В 2005 году в гимназии вышел первый номер школьной газеты "Гимназист". С 2007 года пресс-центр ежемесячно выпускает номер газеты, публикует сборники творческих работ учащихся, тиражирует буклеты, календари классов. Татьяна Жирова, являясь редактором "Гимназиста", на XI научно-практической конференции рассказала об истории развития российской журналистики, провела социологический опрос и выяснила, какие периодические издания читают современные школьники.
Вложение | Размер |
---|---|
rossiyskaya_zhurnalistika.doc | 158 КБ |
Исследовательская работа
«Российская журналистика: взлёты и падения»
Содержание:
Журналистика – это передовое звено литературного процесса, поэтому исторические катаклизмы в первую очередь отражаются на страницах периодических изданий, общественно - политических и литературно – художественных журналов.
В общественно - политической жизни нашей страны журналистика имела и имеет огромное значение.
В советское время она несла в себе отражение суровой действительности того время.
Она показывала борьбу советского писателя с идеологическими рамками.
Благодаря советским журналам, увидели свет наиболее яркие и талантливые произведения «запрещенной литературы». Журналы помогли вспомнить забытые и запрещенные имена, перед заинтересованными читателями открылись неизвестные ранее грани творчества великих писателей.
В наше время значение журналистики заключается в донесение до читателя важных экономических, социальных, политических и духовных событий.
Большинство журналов же теперь несут развлекательный характер.
Литературный процесс 20х годов – это попытка вновь возродить «тонкие» и «толстые» журналы. Появились первые книжки двух толстых журналов, открывших советский период истории русской литературы.
С 30ых по 50ые года XX века возникает понятие социалистического реализма. С 30-х годов он стал превращаться в откровенный нормативизм и иллюстрирование политических лозунгов. Идеализация далеко не идеальной реальности не могла быть реализмом, но соответствующая литература сохранила прежнее наименование - литературы социалистического реализма.
По принятой сегодня терминологии, время с 50-х по 90-е годы обозначаем тремя периодами: оттепель, застой, перестройка.
На 90ые года приходится журнальный пик.
К 1990 г. закончился рассвет литературно-художественных журналов и пришел конец трем мифам о запрещенной литературе, самом лучше читателе и писателе.
Рассуждая о развитии журналистики в 20-м веке, хочу сказать, что существует три группы жанров:
Меня интересует именно художественно – публицистический жанр. Являясь редактором школьной газеты «Гимназист», я задалась вопросом: каково влияние средств массовой информации, в частности, художественно – публицистических журналов, на интеллектуальное развитие учеников; как часто школьники обращаются за нужной информацией к журналам, газетам; что и почему читает современная молодёжь?
Работая над данной темой, узнала состояние журналистики, начиная с 20-х годов двадцатого века и до наших дней.
1. Первые советские журналы.
"Красная новь", первый советский "толстый" литературно-художественный и научно-публицистический журнал, издавался в Москве в 1921—42. Первый ответственный редактор — А. К. Воронский (до 1927). В 20-е гг. журнал был крупным литературным центром; вокруг него группировались многие талантливые писатели и критики. В журнале печатались произведения М. Горького, М. М. Пришвина, А. П. Платонова, И. Э. Бабеля, В. В. Иванова, А. Н. Толстого, Л. М. Леонова, В. П. Катаева, А, П. Гайдара, А. Н. Афиногенова, А. С. Макаренко; стихи С. А. Есенина, В. В. Маяковского, Э. Г. Багрицкого, Н. Н. Асеева и др.; в отделе критики — статьи А. В. Луначарского, А. К. Воронского, Д. А. Горбова, А. З. Лежнева и др. В 30-е гг. в редколлегию входили А. А. Фадеев, В. В. Ермилов и др.
"Новый мир", ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, орган Союза писателей СССР. Издаётся в Москве с января 1925. Первыми редакторами были А. В. Луначарский, Ю. М. Стеклов, И. И. Скворцов-Степанов; с 1926 редакторы журнала — В. П. Полонский (1926—31), К. М. Симонов (1946—50; 1954—58), А. Т. Твардовский (1950—54; 1958—70) и др.; с 1970 — В. А. Косолапов. В "Н. м." увидели свет "Жизнь Клима Самгина" (1-я часть) М. Горького, "Поднятая целина" (1-я книга), "Тихий Дон" (4-я книга) М. А. Шолохова; "Пётр I" (2-я книга) и "Хмурое утро" А. Н. Толстого; "Соть", "Дорога на океан" и "Нашествие" Л. М. Леонова; "Гидроцентраль" М. С. Шагинян, "Люди из захолустья" А. Г. Малышкина, "Испанский дневник" М. Е. Кольцова, "Люди. Годы. Жизнь" И. Г. Эренбурга, "Районные будни" В. В. Овечкина и др. На страницах журнала публиковались К. А. Федин, Вс. Иванов, Ф. В. Гладков, М. М. Пришвин, В. П. Катаев, М. В. Исаковский, А. А. Сурков, С. Я. Маршак, Б. Л. Пастернак, Я. В. Смеляков, О. Ф. Берггольц, В. Ф. Панова, С. П. Залыгин, В. Ф. Тендряков, Г. Н. Троепольский, В. А. Каверин, Ф. А. Абрамов, Ю. В. Трифонов, Е. Я. Дорош и др. "Н. м." регулярно печатает произведения представителей многонациональной советской литературы: Ч. Айтматова, В. В. Быкова, Р. Г. Гамзатова, Д. Н. Кугультинова, М. Рыльского, М. Слуцкиса и др.; зарубежных авторов. Кроме большого художественного, журнал имеет разделы: "Очерки наших дней", "Публицистика", "Дневник писателя", "Дневники. Воспоминания", "Литературная критика" и др. Тираж (1974) 175 тыс. экземпляров.
"Иностранная литература", литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал СП СССР; выходит в Москве с 1955. Продолжает деятельность журнала "Интернациональная литература". В журнале публикуются произведения выдающихся писателей разных стран и континентов — Б. Брехта, Г. Белля, У. Фолкнера, Ф. Мориака и др. Журнал знакомит читателей с творчеством молодых литераторов Африки, Латинской Америки, Азии, борющихся за независимость, против колониализма и империалистической агрессии (М. Диб, У. Сембен, П. Абрахамс, Ж. Амаду, Н. Гильен, П. Неруда, К. Чандар и др.). "И. л." уделяет большое внимание теме строительства новой жизни в странах социализма (А. Зегерс, Д. Нолль, В. Незвал, В. Броневский, Е. Багряна и др.). В разделе "Литературное наследие" помещаются переводы произведений писателей всех эпох. В критическом отделе публикуются статьи, посвященные проблемам критического реализма, вопросам современного модернизма, критике реакционных теорий буржуазной эстетики. Значительное место в работе "И. л." занимает отстаивание реалистического искусства в полемике с ревизионизмом, догматизмом, буржуазными антиреалистическими концепциями. Журнал практикует выпуск тематических номеров, посвященных Африке, Латинской Америке, Испании, антивоенной теме, молодёжи и др. Раздел "Изобразительное искусство за рубежом" богато иллюстрирован. В журнале отражаются проблемы связей и отношений между русской и зарубежной литературами.
"Юность», ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический иллюстрированный журнал, орган СП СССР. Издается с 1955 в Москве. Первый редактор В. Катаев, с февраля 1962 — Б. Полевой. Журнал адресован главным образом молодёжи, что определяет в значительной мере его тематику. Среди авторов "Ю." — А. Твардовский, К. Симонов, О. Берггольц, Ю. Нагибин, И. Друцэ, Б. Ахмадулина, В. Быков, Б. Васильев, В. Титов, Б. Слуцкий, В. Аксенов, А. Битов, А. Вознесенский, А. Рекемчук, Е. Евтушенко, С. Антонов, Р. Рождественский, А. Рыбаков, Ф. Искандер и другие. Тираж (1977) 2650 тыс. экз.
"Дружба народов", литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал, орган СП СССР. Основан по замыслу М. Горького. Выходит в Москве с 1939 (до 1955 — как альманах). Публикации журнала представляют литературы всех народов СССР. В "Д. н." напечатаны многие значительные произведения: романы М. Ауэзова, М. Стельмаха, И. Мележа, П. Куусберга, А. Мухтара, В. Лациса, И. Друцэ, Ю. Рытхэу, "Ледовая книга" Ю. Смуула, "Тронка" О. Гончара и др.; рассказы и повести Ч. Айтматова, Я. Брыля, Л. Промет, В. Быкова, Ю. Марцинкявичюса и др.; стихи П. Тычины, Я. Смелякова, М. Рыльского, М. Бажана, М. Танка, С. Капутикян, Г. Леонидзе, А. Прокофьева, Э. Межелайтиса и др.; статьи, посвящённые проблемам развития национальных литератур, вопросам художественного перевода. Главный редактор "Д. н." — С. А. Баруздин (с 1966). С 1958 издаются литературные приложения к журналу: "50 лет советского романа", "Библиотека “Дружба” народов" и др. серии. Тираж (1972) 80 тыс. экземпляров
2. Журналистика в 20-ые годы XX века.
После 1917 года «руководящая функция литературы получает исключительное развитие, оттеснив и религию, и фольклор, пытаясь непосредственно строить жизнь по рекомендуемым образцам...».
Рубежом был - 1921 год, когда появились первые книжки двух толстых журналов, открывших советский период истории русской литературы. До «Красной нови» и «Печати и революции» имелось много попыток возродить журнал «толстый» и «тонкий», но успеха эти попытки не имели. Век их был краток: старый читатель от литературы отошел, новый еще не народился. Старый писатель, за малым исключением, писать перестал, новые кадры были еще немногочисленны. Преимущественно поэтический период сменился преимущественно прозаическим.
С самого начала 20-х годов начинается (точнее, резко усиливается) и культурное самообеднение России. В 1921 году умер сорокалетний А. Блок и был расстрелян тридцатипятилетний Н. Гумилев, вернувшийся на родину из-за границы в 1918-м.
В 1921 году открылись первые «толстые» советские журналы, а в «августовский культурный погром» 1922 года стал сигналом к началу массовых гонений на свободную литературу, свободную мысль.
В год образования СССР (1922), выходит пятая и последняя поэтическая книга А. Ахматовой, высылается из страны цвет ее интеллигенции, добровольно покидают Россию будущие лучшие поэты русского зарубежья М. Цветаева, В. Ходасевич и сразу затем Г. Иванов. К уже эмигрировавшим выдающимся прозаикам добавляются И. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин, а также - на время - сам М. Горький.
Один за другим стали закрываться журналы, в том числе «Дом искусств», «Записки мечтателей», «Культура и жизнь», «Летопись Дома литераторов», «Литературные записки», «Начала», «Перевал», «Утренники», «Анналы», альманах «Шиповник».
28 июня 1922 года А. Воронский заявил в «Правде» о молодой литературе: «Это не пролетарская литература, не коммунистическая... В целом эта литература - советская, враждебная и эмиграции, и последним «властителям дум» в литературе».
Закрепление понятия - первоначально не узко идеологического - «советская литература» при всей конфронтационности к эмиграции имело тогда положительный смысл, объединяло писателей России, которых «марксистская» и «пролетарская» критика именовала лишь «пролетарскими», «крестьянскими», «попутчиками» и резко противопоставляла друг другу.
Рубежный характер начала 20-х годов очевиден, но не абсолютен. В некоторых отношениях, например, в области стихосложения, «серебряный век» «жил» до середины 20-х годов. Крупнейшие поэты «серебряного века» (в их же ряду такой необыкновенный прозаик, как Андрей Белый, который умер в начале 1934 г.) и в советское время, при всей их эволюции и вынужденном долгом молчании, в главном сохраняли верность себе до конца: М. Волошин до 1932 г., М. Кузмин до 1936, О. Мандельштам до 1938, Б. Пастернак до 1960, А. Ахматова до 1966.
3. Журнальный период с 30-ых по 90-ые года XX века.
В 1932 году возникло понятие «основного метода советской литературы» - «социалистического реализма». «Социалистический реализм не является стилем в том ограниченном смысле, в каком является им символизм или футуризм. Это - не школа с разработанным до мелочей художественным кредо, обладательница чудодейственного секрета, исключительная и нетерпимая по своей природе. Это широкая, открытая в большую даль времени установка, способная совместить в себе целую радугу школ и оттенков. Ее следует сравнить скорее с искусством Ренессанса, которое, при общности основных устремлений, являло огромное разнообразие манер и направлений». Но этих критиков не послушались.
Социалистический реализм - не выдумка Сталина. Он действительно существовал и действительно был реализмом, основанным на социально-историческом определении развития всего общества, а не только судеб отдельных людей или даже больших социальных групп и народов. Человек в нем активен и порой даже могуч, но постольку, поскольку этот человек выражает то, что считалось общественно-историческими закономерностями, и ими направляется. В соцреализме изначально был немалый элемент утопизма. Но свои элементы утопизма были и в реализме XIX века. Соцреализм оставался реализмом, пока идеализировал несуществующее будущее, но с 30-х годов стал превращаться в откровенный нормативизм и иллюстрирование политических лозунгов, сталинского заявления о том, что «жить стало лучше, жить стало веселей». Идеализация далеко не идеальной реальности не могла быть реализмом, но соответствующая литература сохранила прежнее наименование - литературы социалистического реализма.
Однако самые достойные люди в страшную эпоху совершали поступки, которые легко осуждать. Б. Пастернак по заказу покровителя творческой интеллигенции Н. Бухарина написал и напечатал в «Известиях» 1 января 1936 г. хвалебные стихи о Сталине: возможно, не решился отказать опальному политику, но, безусловно, были и творческий интерес и попытка «вписаться» в общество, уже с 1934 г. восхвалявшее Сталина вовсю. Очень скоро Пастернак коренным образом изменил свою позицию, зато М. Булгаков, который в конце 1924 г. занес в дневник переданную ему самокритичную фразу А. Толстого «Я теперь не Алексей Толстой, а рабкор-самородок Потап Дерьмов» со своим приговором: «грязный, бесчестный шут», - во второй половине 30-х пишет пьесу «Батум» о молодом Сталине, возможно, испытывая «желание первым из русских драматургов - вслед за поэтом - написать о Сталине», и это «могло подогреваться слухами о работе Толстого над повестью «Хлеб». Роман «Мастер и Маргарита» доказывает, что Булгаков искренне предпочитал Сатану реальным, не фантастическим «мелким бесам», губящим все живое, чистое и талантливое, - у Сатаны по крайней мере есть над ними власть. М. Зощенко писал рассказы о Ленине в духе обычной советской мифологии. А. Платонов отдал дань официальной фразеологии как критик (хотя и проводил в своих лучших статьях мысль о приоритете общечеловеческих гуманистических ценностей над всякими другими).
Ветви русской литературы объединяет не только то, что все это русская литература, что у них общие корни, что во всех ветвях появлялись замечательные произведения и что никто из писателей не был застрахован от превратностей исторической судьбы. При очень различном отношении к традициям все это - в лучших проявлениях - новаторская, новая литература, литература двадцатого века не по одному лишь времени создания произведений.
С 50-х годов 20 века в литературе выделилась группа писателей-«деревенщиков», которые избрали тематикой литературных произведений изображение беспросветной жизни русской деревни. Представителями этой группы были Ф.А.Абрамов, В.Г.Распутин, В.И.Белов и В.П.Астафьев.
В 50 — 80-е годы в Советском Союзе существовали два параллельных литературных мира — официальный и неофициальный.
Чтобы представить себе развитие художественной мысли за период 50-80-х годов, достаточно перелистать журналы этих лет: «Молодая гвардия», «Москва», «Новый мир», «Наш современник», «Нева», «Огонек», Октябрь», «Юность». Мы увидим, как постепенно менялся облик журналов, тон журнальных статей и отбор художественных произведений: от безликости, подчиненности идеологическим канонам – к полной и страшной правде обо всем, что касается судьбы стран.
В 1953 году умер Сталин. Литераторы стали выказывать свое недовольство по поводу регламентации литературного процесса. Возникла волна разоблачений преступлений сталинского режима. Но Н. Хрущев не позволил писателям отходить от идеологии коммунистической партии. В 1958 году Б. Пастернак под давлением партийных цензоров вынужденно отказался от присужденной ему за роман «Доктор Живаго» Нобелевской премии.
По принятой сегодня терминологии, время с 50-х по 90-е годы обозначаем тремя периодами: оттепель, застой, перестройка.
Времена оттепели – это время полумер, характеризующиеся неполнотой всего дозволенного: полугласность о культуре, полуправда о жизни, полудемократия в общественной жизни. По – прежнему в жестких рамках идеологических запретов выходили художественно – публицистические журналы. Оттепель так и не перешла в весну.
В Брежневскую эпоху застоя критики называют «скверным, вязким, топким временем»: усилился гнет идеологической цензуры, говорить правду стало еще труднее. Появилась политическая оппозиция и неподцензурная литература. Общественно – политическая жизнь в стране, а в честности в литературно-журнальном мире, описана А.И. Солженицыным в его литературных заметках «Бодался теленок с дубом». Речь в них идет о самом прогрессивном журнале времен «застоя» - «Новом мире» под руководством А.Т. Твардовского.
Вплоть до 1986г. Эпоха застоя высылала за границу, судила и наказывала инакомыслящих, все тех, кто отказывался молчать и приноравливаться к общепринятым нормам полуправды – полулжи, попрания человеческого достоинства.
Начало перестройки выявило новые процессы в литературном мире: потребность в правдивом и строгом осмыслении своей истории. Перестройка ассоциируется у нас со словами «гласность», «демократия», «правда». Литература в целом подготовила перестройку, а художественно – публицистические журналы первыми откликнулись на перемены в общественной жизни.
Журнал «Знамя» определил направление журнальных публикаций: воскрешение забытых имен и запрещенных произведений. Начиная с 1986г., здесь были напечатаны «Ювелирное море» А. Платонова, «Собачье сердце» М. Булгакова, повесть А. Приставкина «Ночевала тучка золотая», исследования Роя Медведева «О Сталине и сталинизме». Этот журнал отличает сегодня не только стремление к полноте правды, но и хороший художественный вкус.
Огромную популярность своими полемическими статьями завоевал журнал «Огонек» под редакцией Виталия Коротчина. Рубрика журнала «Поэзия XX века» впервые представила нашему читателю имена Н. Гумилева, З. Гиппиус и др. Журнал поднимал острые вопросы, будил активность читателей.
Пожалуй, самый интересный, глубокий и высокохудожественный журнал нашего времени, сохраняющий традиции А.Т. Твардовского, - «Новый мир» с главным редактором Сергеем Залыгиным. Здесь увидели свет наиболее яркие и талантливые произведения «запрещенной литературы». И особое место на страницах журнала принадлежало произведениям А.И. Солженицына. В 1989г. В журнале начинается печатание главного его труда – «Архипелаг ГУЛАГ».
В 1987г. журнал печатает произведения лучших советских писателей, открывая читателям забытые имена и некогда запрещенные произведения авторов: А. Ахматова «Реквием», А. Твардовский «По праву памяти», А. Битов «Пушкинский дом», В. Набоков «Николай Гоголь».
Год 1988 – год продолжающихся открытий ранее запрещенных произведений известных писателей. Через 40 лет после создания увидел свет роман – антиутопия Д. Оруэлла «1984».
Журнал «Новый мир» отличает высокий художественный вкус, взвешенность оценок и вместе с тем – полемичность публицистических, политических и критических статей.
Популярность в годы «перестройки» завоевал и журнал «Октябрь» с главным редактором Анатолием Ананьевым. В 1986г. «Октябрь» потряс современников «Печальным детективом» В. Астафьева, затем – публикациями произведений В. Гроссмана – романом «Жизнь и судьба» и рассказом «Все течет».
Веяния времени коснулись и таких прежде малоинтересных журналов, как «Нева», «Дружба народов», благодаря им читатели познакомились с «Чевенгуром», А. Платонова, автобиографической прозой В. Набокова, Произведениями Б. Пильянка, В. Войновича, В. Некрасова.
Перестроился журнал «Юность» и вошел в литературный мир как полноправный литературно – художественный журнал. В 1987 г. В «Юности» напечатана повесть С. Антонова «Васька», вызывающая разноречивые критические оценки, в 1988 г. – роман-анекдот В.Войновича «Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина», некогда запрещенный современной цензурой, воспоминания Ивана Твардовского «Страницы пережитого». В «Юности» активно печатают писателей третьей волны эмиграции В. Аксенов, В. Войнович, Л. Бородин и др.
Начиная с 1986 г., год от года повышается уровень свободы печатания. Журналы предлагали вспоминать забытые и запрещенные имена, перед заинтересованными читателями открылись неизвестные ранее грани творчества известных писателей. Журнальный мир как бы обрел второе дыхание. Благодаря журнальным публикациям, «никогда еще, пожалуй, литература не представала таким единым, мучительным сгустком боли за человека, как в 1987-1988 годах. Никогда еще в ней так свободно не пульсировала мысль, обращаясь к самым трудным и острым для общества вопросам» (Е. Шкловский).
Больше всего литературный процесс второй полвины 80-х годов повлияла «задержанная литература». Разные по своей художественной ценности, эти произведения раскрыли перед читателями новые грани советской действительности, затронули темы, ранее недопустимые:
1 ) «Лагерная тема». Она открылась повестью А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Потрясением для читателей стало документальное исследование А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Многие произведения на эту тему носили автобиографический характер. Эта мемуарная проза, объединенная общей темой трагедии человека, попавшего в гулаговскую мясорубку, показывает разные стороны человеческой жизни: судьбу женщины – коммунистки, не сломившейся ни в тюрьмах, ни в лагерях; историю молодежной оппозиции сталинскому режиму; перерождение и опущение личности в нечеловеческих условиях; судьбы тюремщиков и военачальников; тяжесть прозрения и силу человеческого духа. Своеобразно раскрыл тему сталинских лагерей, исковерканных человеческих жизней через судьбу служебной собаки писатель Г. Владимов («Верный Руслан»). Иной поворот лагерной темы, нравственное созревания и прозрение молодого человека через осмысление судьбы старшего поколения предлагает Ю. Нагибин в повести «Встань и иди».
2 ) С лагерной темой связана тема судьбы интеллигенции в 30-50 годы: это «Раковый корпус» А. Солженицына, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Жизнь и судьба» В. Грассмана», «Пашков дом» Н. Шмелева, «Бодался теленок с дубом» А. Солженицына, «Софья Петровна» Л. Чуковской и др.
Сила и слабость человеческого духа, растерянность перед сильными, попрание истины и надругательство над законом, примирение со злом и торжеством человечности, всокое понятие «русской интеллигент» и обретение нравстенности – таков круг вопросов, поднятых этими произведениями.
3 ) Страшная правда о годах коллективизации зазвучала в дошедших до нас почти через пол века «Письмах к Луначарскому» В. Короленко, в романе-прозрении А. Платонова «Котлован», в «Оврагах» С. Антонова, в «Мужиках и бабах» Б. Можаева, в рассказах В. Тендрякова «Хлеб для собаки» и «пара гнедых», в «Облаве» В. Быкова, в воспоминаниях Ивана Твардовского.
С разной степенью мастерства, с разных позиций, но с одинаковой болью за русское крестьянство повествуют эти произведения о трагедии 30-х годов.
4 ) Тема культа личности И.В. Сталина, исследование его истоков вместила в себя разные проблемы: внимание к темным сторонам его биографии, к его личности – в фантазии А. Адамовича «Дублер»; сатирическое осмысление Сталина у Ф. Искандера в романе «Сандро из Чегама»; проникновение в психологию тирана – в «Детях Арбата» А. Рыбакова; гипнотическое влияние Сталина на окружение – в «Новом назначении» А. Бека; документальное фиксирование личных контактов – в записках К. Симонова «Глазами человека моего поколения».
Новый пласт литературы, появившийся на страницах печати после 1986г. – литература зарубежья. Это и романы представителей первой волны эмиграции: М. Алданова, Н. Берберовой, Д. Мережковского, В. Набокова, поэзия и проза В. Ходасевича, З. Гиппиус, А. Мариенгофа; книги писателей и поэтов – эмигрантов второй и третьей волны: В. Некрасова, Л. Бородина, А. Гладилина, И. Бродского, В. Войновича, В. Аксенова, С. Довлатова и др.
Более скромно представлены в журнальной прозе конца 80-х годов произведения советских писателей – современников нашей действительности. Это, с одной стороны, проза взыскующая, обращенная к совести человека, стремящаяся пробудить в нем нравственное начало, - «Пожар» В. Распутина, «Печальные детектив» В. Астафьева, «Плаха» Ч. Айтматова. С другой стороны, - ироничная, издевающаяся, издевающаяся, горькая – л. Петрушевский. Т. Толстой, В. Ерофеева, В. Пъецуха, С. Каледина.
Самого высокого накала журнальная жизнь достигает в 1988 г. Литературный критик Н. Иванова назвала этот год «годом журналов и журнальной критики».
Именно в этот период ярких злободневных публикаций, период открытия новых имен, новых тем, когда поднялся девятый вал современной журналистики, проявились с особой остротой разногласия в позициях журналов, в из отношении к новым проблемам жизни.
К 1987 г. журнальный мир окончательно раскололся на два противоборствующих и непримиримых лагеря: сторонников и противников начавшихся преобразований в обществе. Обозначаются два полюса в понимании современного литературного процесса.
Началось это, пожалуй, с «Огонька», каждая публикация которого раздвигала пределы дозволенности и разрешенности. Здесь и в других журналах появились новые и ожили старые термины: неославянофильство, русофобство, заединщики, антисемитизм. Вместе с журналом «Огонек», «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Нева» приветственно восприняли перемены в обеществе.
С другой стороны журналы «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник» осторожно и критически отнеслись к новым, захлестнувшим журнальные страницы темами и произведениями, отстаивали право на иную трактовку истории, иное понимание целей перестройки. Полемика между представителями разных станов приобрела характер классовой борьбы, заставляя вспомнить мрачные 30-е годы. Вот названия лишь некоторых статей: «Гражданская война в литературе» (Н. Федь, «Молодая гвардия», 1990, №3); «Примирение искать рано» (критические баталии на страницах периодики) (Е. Щеголова, «Нева», 1982, №1); «От врагов народа к …» (Н. Иванова, «Огонек», 1988, №36); «Испытание правдой» ( Е. Яковлев, «Новый мир», 1986, №7); «Свои чужие» (В. Сорокин, «Наш современник», 1989, №8); «Вам, из другого поколения» (Ю. Буртин, «Октябрь», 1987, №8); «Колокольный звон – не молитва» ( к вопросу о литературных полемиках) ( А. Латынина, «Новый мир», 1988, №8); «Русофобия: 10 лет спустя» (И. Шафапевич, «Наш современник», 1991,№12).
Главный момент полемики между журналистами обозначился еще в 1986г., когда появились первые шокирующие публикации на страницах «Огонька», «Знамени», «Нового мира», когда страшная правда о годах коллективизации, о ГУЛАГе, о потаенной исковерканной жизни людей 30-х годов дошла до советского читателя.
На страницах «Москвы», «Молодой гвардии», «Нашего современника» зазвучала нота противодействия: не нужно разжигать ажиотаж смелыми публикациями гонимых авторов, нужно по-иному воздействовать на читателя не выбивая у него почву из под ног. В 1988 г. в журнале «Наш современник» №5 А. Н. Иванов, говоря о «Белых одеждах» В. Дудинцева, романе А. Рыбакова «Дети Арбата», повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»,утверждал , что нашумевшие эти книги «от большой литературы с ее действительными бедами и болями в общем далеки». В 1988г. журнал «Наш современник» №3 выступил с резкой критикой повести С. Антонова «Васька», называя ее очернительной, там не показан энтузиазм строителей Магнитки и Днепрогэса. Журнал «Молодая гвардия», сетуя на «засилье Солженицына», писал: «Команда Коротнича ринулась на золотую жилу,
пиратским образом тиснула в своем журнале его рассказ «Матренин двор»». Литературные критики в пылу полемики не выбирали выражний, отстаивая каждый свою правду. Так, в журнале «Огонек» талантливый писатель В. Распутин был назван «оплачиваемым патриотом». А писателя-фронтовика А. Ананьева критики «Молодой гвардии» назвали «лжепатриотом». И те, и другие «бьют» по патриотизму, не скупятся на ненависть. Журналы и журналисты в пылу спора обвиняют друг друга в космополитизме, русофобстве, западничестве, христопродавничестве, забывая саму суть спора, переходят на личности.
«Западниками» называют новомировцев и их единомышленников, «почвенниками» или неославянофилами – приверженцев «Молодой гвардии», «Москвы», «Нашего современника». Западников обвиняют «в политической слепоте, бесчувственности к Родине, угодничестве перед чужими» (М. Назаров). Почвенников – в национализме, приверженности к коммунистической идее, в нежелании трезво оценивать уроки истории. Критик В. В. Росляков, возражая против засилья задержанной и возвращенной литературы на страницах «Нового мира», «Октября», «Знамени», «Невы», пишет: «Если возвращающийся ценности созданы людьми, не вернувшимися в Россию и не разделяющими наши убеждения, то они нам и не нужны». Позиция, конечно, спорная.
Идеологиями либерального, «западнического» направления можно назвать критиков Н. Иванову, Т. Иванову, Ю. Карякина, Б. Сарнова, А. Латынину, В. Лакшина. Они приветствуют новые демократические вещания и в литературе, и в общественной жизни, считают, что наше общество должно знать все правду о себе, какой бы горькой она ни была, и, самое главное, не замыкают в узкие региональные рамки русскую литературу, считая и творчество писателей зарубежья, и задержанную литературу фактором литературной жизни нашей страны.
Неславянофильскую тенденцию представляют И. Шафаревич, А. Проханов, С. Куняев, А. Иванов, Т. Глушкова, В. Рослякова и др. Представители этого направления призывают вернуться лицом к русским истокам, бережно охранять национальную самобытность русской культуры и русского характера от посягательств Запада, Ратуют за возрождение христианства и духовности в России.
Позиции у спорящих – крайние, полемика – яростная. Ее отголоски доходят и до 1992 г. и свидетельствуют, как трудно справиться с неожиданной свободой слова, с гласностью, с демократией.
Журнальная политика о литературе, о путях развития страны выявила главный недостаток литературных споров 1987-1990 гг. – неуважение друг к
другу, к свободе мысли, к позиции оппонента. У спорящих не выработана культура полемики, поэтому так обидны их выпады друг против друга. Литературными баталиями конца 80-х не хватает и трезвого, объективного, подлинно художественного анализа произведений.
4. Журнальный пик 1990-ых годов XX века.
Итоги полемики подводит в 1992 г. в журнале «Новый мир» №7 Рената Гальцева: «Сегодня интеллигенция раскололась на два лагеря, каждый из которых провозглашает одну половину истины, сочетаемую с половиной лжи»: «патриоты», ратующие за возрождение «исторического наследия Руси» и «левые» - защитники прав и свобод человека, которые исключают из личной жизни, критикуют пугающее их прошлое.
К 1990 г. закончился рассвет литературно-художественных журналов. Об этом Н.Б. Иванова пишет в статье «Гибель богов»: «Кончается журнальный период нашей словесности. Мы присутствуем при важнейшем историческом моменте: сломе литературной эпохи, тотальном изменении роли самой литературы, роли писателя, типа читателя..»
Итак, пришел конец трем мифам о литературе:
- Первый миф – как только будет напечатана, опубликована запрещенная и эмигрантская литература, - мы прочтем, и все, как один, очистимся и изменимся.
Все напечатали, все прочли…и что?
- Второй миф – о самом лучшем читателе. На 1987 – 1989 гг. приходится журнальный пик. И вдруг резкий спад интереса, равнодушие и даже нежелание читать.
- Третий миф – о писателе. Сакральная роль писателя кончилась. Современные писатели растерялись перед новыми обстоятельствами.
Время литературных утопий и претензий завершилось к 1991 г.
Ведь установки в разных ветвях литературы были противоположны. Советские писатели мечтали переделать весь мир, изгнанники - сохранить и восстановить былые культурные ценности. Но утопистами были и те и другие, хотя первые - в большей степени. Построить земной рай, тем более с помощью адских средств, было невозможно, но невозможно было и вернуть все на круги своя именно таким, каким оно было или казалось на временном и пространственном расстоянии. Что касается «задержанной» литературы, то тут не было устойчивой закономерности.
В читальном зале юношеской библиотеки в 2009 году выписывается 5 журналов:
1. «Родина», основан в 1989 году, тираж 10 000 экземпляров.
2. «Абитуриент», тираж 10 000 экземпляров.
3. «Обучение и карьера», тираж 60 000 экземпляров.
4. «Мы», литературно – художественный журнал, основан в 1990 году, тираж 5 070 экземпляров.
5. «Чудеса и приключения», литературно – художественный журнал, тираж 33 000 экземпляров.
В читальном зале городской библиотеки на книжных полках 19 наименований периодических изданий:
«Родина», «Вестник Московского университета», «Вопросы экономики», «Свет», «Социальная работа», «Наука и жизнь», «Воспитание школьников», «Наука и религия», «ФИС», «Семья и школа», «Спортивная жизнь России», «Юные художники», «Здоровье», «Смена», «Приусадебное хозяйство», «Радио», но ни одного литературно – художественного.
Тираж этих журналов не превышает и нескольких тысяч, в то время как в 1990 году тираж «Нового мира» составил 2 710 000 экземпляров, (в 1999 году – 15000 экземпляров, то есть чуть более 0,5%).
Популярность данных журналов незначительна, журнала «Абитуриент» востребован больше всего весной, потому что 11-классники заканчивают школу, готовятся к поступлению в вузы.
Ребятам было предложено ответить на вопросы:
Cosmopolitan | Лиза | Вокруг света | Bravo | Все звёзды | Игромания | Glamour | Рыболовство | Караван | Yes |
22 | 32 | 18 | 28 | 15 | 19 | 7 | 5 | 5 | 4 |
Cosmopolitan | Yes | Лиза | Вокруг света | Игромания | Bravo | Все звёзды |
12 | 5 | 7 | 12 | 11 | 20 | 4 |
Исходя из социологического исследования, проведенного в нашей гимназии, можно сказать, что наиболее читаемыми журналами среди учеников являются следующие журналы: «Cosmopolitan», «Glamour», «Bravo», «Men’s hells», «Все звезды», «Игромания», «Лиза».
Все эти журналы носят развлекательный характер: мода, стиль, новинки одежды, компьютерные игры, софт, жизнь звезд, новые блюда.
Эти журналы не знакомят читателя с новыми произведениями, с вышедшими сборниками стихов молодых поэтов, нельзя увидеть критические статьи к произведениям.
Покупая эти журналы, люди хотят развлечь себя: найти в них новые модели одежды, узнать тенденцию сезона, почитать о жизни знаменитых людей, чтобы потом можно было обсудить это с друзьями; новые компьютерные новинки.
В наше время журналы потеряли свою первоначальную актуальность, которую они несли своим содержанием в двадцатом веке. Их содержание носит зачастую только развлекательный характер. В последнее время, к сожалению, редко встретишь человека с научным или литературно-художественным журналом в руках.
Дело не в самих периодических изданиях, а в обществе, в котором их создают, потому что содержание журналов основывается на интересах большинства, на то, что наиболее читаемо и интересно современному человеку.
В нашем обществе, кроме журналов существует еще масса других СМИ, из которых можно узнать о политической и экономической жизни, познакомиться с новинками литературы. Поэтому сегодняшнее предназначение большинства журналов – развлечь читателя.
Являясь главным редактором школьной газеты, я вижу, как ученики с 5 по 11 классы всегда с удовольствием пишут в школьную газету статьи: свои эссе, стихотворения, рассказы. С каждым месяцем тираж нашей газеты растет, гимназисты все больше интересуются журнальным процессом.
Именно в школьные годы закладывается та духовная основа, которая помогает нам определиться во взрослой жизни.
И мне хочется, чтобы наши школьные издания были ребятам помощниками.
Использованная литература
1. Осоргин М. Российские журналы. В кн.: Литература русского зарубежья: Антология. – М.: Книга, 1990.
2. Проблемы современного урока словесности. – Псков, издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1997.
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Мороз Иванович
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Глупый мальчишка