"Где родился, там и сгодился" . Что же нужно сделать , чтобы выжитьт в условиях многолетней засухи на селе? Нужно привлечь гостей на хутор, организовать сельский туризм, используя возможности ГМЗ М.А. Шолохова.
Вложение | Размер |
---|---|
oformlenie_raboti_danyui.doc | 41 КБ |
oglavlenie.doc | 22 КБ |
vvedeni1.doc | 27 КБ |
5osnovnayachast.doc | 110 КБ |
literatura.doc | 35.5 КБ |
obrazec_titulnogo_lista.doc | 35.5 КБ |
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
Наименование секции/подсекции: Туризм и краеведение
Исследовательская работа
Тема: «Казачий «Скансен» в Елани»
Автор работы:
Попов Станислав, 8 класс,
МБОУ «Дударевская СОШ».
Руководитель:
Рязанова Елена Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Дударевская СОШ».
г. Ростов-на-Дону
2012 г.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Формат бумаги А4 (297×210), расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа - 1 см, слева - 3 см, сверху и внизу -2 см,
шрифт Times New Roman_кегль 14, одинарный межстрочный интервал, выравнивание по ширине.
Кол-во страниц работы до 25 страниц.
ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ
Работы, представленные на конференцию должны отличаться:
- исследовательским характером,
- актуальностью,
- новизной,
- практической значимостью,
- грамотным изложением материала,
- наглядностью.
Все работы должны иметь научного руководителя – квалифицированного специалиста в данной области – учителя, научного работника, преподавателя высшей школы. Представленные на научно-практическую конференцию работы должны содержать результаты научных исследований или описание опыта практических разработок.
Для секции «Инновационные проекты», проектные работы оформляются:
- в виде плаката на стандартном листе ватмана, с распечатанной работой на листах формата А4;.
- обеспечение принадлежностями, необходимыми для представления стендового доклада, участники берут на себя.
Защита проектной работы проходит в течение 10 мин.
Авторы проектных работ должны кратко изложить цель проекта, практическую часть, результаты и выводы, ответить на вопросы членов жюри и участников конференции.
Требования к проектной работе (для секции инновационные проекты):
цели и задачи работы;
описание сделанного в процессе учебного исследования;
методы, используемые в ходе исследования;
основные результаты и выводы;
информация об авторе, руководителе, образовательном учреждении.
Требования к оформлению проектной работы (для секции инновационные проекты):
наглядность - ясное и чёткое представление ключевых моментов работы;
соотношение иллюстративного и текстового материала 1:1. Материалы стендового доклада должны содержать: заголовок (включает название доклада, Ф.И.О. автора и руководителя), аннотацию, введение, постановку задачи и методику исследования, результаты, выводы. Формат рисунков, таблиц должны обеспечивать возможность прочтения материала с расстояния не менее 2 м, но следует избегать излишней пестроты;
оптимальность - количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты;
популярность - информация должна быть понятной и доступной, но в тоже время демонстрировать высокий уровень знаний и значимость полученных научных результатов.
Оглавление
Введение_____________________________________________________3- 4
ГЛАВА 1. Музей под открытым небом___________________________ 5 -10
1.1.Понятие экспозиционно-выставочной деятельности_____________ 5 - 6
1.2. Станица Еланская – перспективный объект туристской индустрии. 7 - 8
1.3. Казачий Скансен._________________________________________ 8 -10
ГЛАВА 2. Как создать новый объект туризма в зоне Государственного
музея-заповедника М. А. Шолохова._____________________ 11 - 13
2.1. Проект казачьего подворья.__________________________________ 11 - 12
2.2 Экономический расчет строительства.________________________ 12 - 13
ГЛАВА 3. Чем развлечь гостей на хуторе.________________________ 14 - 17
3.1. Разработка анимационной программы «Один день в Елани».______ 14 - 15
3.2. « Хлеб да соль», дорогие гости!______________________________ 15 - 17
Выводы______________________________________________________ 18 - 19
Литература
Приложение
Введение
«Где родился, там и сгодился» – это одна из тридцати тысяч пословиц, собранных В.И. Далем. Он особенно отличал эту пословицу, считая ее мудрой и важной в истории жизни любого человека. Вот я, например, родился в хуторе. Я думаю, что каждого человека радует край, в котором он живёт. Только невежда не любит свою малую родину! Думаю, что связать свою жизнь с этим местом будет правильно и справедливо. Географическое положение нашего региона не даёт возможность существовать на то, «что Боженька пошлёт». У нас зона рискованного земледелия. Фермеры нашего района второй год находятся в бедственном положении. Молодёжь бежит из села. Что делать? Чем заниматься, чтобы не допустить гибели хуторов? Для тысяч жителей сельской местности это актуальный вопрос. Надо искать пути привлечения доходов на хутор! Одним из направлений развития малого бизнеса в сельской местности является сельский туризм. В настоящее время туризм является неотъемлемой сферой жизни современного общества. В условиях динамично развивающегося рынка возникает жесткая конкуренция между объектами туристской инфраструктуры. Чтобы оставаться на рынке и продвигать свою деятельность, необходимо постоянно совершенствоваться, улучшать качество предлагаемых услуг, искать новые подходы и инновационные решения в работе. В Ростовской области единственным музеем-заповедником федерального значения является Государственный музей-заповедник Шолохова М.А. Это мощный источник привлечения как внутренних, так и внешних туристских потоков. Объектом исследования данной работы выступает Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова.
Предметом исследования становятся новые формы его экспозиционно-выставочной деятельности.
Целью настоящего исследования является поиск новых путей совершенствования форм экспозиционно-выставочной деятельности музейной экспозиции.
Задачи:
- изучить теорию и методику построения музейной экспозиции;
- рассмотреть станицу Еланскую, как один из перспективных природных комплексов музея-заповедника для создания экспозиции казачьего подворья;
-разработать для последующего возможного внедрения театрализованную анимационную программу на основе подвижных экспозиционных материалов объединенных в новой экспозиции, основанной на ландшафтной уникальности музея-заповедника;
- экономически рассчитать стоимость строительства (восстановления) казачьего подворья в станице Еланской.
Гипотеза: если предлагаемое нами решение проблемы поиска новых путей совершенствования экспозиционно-выставочной деятельности с акцентом на создание «живой экспозиции» в ландшафтной зоне музея-заповедника претворится в жизнь, то вырастут притоки туристов в
4.
Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова, увлеченных экологическим и сельским туризмом. Появятся новые рабочие места, постоянный источник доходов, появится возможность выжить хуторам.
Основным принципом написания работы является принцип объективности, экономической целесообразности.
Изучение историографии и библиографии в рамках темы настоящей исследовательской работы позволило сделать вывод о том, что Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова в этой позиции в посвященных ему работах, не рассматривался. Это определило новизну данной работы и обусловило исследовательский метод работы с материалом путем изучения романа «Тихий Дон», дающего материал для виртуального восстановления территорий описанных в романе, относящихся к музею-заповеднику, и культурных традиций донского казачества конца XIX – начала XX вв.
В работе были использованы общенаучные методы и приемы исследования, такие как: анализ, синтез, метод конкретно-исторического анализа, систематизация, сравнительный метод, изучение нормативно-правовой базы.
Практическое применение нашего исследования обусловлено возможностью использования в конкретном бизнес-плане по созданию нового объекта туристской инфраструктуры на территории Шолоховского района.
5.
1. Музей под открытым небом
1.1 Понятие экспозиционно-выставочной деятельности
В наше время благодаря радио, телевидению, печати и интернету люди получают огромный объем информации, и часто многое ускользает от внимания. Приобретение знаний в музее происходит на основе чувственных впечатлений, наглядно образного мышления. Высшей формой эмоционального воздействия на посетителей музея следует назвать чувство сопричастности к тому, что было.
Палитру культурной жизни России трудно представить без такой реалии, как музей. Сложившийся в XIX в. как учреждение культуры, музей оказался универсальным институтом, раскрывающим при помощи представленных в нем коллекций и экспозиций содержание и специфику множества различных процессов, происходивших в социальной и культурной жизни каждого конкретного российского региона.
Экспозиция – это важнейшее звено музейной коммуникации; только коммуникация, осуществляемая в процессе создания и восприятия экспозиции, может быть признана специфически музейной, не воспроизводимой в рамках других общественных институтов [Шулепова,2005].
Термин «экспозиция», происходящий от латинского «expositio» (выставлять), в широком смысле означает любую совокупность предметов,
специально выставленных для обозрения.
Музейная экспозиция – это основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений [Шляхтина, 2005].
Современная музейная экспозиция является особым синтетическим научно-художественным произведением, которое создается в соответствии с единым идейным замыслом, определяющим принцип отбора, группировку и интерпретацию экспонатов на основе научного, сценарного и художественно-дизайнерского проектирования экспозиции [Российская музейная энциклопедия ].
Подходы к построению экспозиции в музеях различного профиля обусловлены содержательной спецификой музея. Это проявляется, в частности, в организации экспозиционного пространства в краеведче ском музее, музее-квартире или музее, являющемся памятником ар хитектуры. Важны и масштабы музея, в котором создается экспозиция (музей-гигант или небольшой камерный музей). Легче организовать экспозицию в специально предусмотренном для нее помещении и гораздо труднее органично вписать ее в чуждый ей по времени и стилю интерьер.
6.
Существуют общие принципы построения экспозиции. К ним относятся: принцип научности, принцип предметности, принцип коммуникативности.
Существующие в мировой музейной практике методы построения экспозиции возникали и развивались вместе со становлением, как профильных наук, так и музееведения. Можно выделить следующие:
Актуальным в экспозиционной работе является вопрос об объеме экспозиции, о количестве представленного в ней материала, правильном отборе экспонатов, соотношении подлинников и вспомогательного
материала, об использовании аудиовизуальных средств.
Важным этапом при этом можно считать ее научное проектирование. Его начинают с подготовительного этапа, т. е. изучаются различные материалы по теме будущей экспозиции.
Основа экспозиционной коммуникации – подлин ные музейные предметы. Музейный предмет, будучи вы ставлен в экспозиции, приобретает новый статус экспоната. Он сохраняет свои свойства: информативность, экспрессив ность, аттрактивность, репрезентативность, ассоциативность. Но теперь его свойства определяются функционированием в сфере экспозиционной деятельности [Поправко, 2010].
Музейные предметы, организованные в определенном логиче ском построении, служат для раскрытия тех или иных тем.
Выводы: Таким образом, формирование художественного образа экспозиции занимает одно из центральных мест при ее разработке. Она строится на взаимо действии подлинников, их воспроизведений, научно-вспомогательных средств: графического и фотографического материала, текстовых средств и т. д.
7.
1.2. Станица Еланская – перспективный объект туристской индустрии.
В России создана единственная в своем роде форма охраняемых историко-культурных территорий – музеи заповедники и музеи усадьбы,
представляющие собой единые комплексы исторических, культурных памятников и природных ландшафтов.
Для заповедных зон, таких как Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова, связанных с жизнью и творчеством выдающихся личностей, необходимость охраны природы становится всё более актуальной. Сохранение природной среды, создающей тонкую, неповторимую атмосферу донских степей – должна быть одной из важнейших задач, решаемых в музее-заповеднике. Родина великого писателя остается образцом экологической чистоты, что отмечают многочисленные туристы. Кроме того, памятные места нашей культуры обладают магической силой воздействия на людей, делают их чище, лучше [Шолоховские чтения, 2002].
Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение среды культурной – задача не менее важная, чем сохранение природной среды.
Мы попытались использовать один из методов построения музейной экспозиции – демонстрация «живых» социокультурных и природных сис тем и по этому методу реконструировать кусочек культурной среды верхне-донского казачества в виде казачьего подворья. Оживление среды предполагается с помощью не только той исторической и природной обстановки (атмосферы), которую мы выбрали для изучения, но и с использованием интерактивных приемов. Акт музейной коммуникации осуществляется через работников, одетых в традиционные костюмы, которые на практике показывают и обучают работе с предметами из повседневной жизни современников воссозданного объекта исторической памяти.
Красивая природа привлекает в музей-заповедник М. А. Шолохова туристов. Ещё каких-то 30 лет тому назад всякого гостя, приезжавшего в станицу Вёшенскую, обязательно везли в Елань, которая сохранила характерный облик казачьей станицы конца XIX века. Станица Еланская возникла на реке Елань в 1699 году. Слово «елань», согласно словарю Даля, означает «обширную прогалину в лесу, луг, пастбище, поляну, окружённую лесом, и т.п.», по-татарски значит «поле чистое, или степь». Удобное природно-географическое положение станицы позволяло станичникам заниматься не только основными казачьими промыслами, такими как огородничество, садоводство, рыболовство, пчеловодство, но и успешно развивать земледелие и скотоводство, а особенно хорошо наладили еланцы торговлю хлебом. Еланскую называли купеческой. Около 40 купеческих магазинов, лавок и лавчонок можно было насчитать уже в конце XIX века. Кроме того, были здесь открыты отделения акционерных обществ Ростова, Самары и др. городов, была
развита потребительская кооперация. Регулярно в Еланской станице проводились ярмарки: одна – 1 августа, вторая – 1 марта. Отдельные богатые казаки, имевшие гурты скота занимались торговлей скота. Торговали шерстью
8.
и птицей. Рыба, кони, масло и вино широко продавались на ярмарках. Отсюда везли стерлядь. Но главным товаром был хлеб – в первую очередь пшеница, затем ячмень и рожь.
Когда подъезжаешь к Елани, сразу обращаешь внимание на церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая является градоформирующим элементом станицы.
В Елани, как и в других городках, до появления церквей существовали часовни. По некоторым сведениям, еланская безалтарная часовня была перенесена из старого городка на новое место и переоборудована там под церковь. Она упоминается впервые в 1730 году. В 1823 году станичники решили заложить новую, каменную церковь, которой оставили имя Николая Чудотворца. В 1826 году состоялось её освещение.
Церковь до сих пор представляет собой монументальное сооружение в классическом стиле. Однокупольная церковь имела три портала с колоннадой в ионическом стиле. Сейчас, к огромному сожалению, сохранился лишь один портал с колоннадой. В одной связи с основным зданием находилась трёхъярусная каменная колокольня, с 2002 года в церкви ведётся ремонт.
Еланская стареет, учреждений и организаций, где можно было бы работать молодежи, нет. Один лесхоз, один магазин, фельдшерско-акушерский пункт, почтовое отделение. Школа начальная, малокомплектная, преподает в ней один учитель. Чтобы получить аттестат о среднем образовании дети ездят в школы станицы Вешенской или в хутор Андроповский.
Живет, точнее «выживает», население за счет пенсий стариков и подсобного хозяйства. Многие подворья оживают лишь летом, когда на дачи приезжают из других городов и областей хозяева-владельцы, купившие за бесценок дома в Елани. Местное население их ждет, так как есть, кому продать молоко и овощи с огорода.
Улицы в станице широкие, песок, заборы давно забыли цвет краски, Многие дома заколочены, смотрят пустыми глазницами. Еще десяток лет и уйдет из жизни добрая половина жителей. Нет работы, некогда гремевшие совхозы канули в лету. Чтобы купить вещи и продукты надо ехать в Вешки.
И тем более обидно, что, просуществовав более 300 лет, имея в своей истории славные дела ее станичников, которые не посрамили честь родной земли ни в ХVIII, ни в XIX, ни в XX веках, станица умирает [ Хромов, 2010].
Выводы: В таких условиях мы видим острую необходимость создания объекта туристской индустрии на территории станицы Еланской.
1.3. Казачий Скансен.
Пейзаж станицы Еланской стал основой, с которой началась наше исследование: живописная река Елань, практически не тронутый степной ландшафт, дикорастущие ароматные степные травы, еланские озера, свободно пасущиеся по территории станицы домашние животные, характерные для верховых станиц – овцы, лошади, коровы степной породы, утки, куры, гуси.
9.
Возможность использования брошенных куреней, с прилегающей к ним территорией, привлечение местного населения, с сохранившимися элементами
казачьего говора и семейных традиций. Оставляет у нас, и, мы думаем, оставит у всех будущих посетителей станицы, чувство свидания с событиями, описанными в романе Тихий Дон М. А. Шолохова. Такова сила пейзажа!
Одно из направлений анимации туристской индустрии – это шоу-музеи, т.е. музеи с живыми персонажами экспонируемои эпохи. Например, скучный, когда-то и редко посещаемый музей первых английских переселенцев в г. Плимуте (США) превратил ся сегодня в национальное шоу с помощью анимационнои организации экспозиции в натуральную величину (деревня с живыми персонажами, осуществляющими основные работы по дому, огороду).
Не менее интересен музей под открытым небом «Скансен», расположенный в шведской столице Стокгольме. Это фольклорная шведская деревушка, где в старинных городских и деревенских до мах, привезенных сюда из разных регионов Швеции, можно уви деть интересные сувениры и народные ремесла, а на улицах «Скансена» – встретить прохожих в старинной шведской одежде. Именно с сельскими традициями отождествляется национальная и культурная самобытность, угроза исчезновения которой ощущается в настоящее время как вполне реальная. Миграция в города сельского населения привела к утрате им многовековых традиций, а стремительная модернизация общества породила растущее единообразие жизни в городах. Угасли ремесла и традиционное народное зодчество, вышла из употребления национальная одежда, предается забвению народное творчество – фольклор, музыка, танцы. Интерес к угасающей традиционной культуре и озабоченность её сохранением привели к появлению принципиально нового
типа музея. Новое учреждение получило название «музей под открытым небом», а идея его создания принадлежит шведу Артуру Хаселиусу, директору и основателю Музея Северных стран. В 1891 году он приобрел имение «Скансен» в самом центре Стокгольма, «с целью заложить музей, не имеющий аналогов, а именно фольклорный культурно-исторический музей под открытым небом». Больше всего его увлекала идея показать условия жизни людей в патриархально-аграрном обществе, их повседневную работу, творчество, праздники и разнообразные традиции. Поэтому он решил «оживить» экспозицию. В специально оборудованных помещениях на глазах посетителей создавались художественные изде лия из глины, стекла, металла. Это вызывало иллюзию соприкосновения с ушедшим бытом и формировало осо бую
психологическую атмосферу, составлявшую специ фику музея. Скансен стал местом популяризации народ ных танцев, музыки, устного творчества, проведения традиционных торжеств и народных праздников.
11 октября 1891 года «Скансен» впервые открылся для посетителей с единственным экспонатом – домиком из Муры. За последующие годы музей значительно расширил свою экспозицию и сейчас включает более 150 домов и усадеб XVIII-XX веков. В наше время название «Скансен» стало
10.
нарицательным для обозначения музеев под открытым небом [Матссон-Попова Светлана, 2007].
Создание первого музея под открытым небом, несо мненно, было одним из проявлений все возраставшего интереса к народной культуре и стремления сохранить культурную самобыт ность
Все это активизирует интерес к музею, увеличивает частоту его посе щений, превращая в один из значимых объектов инфраструктуры анимации.
Выводы. Музейная коммуникация – процесс передачи и осмысления информации, происходящий между музеем и обществом. Базовой формой музейной коммуникации является экспозиция музейная, основывающаяся на подлиннике и интерпретирующая культурное и природное наследие. [по определению Курило, 2006].
Развитие туризма даст возможность для создания рабочих мест для жителей станицы, реализации продукции подсобного хозяйства, не выезжая за пределы своих дворов. Также с притоком туристов, а, следовательно, и финансовых вложений для их обслуживания, начнется постепенное восстановление первоначального образа цветущей Еланской, реконструкция куреней, восстановление брошенных колодцев, дорог, садов. Мы предвидим, что подобное благоустройство станицы повлечет за собой экономическую выгоду
и для администрации района, и для местного населения, и для развития ГМЗШ, и для туристов – любителей экологического и аграрного туризма, и для инвесторов подобных проектов. Также это могло бы стать культурным событием для района и области. В перспективе при благоприятных условиях развития и расширения этого проекта, территория, занимаемая станицей может превратиться в музей истории быта верхне-донского казачества, подобно шведскому Скансену.
Но мы также понимаем, что привлечение туристов, может принести за собой и негативные последствия разорения данной территории, поэтому важно не «оскорбить», не разрушить гармонию пейзажа, сохранить ощущение что «так и было».
11.
2. Как создать новый объект туризма в зоне Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова
2.1. Проект казачьего подворья
Как бы точно не было восстановлено мемориальное пространство, существуют очевидные различия между холодноватой, лишенной живого присутствия хозяев музейной экспозицией и живой непринужденной атмосферой человеческого жилья. Они отличаются бытовыми мелочами. Появление таких предметов может быть оправданно их участием в более глубоком рас крытии исторической эпохи. Жизненно сти экспозиции способствует удалению из неё некоторых сугубо «музейских» предметов: ограничителей со шнурами, плохих ксерокопий, современных стульев для смотрителей. По-настоящему ценной экспозицию делает сохранение единого стиля. Удачно, когда «оживляющие» экспонаты диссонируют с общим характером экспозиции, не анахроничны ей и, самое главное, работают на углубление ведущей экспозиционной проблематики. (Калякина, 2009) «В каждом дворе, обнесенном плетнями, под крышей каждого куреня коловертью кружилась своя, обособленная от остальных, полнокровная горько-сладкая жизнь…», – пишет М.А. Шолохов в романе «Тихий Дон».
Казачье подворье в Елани должно обладать характерными чертами подворий, существовавших на Верхнем Дону к концу XIX – началу XX вв. По этому принципу мы рассматриваем возможное восстановление основных построек, каждое из которых имеет в быту свое место и предназначение, выполняет отведенную роль.
К середине XIX в. самым распространенным на Дону жилищем, сменившим последовательно бытовавшие шалаши, полуземлянки, хаты, становится казачий дом-курень. Курень – слово монголо-татарского происхождения. Означает «круглый казачий дом с четырехскатной крышей, крытой соломой и камышом (позднее жестью)». Возможно, что слово «курень» произошло от курной избы – избы, в которой дым от печи выходил не через дымоход, а через окна и двери наружу[Лазарев,1998].
Выводы: Для реализации нашего проекта «Один день в Елани», мы выбрали участок площадью 70x70 м. с сохранившимися некоторыми постройками (курень, колодец, сарай) в центре станицы в 100 м. от реки. К нему удобный подъезд, напротив расположена церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая является градоформирующим элементом станицы.
Через сельскую Администрацию станицы Еланской выяснили, что хозяин этого участка проживает в станице Вешенской и продает свой участок за 25 тысяч рублей. Сделка (договор купли-продажи) осуществляется нотариально с выплатой покупателем 1% от суммы, указанной в договоре купли-продажи. Регистрация права имущества проводится территориальным органом федеральной регистрационной службы кадастра и картографии по
12.
Ростовской области – затраты 300 рублей. Выдается свидетельство о
государственной регистрации права на имущество и земельный участок. Общая стоимость затрат покупки - 25 550 рублей.
2.2. Экономический расчет строительства
В результате виртуальной реставрации и достройки типичных объектов казачьего подворья получили следующие результаты.
Курень представляет собой квадратный дом на высоком фундаменте-подклете, с шатровой четырехскатной крышей. Размер куреня 10x10 метров. Крыша покрыта камышом (тростником). Пучки сухого камыша закреплены и уложены в несколько рядов, ярусов. Чтобы крыша не давала течь, верх ее (у трубы) плотно наполнен соломой и мелом. Такие природные материалы как камыш имеют свои достоинства: зимой сохраняют тепло в доме, а летом – прохладу. Площадь лесов в окрестностях станицы способствует построению дома из деревянных наборных пластин, в заборку и из деревянного бруса, для
чего используется местный лес: дуб, сосна. Наружные и внутренние стены обиты дранкой. В промежутках между ними набита глина, перемешанная с соломой. После высыхания стены куреня обмазаны глиной с песком повторно, потом покрыты раствором мела. Верхний слой белой глины предохраняет от распада нижний слой красной глины. В плане это квадратный дом, четырёхкомнатный, с балясником, который очень удобен для закрытия ставен, отдыха, наблюдения. Именно он придает куреню неповторимый вид. Характерная особенность внутренней планировки – дверные проемы, соединяющие комнаты вкруговую. Архитектурная отделка – деревянный орнамент карниза и ставен, фронтонов и крыльца.
Рядом с домом планируется летняя кухня – «стряпка». Это строение такой тщательной отделки не имеет, так как находится в глубине двора. Используется как кухня в теплое время года – с весны до осени. Зимой это подсобное или складское помещение. Кроме летней кухни во дворе летняя печь, а рядом с печью «поветка» (навес) размером 15x4 метров, под ней находится стол, вокруг которого стоят лавки. На печке готовят еду, корм скоту, а также отвары с резким запахом. На поветке сушат фрукты. Она представляет собой плетень, положенный горизонтально на столбы высотой до 2-х метров.
Восстановление колодца на месте старого. Особое внимание уделяется очистке колодца. Сруб колодца из дуба. Вокруг сруба забита почва мятой глиной, чтобы не было подтока воды сверху. Вода залегает не глубже 4-х метров, достается при помощи журавля. Для содержания лошадей планируется летний баз размером 30x30 метров с навесом, яслями и коновязью. Расходные материалы – жерди диаметром до 10 см, деревянные столбы, камышовое покрытие. Кроме жилищ на усадьбе различные подсобные сооружения. Большая часть их связана с хозяйственной деятельностью казаков. Хозпостройки у казаков в глубине двора, ближе к внутренней ограде двора. Место для держания кур содержания – птичник. Он располагается в глубине
13.
двора, между амбаром и базом для лошадей, чтобы куры «не путались под
ногами». Птичник представляет собой сплетенный вкруговую, обмазанный глиной изнутри и снаружи плетень. Снаружи он побелен белой глиной. Посередине постройки для прочности установлен столб. На ободе старого колеса укрепляются жерди-перекрытия, нижние концы которых упираются в стену. В птичнике два лаза: нижний для кур и верхний, чтобы можно было зайти в курятник снять яйца, поймать курицу и т.д. Сверху курятник крыт камышом. Крыша имеет форму конуса [Мовчан, 2001] Другой своеобразной сельскохозяйственной постройкой на подворье казака – амбар. Амбар размером 5x3 метров построен на столбчатом фундаменте с рундуком (навес впереди амбара). Высота фундаментных столбов 50 – 70 см, для того, чтобы было удобно разгружать подводу с мешками зерна. Кровля камышовая шатровая. Под амбаром – инвентарь: лопаты, грабли, вилы. Летом, да и зимой под амбаром обиталище для кур и собак. Дверь в амбар с лазом для кошек. Кроме нескольких закромов, где хранится зерно и мука, летом развешивается теплая верхняя одежда – тулупы, шубы, валенки, кошма, зипуны. В амбаре весит грохот (набор решет), чтобы провеивать пшеницу. Из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»: «…Петро с Дарьей, проводив пахарей, собрались на мельницу. Повесив в амбаре грохот, Петро подвеивал пшеницу. Дарья насыпала в мешки и сносила на бричку…» [Шолохов, 1975].
Выводы: Согласно типовой смете на капитальный ремонт куреня по адресу станица Еланская, пер. Степной 18, выполненной по нашему заказу ООО Вёшенский Лесхозстрой (Курьянов А.Н.), понадобится сумма в размере 230 630 рублей (Приложение А-1).
По указанной типовой смете проводились все остальные расчеты на строительство объектов казачьего подворья. (Приложение А-2).
Итого: 847 180 рублей. Мы получили основную сумму, требуемую для реализации проекта.
14.
3. Чем развлечь гостей на хуторе
3.1. Разработка анимационной программы «Один день в Елани»
Деятельность человека способствует развитию его физиче ских, духовных сил, совершенствует знания, умения, навыки людей, в том числе и в сфере общения. Деятельность порождает определенные отношения. Общественные отношения, в которые вступает человек в процессе деятельности, формируют взгляды, убеждения, идейно-нравственные качества. Поэтому возникает необходимость специальной организации жизни и деятельности в свободное время – досуговой деятельности, которая в туризме определяется как анимация.
Анимация – это своеобразная форма рекламы, привлечения гостей и их знакомых, преследующая цель продвижения продукта и услуг на рынке. Анимационная программа создает ус ловия для активной деятельности туристов, нацеливает на культуросодержащую и спортивно-развлекательную реализацию досуга. Культура – результат трудовой, умственной деятельности народов, зафиксированный в различных реалиях: орудиях труда, жилищах, одежде, пище, обрядах, фольклоре. Каждая из этих реалий вместе отражают определенные социальные, экономические, идеологические особенности разных исторических эпох.
Наиболее востребованными в анимационном сервисе являют ся формы культурно-досуговой деятельности: литературно-музыкальная композиция, театрализованный концерт, агитационно-художественное пред ставление, театрализованное представление и театрализованное действо.
Особый интерес представляет собой донское казачество, вошедшее в историю как феноменальное явление. В «Тихом Доне» Шолохов предстает и как историк, и как бытописатель народной жизни. Если исторические события в романе преломляются в сознании народа и воплощаются в судьбах людей, то быт народа воссоздается со всей этнографической тщательностью.
Жить среди казаков и не знать истории своего края нельзя! Ведь история любого народа – это его нравы и обычаи, язык и песни, поверья и исторические сказанья. Рассматривая культурно-историческое пространство казачьего этноса, необходимо иметь в виду три источника образования и функционирования донской казачьей общности: воинская служба, землевладение, самоуправление.
В интересующий нас период, конец ΧІΧ – начало XX вв., у донских казаков сложилась особая система бытовой культуры и нравов. При этом надо отметить, что развитие получили прежде всего коллективные формы хозяйствования. Например, покос, рубка хвороста, дележ лугов и т.д. Любимым занятием была охота и рыбная ловля. Одним из основных занятий донских казаков было скотоводство, в том числе коневодство и земледелие. Религию чтили свято. Уважение к старшим, особенно к пожилым казакам, закрепилось в
15.
традициях. Главой семьи всегда считался отец, после его смерти все его права
переходили к матери, если даже в доме жил старший сын с семьей [Астапенко, 2002].
Выводы: Возможные формы анимационных занятий с использованием казачьих традиций: туристские и спортивные соревнования, праздники, конкурсы, фестивали, ярмарки, экскурсии, лекции и беседы, встречи с интересными людьми, викторины, состязания знатоков, обу чающие занятия (спортивные, танцевальные, ремесленные, дра матические и т.п.), комбинированные экскурсионные програм мы, походы выходного дня с анимационной программой Туризм – наилучший способ знакомства с культурой стран и народов.
3.2 «Хлеб да соль», дорогие гости!
Гуманитарное значение туризма заключается в использо вании её возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию быта было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа – одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм.
Итак, мы разработали анимационную программу «Один день в Елани», которая представляет собой комплекс вышеперечисленных мероприятий. Гостям казачьего подворья предлагается погрузиться в среду казачьего быта периода конца XIX – начала XX вв. По прибытии гостей в станицу Еланскую «хозяева подворья» встречают участников, переодевают в казачьи костюмы и предлагают провести день, как его проводили казаки.
Программа «Один день в Елани»
Заезд в станицу Еланскую автобусом из Вёшенской или на конных повозках (за 3- 4 километра от станицы, чтобы гости не устали). Встреча гостей казачьими песнями. Знакомство с подворьем.
Желательно переодевание в казачьи костюмы.
Для женщин – мастер класс по лепке вареников и катанию домашней лапши. Замес теста для хлеба по старинному рецепту с хмелем. Для мужчин – состязание на скорость по рубке дров для грубки (летняя печка под навесом) на улице, растапливание печи.
Для детей – кормление птицы и сбор трав для чая.
Совместное приготовление завтрака: (вареники по сезону – с картошкой, с капустой, с творогом, с грибами, с ягодами (клубника, смородина, вишня, малина), (сметана, холодное молоко, чай из трав).
Организация рыбалки, катание на лодках, игра в лапту на берегу Елани (для знатоков можно организовать на Еланских озёрах), сбор ракушек,
(загорание, купание по сезону).
16.
Возвращение на подворье. Кормление животных и птицы. «Обедешная дойка» коров, питье парного молока. Приготовление обеда.
Обед (мясные и овощные блюда казачьей кухни).
Мастер-класс по лозоплетению. Приготовление кваса. Отжим виноградного сока традиционным ручным прессом для закладки вина. Выпекание хлеба в печи.
Поездка на Еланские озера в конных повозках. Разучивание казачьих песен в пути. Свободное время для осмотра окрестностей по прибытии на место, сбор трав для вечернего чая, ягод (лесная земляника), грибов (по сезону). Походный перекус. Возвращение на подворье. Прогулка по станице, посещение Мемориала и церкви.
Приготовление ужина (ухи из пойманной рыбы, всевозможных рыбных блюд из донской кухни). «Управка» хозяйства.
Ужин. Исполнение казачьих песен за столом. Проводы гостей с вручением сувениров на память.
Выезд (для желающих продолжить отдых в Елани – размещение у местного населения в домах казачьего типа)
Выводы: Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Наличие уникальных исторических объектов обусловли вает успешное развитие туризма в регионе, увеличение туристских потоков.
Анимационная интерактивная программа для гостей казачьего подворья в станице Еланской на период с начала мая по конец октября (Приложение Б.).
Технология приготовления и ингредиенты казачьих блюд, упомянутых в
программе, подробно описаны в приложении (Приложение В).
Как и другие сферы материальной культуры, одежда отражает характер трудовой деятельности казаков Верхнего Дона, их художественные вкусы, социальные различия общества. Казачий костюм, как и жилище, пища тесным образом связан с духовной жизнью и обладает особыми присущими только ему чертами. Более чем в других областях, в казачьей одежде заметны этнические различия. Поэтому описание традиционного костюма казаков Верхнего дона конца XIX в. – нач. ΧΧ в. занимает одно из главных мест в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Писатель в своем произведении знакомит нас с повседневной и праздничной одеждой казаков, показывает различные ее компоненты: нательная, верхняя одежда, головной убор, обувь, украшения. Шолохов в своем романе не дает читателю сразу полного описания казачьего костюма, а знакомит нас с ним постепенно, помещая своих героев в разные жизненные ситуации: то «одевает» своих героев на полевые работы, то отправляет в летние лагеря или приглашает нарядных гостей на свадьбу. Так, постепенно, через небольшие вкрапления в текст перед нами вырисовывается подлинный казачий костюм, со всеми его элементами.
Мы кропотливо изучили данный вопрос и составили сравнительную
17.
таблицу «Принцип художественного описания одежды» (Приложение Г).
На основе нашего исследования мы пришли к следующему заключению. При всей точности художественного описания казачьей одежды писатель не перегружает нас мелкими подробностями. Он краток и этнографически точен. Несмотря на то, что описание одежды Шолохов передает нам мелкими вкраплениями в разных жизненных ситуациях героев, в разное время года, каждый, читающий роман, может легко представить себе что, как и когда носили донские казаки и казачки. Шолоховский язык прост, лаконичен и красочен в описании национально-культурной одежды донцов. Именно благодаря Шолохову мы в настоящее время можем не только узнать, как одевались казаки, но изучить подробно национальную донскую одежду.
Выводы: Анализ описания одежды казаков Верхнего Дона конца XIX – нач. ΧΧ вв. позволяет сделать вывод, что казачий наряд обладал присущими только ему чертами, что в своеобразном облике казачьей одежды слились характерные особенности не только казачества, т.к. на Дону в конце XIX – нач. ΧΧ вв. начался рост неказачьего населения, что вносило нивелировку в казачий костюм. Казачий костюм претерпел влияние со стороны русского и украинского народов[Астапенко, 2002].
В костюме донских казаков закрепился определенный комплект одежды: у женщин – длинная широкая «сборчатая» юбка и кофта с баской (оборкой по нижнему краю). У мужчин – военная одежда (китель, брюки, заправленные сапоги, пояс с портупеей). Военная форма шилась из сукна синего цвета, сине – красной была фуражка [Шолохов, 1975]
В такие костюмы предполагается одевать туристов, приезжающих отдыхать на казачье подворье в станицу Еланскую.
18.
Вывод.
Сегодня деревенский туризм в России находится на самом начальном этапе развития, в то время как во всём мире он является очень популярным и любимым видом отдыха. Три кита, на которых держится сельский туризм: пространство, сельские дома и люди. Все это у нас есть, плюс - гостеприимство. Сейчас мы очень чувствуем потребность изменить психологические установки. Не надо думать, что в наших деревнях нет ничего интересного, что дороги у нас плохие и т.д. Да, дороги у нас плохие, ну и что, это лишь дополнительный аттракцион для отдыхающих - проехать на повозке с сеном по ухабам - это экзотика после городского асфальта. Мы постараемся найти изюминку, которая привлекала бы туристов. Дело это - весьма перспективное с самых разных точек зрения. Деревенский туризм ставит своими целями не только извлечение прибыли, но и такие общественно полезные вещи, как пропаганда здорового образа жизни, восстановление здоровья детей и взрослых. Более того, деревенский туризм даёт возможность жителям городов хотя бы раз попробовать настоящей, действительно экологически чистой, простой деревенской пищи: парного молока, свежих овощей и ягод с куста. Ведь большинство горожан даже понятия не имеют, что это такое! Неоценимо обучение навыкам жизни на природе, воспитание любви к животным и растениям, укрепление семьи и восстановление сел и хуторов России.
Мы предлагаем новый путь совершенствования экспозиционно-выставочной деятельности музея заповедника Шолохова – воссоздать казачье подворье на территории уникального природного комплекса в станице Еланская. Для этого есть все предпосылки: экологически чистое место, заброшенные курени, отсутствие конкуренции.
Новизна идеи - новая экспозиция под открытым небом и анимационная программа «Один день в Елани». Практика реализации проекта «Обеспечение занятости и повышение доходов сельского населения» показала, что наибольшее количество рабочих мест на селе создается в предприятиях, ориентированных на местный рынок, и это, как правило, малые предприятия. Развитая туристическая инфраструктура в сельской местности будет способствовать устойчивому сельскому развитию, так как позволит:
- создавать дополнительные рабочие места;
- увеличивать доходы сельских жителей, в частности, хозяев гостевых домов и сельских гостиниц, обсуживающего персонала;
- расширять производство и рынок сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной в домашних хозяйствах;
- обеспечивать рост объемов производства изделий народных промыслов и прежде всего сувениров;
19.
- увеличивать налоговые поступления в местные бюджеты благодаря появлению малых предприятий и индивидуальных частных предпринимателей, вовлеченных в туристический бизнес;
- модернизировать местную бытовую инфраструктуру;
- способствовать развитию народных промыслов и ремесел.
Мы всегда сгодимся там, где о нас помнят, любят и ждут.
Литература.
28.Шолоховские чтения. Тихий Дон. М.А. Шолохов в современном восприятии. – Р н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2002 г. – 114 с.
Образец титульного листа
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
Наименование секции/подсекции: Туризм и краеведение
Исследовательская работа
Тема: «Казачий Скансен»
Автор работы:
Попов Станислав, 8 класс,
МБОУ «Дударевская СОШ».
Руководитель:
Рязанова Елена Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Дударевская СОШ».
г. Ростов-на-Дону
2012 г.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Формат бумаги А4 (297×210), расположенных вертикально. На каждом листе оставляются поля: справа - 1 см, слева - 3 см, сверху и внизу -2 см,
шрифт Times New Roman_кегль 14, одинарный межстрочный интервал, выравнивание по ширине.
Кол-во страниц работы до 25 страниц.
ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ
Работы, представленные на конференцию должны отличаться:
- исследовательским характером,
- актуальностью,
- новизной,
- практической значимостью,
- грамотным изложением материала,
- наглядностью.
Все работы должны иметь научного руководителя – квалифицированного специалиста в данной области – учителя, научного работника, преподавателя высшей школы. Представленные на научно-практическую конференцию работы должны содержать результаты научных исследований или описание опыта практических разработок.
Для секции «Инновационные проекты», проектные работы оформляются:
- в виде плаката на стандартном листе ватмана, с распечатанной работой на листах формата А4;.
- обеспечение принадлежностями, необходимыми для представления стендового доклада, участники берут на себя.
Защита проектной работы проходит в течение 10 мин.
Авторы проектных работ должны кратко изложить цель проекта, практическую часть, результаты и выводы, ответить на вопросы членов жюри и участников конференции.
Требования к проектной работе (для секции инновационные проекты):
цели и задачи работы;
описание сделанного в процессе учебного исследования;
методы, используемые в ходе исследования;
основные результаты и выводы;
информация об авторе, руководителе, образовательном учреждении.
Требования к оформлению проектной работы (для секции инновационные проекты):
наглядность - ясное и чёткое представление ключевых моментов работы;
соотношение иллюстративного и текстового материала 1:1. Материалы стендового доклада должны содержать: заголовок (включает название доклада, Ф.И.О. автора и руководителя), аннотацию, введение, постановку задачи и методику исследования, результаты, выводы. Формат рисунков, таблиц должны обеспечивать возможность прочтения материала с расстояния не менее 2 м, но следует избегать излишней пестроты;
оптимальность - количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты;
популярность - информация должна быть понятной и доступной, но в тоже время демонстрировать высокий уровень знаний и значимость полученных научных результатов.
В Китае испытали "автобус будущего"
Хитрый коврик
Снежная книга
Просто так
Солнечная система. Взгляд со стороны