Каждый ученый - просветитель оставляет свой след в истории. Каюм Насыри - не исключение. В конце XIXвека наметились прогрессивные идеи о необходимости формирования татарской национальной школы. Каюм Насыри внес бесценный вклад в создание светского образования своего народа, явился одним из первых новаторов реформистского течения.
К. Насыри является великой личностью. Он создает, наряду с многочисленными художественными произведениями, фундаментальные (основные) труды по языкознанию, природоведению, математике, арифметике, геометрии, географии, земледелию, ботанике, народной медицине, истории, этнографии, педагогике, устному народному творчеству, литературоведению, литературной критике, переводит с разных языков, в том числе и по различным отраслям науки. В данной работе мы будем рассматривать его труды в области математики.
Вложение | Размер |
---|---|
k.nasyri.docx | 22.69 КБ |
Азбабинская средняя общеобразовательная школа
Научно-исследовательская работа на тему:
Математические труды Каюма Насыри.
Автор: Сиразеева Алия
ученица 9-го класса АСОШ
Руководитель: Курмашева Ануза Азгаровна
учитель математики АСОШ
Азбаба, 2011 год.
Содержание:
Введение
Каждый ученый - просветитель оставляет свой след в истории. Каюм Насыри - не исключение. В конце XIX века наметились прогрессивные идеи о необходимости формирования татарской национальной школы. Каюм Насыри внес бесценный вклад в создание светского образования своего народа, явился одним из первых новаторов реформистского течения.
К. Насыри является великой личностью. Он создает, наряду с многочисленными художественными произведениями, фундаментальные (основные) труды по языкознанию, природоведению, математике, арифметике, геометрии, географии, земледелию, ботанике, народной медицине, истории, этнографии, педагогике, устному народному творчеству, литературоведению, литературной критике, переводит с разных языков, в том числе и по различным отраслям науки. В данной работе мы будем рассматривать его труды в области математики.
Актуальность этой работы заключается в том, что богатейшее литературно-научное наследие Каюма Насыри и сейчас является бесценным даром в воспитание молодого поколения.
Цель исследования состоит в том, чтобы обобщить и представить в определенной целостности математические взгляды К. Насыри.
Объектом исследования является математическое наследие Каюма Насыри.
Задачи исследования:
Источниками исследования явились историко-философская литература по данной проблеме, труды по истории математического образования; работы К.Насыри в области математики и литературы, архивные материалы по исследуемой проблеме.
Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключаются в том, что в ней:
Каюм Насыри (Жизнь и творчество)
Габделькаюм Габденнасырович Насыров - Каюм Насыри - родился 2 (14) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской Губернии (ныне с.Малые Ширданы Зеленодольского района Республики Татарстан). Отец и дед его были образованными людьми.
Детские годы Каюма Насыри прошли в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 году Каюма Насыри привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он и учился до 1855 года.
В 1855 году Каюм Насыри получил предложение занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище. Таким образом, педагогическую деятельность Каюм Насыри начал в русском учебном заведении. В последующие годы он стал преподавать татарский язык в Казанской духовной семинарии.
Каюм Насыри рисовал и чертил. Для своих календарей он начертил множество географических карт, например, карту восточного полушария в календаре за 1878 год, карту сел Казанской губернии в календаре за 1881 год и т.д. Почерк К. Насыри был изумительно красив. Все свои произведения он переписывал собственноручно, как первоклассный каллиграф. Каждое произведение он сшивал очень аккуратно.
Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени. Он очень любил музыку. Современники указывают, что он умел играть на нескольких инструментах, например, на кубызе и курае.
Каюм Насыри любил и знал природу. В своей книге "Феваки Иелжөләса фил әдәбият» («Плоды для собеседников по литературе») он говорит: «Мудрецы утверждают, что вид зеленой травы, журчащей речки, красивого милого личика дает отдых зрению, заостряет ум; они уверяют, что три вещи - зеленая мурава, прекрасная возлюбленная и журчащий ручеек - уничтожают печаль».
Он очень любил общаться с народом. Когда он приезжал в родную деревню, тотчас, не заходя еще в дом, останавливался у группы мальчишек, собравшихся по случаю его приезда, заставлял их петь, плясать и щедро наделял их за это подарками. Особенно любил он беседовать со стариками, собирая материалы по истории и фольклору.
Богатейшее литературно-научное наследие К.Насыри перешло как бесценный дар к молодому поколению, обогащая его демократическими традициями, духовными ценностями великой русской культуры. Вышедшие в начале XX века на арену литературной деятельности татарские писатели начинают свою работу с изучения трудов Каюма Насыри. Поэты М.Гафури и Г.Тукай, основатель татарского театра Г.Камал в автобиографических очерках вспоминают, что они с самых юных лет с увлечением читали произведения Каюма Насыри.
Вклад К. Насыри в математическое образование татарского народа
Университетское образование и многолетний педагогический опыт дали ему возможность, прекратив преподавательскую работу в семинарии в 1870 году, приступить к организации первой русско-татарской школы в Казани по обучению детей из татар русскому языку и математике.
По существу в этой начальной школе, где он проучительствовал до 1876 года, возникает практическая необходимость написания первого учебника по арифметике на родном татарском языке.
В 1873 году из-под его пера выходит учебник « Хисаплык яки гыльме хисап»( «Арифметика или курс арифметики» ), состоящий из 188 страниц- один из его математических трудов, а в 1895 году -«Геометрия», сыгравшие исключительную роль в истории начального математического образования среди татар.
В предисловии к книге автор пишет: «Это хисаплык или так называемая арифметика есть такая наука, изучив которую можно вычислить, не поддающиеся вычислению простым счетом». Это учебник написан в форме перечня правил для решения различного рода практических задач, которые приведены по всему тексту. Весь материал в учебнике расположен в таком порядке: о числах (однозначном, двухзначном, трехзначном и т.д.); разряды и классы чисел (включая квадриллионы); действия над целыми числами (правила сложения, вычитания, умножения и деления); о действиях над именованными числами (правила сложения, вычитания, умножения и деления); общие задачи на вычисление. В «Хисаплык» вместо арабских терминов, употреблявшихся ранее в арифметике, он впервые вводит татарские; «сан» - число (а. «гадэт), «Джию» -сложение (а. «джамгы»), «аеру» - вычитание (а. «тарх»), «сугу» - умножение (а. «зарыб», «Булю» - деление (а. «таксим»), также понятия «кимутаси сан» (уменьшаемое), «алынган сан» (вычитаемое), «калдык» (остаток), «сугылмыш сан» (множимое), «суккыч» (множитель), «сан чыгышы» (произведение), «буленасы сан» (делимое), «бульгуч сан» (делитель), «пай» (частное), «ульчау саны» (именованное число), «ульчау саннарын ваклау» (раздробление) и др.
Следует отметить, что из многих терминов, введенных им в арифметику, прочно вошли в татарский литературный язык и поныне употребляются в школьных учреждениях.
(слова: сан, жыю, аеру, бүлю и т.д.).
В учебниках К.Насыри творчески синтезированы достижения двух культур: татарской и русской. Он широко использовал в своих учебниках методические идеи русских педагогов второй половины XIX века. В частности, в предисловии к своей арифметической рукописи упоминает видного русского педагога И.И.Гаульсона, арифметикой которого он пользовался. Но эти идеи не только преломились через призму самобытности содержания и методических принципов, разработанных лучшими представителями татарской математической школы, но и получили своё дальнейшее развитие в трудах К.Насыри. Как арифметическая, так и геометрическая рукописи К.Насыри послужившие первичным материалом для построения первых учебников для татарских школ на родном языке, могут служить в этом отношении убедительным примером. Содержание, система и методы изложения учебников у К.Насыри просты и ясны; они написаны доступным языком для учащихся татарских школ. Примеры и задачи, освещающие некоторые области применения математики, взяты из жизни. Несмотря на широкий круг арифметических и геометрических сведений, сообщаемых в учебниках, все же основная их цель и направление заключается в знакомстве учащихся с некоторыми первичными арифметическими и геометрическими понятиями и фактами и в дальнейшем - в использовании сообщаемых сведений при решении практических задач.
Учебник арифметики, как и другие его труды, получил хорошие отзывы со стороны русских ученых того времени. По поводу учебника арифметики проф. Н.Ф.Катанов писал следующее: «Хисаплык (числительница, или арифметика) – это татарская книга, изложения не по старинному арабскому, а по новому европейскому способу, притом хорошим общепонятным языком, принадлежит известному казанскому ученому Абдул-Каюм Насырову и в количестве 1200 экземпляров выпускается вторым изданием, значительно увеличенным против первого, вышедшего в свет еще в 1873 году... Термины все придуманы весьма удачно и составлены из коренных татарских слов, взамен совсем непонятных древнеарабских, фигурировавших доселе в учебниках. Вообще учебник Насырова представляет весьма полезную и достойную внимания новинку в татарской педагогике».
Заключение
Таким образом, своими первыми учебниками по арифметике и геометрии К. Насыри не только открыл широкий доступ для татарской молодежи к светским знаниям, но и создал прочную основу для дальнейшей научной разработки учебников по арифметике, геометрии. Новаторские идеи К. Насыри в области методики естественно-математических дисциплин носят научный характер. Скучному и догматическому заучиванию метафизических определений единицы, числа, величины, арифметических действий и т.п. он противопоставлял живое, наглядное обучение естественно-математическим дисциплинам.
Список использованной литературы:
Пока бьют часы
Простые летающие модели из бумаги
3 загадки Солнечной системы
Девочка-Снегурочка
Император Акбар и Бирбал