Исследовательская работа по истории России.
Цель работы: определение причин и последствий ввода советских войск в Афганистан. Главные проблемы: афганская война – подвиг или преступление? Можно ли было обойтись без ввода советских войск? Задачи:
1. Изучить литературу и документальные источники по теме
2. Выявить причины и последствия ввода войск
3. Узнать о героях Афганской войны Тогучинского района.
Объект исследования: афганская война 1979-1989гг
Предмет исследования: причины и последствия ввода советских войск в Афганистан.
Практическое значение: знания, полученные в ходе работе над проблемой можно использовать на уроках истории и обществознания, а также для проведения тематических классных часов.
Вложение | Размер |
---|---|
afganskaya_voyna..docx | 110.38 КБ |
prezentaciya_k_rabote_afganskaya_voyna.zip | 2.45 МБ |
МБОУ Тогучинского района Усть-Каменская СОШ
I научно-практическая школьная конференция
Исследовательская работа по истории:
Выполнил: Петроченко Илья, ученик 9 класса
Руководитель: Кадникова Светлана Юрьевна
2012г
АФГАНСКАЯ ВОЙНА 1979-1989гг: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.
Содержание:
Актуальность.
Афганская война… Несмотря на то, что внимание мирового сообщества в большей степени обращено к другим региональным вооруженным конфликтам, афганская проблема до сих пор остается одной из наиболее острых во всем мире. Я бы хотел посмотреть на эту войну как на часть исторического прошлого и выяснить для себя что это было: “война” или “действия ограниченного контингента войск”, каковы причины и можно ли было ее избежать? Если вспомнить, сначала войну замалчивали, потом стыдливо изображали как незначительные операции ”ограниченного контингента ” против отдельных банд в отдельных районах Афганистана. Долго избегали слово “война”. Когда же “выполнение интернационального долга” затянулось на годы и превратилось в самую длительную в этом веке для нашей страны войну, стали наконец говорить о войне, о жертвах войны, о ветеранах и инвалидах Афганской войны. Только на восьмом году войны начали хоронить наших солдат по-человечески, с указанием места гибели… Все это определило тему и цель моей работы.
Цель работы: определение причин и последствий ввода советских войск в Афганистан. Главные проблемы: афганская война – подвиг или преступление? Можно ли было обойтись без ввода советских войск? Задачи:
Объект исследования: афганская война 1979-1989гг Предмет исследования: причины и последствия ввода советских войск в Афганистан.
Практическое значение: знания, полученные в ходе работе над проблемой можно использовать на уроках истории и обществознания, а также для проведения тематических классных часов.
II. «Апрельская» революция в Афганистане и ввод советских войск в 1979г
Для анализа причин афганской войны важно понимать какие события проходили в Афганистане и в какие взаимоотношения сложились с другими государствами.
В апреле 1978 г. в Афганистане произошло событие, названное затем «Апрельской революцией». Была свергнута диктатура М. Дауда, который до этого, в июле 1973 г. совершил государственный переворот, свергнув падишаха и монархию, установив формально республиканское правление. К власти пришли представители Народно-Демократической партии Афганистана (далее – НДПА), которая поддерживала контакты с СССР. Для советских представителей этот переворот стал полной неожиданностью: первое известие о нём поступило по линии английского агентства Рейтер, а уже потом – сообщение из посольства СССР в Кабуле. Во главе правительства стал Н. Тараки, Б. Кармаль – его заместителем, а Х. Амин – министром иностранных дел . Афганское руководство расширило связи с СССР. 5 декабря 1978 г. был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, Советский Союз направил в страну своих советников. Однако в партии с самого её создания (1 января 1965 г.) не было единства, имелись как этнические, так и идеологические противоречия.
Это привело к тому, что на севере страны стала складываться этно-религиозная оппозиция режиму, поддерживаемая из Пакистана, где имелись базы для подготовки боевиков. В марте 1979 г. в провинции Герат вспыхнуло крупное антиправительственное восстание, которое было подавлено силой оружия . После этого восстания конфликт с исламской оппозицией перерос в гражданскую войну. Эти события послужили первым толчком к участившимся затем просьбам афганского руководства к СССР о военной помощи, на которые они получали неизменные отказы. Судя по опубликованным документам, советские руководители достаточно трезво оценивали последствия возможного ввода войск. Так, например, на заседании Политбюро ЦК КПСС 17 марта присутствовавшие сошлись во мнении, которое выразил председатель Совета министров А.Н. Косыгин: «За Афганистан нам нужно бороться, всё-таки 60 лет мы живём душа в душу». Однако вопрос о возможном вводе советских войск не получил одобрения. А.А. Громыко озвучил причины этого: «наша армия, которая войдёт в Афганистан, будет агрессором. Против кого же она будет воевать? Да против афганского народа, прежде всего и в него надо будет стрелять.
Ю.В. Андропов, отметил что именно обстановка в Афганистане для революции не созрела, и всё, что мы сделали за последние годы с таким трудом в смысле разрядки международной напряжённости, сокращения вооружений и многое другое, — всё это будет отброшено назад, но несмотря на это, «нам ни в коем случае нельзя терять Афганистан».
Была создана специальная комиссия для изучения ситуации в Афганистане в составе Ю.В. Андропова, А.А. Громыко, Д.Ф. Устинова, Б.Н. Пономарёва.
По устному распоряжению Д.Ф. Устинова (министра обороны СССР) в Среднеазиатском военном округе начались напряжённые учения, а к границе Афганистана была выдвинута группировка из трёх мотострелковых полков.
В Афганистане же вооружённая оппозиция усиливалась, а внутри партии вновь обострилась борьба между Н. Тараки и Х. Амином, который постепенно оттеснял первого от власти. В СССР были обеспокоены положением дел, поскольку делали ставку на Н. Тараки, как руководителя государств, поэтому в Кабул были направлены две специальные военные делегации с целью оказания давления на Н. Тараки для устранения Х. Амина. Однако покушение не удалось, и 15 сентября 1979 г. Х. Амин совершил государственный переворот. В новое правительство он ввёл своих родственников и соратников, а партия превратилась в придаток узкой группы лиц, узурпировавшей власть . При этом Х. Амин не отказался от сотрудничества с СССР, а внутри страны начал «чистку» госаппарата, убирая своих противников. Некоторые исследователи считают, что именно этот переворот послужил одной из причин ввода советских войск в Афганистана .
В Кремле в октябре–ноябре проходили непрерывные обсуждения афганского вопроса. Комиссия «четырёх» собиралась по два раза в неделю. К тому же и Х. Амин продолжал слать просьбы о посылке в Афганистан небольшого количества советских войск. К концу ноября в советском руководстве, видимо, уже было решено готовиться к вводу войск: в Кабул под разными «легендами» стали прибывать офицеры из разных управлений и спецподразделений КГБ СССР.
8 декабря в кабинете Л.И. Брежнева состоялось совещание, в котором приняли участие Ю.В. Андропов, А.А. Громыко, М.А. Суслов и Д.Ф. Устинов. Было решено руками спецслужб КГБ устранить Х. Амина и послать какое-то количество войск на афганскую территорию.
Окончательное решение о вводе советских войск в Афганистан было принято единогласно на заседании Политбюро ЦК КПСС по предложению Ю.В. Андропова, А.А. Громыко и Д.Ф. Устинова 12 декабря.
В целом, вопрос о том, как принималось решение о вводе войск в Афганистан до сих пор остаётся неясным. Указа Президиума Верховного Совета СССР или другого правительственного документа по этому вопросу не принималось. Все указания отдавались устно, о готовящемся вводе войск знал узкий круг лиц.
1.Причины ввода войск СССР в Афганистан. Ошибка или авантюра?
Каковы же были причины ввода войск? Официально, после 27 декабря, цель формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражение возможной агрессии извне.
Однако просьбы афганской стороны о помощи были лишь оправданием и внешним фасадом, скрывавшим истинные мотивы.
Все причины можно разделить на субъективные и объективные.
А) Под объективными причинами подразумевается само развитие событий в Афганистане и вокруг него.
Международные отношения в регионе Центральной Азии в рассматриваемый период имели как бы несколько «уровней»: на первом советско-американское противостояние; на втором «уровне» находились более давние межгосударственные «горячие точки» (как, например, традиционное соперничество Ирана и Афганистана и др), все это обострялось религиозными и этническими конфликтами.
В апреле 1979 г. произошла исламская революция в Иране, которая с одной стороны означала ослабление позиций США в регионе, а с другой представляла угрозу и для советского влияния в Афганистане. Советское руководство вполне обоснованно опасалось, что возможная победа мусульманских радикалов в Афганистане вызовет нестабильность в советских республиках Средней Азии.
В принятии решения о вводе войск в Афганистан сыграла свою роль и боязнь усиления в регионе США, которые поддерживали через Пакистан афганских борцов за веру – моджахедов. Несмотря на «разрядку» в международных отношениях, скрытое противостояние между СССР и США не прекращалось. Определённые круги в Вашингтоне стремились подтолкнуть СССР к действиям против Афганистана, которые могли бы скомпрометировать советскую политику. Их позицию, во много позволяющую прояснить причины и ход событий 1979 г., выразил в своём интервью французскому журналу в январе 1998 г. бывший советник президента Д. Картера по национальной безопасности З. Бжезинский. «Согласно официальной версии, ЦРУ начало поддержку моджахедов в 1980 году, – заявил он. – … Но в действительности … всё обстояло иначе: на самом деле первую директиву об оказании тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле президент Картер подписал 3 июля 1979 года. И в тот же день я написал ему докладную записку, в которой объяснял, что, по моему мнению, эта помощь повлечёт к военному вмешательству Советов». На вопрос корреспондента, не сожалеет ли он о случившемся, З. Бжезинский цинично ответил: «Сожалеть о чём? Та секретная операция была блестящей идеей. Она дала заманить русских в афганский капкан, и вы хотите, чтобы я сожалел? Когда Советы официально пересекли границу, я написал президенту Картеру, по существу: “Теперь у нас появилась возможность обеспечить СССР его собственную Вьетнамскую войну”.
Дестабилизация обстановки произошла и в Европе, где ФРГ и США приняли 12 декабря 1979 г. решение о размещении на территории Западной Германии американских ракет средней дальности «Першинг», тогда как у СССР подобного оружия вблизи американских границ не имелось. По мнению советского дипломата Г. Корниенко, именно сообщение об этом окончательно решило вопрос о вводе советских войск в Афганистан. Следуя логике «холодной войны», ослабление позиций сверхдержавы в одном регионе необходимо было компенсировать усилением её в другой части земного шара.
Указанные объективные причины во многом переплетались с субъективными.
Б) под субъективными - факторы человеческого восприятия. Последние имели не меньшее значение, чем первые, поскольку советские руководители принимали решения на основе не только личных мировоззренческих установок, но и той трактовки информации о происходивших событиях, которая подавалась соответствующим аппаратом дипломатических и прочих агентов.
Некоторые исследователи считают, что одним из мотивов ввода войск явилась личная обида Л. Брежнева на Х. Амина за переворот и убийство Н. Тараки, которого СССР поддерживал . Учитывая особенности старческой психологии (Л. Брежневу в декабре 1979 г. исполнилось 73 года) такое объяснение вполне возможно, но только в контексте «сопутствующих» факторов. Поскольку решения советским руководством принимались коллегиально, то здесь, помимо личностных симпатий и антипатий, большое значение имела трактовка и подача информации, на основе которых делались выводы. Личность Х. Амина вообще не вызывала доверия у советских руководителей, поскольку тот получил образование в США, находясь при власти, проявлял склонность к диктаторским методам руководства, не пользовался популярностью в стране и вполне мог выйти из-под контроля, пытаясь сохранить и укрепить собственное положение. Поэтому сообщения советской резидентуры в Афганистане о возможных связях Х. Амина с США легли на подготовленную почву. В контексте вышеприведенного отрывка из интервью с З. Бжезинским можно предположить, что поступавшие в Москву по различным каналам (прежде всего – по каналам КГБ) сведения о стремлении афганского руководителя переориентироваться на США были удачной дезинформацией американских спецслужб.
Оценки происходившего в 1979 г. в Афганистане для советского руководства заключалась и в господствовавших тогда в СССР подходах к пониманию внешней и внутренней политики, которые трактовались в русле классового подхода, что искажало восприятие в целом. Документы свидетельствуют, что даже при наличие точной информации, советские лидеры рассуждали в контексте марксистско-ленинских стереотипов, рассматривая Афганистан как страну с со
циалистической перспективой.
Можно отметить абсолютное невнимание к межэтническим отношениям в Афганистане (этот вопрос не затрагивался в советской литературе вообще, и даже в документах о ситуации в стране в 1979 г. не рассматривался). Отсюда же искажённое понимание роли религии в сознании местного населения.
Наконец, нельзя не отметить, что на позицию советского руководства влияло и то, в каком ключе и насколько профессионально подавалась информация о событиях в Афганистане и вокруг него по разведывательным каналам. А здесь личностный фактор имел также немаловажное значение. Как отмечал В. Снегирёв, «наряду с честными, профессионально подготовленными специалистами в Кабуле были и люди некомпетентные, поверхностно знающие Афганистан, люди, стремившиеся подладиться под высокое начальство, направляющие те данные, которые могли “понравиться” наверху».
Еще можно отметить тот факт, что в конце 70-х годов произошло «затоваривание» артиллерийских складов. Снарядов и ракет для реактивной артиллерии производилось столько, что их стало некуда девать. По-хорошему, их производство надо было приостановить хотя бы на несколько лет. Но это было бы настоящей катастрофой для военно-промышленного комплекса. Значит, нужна была война. Таким образом, ввод войск в ДРА был предрешен.
Результатом вышеизложенных причин явился ввод советских войск в Афганистан, начавшийся 25 декабря в 15 часов по московскому времени. 26–27 декабря основная их часть начала продвижение через границу в направлении Кабула, Герата и других городов, не встречая сопротивления. В тот же день советскими спецподразделениями был штурмом взят дворец Тадж-Бек, резиденция Х. Амина. Х. Амин погиб, главой партии и страны был «избран» Б. Кармаль. Войска предполагалось использовать лишь для охраны стратегических объектов, но с марта 1980 г. СССР оказался втянут в войну, продолжавшуюся десять лет и сыгравшую роль одного из катализаторов его распада.
Таким образом, решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. принималось группой наиболее влиятельных советских руководителей под воздействием событий, происходивших в 1978–1979 гг. в этой стране и в международных отношениях в целом, а также на основе имевшейся в их распоряжении информации об указанных событиях из различных источников. В свою очередь, весь этот комплекс преломлялся через личностное мировоззрение и возрастно-психологический настрой советских лидеров. Указанное решение было обусловлено логикой «холодной войны» и носило геополитический характер, ставя целью не допустить выхода Афганистана из зоны советского влияния (не потерять социалистическую страну) и перехода его в зону влияния США.
Безусловно, ввод советских войск в Афганистан всполошил весь западный и восточный мир, началось резкое осуждение действий советского правительства. Но часто забывают, что советское руководство действовало отнюдь не в политическом вакууме. Политика других государств, прежде всего США и Пакистана, подталкивала Кремль к такому решению. Многое из того, что тщательно скрывалось и отрицалось, сегодня становится явным. Например, в книге Петера Швейцера «Победа» на обширном документальном материале отражено активное вмешательство США в афганские дела.
О долгосрочных целях Вашингтона можно судить по сегодняшним дням. В Афганистане давно уже нет советских войск, о российском вмешательстве и говорить не приходится, а война в стране продолжается. Кто такие талибы и кто их поддерживает, хорошо известно. В конце 70-х годов обеспокоенность советского руководства афганскими событиями была обоснованной. Угроза внешнего вмешательства в Афганистан непосредственно затрагивала государственные интересы СССР, и без серьезно военно-политической реакции на это обойтись было нельзя. По вопросу об Афганистане можно было бы пойти на основательные переговоры с США, нажать на их болевые точки в Сальвадоре, Никарагуа, на Ближнем Востоке или договорится о взаимных уступках. Можно было оказать военно-техническую помощь Афганистану без ввода войск. Но все свелось, как позже и в Чечне, к военному пути. Теперь, когда главные угрозы для России носят невоенный характер, такой подход к политике особенно опасен.
При всех обстоятельствах ввод советских войск в Афганистан был крайне нецелесообразным. Этот опрометчивый шаг осложнил внешнеполитическое и экономическое положение Советского Союза, обострил социально-политические отношения внутри страны.
Эту крайне нежелательную акцию можно было осуществить более рационально и с другими результатами.
Во-первых, для полноценного выполнения задач в Афганистане требовались более крупные силы, которые обеспечивали бы надежное закрытие границ с Пакистаном и Ираном, воспрещали проход на территорию Афганистана вооруженных отрядов, поставки оружия и обеспечивали защиту (вместе с афганской армией) пришедших к власти новых государственных структур в районах, освобождаемой от вооруженной оппозиции.
Применение военной силы - это всегда крайняя и, как правило, вынужденная мера, к которой прибегают, когда нет других путей осуществления государственных интересов. Но если решение принято, то сила должна применяться массированно и решительно, как это было при вводе войск Варшавского Договора в Чехословакию (1968) или в ходе американской операции «Буря в пустыне» (1991).
С точки зрения международного резонанса не имеет существенного значения, сколько войск вводится на территорию другого государства (несколько дивизий или армий). Для стабилизации обстановки в Афганистане требовалось не менее 20-30 дивизий.
В политике и военной стратегии самые никудышные решения и действия - это половинчатые, нерешительные, непоследовательные.
Во-вторых, на эффективности действий войск в Афганистане сказалось и то обстоятельство, что в конце 70-х годов советское руководство вообще не имело четкой политической и военно-стратегической цели, определенного замысла действий. Поэтому Ограниченному контингенту, направленному в Афганистан, не была поставлена конкретная задача: что делать и какие боевые задачи выполнять. А наивные разговоры насчет того, что мы собирались пойти в Афганистан, стать гарнизонами и не ввязываться в военные действия, не выдерживают никакой критики. Без всякого «прогнозирования» и «моделирования» было ясно, что, придя в чужую страну, где идет гражданская война, избежать участия в боевых действиях невозможно.
Неудивительно, что при вводе войск в Афганистане в Генеральном штабе не было разработано какого-либо стратегического плана, определяющего последовательность и способы действий войск по разгрому противостоящих сил противника. В лучшем случае были планы на определенный период или планы отдельных операций и боевых действий.
Война, смысл которой до конца не понимали не только солдаты, но и кремлевские вожди, определила и все остальные недостатки, начиная с организационной структуры войск и кончая правовыми нормами, которые заставляли воевать по бюрократическим законам мирного времени. В таком же положении наши войска оказались и в Чечне.
Оргструктура войск, их оснащение не были приспособлены для антипартизанских действий - советское руководство не собиралось воевать в Афганистане и рассчитывало на совершенно иное развитие событий. К моменту ввода войск отсутствовала объективная оценка санитарно-эпидемиологических условий в Афганистане. Не озаботились, в частности, об обеспечении водой и проведении профилактических прививок. Поскольку было неясно, на какой срок прибыли войска в Афганистан, проблемы бытового устройства войск решались с большим опозданием. В итоге десятки тысяч военнослужащих переболели гепатитом и другими инфекционными заболеваниями.
14 апреля 1988 года было принято совместное советско-американское соглашение "О взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афганистану". Соглашение устанавливало крайние сроки вывода советских войск из страны: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года и все подразделения еще через шесть месяцев, то есть к 15 февраля. Это соглашение было в точности выполнено советской стороной.
Так закончилась девятилетняя, никем и никому необъявленная, героическая и одновременно трагическая война. Но в памяти людей ей жить еще долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей, обелисками и жестяными табличками на них. И уж навечно останется война в душах парней, опаленных ее огнем. Они уходили... 15 февраля из Афганистана были выведены последние советские войска. Этот день отмечается как День памяти воинов –интернационалистов.
Обобщая опыт боевых действий в Афганистане можно разделить на следующие четыре этапа:
По официальным данным погибло в Афганской войне около 25 тысяч советских солдат, ранено 35 тыс., пропали без вести или попали в плен более 400 человек.
Потери в технике, по официальным данным, составили 147 танков, 1314 бронемашин (БТР, БМП, БМД, БРДМ), 510 инженерных машин, 11 369 грузовиков и бензовозов, 433 артсистемы, 118 самолётов, 333 вертолета
Война обошлась советским людям потерями десятков миллиардов рублей. Она значительно подорвала авторитет СССР в мире. Вызвало резкое обострение международной обстановки и на некоторое время затормозила переговоры по сокращению вооружений.
Конфликт вызвал наращивание американского военного присутствия в третьем мире и разработанная администрацией США во главе с Президентом Картером так называемая "доктрина Картера", состоящая из ряда мер политического и экономического воздействия на Советский Союз и его внешнюю политику. Во-первых, предлагалось установить эмбарго на поставки зерна в СССР; во-вторых, сокращался находившийся только на стадии становления обмен в культурной, научной и технической областях. В-третьих, большинство западных держав бойкотировали Олимпийские игры в Москве 1980 года. В-четвертых, США оказывали давление на европейские страны и Японию, требуя сократить предоставление кредитов Советскому Союзу.
Эта война на много лет приблизила глубочайший экономический и политический кризис в СССР, распад Союза и крах коммунистического режима. На поддержку кабульского правительства из бюджета СССР ежегодно расходовалось около 800 миллионов долларов США.
На содержание 40-ой армии и ведение боевых действий из бюджета СССР ежегодно расходовалось около 3 миллиардов долларов США.
Солдаты не выбирают войну. Они свято выполняют приказ. Об афганской войне известно многое. Подсчитаны безвозвратные потери в живой силе и технике, материальный и моральный ущерб, который понесла наша страна. Невозможно лишь подсчитать, сколько пролито материнских, вдовьих и детских слез, сколько не зарубцевавшихся ран осталось в сердцах изувеченных молодых людей, сколько не сыграно свадеб, не спето песен. Сколько человеческих драм и потрясений вместил в себя 9-летний период той войны!
Наши воины выполняли благородную и гуманную миссию: помогали установить мир и порядок на многострадальной земле нашего южного соседа, спасти его народ от нищеты и бесправия.
141солдат не вернулось с этой войны из Новосибирской области, восемь из нашего Тогучинского района.
Сидоров Николай Петрович (1965-1984гг) из с.Владимировка;
Меренков Евгений Васильевич (1965-1984) – ст.Курундус;
Зайцев Анатолий Михайлович (1963-1983) – с.Березовка;
Борозденко Владимир Михайлович, лейтенант (1959-1982) – с.Завьялово
Гончар Николай Иванович, капитан (1949 -1982) –г. Тогучин
Мкртчан Игорь Самсонович (1967 -1986гг) – ст.Курундус;
Виноградов Сергей Михайлович (1965 - ?) – п.Горный, пропал без вести.
Чертенков Александр Витальевич, мл. сержант (1964-1984) – д.Соломатово.
Афганская война - это ужасный военно-политический просчет советского руководства. И все-таки никто не умалит героизма наших воинов там, в афганском аду. И никто, и ничто не может быть предано забвению. Чтобы не забыть - надо знать и помнить. Мы не должны допустить исторического беспамятства
В результате работы были сделаны следующие выводы:
2. Все причины можно разделить на субъективные и объективные.
Под объективными причинами подразумевается само развитие событий в Афганистане и вокруг него.
Указанные объективные причины во многом переплетались с субъективными.
Таким образом, решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. принималось группой наиболее влиятельных советских руководителей под воздействием событий, происходивших в 1978–1979 гг. в этой стране и в международных отношениях в целом, а также на основе имевшейся в их распоряжении информации об указанных событиях из различных источников. В свою очередь, весь этот комплекс преломлялся через личностное мировоззрение и возрастно-психологический настрой советских лидеров. Указанное решение было обусловлено логикой «холодной войны» и носило геополитический характер, ставя целью не допустить выхода Афганистана из зоны советского влияния (не потерять социалистическую страну) и перехода его в зону влияния США.
При всех обстоятельствах ввод советских войск в Афганистан был крайне нецелесообразным. Этот опрометчивый шаг осложнил внешнеполитическое и экономическое положение Советского Союза, обострил социально-политические отношения внутри страны. Эта война на много лет приблизила глубочайший экономический и политический кризис в СССР, распад Союза и крах коммунистического режима.
Флейта и Ветер
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Галка в чужих перьях
Зимний лес в вашем доме
Ледяная внучка