В этой работе рассказывается о жизни купечества древнего города Наровчата.
Вложение | Размер |
---|---|
bogato_istoricheskoe_proshloe_narovchata.doc | 49 КБ |
Купечество – часть истории Наровчата. ( тезисы )
Богато историческое прошлое Наровчата. Став городом, Наровчат рос и развивался. Рядом с деревянными домами возводились каменные административные и частные дома. Город украшался парками, памятниками деревянного и каменного зодчества. До начала XIX века для Наровчата была характерна хаотичная жилая застройка. 25 июня 1837 года Генеральным планом было положено начало строительства города с улицами, разбитыми на строгие кварталы. Центральная улица Наровчата называлась Пятницкая (в наст. вр. ул. Советская). Она соединяла площади – Соборную (в наст. вр. Советская пл.) и Базарную. В центре города возвышались дома мещан и купцов, которые были построены из кирпича, крытые железом и обязательно с большими окнами, выходившими в улицу. В этих постройках запечатлены особенности уклада жизни небольшого уездного городка.
Купечество представляло собой социальную группу людей, сословие, занимающееся торговлей товарами, или купленными произведенными на собственных предприятиях. На Руси купечество появилось еще в IX – XIII веках. На первых порах купцы были странствующими, но впоследствии стали оседать в населенных пунктах, где происходил наибольший товарообмен.
В 1784 в Наровчате было 15 купцов. Формировалось купечество из различных социальных слоев населения: из мещан, из государственных крестьян, из однодворцев. С 1775 г. купечество разделилось на три гильдии – группы, которые объединяли их в зависимости от денежных средств. В 1-ой гильдии состояли купцы с капиталом от 10 тыс. руб. и выше. Во 2-ой гильдии купцы с капиталом от 1 до 10 тыс. руб. В 3-ей гильдии – купцы, которые имели от 500 до 1000 рублей.
В Наровчате жили купцы 2-ой и 3-ей гильдии, оборотный капитал которых был небольшой. Купцы сбывали на рынках других городов воск, мед, хлеб, лес, а на местные рынки привозили изюм, вино, предметы роскоши. После отмены крепостного права ряды купечества стали пополняться торговавшими крестьянами, что вызвало численный рост купцов.
Купеческие семьи были большие. Купеческая семья являлась и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них становились крупнейшими компаниями в России. После смерти мужа купчихи продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, заключали сделки.
Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15-16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги. Многие купеческие семьи имели «воспитанников» - приёмных детей.
В XIX веке сложились купеческие династии. Дети купцов получали домашнее образование, а их внуки учились в университетах.
Купцы делали крупные благотворительные пожертвования (строительство Покровского собора, обустройство городского сада), участвовали в социальной жизни города.
Центральная улица г.Наровчата - Пятницкая привлекала своей красотой и многолюдностью, своими постройками и жильцами.
- 1 -
Купец 2-ой гильдии Леонтий Михайлович Финогеев торговал «мелочными щепетильными» товарами. К таким товарам относились: гребешки, расчески, заколки, пуговицы, иголки, нитки, наперстки. Продавались в магазине и соль, рыба, сладости, керосин и др. Купец не сам вёл торговлю в лавке, а нанимал продавцов.
Очень интересно складывались взаимоотношения между хозяином и наемными людьми. Наемники старались задание обязательно выполнить в срок, потому что знали, что купец щедро отблагодарит за услугу. Если намечалась свадьба или крестины в семье – купец не скупился, брал расходы на себя, подарок присылал или почитал вниманием. Ни в один религиозный праздник купец не обходил вниманием своих людей. Считалось грехом не проявить милосердие в праздник.
По своему происхождению Леонтий Михайлович Финогеев был из бедной семьи. Богатство и уважение горожан он нажил своей предприимчивостью, хозяйской смекалкой. Не раз участвовал Финогеев в знаменитых в России Макарьевских ярмарках, где заключались сделки с другими купцами на поставку или обмен товара. Купец собирал обоз в 20-25 лошадиных повозок, нанимал людей и за товаром они ехали прямо в Астрахань.
Из нашего города в Астрахань везли картофель и другие овощи, яйцо и птицу, а обратно привозили рыбу.
Среди местных купцов конкуренции особой не было. Каждый торговал своим товаром.
Шерстью, сукном, ситцем и бязью, шелком и гардинным полотном торговал купец Разумов.
Скобяным товаром – косы, вилы, плуги, бороны, скобы, кожные сбруи, торговал купец 3-ей гильдии Малышев. Из-за такого рода продаваемых товаров Малышев получил прозвище в народе «Косник».
Мукой торговали Лошкаревы, которые являлись владельцами нескольких мельниц построенных по берегам реки Шелдаис.
Золотом, ювелирными изделиями торговал купец П.И. Митрофанов. К тому же ему принадлежало несколько построек на ул. Пятницкой. Все постройки соединялись полукруглыми воротами с калиткой и образовывали единую городскую усадьбу. В нее входил жилой дом купца, лавки, в т.ч. бакалейная лавка, гостиничные номера, чайная, мануфактурный магазин, подвал под склад масла, керосина и другого мелкого товара.
У гостей и горожан большой популярностью пользовалась чайная – купчихи Ерофеевой.
Воду грели в самоваре, на угольках, которые засыпались в его нижнюю часть и раздувались с помощью сапога.Питьё чая всегда располагало к долгой беседе. Задушевные разговоры велись порой часами, а самовар неоднократно опустошался и вновь грелся.
Хозяйка чайной угощала богатых посетителей, приезжавших на сезонные Наровчатские ярмарки вареньем. Оно наливалось в мелкие стеклянные розеточки. На стол гостям ставили кувшинчик со сливками, интересные по форме салфеточницы.
Особенные охотники до чая – купцы и горожане. В конце XIX века самый дорогой чай выпускался в жестяных ларцах, украшенных литографией и росписью. Плотно закрытая крышка помогала сохранить чай свежим. А когда чай заканчивался – ларец у рачительных купцов превращался в шкатулку для семейных реликвий – драгоценностей, писем, фотографий. Чай любили пить в Наровчате во все времена и любое время года.
- 2 -
О Наровчатских ярмарках знали не только в соседних уездах, но и за пределами губернии. Главная ярмарка была на Петров день – 12 июля. На ярмарку съезжались заблаговременно. На площади устанавливались открытые павильоны, палатки мелких торговцев, которые составляли торговые ряды. В них торговали по средам и субботам каждую неделю в базарные дни местные купцы и мелкие торговцы. Хозяином площади была городская управа. Она сдавала ее в аренду предпринимателю за определенную сумму, а арендатор потом собирал с торгующих в каждый базарный день – налог (за поместное). От налога освобождались люди, которые продавали с рук масло, яйца и различные ношеные вещи.
С раннего утра 12 июля площадь не могла уже вместить всех прибывших на ярмарку, поэтому многие повозки стояли на пролегающих к площади улицах. Все постоялые дворы были переполнены. И чего только не было в этот день на ярмарке. Торговые ряды располагались в определенном порядке. В центре базара находился так называемый толкун. Здесь были ряды с хлебом и хлебобулочными изделиями, кондитерскими изделиями. Ряды, где продавали одежду зимнюю и летнюю, головные уборы, разную обувь, галантерейные и парфюмерные, ювелирные изделия, хозяйственные и скобяные товары, фрукты и орехи и много всяких других товаров. Торговля обычно шла до самого вечера, и собравшийся народ постепенно разъезжался с покупками и подарками для детей по разным дорогам уезда до следующей ярмарки.
Одежда купцов в праздничные дни отличалась от будничных дней. Купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утепленный, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Кушаки складывали в несколько раз: они были шерстяные, шелковые. Концы кушака свисали впереди. Широкие брюки заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. В конце XIX в. получил распространение картуз из фабричной ткани с козырьком. Купцы не жалели денег на наряды своим женам и дочерям.
В конце XIX - нач. XX вв. под влиянием городской моды женские понёвы и сарафаны были заменены «парочкой» широкой юбкой и кофтой на пуговицах из однотипной ткани. С парочкой носили поясные фартуки, фартуки с грудкой из фабричной ткани. Необходимой частью одежды были пояса – плетёные или тканые. Женщины носили куртки – коратайки. Зимой овчинные шубы, полушубки и длинные тулупы. Девичий головной убор не закрывал всю голову, как женский, и был в виде полоски или ленты вокруг головы. Волосы девушки заплетали в косу и украшали лентами. В качестве повседневных головных уборов использовались платки, в конце XIX в. яркие ситцевые, шелковые, шерстяные платки и шали. Среди украшений преобладали: на голове бисерные и стеклярусные подвески, в ушах серьги из серебра с нанизанными на стержень бусинами (одинцы, тройчатки) или в виде лунниц, а также шарики из белого гусиного пуха (пушки), на груди бусы, по качеству которых и количеству ниток судили о зажиточности и возрасте женщин, а также крестик или ладанка на цепочке. На руках носили перстни, кольца, браслеты.
Образ купечества нашёл яркое отражение и в русском художественном искусстве, фотоискусстве.
Купцы удостаивались почётных званий, участвовали в органах местного самоуправления.
Социальная группа людей – купечество оставило в истории и культуре Наровчата большой след.
- 3 -
-1-
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Госпожа Метелица
Басня "Две подруги"
Сторож
Загадка Бабы-Яги