Научно-исследовательская работа по краеведению, подготовленная к 385-летию города. Это попытка собрать воедино стихотворения кузбасских поэтов, посвящённых Новокузнецку и рассказать с их помощью о прошлом и настоящем города.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_novokuznecka_v_lirike_mestnyh_poetov_nekrasova_anna_11_klass.doc | 140 КБ |
V региональная научно-исследовательская
конференция учащихся
Секция литературы
Образ Новокузнецка
в лирике местных поэтов
11 класс
Научный руководитель:
Севидова Елена Владимировна,
учитель русского языка
и литературы
г. Новокузнецк, 2009 год
Содержание
2.1. История города
2.2. Город-труженик
Многие русские поэты и писатели в своем творчестве обращались к теме города. А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» дает представление о Москве и её жителях первой четверти XIX века. А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» попеременно показывает нам то южную, то северную столицы России. Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» помогает читателю сформировать представление об уездном русском городе первой половины XIX века, а в «Петербургских повестях» вместе с гоголевскими героями мы «прогуливаемся» по Невскому проспекту, заглядываем в дома героев произведений. Ф. М. Достоевский переносит нас в Петербург пятидесятых-семидесятых годов XIX столетия в повестях «Белые ночи», «Бедные люди» и романе «Преступление и наказание». Место действия пьес А. Н. Островского – поволжские русские города с их нравами, обычаями, традициями… Да и в XX веке тема города находит своё продолжение в творчестве В. Я. Брюсова, А. А. Блока, М. А. Булгакова…
Несмотря на то, что Новокузнецк не является столичным, а скорее это провинциальный город, для местных поэтов он «лучший город земли» [3, с.8].
Обратившись к этой теме, мы изучили множество литературы. Выяснили, что в литературной среде Кемеровской области существуют такие альманахи, как «Кузнецкая крепость» и «Огни Кузбасса», но ни в одном из них (даже в год 390-летия города!) мы не нашли специальной подборки стихотворений о Новокузнецке, которые могли бы в полной мере представить читателю наш город. В связи с этим новизной данной работы считаем попытку проанализировать и собрать воедино стихотворения местных поэтов разных лет, посвящённых нашему городу.
Цель нашей работы – создать образ Новокузнецка, опираясь на лирику местных поэтов.
Исходя из цели, мы поставили следующие задачи:
Мы считаем, что данная работа может быть использована в качестве дидактического материала на уроках внеклассного чтения в рамках регионального компонента, внеклассных мероприятиях по литературе и краеведению, а также она будет полезна школьным кружкам поэзии и всем, кто интересуется литературой и историей родного города.
Объектом исследования данной работы явились 32 стихотворения 21 местного поэта. Отобранные для анализа стихи мы распределили в 6 классификаций: «История города», «Город-труженик», «Самый лучший и любимый город», «Новокузнецк в разное время года», «Досуг жителей города», «Литературная гордость Новокузнецка». (см. приложение №1). Распределив стихотворения по классификациям, мы обнаружили, что стихи Г. Морозова встречаются в каждой из них, причем его произведение «Лучший город земли» входит в состав 5 из 6 возможных. Стихотворения А. Назаренко встречаются в трех классификациях, а А. Косаря, В. Валова, Л. Красногорцевой, В. Измайлова, В. Павлова, М. Степанова – в двух. Это свидетельствует о том, что данные поэты обращаются к теме родного города не случайно, а ходят показать свое отношение к нему с разных точек зрения.
История города Новокузнецка начинается с 1618 года, когда служилыми людьми у устья Кондомы был построен Кузнецкий острог, «Чтоб избавить от тревог // Весьма частых нападений // На сибирские владения…».[3, с.9]
В 1622 году острог переведен в разряд городов и стал называться городом Кузнецком.
Кузнецк оказался крепким орешком для кочевников. Но был он не только грозным часовым на рубежах Сибири. «Потянулся люд работный» [3, с.10] из Москвы и Приуралья. Вольница тянула в глухие и необжитые места и раскольников, и рекрутов, и подневольных крестьян. Росли вокруг города и деревни: Ильинка, Красулино, Сидорово, Бунгур.[10, с.10]
Спустя два столетия Кузнецк превратился в место царской ссылки. Крепость стала тюрьмой. Трижды в Кузнецк приезжал опальный писатель Федор Достоевский. Отбывал ссылку в городе и писатель-публицист Берви-Флеровский. [10, с.11]
В начале XX века город стал развиваться усиленными темпами. В 1927 году принято решение о строительстве Кузнецкого металлургического комбината.[10, с.17]: «И вот, поднялся, задымил.//Гигант на берегу Томи». [3, с.13]
В 1930 году одновременно с первой доменной печью были заложены первые десять каменных домов [10, с.18]: «Смотри, уже красуются//Окнами глазастыми//Дома.» [3, с.14]
Росли дома, улицы. В июне 1931 года рабочий поселок Кузнецкстрой был переименован в город Новокузнецк, а в марте 1932 года объединен с городом Кузнецком, что находился на правой стороне Томи, в одну административную единицу. Были открыты школы, магазины, библиотеки.
В августе 1933 года в Новокузнецк приехал Г. К. Орджоникидзе. По его распоряжению город получил трамвайные вагоны. 30 ноября 1933 года на площади Победы, перед Кузнецким комбинатом прозвенел первый в Сибири трамвайный звонок [10, с.18]: «Бегут зеленые вагоны.//Садись скорее, не зевай!//Округу оглашает звоном//Первый в Сибири трамвай.» [3, с.14]
«Когда грозовые тучи // Сгустились над страной. // Жестокий и могучий, // Враг пошел войной», Новокузнецк стал одним из городов, который производил боевую технику, помогшую всему Советскому Союзу сломать и выдворить врага за пределы советской территории: «В мартенах плавит щит //Кузнецкий комбинат.//Фашистскому огню//Надежная преграда – //Одетые в броню//Родного комбината,//Колонны танков». [3, с.15-16]
В ноябре 1956 года Совет министров СССР вынес решение о строительстве Западно-Сибирского завода, а 19 апреля 1957 года был утвержден его проект. Долгожданный день рождения Запсиба наступил на рассвете 27 июля 1964 года, когда первая домна дала первую плавку металла [10, с.61]: «И вот, счастливый миг!//День пусковой настал.//Словно первый младенческий крик,//Хлынул Запсиба металл». [3, с.19]
Во времена, когда И. В. Сталин был Генеральным Секретарем КПСС, город был переименован и стал называться Сталинск: «…будет вечно молод Сталинск – //Великий пятилеток сын».[8, с.26] И лишь после осуждения культа личности вождя в 1956 году городу было возвращено его название Новокузнецк.
На протяжении нескольких десятилетий город развивался и рос, и вот наступил двадцать первый век, и мы видим город таким, какой он есть сейчас: «Огромный город.//Хозяйство отлажено.//В жару и холод//Работает слажено».[3, с.21]
Новокузнецк – это стальное и угольное сердце России. В городе особенно развиты металлургическая и горнодобывающая промышленности. Поэтому тема города-труженика стала одной из ведущих тем в лирике местных поэтов.
Владимир Валов в стихотворении «Город-труженик» показывает Новокузнецк как кузницу всей России, как город, который помог стране выиграть Великую Отечественную войну: «Пусть не здравница он горожанам//И не житница русской земли,//Но он – кузница всем россиянам,//Где дороги стальные легли». [1, с.5]
В стихотворении Анны Волчихинской «Мой город» Новокузнецк – это могучий и великий город, , отличительными чертами которого стали заводы и шахты:«Над Томью широкой//Раскинулся вольно//Мой город-трудяга,//Могуч и велик.//Заводы и шахты,//Мартены и домны//Отныне и вечно//Несут его лик». [1, с.5]
Созвучно с предыдущим стихотворение Любови Красногорцевой «Мой любимый город»: «И чем ярче огней вереницы//Значит, больше добыли угля.//И металл наш везут за границу - //Богатеет и крепнет страна». [1, с.5]
А вот Василий Афанасьев в стихотворении «Огни» показывает страдания и муки, через которые пришлось пройти людям, чтобы город Новокузнецк обрел мощь и могущество: «Не зря приехал он на Кузнецкстрой,//Задиристый, веселый, молодой.//Когда под утро улеглась пурга//И засинели пышные снега,//Он сам сойти с лесов уже не смог://Заиндевел и до костей продрог.//Мы занесли его в палатку-дом,//Согрели чаем, дружеским теплом.//А он, согревшись, за свое опять://
-Умрем, тогда и будем отдыхать!» [8, с.22]
В отличие от Василия Афанасьева Анна Назаренко рассказывает об опасном труде, выпавшем на долю металлургов и шахтёров нашего города . Несмотря на то, что технологии совершенствуются, они все равно каждый день подвергают свою жизнь риску:
Есть у нас красивые мужчины,
Рассказать о них сочту за честь:
В черном пекле у агломашины
У горячих домен тоже есть.
…От отцов принявши эстафету,
С оптимизмом смотрят они вдаль.
Трудятся, да так, чтобы по свету
Славилась запсибовская сталь! [4, с.7]
Где, как камень, характер крепчает,
Где во тьме лучше ценится свет,
И где каждый шахтер понимает,
Что прекрасней поверхности нет.
Пульс, давление, сердце без сбоев,
Вы с опасностью стали на «ты»,
Только тем, кто остался в забое,
Будет вечная жизнь и цветы. [4, с.9]
Анна Назаренко в стихотворении «Мой Запсиб» и Валентин Павлов - в «Снегопаде над КМК» - рассказывают о бурлящей жизни на комбинатах, о том, что какая бы ни была погода на улице, какой бы ни был день недели, металлурги продолжают трудиться на благо всего города: «От коксовых стен до проката//Разросся мой славный гигант.//Он так же, как было когда-то,//Он мощи и силы гарант» [4, с.6] «Над сугробом трубы выстроились в ряд, //Под сугробом печи жаркие горят,//Сталевары деловитые снуют,//Газировку обжигающую пьют». [8, с.35]
А Евгений Буравлев в стихотворении «Новокузнецк» обращает внимание на то, что металлургические комбинаты ни на минуту не прекращают работу, они трудятся и днем и ночью: «Ночная смена.//Город спит и слышит.//Как, целясь в звезды жерлами всех труб,//Припав к земле, завод Кузнецкий дышит,//Оберегая сон ее и труд». [7, с.31]
Геннадий Морозов в стихотворении «Лучший город земли» говорит, что труд металлургов настолько важен, что был навсегда увековечен в названии одной из главных улиц города: «Наш город – стальная столица,//Мартенами, домнами славный.//Названьем проспекта гордится,//Который по праву, главный.//Как Невский для Петербурга,//Как для Москвы – Арбат,//Наш проспект Металлургов//Поставим в этот ряд!» [3, с.15]
А вот в стихотворении «Судьба человека» Геннадий Морозов вспоминает знаменитых передовиков производства, рассказывает об их заслугах на металлургическом комбинате: «Давайте вспомним бригадиров имена://Василия Серяпова и Николая Волкова.//О них, в те годы знала вся страна.//Бетон их слушался, как шелковый.//А женщинам поклон земной!».[3, с.37]
Владимир Измайлов в стихотворении «Горючий камень» и Алексей Косарь – «В забое» - напоминают, что Новокузнецк – это не только город металлургов, но также и шахтёров, чей труд не менее важен:
Блестит, как смоль,
В изломах – как стекло.
Тяжелый, черный –
Впрямь, горючий камень,
И это моего труда тепло
В нем спрессовалось в будущее пламя.
…Но, извлечен руками горняка,
Он запылал огнем в кузнецких домнах. [8, с.25]
…Как майские громы,
в забое с утра
Грохочет комбайн,
Загружая конвейер. [8, с.26-27]
Для создания образа города-труженика местные поэты используют многочисленные художественные средства: эпитеты («железное сердце», «славный гигант», «горючий камень», «могучих руках»), сравнения («словно первый младенческий крик, хлынул…металл», «блестит, как смоль», «крепкий, как драгоценная сталь», «парни черные, как смоль»), олицетворения («идет Металл», «рождается мощь и сила», «город спит и слышит»).
Также в лирике Геннадия Морозова, Алексея Косаря, Евгения Буравлева, Василия Афанасьева, Любови Красногорцевой довольно часто встречаются инверсии («льется сталь», «рождается мощь и сила», «кипит, бурлит работа», «грохочет комбайн», «идет Металл», «шумит завод», «богатеет и крепнет страна»). Мы видим, что поэты на первое место ставят глаголы. Это свидетельствует о том, что им намного важнее действия, то есть то, что заводы непрерывно работают, в шахтах добывается уголь..
В своем творчестве Анна Назаренко, Геннадий Морозов, Василий Афанасьев продолжают традиции русского поэта Н.А. Некрасова. Они так же, как и он, рассказывают о тяжелом и порой опасном труде людей, при этом они пишут не о знатных, а о простых людях.
Таким образом, в лирике местных поэтов Новокузнецк – центр металлургической и горнодобывающей промышленности, город-труженик, это город, который своей продукцией обеспечивает почти всю Россию.
Новокузнецк стал любимым и родным городом для многих людей. И местные поэты не исключение.
Эдуард Гольцман в стихотворении «Чарует душу город-сад» говорит, что Новокузнецк – это «сказка», это самый красивый и молодой город, поэтому не полюбить его просто невозможно: «Мой Кузнецк-Новокузнецк,//Ты красив и молод.//Расцветай Новокузнецк–//Самый лучший город!» [2, с.16]
А вот в стихотворении «Кузнецов» Э. Гольцман выражает свои чувства к городу через, казалось бы, простую русскую фамилию. По его мнению, люди с фамилией Кузнецов должны вдвойне гордиться Новокузнецком, ведь у них «фамильное родство»: «Подставив солнцу бороду,//Мой дед идет по городу,//По родному городу,//Любуясь на него.//Мой дед идет по городу –//Ему вдвойне все дорого://У деда с этим городом//Фамильное родство». [2, с.16]
Любовь Красногорцева в стихотворении «Мой любимый город» называет Новокузнецк «городом молодости, страсти, любви». Она говорит, что для нее на свете нет города роднее и дороже: «Город мой молодеет, все краше//Парки, скверы, дороги, мосты.//И все это родное, все наше,//Потому что тут встретились мы». [1, с.5]
А для Геннадия Морозова Новокузнецк – это не только самый красивый город Кузбасса или России, но и всей планеты, и поэтому люди должны быть счастливы, что живут в таком прекрасном месте: «Из областей прекрасней всех – Кузбасс,//Новокузнецк – из городов планеты!//…Нам счастье выпало – в Новокузнецке жить!» [3, с.22-23]
Для таких поэтов, как Вера Кузнецова, Владимир Валов, Анна Назаренко, Новокузнецк стал настолько родным и любимым городом, что даже когда им приходится уезжать куда-либо, они непременно возвращаются, так как разлука для них мучительна:
Я смотрю в окно вагона,
Все мелькает предо мной,
И в душе такая радость, -
Еду, еду я домой. [1, с.5]
Пол-России объехал, и даже
За рубеж уносила судьба.
Есть теплей города, да и краше,
Но всегда возвращаюсь сюда. [1, с.5]
Мне дальних берегов не нужно,
Но если к ним я ухожу,
То возвращаюсь, потому что
Родной земле принадлежу. [4, с.8]
Леонид Сербин в стихотворении «Твои руки» пишет, что для него Новокузнецк стал хорошим другом. По его мнению, город, будто живой человек, протягивает ему свои руки: « Уезжаю в семнадцать сорок,//Солнце в золото красит горы…//Я вернусь к тебе очень скоро,//Я вернусь к тебе, слышишь, город!//Ты не думаешь о разлуке!//Ты протягиваешь мне руки.//…Город мой,//Мой хороший друг!» [8, с.40]
Для Михаила Степанова в стихотворении «Товарищ, друг, приезжий или здешний…» Новокузнецк –город «юности и песни», город, каждый уголок которого для него стал родным и любимым: «Товарищ, друг, приезжий или здешний!//Я знаю, ты полюбишь город мой://Осенней стужей, оттепелью вешней//Он сердцу моему всегда родной». [8, с.44]
Для того чтобы ярче показать свой любимый город и в полной мере выразить к нему своё отношение, местные поэты прибегают к художественным средствам: эпитетам («милой стороной», «островок верный, надежный», «руки счастливые»), сравнениям («ты (город), словно сказка», «город-сад», «ты, как ветка черемухи в мае», «он …крепкий, как драгоценная сталь», «руки - солнечные лучи», «руки – улицы – как ручьи», «город мой – человек», «сходен с юностью и песней»), метафорам («город молодости, страсти, любви», «огней панорама», «островок он мой»).
Также можно отметить, что многие поэты олицетворяют город, то есть обращаются к нему как к живому существу: «Так цвети, расцветай, дорогой мой», - говорит Любовь Красногорцева в стихотворении «Мой любимый город». А Вера Кузнецова в стихотворении «Еду, еду я домой» восклицает: «Здравствуй…Низкий от меня поклон». Эдуард Гольцман желает любимому городу благополучия: «Расцветай, Новокузнецк – //Самый лучший город!» («Чарует душу город-сад»)
Создавая свои стихотворения, местные поэты продолжали традиции русских поэтов. А.С.Пушкин подобным образом признавался в любви к Санкт-Петербургу в поэме «Медный всадник»: «Люблю тебя, Петра творенье,//Люблю твой строгий, стройный вид,//Невы державное теченье,//Береговой ее гранит…»[6, с.173]
Итак, для местных поэтов Новокузнецк стал родным и любимым городом, они гордятся тем, что живут в нем, и очень хотят, чтобы он стал значимым не только для каждого его жителя, но и для тех, кто случайно или по делу оказался в нём.
В разное время года город Новокузнецк выглядит по-своему привлекательно. Это доказывают в своих произведениях многие местные поэты.
Излюбленным временем года по-прежнему остается весна. Владимир Измайлов в стихотворении «Цветут яблони» обращает внимание на особую красоту города во время цветения яблонь. По его мнению, Новокузнецк становится молодым, он завораживает своей прелестью: «Снова с неожиданною силой//Город ваш овладевает мной,//Как-то по-весеннему красивый, //Как-то по-особому родной…//Яблони цветут в Новокузнецке, //Яблони цветут…» [7, с.32]
В отличие от Владимира Измайлова Геннадий Морозов в стихотворении «В разгар весны дохнуло холодом» показывает Новокузнецк во время цветения черёмухи. В его стихотворении цветущая черемуха в холодную ветреную весеннюю погоду может поднять настроение людей: «Неистовая белая кипень//Искрится под холодным ветром,//Сгоняя с лиц прохожих тень//Подарком, бесконечно щедрым». [3, с.114]
В стихотворении Анны Назаренко «Весна ручьями разлилась» весна – это пора любви, надежды, радости и счастья, это пора, когда люди преображаются, а вместе с ними - и весь город: «От смены чувств или одежд//Светлеют лица.//Пора любви, пора надежд//Ещё продлится.//А улица любви полна,//Улыбки светят –//Вот что наделала весна//На белом свете»[4, с.17]
Для создания образа весеннего города А. Назаренко, Г. Морозов и В. Измайлов используют многочисленные эпитеты («стройных улиц», «мощной панораме», «неистовая кипень», «юная листва»), олицетворения («притихла листва», «черемуха волнует и пленяет», «весна разлилась, занялась», «улыбки светят»), метафоры («яблоневой акварели», «их (яблонь) голубовато-белый дым», «фатою пенною» (о цветении черемухи)), сравнения («будто снег… яблони цветут», «весна ручьями разлилась»).
Сергей Стрельников же показывает Новокузнецк в осеннее время. Его стихотворение так и называется «Осень». По его мнению, город осенью становится грустным и печальным, когда «пахнет горьким дымом и золой», «лужи недовольно морщат лица», «тучи киселем…стекают на зонты», прохожие «взглядом провожают…озябшие цветы». Такое настроение передаётся жителям города: «И зачем, ты, осень, поселила//В сердце отчуждение и грусть?//Всё, что было летом, позабылось.// Было. Позабылось. Ну и пусть…»[9, с.42]
В стихотворении «Осень» среди художественных средств значительно преобладают олицетворения : «осень пахнет», «ветер-дворник гонит», «лужи морщат», «тучи стекают», «провожают цветы» и сравнения: «ветер-дворник», «тучи киселем…стекают на зонты».
Зимний Новокузнецк предстаёт перед нами в стихотворениях Анны Назаренко «Снегопад», Геннадия Морозова «Первый снег» и Александра Раевского «Кружится слегка голова». Для выражения своих чувств в этих стихотворениях поэты чаще других используют сравнения: «словно пухом, выстелил дороги», «так нарядны, как весной сады», «снегирь, желанный, как яблочко в саду».
В стихотворении «Снегопад» Анны Назаренко Новокузнецк зимой предстает как нежный, благодатный и чистый город, когда мир (город) становится светлее и добрее: «Присмирел под белым одеялом//Мир, что суетился и шумел,//В нем от снегопада чище стало,//Все вокруг искрилось и сияло,//И казалось, город подобрел». [4, с.30]
Таким же настроением проникнуто стихотворение «Первый снег» Геннадия Морозова: «Притихли улицы, дома,//Теплеет у прохожих взгляд». [3, с.65]
Основным художественным приёмом стихотворения Александра Раевского «Кружится слегка голова» является сравнение. Поэт считает, что зимний Новокузнецк по своей архитектуре, по «туманному серебряному мосту», по «ещё не замерзшей речке», по «отчетливому памятнику на площади» похож на Ленинград (ныне Санкт-Петербург): «Иду по Кузнецку. Сибирь.//А кажется – по Ленинграду». [8, с.39]
Летний Новокузнецк предстаёт перед читателем в стихотворении Любови Никоновой «Городская песенка». Поэтесса убеждает нас в том, что городская природа особенная:
В лесах природа, напевая что-то,
Узоры из цветов невиданных плетет.
Но городского деревца не сбрасывай со счета:
И городское деревце – цветет.
Как тянет в поле, в степь и на болота!
Уходишь в эти дали, как в полет.
Но городскую птичку не сбрасывай со счета:
И птичка – горожаночка – поет. [8, с.33]
2.5. Досуг жителей города.
Одним из составляющих образа города является досуг его жителей, который помогает раскрыть внутренний мир города, узнать, чем живут его жители.
Самое полное представление о времяпрепровождении новокузнечан дает Геннадий Морозов в стихотворении «Лучший город земли». По его мнению, в условиях двадцать первого века просто необходим культурный отдых:
Век новый, двадцать первый.
Компьютерный прогресс
Щекочет наши нервы
И вызывает стресс.
А в этой ситуации
Возросло значение
Искусства релаксации –
Отдых, увлечение…[3, с.20]
В продолжение своего стихотворения поэт показывает самые популярные культурные места горожан:
Войдем, друзья, под своды
Великолепных залов…
…Великие полотна
Искусством нас согреют.
Мир станет вдруг бесплотным.
Шагнуть мы сможем даже
На дальний план пейзажа.
Вы театрал, к примеру.
Близки по духу Мельпомене.
Тогда идите на премьеру.
Сегодня вечером на сцене
Театра нашего – Шекспир.
Его бессмертный «Король лир».
А вот, с детьми народ.
Начало представленья ждет.
Плакат огромный, кумачовый:
«Цирк кошек Куклачева!» [3, с.20-21]
Но помимо всего этого горожане все равно любят гулять по парку, ходить в кафе и магазины: «В теплый летний вечер//Прогулочка – желанна.//Назначьте милой встречу//У театрального фонтана.//Раскрыли настежь двери//Кафе и магазины.//Давай, зайдем, поверив//Рекламе на витринах». [3, с.15]
Николай Николаевский в стихотворении «Коммунар» обращает внимание то, что у горожан во все времена популярностью пользуется кинотеатр с аналогичным названием. Он стал целой эпохой в культурном развитии города и был нашим бабушкам и дедушкам местом свиданий: «А «Коммунар» любим без реконструкций//И моего там детства уголок.//При встрече не могу не улыбнуться,//Как ученик, успевший на урок.//Ты был когда-то центром, назначали//Свидания и деловые встречи//У входа, возле касс и под часами».[8, с.32]
Местные поэты гордятся Новокузнецком не только как городом-тружеником, но и как культурным центром юга Кузбасса, который может похвастаться наличием культурных центров, многочисленными кинотеатрами, цирком, музеями, библиотеками, парками и скверами.
2.6. Литературная гордость Новокузнецка.
В 1929 году Владимир Маяковский написал стихотворение «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Именно после этого Новокузнецк стал ассоциироваться с именем знаменитого поэта. Многие годы привокзальную площадь города украшали строки его стихотворения:
Я знаю –
город
будет,
я знаю –
саду
цвесть,
когда
такие люди
в стране
в советской есть!
Михаил Степанов в стихотворении «Площадь Маяковского» говорит, что заслуга поэта перед Новокузнецком настолько велика, что одна из площадей города «Поэта имя гордое // Несет … в века!» С особой радостью и гордостью сообщает читателям поэт в завершении своего произведения: «Сбылась мечта Поэта, // И знает вся планета, // Что город, им воспетый, //Прекрасный город – есть!» [8, с.43-44]
В стихотворении «Неоконченная поэма» Геннадия Морозова Маяковский совершает виртуальную прогулку по городу. По мнению автора, В. Маяковский со своего постамента наблюдает за жизнью города: «Давайте, с вами совершим//Прогулочку недальнюю//И насладимся от души//Беседой виртуальною.//Хоть вы по-летнему одеты.//Но мерзнуть не пристало//Тому, кто и зимой и летом//Взирает с пьедестала». [3, с.39-40]
Анатолий Лисицын в своем маленьком сатирическом стихотворении «Маяковский сам тут не был» обращает внимание на то, что именитый поэт дал Новокузнецку метафорическое название город-сад: «Время шло, и все менялось. // И тут он вспомнил, наконец, // И дописал в своей поэме, // Что город-сад – Новокузнецк». [1, с.5]
А вот Валентин Павлов и Василий Непомнящих в своих стихотворениях напоминают читателям, что когда-то Сибирь была «Мертвым домом, сплошным казематом острожным» [8, с.30], где «Под надзором прожил Достоевский // У бессмертья несколько минут» [8, с.34]
Известно, что в ночь с 22 на 23 апреля 1849 года Ф.М. Достоевский был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Мужественно пережив семимесячное следствие и обряд смертной казни, 24 декабря 1849 года он услышал рескрипт о неожиданном помиловании. В январе 1850 года Достоевский был доставлен в Омский острог.
Четыре года провел писатель в этом страшном месте. По выходе из острога Достоевский был зачислен в Сибирский 7-й линейный батальон, стоящий в Семипалатинске, куда он был доставлен по этапу в марте 1854 года. Там он знакомится с семьей Исаевых и становится частым гостем в их доме. Достоевский почти сразу же влюбляется в Марию Дмитриевну и между ними начинают складываться теплые отношения. После переезда Исаевых в Кузнецк между ними начинается постоянная переписка, из которой Федор Михайлович в августе 1955 года узнает о смерти мужа Марии. В 1857 году Достоевский приезжает в Кузнецк и женится на Марии Дмитриевне Исаевой.[5, с.270-271] Их венчание проходило в Одигит-риевской церкви Кузнецка.
Геннадий Морозов в стихотворении «Лучший город земли» обращает внимание читателей на огромную роль Марии Исаевой, которая вдохновила Достоевского на замечательные литературные произведения: «Любовью окрылен // И полон новых планов, // Сюжеты видит он // Для будущих романов». [3, с.12] Во время пребывания Достоевского в Сибири и в Кузнецке он написал повести «Село Степанчиково и его обитатели», «Дядюшкин сон», а также делал записи тюремного фольклора, составившие «Сибирскую тетрадь». Эти материалы впоследствии пригодились Фёдору Михайловичу в работе над многими его произведениями.
3. Заключение
У каждого провинциального человека, по нашему мнению, есть две родины: большая и малая. Новокузнечане и россияне - слова-синонимы. Безусловно, мы любим Россию, ценим её, гордимся ею, но всякий раз испытываем трепетные чувства, говоря о городе, в котором родились, выросли, научились видеть и понимать красоту родного, любимого, дорогого нашему сердцу Новокузнецка.
Немалую роль в этом сыграли стихи поэтов нашего города, заставившие по-новому взглянуть на привычные с детства уголки природы, испытать чувство гордости к краю, который очень значим в развитии горнодобывающей и металлургической промышленности страны. Главным же источником вдохновения авторов поэтических текстов о Новокузнецке, нам кажется, стала история города и его люди.
Я с удовольствием погружалась в мир стихотворений местных поэтов, пытаясь увидеть традиции и новаторство в изображении города, подробнее познакомилась с литературой и историей родного Новокузнецка, узнала, каким видят и представляют его наши поэты, что они к нему чувствуют. Во время работы я испытала чувство гордости за наш город, за его жителей, за его заслуги перед страной и сделала для себя очень важный вывод: нужно любить, беречь край, в котором ты живешь, и, где бы ты ни был, всегда о нем помнить.
Образ Новокузнецка я попыталась «составить» из цитат стихотворений местных поэтов при помощи приёма ТРИЗ «Круги по воде (см. приложение № 2).
4. Библиографическое описание.
5. Приложения.
Приложение № 1.
Приложение № 2.
Наших предков грозное оружие,
В битвах послужившее не раз,
Пушки, крепостям уже не нужные,
У музея встали напоказ. [8, с.45]
Отныне и вовек
Российская держава
Здесь, у слияния рек,
Впечатала заставу. [3, с.10]
В огнях весь город мой,
Просторный, светлый, вечно молодой… [8, с.22]
Островок он мой верный, надежный,
Крепкий, как драгоценная сталь,
Этот город, когда-то таежный,
Мне единственной пристанью стал. [1, с.5]
Кружится слегка голова.
Балконы, трамваи, фигуры,
Ограды, дома, дерева –
Ценнее старинной гравюры. [8, с.39]
У нас дворцы культуры –
Источник притяжения
Для творческой натуры.
Для роста, продвижения
К вершинам, идеалам,
Чтоб на земле светлее стало. [3, с.21]
Здесь дышит радостью и болью
Душа. И все, чем дорожу,
Моей наполнено любовью.
Я ей одной принадлежу. [4, с.8]
Не перечесть всё лучшее у нас.
Все горожане – сплошь поэты.
Из областей прекрасней всех - Кузбасс,
Новокузнецк – из городов планеты! [3, с.22]
Едва найдется в мире место,
Где человек не «покорил» природу.
У нас же – кедры, как шары развесисты,
А Терсь нам дарит чудодейственную воду. [3, с.22]
…Цвети, расцветай, дорогой мой,
Город молодости, страсти, любви.
Ты, как ветка черемухи в мае,
И такого нигде не найти. [1, с.5]
Кузнецкие недра богаты.
Все рядышком – уголь, руда.
Доносятся эхом раскаты
Невиданного труда. [3, с.13]
Самодельный телефон
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Если хочется пить...
Музыка космоса