вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних на основе анкетирования учащихся
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_protivopravnogo_povedeniya_podrostkov.doc | 92.5 КБ |
preduprezhdenie_protivopravnogo_povedeniya_podrostkov.ppt | 478 КБ |
МОУ Гимназия №1 г.Люберцы
г.Люберцы, Октябрьский пр-т, д.178 тел. 554-43-49
Директор Новичкова Зинаида Ивановна
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Выполнил учащийся 7А класса
МОУ Гимназии №1 г.Люберцы
Фоминов Виктор Андреевич
г. Люберцы, ул.Мира, д.4, кв. 10.
8-929-639-67-08, victor_f98@mail.ru
Педагог - учитель истории и обществознания Старкова Ирина Алексеевна
2011
ПЛАН
1. Введение.
2. Цели и задачи работы.
3. Анкетирование.
4. Обобщение результатов анкетирования.
5. Выводы и предложения по результатам анкетирования.
6. Заключение.
1. ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции преступности: ее рост, значительное омоложение, увеличение доли тяжких преступлений и др. — не могут не тревожить общество, государство, граждан. В настоящее время отмечается значительный рост противоправного поведения несовершеннолетних. Более половины всех преступлений в стране совершается лицами молодого возраста (до 30 лет), причем только несовершеннолетними — каждое десятое.
Первым звеном в предупреждении конфликта с законом является знание того, что есть закон, чем он отличается от норм морали и какие последствия для подростка возникают при нарушении закона.
Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, которые обусловливаются особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием .[1]
Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.
Состояние преступности несовершеннолетних в России вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках. По данным МВД РФ идет активизация противоправной деятельности несовершеннолетних.
Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели.
Наблюдаются тенденция “омоложения” преступности несовершеннолетних, повышение криминальной активности детей младших возрастов - количество 14-15-летних подростков среди участников преступлений увеличилось более чем на 50%, причем нередко преступления совершаются несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности.
Подростковая среда болезненно реагирует на негативные последствия кризисного состояния общества. Несовершеннолетние являются своеобразным “барометром”, определяющим катастрофически ухудшающееся состояние “здоровья” общества.
Криминологические, социологические и психологические особенности поведения несовершеннолетних свидетельствуют, что на поведение подростков указанной возрастной группы оказывают влияние условия их жизни и воспитания в предшествующие годы.
В юридической литературе часто указывается на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников. Среди них часто встречаются второгодники, подростки, бросившие учебу в школах
С криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии.
Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс “заражения” подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.
Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего.
Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о “несправедливости” законов, о “незаконном” осуждении.
Особой является и проблема досуга. Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2-3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время согласно результатам отдельных исследований по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений.
Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.
В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее “уязвимой” частью общества. “Уязвимость” заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, несформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.
Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают “делать деньги” и добывать желаемое в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления.
Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства.
Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне экономической нестабильности, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям. Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока, причины патологического развития личности несовершеннолетних зачастую кроются в асоциальности и аморальности родителей. В этих семьях процветает насилие по отношению друг к другу и к своим детям. И как прямое следствие этого - стремительный рост крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми. Жестокость порождает жестокость. Данные явления считаются прямыми причинами преступности несовершеннолетних.
Наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика правонарушений несовершеннолетних - «система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними» (ст.1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
Конвенция о правах ребенка в статье 17 подчеркивает необходимость обеспечения ребенка « информацией и материалами из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка», провозглашает, что «образование ребенка должно быть направлено на: воспитание уважения к правам человека и основным свободам, подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе» (статья 29).
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет цели государственной политики в интересах детей: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности (ст.1).
Деятельность по предупреждению противоправного поведения подростков основывается на установленных в законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принципах «законности, демократизма, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст.2). Основной задачей этой деятельности является «предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому» (ст.2).
Международное сообщество и наше государство уделяет большое внимание профилактической работе по предупреждению правонарушений подростков. Для осуществления задач такой работы было проведено данное исследование. Его цели:
3. АНКЕТИРОВАНИЕ
Исследование заявленной проблематики проводилось на основе добровольного и анонимного анкетирования учащихся 6-7х классов гимназии №1.
Цели анкетирования: Изучить качество правовых знаний учащихся 6-7-х классов.
Была предложена анкета из 16-ти вопросов.
На некоторые вопросы учащиеся могли не отвечать (по их желанию).
Обработка результатов ответов позволяет сделать некоторые обобщения и предложения.
4. ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ
У учащихся 6-х классов на первом месте стоит право закона (50%), на втором месте – право денег (48).
Учащиеся 7-х классов выбрали не один ответ, а сразу несколько вариантов ответа. Девяносто данных ответов подростков распределились следующим образом:
30% - право власти
31% - право закона
38% - право денег
5. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы отметить, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и методы профилактической работы.
Задача состоит прежде всего в снижении уровня преступности несовершеннолетних путем разнообразной профилактической работы, недопущении влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников.
В решении этой и других задач важная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики в целях устранения причин и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних.
В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. Однако, наряду с этим, в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные отличием несовершеннолетних от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.
Предупредительная деятельность должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся. Первостепенное значение имеет предупредительное воздействие на личность подростка - индивидуальная профилактика и развитие правовой культуры.
Список литературы
[1] Ветров Н.И. Профилактика нарушений среди молодежи. М., 1980 С.130
Рисуют дети водопад
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
На берегу Байкала
Отчего синичка развеселилась
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка