В работе рассматривается экспериментальный способ получения синусоиды, описанный в "Математическом калейдоскопе" Штейнгауза, и моделируются полученные результаты
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кыринская средняя общеобразовательная школа»
Конкурс научно-исследовательских работ имени В.И.Сажина
«Необычный способ получения синусоиды
и связанные с ним обычные преобразования графиков.»
Выполнила:
Грудинина Ксения Александровна,
ученица 11 а класса.
Руководитель:
учитель математики
Грудинина Мария Михайловна.
с. Кыра
2011 год.
План.
Введение: стр.1
- актуальность выбранной темы;
-гипотеза;
-цель;
-задачи;
-новизна и практическая значимость;
-план исследования
Основная часть.
1.Способ получения синусоиды с помощью свечи стр.2-4
и график функции у=sinх
2.Связь между преобразованиями графиков и
условиями эксперимента.
2.1.Растяжение от оси Ох, сжатие к оси Ох и угол сечения стр.5
(разреза свечи)
2.2.Растяжение от осей Ох и Оу, сжатие к осям Ох и Оу стр.6
и радиус сечения (толщина свечи).
2.3.Сдвиг по оси Ох и точка, через которую проходит стр.7
плоскость сечения
Заключение:
-результаты;
-выводы стр.8
Список литературы стр.9
Приложения
Введение.
Изучая тригонометрические функции, мы учились выстраивать их графики обычным образом – по точкам, используя числовую окружность и соответствующие значения.
В известной книге Г. Штейнгауза «Математический калейдоскоп» предложен необычный способ образования синусоиды: если обернуть свечу несколько раз листком бумаги, затем перерезать свечу наклонно острым ножом и, наконец, развернуть бумагу, то по её краю получится линия, которая называется синусоидой.
Я провела такой эксперимент. Действительно кривая является линией, называемой синусоидой.
Такой практический способ получения синусоиды имеет ряд преимуществ:
график «выстраивается» быстро, характер линии более «синусоидален», чем построенный от руки, а в начале изучения темы график, полученный таким образом, более нагляден и уже указывает на возможность практического применения.
Но как объяснить результат?
Почему получившаяся по краю бумаги кривая действительно синусоида, которая в разных опытах либо растянута, либо сжата?
Как связаны способ получения синусоиды и известные преобразования графиков: растяжение, сжатие, сдвиг? Возможно, это зависит от угла наклона разреза, от толщины свечи – условий этого необычного способа?
Тогда какая это зависимость?
Эти вопросы определили цель моего исследования.
Цель: .Математическое моделирование
способа получения и преобразования синусоиды с помощью свечи.
Чтобы ответить на поставленные вопросы я вернулась к учебникам по алгебре, геометрии, изучила дополнительную литературу, провела несколько экспериментов, используя миллиметровую бумагу и свечи, тщательно проанализировала полученные результаты.
Перечисленные задачи исследования завершу цитатой А.Н. Крылова: «Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или бессмысленна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умения».
Новизна работы заключается в рассмотрении другого способа получения синусоиды и её преобразований.
Значимость работы заключается в подтверждении универсальной применимости математических знаний.
План практической части исследования:
-проведение эксперимента - подтверждения способа получения синусоиды с помощью свечи;
-проведение экспериментов с изменёнными условиями: изменение угла наклона сечения , использование свеч разной толщины, выбор другой точки сечения.
-1-
1.Способ получения синусоиды с помощью свечи
и график функции у=sinх
Каким бы ни было действительное число t, ему можно поставить в соответствие однозначно определённое число sin t. Правда, правило соответствия довольно сложное и заключается в следующем.
Чтобы по числу t найти значение sin t, нужно:
Эта ордината и есть sin t, а описанное соответствие есть тригонометрическая функция у=sin х.
Зная значения этой функции при заданных значениях переменной, можно выстроить соответствующий график, называемый синусоидой. х
у
Вернёмся к необычному способу получения графика-разрезу бумажного цилиндра, полученного с помощью свечи и рассмотрим его математическую суть.
-2-
Итак, практическую ситуацию-разрез бумажного цилиндра вокруг свечи переведём на язык математики – построим математическую модель.
Для этого:
1) возьмём лист бумаги прямоугольной формы, изобразим оси Ох, Оу параллельно смежным сторонам;
у
х
2) свернём прямоугольник в круговой цилиндр вокруг свечи, радиус которого примем за 1;
3) через т.О – конец диаметра полученной окружности проведём сечение, составляющее с плоскостью окружности угол 45 градусов (разрежем круговой цилиндр), получим в сечении эллипс;
-3-
4) возьмём на эллипсе произвольную т.А и опустим перпендикуляры на окружность и диаметр ОД: АВ и ВС.
ΔАВС прямоугольный, т.к. угол В 90 градусов, угол С 45 градусов по условию, следовательно ΔCAB – равнобедренный, а значит АВ=СВ.
Для единичной окружности СВ по определению является синусом x, где x – значение дуги ОВ.
Произвольно выбранная точка указывает на однозначность определения СВ: СВ=sin x,
но СВ = АВ, следовательно АВ=sin x.
Наибольшее значение СВ = 1. Развернём цилиндр в прямоугольник. Итак, полученная линия – кривая, для которой АВ = sin x, где x = ОВ, то есть эта кривая является частью синусоиды.
Итак, практический способ получения графика функции y = sin x смоделирован математически.
х
у
-4-
2.1 Понятно, что линия y = sin x не будет получена при другом угле разреза, так как АВ будет превышать наибольшее значение СВ, равное единице, или не достигать его. А значит график будет растянут от оси x или сжат к ней.
Изменю условия эксперимента, а именно разрежу круговой цилиндр под другим углом – меньше, чем 45 градусов. Действительно получится сжатая синусоида. Почему?
х
Объясню с математической точки зрения.
Теперь АВ=СВ * tg α, где α есть АСВ в прямоугольном ΔАВС. Так как, чем меньше угол α, тем меньше значение его tg, то при меньшем угле разреза получается сжатие к оси x.
Например, при угле разреза 30 градусов, получается: АВ=СВ * tg 30, но СВ=sin x, следовательно АВ= 1/√3 * sin x = 0,58 * sin x, а при угле, равным 60 градусам
АВ = √3 * sin x = 1,7 * sin x.
-5-
у
1,7
х
Итак, преобразования растяжение или сжатие к оси x, определяемые формулой
у = k * sin x задаются изменениями угла разреза, tg этого угла и есть коэффициент k.
2.2 А какое преобразование будет соответствовать эксперименту со свечой (круговым цилиндром) не единичного радиуса? x
α
x / а
-6-
Из рисунка явно следует преобразование, которое задаётся формулой y= a * sin x/а
Эксперимент, проведённый со свечой, радиус которого больше исходящего в 2 раза подтверждает это.
у
х
2.3А если плоскость сечения не будет проходить через точку О ?, а например , через точку k, которая отстоит от точки О на некоторый угол φ? Явно, это будет сдвигом по оси х, формула которого y=sin (x - φ). Эксперимент иллюстрирует это.
у
х
-7-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
при уменьшении угла сечения происходит сжатие графика к оси х, определяемое аналитически У=к*sin х, 0<к<1;
при увеличении угла-растяжение от оси х, У=к*sin х, к>1;
при увеличении толщины свечи- растяжение в к раз в направлении обеих осей, У=к*sin х/к, к>1
Такую связь между теорией и практикой, конечно, можно использовать при изучении темы «Графики тригонометрической функции и их преобразования». Такой способ – яркая иллюстрация решений тригонометрических уравнений и неравенств.
Другим значением моего исследования может быть применение «способа синусоиды»
на уроках труда в начальной школе, где полученная плавная линия послужит, например, украшением аппликации.
И в заключение приведу цитату Лобачевского: «Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира».
-8-
Литература.
1.Г. Штейнгауз «Математический калейдоскоп» (М.: Наука, 1981)
2.А.Г. Мордкович «Алгебра и начала анализа, учебник 10-11 кл.»(М: Мнемозина, 2004)
3.Л.С.Атанасян «Геометрия, учебник 10-11 кл»(М: Просвещение, 2001)
4.И.М. Смирнова «Необычный способ получения синусоиды» ж-л «Математика в школе» №3 1993
Приложения.
-9-
Просто так
Отчего синичка развеселилась
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Нас с братом в деревню отправили к деду...