид на десятки километров во все стороны: видны горные кряжи Урал-Тау, остроконечные каменные шиханы, гряды лесистых холмов, я между ними на юго-востоке зеркала озер Исетского и Ли товского, на северо-востоке — Аятского, на юге — Таватуй-сього и Верх-Нейвинского пруда — на западе. Увидеть живописность окрестностей города Новоуральска можно, поднявшись на одну из скал горы Семибратской.
Красива и легенда, застывшая в камне повествующая о том, как пробирался этими местами Ермак со своими товарищами - казаками. Повстречались ему на пути семь волшебных братьев - великанов и не захотели они его пропустить. Только одну гору Ермак одолеет, они ему другую поперек, пройдет эту - третья растет… Рассердился Ермак и осенил их крестным знамением. Не ожидали этого братья, окаменели от страха, да так и остались навсегда на вершине высокой горы.
У подножия скал, особенно с юго-восточной стороны нагромождены многочисленные каменные обломки. Скалы служили древним людям (в эпоху неолита и бронзы) как место дозора и скрывали от врагов. С начала XX века затерянные в глухом лесу скалы были местом тайных сходок рабочих. На южной стороне третьего "брата" можно прочесть надпись "Да здравствует социалистическая революция!", сделанную в 1912 году рабочими Верх-Нейвинского завода.
Слушая рассказы, притчи об уральских горах родителей под звуки гитары, прихлебывая горячий ароматный чай, подставляя лицо ветру и солнцу, чувствуешь свободу духа и единение с природой.
Семь Братьев — самая популярная достопримечательность окрестностей города. В выходные и даже в будние дни от станции Верх-Нейвинск отправляются к скалам большие группы туристов и ориентировщиков.
Мой дед Кривых Виктор Ефимович является мастером спорта по ориентированию. Он впервые показал мне, как пользоваться компасом, как узнать сторону света, посмотрев на дерево или камень, именно на «Семибратске».
Скалы являются природным и исто рическим памятником, оживившим во времени и дышащий, настоящим и будущим.
Моя семья живем не далеко от города Невьянска. Всего 30 минут на машине и вы в удивительном старинном городе Демидовых. В - первые в город Невьянск я приехал с родителями, когда мне было всего 4года и увидел в центре города башню, которая вот - вот упадет. Тогда мне было очень страшно и я просился домой. Но прошло время и бабушка, и дедушка привезли меня на экскурсию в Невьянскую башню, где я узнал много нового, необычного.
Невьянская наклонная башня - уникальный памятник архитектуры первой четверти 18 века. Имя архитектора-строителя неизвестно. Построена в 1721-1725 годах по приказу Акинфия Демидова.
Легенда гласит, что когда невьянская башня была построена, Акинфий Демидов позвал к себе архитектора, и находясь на балконе верхнего яруса, спросил, сможет ли тот построить еще одну такую же башню. Архитектор ответил: «конечно, и даже еще красивее и изящнее». Тогда Демидов столкнул архитектора с башни и он, упав, разбился насмерть.
Существует также красивая легенда, что невьянская наклонная башня специально построена таковой. Во-первых, в уральском городе Акинфий Демидов, наслышавшись о европейских диковинках, хотел построить свою достопримечательность, такую же, как Пизанская падающая башня. Второе объяснение — башня изначально наклонена, склонившись в почтительном поклоне в сторону родного города Никиты и Акинфия Демидовых — Тулы.
На самом же деле, невьянская башня является не падающей, а наклонной. Дело все в том, что в процессе строительства грунт начал «съезжать», (башня находится прямо на берегу реки Нейва), и для того, чтобы башня осталась в вертикальном положении, ее последующие ярусы пришлось строить под наклоном, так что башня получилась саблеобразной формы.
Одним из доказательств того, что невьянская башня изначально построена наклонной, свидетельствует флюгер, установленный на вершине башни: если бы башня наклонилась позднее своей постройки, флюгер, весом в 25 кг и длинной 178 см, не смог бы вращаться на ветру, а просто бы наклонился в одну сторону.
В четверике размещались заводская лаборатория, архив, казначейская контора, тюрьма. В верхней части - слуховая комната, где словоt сказанное тихим шёпотом в одном углу, громко раздается в противоположном по диагонали, а человек, стоящий в центре комнаты, ничего не слышит. В башне есть секретное окно: его не видно с улицы, так как оно спрятано в узорах башни, но в него можно увидеть весь двор перед башней. Согласно легендам, в подземельях башни находился монетный двор, где работники по приказу Акинфия Демидова тайно чеканили серебряные и золотые монеты. Позднее подземелья вместе с работниками были затоплены. Однако до сих пор никаких научных подтверждений легенда не получила: подземелья и входы в них не найдены. Не обнаружено и монет, хотя доказано, что в лаборатории велась тайная плавка золота и серебра.
На Невьянской башне впервые применили железо - чугунные балки, которые сохранились до наших дней и служат опорой.
На вершине установлен заземленный шпиль в виде «солнца с шипами», выполнявший функцию громоотвода (молниеотвода), и предохранявший от прямого попадания молнии, и, соответственно, разрушения невьянской наклонной башни. Интересно, что изобретение и установка громоотвода на достопримечательности Невьянска произошли на четверть века раньше, чем это открытие было официально сделано Бенджамином Франклином.
Сейчас от молниеотвода мало что осталось — шипов нет, а в самом «шаре» видны оплавленные края отверстий от попадания молний.
В начале 1730-х годов на башне установлен английский часовой механизм с музыкальным барабаном и колоколами, стоимостью 5 тысяч рублей золотой. На башне висят 10-ть английских колоколов и в центре - бронзовый колокол с надписью: "Сибирь. Колокола отбивают каждые 15 минут, полчаса, час, и 8 раз в сутки звучит мелодия.
На музыкальном барабане закодировано 20 английских мелодий: народные песни, менуэты, марши конца 17 - начала 18 века, "Марш Мендельсона" и "Славься" - фрагмент из оперы М.И.Глинки "Иван Сусанин". Именно ее в настоящее время играют куранты.
По истечению стольких лет башня хранит в себе память многих событий, пропитанных трудом и потом, кровью и слезами. И сколько бы я не думал об этом, передо мной возникает образ русского народа самоотверженного душевного, готового на самопожертвование.
За 20-25 километров до Алапаевска есть село Коптелово, в котором мы отправились всей семьей и классом на экскурсию. Когда-то Коптеловский район славился на всю область своим сельским хозяйством. Сегодня эта уральская глубинка - интереснейший музей истории земледелия и ремесел местных крестьян.
Коптеловский музей принял первых посетителей в конце октября 1969 года. Основателем музея был Александр Григорьевич Потоскуев. В современный музейный комплекс села Коптелово входит несколько объектов: крестьянская изба 17 века, зал по истории земледелия, павильон народных ремесел, деревенская кузница.
Наша экскурсия началась со знаменитой избы бабы Кати. Срублена она была в конце 17 века из огромных сосновых бревен и собрана без единого гвоздя. Это единственная изба, сохранившаяся со времен первых поселенцев в Коптеловской слободе. Меня очень удивило, как она до сих пор уцелела!
Прежде чем построить дом, нужно, конечно, найти для него место. Из рассказа экскурсовода мы узнали о необычном способе определения места для строительства дома. Это ж надо! Секрет - в куриных яйцах! Самых обычных куриных яйцах! И не удивляйтесь! А делали это так. Место для будущей избы обозначали камнями. Потом в самый центр выбранного места мужик клал на землю шапку со свежими, еще тепленькими, куриными яйцами. Через некоторое время брал яйца в руку: если теплые - значит, хорошее место для избы, если остыли - искали другое.
В избе удивляет очень низкий дверной проем. Это для того, чтобы каждый входящий не забывал традиций - поклониться иконам, хозяину и хозяйке. Избу бабы Кати, как и любую другую крестьянскую избу, украшает «красный» угол, в котором стоят иконки, свечки. Глинобитная печь, подойник, сольник, корыто, поставец с лучиной, ступа...
В избе одна комната. Она же и спальня, и кухня, и гостиная. Слева - мужская половина, справа - женская. Обеденный стол стоит ближе к «красному» углу. Первым за стол садился, конечно, хозяин. По правую руку от него - старший сын, по левую - младший. Хозяин первым начинал трапезу, первым и заканчивал. Если отец положил ложку, значит, обед закончился.
Еще нас поразило то, как раньше выбирали место для зыбки. Прежде чем повесить ее, в зыбку клали кошку, потом зыбку с кошкой ставили в разные места комнаты. Где кошка уснет - там и крепили жердь с зыбкой.
Около печи стоит кухонная утварь. Ведерный чугунок поражает воображение!
Вообще, возможность самому попробовать, каков крестьянский труд, - самая сильная сторона Коптелово.
Самое же главное в музее не существует табличек "Руками не трогать!" и можно все трогать на радость взрослым и детям. Вот в чем смысл «живого памятника». Самому, своими руками ощутить многовеко вую ауру, сохраненную стенами избы, национальной культуры, тем самым можно испытать чувство гордости за уральских богатырей и красавиц.
1.4. «Город Суксун»
Впервые с семьей я выехал за пределы Свердловской области в 8 лет. Мы ехали в автобусе, взрослые спали, а я смотрел в окно и пытался «найти» границу Свердловской и Пермской областей. За окном мелькали леса, деревни, но границы так и не было. Свердловские владения плавно переходили в Пермские, ведь Урал – это единое целое.
Одной из гордости Пермского края - это суксунский самовар.
Суксунский район находится в юго-восточной части Пермской области, в живописной долине реки Сылва. Cлово «суксун» имеет тюркские корни и означает «холодная вода». Город Суксун был образован в 1615 году.
Сегодня трудно представить, чтобы гостям не была предложена чашечка ароматного чая. А всего несколько веков на Руси и не слышали об этом удивительном напитке. И только в 1818 году в Крыму в одном из ботанических садов были посажены первые чайные кусты. В конце 19 века появились чайные плантации. В 1913 году в России было собрано уже 100 тон листа.
Чай был дорогим удовольствием и поэтому крестьяне чаще заваривали траву: душицу, зверобой, листья смородины, вишни, брусники, гриб – чагу.
Самовар – визитная карточка Суксуна. Производство самоваров в этом городе началось еще в середине XVIII века.
Сияющий ярко-золотой самовар проделывал длительный путь, прежде чем попасть на стол и пригласить всех на чашку чая.
Мастера рудных дел находили цинковые и медные руды. Металлурги превращали эту руду в металл. Прокатанный металл, превращался в тонкие листы и попадал в руки кузнеца. Кузнец, прежде всего, проверял качество металла особым способом: он проводил черту по листу гвоздем и если на листе оставался след, то металл был плохого качества. Выбранный лист нагревали и с помощью молотков и молота ковали тулово, то есть стенки будущего самовара. Изготовив тулово самовара и трубу-жаровню, кузнецы изготавливали более мелкие детали: ручки, ножки, кран, крышки.
Все детали делались с большой любовью, украшались резьбой.
После чего мастера приступали к сборке самовара. Внутренние стенки самовара лудили, покрывали во избежание окисления. И, наконец, самовар чистили и полировали до зеркального блеска.
Сегодня сложно дать ответ, где и когда появились эти первые русские водогрейные приборы. Родиной русского самовара является Тула, так считают многие. Но первые сведения о тульских самоварах относятся к 1746 г.. А "самовар с прибором медный, луженый, весом 16 фунтов", изготовленный на Иргинском заводе, упомянут уже в документе 1740 года.
Появилась даже особая суксунская форма самовара - в виде античных амфор с высоко поднятыми изящными ручками.
В центре города с 2005 года поставлен Памятник самовару. Это самый огромный самовар в России!
Самовар - символ русского хлебосольства, домашнего уюта и гостеприимства. Его очень часто воспевали поэты, приписывая самовару человеческие качества:
НА СТОЛЕ, КАК В ЦЕНТРЕ МИРОЗДАНИЯ,
ЗАШУМЕЛ НАШ РУССКИЙ САМОВАР.
ИЗЛУЧАЯ ГОРОДОЕ СИЯНИЕ,
ГЛАДКИЕ БОКА ГОРЯТ, КАК ЖАР.
ТО СОПИТ ЗИМУЮЩИМ МЕДВЕДЕМ,
ТО МУРЛЫЧЕТ ОН, КАК СОННЫЙ КОТ…,
…САМОВАР, ПЕВУЧИЙ МОЙ КОЛЛЕГА,
СТАРИНЫ, РОССИЙСКОЙ НОВИЗНА!
М. Геттуев
В ходе исследовательской работы, я выяснил, что до сих пор храниться и чтиться в новуральских семьях (80%) самовары. Конечно, в основном они уже выполняют роль – интерьера, или пылиться в кладовке (40%). Хотя в некоторых семьях еще сохранились традиции чаепития (65%), по воскресеньям или вечером. И конечно же самовар хозяин на всех народных гуляниях (90%). Люди (100%) считают, что чай из самовара ни с чем не сравнить, он живой!
… людьми за века
Выпита чаю большая река.
Блогословляю приветливый дом,
Где собирались друзья за столом.
Бабушка трогала выгнутый кран,
Нить серебра ниспадала в стакан.
Пел самовар, и живое тепло
В души, друг друга
Открытое, шло.
Т.Сырыщева
Самовар является «живым» памятником, мы его видим повседневно, используем сейчас по великим праздникам. А то, что Родина самовара Урал - приносит нам еще большую уверенность, что Уральская земля богата талантами в народе!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
За последние пятнадцать лет Седой Урал из чисто промышленной территории превратился в кладовую культурно-исторических достопримечательностей. Это и своеобразные по архитектуре культовые памятники русского православия, и уникальные индустриального наследия, удивительные музеи, многие из которых считаются единственными в своем роде не только на Урале, но и в России.
Благодаря изучению своей Родины многие школьники и их родители повернулись лицом к своей родословной, к своим корням, чтят традиции семьи и бережно хранят реликвии. Такой вывод я смог сделать, проведя анкетирование 60 школьников в нашей школе (результаты в приложении). Около 80% школьников уже посетили исторические места Свердловской области, где смогли познакомиться с уральским колоритом людей и быта. Дети считают, что уральские памятники особенные: они разнообразны, и расположены рядом, переплетаясь друг с другом. Не только дети (100%), но и взрослые говорят о том, что обыкновенная вещь может рассказать о прошлом, о сокровенном – а значит они «живые». В семьях школьников трепетно относятся к фотоархивам (100%), документальным архивам (30%), реликвиям (52%) и бережно хранят их для потомков. Моим сотоварищам помощь оказывают в изучении истории родного края родители (32%), педагоги (60%), знакомые (10%).
Следовательно, моя гипотеза верна историческое наследие культуры, природы является «живыми памятниками» уральской земли. Моя цель исследовательской работы: изучить историю родного края, через знакомство с «живыми памятниками» уральской земли, достигнута, но все ещё впереди - новые путешествия, новые открытия. Самое же главное для меня, что во время новых открытии со мной будут мои родители, мои бабушка и дедушка, готовые по детски узнавать и познавать новое в старом, учиться любить Родину и хранить память о прошлом.
«Живые »памятники – это самобытные исторические ценности, которые несут в себе дух уральского народа и передают из рук в руки (в прямом смысле) историю потомкам.
Когда говорят о России, Я вижу свой синий Урал. Как девочки сосны босые Сбегают с заснеженных скал. В лугах, на ковровых просторах Среди плодородных полей Лежат голубые озера Осколками древних морей. Народная песня |
глоссарий
АЛЬМАНАХ (от араб. аль-манах — календарь),
1) непериодический сборник сведений, занимательных или справочных, часто тематических (напр., детский географический альманах «Глобус»).
2) Сборник литературных произведений, объединенных по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, региональному).
Жизнь — способ бытия сущностей (живых организмов), наделенных внутренней активностью, процесс развития тел органического строения с устойчивым преобладанием процессов синтеза над процессами распада, особое состояние материи, достигаемое за счёт следующих свойств.
ИЗБА - срубное жилище у русских; отапливаемое жилое помещение в доме.
Памятник — сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных. Чаще всего никакой другой функции, кроме мемориальной, памятник не несёт. В архитектурном плане памятники огранизуют пространство, нередко памятники выполняют роль визульного центра площади или другого общественного пространства.
СЕМЬЯ, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью
МУЗЕЙ (от греч. museion — офам муз), научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Анкета 1. «Традиции чайпития»
1. в вашей семье есть ли традиция чаепития
2. Что является символом вашего чаепития
3. в вашей семье есть самовары (у бабушек)
4. пользуются ли члены вашей семьи самоварами
5.ты пробовал ли чай приготовленный в самоваре
6. по вкусу он такой же, как в электрочайнике
Анкета 2. (открытая)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нечаянная победа. Айзек Азимов
В Китае испытали "автобус будущего"
Сочные помидорки
Ворона
Лист Мёбиуса