Исследовательская работа по истории.
Цель исследования.
1.Узнать, кто из моих родственников участвовал в Великой Отечественной войне, какие подвиги они совершали, чем прославились.
2. Восстановить хронологию событий и выяснить, каким образом они попали на фронт, где служили и как сложилась их судьба в послевоенные годы.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Расспросить бабушку, дедушку с целью изучения фактов их жизни.
2. Изучить публикации о моей прабабушке, документы из архива моей семьи.
В ходе работы я использовал следующие методы:
1. Опрос прабабушки и других ближайших родственников.
2. Анализ документов из архива моей семьи, музейного материала, статьи в журналах и газетах.
3. Обобщение полученных данных.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_romanova_artyoma.doc | 57 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»
МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл
«Моя родословная.
Великая Отечественная война
со страниц семейного фотоальбома»
Исследовательская работа по истории.
Выполнил:
обучающийся 7Б класса
Романов Артем
Руководитель:
учитель истории
и обществознания
Хлебникова Л.Н.
п.г.т. Краснооктябрьский
2012 год
Оглавление
Введение
Глава 1. Актуальность исследования.
Глава 2. «Великая Отечественная Война со страниц
семейного фотоальбома».
2.1 Чепаков Алексей Михайлович
2.2 Ефремов Павел Фёдорович
2.3 Сухарев Евгений Григорьевич
2.4 Коновалова Лидия Филипповна
Заключение
Литература
Введение.
В каждой семье есть свои праздники. В нашей семье мы каждый год, 9 мая, поздравляем бабушку (мою прабабушку) с праздником Победы.
Великая Отечественная война… Как далеко она от нас – современных мальчишек и девчонок. Наше детство – счастливое и почти беззаботное. Мы можем учиться и заниматься интересными делами, встречаться с друзьями и совершать увлекательные путешествия. Нам невозможно представить, что такое голод и непосильный труд. Но мы знаем, что 67 лет назад была война, рвались снаряды и гибли люди, а наши военные ровесники так и не узнали что такое детство.
Актуальность исследования. С каждым годом всё меньше ветеранов собирается на празднование Дня Победы. Но пока они живы, пока живы их дети и дети их детей, пока живём мы – их внуки и правнуки, пусть живёт и память о том времени, красной строкой записанной в истории нашей России.
Цель исследования.
1. Узнать, кто из моих родственников участвовал в Великой Отечественной войне, какие подвиги они совершали, чем прославились.
2. Восстановить хронологию событий и выяснить, каким образом они попали на фронт, где служили и как сложилась их судьба в послевоенные годы.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1. Расспросить бабушку, дедушку с целью изучения фактов их жизни.
2. Изучить публикации о моей прабабушке, документы из архива моей семьи.
В ходе работы я использовал следующие методы:
1. Опрос прабабушки и других ближайших родственников.
2. Анализ документов из архива моей семьи, музейного материала, статьи в журналах и газетах.
3. Обобщение полученных данных.
Использованные материалы: семейный альбом, воспоминания старейших моего рода, интернет – ресурсы.
Результаты моего исследования можно использовать как материал на уроках, занятиях кружков, факультативах по истории, для примера всем желающим изучать родословную своей семьи. Я провел урок краеведения в 4 классе, где поделился опытом исследования жизни своих родственников.
2
Узнавая о родственниках своей бабушки (со стороны матери) – Ширкиной (Чепаковой) Зои Алексеевны, я узнал, что она никогда не видела своего отца, который прошёл всю ВОВ, ещё полгода прослужил в Берлине после её окончания и был убит в своей родной деревне, работая председателем колхоза в тяжёлое послевоенное время.
В составлении древа со стороны отца мне помогали и бабушка, и дедушка, и их родные сестры. Это было очень увлекательным занятием не только для меня, но и для них. А для некоторых членов моей семьи отдельные моменты были новостью.
Чепаков Алексей Михайлович
(15.03.1920 - 04.10.1949)
(Мой прадед со стороны матери)
Родился в деревне Наумёнки Ластинского сельского совета Пижанского района Кировской области в крестьянской семье. Окончив школу, поступил в Яранский педагогический техникум. Закончив его, стал работать учителем литературы в Мари-Ошаевской школе, а затем стал директором Ластинской основной школы. В это же время писал стихи, сочинял песни на марийском языке. Из воспоминаний моей бабушки (его дочери) был очень грамотным человеком того времени. В каждом письме с фронта (из воспоминаний бабушки) были стихи собственного сочинения. На фронт ушел в 1941 году. Был не раз ранен. Дошел до Берлина в звании старшего лейтенанта. Он участвовал в штурме Рейхстага. На его стене оставил надпись (из воспоминаний брата моей бабушки) «Здесь был Чепаков». После окончания войны не сразу вернулся на Родину. С 1945 по 1946 год служил в гарнизоне города Берлина. Их гарнизон занимался охраной города. За свои боевые заслуги имел много наград, но по дороге домой его обокрали. Поэтому домой вернулся без орденов и медалей. В конце 1946 года он вернулся в свою родную деревню. Женился на прабабушке Сидоровой Анастасии Михайловне (25.12.1920 - 08.06.1996). Стал работать сначала, как и прежде директором школы, а затем - председателем колхоза. В этой должности показал себя очень справедливым человеком. Не любил бездельников и жадных людей. Возможно, именно это и стало причиной его трагической смерти в декабре 1949 года. Его убили в борьбе за справедливость. Моя бабушка так и не увидела своего отца. Она родилась через три месяца после его смерти.
Ефремов Павел Фёдорович
(22. 02. 1924 – 17. 01. 1983)
Родился в деревне Актаюж Килемарского района Республики Марий Эл. Очень рано стал работать. Был лесником и хорошим охотником. В 17 летнем возрасте пошел на фронт. Был пулеметчиком. Участвовал в военных
3
действиях в Венгрии, в Польше. Дошел до Германии. В одном из боёв был ранен в легкие. С этим ранением некоторое время пролежал на земле. В этот момент наступали немецкие танки. Один танк проехал прямо над ним. Он чудом остался жив. Лежал в госпитале города Казани. Осколки от его ранений остались в нём на всю жизнь и очень его тревожили. За свои боевые заслуги имел много наград: медаль за отвагу в форсировании реки Одер, медаль за взятие Вены, Будапешта и др. Вернувшись на Родину, вновь стал работать лесником. По воспоминаниям моей бабушки, дед отлично ориентировался в лесу. Практически знал каждый куст и дерево. Был очень добрым и отзывчивым человеком.
Сухарев Евгений Григорьевич
(12.08.1938 – 16.02.2002)
Составляя родословное древо своей семьи, я был приятно удивлен тем, что в моей большой семье были и поэты. Им оказался дядя моего деда Саши - Сухарев Евгений Григорьевич. Он был совсем ребенком, когда началась война, но именно об этих событиях он пишет в своей книге «Солнечное кружево». Вот как пишет он о себе в сборнике стихов «Солнечное кружево».
Родился я на Волге в марийской республике крестьянской семье, русский. Окончил железнодорожный техникум, некоторое время работал в Архангельской области, поселок Шожма, мастером леса, техноруком мехлесопункта.
Затем окончил Военное училище связи в городе Арзамасе, прослужил 26 лет, закончил службу в звании Майора.
Участник боевых действий в составе Южной группы войск в связи с событиями в Венгрии в 1956 году.
После демобилизации остался в городе Котовске Одесской области. Долгое время работал на железной дороге председателем профкома. Стихи пишу давно: о родных краях, об армии, о городе Котовске и на другие темы. Публиковался в газетах: «Защитник Родины» Одесского военного округа. В местных районных газетах: «Ленiнський прапор», «Котовськi вiстi», «Колхозной правде», армейских журналах: «Знаменосец», «Советский воин».
Кроме того, мой родственник увлекался исследовательской деятельностью. В газете «Марийская правда» от 18 февраля 2000 года вышла его статья «Память хрупкая, словно стекло», где раскрывает тайну названия своей родной деревни Старый завод.
4
Коновалова Лидия Филипповна
(27.12.1928)
Это родная тётя моего деда Николая. С ранних лет она познала тяжесть непосильного труда, голод. Ей было 14 лет, когда началась война. Вместе с матерью ей пришлось выполнять трудную мужскую работу: вставать в 4 утра, доить коров вручную, затем работать на лошадях, косить вручную. А в 16 лет она стала управлять трактором потому, что некому было на них работать. В мирное время она всегда была первой в работе. Поэтому у неё очень много разных наград. Бабушке Лиде сейчас 93 года. Она до сих пор нянчится с правнуками. За ударный труд в тяжёлое военное время бабушку Лиду наградили в этом году денежной компенсацией от правительства страны. Я горжусь тем, что в моём роду есть такие стойкие женщины.
Заключение.
Всё меньше остаётся людей, которые помнят Великую Отечественную войну. Почти не осталось фронтовиков – непосредственных участников тех далёких событий.
Время летит очень быстро, и мы должны очень бережно относиться к нашим землякам – ветеранам, ведь они являются живой частицей истории, которую мы должны помнить и донести до следующих поколений. Поэтому так важно успеть собрать необходимую информацию и сохранить её.
Проведя свое исследование, я пришел к следующим выводам:
1. Война оставила страшный след не только в прифронтовой полосе, но и в тыловых районах. Все воспоминания содержат свидетельства о многочисленных похоронках на родственников и односельчан.
2. Дети военной поры не узнали счастливого безоблачного детства. Всем им пришлось наравне с взрослыми работать в колхозе, выполнять мужскую работу по дому.
3. Несмотря на то, что наши ветераны во время войны жили в деревне, все они испытали на себе что такое голод, когда приходилось есть хлеб из клеверной муки и суп из дикого щавеля. А ведь растущему молодому организму так требовалась более калорийная пища, но откуда было её взять, если все, что производилось, отправлялось на фронт.
5
4. « Всё для фронта, всё для победы!» - под таким девизом работали труженики тыла, в том числе и наши герои. Недоедая, недосыпая, они вместе со своими матерями приближали будущую победу, ни сколько не сомневаясь в ней. Все с большим нетерпением ждали известий с фронта и регулярно слушали военные сводки по радио, передаваемые диктором Левитаном.
Я считаю, что основная цель моего исторического исследования достигнута. Я узнал всех своих родственников, которые защищали нашу Родину от немецких войск, которые старались жить и работать в надежде на светлое будущее нашей страны.
Я вправе гордиться своими родственниками и благодарен им за их героические поступки, которые они совершали в годы войны и в мирное время. В благодарность им я и написал это историческое исследование.
6
Золотая хохлома
Сказки пластилинового ослика
Знакомые следы
Нора Аргунова. Щенята
Рисуем подснежники гуашью