Я с детства знала о легендарном былинном богатыре Илье Муромце, о его силе, о его героических подвигах при защите от врагов своей Родины и народа. Гораздо меньше я знала о его божественной избранности, о его православном воспитании и чертах характера, о его духовном подвиге, о единстве в нем былинного богатыря и монаха-подвижника.
Мне хотелось получить доказательства того, что былинный богатырь Илья Муромец и святой преподобный Илия Печерский - это одно и то же реально существовавшее лицо, почитаемое Русской Православной Церковью и народами России.
Этим вопросам и посвящена данная работа.
ученица 7 класса МБОУ СОШ № 132 Ленинского района г.о. Самара Купер Мария Витальевна
Вложение | Размер |
---|---|
referat_kuper_marii_mou_sosh_no132.doc | 255 КБ |
Илья Муромец – историческая личность, былинный богатырь и святой Русской Православной Церкви
Работа
ученицы 7 класса
МОУ СОШ № 132
Ленинского района
г.о. Самара
Купер Марии Витальевны
Научный руководитель:
Дроздова Ирина Валентиновна,
учитель высшей категории
МОУ СОШ № 132
Содержание
Введение …………………………………………………..……………….. 3
1. Илья Муромец – реальная историческая личность ……….…………… 3
1.1. Богатырь Илья Муромец – герой русского эпоса ……………….. 3
1.2. Гробница и останки Ильи Муромца ……………………………… 6
1.3. Исследования останков Ильи Муромца ............................... 7
1.4. Место рождения Ильи Муромца …………………………………. 8
1.5. Преподобный Илья Муромец и былинный богатырь –
одно лицо ………………………………………………………….. 9
2. Преподобный Илья Муромец - былинный богатырь ………………… 10
2.1. Илья Муромец – любимый герой русского народа ………………10
2.2. Истоки богатырской и духовной силы Ильи Муромца ………… 11
2.3. Православное воспитание – основа подвигов Ильи Муромца … 12
2.4. Ратные подвиги и смерть Ильи Муромца ………………………. 15
3. Преподобный Илья Муромец – святой Русской Православной
Церкви ……………………………………………………………. 17
3.1. Канонизация Ильи Муромца ……………………………………. 18
3.2. Почитание преподобного Ильи Муромца Русской
Православной Церковью ...………………………………………. 19
3.3. Преподобный Илья Муромец – святой богатырь, почитаемы
народами России …………………………………………………. 20
Заключение ……………………………………………………………….. 21
Список литературы ………………………………………………………. 22
Введение
Я с детства знала о легендарном былинном богатыре Илье Муромце, о его силе, о его героических подвигах при защите от врагов своей Родины и народа. Гораздо меньше я знала о его божественной избранности, о его православном воспитании и чертах характера, о его духовном подвиге, о единстве в нем былинного богатыря и монаха-подвижника.
Мне хотелось получить доказательства того, что былинный богатырь Илья Муромец и святой преподобный Илия Печерский - это одно и то же реально существовавшее лицо, почитаемое Русской Православной Церковью и народами России.
Этим вопросам и посвящена данная работа.
1. Илья Муромец - реальная историческая личность
Илья Муромец - самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются.
Наши предки XVI - начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильей Русским.
Сказителями былин Илья Муромец обрисовывается как крестьянский сын, который умеет говорить князьям правду в глаза. С сочувствием рассказывают былины о гневе крестьянского богатыря, когда он встретил невнимательное и неуважительное отношение к себе со стороны князя, княгини и “бояр кособрюхих”. Илья Муромец – выразитель подлинного народного патриотизма. Когда нападают враги, он находит в себе силы стать выше оскорблений и обид, нанесенных ему князем. Трогательно уговаривает он (в былине о Калине-царе) других богатырей идти на врагов:
Не ради князя Владимира
И княгини Апраксы королевичны,
А ради матушки-свято-Русь земли.
Илья – защитник сирот, вдов, бедных. Он – не хищник, жаждущий завоеваний и крови, а убежденный носитель идеи защиты своей родины, и в этом убеждении он крепок. С каким негодованием бросает он упрек калике Иванищу, что тот не вступился за угнетенных татарским насильником Идолощем. Прощаясь с каликой, Илья говорит ему:
Прощай-ко нунь ты, сильно могучо Иванищо!
Впредь ты так больше не делай-ко,
А выручай ты Русию от поганых.
В богатырской сказке “Илья Муромец” Н.М.Карамзин так излагает идеалы богатыря в его клятве богу:
Кто сей рыцарь? — Илья Муромец.
Он проехал дикий темный лес,
и глазам его является
поле гладкое, обширное,
где природою рассыпаны
в изобилии дары земли.
Витязь Геснера не читывал,
но, имея сердце нежное,
любовался красотою дня;
тихим шагом ехал по лугу
и в душе своей чувствительной
жертву утреннюю, чистую,
приносил царю небесному.
“Ты, который украшаешь всё,
русский бог и бог вселенныя!
Ты, который наделяешь нас
всеми благами щедрот своих!
будь всегда моим помощником!
Я клянуся вечно следовать
богатырским предписаниям
и уставам добродетели,
быть защитником невинности,
бедных, сирых и несчастных вдов,
и наказывать мечом своим
злых тиранов и волшебников,
устрашающих сердца людей!”
В документальном источнике имя Ильи Муромца впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г. Эти останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца.
Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 г.: "Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке". По свидетельству очевидцев останки представляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежавшую человеку довольно высокого роста (около 180 см). Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.
Интересен тот факт, что преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.
Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 г. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст - сорок- пятьдесят пять лет, выявлены такие дефекты позвоночника, кото рые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно - XI-XII вв. Для уточнения требуются дополнительные работы. Но и это определение не расходится с известным упоминанием о времени жизни Ильи Муромца в 1188 г. Таким образом, пока подтверждается мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире "Красное солнышко", как повествуется в былинах.
Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины "Илья Муромец и Калин царь" в исполнении сказителя Щеголенкова: "от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца". Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что "смерть ему в бою не писана".
Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития. Зато существует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Ему посвящено самое большое количество былин во всем русском фольклоре. Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе. Кроме того, о нем сложены сказки и казацкие былинные песни оригинального содержания.
Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает "Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова" не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово.
Память об Илье Муромце всегда хранилась на его родине - в селе Карачарове и городе Муроме, где не сомневались в его реальном существовании и происхождении.
Илья Муромец является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским.
Мощи преподобного, описанные выше ярко свидетельствуют о воинской биографии. Неоднократно проведенные экспертизы останков не оставляют сомнений в том, что они принадлежат богатырю-воину и монаху Киево-Печерской лавры Илье Муромцу.
В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преподобного Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо.
Таким образом, все, что мы знаем сегодня о жизни, подвигах, смерти русского богатыря Ильи Муромца и о сохранившихся останках преподобного святого Илии позволяет утверждать, что это одно и то же реально существовавшее лицо.
Много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили сказы о русских богатырях, особенно о самом чтимом из них, Илие Муромце, и самый тщательный анализ убеждает нас, что образ его во всех былинах и их вариантах остается неизменным. Главные свойства духовного облика Илии, делающие его столь отличным от других богатырей, любовно сохранены народом.
Любимый герой русского народа и в своей тревожной жизни воина обладал не только могучей силой телесной, но и великой силой духовной. Во всех сказаниях о нем мы находим свидетельства о его истинно христианском смирении и кротости, величавом спокойствии и мире душевном.
Надо сказать, что в русских былинах каждый богатырь имеет свой живой образ, свое лицо, со своими, только ему присущими достоинствами, но и все недостатки отмечаются с прямодушной простотой. И все это пронесено через столетия. Здесь каждый характер дышит правдой. Добр и прямодушен, но скор на расправу и не щадит врага Добрыня Никитич. Дерзок, смел и ловок, но чаще побеждает хитростью Алеша Попович. Отличается горделивой осанкой и буйным духом Дунай Иванович. И среди этого живого многообразия самых сильных и славных людей Древней Руси возвышается образ кроткого богатыря Илии Муромца.
По мнению подлинного знатока русской народной поэзии К. С. Аксакова, "... в сонме богатырей, в подвигах их видится и выражается сам народ. Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец... Скопил он страшные силы, встал и понес их, но не на обиду и разорение другим, не на праздное пролитие крови, но на защиту добра и на поражение зла, на мир и тишину".
Преподобный Илия, как известно, родился в селе Карачарове под древним русским городом Муромом. Название этого села сохранилось и поныне. Любовно сохранено народной памятью и имя отца Илии крестьянина Ивана Тимофеевича. Другие богатыри в основном витязи знатного рода, Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям—его дядя, по былинам—племянник. Илия Муромец—единственный крестьянин по происхождению среди русских богатырей. И именно ему дана самая большая сила—и духовная, и телесная.
Необыкновенно важный и многое объясняющий в его жизни факт, что от рождения он был немощен, даже ходить не мог до тридцати лет. И, видно, в эти тридцать лет воспитались в нем великое терпение и смирение, великая кротость, если Божиим Промыслом ему было определено стать в то тревожное время во главе защитников границ Руси от многочисленных врагов, во главе ставших легендарными, но существовавших реально русских богатырей. Их молодой силе и мощи, постоянно волнующейся, бушующей страстями, готовой вспыхнуть ссорой, нужен был именно такой, пользующийся непререкаемым авторитетом, по своей превосходящей всех силе духовной всех объединяющий и примиряющий предводитель. "Под славным городом под Киевом... стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илия Муромец, податаманье был Добрыня Никитич, есаул — поповский сын Алеша". Эти слова запечатлел в своей известной картине Васнецова.
Избранность Илии Муромца явлена нам очевидно. Сила дается ему чудом, через святых старцев. Они приходят к нему в дом, где он привычно безмолвствует один, и властно говорят: "Поди и принеси нам напиться". Пытаясь по послушанию исполнить приказ старцев, он получает помощь свыше и... встает. Здесь очень важен момент испытания веры Илии. “По вере вашей да будет вам” (Евангелие от Матфея). Господь ничего не творит насильственно. Требовались свободное устремление воли человека, его решимость, чтобы все остальное получить даром, по благодати. Будущий великий богатырь оказался достоин своей избранности. Поистине великую веру надо было иметь, чтобы после тридцати лет неподвижности, по требованию "калик перехожих", попытаться встать.
Илия встает и приносит им целое ведро воды. "Выпей сам",— говорят они. Он выпивает. "Что ты в себе слышишь?" — "Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли". — "Принеси еще ведро". Илия приносит. "Выпей и это ведро", — говорят ему старцы. — "Что в себе слышишь теперь?" — "Если бы кольцо ввернуть в землю, — отвечает Илья,—я бы повернул землю". — "Это много, — говорят ему. — Принеси третье ведро". Илья приносит третье ведро. "Выпей", — говорят старцы. Илия выпил, и силы у него стало меньше. "Будет с тебя и этого", — говорят старцы и уходят.
Почему поставлены пределы силе богатырской? Есть и на это ответе древнерусских былинах: образ богатыря-громады необъятной силы Святогора, которого уже и земля не держит, который уже и сам этой силе не рад и лежит неподвижно. Глубоко печален образ этой "силы чисто внешней, материальной, ненужной и бесполезной даже и тому, кто ею обладает. Эта сила уже без воли. Здесь сила приближается уже к стихии, как сила воды, ветра... И еще более выигрывает богатырь Илия Муромец, величайшая человеческая сила, соединенная с силой духа".
Получив силу чудом, уже в зрелом возрасте, Илия не мог ею возгордиться, он пронес ее через всю свою жизнь как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а всему народу русскому, которому он бессменно и бескорыстно, в скорбях и лишениях, до глубокой старости служил, став на многие годы образом его духовной и материальной силы.
Он ведь крест кладет да по-писаному,
Он поклон – от ведет все по-ученому;
Он ведь молится все Спасу Пречистому,
Он творит – от все молитву – ту Иисусову,
Поклоняется Царице, Божьей Матери…
Его православное воспитание видно уже в том, как он собирается на богатырские подвиги. Он творит земной поклон перед отцом и матерью, просит у них великого благословения:
“Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град –
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую”.
По всему видно, что отец и мать тоже понимают высокое назначение своего сына. Люди уже немолодые, они тем не менее беспрекословно отпускают Илию, дают ему великое благословение и завет не проливать крови христианской. И во всех подвигах богатыря мы видим, что он никогда не вступает в битву из удальства или в пылу гнева. Дарованную ему от Бога силу он употребляет только на защиту своего Отечества или восстановление справедливости.
Илия отправляется в стольный град Киев к великому князю Владимиру. Сколь тревожным было то время, можно судить уже по тому, что прямой дорогой в Киев ехать никто не решался. Встретив на этом пути разбойников, Илия драться и ссориться с ними не стал. Взял свой тугой лук и пустил стрелу "в сыр-кряковистый дуб", отчего дуб изломался "в черенья ножевые". Он показал им свою силу, и они с поклоном пропустили его.
Соловей-Разбойник, которого затем полонил Илия, по мнению исследователей, олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю. Во многих песнях говорится, что копье Илии с крестом.
Даже перед битвой с угрожавшим взять Киев языческим, скорее всего половецким, Калином-царем Илия долго уговаривает его уйти добровольно, не проливая зря крови. И здесь, и в каждом деянии русского святого богатыря видны его спокойный, тихий нрав, христианское долготерпение и милосердие.
Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: “Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять”.
Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Он прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»…
Свои подвиги былинный богатырь совершал не только в Киеве, но и далеко за его пределами. Много времени он проводил вне стольного града, на заставе богатырской, охраняя границы Киевской Руси.
По былинам, он не имеет поражений. И, служа благу Отечества на поле брани, всегда остается монахом-подвижником. Его нигде не называют "удалым". Спокойная, величавая мощь Илии где-то над удалью и суетой. Вокруг бушуют страсти, а он сохраняет внутренний мир, кротость, любовь к ближнему. Поистине могучая духовная сила его изумляет нас гораздо сильнее телесных подвигов.
После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Это вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Преподобный Илия - не первый и не последний воин, поступивший так. ,Вспомним великого полководца Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преподобного Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.
Ученые установили, что преподобный Илья Муромец умер не от старости или болезни, а погиб от смертельного удара в область сердца. На этом основании можно сделать вывод, что богатырь-монах погиб в бою. Ближайшая к 1188 г. битва за Киев с разорением и разрушением Печерского монастыря произошла в 1203 г. Именно этот год можно считать годом гибели былинного богатыря.
Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца - гравюра из Киево-Печерского патерика, выложенная печерским "изобразителем" Ильей в середине XVII в.
Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии говорит о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Возможно, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).
Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.
“…Илья Муромец
Нанял хитроумных плотников.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Поныне его мощи нетленные!”
Церковное почитание святого Ильи Муромца на его родине как в прошлом столетии, так и до самого последнего времени ограничивалось лишь обычным упоминанием его в день памяти наряду с другими киево-печерскими угодниками. В последние годы с возрождением Церкви и местных святынь церковное почитание Ильи Муромца значительно усилилось и получило особое распространение как на родине богатыря, так и по всей стране.
Так в селе Карачарове был восстановлен храм Гурия, Самона и Авива, где 1 января 1993 г. в день памяти святого была торжественно установлена икона святого с частицей мощей Ильи Муромца. Образ был исполнен муромским художником-иконописцем И. Суховым по заказу потомков богатыря, многочисленных Гущиных. Частица мощей преподобного была передана из местного музея. В 1994 г. на городском кладбище заложена часовня во имя святого богатыря (освящена в 1998 г.). Святой Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых и изображается на иконах для монастырей и храмов.
В советское время были предприняты большие усилия по дехристианизации образа преп. Илии Муромца с целью превращения его в "воплощение народного идеала героя-воина". Так, например, характерной чистке подвергся известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят "калики перехожие", которые в итоге и исцеляют Илью. Кто они - во всех советских изданиях опущено. В дореволюционном же издании былины "калики" - это Христос с двумя апостолами.
Украинская Православная Церковь Московского Патриархата учредила орден преподобного Илии Муромца, которым награждаются священнослужители и миряне, отличившиеся жертвенным служением Богу и Отечеству, в том числе и в “горячих точках”.
Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, а также части специального назначения считают святого богатыря своим небесным покровителем.
В 1998 году на территории Главного штаба Ракетных войск в Подмосковье был построен и освящен храм во имя преподобного Илии Муромца. В алтаре храма находится икона святого с частицей мощей из Киево-Печерской лавры.
В Косово (Сербия) после Балканской войны почти четыре года – с июля 1999-го по июнь 2003-го – был развернут полевой храм преподобного Илии Муромца, который затем вывезли в Чечню, где он находился во Введенском районе, в базовом лагере Воздушно-десантных войск до ноября 2004 года. В полевых условиях Косова и Чечни в этом храме приняло святое крещение большое количество воинов, в том числе и с именем Илия, в память преподобного.
В наше время былинный образ Илии Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание, в том числе и среди нецерковных людей.
Хочется верить, что при этом в образе непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Божию.
Заключение
Высок и светел нравственный облик преподобного Ильи Муромского. Он близок сердцу каждого человека. Вот уже 800 лет рассказы о его благородных подвигах, христианском милосердии и всеобъемлющем добродушии являются неотъемлемым звеном в воспитании все новых и новых поколений. В рассказах о нем, так мудро и образно переданных в народных былинах, молодые люди получают первые уроки мужества и благородства, любви к своему Отечеству и народу. Похоже, что и ныне святой Илия бессменно несет свой подвиг:
"Что ясный сокол в перелет летит,
Как белый кречет перепархивает,
Мчится на коне старый богатырь Илья Муромец".
Сколько чистой народной любви в этих словах! И, несомненно, эта любовь будет воспитывать и будущие поколения.
Список литературы
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Цветок или сорняк?
10 осенних мастер-классов для детей
Сказка про Серого Зайку
Попробуем на вкус солёность моря?