Актуальность темы.
Численность населения земного шара составляет около 6 млрд. человек. И все мы очень разные не только внешне, но и внутренне. Такое многообразие обусловлено многими факторами, в том числе и типом темперамента людей.
Темпераментомназываются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.
К динамике психических процессов относятся: а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность, б) скорость протекания психических процессов и в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.
Проблема
Все эти процессы оказывают большое влияние на поведение и деятельность человека в обществе. Действительно, почему мы по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по- разному учимся?. Мы задумались над вопросом. А влияет ли темперамент на результаты учебной деятельности обучающихся? Для нас, учеников, тех, кто задумывается о своей дальнейшей жизни, а таких большинство, это особенно важно. Ведь темперамент это врожденное качество человека и изменить его невозможно. Следовательно, необходимо выяснить степень его влияния на нашу основную деятельность – учение.
Поэтому мы решили провести свое собственное исследование на тему «Влияние темперамента на успешность учебной деятельности обучающихся».
Цель работы - выяснить влияет ли темперамент науспешность учебной деятельности обучающихся.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_tipa_temperamenta_na_uspeshnost_uchebnoy_deyatelnosti_obuchayushchihsya.doc | 228 КБ |
Муниципальный этап научно-практической конференции
обучающихся общеобразовательных учреждений «Первые шаги в науку»
социально-гуманитарная секция.
ВЛИЯНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Исследовательская работа.
Выполнили:
Шемякина Анна
Гладченко Диана
ученицы 7 «Б» класса.
МОУ- «СОШ № 49 г. Белгорода»
Научный руководитель:
Данилова Евгения
Вениаминовна
учитель истории
и обществознания
МОУ- «СОШ № 49 г. Белгорода»
Белгород 2011
Содержание
2. 1. Определение понятия и этимология слова «темперамент». 5
2. 2.Сагвиник. 5-6
2. 3.Холерик. 6-7
2. 4. Флегматик. 7-8
2. 5 Меланхолик. 8-9
2.6 Свойства темперамента. 9
2.7 Влияние темперамента на успешность учебной деятельности 9-15
обучающихся.
3. Заключение. 16
4. Библиографический список. 17
Введение.
Актуальность темы.
Численность населения земного шара составляет около 6 млрд. человек. И все мы очень разные не только внешне, но и внутренне. Такое многообразие обусловлено многими факторами, в том числе и типом темперамента людей.
Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.
К динамике психических процессов относятся: а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность, б) скорость протекания психических процессов и в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.
Проблема
Все эти процессы оказывают большое влияние на поведение и деятельность человека в обществе. Действительно, почему мы по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по- разному учимся?. Мы задумались над вопросом. А влияет ли темперамент на результаты учебной деятельности обучающихся? Для нас, учеников, тех, кто задумывается о своей дальнейшей жизни, а таких большинство, это особенно важно. Ведь темперамент это врожденное качество человека и изменить его невозможно. Следовательно, необходимо выяснить степень его влияния на нашу основную деятельность – учение.
Поэтому мы решили провести свое собственное исследование на тему «Влияние темперамента на успешность учебной деятельности обучающихся».
Цель работы - выяснить влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности обучающихся.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме в Интернете.
2.Систематитизировать полученные сведения, сделать выводы из собранных данных.
3.Провести анкетирование в классе с целью определения типов темперамента у одноклассников.
4.Обработать анкеты, определить типы темпераментов у наших одноклассников.
5. Поработать с табелями учащихся, содержащими оценки за предыдущие годы обучения в школе.
6.Систематизировать данные, сделать выводы.
7. Оформить исследовательскую работу.
8. Создать компьютерную презентацию.
Методы исследования:
1.Работа с литературными и Интернет – источниками.
2. Анкетирование.
3. Наблюдение.
4.Анализ, обобщение.
Объект исследования: обучающиеся 7 Б класса.
Предмет исследования: типы темперамента обучающихся, табеля обучающихся с результатами их учебной деятельности.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что тип темперамента может каким-то образом влиять на успешность или неуспешность в обучении.
Мы познакомились с несколькими статьями в Интернете, которые дают нам представление о типах темперамента, их основных чертах, влиянии на поведение, на деятельность.
Большинство исследователей темперамента обращают внимание на то, что тип темперамента влияет не столько на степень результативности деятельности личности, сколько на ее выбор способов исполнения деятельности. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться одинаково успешных результатов.
2. Основанная часть.
В современной психологии под темпераментом понимается ха рактеристика психики со стороны ее динамических качеств — интен сивности и скорости протекания психических процессов.
«Темперамент» — слово древнегреческое, и буквально оно обо значает «надлежащее соотношение частей». Откуда такое странное название? Оказывается, начиная с Гиппократа (знаменитого древне греческого врача и философа, жившего в V в. до н. э.) считалось, что реакции человека на внешние события зависят от того, какой жидко сти больше в его организме («соотношение частей» — это и есть со четание разных жидкостей в нашем теле). Если преобладает кровь (сангвиник), человек становится в меру активным, живым и общитель ным. Его называют сангвиник. Когда в организме преобладает лим фа (флегма), это ведет к неспешности, невозмутимому спокойствию, медлительности, обстоятельности. Такого человека называют флегма тик. Если преобладает желчь (холе), что внешне проявляется в неуемной активности, бурной реакции на внешние обстоятельства, суетливо сти, — это холерик. А когда преобладает так называемая «черная желчь» (на самом деле такой жидкости в организме нет, однако древ ние греки верили в ее существование) — человек становится очень чувствительным ко всему происходящему вокруг, слишком чутко на все реагирует. Его называют меланхолик.[1]
Утверждение о столь прямой зависимости темперамента от жид костей в нашем организме с современных научных позиций выгля дит, конечно, довольно наивно. Однако древние греки очень точно подметили характерные типы людей по их реакциям на происходя щее вокруг. Поэтому отмеченные ими четыре типа темперамента до сих пор используются при описании психологических различий ме жду людьми. Какие же психологические особенности присущи каж дому из типов?[2]
Сангвиник
Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Паспорт сангвиника.
Если вы:
1. Веселы и жизнерадостны.
2. Деловиты.
3. Часто не доводите дело до конца.
4. Склонны переоценивать себя, свои возможности.
5. Способны быстро схватывать новое.
6. Неустойчивее в интересах и склонностях.
7. Легко переживаете неудачи и неприятности.
8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
9. С увлечением беретесь за любое новое дело.
10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.
11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.
12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работы.
13.Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми людьми.
14. Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь, в перерывах реже других.
15.Выносливы и работоспособны.
16.Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.
17.Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.
18. Прибываете преимущественно в бодром настроении.
19.Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
20.Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях, - то вы сангвиник.
Холерик
Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается
Паспорт холерика.
Если вы:
1. Неусидчивы, суетливы.
2. Не выдержаны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Резки и прямолинейны в отношении с людьми.
5. Решительны и инициативный.
6. Энергичны
7. Находчивый в споре.
8. Работаете рывками.
9. Склонны к риску.
10. Не злопамятный и не обидчивый.
11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью.
12. Неуравновешенны и склоны к горячности.
13. Агрессивны..
14. Нетерпимы к недостаткам.
15. Обладаете выразительной мимикой.
16. Способны быстро действовать и решать.
17. Неустанно стремится к новому.
18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.
19. Настойчивы в достижении поставленной цели.
20. Склонны к резким сменам настроений, - то вы чистый холерик.
Флегматик
Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием
Паспорт флегматика.
Если вы:
1. Спокойны и хладнокровны.
2. Последовательны и обстоятельны в делах.
3. Осторожны и рассудительны.
4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.
5. Молчаливы и не любите попусту болтать.
6. Обладаете спокойной, равномерной речью, бурно выражаете эмоции, жестикуляций и мимики.
7. Сдержаны и терпеливы.
8. Доводите начатое дело до конца.
9. Не тратите попусту сил.
10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.
11. Легко сдерживаете порыв.
12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.
13.Незлобивы, проявляете снисходительное отношения к колкостям в свой адрес.
14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с друзьями.
15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.
16. Ровны в отношении со всеми.
17. Любите аккуратность и порядок во всем.
18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.
19. Инертны, малоподвижный, вялы.
20. Обладаете выдержкой, - то вы вне сомнения флегматик.
Меланхолик
Человек легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
Паспорт меланхолика.
Ели вы:
1. Стеснительны и застенчивы.
2. Теряетесь в новой обстановке.
3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.
4. Легко переносите одиночество.
5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.
6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
7. Склонны уходить в себя.
8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.
9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающееся до шепота.
10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
11. Впечатлительны до слезливости, тревожны.
12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
13.Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.
14. Склонны к подозрительности, мнительности.
15.Болезненно чувствительны и легко ранимы.
16.Чрезмерно обидчивы.
17. Скрытны и необщительный, не делитесь ни с кем своими мыслями.
18. Малоактивны и робки.
19. Безропотно покорны.
20.Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, - то вы меланхолик.
Свойства темперамента
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
При наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет лишь придавать известное своеобразие этим чертам[3].
Влияние темперамента на успешность учебной деятельности обучающихся.
Мы провели свое собственное исследование на предмет влияния темперамента на успешность обучения в нашем 7 Б классе.
Для определения типа темперамента мы выбрали самую простую методику.
Методика «Определение типа темперамента»[4]
Инструкция: Данная методика дает возможность узнать о некоторых особенностях вашей нервной системы – ее силе, подвижности, уравновешенности. Из каждой серии предложенных вариантов поведения следует выбрать только один, который больше всего напоминает свой собственный образ поведения и записать его рядом с номером ситуации.
Текст методики
Ситуация № 1
1. Настроение неустойчивое, часто бывают перепады, бурное веселье может сменяться раздражением.
2. Настроение всегда ровное, спокойное.
3. Настроение обычно приподнятое, веселое жизнерадостное.
4. Настроение часто подавленное, часто грустит.
Ситуация № 2
1. Активное поведение, высокая подвижность, энергичность.
2. Поведение спокойное, ровный и сдержанный голос, жесты и речь часто замедленны.
3. Робкое, неуверенное поведение, голос тихий и слабый.
4. Суетливое поведение, всегда торопиться, резкие жесты, часто говорит «взахлеб».
Ситуация № 3
1. При неудачах стареется достичь поставленной цели, не ищет других, более легких путей.
2. При неудачах очень переживает, не хочет вновь браться за дело.
3. При неудачах стремится найти другой, более легкий путь решения проблемы.
4. Быстро забывает о неудачах и вновь берется за любую работу.
Ситуация № 4
1. Быстро утомляется, любит мечтать и фантазировать.
2. Работает азартно, но надолго его не хватает, может быстро бросить начатое дело.
3. Работает упорно, стремится довести начатое дело до конца.
4. Берется за любую работу, может сразу хвататься за несколько дел.
Ситуация № 5
1. В общении ведет себя эмоционально, громко смеется, жестикулирует.
2. Постоянно стремится к общению с окружающими людьми, старается «расшевелить» их, поднять настроение.
3. Общаясь с людьми, проявляет скромность и деликатность.
4. Не стремится к общению с окружающими, не любит шумные компании, но часто общается с близкими друзьями.
Ситуация № 6
1. Делит с другими людьми и радость, и горе.
2. Не станет откровенничать с незнакомыми людьми, свои чувства поверяет только близким друзьям.
3. Все свои чувства старается переживать в одиночку.
4. Бурно переживает свои чувства, может поделиться им с окружающими, даже незнакомыми, однако не очень стремится к этому.
Ситуация № 7
1. Замечания выслушивает спокойно, не спорит, но может повторить одну и ту же ошибку.
2. Бурно реагирует на замечания, спорит, оправдывается.
3. Все замечания внимательно выслушивает, ошибки сразу старается исправить.
4. Очень огорчается из-за любых замечаний, переживает.
Ситуация № 8
1. После выполнения работы долго чувствует себя усталым, не может взяться за другую.
2. Редко устает, но с трудом перестраивается на другую работу.
3. Легко перестраивается на другую работу, но может при этом бросить начатое дело, не доведя его до конца.
4. После выполнения трудного задания может быстро взяться за другое дело.
Ситуация № 9
1. Бурно переживает обиды и огорчения, но быстро их забывает.
2. Легко переживает обиды и огорчения, быстро их забывает.
3. Тяжело переживает обиды и огорчения, долго их помнит.
4. Глубоко переживает обиды и огорчения, хотя внешне это не заметно.
Ситуация № 10
1. Любит шутки и юмор, не обижается, если попадается на розыгрыш.
2. Редко шутит, часто обижается на шутки.
3. Любит и ценит хорошую шутку, но в розыгрышах предпочитает не участвовать.
4. Любит подшучивать над людьми, часто не задумываясь, приятно ли им это.
Ситуация № 11
1. Перед тем, как преступить к делу, все тщательно продумывает и рассчитывает, а если планы нарушаются, то часто не может перестроиться.
2. Берется за любое дело. Может легко перестроиться.
3. Быстро намечает план работы и легко перестраивается при изменении условий работы.
4. С трудом составляет план работы из-за своей нерешительности, предпочитает использовать уже готовый. Часто не знает, что делать дальше, если изменяются условия.
Ситуация № 12
1. Обладает острой впечатлительностью.
2. Не стремится к смене впечатлений, хорошо чувствует себя в привычной среде.
3. Любит яркие впечатления, их постоянную смену, но проявляет активности в их приобретении.
4. Активно стремится к смене впечатлений, очень часто бывает в гостях, на выставках и т.д.
Бланк ответов: За каждый соответствующий ответ - 1 балл. Подсчитайте сумму.
Ситуация | Сангвиник | Холерик | Флегматик | Меланхолик |
№ 1 | 3 | 2 | 1 | 4 |
№2 | 1 | 2 | 4 | 3 |
№3 | 4 | 1 | 3 | 2 |
№4 | 4 | 3 | 2 | 1 |
№5 | 2 | 4 | 1 | 3 |
№6 | 1 | 3 | 4 | 2 |
№7 | 3 | 1 | 2 | 4 |
№8 | 4 | 2 | 3 | 1 |
№9 | 2 | 4 | 1 | 3 |
№10 | 1 | 3 | 4 | 2 |
№11 | 3 | 1 | 2 | 4 |
№12 | 4 | 2 | 3 | 1 |
итого |
|
|
|
|
Более глубоко этот вопрос представлен в «Опроснике» Ганса Айзенка. Но используя все эти методики, необходимо помнить, что проводить все исследования, в данном случае, необходимо несколько раз, так - как результаты могут быть совершенно различными. По- этому, для получения более точных результатов испытуемого (учащегося) опрашивают несколько раз, с промежутками (например: сегодня, завтра, через неделю, месяц и т.д.).
Мы также проанализировали результаты обучения ребят по табелям за несколько учебных лет.
Результаты исследования представили в виде таблицы:
№п/п | ФИ обучающегося | Тип темперамента | Успешность в обучении |
Беседин Дмитрий | сангвиник | хорошист | |
Волков Константин | холерик, флегматик | хорошист | |
Волков Евгений | холерик, флегматик | отличник | |
Волобоева Ирина | флегматик | хорошист | |
Гаркушова Анастасия | флегматик | хорошист | |
Гладченко Диана | сангвиник | хорошист | |
Гребенников Дмитрий | сангвиник | троечник | |
Губарев Александр | сангвиник | троечник | |
Еременко Карина | сангвиник | троечник | |
Загребельная Диана | сангвиник | хорошист | |
Корчагина Ирина | сангвиник | троечник | |
Кравцова Карина | флегматик | троечник | |
Марченко Юлия | меланхолик | троечник | |
Масленников Артем | сангвиник, холерик | троечник | |
Орехова Алена | флегматик | троечник | |
Плоходько Антон | флегматик | хорошист | |
Свинаренко Максим | холерик | хорошист | |
Семисоров Николай | холерик | троечник | |
Сыромятникова Ирина | сангвиник | хорошист | |
Тирон Олег | флегматик | хорошист | |
Хавкин Герман | сангвиник | хорошист | |
Шарова Наталья | сангвиник, холерик | троечник | |
Шемякина Анна | холерик флегматик | хорошист |
Мы также длительное время наблюдали за поведением наших одноклассников, (время было, вместе 7 лет учимся).
Таким образом, мы выяснили, что успешными в обучении на протяжении 7 лет являются учащиеся с разными типами темперамента. Однако, представители одинаковых темпераментов ведут себя по-разному в процессе учебной деятельности. То есть у каждого из них выработался свой индивидуальный стиль деятельности (совокупность характерных для того или иного человека приемов работы, учебы, общения, т. е. устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком),
Отличник Женя Волков (флегматик, холерик) отличается спокойствием, уравновешенностью, невозмутимостью, степенностью, рассудительностью, усидчивостью, но в случае необходимости может дать резкий отпор обидчику, нарушителю его спокойствия.
Именно эти качества оказывают влияние на его индивидуальный стиль деятельности, способствуют тщательному изучению учебного материала, его детальной проработке и усвоению на длительное время.
Эти характеристики подходят также Волкову Косте и Шемякиной Ане.
Шарова Наташа и Масленников Артем – обладатели взрывного сочетания типов темперамента – сангвиник и холерик. Этим ребятам присущи такие качества - чрезмерная подвижность, горячность, частая сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, они безалаберно растрачивают свои силы и быстро истощается, за дело берутся рьяно, но если возникает какая-то трудность, они сразу остывают и без сожаления с этим делом расстаются. Многие из перечисленных черт отрицательно влияют на результативность учебной деятельности, если что-то у этих ребят не получается, у них сразу пропадает интерес к любому виду деятельности и результат не всегда положительный.
У нас в классе много сангвиников (9 человек), среди них пять хорошистов и четыре троечника. То есть кому-то сангвинистические качества - работоспособность, быстрота, увлеченность, быстрая включаемость в работу, общительность, отзывчивость - помогают, а кому-то мешают учиться.
Холериков в классе два - Коля и Максим. Ярко выраженный холерик- это Коля. Он очень неуравновешен, порывист, у него части меняется настроение. У Максима, в силу воспитания, эти черты сглажены. Они оба очень вспыльчивы, энергичны. Не всегда эти качества помогают Коле в учебе.
Из шести флегматиков четыре хорошиста и два троечника. По-видимому, некоторые ребята проявляют упорство и настойчивость в работе, свою медлительность компенсируют прилежанием, а некоторые не утруждают себя – «Не успели и ладно, не выучили и так сойдет». Причем совершенно спокойно к этому относятся – они же флегматики.
Марченко Юля- меланхолик. Она у нас одна такая. Легко ранимая, склонная к постоянному переживанию различных событий, стеснительная, робкая. К сожалению, эти качества очень мешают Юле, но она очень старается, работает над собой, у нее остались «3» только по алгебре и геометрии.
Таким образом, суммируя результаты исследовательской работы, мы пришли к выводу о том, что тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения.
Так, например, для холериков характерна «штурмовщина» при подготовке к экзаменам. Чтобы начать заниматься, такому ученику нужна сильная мотивация, а она будет сильной в ситуации цейтнота, когда до экзамена осталось мало времени. Тогда он способен "раскачаться" и начать заниматься. Но он рискует не "раскачаться" вовремя, недооценить сложность экзамена и получить низкую оценку. Поэтому успешность учебы таких школьников нестабильна, у них нередко могут сочетаться очень высокие и очень низкие оценки.
Таким образом, изучив литературу, проведя исследования в классе, проанализировав результаты анкетирования и табеля успеваемости учащихся 7 «Б» класса, мы пришли к выводу о том, что тип темперамента влияет не столько на успешность учебной деятельности обучающегося, сколько на выбор способов исполнения учебной деятельности. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться успешных результатов.
Большую роль в обладании своим темпераментом играет воспитание, самовоспитание, сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.
Заключение.
Таким образом, изучив литературу, проведя исследования в классе, проанализировав результаты анкетирования и табеля успеваемости учащихся 7 «Б» класса, мы пришли к выводу о том, что тип темперамента влияет не столько на успешность учебной деятельности обучающегося, сколько на выбор способов исполнения учебной деятельности. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться успешных результатов.
Большую роль в обладании своим темпераментом играет воспитание, самовоспитание, сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.
Библиографический список.
1. Никандров В. В., Психология, М., «ТК Велби»; «Проспект», 2007 г.
2.Методика «Определение типа темперамента». http://shkola6.moy.su/index/moj_tip_temperametra/0-44
3.Мороз Н.Я.Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005 http://www.vashpsixolog.ru/index.php/lectures-on-the-psychology/ |
4.Психологическая характеристика темпераментов http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/ |
5.Темперамент как типологическое свойство индивида http://www.vashpsixolog.ru/
6.Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе |
http://www.referat.ru/referats/view/13671
План
1. Введение.
2. Основная часть.
2. 1. Определение понятия и этимология слова «темперамент».
2. 2.Сагвиник.
2. 3.Холерик.
2. 4. Флегматик.
2. 5 Меланхолик.
2.6 Свойства темперамента.
2.7. Влияние темперамента на успешность учебной деятельности обучающихся.
3. Заключение.
4. Библиографический список.
Введение.
Актуальность темы.
Численность населения земного шара составляет около 6 млрд. человек. И все мы очень разные не только внешне, но и внутренне. Такое многообразие обусловлено многими факторами в том числе и типом темперамента людей.
Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.
К динамике психических процессов относятся: а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность, б) скорость протекания психических процессов и в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.
Проблема
Все эти процессы оказывают большое влияние на поведение и деятельность человека в обществе. Действительно, почему мы по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по разному учимся?. Мы задумались над вопросом. А влияет ли темперамент на результаты учебной деятельности обучающихся? Для нас, учеников, тех, кто задумывается о своей дальнейшей жизни, а таких большинство, это особенно важно. Ведь темперамент это врожденное качество человека и изменить его невозможно. Следовательно, необходимо выяснить степень его влияния на нашу основную деятельность – учение.
Поэтому мы решили провести свое собственное исследование на тему «Влияние темперамента на успешность учебной деятельности обучающихся»
Цель работы - выявить влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности обучающихся.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме в Интернете.
2.Систематитизировать полученные сведения, сделать выводы из собранных данных.
3.Провести анкетирование в классе с целью определения типов темперамента у одноклассников.
4.Обработать анкеты, определить типы темпераментов у наших одноклассников.
5. Поработать с табелями учащихся, содержащими оценки за предыдущие годы обучения в школе.
6.Систематизировать данные, сделать выводы.
7. Оформить исследовательскую работу.
8. Создать компьютерную презентацию.
Методы исследования:
1.Работа с литературными и Интернет – источниками.
2. Анкетирование.
3. Наблюдение.
4.Анализ, обобщение.
Объект исследования: обучающиеся 7 Б класса.
Предмет исследования: типы темперамента обучающихся, табеля обучающихся с результатами их учебной деятельности.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что темперамент может влиять на успешность ли неуспешность в обучении. Люди с одинаковыми темпераментами могут обнаруживать разные уровни умственных способностей, что влияет на результаты обучения.
Мы познакомились с несколькими статьями в Интернете, которые дают нам представление о типах темперамента, их основных чертах, влиянии на поведение, на деятельность.
Большинство исследователей темперамента обращают внимание на то, что тип темперамента влияет не столько на степень результативности деятельности личности, сколько на ее выбор способов исполнения деятельности. Иначе говоря, в одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться одинаково успешных результатов.
2. Основанная часть.
В современной психологии под темпераментом понимается ха¬рактеристика психики со стороны ее динамических качеств — интен¬сивности и скорости протекания психических процессов.
«Темперамент» — слово древнегреческое, и буквально оно обо¬значает «надлежащее соотношение частей». Откуда такое странное название? Оказывается, начиная с Гиппократа (знаменитого древне¬греческого врача и философа, жившего в V в. до н. э.) считалось, что реакции человека на внешние события зависят от того, какой жидко¬сти больше в его организме («соотношение частей» — это и есть со¬четание разных жидкостей в нашем теле). Если преобладает кровь (сангвик), человек становится в меру активным, живым и общитель¬ным. Его называют сангвиник. Когда в организме преобладает лим¬фа (флегма), это ведет к неспешности, невозмутимому спокойствию, медлительности, обстоятельности. Такого человека называют флегма¬тик. Если преобладает желчь (холе), что внешне проявляется в неуемной активности, бурной реакции на внешние обстоятельства, суетливо¬сти, — это холерик. А когда преобладает так называемая «черная желчь» (на самом деле такой жидкости в организме нет, однако древ¬ние греки верили в ее существование) — человек становится очень чувствительным ко всему происходящему вокруг, слишком чутко на все реагирует. Его называют меланхолик.
Утверждение о столь прямой зависимости темперамента от жид¬костей в нашем организме с современных научных позиций выгля¬дит, конечно, довольно наивно. Однако древние греки очень точно подметили характерные типы людей по их реакциям на происходя¬щее вокруг. Поэтому отмеченные ими четыре типа темперамента до сих пор используются при описании психологических различий ме¬жду людьми. Какие же психологические особенности присущи каж¬дому из типов?
Сангвиник
Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Паспорт сангвиника.
Если вы:
1. Веселы и жизнерадостны.
2. Деловиты.
3. Часто не доводите дело до конца.
4. Склонны переоценивать себя, свои возможности.
5. Способны быстро схватывать новое.
6. Неустойчивее в интересах и склонностях.
7. Легко переживаете неудачи и неприятности.
8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
9. С увлечением беретесь за любое новое дело.
10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.
11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.
12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работы.
13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми людьми.
14. Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь, в перерывах реже других.
15. Выносливы и работоспособны.
16. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.
17. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.
18. Преимущественно в бодром настроении.
19. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
20. Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях, - то вы сангвиник.
Холерик
Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается
Паспорт холерика.
Если вы:
1. Неусидчивы, суетливы.
2. Не выдержаны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Резки и прямолинейны в отношении с людьми.
5. Решительны и инициативный.
6. Энергичны
7. Находчивый в споре.
8. Работаете рывками.
9. Склонны к риску.
10. Не злопамятный и не обидчивый.
11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью.
12. Неуравновешенны и склоны к горячности.
13. Агрессивны забияка.
14. Нетерпимы к недостаткам.
15. Обладаете выразительной мимикой.
16. Способны быстро действовать и решать.
17. Неустанно стремится к новому.
18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.
19. Настойчивы в достижении поставленной цели.
20. Склонны к резким сменам настроений, - то вы чистый холерик.
Флегматик
Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием
Паспорт флегматика.
Если вы:
1. Спокойны и хладнокровны.
2. Последовательны и обстоятельны в делах.
3. Осторожны и рассудительны.
4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.
5. Молчаливы и не любите попусту болтать.
6. Обладаете спокойной, равномерной речью, бурно выражаете эмоции, жестикуляций и мимики.
7. Сдержаны и терпеливы.
8. Доводите начатое дело до конца.
9. Не тратите попусту сил.
10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.
11. Легко сдерживаете порыв.
12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.
13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношения к колкостям в свой адрес.
14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с друзьями.
15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.
16. Ровны в отношении со всеми.
17. Любите аккуратность и порядок во всем.
18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.
19. Инертны, малоподвижный, вялы.
20. Обладаете выдержкой, - то вы вне сомнения флегматик.
Меланхолик
Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
Паспорт меланхолика.
Ели вы:
1. Стеснительны и застенчивы.
2. Теряетесь в новой обстановке.
3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.
4. Легко переносите одиночество.
5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.
6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
7. Склонны уходить в себя.
8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.
9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающееся до шепота.
10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
11. Впечатлительны до слезливости, тревожны.
12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
13. Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.
14. Склонны к подозрительности, мнительности.
15. Болезненно чувствительны и легко ранимы.
16. Чрезмерно обидчивы.
17. Скрытны и необщительный, не делитесь ни с кем своими мыслями.
18. малоактивны и робки.
19. Безропотно покорны.
20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, - то вы меланхолик.
Обработка результатов исследования.
Чистый тип темперамента встречается очень редко. У каждого человека можно обнаружить качества, характерные для различных типов темперамента. Степень выраженности каждого типа темперамента к человека подсчитывается по следующей формулам:
где Х – холерический темперамент
С – сангвинический темперамент
Ф – флегматический темперамент
М – меланхолический темперамент
А – число утверждений по типам темпераментов (А=20)
Ах – число + в «паспорте» халерика
Ас – число + в «паспорте» сангвиника
Аф – число + в «паспорте» флегматика
Ам – число + в «паспорте» меланхолика.
Таким образом, по результатам обработки данных ответов испытуемых можно определить в процентном отношении, какой из типов известных темпераментов можно присвоить каждому из учащихся индивидуально.
Существуют и другие, более точные методики по определению типа темперамента.
Более глубоко этот вопрос представлен в «Опроснике» Ганса Айзенка. Но используя все эти методики, необходимо помнить, что проводить все исследования, в данном случае, необходимо несколько раз, так - как результаты могут быть совершенно различными. По этому, для получения более точных результатов испытуемого (учащегося) опрашивают несколько раз, с промежутками (например: сегодня, завтра, через неделю, месяц и т.д.).
Свойства темперамента
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
При любом типе нервной системе, т.е. при наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет лиши придавать известное своеобразие этим чертам.
Мы провели свое собственное исследование на предмет влияния темперамента на успешность обучения в нашем 7 Б классе.
В результате мы получили следующее:
№п/п ФИ обучающегося Тип темперамента Успешность в обучении
1. Беседин Дмитрий сангвиник хорошист
2. Волков Константин холерик хорошист
3. Волков Евгений холерик, флегматик отличник
4. Волобоева Ирина флегматик хорошист
5. Гаркушова Анастасия флегматик хорошист
6. Гладченко Диана сангвиник хорошист
7. Гребенников Дмитрий сангвиник троечник
8. Губарев Александр сангвиник троечник
9. Еременко Карина сангвиник троечник
10. Загребельная Диана сангвиник хорошист
11. Корчагина Ирина сангвиник троечник
12. Кравцова Карина флегматик троечник
13. Марченко Юлия меланхолик троечник
14. Масленников Артем сангвиник, холерик троечник
15. Орехова Алена флегматик троечник
16. Плоходько Антон флегматик хорошист
17. Свинаренко Максим холерик хорошист
18. Семисоров Николай холерик троечник
19. Сыромятникова Ирина сангвиник хорошист
20. Тирон Олег флегматик хорошист
21. Хавкин Герман сангвиник хорошист
22. Шарова Наталья сангвиник, холерик троечник
23. Шемякина Анна холерик флегматик хорошист
Таким образом, мы выяснили, что успешными в обучении на протяжении 7 лет являются учащиеся с разными типами темперамента.
Мы также длительное время наблюдали за поведением наших одноклассников, (время было, вместе 7 лет учимся).
Отличник Женя Волков (флегматик, холерик) отличается спокойствием, уравновешенностью, невозмутимостью, степенностью, рассудительностью, усидчивостью, но в случае необходимости может дать резкий отпор обидчику, нарушителю его спокойствия.
Именно эти качества оказывают влияние на его индивидуальный стиль деятельности (совокупность характерных для того или иного человека приемов работы, учебы, общения, т. е. устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком), способствует тщательному изучению учебного материала, его детальной проработке и усвоению на длительное время.
Эти характеристики подходят также Волкову Косте и Шемякиной Ане.
Шарова Наталья и Масленников Артем – обладатели взрывного сочетания типов темперамента – сангвиник и холерик. Этим ребятам присущи такие качества - чрезмерная подвижность, горячность, частая сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, они безалаберно растрачивают свои силы и быстро истощается, за дело берутся рьяно, но если возникает какая-то трудность, они сразу остывают и без сожаления с этим делом расстаются. Многие из перечисленных черт отрицательно влияют на результативность учебной деятельности, если что-то у этих ребят не получается, у них сразу пропадает интерес к любому виду деятельности и результат не всегда положительный.
У нас в классе много сангвиников (11 человек), среди них шесть хорошистов и пять троечников. То есть кому-то сангвинистические качества - работоспособность, быстрота, увлеченность, быстрая включаемость в работу, общительность, отзывчивость- помогают, а кому-то мешают учиться
Из шести флегматиков четыре хорошиста и два троечника. По- видимому, некоторые ребята проявляют упорство и настойчивость в работе, свою медлительность компенсируют прилежанием, а некоторые не утруждают себя – «Не успели и ладно, не выучили и так сойдет».Причем совершенно спокойно к этому относятся – они же флегматики.
Марченко Юля- меланхолик. Она у нас одна такая. Легко ранимая, склонная к постоянному переживанию различных событий, стеснительная, робкая. К сожалению, эти качества очень мешают Юле, но она очень старается, работает над собой, у нее остались «3» только по алгебре и геометрии.
Все наши выводы подтверждает нашу гипотезу о том, что тип темперамента не является определяющим в успешности обучения.
И.П.Павлов подчеркивал, что образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые испытывает человек во время своего индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания и обучения. В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент, например переделать холерический или меланхолический темперамент в сангвистический или флегматический. Во первых, это практически невыполнимая задача, так как процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает медленно, да и пути его еще не достаточно изучены, а во вторых, в этом нет смысла. Ведь нет «хороших» и «плохих» типов высшей нервной деятельности (и соответственно темпераментов). Каждый тип, темперамента имеет и положительные, и отрицательные стороны.
Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны или являться целью создания на основе данного темперамента ценных черт личности. Зная темперамент учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого учащегося, чтобы постоянно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают в учебной работе и поведении.
Заключение
У учащихся-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно мягко, но настойчиво спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, систематически воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик не редко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только его возбуждение усилит. На холерика лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.
На учащихся-меланхоликов (слабый тип нервной системы) надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью. Чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким учащимся еще больше затормаживают и снижают работоспособность.
На уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрения, похвала, подбадривание. Учащихся меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив.
Внимание учителя должны привлекать и ученики флегматического температура, которым обычно, к сожалению, не уделяется достаточного внимания – они спокойны, некому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и товарищи.
У учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивость, устойчивые интересы более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.
Большую роль в обладании своим темпераментом играет самовоспитание сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.
Из написанной мною работы на тему: «Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе» я узнала много нового и полезного для себя. Изучение этой проблемы и литературы затрагивающей эти вопросы, поможет мне в моей дальнейшей работе с учащимися. Мне, как преподавателю необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности (тип темперамента) учащихся для того, чтобы в процессе многообразной учебно-воспитательной работы соблюдать педагогический такт, осуществлять индивидуальный подход к подросткам, управлять всесторонним развитием своих воспитанников рассматривая психологические характеристики темпераментов, я пришла в выводу, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается высокой работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большей тревожностью, но зато он понятно чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Для холерика характерны отрицательные проявления – общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам – часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности; но также характерны и положительные стороны – энергия, активность, страстность, индивидуальность. Флегматик пассивный, ленивый, инертный, вялый, безразличный, равнодушный к труду, окружающей жизни, людям даже к самому себе, но при правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Следовательно, нет темпераментов «плохах», нет темпераментов «хороших» - каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности – от темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов.
Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов которые могут быть связаны с данным темпераментом.
Библиографический список.
1. Никандров В. В., Психология, М., «ТК Велби»; «Проспект», 2007 г., с. 751-752
http://www.treko.ru/show_
2. Мороз Н.Я.Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005
http://www.referat.ru/referats/view/13671
3.Психологическая характеристика темпераментов http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/
4.Темперамент как типологическое свойство индивида http://www.vashpsixolog.ru/
[1] Никандров В. В., Психология, М., «ТК Велби»; «Проспект», 2007 г., с. 751-752
[3] Мороз Н.Я.Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005http://www.vashpsixolog.ru/index.php/lectures-on-the-psychology/
[4] Методика «Определение типа темперамента». http://shkola6.moy.su/index/moj_tip_temperametra/0-44
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Два плуга
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Упрямый зяблик
Ворона