Объектом исследования является толерантность обучающихся и их родителей. Цель исследования: получение банка диагностических материалов, позволяющих изучить уровень толерантности, его влияние на поведение обучающихся. Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в работе классного руководителя.
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantny_my.zip | 1.13 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Образцовская средняя общеобразовательная школа»
«Толерантны мы?»
Проект разработала
обучающаяся 7 класса:
Ткаченко Оля
Руководители проекта:
Чичерова Татьяна Ивановна
учитель математики
п. Образцы, 2012 г
Цель проекта – формирование толерантного отношения среди учащихся класса, родителей.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по толерантности.
2. Осуществить тестирование обучающихся и их родителей.
3. Проанализировать уровни толерантности.
4. Разработать памятку - закладку.
І. ВВЕДЕНИЕ.
В выступлении бывшего президента Д.А. Медведева на президиуме Госсовета в Уфе о толерантности прозвучали такие слова: «Толерантности не бывает много, ее бывает мало!». В обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяется в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве и отрочестве в процессе воспитания и образования.
Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другим. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного не могут быть навязаны другим.
Актуальность темы бесспорна. В нашем классе обучаются ребята разных взглядов, убеждений, поэтому, к сожалению, не обходится без конфликтов. А ведь толерантный путь – это путь человека, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Осознание актуальности толерантности отдельным индивидуумом предполагает его длительную духовную работу над собой.
Толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира. Толерантным быть не просто и надо работать над собой, учиться терпеть.
Тема перспективна для дальнейшего исследования, так как собрана и проанализирована толерантность только для одного класса моей школы, и данное исследование может являться начальным этапом большой исследовательской работы всей школы.
Объектом моего исследования является толерантность обучающихся и их родителей.
Предмет исследования: Средства, методы, тестирование; уровень толерантности обучающихся и их родителей.
Цель исследования: Получение банка диагностических материалов, позволяющих изучить уровень толерантности, его влияния на поведение обучающихся.
Гипотеза исследования: предполагаем, что толерантность влияет на общение обучающихся и их родителей.
В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой были определены следующие основные задачи исследования:
- формирование знаний о толерантности;
- формирование, у учащихся на основе знаний мотивации и потребности в толерантном общении;
- провести экспериментальное исследование толерантности обучающихся и их родителей;
- выявить и обосновать уровни толерантности; приготовить памятки.
Методы исследования: тестирование, диагностирование, статистическая обработка данных и сравнительный анализ результатов.
Организация исследования. Экспериментальной базой исследования стала МБОУ «Образцовская СОШ». Эмпирическая часть данного исследования проводилась с обучающимися 7 класса МБОУ «Образцовская СОШ». В исследования приняли участие 14 учащихся седьмого класса и их родители.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в работе классного руководителя
Структура работы определяется задачами и логикой исследования, включает: введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение, иллюстрации диаграмм
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Что такое толерантность?
Философская энциклопедия дает следующее определение толерантности:
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - (от лат. tolerantia – терпение) 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
16 ноября – Международный день толерантности.
Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.
С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
По этим определениям я составила цветок толерантности
Высказывания религии насчет толерантности.
Буддизм: “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”.
Конфуцианство: “Не делай другим того, чего не хотел бы от других” .
Индуизм: “Не делай другому того, от чего больно тебе” .
Ислам: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого” .
Иудаизм: “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”.
Сикхизм: “Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны” .
Зороастризм: “Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой”.
Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.
Все мировые религии выступают за дружественное, толерантное отношение людей друг к другу. Ни одна религия не призывает к насилию, не объявляет неравенство людей.
Было проведено анкетирование с обучающимися 7класса школы. Вопросы анкетирования перед вами.
Анкетирование. Анкета «Насколько вы толерантны?»
Расстроитесь?
а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.
Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?
а) да; б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?
а) вы терпеливо ждете, находя для себя какие-то занятия, например,
читаете или отгадываете кроссворд;
б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.
5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно отличают
ся от вас своими привычками?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в
такой же манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?
а) да; б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становит ся объектом
всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внима ние отвлечено
от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современ
ное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы "реагируете?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Такие получились результаты.
Большинство моих одноклассников способны твердо отстаивать свои убеждения, могут вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда бывают излишне резки и неуважительны к собесед нику. В такой момент действительно могут выиграть спор с че ловеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать гор лом, когда можно победить более достойно? Мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.
Было проведено анкетирование с родителями обучающихся..
Большинство родителей способны твердо отстаивать свои убеждения, могут вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда тоже бывают излишне резки и неуважительны к собесед нику. В такой момент действительно могут выиграть спор с че ловеком, у которого более слабый характер.
Но есть и такие родители, у которых твердость убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью ума. Они могут принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если его не разделяют. Способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
После всех исследований, создала закладки, которые раздала одноклассникам и их семьям.
Толерантность- это терпимость, способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Толерантность - это милосердие. Толерантность - это сострадание Толерантность - это уважение. Толерантность - это доброта души. Толерантность - это дружба | Памятка.
Пожелания: Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами. Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте. Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания. Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными. Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь. И всё это вам поможет жить в мире |
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Толерантность - это тоненький лучик света, лучик понимания и взаимного уважения, лучик терпеливости и выдержки, и чтобы этот лучик стал большим и ярким солнцем, нужно, чтобы каждый человек научился его видеть.
Я надеюсь, что проведенная мной работа поможет классному руководителю в дальнейшей работе, родителям и моим одноклассникам в общении. Ведь так хочется, чтобы люди были толерантны по отношению друг к другу. И хочется, чтобы в классе и семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Приложение. Анализ анкеты.
От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собесед нику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с че ловеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать гор лом, когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
Ручей и камень
Рисуем акварельное мороженое
Плавает ли канцелярская скрепка?
Две лягушки
Л. Нечаев. Яма