Исследовательская работа на тему: "Одета осень в рыжий бархат, и кружит рядом листопад" выполнена учеником 1 "А" класса МБОУ СОШ № 29 станицы Петровской Славянского района Краснодарского края. Объектом данного исследования является осенний парк станицы Петровской. Предмет исследования: осенние листья разных деревьев. Цель исследования: узнать, почему осенью листья изменяюь окраску и опадают. Задачи исследования: выяснить значение листа в жизни растения; изучить причины изменения окраски листьев осенью; изучить строение листа; изучить причины листопада; собрать гербарий осенних листьев; оформить творческие поделки из листьев.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_na_temu_odeta_osen_v_ryzhiy_barhat_i_kruzhit_ryadom_listopad.rar | 393.74 КБ |
Муниципальный этап VII Российского конкурса
исследовательских работ и творческих проектов младших школьников
«Я – исследователь»
Секция: естествознание (живая природа)
Исследовательская работа
Одета осень в рыжий бархат,
И кружит рядом листопад…
Автор исследования:
Кабаненко Максим,
ученик 1 «А» класса
МБОУ СОШ № 29
станицы Петровской
Славянского района
Руководитель:
Финько Нина Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 29
2011 – 2012 учебный год
1. Введение
В золотой карете, что с конём игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница всё переиначила,
Ярко – жёлтым цветом землю разукрасила.
Осень – чудесное время года, когда можно побродить по осеннему парку, послушать, как шуршат листья под ногами, понаблюдать за осенними изменениями в природе, собрать букеты из опавших листьев, полюбоваться жёлтыми, оранжевыми, багряными и даже лиловыми красками.
Во время экскурсии в парк мы с друзьями заметили на ветке одного дерева разные по цвету листики: жёлтые и зелёные. Я спросил у своей учительницы: почему листья были летом все зелёные, а осенью становятся жёлтыми? Нина Николаевна посоветовала раскрыть эту тайну мне самому и рассказать о своих наблюдениях одноклассникам. Мы вместе с мамой принялись за исследование.
Объектом нашего исследования является осенний парк станицы
Петровской
Предмет исследования: осенние листья разных деревьев.
Цель исследования: узнать, почему листья осенью изменяют окраску
и опадают?
Наши задачи:
- выяснить значение листа в жизни растения;
- изучить причины изменения окраски листьев осенью;
- изучить строение листа;
- изучить причины листопада;
- собрать гербарий осенних листьев;
- оформить творческие поделки из листьев.
Гипотеза:
- основное назначение листьев – выработка кислорода;
- в листьях содержатся красящие вещества;
- на окраску листьев влияет нехватка тепла и света;
- листопад – это биологическое явление, не зависящее от осеннего ненастья.
Для осуществления исследования по данной теме мы пользовались следующими методами:
- исследовательский;
- практический;
- сбор и анализ разных источников информации;
- анкетирование одноклассников и учащихся школы;
- изучение литературы по теме исследования;
- поиск информации в Интернете.
Практическая значимость:
- использование материала на уроках окружающего мира, на
занятиях кружков «Я - исследователь», «Мир, в котором я живу»;
- оформление гербария;
- создание слайдовой презентации для широкого использования;
- оформление творческих работ из листьев.
Этапы работы:
1). Анкетирование одноклассников и учащихся школы.
2). Экскурсия в парк.
3). Экскурсия в детскую библиотеку.
4). Проведение опытов и наблюдений.
3. Оформление исследовательской работы.
4. Подготовка и защита работы.
2.Основная часть. Основное назначение листьев.
В начале исследования мама посоветовала мне провести анкетирование
своих одноклассников и учащихся нашей школы, чтобы выяснить, знают ли они, зачем дереву листья, почему листья осенью меняют свой цвет и опадают.
Результаты были следующие: на вопрос, зачем дереву листья, среди одноклассников правильно ответили только 2% учащихся, среди 1 – 4 классов правильный ответ назвали 12% , учащиеся 5 – 9 классов утвердительно ответили 25 %, а 10 – 11 классы – 32%.
На вопрос, почему листья меняют свой цвет, смогли правильно ответить одноклассники -5%, 1 – 4 классы -14%, 5 – 9 классы - 28%, 10 – 11 -классы- 41%.
Почему листья осенью опадают, правильно ответили одноклассники -4%, 1 – 4 классы - 18%, 5 – 9 классы- 22%, 10 – 11 классы - 37%.
Анализируя результаты анкетирования, мы выяснили, что большинство учащихся не знают причины изменения цвета осенних листьев и причины их опадания.
Мы решили провести исследования и опыты для выяснения этих причин.
Зачем дереву листья? Предположим, что листья нужны
только для красоты.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы с мамой обратились к энциклопедической и справочной литературе, а так же к материалам интернета.
Пролистав несколько сайтов, мы выяснили, что всё, оказывается, очень просто – листья деревьев вырабатывают сок, он называется живицей или сахарозой, питающий само дерево и участвующий в созревании плодов. Живица производится при помощи содержащегося в листьях зелёного клейкого вещества, хлорофилла.
Листья вырабатывают питательные вещества только при солнечном свете, забирая из воздуха углекислый газ, а из земли по корневой системе дерева воду. При этом в листве происходит химический процесс - фотосинтез, во время которого листья вырабатывают кислород, очень необходимый всем живущим на Земле. Именно поэтому деревья называют «лёгкими планеты».
Вывод: наша первая гипотеза не подтвердилась. Основное назначение листьев - это выработка кислорода, который так необходим для нашего дыхания.
3. Исследование.
3.1.Опыт № 1, подтверждающий наличие хлорофилла в растениях.
Почему листья имеют зелёный цвет?
Предположим, что в листьях содержится какое- то красящее вещество. Чтобы подтвердить гипотезу, я провёл опыт: опустил зелёный лист в очень крутой кипяток на несколько минут.
Результат: цвет листка изменился, а вода приобрела зеленоватый оттенок.
Вместе с мамой, изучив информацию из интернета и энциклопедии, я узнал, что листья растений окрашены в зелёный цвет потому, что содержат хлорофилл – пигмент, который присутствует во всех растительных клетках.
А зелёный цвет хлорофиллу придаёт атом магния, без него хлорофилл не работает, поэтому магний является для растений очень ценным элементом.
Вывод: именно хлорофилл помогает листьям оставаться зелёными до осени. Вторая гипотеза подтвердилась.
3.2. Опыт № 2, раскрывающий причины изменения окраски листьев.
Но почему же именно осенью листья меняют свой цвет?
Предположим, что листья осенью желтеют от заморозков. Но, понаблюдав за деревьями в парке, я обратил внимание, что листья деревьев осенью начинают желтеть задолго до первых холодов. Моя гипотеза не подтвердилась. Тогда я выдвинул следующую гипотезу: предположим, что осенью становится холоднее, дни короче, а ночи длиннее. Может, нехватка тепла и света влияет на окраску листьев?
Для подтверждения этой гипотезы я провёл следующий опыт. Вырезал кусочек фольги в виде кружочка, прикрепил его скотчем к необорванному листу.
Результат: через 10 дней мы увидели «фотографию» на зелёном листочке. В том месте, где была фольга, и, естественно, туда не поступал свет, лист стал жёлтым.
Чтобы убедиться в своих выводах, я проделал этот опыт ещё раз. Результат оказался тот же.
Вывод: этот опыт доказывает, что при нехватке света, не происходит фотосинтеза. Хлорофилл разрушается, и с его исчезновением становятся видимыми другие «красящие» пигменты, которые придают листьям жёлтую и оранжевую окраску. Наша гипотеза подтвердилась.
3.3. Опыт № 3, подтверждающий наличие в листьях растений каратиноидов
В результате опытов я так же выяснил, что, оказывается, хлорофилл – не единственное красящее начало в тканях растений.
Для подтверждения я взял зелёный лист дерева, бросил его в ёмкость с крепким спиртом.
Результат: лист начал бледнеть, а спирт, напротив, быстро позеленел.
Вывод: хлорофилл растворяется в спирте.
При рассматривании спиртовой вытяжки я обнаружил, что в проходящем свете она выглядит изумрудно-зелёной, а в отражённом отсвечивает желтоватым оттенком.
Вывод: вместе с хлорофиллом в спирт переходят и жёлтые пигменты – каратиноиды.
3.4. Опыт № 4, подтверждающий наличие в листьях растений ксантофилла и каротина.
Чтобы отделить хлорофилл от других красящих пигментов, в вытяжку я добавил немного бензина, так как от папы узнал, что бензин легче спирта.
Взболтав смесь, через некоторое время я увидел результат: бензин всплывает наверх, а спирт остаётся внизу, бензин имеет изумрудную окраску, а спирт золотисто-жёлтый цвет.
Вывод: хлорофилл обладает большей растворимостью в бензине, чем в спирте. Этот опыт ещё раз доказывает, что в листьях растений содержатся кроме хлорофилла и другие красящие вещества – каратиноиды.
3.5. Опыт № 5, подтверждающий наличие антоциана в растениях.
Во время прогулки с мамой я увидел очень красивые листья, необычного багряного цвета. Мама мне прочитала стихи А.С.Пушкина, где есть такие слова: «Роняет лес багряный свой убор…».
Мне захотелось узнать, откуда берётся на листьях такой необычный цвет? Мы снова обратились к интернету. Оказывается, в листве есть ещё одно красящее вещество – антоциан, который получается только на свету и при низкой температуре. Антоциан слабее зелёного, но сильнее жёлтого и образуется при более низких температурах, именно он и даёт листьям такой необычный багряный цвет.
Для подтверждения я проделал следующий опыт. Взял небольшой кусочек красной свёклы, прокипятил его.
Результат: вода окрасилась в грязно-красный цвет.
Прибавил к этому раствору уксусную кислоту.
Результат: раствор принял ярко-красную окраску.
Вывод: в свёкле содержится красящее вещество – антоциан. Появление антоциана в тканях растений находится в зависимости от внешних условий. При понижении температуры количество антоциана в клеточном соке увеличивается так же, как и при ярком свете. Таким образом, багряные оттенки, в которые окрашиваются некоторые деревья во время листопада, не являются каким-либо особым приспособлением. Они говорят лишь о том, что в листьях происходит затухание жизнедеятельности в связи с подготовкой растений к зимнему периоду покоя.
3.6. Изучение причины листопада.
Присмотревшись к окраске осенних листьев, мы с мамой заметили, что те листья на деревьях, которые были в тени, дольше остаются зелёными и желтеют гораздо позже, а листья, которые окрашены в яркие осенние цвета, это те листья, которые были на свету летом, они желтеют в первую очередь.
Красные листья попадаются только на хорошо освещённом и достаточно холодном месте.
И так, мы доказали, что осенью листья меняют свой цвет. Но почему же они опадают?
Предположим, что листья опадают с деревьев с приходом заморозков. Понаблюдав за осенними изменениями в природе, я сделал вывод, что опадать листья начинают задолго до наступления морозов.
Моя гипотеза не подтвердилась.
Так каковы же причины листопада? Что заставляет наши лиственные деревья и кустарники ежегодно сбрасывать свою листву с тем, чтобы вновь одеться ею по окончании суровой зимы?
Предположим, что листопад вызван понижением температуры и наступлением осеннего ненастья.
Для подтверждения этой гипотезы мы с мамой в начале сентября пересадили в горшок с землёй молодое деревце и поставили его в комнату, где тепло, и куда не проникает осеннее ненастье.
15.09.11. пересадили деревце в горшок, полили, все листья зелёные.
26.09.11. по краям листочка появились жёлтые пятна
28.10.11. все листочки пожелтели и начали опадать.
09.11.11. на деревце осталось всего два листочка.
16.11.11. на деревце уже один листочек
Результаты наблюдения я занёс в следующую таблицу
Дата наблюдения | Результат наблюдения |
15.09.11. | пересадили деревце в горшок, полили, все листья зелёные |
26.09.11. | по краям листочков появились жёлтые пятна, поливаю один раз в неделю |
11.10.11. | на деревце уже три жёлтых листочка, хотя в комнате тепло, поливать не забываю |
28.10.11. | все листочки пожелтели и начали опадать |
09.11.11. | на деревце осталось всего два листочка |
16.11.11. | на деревце уже один листочек |
25.11.11. | к сожалению, все листочки облетели |
Вывод: наша гипотеза не подтвердилась. Листопад – это биологическое явление, обусловленное жизнедеятельностью растения, и он не зависит от понижения температуры и наступления осеннего ненастья, листопаду предшествует в растении длительная подготовка.
Для подтверждения своих выводов я решил изучить строение листа.
Рассмотрев разные листья под микроскопом, я увидел, что все листья состоят из листовой пластины и черешка. На листовой пластинке можно рассмотреть сеточку.
Сеточка – это сосуды, по которым движется вода, питательные вещества, растворённые в ней. За лето между ножкой листочка и веточкой вырастает тонкая перегородка. Она не пропускает ни соки, ни воду. Вырастет перегородка и отделит лист от ветки. Так что даже в безветренную погоду мы наблюдаем листопад.
Вывод: природа позаботилась о том, чтобы каждый листик мог покинуть дерево без всяких вредных последствий.
В результате проведённых мною исследований и опытов, изучения различной литературы, я пришёл к выводу, что существует несколько причин осеннего листопада:
1.Листопад является защитой лиственных растений от неблагоприятных условий. Дело в том, что листья испаряют значительное количество влаги. С наступлением холодов, почва сильно охлаждается, а с ней вместе и вода, находящаяся в ней. Холодную воду корни растений всасывать не могут. Не будь листопада, дерево погибло бы от засухи.
2. Сбрасывая листву, деревья тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега.
Эти факты указывают, что листопад зависит не только от внешних, но и от внутренних причин, т. е. становится необходимым в результате жизнедеятельности самого растения.
В результате проведённого исследования наши гипотезы подтвердились, мы выяснили:
- основное назначение листьев – выработка кислорода;
- в листьях содержится хлорофилл, придающий им зелёную окраску;
- при нехватке света не происходит фотосинтеза, разрушается хлорофилл;
- в листьях содержатся красящие вещества – каратиноиды;
- антоциан придаёт листьям багряный цвет;
- листопад – это биологическое явление, не зависящее от осеннего
ненастья.
На экскурсии вместе с одноклассниками собрали много осенних листьев, составили из них гербарий для использования его на уроках окружающего мира и для внеурочных занятий «Я – исследователь» и «Мир, в котором я живу».
В классе провели конкурс на лучшую творческую работу из опавших листьев. Лучшие работы оформили в папку для дальнейшего использования на уроках технологии.
С мамой сделали подборку фотографий из Интернета на тему «Буйство осенних красок» для дальнейшего использования на уроках изобразительного искусства.
С результатами открытий я познакомил своих одноклассников и готов поделиться со всеми желающими.
-2003 г.
http://plant.geoman/ru/sitemap/
Рождественский венок
Под парусами
Волшебная фортепианная музыка
Сочини стихи, Машина
Снег своими руками