Данная работа содержит широкий материал о философских учениях Китая.
Вложение | Размер |
---|---|
kitay.doc | 71 КБ |
МБОУ «Сарагашская сош»
КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
(зачётная работа)
Выполнила: ученица 10 класса
Будник Н.А.
Руководитель: Кискорова А.С.
Сарагаш-2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ…………………………………….5
1.2.Конфуцианство………………………………………………………….5
1.2.Учение «Дао» (даосизм)………………………………………………..7
2. ЛИТЕРАТУРА , ПИСЬМЕННОСТЬ ПОДНЕБЕСНОЙ……………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………13
Введение
Китай-колыбель одной из самых древних цивилизаций Земли. Его история насчитывает более 4,5 тысяч лет. В 3 в. До н.э. один из ванов - властителей мелких китайских княжеств – объединил их в единую Поднебесную империю и стал именоваться императором Цинь Шихуанди. Одна из династий правила в течение 2 тыс. лет сменяли друг друга различные империи и царства, которые расширили границы страны и развили её культуру.
Китайская литература является одной из древнейших в мире. Много великих, известных поэтов, которые написали много проз, посвящённые историческим событиям. Древнейшие памятники искусства относятся к 3 тыс. до н.э.: глиняные сосуды с геометрическим узором, чёрная керамика, бронзовые бытовые и ритуальные сосуды с изображением зверей, птиц, чудовищ. А также с древнейших времён в Китае развиты художественные промыслы: великолепные шёлковые ткани производятся уже несколько тысячелетий, секрет розового фарфора до сих пор не известен. Чтобы принести в Европу секрет шёлка, итальянскому путешественнику марко Поло пришлось тайком вынести кокон шелкопряда в чалме. Изделия китайцев очень красочны и изящны.
В Китае исторически уделяется внимание боевым искусствам, в том числе ушу, которое имеет много разновидностей, наиболее известная - кунгфу.
Математика и астрономия были развиты уже в 4 в. до н.э. То же относится к географическим знаниям и медицине.
Цель данной работы исследовать культурные особенности древнего Китая. Для достижения данной цели надо решить следующие задачи:
Философия древнего Китая съиграла важную роль в жизни страны. Изменило её к лучшему и сделало её великой державой.
Учение «Дао» помогало и помогает до сих пор понять человека, его нравственность, его внутренний мир. Даосизм имеет большое значение в жизни людей.
Литература в Китае – одна из древнейших в мире, она в раннем возрасте формирует человека как личность, и просто интересна своим содержанием. Китайская письменность очень сложная, но отличается своей красотой и оригинальностью.
Во время Ханьской Империи много произошло в истории Китая. Но главное – осталась память о том, как Китай стал великой империей
1.ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
1.2.Конфуцианство
Философия возникла в Китае в 6-3 вв. до н.э., когда формировались основные школы, оказавшие определяющее влияние на дальнейшее развитие филосовской мысли в Китае. «Древняя Китайская философия носила ярко выраженный этикополитический характер. Становление Китайской философии прошло в оживлённых дискуссиях различных школ о принципах управления страной и о взаимодействиях между правителем, сановниками и народом»[1].
Самым знаменитым мудрецом Китая был Конфуций. Он жил в 6-5 в. До сих пор многие Китайцы следуют его наставлениям. Учения Конфуция называются конфуцианством. В Китае конфуцианство не считается религией.
Конфуций учил четырём вещам: «пониманию книг, правильному и честному поведению, преданности правителю и правдивости. Своим ученикам он пересказывал содержание старинных книг, чтобы они знали и помнили народную мудрость»[2]Мудрец учил, что в мире существует незыблемый порядок, в котором каждый человек должен найти своё место и наилучшим образом исполнять свои обязанности. «Правитель должен быть правителем, отец- отцом, сын- сыном»[3],-говорил Конфуций. Таким образом, не только в семье, но и в государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Государство, по мнению Конфуция,- это большая семья. Подданные должны уважать правителя, как своего отца. А он должен относиться к ним как к своим детям. Мудрый правитель не будет мучить людей суровыми наказаниями, а будет терпеливо воспитывать их своим примером.
Конфуций особо считал, что надо следовать тем правилам, которые установлены с давних пор. Дети должны слушаться родителей и уважать их. « Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне него - уважительность к старшим, серьёзно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и учиться у человеколюбивых людей. А свободное время можно тратить на чтение книг»[4],-учил мудрец.
« С особым почтением,- говорил он,- следует относиться к старикам, помогать им во всём. Долголетие- это благословение небес. В старости человек становится мудрым. Мудрость стариков защищает людей от ошибок». Конфуций настаивал на почитании предков. Он учил, что человек не должен бояться того, что угрожает ему извне. Самое страшное- это зло и зависть в душе, побороть которые можно с помощью соблюдения правил поведения и образования. « Я не родился со знаниями,- говорил он.- Я учил их благодаря любви к древности и настойчивости в учёбе». «Конфуций открыл школу и записал множество изречений, которые составили книгу « Лунь Юй». Учение Конфуция, развитое его последователями, послужило в дальнейшем теоретическим обоснованием особых прав нарождавшейся бюрократии на управление страной, что сыграло важную роль в превращении конфуцианства в официальную идеологию»[5].
Философия древнего Китая съиграла важную роль в жизни страны. Изменило её к лучшему и сделало её великой державой.
1.2.Учение «Дао» (даосизм)
«В Китае помимо древних общераспостранённых культовых верований в духов, богов (неба, земли, богатства), шаманизма и принятого позже буддизма существуют две национально-религиозные традиции - даосизм и конфуцианство»[6]. В последних запечатлены особенности китайского мироощущения с присущими ему этицизмом, лёгкостью и глубиной.
Все формы даосизма связанны с именем легендарного мудреца Лао-цзы (6-5 вв. до н.э.) и его учением, изложенным в классическом священном тексте «Книги пути могущества». В нём в притчах и метафорических высказываниях выражается религиозно - филосовская система, открывающая смысл «абсолютного спокойствия».
Лао-цзы уверял: «Пока я люблю покой, люди сами будут идти прямо. Пока я действую, оставаясь бездействующим, люди сами достигнут благосостояния»[7]. Простота собственной души делает десять тысяч других людей лишёнными страстей. В этом смысле «святой правит, опустошая своё сердце (ум) и наполняя желудок, уменьшая свои желания и укрепляя свои кости, всё время, борясь за то, чтобы люди не имели ни знаний, ни желаний»[8]. Эта установка на неделание коренится в осмысленности фундаментальной религиозной категории- Дао.
По мысли Лао-Цзы, Дао есть «нечто, лишённое формы, что существовало до появления неба и земли… его имя нам известно; Дао- это название, которое дали ему мы. Если я вынужден сказать, к какому классу вещей он принадлежит, я назову его бесконечность»[9]. Дао незаметен, но не пуст, неразличим, но стихиен, ничем не обусловлен, а напротив, субстанциален и подлинно самообусловен, так что в нём в скрытом виде содержаться формы, сущности и энергии всех конкретных явлений. Через понятие Дао( «благоразумие», «путь», «закон») раскрывается вся таинственность природы в высокочтимом Боге, рациональном строе мира и нравственном человеке. «Невидимый» способ бытия «постоянного» Дао есть таинственное выявление себя в сущем.
В космологии даосизма Вселенная рассматривается как иерархически организованная структура, в которой каждая из частей воспроизводит целое. В этой системе человек является микроскопом, со строгим психофизическим соответствием с космическими стихиями. Например, «пять органов тела, его отверстия, и строение, черты и страсти человека соотносятся с пятью направлениями, пятью священными горами, частями неба, временами года и элементами космоса»[10]. Закон Дао в качестве естественного порядка предполагает постоянное возвращение всего сущего в изначальное состояние. В этом плане мудрость состоит в приспособлениям к ритмам Вселенной, в ритуальной и физиологической адаптации к природным изменениям и, главное, в созидании внутри себя пустоты, позволяющей вернуться к «началу всего».
Центральной антропологической идеей в даосизме является понятие «у-вэй » - добродетели как собственно проявлении энергии Дао в сфере бытия. Она существует в сердце мудреца, так что он «никогда не действует (у-вэй), однако нет ничего, чтобы он оставил несделанным». Добродетель- Это быть в таком согласии с вещами, чтобы не оставлять никаких следов своего деятельного присутствия. То есть истинный путь Дао, между тем как намеренное вмешательство в порядок вещей ведёт к противоположным результатам. Мудрец, практикующий у-вэй, живёт своей первоначальной сущностью, той, которая была до появления знания и морали; он возвращается в состояние гладкого камня (пу). Пу - неотшлифованное, неокрашенное дерево, простота. Отсюда всякое знание, искусственные методы, управления ведут к «хитрости сердца» и волнению души, а Дао не появляется в таких условиях. Закрытые системы, т.е. страсти и предубеждения, в которые запираются ограниченные умы, скрывают Дао. «Между тем святой человек сознаёт относительность всего: он нейтрален и открыт в той мере, что не оказывает активного сопротивления никакому возможному противнику, будь он личностью или идеей. О том, кто хочет познать Дао, сказано: «Не думай, не размышляй…не следуй школам, не следуй пути, и тогда ты достигнешь Дао, изгнанного знания, забытого знания «доступного знания».»[11]
«Последний религиозный смысл даосизма - достижение бессмертия - состоит в опытном слиянии с Дао, причём не только посредством Физиологических практик, но и мистически с Дао. Бессмертие предполагает аскетический опыт пост, регулирования дыхания, сердца, занятия алхимией, участие в обрядовой жизни»[12].
В даосизме существует множество эклектичных теорий, сект, налична разветвлённая религиозная организация с храмово-монастырскими центрами и поселениями, где по сей день, даосские подвижники продолжают соблюдать все древние заветы и даже пытаются изготовить знаменитые пилюли бессмертия.
Учение «Дао» помогало и помогает до сих пор понять человека, его нравственность, его внутренний мир. Даосизм имеет большое значение в жизни людей.
2. Литература, письменность Поднебесной.
В период правления династии Хань появились первые крупные литературные произведения. К этому же времени относится зарождение в Китае исторической науки. Так, кисти «отца китайской истории» Сыма Цяня принадлежит большая история Китая. В ней учёный описал все события, произошедшие в Поднебесной, начиная со времени царствования мифического первопредка Хуанди до современных Сыма Цяню правителей. Эта книга называлась «Исторические записки» («Шицзи»). «Сыма Цянь старался не только рассказывать о событиях военной и хозяйственной жизни страны, о быте и нравах различных народов, населявших Китай, но и объяснять причины тех или иных происшествий и явлений. Книга Сыма Цяня долго была образцом для подражания для последующих писателей»[13].
В древнем Китае был очень интересный обычай. Начиная со времени правления Цинь Шихуанди, правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления каждого императора. В такие сборники включались самые разные произведения. В одних, например, рассказывалось, как небо наказало неумелого правителя, наслав на него беды и несчастия. Другие повествовали, о том, как небо возвеличило достойного, возведя его на трон.
Древние китайские книги выглядели совсем не так, как современные. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Связка бамбуковых дощечек и была древнекитайской книгой. Позже, во 2 веке до н.э. китайцы изобрели бумагу. Китайская письменность возникла в глубокой древности. «Также как у египтян, в Китае иероглифы произошли от рисунков. Иногда в их форме иероглифа, который обозначает целое слово, можно угадать первоначальное изображение»[14].
Грамотные люди были очень уважаемы в Китае и могли занимать высокие государственные должности. Древние китайские рукописи были написаны сложным далёким от разговорного и непонятным для простого народа языком «вэнь-янь». Только в середине 20 века китайская письменность была приспособлена для того, чтобы все жители Китая могли читать и писать.
Литература в Китае – одна из древнейших в мире, она в раннем возрасте формирует человека как личность, и просто интересна своим содержанием. Китайская письменность очень сложная, но отличается своей красотой и оригинальностью.
Империя Хань образовалась в конце 3 века до н.э. и просуществовала более четырёхсот лет. В империи Хань китайцы в полной мере осознали себя единым народом. И сегодня китайцы называют себя ханьцами. Основатель династии Хань-Лю Бан объединил страну, создав сильную централизованную империю. Однако проводившая им политика пожалования родичам и сподвижникам обширных земельных владений-уделов создала предпосылки для раскола страны. Созданные уделы, где их владельцы располагали собственными войсками, финансами и администрацией, впоследствии, превратились в независимые царства, противостоявшие центру. Центральная власть укрепилась в царствование императоров Цзин-ди и особенно У-ди. На службу династии Хань вела захватнические войны на Севере и на Северо-западе против сюнну (хунну), на западе против племён цян, на Востоке и Северо-востоке против Кореи, ухуаней и сяньби, а также на Юге и на Юго-западе, значительно расширив границы империи. При династии Хань были установлены торговые и культурные контакты с государствами Средней Азии и Индией. Западная Хань пала под ударами крестьянских восстаний «Краснобровых» и «жителей зелёных лесов». Династия Восточная Хань пала в результате крупного крестьянского восстания «Жёлтых повязок» и борьбы военно-феодальных клик.
Во время Ханьской Империи много произошло в истории Китая. Но главное – осталась память о том, как Китай стал великой империей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия древнего Китая съиграла важную роль в жизни страны. Изменило её к лучшему и сделало её великой державой.
Учение «Дао» помогало и помогает до сих пор понять человека, его нравственность, его внутренний мир. Даосизм имеет большое значение в жизни людей.
Литература в Китае – одна из древнейших в мире, она в раннем возрасте формирует человека как личность, и просто интересна своим содержанием. Китайская письменность очень сложная, но отличается своей красотой и оригинальностью.
Во время Ханьской Империи много произошло в истории Китая. Но главное – осталась память о том, как Китай стал великой империей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
Электронно-учебное пособие «История древнего мира». 2003 год
ЛИТЕРАТУРА
Большая Советская Энциклопедия ( в 30 томах). Главный редактор А.М. Прохоров.1973 г. . Кварнер-Конгур. 624 с. С илл. 29 с., 6 л. Карт.
Религоведние «100 экзаменационных ответов». Экспресс – справочник для студентов вузов.- Москва: ИКЦ «марТ» ;Ростов н/д. 2005 год.- 240 с.
Школьная энциклопедия «История древнего мира». «Руссика». История древнего мира. -М.:ОЛМА-ПРЕСС образование, 2003.- 815с., илл.
[1] БСЭ-С.228.
[2] Электронно-учебное пособие « История древнего мира».
[3] Электронно-учебное пособие « История древнего мира».
[4] Электронно-учебное пособие «История древнего мира».
[5] БСЭ с 228.
[6] ШЭ «История древнего мира». С614
[7] Экспресс-справочник для студентов вузов «100 экзаменационных ответов».с.80.
[8] Экспресс-справочник для студентов вузов «100 экзаменационных ответов».с.80.
[9] Электронно-учебное пособие «История древнего мира».
[10] Электронно-учебное пособие «История древнего мира».
[11] БСЭ с.230.
[12] Экспресс-справочник для студентов вузов «100 экзаменационных ответов».с.81.
[13] Электронно-учебное пособие «История древнего мира».
[14] ШЭ «История древнего мира». С.650.
Дерево в снегу
Мост из бумаги для Киры и Вики
Щелкунчик
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Серебряное копытце